Научная статья на тему 'Особенности правового обеспечения, реализации и защиты прав интеллектуальной собственности в области спорта'

Особенности правового обеспечения, реализации и защиты прав интеллектуальной собственности в области спорта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3350
499
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРСКОЕ ПРАВО / ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / СПОРТ / ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО / СПОРТИВНОЕ ПРАВО / СПОРТИВНАЯ ИНДУСТРИЯ / ВЕЩАНИЕ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ / ТОВАРНЫЙ ЗНАК / COPYRIGHT / INTELLECTUAL PROPERTY / SPORT / CIVIL LAW / SPORTS LAW / SPORTS INDUSTRY / BROADCASTING SPORTING EVENTS / TRADE MARK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецова Анна Михайловна

Статья посвящена исследованию особенностей правового обеспечения, реализации и защиты прав интеллектуальной собственности в области спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кузнецова Анна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of legal support, realization and protection of intellectual property rights in the field of sport

The article investigates the features of legal support, realization and protection of intellectual property rights in the field of sport.

Текст научной работы на тему «Особенности правового обеспечения, реализации и защиты прав интеллектуальной собственности в области спорта»

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, РЕАЛИЗАЦИИ И ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ОБЛАСТИ СПОРТА

А.М. Кузнецова

ООО «РАЛМИР Холдинг Б.В.» (Нидерланды), филиал в Санкт-Петербурге РФ 10-я Красноармейская, 22 «А», Санкт-Петербург, Россия, 190103

Статья посвящена исследованию особенностей правового обеспечения, реализации и защиты прав интеллектуальной собственности в области спорта.

Ключевые слова: авторское право, право интеллектуальной собственности, спорт, гражданское право, спортивное право, спортивная индустрия, вещание спортивных мероприятий, товарный знак.

Спорт сегодня все более выступает в качестве сферы спортивных зрелищных шоу-бизнес-мероприятий и соответствующей деятельности, с реализацией спортивного вещания, спортивным спонсорством, с функционированием спортивной инфраструктуры и индустрии спортивных товаров, спортивного оснащения и экипировки и с другими сегментами индустрии спорта, с функционированием спортивных лотерей [2. С. 27; 3. С. 17; 7. С. 204, 206].

Эксплуатация прав интеллектуальной собственности на объекты в области спорта представляет собой в настоящее время один из самых мощных источников финансирования спорта, спортивной деятельности, спортивных мероприятий.

Гарантиям прав интеллектуальной собственности в области спорта в настоящее время за рубежом придается очень высокое значение, тем более учитывая объемы осуществления коммерческой деятельности в данной сфере, тогда как в Российской Федерации этим вопросам уделяется явно недостаточное внимание.

Как обоснованно пишет Р.Д. Гребнев, «на фоне неэффективных выступлений российских спортсменов на предыдущих Олимпийских играх и тенденций общего кризиса интереса российского населения к спорту актуализируется необходимость пересмотра взгляда на фундаментальные основы отношения государства к спорту» [1. С. 7].

Внесенные Федеральным законом от 07.06.2013 № 108-ФЗ изменения в Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», а именно закрепление по требованию ФИФА (как одно из условий проведения в России Чемпионата мира по футболу ФИФА в 2018 г.) нового п. 11.1 ст. 2, установившего правовые гарантии охраны символики физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия (включив в

это понятие целый перечень объектов прав интеллектуальной собственности в области спорта), а также внесенные в 2013 г. в часть IV Гражданского кодекса Российской Федерации некоторые изменения определяют актуальность обращения к комплексу правовых проблем обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности в указанной области. При этом значительное число существующих в этой области проблем из-за недостаточности правового регулирования до сих пор не решено.

Приготовления к проведению в 2014 г. XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в г. Сочи, Чемпионата мира по хоккею в 2016 г. и Чемпионата мира по футболу в 2018 г. актуализируют необходимость обращения к комплексу проблем надлежащего правового обеспечения, реализации и защиты прав интеллектуальной собственности в области спорта, выработки научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики.

Актуальность избранной темы также обусловлена необходимостью системной теоретизации и концептуализации ныне разрозненных различных аспектов правоотношений, связанных с правами интеллектуальной собственности в области спорта.

Результатами проведенного нами гражданско-правового и сравнительно-правового исследования выступили следующие научные обобщения и концептуальные построения.

Специфика области спорта как предметно-объектной области регулирования охраны и защиты прав интеллектуальной собственности определяется следующими ее особенностями:

- интерсекциональностью, то есть тем, что различные объекты прав интеллектуальной собственности пересекаются, соответственно, сложным образом пересекаются и взаимодействуют и связанные с ними правоотношения;

- распространением интеллектуально-правовой защиты на значительный круг объектов, не связанных с творческой деятельностью и с результатами такой деятельности.

Интерсекциональность выражается в том, что различные объекты прав интеллектуальной собственности и связанные с ними правоотношения сложным образом пересекаются и взаимодействуют. Это весьма сложные корреляции и отношения взаимной обусловленности.

Так, патентное право в области спорта стимулирует дальнейшие технологические достижения, которые в свою очередь ведут к модернизации оборудования и материалов, используемых в сфере спорта, а товарные знаки в области спорта позволяют лучше идентифицировать спортивные мероприятия, команды, игроков и спортивное оборудование и экипировку.

Взаимодействие различных форм интеллектуальной собственности можно наиболее ярко проследить на примере производства спортивной одежды и спортивной обуви. Патентное право защищает технологии, разработанные и используемые для их производства, товарный знак используется для различения данных марок одежды или обуви от другой схожей продукции прочих произво-

дителей. Авторским правом защищаются все графические и аудиовизуальные произведения, используемые для рекламирования такой спортивной одежды или обуви.

Еще пример. Для спортивных организаций важно учитывать то, что они обладают авторскими правами на логотипы, сделанные для них, если имеет место передача авторских прав в их пользу со стороны художника или компании, которой был выполнен коммерческий заказ по созданию такого логотипа [5. С. 75].

Если организатор спортивного мероприятия заказывает на коммерческой основе художнику логотип этого мероприятия, авторские права на такой логотип принадлежат именно художнику, нарисовавшему этот логотип, поскольку он является именно его творчески оригинальным произведением, в которое художник сделал свой вклад.

Таким образом, договор о заказе на такой логотип спортивного мероприятия должен содержать положение о передаче авторских прав на него художником организатору спортивного мероприятия, в противном случае спортивная организация не будет иметь возможности предоставлять лицензии на использование этого логотипа [4. С. 453].

Аудиовизуальные или фотоизображения спортсменов и спортивных команд одновременно выступают и как объекты прав лиц, сделавших эти изображения, на авторские произведения, и как объекты прав интеллектуальной собственности самих спортсменов и команд.

Исключительные права организаторов проведения спортивных соревнований и других спортивных мероприятий на программы спортивных таких мероприятий, продаваемые во время их проведения и перед их проведением, а также на оглашение и опубликование результатов таких спортивных соревнований и других спортивных мероприятий вытекают из исключительных прав организаторов проведения спортивных мероприятий на их изображение и вещание. При этом публикуемые результаты спортивных соревнований и других спортивных мероприятий, на оглашение которых имеют право только спортивные организации, их проводящие, прежде всего, является частным случаем изображения спортивного соревнования, но одновременно защищается авторским правом как текстовое произведение.

В качестве спортивно-зрелищного продукта, как указывают И.В. Понкин и А. И. Понкина, могут предлагаться отдельные спортивные мероприятия, но чаще — серии спортивных мероприятий (чемпионаты, сезоны игр и т.д.). Также могут предлагаться смешанные формы спортивных зрелищных мероприятий, в которых спортивная составляющая в той или иной мере интегрирована с чисто шоу-продуктом (зрелищным мероприятием), например — шоу «Танцы на льду», даже развлекательные программы с участием спортсменов. Критерий один — возможность продать этот продукт потребителю напрямую (посредством тикетинга или продажи возможности смотреть по телевидению трансляции мероприятий) или опосредованно (от спонсорства, от рекламы, от передачи прав на трансляцию). В основном реализуется сочетание нескольких форм [6. С. 211-212].

Таким образом, обоснованно сделать вывод о том, что специфика области спорта как предметно-объектной области регулирования охраны и защиты прав интеллектуальной собственности определяется ее интерсекциональностью, то есть тем, что различные объекты прав интеллектуальной собственности пересекаются, соответственно, сложным образом пересекаются и взаимодействуют и связанные с ними правоотношения.

Основными объектами (и группами объектов) прав интеллектуальной собственности в области спорта выступают нижеследующие:

1) спортивные мероприятия (как полностью, так и частично) или/и выступления спортсмена (спортсменов) или спортивной команды (спортивных команд) (как полностью, так и частично) как произведения (как объекты авторских прав):

1.1) спортивное выступление или его часть как художественное произведение, как произведения искусства или хореографии в области спорта (хореографическая композиция в фигурном катании — конькобежном виде спорта, относящемся к сложнокоординационным, выступление с авторской композицией в синхронном плавании и пр.);

1.2) спортивно-театрализованные и спортивно-цирковые шоу:

1.2.1) спортивно-театрализованные и спортивно-цирковые шоу как церемонии (и как части церемоний) открытия и/или церемония закрытия крупных международных и национальных спортивных мероприятий (Олимпийских игры и др.);

1.2.2) ординарные или сложносоставные тематические или универсальные спортивно-театрализованные и спортивно-цирковые шоу (шоу танцев на льду, спортивно-зрелищные автошоу и мотошоу и мн. др.);

1.3) авторские права на некоторые оригинальные тактические схемы и комбинации в некоторых игровых видах спорта и в некоторых настольных интеллектуальных спортивных играх;

1.4) хореографическое минипредставление, в строгом смысле не являющееся спортивным, но устойчиво и узнаваемо предваряющее каждое спортивное выступление спортивной команды или спортсмена;

2) аудиовизуальное изображение спортивного мероприятия в режиме реального времени или в записи (как полностью, так и частично), а также фото-или иное изображение спортивного мероприятия:

2.1) видео-, аудио- и интернет-вещание (трансляция) спортивного мероприятия в режиме реального времени (с авторскими комментариями спортивного комментатора или без таковых) — сообщения в эфир или по кабелю радио-или телепередач, вещание организациями эфирного или кабельного вещания (в том числе интернет-вещания) спортивных соревнований и других спортивных мероприятий;

2.2) аудиовизуальное изображение спортивного мероприятия в записи и его непрямая трансляция, «потоковое» воспроизведение (компьютерный файл (компьютерные файлы), в том числе «потокового» видео, запись на видеокассе-

те или на аудиокассете, с авторскими комментариями спортивного комментатора или без таковых);

2.3) трансляция ключевых моментов спортивного мероприятия (как правило, используется в информационных целях);

2.4) фоторепортажи спортивного мероприятия;

2.5) публикуемые результаты спортивных соревнований и других спортивных мероприятий, на оглашение которых имеют право только спортивные организации, их проводящие;

3) текстовые произведения и произведения дизайна, прочие письменные (в бумажном или электронном виде, на рекламных конструкциях) иные материалы, являющиеся оригинальными (как объекты авторского права):

3.1) программы спортивных мероприятий, продаваемые во время их проведения и перед их проведением;

3.2) купоны футбольных и других тотализаторов;

3.3) тексты репортажей со спортивных мероприятий;

3.4) тексты публикаций и выступлений о спортивных мероприятиях, спортсменах, спортивных организациях и т. д., тексты интервью со спортсменами, иными субъектами спортивных отношений, прочие материалы, в том числе в рамках проводимой пропаганды спорта;

3.5) сборники правил спорта по виду спорта или в рамках одной спортивной организации (как составные произведения — произведения, представляющие собой результат творческого труда по подбору или расположению материалов);

3.6) отчеты и иные материалы, используемые для осуществления управления в сфере спорта;

4) изображения и иные средства индивидуализации спортсменов и спортивных команд как объекты прав интеллектуальной собственности;

4.1) фотографии спортсменов (единолично или в составе спортивной сборной команды) и спортивных команд (фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии), за исключением фоторепортажей спортивных мероприятий;

4.2) аудиовизуальные произведения (кинофильмы, видеоролики и фонограммы, а также их части и исходные рабочие записи и т.д.) с записями изображений спортсменов и спортивных команд, за исключением аудиовизуальных трансляций и записей проведения спортивных мероприятий;

4.3) изображения спортсменов и спортивных команд в виде произведений изобразительного искусства (произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и др.);

4.4) иные средства индивидуализации спортсменов:

4.4.1) фамилии, имена и прозвища спортсменов;

4.4.2) авторские жесты, авторские мини-хореографические движения спортсменов, ассоциируемые лично с ними;

4.4.3) авторские слоганы, ассоциируемые с конкретными спортсменами;

5) средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий:

5.1) фирменные наименования и товарные знаки организаторов спортивных соревнований и других спортивных мероприятий;

5.2) фирменные наименования и товарные знаки спортивных организаций, спортивных команд;

5.3) фирменные наименования и товарные знаки организаций — производителей/поставщиков/продавцов спортивных товаров и услуг, а также на наименование места происхождения производимого ими товара; коммерческое обозначение;

5.4) товарные знаки и знаки обслуживания произво дите-лей/поставщиков/продавцов спортивных товаров и услуг;

6) аудиовизуальные, фото- и иные изображения спортсменов и спортивных команд (как объекты прав на авторские произведения):

6.1) фотографии (фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии) спортсменов и спортивных команд (как авторские произведения фотографов), за исключением фоторепортажей спортивных мероприятий;

6.2) аудиовизуальные произведения (кинофильмы, видеоролики и фонограммы, а также их части и исходные рабочие записи и т.д.) с записями изображений спортсменов и спортивных команд (как авторские произведения операторов и/или режиссеров и т.д.), за исключением аудиовизуальных трансляций и записей проведения спортивных мероприятий;

6.3) изображения спортсменов и спортивных команд в виде произведений изобразительного искусства (как объекты прав авторов таких произведений на авторские произведения);

7) объекты архитектуры и градостроительства (спортивные объекты полностью или частично, элементы ландшафтного оформления и т.д.) как объекты авторских прав, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

8) музыкальные произведения (с текстом или без текста) отрывки музыкально-драматических произведений в живом публичном исполнении или в публичной ретрансляции (посредством проигрывания фонограммы):

8.1) гимн спортивной организации как средство ее индивидуализации;

8.2) музыкальное произведение, воспроизводимое во время проведения спортивного мероприятия (как элемент его звукового сопровождения и оформления);

8.3) музыкальное произведение как элемент спортивно-театрализованного или спортивно-циркового шоу (в демонстрации вживую, в теле-, радио- или интернет-трансляции в режиме реального времени или в записи);

9) объекты прав интеллектуальной собственности на изобретения, технологии, секреты производства (ноу-хау), полезные модели и промышленные образцы в области спорта (образцы спортивных снарядов, предметов спортивного оборудования, спортивной одежды, экипировки и оснастки, элементы и узлы

спортивных технических сооружений и иных сложных технических объектов, технические узлы и элементы спортивных автомобилей и мн. др.);

10) программы для электронных вычислительных машин (компьютерные программы для фиксации, обработки и представления результатов спортивных соревнований и др.);

11) базы данных (результаты спортивных соревнований, персональные данные спортсменов, результаты допинг-контроля и др.).

Спортивное выступление спортсмена может рассматриваться в качестве объекта авторского права и подлежит авторско-правовой охране и защите преимущественно в эстетико-творческих видах спорта и в том случае, если таковое выступление одновременно удовлетворяет следующим условиям:

- основано на едином исполнительском творческом замысле и связано с реализацией такого замысла, характеризующегося ярко выраженной интеллектуальной природой и подчиненного цели обеспечения спортивной зрелищности и артистичности, соответственно качество такого выступления не может быть оценено в абсолютных измерительных единицах, а субъективно (судьями) оценивается по критериям сложности, техничности, слаженности (если групповое выступление) и артистичности;

- содержит предопределенные и придуманные спортсменом (или его тренером или иным лицом и на законных основаниях исполняется спортсменом) элементы оригинального хореографического произведения или пантомимы или произведения театрализованного искусства, то есть содержит элементы других объектов прав интеллектуальной собственности, на которые распространяются авторские права.

Право спортсмена на собственное изображение представляет специфическое, свойственное сфере спорта право на средство индивидуализации спортсмена, детерминировано результатом сложной корреляции права на средство индивидуализации работ и услуг, права распоряжаться своим собственным образом и права на защиту частной жизни, трансформированных применительно к особенностям сферы спорта, и означает правопритязание спортсмена осуществлять исключительный контроль за любым коммерческим использованием в рекламных, маркетинговых или других целях (в том числе в СМИ) его имени, изображения (графического, фото или видеоизображения) его физического облика, в том числе лица, в визуально узнаваемом ракурсе или виде, а равно аудиоизображения его голоса, изображение идентификационных его жестов и иных признаков, автографа, идентифицирующих этого спортсмена инициалов или прозвища, включая право спортсмена возражать против и добиваться прекращения копирования и распространения изображения без его специального и ясно выраженного на то согласия.

Товарный знак спортивной организации или спортивной команды — любое оригинальное словесное, графическое (изобразительное), объемное или иное обозначение (или их комбинация) любого цвета или цветового сочетания, создающее и обеспечивающее дистинктивный имидж (образ) с максимально емкой по содержанию и краткой по форме дескриптивностью, который относительно

легко узнается и идентифицируется (призван обеспечивать идентификацию) третьими лицами как неотъемлемо связанный с этой спортивной организацией или спортивной командой и отражающий ее спортивную и деловую репутацию и ее спортивные достижения и возможности.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Гребнев Р.Д. Конституционное право на спорт. — М., 2012.

[2] Понкин И.В., Соловьев А.А., Понкина А.И. Правовое регулирование спорта в Швейцарии. — М., 2013.

[3] Понкина А.И. Государственное управление и автономная институализация в области спорта. — М., 2013.

[4] Gardiner S., James M., O'Leary J., Welch R., Blackshaw I., Boyes S., Caiger A. Sports law. Second Edition. — London: Cavendish Publishing Limited, 2001.

[5] Healey D. Sport And the Law. Third edition. — New South Wales: UNSW Press book, 2005.

[6] Ponkin I.V., Ponkina A.I. Sports as a Sphere of Show-business // New prospects of Sports Law / The Publication Committee of Festschrift for Professor Dr. Kee-Young Yeun on the Occasion of his 60th Birthday. — Seoul (Korea): YR Publishing co., 2013. — P. 205-217.

[7] Ponkina A.I. Autonomy of sport: legal aspects // International Sports Law Review Pandektis. — 2013. — Vol. 10. — № 1-2. — P. 204-215.

THE FEATURES OF LEGAL SUPPORT, REALIZATION AND PROTECTION OF INTELLECTUAL PROPERTY RIGHTS IN THE FIELD OF SPORT

A.M. Kouznetsova

Ralmir Holding BV (Netherlands)

22 A, 10th Krasnoarmeiskaya, Saint-Petersburg, Russia, 190103

The article investigates the features of legal support, realization and protection of intellectual property rights in the field of sport.

Key words: copyright, intellectual property, sport, civil law, sports law, sports industry, broadcasting sporting events, trade mark.

REFERENCES

[1] Grebnev R.D. Konstitucionnoe pravo na sport. — M., 2012.

[2] Ponkin I.V., Soloviev A.A., Ponkina A.I. Pravovoe regulirovanie sporta v Shvejcarii. — M., 2013.

[3] Ponkina A.I. Gosudarstvennoe upravlenie i avtonomnaja institualizacija v oblasti sporta. — M., 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.