Защита интеллектуальной собственности
в мясной промышленности. Защита дизайна упаковки от подделок
Рубрику ведет консультант по вопросам интеллектуальной собственности ВНИИ мясной промышленности,
канд. техн. наук КЛЕЙМАН А. М. -
Отличительной чертой пищевой продукции является, то, что ее недостаточно эстетичный вид компенсируется высокохудожественной упаковкой, которая занимает доминирующее место в рекламе этой продукции, а, следовательно, и в ее способности привлекать потребителя. Поэтому упаковка часто является объектом подделки известного товара недобросовестными конкурентами. Дизайн упаковки, может являться объектом интеллектуальной собственности и охраняться патентами на промышленный образец в соответствии с Патентным законом Российской Федерации.
Промышленный образец в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Патентного закона является художественно - конструкторским решением изделия, определяющим его внешний вид. Промышленные образцы могут быть объемными (модели), плоскостными (рисунки) или составлять их сочетание. Заявка в Роспатент на выдачу патента должна относиться к одному промышленному образцу или содержать варианты промышленных образцов. Вариантом промышленного образца может быть внешний вид изделий, принадлежащих к одной функциональной группе, подобных по совокупности существенных признаков и различных в несущественных признаках. Например, несколько этикеток, которые отличаются одна от другой фактурой, цветом и т.п.
Существенный признак промышленного образца - это такой признак, который влияет на формирование внешнего вида изделия. Признаки промышленного образца:
• состав и количество основных композиционных элементов
• форма и конфигурация этих элементов
• взаимное расположение и соподчиненность основных элементов
• характер графического, цветофактурного и колористических решений.
Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если он является новым, оригинальным и про-мышленно применимым.
Оценка новизны промышленного образца заключается в выявлении источника информации, ставшего общедоступным на день подачи заявки, в котором могут содержаться сведения, раскрывающие совокупность существенных признаков, идентичных существенным признакам промышленного образца.
Оригинальность промышленного образца состоит в отсутствии имитации известного. Оценка оригинальности промышленного образца заключается в выявлении среди общедоступных источников информации таких, которые содержат каждый в отдельности существенные признаки, отличающие промышленный образец от его
ближайшего аналога, и в случае привнесения этих признаков в аналог позволяет сформировать зрительный образ, присущий промышленному образцу.
Не признается оригинальным промышленный образец, воплощенный в:
• изделии, отличающемся от ближайшего аналога только признаками, включенными заявителем в перечень существенных признаков, для которых не подтверждено их влияние на указанные заявителем эстетические особенности этого изделия
• изделии, у которого по сравнению с известным изменены лишь размеры, увеличено количество элементов или изменен цвет
• изделии в виде отдельно взятого простейшего геометрического объема (призматического, сферического, конического и т.д.) или отдельно взятой простейшей геометрической фигуры
• изделии, являющемся уменьшенной или увеличенной копией реального объекта (например, игрушка, сувенир)
• изделии, повторяющем форму, свойственную изделиям определенного назначения, но выполненном на другой технической основе (например, изделии из полимерного материала, имитирующем изделие, традиционно выполняемое из дерева)
• наборе изделий, составленном из известных порознь изделий, без изменения их внешнего вида.
Оценка промышленной применимости промышленного образца заключается в установлении возможности многократного воспроизведения промышленного образца. Проверяется возможность изготовления изделия без использования уникальных, либо неизвестных до даты приоритета промышленного образца и не раскрытых в заявке средств и методов.
Исключительные права на промышленный образец принадлежат владельцу патента, который выдается после государственной патентной экспертизы заявки и регистрации промышленного образца в государственном реестре. В случае служебного характера создания промышленного образца приоритетное право на подачу заявки и получение патента на промышленный образец принадлежит работодателю. Таким образом, промышленный образец содержит в своем правовом поле признаки, присущие изобретениям и товарным знакам, которые описаны в предыдущих номерах журнала.
Промышленный образец и изобретение. Оба эти объекта роднят одинаковые критерии новизны и промышленной применимости. Как и у изобретения, у заявляемого в качестве промышленного образца объекта должен быть некий известный аналог, совпадающий
с ним по целому ряду существенных признаков. Отличие нового объекта от известного состоит в определенной модернизации последнего. Это, так называемые, объективные критерии. Кроме них, как это всеми признано, в патентном праве имеются и не совсем объективные критерии. У изобретения - это критерий неочевидности технического решения для специалиста в данной области техники, а у промышленного образца критерий оригинальности художественно-конструкторского решения. Практика показывает, что этот критерий абсолютно не объективен. Действительно, чем отличается «Черный квадрат» Малевича от темно-серого квадрата неизвестного автора. Один эксперт сочтет их одинаковыми по зрительному ощущению, а другой скажет, что черный квадрат символизирует конец всему, а темно-серый - свет в конце туннеля, а по тому он оригинален. А теперь спустимся с высоты обсуждения знаменитого художественного образа на уровень колбасных этикеток или раскраски банок с консервами для собак и начнем обсуждать их с тех же позиций. При умелой подделке промышленного образца, разным экспертам доказать, что один рисунок существенно отличается от другого, так же просто, как и доказать обратное. Поэтому правовая защита промышленного образца намного уязвимее, чем защита технических решений патентом на изобретение.
Промышленный образец и товарный знак. В патентной практике эти объекты называют смежными, поскольку их признаки одновременно удовлетворяют требованиям законодательства в области промышленных образцов и товарных знаков.
С учетом ограничений по виду товарных знаков и выполнения условия отождествления промышленного образца с изделием в перечень «смежных» объектов могут быть включены следующие их разновидности:
Объемные изделия (тара, упаковка, сосуды): бутылки, флаконы, банки; контейнеры, коробки; тюбики, капсулы; канистры, фляги. Плоскостные изделия: ярлыки, эмблемы, этикетки. Представляется одинаково целесообразным осуществлять правовую охрану таких объектов, как в качестве товарного знака, так и в качестве промышленного образца. Однако практика показывает, что делается это далеко не всегда.
Однако между промышленным образцом и товарным знаком имеются и существенные различия. Товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Неизвестным для общественности остается имя разработчика товарного знака. С другой стороны, патентный закон предоставляет автору - дизайнеру, разработчику промышленного образца, возможность одновременно быть и обладателем исключительных прав на промышленный образец. При прочих равных условиях предпочтительный выбор вида охраны для «смежных» объектов путем патентования промышленного образца определяется также и тем, что патент на промышленный образец удостоверяет авторство разработчика и дает возможность довести до сведения общественности его имя.
Требование мировой новизны промышленного образца, с одной стороны, создает проблемы для получения
патента, с другой - дает определенные гарантии пользователю для уверенного включения запатентованного промышленного образца в хозяйственную деятельность при наличии конкурентов с однородной продукцией. Аналогичным «новизне» критерием для регистрации товарного знака является критерий «тождество». Однако проверка товарного знака на соответствие этому условию проводится Патентным ведомством только среди товарных знаков, зарегистрированных в Российской Федерации с более ранним приоритетом. Правовая охрана товарного знака имеет территориальный характер, т.е. «новизна» товарного знака локальная, и в этом для заявителя есть определенные преимущества.
Критерий «оригинальность» для промышленного образца в содержательном отношении сопоставим с условием «сходство до степени смешения». При экспертизе товарного знака, предусматривается определение сходства изобразительных и объемных обозначений на основании признаков, которые в промышленных образцах отнесены к существенным: внешняя форма, наличие или отсутствие симметрии, вид и характер изображений, сочетание цветов. При этом графические композиции, если они регистрируются в качестве товарного знака, проверяются на сходство по признакам, также близким к «существенным» для промышленных образцов, а именно: общее зрительное впечатление; вид шрифта (гарнитура); графическое написание (начертание) с учетом характера букв (печатные, письменные, строчные, заглавные); алфавит (латиница, кириллица); расположение букв по отношению друг к другу.
По составу документы, включаемые в заявку, сопоставимы для промышленных образцов и товарных знаков. В обоих случаях требуется оформление бланка заявления с информацией, идентифицирующей заявителя, описание объекта, его изображение и т.п. Однако процедура оформления заявки на промышленный образец объективно более трудоемкая. Описание промышленного образца требует указания назначения и области применения, характеристики ближайшего аналога, поиск которого предполагает трудоемкую процедуру изучения публикаций во всевозможных печатных изданиях, нормативно - технической документации, и даже выставочных экспонатов. Регистрация объекта в качестве товарного знака по этим основаниям более предпочтительна, поскольку заявка содержит компактные документы, а поиск тождественных и сходных до степени смешения изображений может быть проведен в базе данных Роспатента.
Законом о товарных знаках установлено, что правовая охрана товарного знака предоставляется на основании его государственной регистрации в отношении тех товаров и/или услуг, которые указаны в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации. Процедура классификации товаров и услуг в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг (МКТУ), в отношении которых регистрируется товарный знак, является достаточно трудоемкой, так как терминология перечня товаров и услуг должна не допускать двойного толкования. Классификация промышленного образца в соответствии с Международной классификацией промышленных образцов (МКПО) в большинстве случаев не вызывает затруднений и не
ч
имеет тех юридических последствий, которые предусмотрены Законом о товарных знаках. Классификация промышленного образца выполняется Патентным ведомством на стадии формальной экспертизы. При классифицировании основанием для выбора индекса является название промышленного образца, а также его изображение. Однако Патентный закон не содержит норм, указывающих на то, что класс МКПО является правовой категорией, устанавливающей нарушение прав владельца патента на промышленный образец в случае его использования по иному назначению, то есть в ином классе МКПО. Карта изотерм охлажденного мяса, зарегистрированная в качестве промышленного образца, будет иметь одинаковую правовую защиту независимо от того, будет ли она отнесена к классу карт или к классу обоев.
Описание промышленного образца заканчивается перечнем его существенных признаков. Это наиболее значимая часть содержания заявки, так как в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Патентного закона устанавливается, что объем правовой охраны, предоставляемой патентом на промышленный образец, определяется совокупностью его существенных признаков, отображенных на фотографиях изделия.
Выбор вида правовой охраны для «смежных» объектов. Исходя из привлекательности условий предоставления правовой охраны, трудоемкости, оформления заявки, эффективности классификации объекта правовой охраны, рекомендуется учитывать следующее:
• новизну промышленного образца, в отличие от товарного знака, порочит любая информация, с которой может ознакомиться заинтересованное лицо (конкурент), включая публикацию или показ на выставках, а не только сведения, ранее внесенные в Государственный реестр промышленных образцов Российской Федерации (как в случае для товарных знаков)
• классификация для промышленных образцов, в отличие от классификации товаров и услуг для товарных знаков, не влияет на объем получаемых исключительных прав
• процедура оформления заявки на промышленный образец является более трудоемкой, поскольку требуется составить краткое описание сущности промышленного образца с перечнем существенных признаков
• перечень исключений из охраны для промышленных образцов минимально ограничен. Для товарных знаков этот перечень регулируется развернутыми положениями статей 6 и 7 Закона о товарных знаках.
Экспертиза заявки на промышленный образец, так же как и экспертиза заявки на товарный знак осуществляется, как правило, в течение 12 месяцев. В тех случаях, когда «смежный» объект имеет комплексный характер в виде комплекта, набора или включает несколько вариантов, удовлетворяющих требованию «единства» решения, рекомендуется испрашивать правовую охрану такого объекта в качестве промышленного образца. Для товарных знаков необходимо оформление самостоятельной заявки для каждого из вариантов, что приводит к значительным расходам и требует дополнительного времени. Тем не менее, правовая охрана графических ансамблей, например,
комплекта консервных этикеток, в некоторых случаях более эффективна в качестве товарных знаков. Объясняется это тем, что при охране объекта в качестве промышленного образца не трудно его «обойти» путем изъятия наименее значимого в эстетическом отношении элемента из состава комплекта (набора).
Размеры единовременных платежей для обоих объектов сопоставимы, однако для промышленных образцов необходимо отслеживать своевременную уплату пошлин за поддержание патента в силе ежегодно в течение всего срока действия патента. Этот срок ограничен и составляет 15 лет. В этом есть и свои преимущества. Ежегодная оплата пошлины позволяет разумно регулировать расходы на поддержание охранного документа в силе и при необходимости остановить уплату пошлины, если объект охраны утратил свою коммерческую значимость. Однако есть и негативная сторона ежегодной уплаты пошлины за поддержание в силе патента на промышленный образец. В том случае, если патентообладателем пропущен установленный срок уплаты годовой пошлины, существует вероятность утраты патента.
Для товарных знаков технология уплаты аналогичных пошлин выглядит более компактной - платежи осуществляются единовременно за весь срок, равный 10 годам. При этом срок действия регистрации товарного знака периодически при необходимости продлевается по желанию владельца на такой же 10-летний период неограниченное число раз. Товарный знак «Кока - кола» впервые зарегистрирован в нашей стране в 1924г., а в 2004г. срок его регистрации американцы продлили еще на 10 лет.
Правовая охрана промышленным образцам и товарным знакам может быть предоставлена в зарубежных странах. При этом возможно испрашивание правовой охраны, как по национальным процедурам, так и на основе международных договоров.
У читателя журнала - специалиста в области мясопе-реработки, может возникнуть вопрос: а зачем мне все это нужно знать. Есть патентный поверенный, который должен разбираться во всех этих тонкостях, он и подскажет, в каком виде защищать ту или иную упаковку или этикетку.
Патентный поверенный не знает и не чувствует специфику отрасли. Вчера он занимался зубными щетками, а сегодня ему поручили регистрировать колбасные этикетки. Поверенный будет руководствоваться только формальными признаками объекта, без учета истории и конъюнктуры рынка. Например, одно и то же словесное обозначение «Столичные» регистрируемое в качестве товарного знака в отношении зубных щеток возможно и будет охраноспособным, а вот в отношении пельменей - нет, так как оно давно вошло во всеобщее употребление в отношении этого товара и по Закону не может быть товарным знаком. Знать это может только технолог, работавший с техническими условиями на мясную продукцию. Такое обозначение можно регистрировать только в качестве промышленного образца в составе некой этикетки. Без подсказки отраслевого специалиста патентный поверенный к такому заключению не придет. С патентным поверенным нужно найти общий язык, а для этого надо иметь общее представление о пред-
мете обсуждения, о причинах возникновения различных коллизий в области правовой охраны дизайна этикеток и упаковок и возможных путях их разрешения.
Столкновению интересов обладателей исключительных прав. Действительно «смежность» объектов может привести к спору, если владельцем товарного знака является лицо, иное, чем патентообладатель «смежного» с ним промышленного образца. В статье 7 Закона о товарных знаках содержится положение, запрещающее регистрацию в качестве товарных знаков обозначений, воспроизводящих промышленные образцы, права на которые в Российской Федерации принадлежат другим лицам. Однако это положение не исключает возникновения коллизий между промышленным образцом и товарным знаком в отношении «смежных» объектов. Например, возьмем такую ситуацию, когда известная в отрасли аббревиатура «ВНИИМП» - товарный знак института мясной промышленности, включена в поданную иным юридическим лицом заявку на промышленный образец - упаковку мясного фарша, содержащую надпись «высший сорт» и стилизованное изображение человека в очках (надо понимать ученого), на груди которого нанесена аббревиатура «ВНИИМП». В данном случае наличие указанной аббревиатуры в случае выдачи патента на промышленный образец привело бы к нарушению исключительных прав владельца товарного знака «ВНИИМП», поскольку в соответствии с положениями пункта 1 статьи 4 Закона о товарных знаках, чужой товарный знак не может быть использован без разрешения его владельца.
Другим известным примером является выданный патент на промышленный образец «Упаковка для водки» на имя Производственно - издательской фирмы «Визир». На упаковке имеется, в том числе надпись «Водка изготовлена Орловским акционерным обществом «КРИСТАЛЛ». Потребителю на протяжении длительного периода хорошо известна ликероводочная продукция Московского завода «Кристалл». Кроме того, словесный элемент «Кристалл» зарегистрирован в качестве товарного знака. Несмотря на отсутствие в перечне существенных признаков промышленного образца словесного элемента «КРИСТАЛЛ», использование его на упаковке для водки нарушает исключительные права Московского завода «Кристалл» - владельца товарного знака.
Положениями статьи 29 Патентного закона и статьи 28 Закона о товарных знаках предусмотрена возможность оспаривания патента на промышленный образец и признания регистрации товарного знака недействительной в случае ущемления интересов патентообладателя или владельца товарного знака. Процедуры оспаривания патента и признания регистрации товарного знака недействительной являются достаточно длительными - порядка 10 месяцев. Поэтому при подаче заявки на промышленный образец рекомендуется руководствоваться следующими правилами:
• если промышленный образец содержит словесный элемент (или изобразительный или их комбинацию), вызывающий ассоциацию с деятельностью широко известного на территории Российской Федерации предприятия
(«КампоМос», «Велком» т.п.), то его следует исключить из материалов заявки
• если промышленный образец содержит словесный элемент, необходимо проверить - нет ли у него хозяина. То есть заказать поиск сходных и тождественных словесных обозначений в базе данных товарных знаков Российской Федерации, который на платной основе проводится Федеральным институтом промышленной собственности (ФИПС) в срок от 5 до 30 дней (в зависимости от выбранного тарифа). В случае если правообладатель такого товарного знака будет найден, то не следует включать этот словесный элемент в состав заявляемого промышленного образца.
Промышленный образец и авторское право. Объектами авторского права могут быть художественные и художественно-конструкторские разработки, то есть те же произведения, которые охраняются патентом на промышленный образец.
Сходство промышленного образца с объектом авторского права заключается в следующем:
• оба объекта охраняются государством;
• оба объекта имеют автора. Авторское право на произведение или промышленный образец, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей, принадлежит автору. Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат работодателю, если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. Размер авторского вознаграждения устанавливается договором между автором и работодателем
• оба объекта могут быть предметом купли-продажи в рамках лицензионных договоров
Отличие промышленного образца от объекта авторского права состоит в следующем:
• в соответствии с Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» и международными соглашениями регистрация авторских прав не требуется, а защита промышленного образца патентом наступает после проведения государственной экспертизы заявки, поданной в Патентное ведомство и регистрации промышленного образца в государственном реестре
• в соответствии с международными соглашениями права авторов защищаются не только в своей стране, но и на территориях других государств, а патентная защита промышленного образца действует только в стране, выдавшей патент заявителю
• в отличие от промышленного образца, информация, охраняемая авторским правом, необязательно должна быть новой, новой должна быть форма ее выражения, поскольку охраняется форма представления информации, а не ее содержание
• авторское произведение в отличие от промышленного образца охраняется государством независимо от его научно-технических и художественных качеств. Ему не требуется экспертиза на новизну. Однако наказания за нарушение авторских прав, как и при нарушении патентов на промышленный образец, могут быть весьма значительными
• охрана промышленного образца действует только в течение 15 лет, а авторское право - всю оставшуюся жизнь автора и 70 лет после его смерти.
Однако, основное преимущество охраны художественно-конструкторского решения авторским правом перед всеми остальными видами правовой охраны объектов интеллектуальной собственности в том, что она требует минимальных финансовых затрат и может быть осуществлена в один день. Действительно, если художник нарисует картинку, снимет с нее копию, подпишет, положит в конверт и отправит по почте на свой домашний адрес, то впоследствии в суде для доказательства его авторства вполне будет достаточно, предъявить этот конверт, поскольку дата почтового штемпеля будет свидетельствовать о дате создания произведения. Именно так поступил Д. И. Менделеев, когда придумал свою знаменитую таблицу химических элементов. Он нарисовал ее и отослал самому себе и еще в 50 адресов в России и за рубежом. Поэтому у него никогда не было проблем для доказательства своего авторства. Для придания акту фиксирования даты создания произведения большей весомости (на случай возникновения спорной ситуации) рекомендуется, депонирование произведения в каком-либо специальном учреждении. Это может быть отраслевая библиотека или институт, Российское авторское общество или даже Библиотека Конгресса США. Все зависит от желания и финансовых возможностей правообладателя. Депонирование не является публикацией, препятствующей дальнейшему патентованию промышленного образца (любая публикация до подачи заявки на промышленный образец, порочит его новизну) и тем более регистрации в качестве товарного знака.
Рекомендуемый порядок правовой защиты дизайна упаковок и этикеток
1. Художественно-конструкторские решения упаковки и этикеток и словесные обозначения наименований продукции должны оставаться коммерческой тайной предприятия вплоть до совершения правоохранных действий и получения документов, подтверждающих приоритет разработки. Соблюдайте конфиденциальность.
2. Права предприятия и дизайнера-разработчика должны быть четко оговорены в договоре между ними, чтобы в дальнейшем не возникало никаких спорных ситуаций, относительно нарушения авторских прав, служебного характера, создаваемого произведения, вознаграждения за его использование.
3. Автор художественно-конструкторского решения и его вариантов для подтверждения своего авторства и даты создания произведения может депонировать его в отраслевых, общероссийских и иных депозитариях.
4. Все варианты художественно-конструкторского решения упаковок и этикеток, которые предприятие не собирается регистрировать в качестве промышленных образцов, или относительно которых у предприятия есть сомнения в целесообразности их регистрации в качестве промышленных образцов рекомендуется опубликовать в открытой печати.
5. До подачи заявки на промышленный образец, все указанные на нем словесные и изобразительные обозначения, должны быть проверены на тождество и сходство с товарными знаками по Базе данных товарных знаков Российской Федерации в Федеральном институте про-
мышленной собственности Роспатента. В случае обнаружения обозначений,сходных с зарегистрированными товарными знаками или с обозначениями, поданными кем-либо ранее на регистрацию товарных знаков, необходимо исключить или заменить эти обозначения.
6. Варианты художественно-конструкторских решений упаковок и этикеток, содержащих, принадлежащие предприятию товарные знаки, рекомендуется опубликовать в открытой печати, чтобы исключить возможность недобросовестному конкуренту зарегистрировать похожее изображение, но с иными словами, в качестве промышленного образца.
7. Словесные, изобразительные и комбинированные обозначения продукции, не имеющие правовой охраны, следует зарегистрировать в качестве товарных знаков.
8. Регистрировать в качестве промышленного образца можно только такие художественно-конструкторские решения, в составе которых отсутствуют зарегистрированные словесные, изобразительные или комбинированные товарные знаки, принадлежащие третьи лицам. При этом надо учитывать, что срок государственной экспертизы заявок на промышленные образцы составляет не менее года.
ИШОРМтИЯШЯЮУКОВЩИТЕЛЕЙ
Вниманию предприятий, желающих получить консультацию по интеллектуальному праву
В связи с введением с 1 января 2008 г. в действие четвертой части Гражданского кодекса РФ, которая предусматривает регистрацию результатов интеллектуальной собственности предприятий, а также с целью приведение в соответствие с действующим законодательством техдокументации, содержащей обозначения наименований продукции предприятий, ВНИИМП предоставляет специалистам отрасли консультации по следующим вопросам:
- анализ техдокументации на предмет выявления в ней «чужих» товарных знаков;
- рекомендации по выбору обозначений продукции в обход действующим товарным знакам;
- разработка и регистрация товарных знаков на мясную продукцию.
- приобретение готовых товарных знаков;
- выявление и защита охраноспособных объектов интеллектуальной собственности предприятия
Вниманию авторов-дизайнеров и предприятий, желающих депонировать или опубликовать новые художественно-конструкторские решения упаковок и этикеток.
ВНИИМП принимает на депонирование от авторов-дизайнеров художественно-конструкторские разработки упаковок и этикеток мясной продукции. Авторам разработок вручаются авторские свидетельства установленного образца с указанием фамилии автора (соавторов), его (их) адреса, даты создания произведения.
ВНИИМП принимает от предприятий отрасли для публикации в журнале «Все о мясе» художественно-конструкторские разработки упаковок и этикеток мясной продукции. Публикация осуществляется на правах рекламы.
Обращаться по телефону (495) 676-0448, по факсу (495) 676-6031 и по электронный почте:
[email protected] к заведующему отделом к.т.н. Захарову Александру Николаевичу.