ЗАЩИТА РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПЕЦИАЛЬНОМ И ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
СТЕПАНОВА О.А.
В статье анализируются перспективы создания сетевого банка результатов интеллектуальной деятельности педагогов специального и инклюзивного образования; раскрывается его роль в развитии внедренческой деятельности в сфере обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья, построенной на успешных образцах практики и корректном взаимообмене результатами научноэкспериментального поиска и творческой педагогической деятельности.
В настоящее время в специальном и инклюзивном образовании, фокусирующемся на решении задач обучения, воспитания развития и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), часть из которых имеет инвалидность, активно развиваются международные контакты и обмен продуктивным опытом коррекционно-педагогической и реабилитационной работы. Ратификация Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов обращает внимание исследователей и практических специалистов на важность и необходимость обеспечения для них доступности непрерывного общего и профессионального образования в наименее ограничивающих (инклюзивных) условиях. «От разных возможностей - к равным возможностям», - таков новый ценностный ориентир европейского образования и исходный посыл общественного движения «Образование для всех», постулирующего, что каждый человек представляет собой уникальное сочетание способностей, зачастую не выявленных и невостребованных обществом. Инклюзивно-ориентированное образование должно обеспечить создание максимально благоприятной и минимально ограничивающей среды для выявления задатков и склонностей, развития общих и специальных способностей, творческой самореализации всех обучающихся, в том числе с ОВЗ.
Предпринятый нами анализ научно-педагогической литературы, включающей диссертационные работы, учебно-методические пособия и сборники научных трудов, материалы научнопрактических конференций и публикации в периодической печати, посвященные проблемам доступности образования для лиц с ОВЗ, свидетельствует о высоком интересе, во-первых, к изучению и перенесению в российскую действительность зарубежных моделей их социальной и педагогической интеграции, и, во-вторых, о стремлении к разработке и реализации собственных коррекционно-образовательных практик. Подчеркнем параллельность данных процессов: изучение и принятие/модификация зарубежного опыта происходят одновременно с наработкой отечественных инклюзивных технологий, а также переносом и творческой трансформацией подходов, методов и технологий, разработанных в системе отечественного специального образования, в новую - инклюзивно-ориентированную - реальность.
Основной вектор разработки форм, технологий, методов, приемов и средств коррекционнообразовательной работы, отвечающих современным социально-экономическим, социальнопсихологическим и социокультурным вызовам, связан с обеспечением непрерывного индивидуализированного образования, ориентированного на формирование творческой социально ответственной личности [1]. В условиях, когда образовательный процесс проектируется в соответствии с особенностями психофизического развития, образовательными потребностями и возможностями детей и молодежи с ОВЗ, он требует учета значительно большего числа биологических и социальных факторов, лежащих в основе индивидуализации обучения и воспитания. В
The article analyzes the prospects of creation of a network of the Bank of the results of intellectual activities of teachers of special and inclusive education; reveal its role in the development of innovation activities in the sphere of training and education of persons with disabilities, based on the successful practice and correct interchange of the results of the scientific-experimental search for creative and pedagogical activities.
связи с этим резко возрастает необходимость вовлечения в деятельность по созданию, апробации и внедрению инклюзивных образовательных практик специалистов, обладающих расширенным набором профессиональных компетенций, умеющих находить новые пути и способы решения индивидуализированных коррекционно-образовательных задач, и способных транслировать их профессиональному сообществу. Эта деятельность носит преобразующий, творческий характер и часто оценивается как инновационная.
Специфика инноваций в образовании заключается в том, что «предметом» инновационной деятельности являются изменения в личности, постоянно развивающейся и обладающей неповторимыми особенностями, сами же образовательные нововведения должны быть не только приняты, но и одобрены обществом (Т.Г. Новикова, 2006). Для российского образования инновационная деятельность как деятельность в рамках таких взаимосвязанных стадий как научные исследования, экспериментальная работа, освоение и тиражирование новшеств в образовательной практике стала достаточно понятным явлением.
В то же время повышение инновационной активности педагогических работников все острее ставит вопросы, связанные с относительно новой функцией управления инновационной деятельностью - управлением объектами интеллектуальной собственности, предусматривающим вопросы формирования, обеспечения правовой защиты, использования и вовлечения их в хозяйственный оборот [2]. Достижения, которые имеются в педагогике, можно отнести к интеллектуальной собственности, считают Б.М. Асфандиаров (2006, 2012); О.Н. Быкова (2012);
Э.Ф. Зеер, С.А. Новоселов (2007, 2011); Е.В. Ломтева (2012); С.В. Матюшенко (2012); В.Э. Штейнберг (2012) и др. Вместе с тем существующая нормативная правовая база для регулирования прав интеллектуальной собственности в образовании оказывается явно недостаточной, поскольку педагогические (образовательные) инновации не подпадают под действие Законов РФ от 09.07.1993 №5351-! «Об авторском праве и смежных правах», Патентного закона РФ от 23.09.1992 г. №3517-1, Закона РФ от 23.09.1992 №3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» [3].
Все сказанное распространяется и на результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые как инновационные педагогические продукты в специальном и инклюзивном образовании. Однако до настоящего времени имеются лишь локальные примеры патентования способов коррекционно-образовательной работы и регистрации авторских прав, определяющих правоохранительную способность объектов интеллектуальной деятельности и ответственность за их использование. При этом подавляющая честь зарегистрированных результатов интеллектуальной деятельности связана с патентованием технических средств обучения, способов представления учебной информации на материальных носителях и рядом аналогичных объектов. В течение последнего десятилетия, например, оформлены патенты на такие изобретения, как «Способ исправления дефектов звукопроизношения и набор зондов для массажа мышц языка» (Патент №2195244, дата публикации: 27.12.2002); «Способ стимуляции речевой активности у больных с детским церебральным параличом» (Патент №2369376, дата публикации: 10.10.2009); «Способ формирования навыков правильной письменной и устной речи у учащихся младших классов с логопедическими нарушениями» (Патент №2399958, дата публикации: 20.09.2010); «Способ коррекции нарушений психического развития у детей» (Патент №2402973, дата публикации: 10.11.2010;); «Способ лечения заикания» (Патент №2450835, дата публикации: 20.05.2012).
Дополняют перечень зарегистрированных результатов интеллектуальной деятельности в сфере специального и инклюзивного образования немногочисленные программы для ЭВМ, например: «Игровой программно-аппаратный комплекс «Солнечный замок» (ИГПАК «Солнечный замок»)» (свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2011611422, дата регистрации 14.02.2011); «Информационная интернет-система диагностики предрасположенности к нарушениям чтения и письма у детей дошкольного возраста» (Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2012612208, дата регистрации 28.02.2012) и др.
Эти примеры демонстрируют возможность регистрации прав собственности на результаты интеллектуальной деятельности в специальном и инклюзивном образовании. Однако сама по себе интеллектуальная собственность не принесет прибыль своему владельцу, если она не обеспечена специальной правовой охраной со стороны государства, подчеркивает Б.М. Асфандиаров [4] и др. Поэтому становится необходимой разработка механизмов ее защиты, охраны и коммерциализации, например, создание общероссийского сетевого банка результатов интеллектуальной деятельности в области специального и инклюзивного образования (название условное, далее - СБ РИД).
«Мы движемся к эпохе коллективного разума, в основе которого - организация познавательных процессов человечества на электронной платформе с помощью архивов, библиотек, банков знания», подчеркивает И.И. Засурский [5]. Основная цель создания СБ РИД - собрать воедино, систематизировать имеющиеся и фиксировать новые авторские решения в области диагностики, коррекции и профилактики нарушений развития у обучающихся, что позволит правообладателям представить широкому кругу специалистов свои разработки и одновременно заявить о правах на результаты интеллектуальной деятельности. Систематизация представленного в СБ РИД и постоянно обновляемого контента возможна по нескольким основаниям. Перечислим основные из них.
- Систематизация по источникам контента. В этом случае первой составляющей СБ РИД может стать постоянно пополняемый перечень представленных к защите и утвержденных диссертационных работ по проблемам специального и инклюзивного образования, включающий аннотации проведенных исследований (цель, задачи, новизна, научная и практическая значимость полученных результатов) и/или авторефераты диссертаций. Именно эта часть будет задавать основные ориентиры научно-исследовательского, творческого педагогического поиска в сфере специального и инклюзивного образования.
Вторая составляющая СБ РИД - реестр результатов интеллектуальной деятельности, зарегистрированных в качестве объектов, охраняемых патентным (изобретения, полезные модели) и авторским правом (программы для ЭВМ, базы данных). Его наличие с кратким описанием объектов - свидетельство того, что результаты научно-педагогического поиска могут и должны быть зарегистрированы, тиражированы и использованы профессиональным сообществом в соответствии с российским и международным законодательством.
Принимая во внимание, что до настоящего времени диссеминация инновационного опыта в области специального и инклюзивного образования, а тем более описание результатов научноэкспериментальных исследований и разработанных на их основе коррекционно-педагогических технологий, методов, приемов и средств в большинстве случаев происходила посредством публикаций в специальных научных и методических изданиях, третьей составляющей СБ РИД может стать аннотированный список учебной, учебно-методической и методической литературы, изданной в России. Попытка составить такой аннотированный каталог как часть учебнометодического пособия для студентов предпринята нами в 2012 г. в рамках деятельности Городской инновационной площадки Департамента образования города Москвы «Модульно-компетентностный подход в обучении и воспитании специалиста инклюзивного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста»[6]. Здесь же могут быть представлены материалы научно-практических конференций, симпозиумов, методологических семинаров различного уровня (регионального, всероссийского, международного), межвузовские и иные сборники научных трудов, сборники научно-методических статей. Как правило, именно в них содержится значительное количество авторских идей - заявок на будущие экспериментальные исследования либо описание их этапных результатов.
Наконец, еще одной составляющей может стать аннотированный каталог статей, опубликованных в периодических изданиях. Сегодня в России значительным совокупным тиражом выходят периодические издания научно-теоретической направленности, освещающие исследования в системе специального и инклюзивного образования, и ориентированные на читательские запросы научных сотрудников, преподавателей и студентов педагогических вузов, специалистов
методических служб. Существуют также и практико-ориентированные журналы, читателями и авторами которых являются учителя-дефектологи, учителя-логопеды и другие педагогические работники, заинтересованные в повышении качества и эффективности коррекционнообразовательного процесса, презентации своих личных профессиональных достижений.
- Вторым основанием систематизации контента СБ РИД может стать сегментирование целевой группы пользователей (руководящие и педагогические работники образовательных учреждений разных типов, видов, уровней и ступеней образования; научные работники и аспиранты; студенты и т.д.). Такая дифференциация будет способствовать быстрому поиску нужного контента в целях практического и научного применения.
- Систематизация объектов может быть выполнена на основе учета возраста обучающихся (ранний; дошкольный; младший, средний и старший школьный; юношеский; взрослые) или на основе выделения ограничений в здоровье (нарушения слуха, зрения, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, комплексные нарушения развития и т.д.).
Примером успешного начала разработки такого СБ РИД является, на наш взгляд, каталог произведений «Отечественная научная школа дефектологии», размещенный на сайте ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» Российской академии образования [7]. Созданный виртуальный каталог, согласно замыслу разработчиков, оснащен как традиционным, так и профессионально ориентированным поиском, помогающим быстро отобрать произведения из разных областей специальной педагогики и специальной психологии, относящиеся к интересующему направлению работы (проблеме), определенному нарушению развития [8]. Пользователям доступен поиск изданных научных и методических работ на основе трех подкаталогов: «Норма и поддержка нормального развития», «Риски и предупреждение возможных нарушений развития», «Изучение и коррекция выявленных нарушений развития». В свою очередь, в каждом из подкаталогов настроен поиск по параметрам: «Актуальность для практики специального образования», «Направление исследования», «Жанр издания», «Фамилия автора», «Период публикации», «Тип издания», «Тип электронного ресурса».
Примечательно, что в число пользователей каталога разработчики включают наряду с научными работниками, преподавателями вузов, практическими специалистами и студентов. Считаем такой подход рациональным как в плане подбора и изучения студентами литературы в соответствии с задачами того или иного учебного курса, так и с точки зрения формирования у пользователей основ правовой культуры в сфере интеллектуальной собственности. Работа с систематизированными базами объектов авторского права и интеллектуальной собственности уже в период вузовского обучения позволит подвести будущих специальных педагогов (дефектологов), специальных и клинических психологов, реабилитологов к формированию ценностного отношения к интеллектуальной собственности как к одному из видов собственности и осознанию необходимости правовой защиты собственных результатов творческой педагогической деятельности в будущем. Приобретенный опыт правильной работы с источниками, корректного цитирования авторских текстов они смогут использовать при выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ, а в дальнейшем - при оформлении методических разработок, разработке образовательных программ и др.
Считаем, что дополнительные образовательные программы по основам интеллектуальной собственности, внедренные в учебный процесс педагогических вузов, научат студентов получать информацию об инновационных разработках в области специального и инклюзивного образования не только из учебно-методической литературы и периодических изданий, но и с помощью патентно-информационного поиска и т.д. Одновременно популяризация в студенческой среде и в сообществе педагогов знаний по основам интеллектуальной собственности и коммерциализации результатов творческой педагогической деятельности в определенной степени будет способствовать профилактике «некорректных заимствований» в их собственных публикациях - явления, к сожалению, достаточно широко распространенного в последние годы в педагогических кругах [9]. Факты так называемой «академической недобросовестности» в виде списывания и
плагиата при выполнении контрольных, зачетных и иных работ в вузе также могут быть в значительной мере предупреждены [10], с одной стороны, своевременным информированием студентов об их возможных последствиях, а с другой - проведением практических занятий с использованием СБ РИД.
Таким образом, в проблеме регистрации и защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности в образовании отчетливо выделяются аспекты, требующие решения в правовом, организационно-управленческом и технологическом поле. Они позволят предупредить возникновение конфликтов при использовании результатов интеллектуальной деятельности в сфере специального и инклюзивного образования или как минимум уменьшить их число. В то же время создание СБ РИД или реализация других, сходных по направленности, проектов, задаст ориентир для развития внедренческой деятельности в сфере специального и инклюзивного образования, построенной на успешных образцах практики и корректном взаимообмене результатами научно-экспериментального поиска и творческой педагогической деятельности.
Библиографический список:
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на
период до 2020 года [Электронный ресурс] / Министерство экономического развития Российской Федерации (сайт) [2010] URL: http://www.economy.gov.ru/minec/
activity/sections/strategicPlanning/concept/indexdocs (дата обращения: 10.02.2013).
2. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: учебное пособие - М. : Инфра-М, 2008. -176 С.
3. Новоселов С.А. Институционализация интеллектуальной собственности в системе образования России как условие формирования инновационной экономики // Педагогический журнал Башкортостана. - 2011. - № 4 (35). - С.34-42.
4. Асфандиаров Б.М. Проблемы коммерциализации интеллектуальной собственности в системе образования // Юрист ВУЗа. - 2012. - № 8. - С.33-37.
5. Засурский И.И. Победить плагиат легко [Электронный ресурс] / Частный корреспондент (сайт) URL: http://www.chaskor.ru/ article/pobedit_plagiat_legko_29176 (дата обращения: 11.02.2013).
6. Каталог произведений «Отечественная научная школа дефектологии» [Электронный ресурс] / ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» РАО (сайт) [2011] URL: http://childrens-needs.com/katalogs (дата обращения: 10.02.2013).
7. Кукушкин И.И. Виртуальный каталог научных публикаций как инструмент решения практических задач // Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе индивидуализации воспитания детей с разным уровнем способностей : [Сборник научных статей]. -Литва, Lucilijus. - 2012. - 83 C.
8. Котляров И. Д. Некорректные заимствования и научная этика // Профессиональное образование. Столица. - 2011. - №7. - С.42-44.
9. Фокина В.Н., Слива А.В., Семенова Т.Ю., Абрамова А.В. Проблема академической недобросовестности и некоторые пути ее решения в высшей школе // Инновации в образовании. -2012. - № 11. - С.86-97.
Ключевые слова: педагогические инновации, результаты интеллектуальной деятельности, интеллектуальная собственность, специальное образование, инклюзивное образование, лица с ограниченными возможностями здоровья, коррекционно-образовательная деятельность.
Keywords: pedagogical innovations, the results of intellectual activity, intellectual property, special education, inclusive education, persons with the limited possibilities of health, correctional and educational activities.