Новая рубрика -
«Интеллектуальная собственность»
Начиная со следующего номера, в нашем журнале появится новая рубрика «Интеллектуальная собственность», в которой будет представляться информация о создании и защите объектов интеллектуальной собственности. К ним относятся товарные знаки или, как их называют маркетологи, бренды, то есть названия фирм и продукции, художественно-конструкторские решения упаковок, которые на юридическом языке обозначают как промышленные образцы и, конечно, изобретения на рецептуры, технологии и устройства для переработки, хранения и оценки качества мясной продукции.
Вести рубрику будет сотрудник кафедры ЮНЕСКО по интеллектуальной собственности Института международного права и экономики им. А. С. Грибоедова, кандидат технических наук Александр Маркович Клейман, в прошлом государственный патентный эксперт, руководитель патентно-лицензионного агентства, автор учебно-практического пособия для работников пищевой промышленности, задачника и научно-популярных статей по авторскому и патентному праву. Ниже мы публикуем его анонс, посвященный будущему содержанию новой рубрики.
ЗАЧЕМ НУЖНА «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕНОСТЬ»
Об интеллектуальной собственности ежедневно ведутся передачи по радио и пишут в газетах. Все знают, что из-за нее нас не приняли в ВТО. Правительство призывает нас перевести промышленность на инновационный путь развития и повысить роль нематериальных активов. Президент России перед Новым годом подписал Федеральный Закон о введении четвертой части Гражданского Кодекса РФ - о правах на результаты интеллектуальной деятельности. Мало найдется стран, в которых законодательству в области интеллектуальных прав придается такое большое значение. Это с одной стороны, а с другой - область эта для нынешних специалистов не только среднего, но и высшего звена является «терра-инкогнито». Уже на уровне терминов пропадает связь между положениями директивных документов и тех, кому они адресованы. Обусловлено это тем, что в ходе реформирования промышленности на предприятиях исчезли патентные отделы и БРИЗы, потеряли значение ГОСТы, регламентирующие порядок постановки продукции на производство, включая правовую охрану интеллектуальной составляющей этой продукции. Слишком много внимания предприятиям пришлось уделять охране «периметра». Вместо старушек-вахтерш ныне колбасу охраняют видеороботы и «мальчиши с калашами», а вот права на интеллектуальный продукт, используемый в производстве этой колбасы, оказались не защищенными, чем и воспользовались патентные пираты и рейдеры. В отличие от пиратов 20-го века у них нет ни автоматов, ни «болгарок», ни водометных машин. Им не нужен ОМОН и «маски-шоу». Это люди с прекрасным образованием и исключительными манерами. Они обанкротят или отберут бизнес (у юристов это называется недружественное поглощение) законным путем через суд или антимонопольную службу. Действительно, кто мог предположить, что название пельменей, знакомое вам еще со школьных времен, теперь принадлежит частному лицу. На упаковке вы разместили художественные элементы, у которых есть автор и он против их использования. Различного рода добавки запатентованы, и права патентообладателей охраняются государством. Кто прав, кто виноват? Ответ очень простой. Прав тот, кто первым (право приоритета) официально зарегистрировал на свое имя товарный знак, промышленный образец или изобретение. И будет он прав до тех пор, пока вы не докажете, что эта регистрация была произведена с нарушением закона. А если не докажете - плакали ваши денежки. В новом правовом поле предприятия отрасли вынуждены будут принять обязательные меры по защите своей
интеллектуальной собственности и коммерческой тайны. Как это сделать? С какой стороны подступиться? Ответам на эти вопросы и будет посвящена новая рубрика. Теперь у вас есть интеллектуальная собственность.
СОДЕРЖАНИЕ РУБРИКИ
Популярно об интеллектуальной собственности.
В каждом номере журнала мы планируем размещать научно-популярную статью. Из нее вы узнаете об особенностях защиты интеллектуальной собственности в мясной промышленности, о том, что такое коммерческая тайна, ноу-хау, как патентуются пищевые изобретения, как можно и как нельзя называть продукцию с точки зрения коммерческой безопасности предприятия, как дешево и просто защитить дизайн упаковки, что такое исключительная лицензия и техническая документация на эксклюзивную продукцию.
Вопросы и ответы. Во ВНИИМП им. В. М. Горбатова обращаются предприятия или физические лица, у которых возникли проблемы с интеллектуальной собственностью. Ответы на вопросы, которые актуальны для всех работников отрасли, будут публиковаться в журнале. Разумеется, без указания названий организаций, имен и фамилий тех, кто их задал. Поэтому, не бойтесь задавать вопросы даже про наказания, которые ждут ваше руководство за невыплаченные авторские вознаграждения.
Инновации. Вы читаете статьи в отраслевых журналах, знакомитесь с экспонатами и предложениями на выставках и конференциях. Знаете ли вы, что вся эта информация или не имеет коммерческой ценности или, по всей видимости, уже запатентована. Дело в том, что если информация опубликована и стала доступна третьим лицам вчера, то даже на следующий день, то есть сегодня, она уже не может стать патентом. Все хорошее и полезное, прибыльное, патентуется до публикации. Поэтому узнавать о перспективных разработках лучше всего из патентной литературы. Однако в настоящее время далеко не все научно-технические библиотеки получают патенты из Патентного фонда. Для тех, у кого нет возможности посещать библиотеки или блуждать по Интернету, в этом разделе будут публиковаться рефераты наиболее интересных новых технологических решений, защищенных патентами. Они будут разнесены по рубрикам: переработка мяса, технология колбас и полуфабрикатов, консервное производство, оценка качества мясной продукции, упаковочные материалы, охрана окружающей среды и другие.
Наши комментарии: В связи с принятием Закона о введении части четвертой Гражданского Кодекса РФ, посвященной интеллектуальным правам, с 1 января 2008 г. отменяются все действующие в настоящее время в нашей стране законы об авторском праве, изобретениях, промышленных образцах и товарных знаках. Чем обусловлено принятие нового закона, какие изменения в законодательстве об интеллектуальной собственности коснуться непосредственных производителей мясной продукции, в чем состоят обязательные меры по защите интеллектуальной собственности предприятий отрасли? Чтобы ответить на эти вопросы мы будем комментировать соответствующие статьи новой 4-й части ГК РФ, а также законодательные акты, которые будут появляться в преддверии вступления в силу нового Закона.
Информация для руководителей. В этом разделе будут представляться сообщения и предложения, связанные с обеспечением коммерческой безопасности предприятий отрасли, защитой их промышленных прав и другие вопросы.
Ждем ваших предложений, вопросов и комментариев.
56
■ВСЕ О МЯСЕ, 1-2007