Защита интеллектуальной собственности в мясной промышленности
Рубрику ведет консультант по вопросам интеллектуальной собственности ВНИИ мясной промышленности, канд. техн. наук КЛЕЙМАН А.М. ^^^^^^^^^^^^
ЗАЧЕМ ПАТЕНТОВАТЬ ТЕХНИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ?
Это не риторический вопрос. С товарным знаком все понятно: один производитель делает пельмени «Столичные» и продает их в освоенном им регионе, и вдруг на тех же прилавках появляются чужие пельмени с тем же названием. На кого работала реклама, на что были потрачены время и деньги? Другое дело изобретение. Действительно, зачем патентовать рецептуру колбасы или способ консервирования мяса, если это не дает никаких налоговых льгот, не влияет на цену продукции, да и проследить за внедрением новаций очень сложно: определить по готовому продукту по какой технологии он сделан далеко не всегда возможно.
Для ответа на поставленный в заглавии вопрос надо посмотреть на определение патента. Патент дает исключительное право его обладателю вводить в хозяйственный оборот защищенную этим документом продукцию и, что особо важно, запрещать любому хозяйствующему субъекту вырабатывать аналогичный товар. Таким образом, владелец патента может перекрыть конкурентам доступ к освоенным им рынкам сбыта продукции, может продать лицензию на этот патент, причем не только конкуренту, но и какой-либо адвокатской конторе, специализирующейся на защите интересов правообладателей, которая в суде профессионально разберется с правонарушителем. И, наконец, указание на этикетке государственного номера патента или лицензии всегда повышает доверие покупателя к производителю такого товара.
За рубежом практика защиты всех патентоспособных технических решений в пищевой промышленности давно освоена. В настоящее время в России действует менее 200 патентов, в которых упоминается ключевое слово «мясо». В США и европейских странах подобных патентов тысячи. Наше отставание - следствие двух факторов: советская привычка к отсутствию конкуренции и отсутствие патентных работников на предприятиях отрасли. В результате такого правового беспредела закрыть любое пищевое предприятие за нарушения прав в области промышленной собственности - дело техники. Конкурентная борьба за рынки сбыта на интеллектуальном поле уже началась и с каждым днем обостряется. Это видно по росту числа, публикуемых в Интернете на сайтах Палаты по патентным спорам и арбитражных судов, результатов судебных разбирательств. Все крупные фирмы патентных поверенных загружены делами по патентным конфликтам. Автору этих строк тоже нужно по запросу суда срочно подготовить очередное заключение о соответствии продукта по ТУ формуле изобретения.
В настоящее время предприятия отрасли пытаются сделать ревизию своей техдокументации на предмет выявления охраноспособных технических решений. Если такие решения обнаружены - их надо или патентовать или покупать лицензию у владельцев патента. В противном случае нужно менять ТУ, а это не совсем быстрый и дешевый процесс. В статьях этой рубрики, в прошлых номерах журнала сообщалось о том, какими критериями руководствоваться при проверке правового статуса наименований продукции. Теперь следует рассмотреть, как проводить патентный поиск и писать заявки на изобретения. ПАТЕНТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для составления заявки на изобретение в первую очередь нужно найти технические решения, наиболее близкие к предполагаемому изобретению. Для этого необходимо провести патентные исследования. Они могут проводиться во Всероссийской патентно-технической библиотеке (ВПТБ) в г. Москве, в некоторых региональных научно-технических библиотеках и в Интернете. В настоящее время нет возможности для проведения патентных исследований по иностранным патентам в региональных библиотеках, так как Роспатент не издает официальных бюллетеней рефератов описаний иностранных изобретений. Однако Роспатент разместил на своем сервере всю российскую патентную информацию и ссылки на сайты иностранных патентных фондов. Работа на патентных сайтах в Ин-
тернете наиболее простой, а для большинства заинтересованных лиц в регионах единственный способ проведения патентных исследований
Патентные исследования являются обязательной, неотъемлемой и составной частью при выполнении научно-исследовательских работ, постановке продукции на производство и маркетинге товаров. ГОСТ 15.011-96 «Патентные исследования. Содержание и порядок проведения» устанавливает единые требования к организации, проведению и оформлению результатов патентных исследований.
Патентные исследования позволяют:
• определить патентоспособность объектов промышленной собственности, создаваемых в процессе разработки новой продукции, и решить вопрос о целесообразности патентования
• определить (патентную чистоту) условия беспрепятственной реализации промышленной продукции на рынке конкретной страны или стран и исключить нарушение прав третьих лиц, владеющих патентами, действующими на территории этих стран
• выявить потенциальных конкурентов, определить направления их деятельности и выбрать свою рыночную нишу.
Процесс проведения патентных исследований включает в себя следующие этапы:
• разработку задания на проведение патентных исследований
• разработку регламента поиска информации
• поиск и отбор патентной и другой научно-технической информации
• анализ отобранной информации.
Анализ уровня техники предусматривает: формирование группы аналогов и установление значений их технико-экономических показателей; определение тенденций развития, заложенных в аналогах; выделение базовых образцов из группы аналогов, содержащих наилучшие технико-экономические показатели и перспективные тенденции; сопоставление технико-экономических показателей объекта разработки с аналогичными показателями базовых образцов (определение технического уровня); подготовку заключения о результатах анализа.
Глубина (ретроспективность) поиска информации, с учетом сокращения сроков обновления технических решений, составляет от 5 до 15 лет.
На первом этапе поиска следует определить классификационный индекс по объекту поиска. Для этого необходимо обратиться к алфавитно-предметному указателю для отыскания рубрик Международной патентной классификации (МПК).
Для большей широты поиска, сразу по нескольким странам, следует проводить поиск по фондам европейского патентного ведомства и фондам национальных патентных ведомств, где можно получить библиографические данные и полное описание патента на иностранном языке.
ПРОВЕДЕНИЕ ПАТЕНТНОГО ПОИСКА В БАЗЕ ДАННЫХ РОСПАТЕНТА
Для бесплатного допуска к информации о российских изобретениях надо открыть страницу Роспатента: http://www.fips.ru, а затем из раздела «Информационные ресурсы» перейти в подраздел «Поисковая система». Далее нужно следовать приведенной ниже инструкции:
• Ввести имя пользователя и пароль, то есть надо дважды записать слово «guest» в поле «Имя пользователя» и в поле «Пароль» (при этом запись в поле «Имя пользователя» высвечивается как «guest», а в поле Пароль - в виде пяти звездочек *****)
• Поставить «флажок» перед указателем «Рефераты российских патентных документов за 1994-2007 г.» и нажать кнопку «Формулировка запроса»
• в появившемся окне можно сформулировать запрос поиска
нужного патента или заявки на изобретение по различным критериям. Лучше всего начинать поиск по индексам мясной продукции по Международной патентной классификации (МПК), которые приводятся ниже:
1. Переработка мяса
Смесители для мясного фарша или мясных продуктов A22C005/00
Прочее оборудование для переработки мяса или костей A22C017/00
Переработка домашней птицы A22C021/00
2. Технология колбас и полуфабрикатов Полуфабрикаты мясные A23L1/3 Колбасные изделия вареные A23L1/317
Колбасы полукопченые и варено-копченые A23L1/317 Колбасы сырокопченые A23L1/317 Ливерные колбасы, паштеты, студни A23L1/315 Продукты сыровяленые A23L1 / 315
3. Консервное производстве Мясные консервы A23L1 / 40
Способы стерилизации мясной продукции A23B4/005
4. Оценка качества мясной продукции
Способы идентификации состава мясных изделий G01N33/02 Способы определения срока годности мясопродуктов G01N33/02 Способы оценки качества туш убойных животных G01N33/12
5. Упаковочные материалы
Способы и устройства упаковывания мясной продукции B02C18/30
Биодеградируемые защитные покрытия C08J5/18, C08G63/08 Колбасные оболочки A22C013/00
6. Охрана окружающей среды
Способы очистки сточных вод предприятий мясопрома C02F1/56, B01D21/01, C02F103/ 22
Способы обезвреживания выбросов в атмосферу неприятно пахнущих веществ A61L9/00
После ввода индекса, например, A23L1 /317 в соответствующее поле, следует щелкнуть по кнопке «Поиск». На дисплее появятся 25 наименований патентов относящихся к этой рубрике МПК - «Колбасные изделия вареные». После просмотра 25 рефератов выделяются следующие 25 документов и т.д. до полного просмотра.
Для просмотра реферата нужного документа надо щелкнуть мышкой по его номеру.
Используя гиперссылки, можно просмотреть текст классификатора МПК, относящийся к указанной рубрике (классу). В тексты классификатора МПК включены гиперссылки на рубрики (классы), упоминаемые в тексте (отсылки). При нажатии на ссылку информационно-поисковая система перейдет к странице с описанием упомянутой рубрики (класса).
Используя гиперссылки «Автор», «Заявитель», «Патентообладатель», можно: перейти на сайт фирмы (организации), указанной в документе, и получить контактную информацию о фирме (организации) или конкретном лице.
Для бесплатного допуска к информации об изобретениях в открытых реестрах Роспатента, следует из раздела «Информационные ресурсы» перейти в подраздел «Открытые реестры». Для чтения патента в полном объеме, надо скопировать мышкой его номер из реферата, зайти в открытый реестр российских изобретений, вставить этот номер в открывающееся окошко и нажать кнопку «Просмотр». На дисплее появиться полный текст патента.
ПАТЕНТОВАННЫЙ ПОИСК В БАЗЕ ДАННЫХ ПАТЕНТНОГО ВЕДОМСТВА США
Для поиска информации в полнотекстовой базе данных (с бесплатным доступом) необходимо:
• открыть страницу Патентного ведомства США: http://www.uspto.gov/patft/index.html//
• выбрать (например) пункт «Quick Search» («быстрый поиск»)
• в раскрывшемся окне выбрать необходимые опции поиска: временной интервал («Select years»), ключевые слова («Term 1» и «Term 2»), вид поиска, поля базы данных, в которых проводится поиск (все поля («All fields»), название («Title»), реферат («Abstract»), дата выдачи патента («Issue Date»), номер патента («Patent Number»), и т.д.))
• ввести (на английском языке требуемые ключевые слова для
поиска (например, «Canned meat») - «консервированное мясо». После этого в раскрывшемся окне появятся результаты поиска в базе данных. Как видим, найдено 82 патента США, в названии («Title») которых присутствуют ключевые слова «Canned meat».
• далее проводится анализ (на этом этапе исключительно по названиям патентов) полученного списка на предмет отбора нужных (по заданным критериям) патентов.
Предположим, что по выбранным критериям поиска подходит патент США № 6,270,830 «Stabilizer for meat products and meat product composition» («Стабилизатор мясной продукции и мясной продукт»). Тогда, после того как Вы щелкнете по ссылке на этот патент, откроется окно с текстовым описанием патента США № 6,270,830
Вначале описания приводятся номер патента, фамилия автора, название и дата выдачи патента. Затем следуют реферат, имена авторов полностью, имя патентообладателя, дата подачи заявки, коды изобретения в соответствии с различными патентными классификаторами. Далее приводится патентная формула (то, что заявляется авторами), а за патентной формулой следует полное описание патента.
ПАТЕНТНЫЙ ПОИСК В БАЗЕ ДАННЫХ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПАТЕНТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Для поиска информации в базе данных Европейской патентной организации необходимо:
открыть страницу Европейской патентной организации на русском языке: http://ru.espacenet.com/
• выбрать пункт меню поиска «Быстрый поиск».
Наряду с быстрым поиском имеется возможность проводить расширенный поиск или поиск по номеру патента, или поиск по классификатору.
• в открывшемся окне выбрать патентную базу данных (поиск по мировым патентам («Worldwide»), рефератам японских патентов («Patent Abstracts of Japan»), европейским патентам («EP») или базе данных Всемирной организации интеллектуальной собственности («WIPO»).
• в качестве примера выберем патентную базу мировых патентов («Worldwide»), и введем ключевые слова - например «canned meat» - «консервированное мясо». После этого нужно нажать на кнопку «Поиск» («Search»). В раскрывшемся окне появятся результаты поиска в базе данных. Перед нами список из 640 патентов.
• далее проводится анализ (на этом этапе исключительно по названиям патентов) полученного списка на предмет отбора нужных (по заданным критериям) патентов. Предположим, что по выбранным критериям поиска подходит патент W02007078213 «Canned meat production method and canned meats» («Консервированный мясной продукт и метод его консервации»). Тогда, после того, как Вы щелкнете по ссылке на этот патент, откроется окно с библиографическими данными этого патента. Нажимая на кнопки «Описание», «Формула изобретения» и другие можно читать соответствующие разделы патента.
Для машинного перевода текста на русский язык нужно открыть страничку переводчика: http://www.translate.ru/, нажать кнопку «Перевод текста» и вставить скопированный раннее текст в окошко. Выбрать тип перевода (например, англо-русский) и нажать кнопку «Перевести». В нижнем окошке отобразиться переведённый текст. Перевод очень плохой, но специалист поймет, о чём идёт речь в патенте и требуется ли над ним более детальная работа.
Результаты патентных исследований оформляются в виде отчёта, по материалам которого составляется патентная заявка.
ВЫЯВЛЕНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ В РАЗРАБОТКЕ
Не всякую идею можно запатентовать. Изобретением признается только такое техническое решение, по которому до даты подачи заявки никто в мире не опубликовал нечто похожее, которое не является явным для специалиста в этой области техники и которое можно применить на практике.
Объектом изобретения может быть продукт или способ. Продуктом является, например, устройство (смеситель для мясного фарша) или композиция (колбаса сырокопченая), а способ - это технологический процесс (способ определения срока годности мясных продуктов) - это самые распространенные объекты изобретений в отрасли.
Если вы опубликуете результаты своей работы до подачи заявки
в Роспатент, то на свет появится так называемый документ, порочащий новизну изобретения. Эксперт найдет вашу публикацию и на ее основании откажет в выдаче патента любому заявителю, который подаст заявку после даты публикации, в том числе и вам. Может оказаться обидно не только за себя, но и за державу. Ведь все наши зарубежные «смежники» читают наши журналы. Эти журналы, также, читают их патентоведы. Патентоведы на фирмах это, на всякий случай, доктора наук, имеющие опыт работы в качестве патентных экспертов. Они, что называется, «в теме». Бесконечное количество примеров, когда по таким статьям инофирмы патентуют в России изобретения, а затем продают нам лицензии. Так, что лучше проверьте - нет ли в вашей работе патентоспособных решений. Это очень просто. Во-первых, все идеи, результаты экспериментов и т.д. отредактируйте, так, чтобы они превратились в чертежи устройств, рецептуры веществ или техпроцессы. Далее очень кратко опишите их в виде перечисления ряда признаков. Например, устройство состоит из горизонтальной платформы, вертикальных стоек и элементов крепления. Элементы крепления установлены с возможностью жесткого соединения платформы и вертикальных стоек. Так выглядит описание обычного стола, а затем проведите поиск аналогов и прототипа в патентной библиотеке или в Интернете. По классификатору определите - к какой группе, подгруппе МПК относится ваша разработка и изучите патенты этих рубрик. Описания технических решений, которые близки к вашему - называются аналогами, а наиболее близкий к изобретению аналог называется прототип. Основное правило, которым нужно руководствоваться при патентном поиске: если аналоги не найдены - значит, поиск проведен плохо. Или вы искали не в том классе или что-то пропустили. Ведите поиск до тех пор пока не найдете аналогов. Затем, посмотрите насколько они близки к вашему изобретению. Если они совпадают по существенным признакам полностью, значит ничего патентоспособного в вашей разработке нет.
Суть изобретения сводится всего-навсего к модернизации известного технического решения, с целью получить положительный технический результат. Для этого к известным существенным признакам прототипа добавляется один или несколько отличительных признаков.
ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВЫХ ИЗОБРЕТЕНИЙ
Защита прав на результаты интеллектуальной деятельности в пищевой промышленности вообще и мясной - в частности, имеет свою специфику. Например, в отличие от других отраслей производства, пищевые изобретения, как правило, являются результатом простых операций, основанных на смешении известных компонентов и их аналогов в различном количественном соотношении. Поэтому пищевых изобретений может быть намного больше, чем изобретений в других отраслях промышленности.
В качестве целей этих изобретений, обычно, фигурируют не всегда объективные, а потому не корректные цели, такие как: улучшение органолептических свойств, расширение ассортимента, улучшение внешнего вида изделия, достижение лечебно-профилактических свойств.
Как известно, на вкус и на цвет товарищей нет. Поэтому для оценки органолептических показателей, определяемых органами чувств, необходимо обязательно использовать известные методики. Расширение ассортимента, как цель пищевых изобретений является лишь постановкой задачи. Улучшение внешнего вида, разумеется, тоже может быть целью пищевого изобретения, но только в том случае, если в его описании присутствуют технические признаки, характеризующие или состав компонентов, или технологию продукта, благодаря которым стало возможным создание новой формы. И, наконец, настаивание автора на наличии только лечебных свойств, например, сала, как вещества укрепляющего сердечную мышцу, ведет к переклассификации такого технического решения из пищевого продукта в лекарственное средство. Обойти «казус некорректности целей пищевых изобретений» можно несколькими приемами. Так, общим для патентной защиты технических решений, объединенных вышеперечисленными целями, является необходимость документального доказательства синергетического эффекта, как результата использования всех существенных признаков изобретения.
КАК СОСТАВЛЯЕТСЯ ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ?
В инженерной среде сложилось неверное представление об этом процессе. Все думают, что заявка на изобретение это механическое изложение технического решения в рамках, установлен-
ных правил: описание того, что известно, в данной области, затем описание того, что предложил автор и, наконец, так называемая, формула изобретения, то есть то, что предложил автор, но в виде одного предложения. Совершенно верно по форме и абсолютно неверно по сути.
Описание начинается с конца, то есть с формулы изобретения. Формула состоит из двух частей - ограничительной и отличительной, разделенных словами «отличающаяся тем, что». В первой части указываются признаки известного устройства. Не все, а только существенные, то есть те, которые модернизируются в отличительной части.
Описание изобретения после того, как написана формула, делается, как говорится, «на автомате». В разделе «Область техники», в одну строчку указывается, где применяется изобретения. В разделе «Уровень техники» очень кратко приводятся сведения об аналогах и прототипе изобретения: их признаки, а также известные заявителю причины, препятствующие получению технического результата, который обеспечивается изобретением. Раздел «Раскрытие изобретения» пишется совсем просто - фактически переписывается формула изобретения, но без слов «отличающийся тем, что». Однако затем в несколько строк, лаконично, свяжите ваши нововведения с получением технического результата. Раздел «Осуществление изобретения» пишите в рамках формулы, но не жалея бумаги. Чем подробнее опишите разработку, тем больше материала будет у экспертизы, чтобы вас поправить, если вы где-то в чем-то, как она считает, ошиблись. Для изобретения, относящегося к устройству, приводится описание его конструкции (статика) и действие устройства (работа). Если изобретение относится к композиции - приводятся примеры, в которых указываются ингредиенты, входящие в состав композиции, их характеристика и количественное содержание. Для изобретения, относящегося к способу, в примерах его реализации указываются последовательность действий (приемов, операций) над материальным объектом, условия проведения действий, конкретные режимы (температура, давление и т.п.), если это необходимо, используемые при этом материальные средства (устройства, вещества, штаммы и т.п.).
Заявка может относиться к группе изобретений, которые связаны между собой единым изобретательским замыслом. Например, колбаса вареная и способ ее приготовления.
Раздел: ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Существует ли определение ноу-хау и какими правовыми актами регламентируется сделки о передаче ноу-хау?
В буквальном переводе с английского know-how означает «знать как». Точного определения этого термина нет до сих пор. Статья 151 Основ Гражданского законодательства СССР устанавливала, что «Обладатель технической, организационной или коммерческой информации, составляющей секрет производства (ноу-хау), имеет право на защиту от незаконного использования этой информации третьими лицами при условии, что: эта информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам; к этой информации нет свободного доступа на законном основании; обладатель информации принимает надлежащие меры к охране ее конфиденциальности».
Принятый 29 июля 2004 г. Федеральный закон N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» обозначил возможность передачи информации, составляющей секреты производства (ноу-хау). Но, чем отличается ноу-хау от служебной тайны, коммерческой информации нигде не отмечалось. Однако большинство специалистов-практиков всегда считало ноу-хау составной частью результатов интеллектуальной деятельности. Это нашло отражение в принятом 18 декабря 2006 Законе РФ № 231-Ф3 «О введении в действие 4-ой части ГК РФ «Права на результаты интеллектуальной деятельности», где ноу-хау отнесены к объектам интеллектуальной собственности, которые могут передаваться в рамках лицензионных договоров.
В настоящее время на договорные отношения при передаче ноу-хау распространяется действие норм гл. 27-29 подраздела 2 «Общие положения о договорах» ГК РФ, из которых следует, что при отсутствии специальной нормативной базы приоритет имеет договорная практика по сделкам о передаче ноу-хау. В международной практике используется «Примерный договор о передаче ноу-хау»,
разработанный Организацией связи в металлической промышленности Европы (ОРГАЛИМО). В отношении этого документа действуют «Рекомендации Торгово-промышленной палаты России по передаче прав на ноу-хау и другие объекты интеллектуальной и промышленной собственности в рамках договоров и соглашений», опубликованные в сборнике «Изобретатель и предприниматель», Международного института промышленной собственности, М., 1995г. Подробно о ноу-хау вы можете прочесть в статье А. М Клеймана «Ноу хау. Хау мач?» в журнале «Мясная индустрия», № 12, 2004г.
В чем преимущества приобретения технической документации по лицензионным договорам по сравнению с обычным договором купли-продажи?
До недавнего времени предприятия отрасли покупали техническую документацию в рамках договоров купли-продажи. При этом продавец не нес никакой ответственности ни за качество продукции, изготавливаемой по этой документации ни за правовую охрану, содержащейся в ней объектов интеллектуальной собственности.
По мере роста числа конфликтных ситуаций на почве несоблюдения прав владельцев патентов и товарных знаков, необходимости корректировки или замены техдокументации предприятиям стало выгодно приобретать техническую документацию по лицензионным договорам, среди которых можно выделить следующие:
• договора неисключительной лицензии, по которому лицензиату передается техническая документации и неисключительные права (то есть аналогичные права могут в дальнейшем быть переданы и другим предприятиям) на патенты, содержащиеся в техдокументации
• договора исключительной лицензии, которые кроме вышеуказанных прав, дают лицензиату возможность быть единственным производителем продукции в своем регионе, и самостоятельно выдавать региональные сублицензии другим мясоперерабатывающим предприятиям.
По закону, в интересах потребителя, обязательным условием всех этих договоров является контроль со стороны продавца лицензии продукции, выпускаемой по лицензии и помощь в ее освоении.
Приобретатель лицензии получает следующие гарантии от продавца лицензии:
• гарантия правовой защиты всех объектов интеллектуальной собственности, содержащихся в техдокументации
• гарантия достижения эстетических, технологических, технико-экономических и других показателей, указанных в документации
• гарантия изготовления передаваемой техдокументации, в соответствии с действующими стандартами
• гарантия предоставления недостающей или частично исправленной документации, если лицензиат после получения документации выявит ее неполноту
• гарантия оказания технической помощи в освоении производства продукции и организации обучения специалистов лицензиата методам и приемам работы, относящимся к производству продукции
• гарантия активного участия в защите прав лицензиата на производство продукции, если какое-либо третье лицо станет нарушать его исключительные права.
Для обеспечения государственной защиты прав приобретателя лицензии от недобросовестных конкурентов, договор и права лицензиата регистрируются в Федеральном органе государственной власти - Роспатенте в обязательном порядке.
Какую роль играет патент на изобретение при маркетинге?
Патент - важнейший инструмент маркетинга, так как самый необходимый шаг при выходе с новой продукцией на рынок - это охрана ее с помощью патентования для исключения безвозмездного копирования и использования конкурентами. При маркетинговых исследованиях целесообразно иметь описания изобретений. Такие описания содержат информацию, по которой можно судить об интересующем вас предмете, его техническом уровне, возможности совершенствования и т.д. Кроме этого, описания содержат и информацию правового характера, преимущественно в формулах изобретений, по которым узнают об объеме патентных притязаний, определяющих границы действия патента. И, наконец, из описания изобретения можно выяснить данные о патентовладельце и авторах. Таким образом, описание изобретения является как бы
анкетой, облегчающей обработку и систематизацию информации при маркетинге.
Нужно ли иметь согласие автора при передаче прав на патент другому лицу?
Предприятие-патентовладелец вправе не иметь согласия автора при совершении подобных, как и других юридических действий. Выступать в качестве лицензиара (продавца) автор, не патентовладелец не может.
Как определиться, стоит ли патентовать новинку или нет?
Законодательных актов на этот счет нет. Однако специалисты считают, что если новация относится к разряду тех, появления которых у конкурента можно ожидать в скором времени, то лучше избрать патентную форму ее охраны. Если есть основание, что данная задача может быть решена другими лицами не так скоро, то в таком случае следует подумать о том, чтобы не патентовать вашу новинку, а использовать ее в качестве ноу-хау. Так, известная фирма «Кока-Кола» уже свыше 120 лет держит в тайне состав и способ приготовления концентрата своего известного напитка, и до сих пор никто не сумел раскрыть эту тайну. Продавая лицензии на выпуск «Кока-Колы», фирма открывает только способ его приготовления из этого концентрата.
Раздел: ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Вниманию предприятий, желающих получить консультацию по интеллектуальному праву ВНИИМП предоставляет консультации специалистам отрасли по вопросам защиты и применения на предприятии объектов промышленной собственности: товарных знаков, промышленных образцов, изобретений.
Темы консультаций:
• анализ техдокументации на предмет выявления в ней объектов промышленной собственности
• рекомендации по выбору обозначений продукции в обход действующим товарным знакам
• разработка и регистрация товарных знаков на мясную продукцию
• порядок защиты наименований продукции и предприятия, как товарного знака
• порядок приобретения готовых товарных знаков
• выявление и защита охраноспособных технологий и рецептур, разработанных предприятием
• подготовка документов для организации охраны коммерческой тайны на предприятии
• оценка и постановка интеллектуальной собственности на баланс предприятия по ПБУ 14.2000
• патентные исследования по ГОСТ 15.011 при постановке продукции на производство
• рекомендации по составлению и государственной регистрации лицензионных договоров
• оптимизация налогооблагаемой базы
• организация рационализаторской работы на предприятии.
Обращаться по телефону (495) 676-0448, по факсу (495) 676-6031 и по электронный почте:
[email protected] к заведующему отделом канд.техн.н. Захарову Александру Николаевичу