Научная статья на тему 'О соблюдении авторских прав при производстве и распространении рекламы'

О соблюдении авторских прав при производстве и распространении рекламы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2574
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баранова Марина Владимировна, Козлов Александр Викторович

В целом ряде случае в реклама является объектом авторского права. Поэтому при производстве и распространении рекламы необходимо соблюдать законодательство об авторском праве. В статье авторы рассматривают вопросы регулирования авторских прав между рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем и третьими лицами при производстве и распространении рекламы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О соблюдении авторских прав при производстве и распространении рекламы»

Багмет А. М. Теоретико-прикладные аспекты вооруженного сопротивления представителям власти при массовых беспорядках

ренних дел Российской Федерации» (ред. от

05.04.2011 г.) // СЗ РФ. — 1997. — № 6. — Ст. 711.

7. Федеральный закон от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (ред. от

08.12.2011 г.) // СЗ РФ. — 1995. — № 15. — Ст. 1269.

8. Федеральным закон от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ «О государственной охране» (ред. от 08.12.2011) // СЗ РФ. — 1996. — № 22. — Ст. 2594.

9. См.: Комментарий к УК РФ / Под ред. А.Г. Королькова. — М., 2004. — С. 1120.

10. См.: Комментарий к УК РФ / Под ред. В.И. Радченко, А.С. Михлина. — М., 2000. — С. 862.

11. См.: Шеслер А.В. Преступления против общественной безопасности: Учебное пособие / А.В. Шеслер, С.М. Мальков. — Красноярск, 2000. — С. 30.

12. Комментарий к УК РФ / Под ред. А. В. Наумова. — М., 1996. — С. 824.

13. См.: Комментарий к УК РФ: Расширенный уголовно-правовой анализ / Под ред. В.В. Мозякова. — М., 2004. — С. 912.

14. См.: Комментарий к УК РФ / Под ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. — М., 2000. — С. 896.

15. См.: Уголовное право России. Особенная часть: Учебник / Под ред. Б.В. Здравомыюлова. — М., 1996. — С. 257.

16. См.: Игнатов А.Н. Курс российского уголовного права: В 2 т. / А.Н. Игнатов, Ю.А. Красиков. — М., 2002. — Т. 2: Особенная часть.

17. См.: Коряковцев В.В. Комментарий к УК РФ /

B.В. Коряковцев, К.В. Питулько. — СПб., 2004. —

C. 499—500.

18. См.: Российское уголовное право. Особенная часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. — М., 1997. — С. 243.

19. См.: Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Учебник / Под ред. А.И. Рарога. — М., 2004. — С. 487.

20. СЗ РФ. — 1996. — № 51. — Ст. 5681.

21. См.: Соловьев А. Массовые беспорядки: организация, участие, призывы к неподчинению // Российская юстиция. — 2000. — № 7. — С. 48.

22. См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2000. — № 4. — С. 5.

23. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред.

Н.Ю. Шведовой. — М., 1984. — С. 359,467.

24. См. там же. — С. 246.

25. См. там же. — С. 555, 666; Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г. В. Осипова. — М., 1998. — С. 274, 327.

М.В. Баранова, А.В. Козлов

Баранова Марина Владимировна — профессор кафедры теории и истории государства и права Нижегородской

академии МВД России, доктор юридических наук, кандидат культурологии, профессор

E-mail: qazxsw1232007@yandex.ru

Козлов Александр Викторович — начальник отдела академического развития, доцент кафедры уголовного права

и уголовного процесса Нижегородского филиала Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», судья третейского суда при Автономной некоммерческой организации «Центр третейского разбирательства», кандидат юридических наук, доцент

E-mail: kozloww@mail.ru

О соблюдении авторских прав при производстве и распространении рекламы

В целом ряде случае в реклама является объектом авторского права. Поэтому при производстве и распространении рекламы! необходимо соблюдать законодательство об авторском праве. В статье авторы1 рассматривают вопросы регулирования авторских прав между рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем и третьими лицами при производстве и распространении рекламы.

In many cases, advertising is the subject of copyright. Therefore, the production and distribution of advertising must comply with copyright laws. In this article the authors consider the regulation of copyright between advertisements and third parties in the production and distribution of advertising.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ (далее — Закон о рекламе) под рекламой понима-

ется информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц

и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке1. Из определения рекламы следует, что ее основная цель — формирование или поддержание интереса адресатов рекламы (потребителей рекламы) к рекламодателю, его товарам, работам и услугам.

Для повышения эффективности рекламы с точки зрения ее воздействия на потребителя с тем, чтобы возбудить его интерес к рекламодателю, его товарам, работам и услугам, рекламопроизводитель часто при создании рекламы использует музыку, стихи и т. д.2 В результате реклама в целом ряде случаев содержит объекты авторского права. Такими объектами могут быть литературные произведения (если в рекламе, например, используются элементы авторского стихотворного текста или прозы); музыкальные произведения с текстом или без текста (если реклама сопровождается музыкой или песней); аудиовизуальные произведения (если реклама содержит части художественных, мультипликационных, документальных фильмов, распространяется в виде рекламного ролика); фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии (если реклама, например, оформлена в виде плаката, на котором есть фотографии); географические, геологические и другие карты (например, если реклама популяризует какое-либо место, либо размещена на картах маршрутов движения общественного транспорта) и др.

Этим обусловлено включение в Закон о рекламе части 11 статьи 5, согласно которой при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования законодательства об авторском праве.

По сути, соблюдение требований законодательства об авторском праве означает урегулирование с авторами или иными правообладателями вопросов об исключительных правах на использование произведения, если рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель в ходе производства или распространения рекламы используют его хотя бы одним из способов, указанных в статье 1270 части 4 ГК РФ. Законодатель указывает на следующие возможные направления такого использования:

1) воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения;

2) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;

3) публичный показ произведения;

4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;

5) прокат оригинала или экземпляра произведения;

6) публичное исполнение произведения;

7) сообщение произведения в эфир;

8) сообщение произведения по кабелю;

9) перевод или другая переработка произведения;

10) практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садовопаркового проекта;

11) доведение произведения до всеобщего сведения.

Количество и комбинация видов использования произведений при производстве и распространении рекламы зависит от целого ряда обстоятельств, главными из которых являются вид рекламы, форма ее выражения, особенности производства и способ распространения. Так, например, распространение печатной рекламы путем расклеивания рекламных плакатов, тиражирования рекламных плакатов рекламопроизводителем с точки зрения авторского права является воспроизведением произведения (изготовление одного и более экземпляров), передача рекламных плакатов от рекламопроизводителя рекламодателю и (или) рекламораспространителю с точки зрения авторского права является распространением произведения (отчуждение произведения), расклеивание плакатов в местах массового скопления людей с точки зрения авторского права является публичным показом произведения.

Урегулирование с авторами или иными правообладателями вопросов о правах на использование произведения означает получение рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем исключительного права на использование произведения. Способы и порядок получения такого права указаны в части 4 ГК РФ.

В том случае, если исключительное право на использование произведения не получено, распространение рекламы, содержащей такие произведения, влечет гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

Г ражданское законодательство предусматривает общие (для всех объектов интеллектуальной собственности) и специальные способы защиты исключительных прав на использование произведения. Общие способы защиты перечислены в статье 1252 части 4 ГК РФ, в соответствии с которой защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления требования:

1) о признании права — к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя;

2) о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, — к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним;

3) о возмещении убытков — к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным обра-

Баранова М.В., Козлов А.В. О соблюдении авторских прав при производстве и распространении рекламы

Баранова М.В., Козлов А.В. О соблюдении авторских прав при производстве и распространении рекламы

зом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб;

4) об изъятии материального носителя в соответствии с пунктом 5 статьи 1252 ГК РФ — к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;

5) о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя — к нарушителю исключительного права.

Специальные способы защиты исключительных прав на использование произведения перечислены в статье 1301 части 4 ГК РФ, в соответствии с которой в случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных ГК РФ, вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

— в размере от 10 тыс. рублей до 5 млн рублей, определяемом по усмотрению суда;

— в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

Административная ответственность предусмотрена в статье 7.12 КоАП РФ за любое нарушение авторских прав с целью извлечения прибыли. Уголовная ответственность предусмотрена в статье 146 УК РФ за незаконное использование объектов авторского права, совершенное в крупном размере, когда стоимость контрафактных экземпляров произведения или прав на использование произведения превышает 100 тыс. рублей.

Теперь рассмотрим основные способы получения и закрепления исключительного права на использование произведения, являющегося составной частью рекламы. В ходе анализа мы будем исходить из того, что рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель — разные лица. На случаи совпадения рекламодателя и рекламопроизводителя в одном лице или рекламодателя и рекламораспространителя либо рекламопроизводителя и рекламораспространителя в одном лице мы будем указывать в тексте статьи специально.

Начнем с рекламопроизводителя. Приступая к производству рекламы, рекламопроизводитель должен быть уверен в том, что:

1) он не нарушит авторские права в ходе производства рекламы (например, если производство рекламы включает в себя изготовление тиража рекламных плакатов с фотографиями, как видом объектов авторского права, то уже само по себе тиражирование является использованием произведения в виде воспроизведения, а следовательно, требует согласия автора фотографии или иного правообладателя);

2) он не нарушит авторские права при распространении рекламного продукта (передача, например, ОУО-диска с рекламным продуктом, содержащим объект авторского права, уже сама по себе является таким видом использования произведения, как его распространение, и право на распространение нужно получить);

3) он уполномочен передать рекламодателю или рекламораспространителю права на использование произведения при распространении рекламы (например, если реклама будет показана по телевидению, то у рекламопроизводителя должно быть право на сообщение произведения в эфир и полномочие на передачу этого права рекламодателю или рекламораспространителю).

А теперь перейдем непосредственно к юридическим аспектам проблемы. В случае если рекламопроизводитель получил заказ на производство рекламы, которая будет содержать объект авторского права (произведение), могут возникнуть две ситуации: 1) объект авторского права уже создан;

2) объект авторского права только предстоит создать.

Если объект авторского права создан, это может породить следующие типичные в подобных случаях ситуации.

1. Права на объект авторского права принадлежат самому рекламораспространителю. В этом случае проблема исключительных прав на произведение на этапе производства рекламы решена.

2. Права на объект авторского права принадлежат третьим лицам (допустим, при создании рекламного ролика рекламопроизводитель планирует включить в него музыку из известной песни, исключительных прав на которую у него нет). На практике рекламопроизводитель в соответствии с договором, заключенным с рекламодателем, при создании рекламы, как правило, использует уже готовые произведения, исключительные права на которые принадлежат другим лицам. В этом случае приобрести такие права можно, заключив с автором или правообладателем один из двух видов договоров: договор об отчуждении исключительного права на произведение или лицензионный договор.

Согласно статье 1285 ГК РФ по договору об отчуждении исключительного права на произведение автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права. Такой договор заключается в простой письменной форме и не подлежит государственной регистрации. Существенными условиями договора являются: предмет договора (исключительное право на произведение) и цена.

Е.А. Моргунова справедливо указывает на то, что предмет договора должен быть максимально определен путем указания на то, какой именно объект авторского права передается. Она, в частности, верно отмечает, что в некоторых случаях для детали-

зации предмета договора целесообразно экземпляр или снимки произведения оформлять как приложение к договору, и приводит следующий пример из судебной практики: «В суде рассматривалось дело о нарушении авторских прав на фотографии. Ответчик утверждал, что использует произведение правомерно, так как получил право на использование произведения по договору. Суд попросил предоставить доказательства, что права получены именно на данные фотографии, однако доказать этого ответчик не сумел»3.

Рекламопроизводитель должен помнить, что по договору об отчуждении исключительного права на произведение это право может перейти либо с момента заключения договора, либо с даты, указанной в договоре.

С момента, когда права по договору об отчуждении исключительного права на произведение перешли к рекламопроизводителю, он может распоряжаться ими по своему усмотрению без ограничений.

Теперь о лицензионном договоре. Согласно статье 1286 ГК РФ по лицензионному договору одна сторона — автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах. То есть, по сути, по лицензионному договору временно предоставляется право использовать произведение одним или несколькими способами. Такой договор также заключается в простой письменной форме и не подлежит государственной регистрации.

Существенными условиями лицензионного договора в рекламной сфере являются: предмет договора, способы использования произведения и цена. Что касается предмета договора и способов использования произведения, то если, например, в рекламе будет использована песня, а сама реклама будет распространяться по радио, то в лицензионном договоре рекламораспространителю должно быть предоставлено право на сообщение песни в эфир. Если рекламопроизводитель планирует переделать в рекламных целях текст песни, то в лицензионном договоре нужно еще предусмотреть предоставление рекламопроизводителю права на переработку текста песни.

Если говорить о цене лицензионного договора, то в договоре может быть указан размер вознаграждения за использование произведения или порядок исчисления такого вознаграждения. Мы рекомендуем рекламопроизводителю настаивать на указании в договоре цены в виде фиксированного единовременного платежа.

В лицензионный договор, помимо существенных условий, могут быть включены и иные условия, не являющиеся существенными, например территория и срок действия договора. При этом, если территория использования произведения в договоре не указана, то рекламопроизводитель вправе использовать произведение на всей терри-

тории Российской Федерации (п. 3 ст. 1235 ГК РФ). А если в договоре не указан срок, то договор считается заключенным на 5 лет, за исключением лицензионного договора на использование произведения в составе аудиовизуального или иного сложного произведения. Последний договор считается заключенным на весь срок и в отношении всей территории действия соответствующего исключительного права4.

Выделяются два вида лицензионного договора: исключительная лицензия и простая (неисключительная лицензия)5. При исключительной лицензии лицензиату (в нашем случае — рекламопроизводителю) предоставляется право использования произведения без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензии третьим лицам. При неисключительной лицензии лицензиату предоставляется право использования произведения с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензии третьим лицам на тот же способ использования и на той жетерритории.

Лицензиары неохотно идут на выдачу исключительной лицензии. Но мы рекомендуем рекламопроизводителю пытаться заключить лицензионный договор именно на условиях исключительной лицензии. В противном случае, если лицензиар разрешит третьим лицам использовать произведение тем же способом и на той же территории, это может обернуться убытками в виде упущенной выгоды при распространении рекламы.

Если объект авторского права, который рекламопроизводитель планирует включить в рекламу, только предстоит создать, то тут может быть три варианта:

1) рекламопроизводитель сам создаст произведение (если он — физическое лицо);

2) произведение будет создано рабочими рекламопроизводителя-работодателя;

3) рекламопроизводитель обратится по поводу создания произведения к третьим лицам.

В первом случае вопрос о получении рекламопроизводителем исключительных прав на произведение решается автоматически.

Если рекламопроизводитель поручает создание произведения своим рабочим, он должен быть уверен, что исключительные права на вновь созданное произведение будут принадлежать ему. А для этого созданное произведение должно быть служебным. Согласно пункту 1 статьи 1295 ГК РФ произведение, созданное работником, будет служебным, если работник создал данное произведение в пределах своих трудовых обязанностей. Факт того, что создание произведения является именно трудовой обязанностью, подтверждается трудовым договором, дополнительными соглашениями, а также иными документами, например, служебным заданием, поручением и т. д. Рекламопроизводителю в документации на создание произведения следует отразить вид произведения и требования к нему (если это музыкальное произведение, то необходимо отразить жанр,

Баранова М.В., Козлов А.В. О соблюдении авторских прав при производстве и распространении рекламы

Баранова М.В., Козлов А.В. О соблюдении авторских прав при производстве и распространении рекламы

стиль, продолжительность звучания), сроки создания произведения и др.

Если рекламопроизводитель обращается с целью создания произведения, которое станет составной частью рекламы, к третьим лицам, то это лучше оформить договором авторского заказа. Согласно пункту 1 статьи 1288 ГК РФ договор авторского заказа — это договор, по которому автор обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме. А. Фалалеев указывает, что договор авторского заказа является самостоятельным видом договоров, который давно и активно применяем в сфере интеллектуальной деятельности6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н. Лапин выделяет следующие признаки договора авторского заказа:

— объектом договора являются произведения науки, литературы или искусства;

— произведение может быть создано только физическим лицом;

— цель договора заключается в создании произведения науки, литературы или искусства7.

В.А. Хохлов указывает, что договор авторского заказа может быть заключен только в отношении произведения, которое не существует на момент заключения договора. Но этому не противоречит практика заключения соглашений в отношении произведений, над которыми автор уже размышлял, работал и которые частично воплотил в жизнь8.

Существенными условиями договора авторского заказа являются предмет и срок его представления.

Предметом договора является как само произведение, так и работа по его созданию. Как верно отмечает В.А. Хохлов, используемое в названии договора слово «заказ» означает, что заказчик должен выразить намерение о создании произведения с определенными характеристиками. Такое намерение может представлять собой отдельное письмо с требованиями к произведению или перечень условий, обозначенных непосредственно в тексте договора авторского заказа. Обычно указываются вид и назначение произведения, его форма, способ представления, объем, жанр и другие характеристики9.

Если в договоре авторского заказа не указан срок передачи заказчику произведения, такой договор согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 1289 ГК РФ не считается заключенным. Согласно пунктам 2—4 статьи 1289 ГК РФ в случае, когда срок исполнения договора авторского заказа наступил, автору при необходимости и при наличии уважительных причин для завершения создания произведения предоставляется дополнительный льготный срок продолжительностью в одну четвертую часть срока, установленного для исполнения договора, если соглашением сторон не предусмотрен более длительный льготный срок. По истечении льготного срока заказчик вправе в одностороннем порядке

отказаться от договора авторского заказа. Заказчик также вправе отказаться от договора авторского заказа непосредственно по окончании срока, установленного договором для его исполнения, если договор к этому времени не исполнен, а из его условий явно вытекает, что при нарушении срока исполнения договора заказчик утрачивает интерес к договору.

В пункте 2 статьи 1288 ГК РФ указано, что договором авторского заказа может быть предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, или предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах. На основании данного положения Е.А. Моргунова выделяет три вида договоров авторского заказа.

1. Договор авторского заказа, по которому не предусмотрено ни отчуждение исключительного права на произведение, ни предоставление исключительного права. По такому договору заказчик приобретает только право собственности или право временного владения и пользования на материальный носитель произведения.

2. Договор авторского заказа с условием о предоставлении заказчику права использования произведения в установленных договором пределах. К такому договору соответственно применяются положения о лицензионных договорах.

3. Договор авторского заказа, предусматривающий отчуждение заказчику исключительного права на произведения на условиях, предусмотренных лицензионным договором. К такому договору применяются правила о договоре об отчуждении исключительного права на произведение, если из существа договора не вытекает иное10.

С точки зрения рекламопроизводителя первый вид договора авторского заказа нежелателен (так как впоследствии рекламопроизводителю во избежание нарушения авторских прав придется заключать с создателем произведения договор об отчуждении произведения либо лицензионный договор), второй вид допустим, а третий — наиболее приоритетен.

Если рассматривать взаимоотношения между рекламодателем и рекламопроизводителем по поводу создания рекламы, то начальным этапом построения договорных отношений в сфере рекламной деятельности является заключение договора на создание рекламного продукта. По своей природе договор на создание рекламы является договором подряда. В случае если реклама содержит объекты авторского права, то регламентация передачи исключительных прав на них может осуществляться путем включения условий об этом в договор о создании рекламы или путем заключения самостоятельных договоров. Последний способ более приоритетен.

Такими самостоятельными договорами могут быть договор авторского заказа (если произведение к моменту договора о создании рекламы еще

не существует) либо договор об отчуждении исключительных прав на произведение или лицензионный договор (если произведение к моменту заключения договора о создании рекламы не создано, либо в договоре авторского заказа не было условия о передаче исключительных прав на произведение или о распоряжении исключительными правами). Эти три договора уже анализировались нами ранее. Отметим только, что в договоре авторского заказа рекламодателю следует максимально подробно сформулировать требования к произведению как составной части рекламы (вид, жанр произведения, его содержание и т. д.). Эти требования должны логически вписываться в требования к итоговому рекламному продукту, описанные в договоре о создании рекламы. Они могут быть отражены в самом договоре авторского заказа или оформлены как приложение к нему.

Целесообразно в договоре авторского заказа помимо окончательного срока создания произведения предусмотреть, если это возможно, промежуточные этапы его создания. При создании рекламы в виде рекламного ролика (аудиовизуального произведения) такими этапами могут, например, быть: утверждение рекламодателем сценария произведения, утверждение музыкального произведения как составной части, согласование исполнителей, декораций и т. д. При этом рекламодатель может с целью уточнения в рабочем режиме его видения рекламы согласовать с рекламопроизводителем вопрос о включении в рабочую группу по созданию рекламы представителя рекламодателя.

При заключении лицензионного договора рекламодатель должен быть уверен, что переданных ему исключительных прав на использование произведения должно быть достаточно для распространения рекламы теми способами, в те сроки и на той территории, которые он запланировал.

В основе договорных отношений между рекламодателем и рекламорастпространителем лежит договор о распространении рекламы, который, как правило, носит характер договора о возмездном оказании услуг. Передача исключительных прав на использование произведения в составе рекламы от рекламодателя к рекламораспространителю может осуществляться путем включения условий об этом в договор о распространении рекламы либо путем заключения договора об отчуждении исключительных прав на произведение или лицензион-

ного договора. Рекламораспространитель должен убедиться в том, что полученные им исключительные права на произведение позволяют распространять рекламу способами (в срок, натерритории и т. д.), указанными в договоре о распространение рекламы, без нарушения авторских прав.

В завершение следует отметить, что регламентация прав на использование произведения упрощается в случае, если рекламодатель и рекламопроизводитель совпадают в одном лице, так же как если совпадают в одном лице рекламодатель и рекламораспространитель либо рекламопроизводитель и рекламораспространитель. Кроме того, между рекламодателем и рекламопроизводителем может быть достигнута договоренность о том, что последний передает исключительные права на произведение непосредственно рекламораспространителю.

Примечания

1. СЗ РФ. —2006. — № 12. — Ст. 1232.

2. См.: Хужин А.М. Правовые проблемы использования объектов интеллектуальной собственности в рекламе / А.М. Хужин, М.В. Карпытев // Рекламный бизнес, законодательство, экономическая безопасность личности и государства в современной России: Сборник статей / Под ред. В.М. Баранова. — Н. Новгород, 2005. — С. 205.

3. См.: Моргунова Е.А. Авторское право: Учебное пособие / Отв. ред. В.П. Мозолин. — М., 2009. —

С. 176—177.

4. См. там же. — С. 196.

5. См.: Абрамова Н. Лицензионный договор: некоторые правовые аспекты распоряжения исключительным правом на произведение // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — 2011. — № 2. — С. 26.

6. См.: Фалалеев А. Суть договора авторского заказа по Гражданскому кодексу Российской Федерации // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — 2011. — № 1. — С. 15.

7. См.: Лапин Н. Регулирование договора авторского заказа в законодательстве России // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежньые права. — 2011. — № 3. — С. 56—60.

8. См.: Хохлов В.А. Договор авторского заказа в гражданском праве России // Журнал российского права. — 2011. — № 4. — С. 27.

9. См. там же. — С. 32.

10. См.: Моргунова Е.А. Указ. соч. — С. 182.

Баранова М.В., Козлов А.В. О соблюдении авторских прав при производстве и распространении рекламы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.