Научная статья на тему 'Организационно-управленческая модель ресурсного центра сопровождения инклюзивного образования'

Организационно-управленческая модель ресурсного центра сопровождения инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
519
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / RESOURCE CENTER FOR INCLUSIVE EDUCATION / ДИВИЗИОНАЛЬНАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / DIVISIONAL MANAGEMENT STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савельева Валерия Сергеевна

В статье рассматривается возможность использования потенциала коррекционных образовательных организаций для развития инклюзивного образования путем создания на базе коррекционной школы ресурсного центра. Предлагается организационно-управленческая модель Ресурсного центра, которая позволит оперативно оказывать методическую помощь педагогическим работникам массовых школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the possibility of using the potential of correctional educational organizations for the development of inclusive education by creating a resource center on the basis of a correctional school. The organizational and managerial model of the Resource Center is proposed, which will allow to promptly provide methodological assistance to teachers of mass schools

Текст научной работы на тему «Организационно-управленческая модель ресурсного центра сопровождения инклюзивного образования»

Савельева Валерия Сергеевна

кандидат психологических наук, доцент ГБОУ «Институт развития образования» Краснодарского края

(г. Краснодар, Российская Федерация)

УДК 159.9

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

THE ORGANIZATIONAL AND MANAGEMENT MODEL OF THE RESOURCE CENTER FOR INCLUSIVE EDUCATION

В статье рассматривается возможность использования потенциала коррекционных образовательных организаций для развития инклюзивного образования путем создания на базе коррекционной школы ресурсного центра. Предлагается организационно-управленческая модель Ресурсного центра, которая позволит оперативно оказывать методическую помощь педагогическим работникам массовых школ.

Ключевые слова: инклюзивное образование, Ресурсный центр сопровождения инклюзивного образования, дивизиональнаяуправленческая структура.

The article considers the possibility of using the potential of correctional educational organizations for the development of inclusive education by creating a resource center on the basis of a correctional school. The organizational and managerial model of the Resource Center is proposed, which will allow to promptly provide methodological assistance to teachers of mass schools

Key words: inclusive education, resource center for inclusive education, divisional management structure.

В процессе реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья высветились серьезные проблемы, связанные с включением детей с ограниченными возможностями в общее образование, которое на сегодняшний день еще не готово предоставить названной категории школьников в полном объеме условия для получения качественного образования [1].

Основной кадровый потенциал дефектологов-практиков, владеющих методиками специализированной педагогической работы и осуществляющих коррекционную поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) сосредоточен в школах специального образования. Вместе с тем дети с ОВЗ, интегрированные в массовые школы и остро нуждающиеся в специализированной помощи, лишены ее в стенах массового образовательного учреждения. Специалисты коррекционных школ

потенциально способны помочь педагогическим коллективам этих учреждений.

Решить проблему консультативной и методической помощи призваны Ресурсные центры инклюзивного образования на базе специальных коррекционных образовательных учреждений, в которых имеется научно-практическая и методическая база для ознакомления учителей массовых школ с особенностями обучения ребенка с ОВЗ.

Такие центры созданы и функционируют в г. Краснодаре и Краснодарском крае уже третий год [3].

Поэтому коррекционная школа приобретает необходимость в освоении нового функционала - Ресурсного центра по сопровождению педагогов общеобразовательных школ, реализующих инклюзивное образование, родителей и детей с ограниченными возможностями, включенных в общеобразовательный процесс.

Основные цели и задачи центра детально перечислены в нормативной документации Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края и положениях о деятельности Ресурсного центра (далее РЦ), утвержденных в специальных образовательных учреждениях [2; 3].

Другими словами, специальные коррекционные школы приняли на себя новый функционал, создали новую организационную подструктуру и обусловили беспрецедентные возможности для ретрансляции из области специального образования методик и способов обучения детей с ОВЗ в массовые школы.

Каждая из специальных коррекционных школ имеет уникальный опыт, собственную стратегию и тактику осуществления образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ. Однако далеко не всегда педагогические работники массовых школ могут воспользоваться опытом образования детей с ОВЗ в инклюзивной практике.

На основании анализа деятельности центров в Краснодарском крае нами были выделены проблемы функционирования ресурсных центров инклюзивного образования (далее РЦ):

- так как организация РЦ является относительно новым функционалом, не выработана общепринятая модель РЦ;

- отсутствует единая организационно-управленческая структура РЦ;

- в положениях о деятельности РЦ нечетко сформулированы приоритетные направления консультативно-методической помощи педагогическим работникам общеобразовательных организаций при

реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (далее АООП);

- не везде определена команда педагогических работников -специалистов творческих групп, созданных на базе центров для своевременной трансляции традиций специального образования в практику массовых школ;

- популяризация деятельности ресурсных центров проходит в неполной мере;

- не в полной мере созданы условия для получения педагогическими работниками теоретических и практических навыков осуществления учебной деятельности по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ при организации инклюзивного образования на территории КК (так, некоторые формы социально-педагогического взаимодействия показывают свою непродуктивность);

- информационные каналы трансляции опыта из области специальной педагогики не уточнены, при условии, что технические возможности имеются практически во всех школах края.

Цель публикации - теоретически обосновать целесообразность организационно-управленческой модели РЦ по сопровождению инклюзивного образования.

Мы предполагаем, что деятельность ресурсного центра инклюзивного образования будет эффективной, если:

- разработать организационно-управленческую модель ресурсного центра, обеспечивающую эффективность обучения детей с ТНР с учетом потребностей регионально-муниципальных заказчиков;

- создать команды педагогов-инноваторов по дивизиональному принципу, способных генерировать инновационные идеи, обобщать педагогический опыт и транслировать свои знания в области обучения и воспитания детей с ТНР;

- разработать методические основы программно-методического, информационного обеспечения и организации комплексного психолого-педагогического сопровождения инклюзивной образовательной практики для обучающихся с ТНР;

- организовать консалтинговое и методическое сопровождение педагогов ОО через создание сетевого взаимодействия организаций образовательной системы;

- методологически обосновать целесообразность организационно -управленческой структуры РЦ инклюзивного образования по дивизиональному принципу;

- определить социальных партнёров и образовательные организации (непосредственные заказчики), в которых осуществляется инновация;

- сформировать команды педагогов-инноваторов, где каждая команда мобильно и оперативно предоставляет инновационный продукт под конкретного потребителя - образовательную организацию, непосредственного заказчика;

- определить шаг модернизации с каждым заказчиком - экспертиза и диагностика потенциала, определение проблемных точек ОО, в которой происходит инновирование;

- создать систему трансляции образовательного инклюзивного продукта, системы информирования об инновационных ресурсах, определение форм, методов работы.

Чтобы успешно управлять инновационными процессами, необходимо совместное принятие решений педагогических коллективом школы. Для инновационной работы учреждения необходимо осуществить переход от работы с однородными коллективами к работе с разнофункциональными коллективами; переход от диффузного, точечного типа изменений в практике к системному проектированию преобразовательных процессов относительно целостного участка практики; переход от субъект-объектного типа отношений внутри коллектива (распределение и закрепление функций целеполагания, проектирования только за администрацией, а исполнение -только за педагогами) к субъект-субъектному, предполагающему совместное целеполагание и проектирование преобразовательных действий, реализацию и рефлексию осуществленной деятельности.

Управление деятельностью РЦ является подсистемой общего управления ОО. Управление РЦ можно сопоставить с менеджментом инновациями. Управление РЦ в ОО следует понимать, как совокупность принципов, методов и форм управления целенаправленными изменениями в организации и ОО-потребителях инноваций, инновационными процессами, организационными структурами и их кадрами.

РЦ имеет структуру внешних и внутренних связей. На базе ОО создаётся инициативная группа из педагогов и сотрудников учреждения -ядро РЦ и координационный совет РЦ (рисунок 1). Ключевая группа учреждения выполняет организационную и образовательную функцию, её члены являются трансляторами образцов инновационной практики работы.

Координационный совет РЦ самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности и планирует мероприятия в целях выполнения поставленных задач и возложенных обязательств. Программа и план работы утверждаются научным руководителем РЦ. Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики об открытии ресурсного центра на базе школы является основанием для подтверждения значимости и готовности данных продуктов к массовой инновации. Режим и расписание работы составляется педагогом-организатором, ответственным за руководство РЦ.

Анализ существующих в настоящее время организационных структур управления РЦ в образовательных организациях свидетельствует о преобладании линейной и линейно-функциональной модели управления. К недостаткам подобных моделей управления можно отнести:

• разобщенность горизонтальных связей в иерархической системе школы, действующей как ресурсный центр;

166

• множество контактов с подчиненными, информационная перегрузка;

• жесткость структуры, которая не может своевременно реагировать на запросы ОО по реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ.

Изучив все имеющиеся варианты организационных структур, мы пришли к заключению, что оптимальным вариантом станет дивизионалъная организационная структура ресурсного центра инклюзивного образования

[4].

Коррекционная школа решает одновременно множество задач, закрепленных в Уставе ОО, главной задачей остается предоставление качественных образовательных услуг обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. Работа ОО в качестве Ресурсного центра инклюзивного образования является дополнительным функционалом и налагает определенные обязанности на администрацию школы и педагогический коллектив. Возможность эффективной деятельности заключается в перераспределении управленческих полномочий по критерию - ориентацию на заказчика, в нашем случае на конкретный запрос массовой школы по организации инклюзивного образования и реализации ФГОС ОВЗ. Ключевыми фигурами в управлении РЦ с данной структурой становится не директор школы, а руководители возглавляющие сектора, которым предоставляется определенная самостоятельность в осуществлении оперативной деятельности. За общей администрацией остается право жесткого контроля по ключевым вопросам стратегического развития, методических разработок, инноваций.

К достоинствам дивизиональной структуры РЦ относятся:

- более тесная связь с заказчиками-педагогами, ОО;

- ускоренная реакция на изменения в системе инклюзивного образования;

- четкое разграничение ответственности;

- высокая самостоятельность структурных единиц (секторов);

- разгрузка администрации школы;

- простота коммуникационных сетей.

На рисунке 2 отображена дивизиональная структура РЦ.

Рисунок 2 - Организационная дивизиональная структура РЦ.

На схеме (рисунок 2) дивизионы представлены секторами, где каждый сектор (команда педагогов-инноваторов) разрабатывает инклюзивный образовательный продукт в зависимости от запроса образовательной организации.

Частично подобная организационная структура уже реализуется в одной из коррекционных школ г. Краснодара. Реализация именно такой организационной структуры имеет как преимущества, так и ограничения.

В следующих публикациях мы детально рассмотрим функциональные возможности организационно-управленческой модели Ресурсного центра сопровождения инклюзивного образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

2. Положение о деятельности государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Краснодарского края как ресурсного центра сопровождения инклюзивного образования. УТВЕРЖДЕНО приказом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 20.01. 2016 № 273.

3. Приказ министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края № 1928 от 10.05.2017 "О совершенствовании деятельности государственных общеобразовательных организаций КК специальных (коррекционных) школ и школ -интернатов - ресурсных центров сопровождения инклюзивного образования".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.