УДК 376;613.86
Л.М. Беткер
Стажировочные площадки и тьюторство в организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация. В статье рассматривается стажировка на базе ресурсных центров по инклюзивному образованию как форма повышения квалификации педагогов в их подготовке к проектированию и реализации адаптированных образовательных программ. В статье поднимается вопрос научно-методического сопровождения ресурсных центров по инклюзивному образованию. Обсуждается необходимость тьюторского сопровождения в обучении педагогов, что позволит обеспечить индивидуализацию процесса подготовки педагогов к новой деятельности.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, педагог, тьютор, ресурсный центр, стажировка, повышение квалификации.
L.M. Betker
Internship grounds and tutoring in the organization of inclusive education for children with limited opportunities of health
Abstract. The article deals with training based resource centers for inclusive education as a form of professional development of teachers in their preparation for the design and implementation of adapted educational programs. The article raises the question of scientific and methodological support resource centers for inclusive education. Discusses the need tutor support teachers in training that will provide the individualization process of preparing teachers for new activities.
Keywords: disabled children, inclusive education, teacher, tutor, resource center, training, professional development.
Признание государством ценности свободы выбора, равенства в праве на образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья обусловило изменения ориентиров образовательной политики в сфере специального образования. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» заданы однозначные ориентиры для организации обучения ребенка с ОВЗ: инклюзивное образование, адаптированная образовательная программа, индивидуальный учебный план и
др[1].
Ситуация инклюзивного образования предполагает, что, несмотря на то что ребенок с ОВЗ учится совместно с нормативно развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной организации, «массовая» образовательная программа должна быть адаптирована (модифицирована) с учетом психофизиологических возможностей и образовательных
потребностей ребенка с ОВЗ. В этой связи перед педагогами массовой общеобразовательной организации ставятся задачи по проектированию, разработке адаптированных образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, выявлению и устранению потенциальных препятствий к обучению. Однако, учитель общеобразовательной школы, привыкший давать уроки по готовым разработкам, как правило, не знаком со специальной педагогикой, обеспечивающий успешность в обучении детей с различными нарушениями. Практика показывает наличие серьезных трудностей педагогов в реализации задач инклюзивного образования, что вызывает необходимость изменения теоретических и практических форм подготовки педагогов массовых школ в части освоения ими теоретических и практических основ спе-
циальной педагогики. Самостоятельное решение проблемы недостатка специальных знаний педагогами на местах затруднено. Сегодня они нуждаются в системном, непрерывном, методическом сопровождении при реализации индивидуальных практик образования ребенка с ограниченными возможностями здоровья в массовой школе.
В настоящее время отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (бывшие СКОУ 1-УШ вида), практически не взаимодействуют с общеобразовательными школами, приступающими к решению общих задач по реализации принципов построения коррекци-онно-педагогического процесса обучения детей с ОВЗ. В ситуации инклюзивного образования специальное образование ребенка, интегрированного в общеобразовательную среду, также должно быть основано на дефектологических принципах, увязанных с общедидактическими правилами построения педагогического процесса. Ресурсы, сконцентрированные в коррекционных школах и необходимые для внедрения в общеобразовательных организациях, недоступны для педагогов массовых школ.
Разрешить существующие противоречия возможно за счет повышения качества дополнительного профессионального образования педагогов. При этом особенно важным становится понимание того, что новое качество подготовки и переподготовки педагога в области инклюзивного образования должно осуществляться не только посредством освоения лекционно-семинарских модулей программ курсов повышения квалификации, где он (педагог) занимает привычную пассивную позицию слушателя. Но и с широким использованием стажировок на базе ресурсных центров по инклюзивному образованию, предполагающих погружение в практику обучения детей с ОВЗ, самостоятельный активный поиск ответов на свои вопросы.
В этой связи одним из действенных способов решения проблемы методической помощи педагогу по активному освоению практики организации инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является следующее - повышение квалификации в форме стажировок на базе специальных школ. По мнению Л.М. Кобриной, учреждения специального образования, специальные (коррекционные) школы могут сыграть роль ресурсных центров, на базе которых произойдет «слияние» двух образовательных систем в виде курсов повышения квалификации, практических занятий, семинаров, круглых столов, мастер-классов и
др. [2].
В настоящее время на базе наиболее обеспеченных ресурсами (кадровыми, методическими, материально-техническими) специального образования (СКОУ 1-УШ вида) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры созданы центры сопровождения по вопросам инклюзивного образования. Целью деятельности ресурных центров является методическое сопровождение образовательных организаций по вопросам инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ. В задачи созданных на базе коррекционных школ ресурных центров входят: методическая помощь педагогическим работникам образовательных организаций автономного округа по овладению специальными педагогическими подходами, методами обучения и воспитания при организации инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ; организация методического сопровождения индивидуальных практик педагогов, работающих по адаптированным общеобразовательным программам и др. [5].
Эффективность деятельности специальных школ, как ресурсов инклюзивного образования, определяется их способностью к ретрансляции элементов традиционной, классической системы специального образования (технологии и методики, специальные (коррекционные) условия педагогической работы с категориями детей,
имеющими ограниченные возможности здоровья). Это и станет базой подготовки и переподготовки специалистов общеобразовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику. Специалисты отмечают, что только при таком построении инклюзивного образования общеобразовательная школа будет играть продуктивную роль в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья [3,5].
Выполнение функций ресурсного центра ведет к поиску специалистами творческих групп, созданных на базе центров, форм, методов ретрансляции традиций специального образования в практику массовых школ. Сегодня это возможно с использованием тьюторского сопровождения, основными целями которого являются побуждение педагогов общеобразовательных школ к изменениям, обеспечение индивидуализации процесса подготовки педагогов к новой деятельности, содействие поиску внутренних и внешних образовательных ресурсов посредством организации продуктивной рефлексии.
Специальной подготовки к работе тьютора не существует. На развитие традиций тьюторства оказала концепция персонализированного образования «Каждый ребенок значим». Суть ее деятельности заключается в том, что она органично сочетает в себе научную и педагогическую работу [6].
Тьюторское сопровождение в системе дополнительного профессионального педагогического образования - формирующееся направление деятельности. Освоение новой роли - педагога-тьютора по инклюзивному образованию - потребует специальных умений осуществлять соответствующий вид деятельности. Это, во-первых, специфическая организация обучения взрослых: становление благоприятного для учебы климата; совместный поиск истины, сотрудничество; подключение обучаемых к совместной выработке методов обучения; помощь обучаемым
в формулировке их собственных целей обучения; привлечение обучаемых к оцениванию полученных ими знаний. Во-вторых, это специфичность формы обучения: проблемный, не предписывающий характер обучения; диалог и др. При этом не следует забывать, что тьюторское сопровождение носит индивидуальный, адресный характер. При его осуществлении, выборе соответствующей формы, адекватной взаимодействию с конкретным тьюторантом, должны соблюдаться гибкость и вариативность.
Следует также отметить, что на тьютора возлагается ответственность за ведение целостного образовательного модуля. Актуально обсуждение дидактических, организационных, маркетинговых вопросов, связанных с организацией инклюзивных практик. От тьюторов по инклюзивному образованию потребуется выделение самых общих, содержательных линий наставничества. Вкратце остановимся на одной из содержательных линий, которая должна присутствовать в плане тьютора -готовность педагогов к работе с детьми с ОВЗ в отношенческом аспекте. По мнению В.З. Денискиной, правильное отношение к дефекту - это комплекс отношений, включающий и понимание негативных последствий дефекта вместе с признанием особенностей, которые он может вызывать (и очень часто вызывает) в развитии человека с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); и веру в потенциальные возможности лиц с ОВЗ - с посильным участием в создании условий для раскрытия этих возможностей; и признание прав лиц с ОВЗ на образование и реабилитацию, с учетом особенностей психофизического развития; и отношение социума к лицам с ОВЗ как к равным субъектам открытого общества [4]. Обсуждение данного вопроса является главным в формировании у педагогов новых граней педагогической толерантности.
Намеченные грани формирования профессиональных компетенций тьюторов смогут реализоваться в полной мере при
их умении стать технологом пространства решения возникающих профессиональных проблем. Это позволит тьютору стать посредником между системой специального и общего образования. Тьюторское сопровождение специалистами коррек-ционных школ как ресурсных центров по инклюзивному образованию, реализуемое в настоящее время в практике повышения квалификации в ХМАО-Югре, станет действенным способом оказания методической помощи по внедрению практики обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе.
Научно-методическое сопровождение ресурсных центров по вопросам инклюзивного образования занимается АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования». В план научно-методического сопровождения ресурсных центров включены семинары по технологии тьюторского сопровождения для работников ресурсных центров.
В настоящее время кафедрой педагогики и психологии АУ «Институт развития образования» реализуется образовательная программа «Особенности организации и осуществления образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья (включая стажировки в ресурсных центрах)», которая знакомит руководителей, тьюторов ресурсных центров с организационными формами деятельности Ресурсных центров по вопросам инклюзивного образования.
Разработка данной программы призвана оказать методическую помощь деятельности Ресурсных центров, оптимизировать их работу как трансляторов практик обучения детей с ОВЗ среди педагогов общеобразовательных школ.
Цель программы - проектирование слушателями способов передачи опыта обучения детей с ОВЗ педагогам общеобразовательных школ. Она включает организации стажировок на базе ресурсных центров по вопросам инклюзивного обра-
зования.
Достижение поставленной цели предполагает реализацию более частных задач:
- ознакомление слушателей с законодательными основами получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья разных категорий на современном этапе развития общества;
- ознакомление слушателей с содержанием, целью деятельности Ресурсных центров по сопровождению образовательных организаций в вопросах инклюзивного образования;
- формирование у слушателей общих компетенций в части организации взаимодействия муниципальных образовательных организаций и Ресурсных центров по вопросам инклюзивного образования;
- оптимизация инновационных практик Ресурсных центров.
В результате освоения курса слушатель должен освоить следующие компетенции:
- умение следовать в образовательной деятельности по инклюзивному образованию целям и направлениям, заданными государственной политикой в сфере образования, Федеральными государственными образовательными стандартами;
- готовность к организации и сопровождению стажировки работников образования по вопросам инклюзивного образования;
- готовность к информационно-методической поддержке общеобразовательных учреждений по вопросам инклюзивного образования;
- способность к планированию деятельности Ресурсного центра по вопросам инклюзивного образования.
Ожидаемым результатом реализуемых мероприятий по научно-методическому сопровождению ресурсных центров станет продуктивность их деятельности по таким индикаторам, как динамика формирования собственных профессиональных компетенций, заявленных образовательной программой.
Литература
1. Об образовании в Российской Федерации [Текст]: федер. закон, [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. № 273-Ф3] / Департамент образования г. Москвы. - М.: Школьная книга, 2013. -240 с.
2. Об организации деятельности ресурсных центров по сопровождению образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по вопросам инклюзивного образования [Электронные ресурсы]: приказ № 85 от 31.01.2014 г. ДОиМП ХМАО - Югры / Департамент образования и молодежной политики ХМАО - Югры. - Режим доступа: http://www.doinhmao.ru/Inclusive-education/law/.
3. Беткер Л.М. Принципы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе [Текст] / Л.М. Беткер // Вестник угроведения. - № 3(18)2014.- С. 92-97.
4. Денискина В.З. О формировании правильного отношения к дефекту [Текст] / В.З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2012. - С. 55-61.
5. Кобрина Л.М. Отечественная система специального образования - фундамент инклюзивного обучения и воспитания [Текст] / Л.М. Кобрина // Дефектология. - 2012. - № 3. - С. 14-19.
6. Логинов Д.А. Как построить систему тьюторского сопровождения обучающихся в школе [Текст] / Д.А. Логинов. - М. : Сентябрь, 2014. - 160 с.
References
1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii [Tekst]: feder. zakon, [prinjat Gos. Dumoj 21 dek. 2012 g. № 273-F3] / Departament obrazovanija g. Moskvy. - M.: Shkol'naja kniga, 2013. - 240 s.
2. Ob organizacii dejatel'nosti resursnyh centrov po soprovozhdeniju obrazovatel'nyh organizacij Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - Jugry po voprosam inkljuzivnogo obrazovanija [Jelektronnye resursy]: prikaz № 85 ot 31.01.2014 g. DOiMP HMAO - Jugry / Departament obrazovanija i molodezhnoj politiki HMAO - Jugry. - Rezhim dostupa: http://www.doinhmao. ru/Inclusive-education/law/.
3. Betker L.M. Principy inkljuzivnogo obrazovanija detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja v obshheobrazovatel'noj shkole [Tekst] / L.M. Betker // Vestnik ugrovedenija. - № 3 (18) 2014. - S. 92-97.
4. Deniskina V.Z. O formirovanii pravil'nogo otnoshenija k defektu [Tekst] / V.Z. Deniskina // Vospitanie i obuchenie detej s narushenijami razvitija. - 2012. - S. 55-61.
5. Kobrina L.M. Otechestvennaja sistema special'nogo obrazovanija - fundament inkljuzivnogo obuchenija i vospitanija [Tekst] / L.M. Kobrina // Defektologija. - 2012. - № 3. - S. 14-19.
6. Loginov D.A. Kak postroit' sistemu t'jutorskogo soprovozhdenija obuchajushhihsja v shkole [Tekst] / D.A. Loginov. - M. : Sentjabr', 2014. - 160 s.