основы трансфера технологий
Продолжение. Начало в №9
Трансфер технологий - своего рода марафон, на каждом километре которого нужна новая тактика. Вызвано это тем, что путь от рождения идеи до продажи лицензии сложен и долог.
Кен Портер, глава фирмы Steamboat Mountain Solutions, выступая перед отечественными специалистами трансфера технологий, говоря о практике коммерциализации изобретений в США, выделил наиболее существенные этапы данного процесса, среди которых:
• изложение идеи изобретения;
• оценка;
• получение патента;
• маркетинг;
• переговоры и продажа лицензии.
Организация работы центра трансфера технологий с изобретателем включает ряд обязательных процедур, важнейшей при этом является изложение сути изобретения.
изложение идеи изобретения
Идея после ее возникновения и на самой начальной стадии развития не имеет достаточно существенных признаков для патентования. Однако уже на этом уровне необходимо избрать такую форму изложения ее сути, которая позволит продемонстрировать новизну и оригинальность. Это не демонстрация в буквальном смысле, она может быть выполнена с помощью формализованного описания по определенному стандарту. В качестве обязательных данных следует указывать: назначение и применение технологии или продукта, конкурентные преимущества и недостатки, предполагаемх лицензиатов, степень защиты интеллектуальной собственности, сведения об изобретателе и др. Идею как формулу авторского замысла также необходимо выразить совокупностью основных ее положений, таких как известные элементы и отличительные особенности. Форму описания можно найти на сайте http://protto.org.
Изложение идеи в 3-4 предложениях, соответствующих указанной структуре, будет вполне достаточно для того, чтобы специалисты взялись за ее последующее продвижение. Изобретатель не должен опасаться за судьбу своей идеи, данное описание не является конфиденциальным документом. Оно используется для представления на выставках, в информационных бюллетенях, базах данных, специализированных журналах, в Интернете для привлечения внимания при поиске инвестора или брокера.
Специалисту центра трансфера технологий еще до того, как изобретатель представит ему идею своего изобретения в письменном виде, лучше в первый раз обсудить ее в ходе личной встречи или по телефону. Это помогает установить взаимопонимание сторон.
оценка
При оценке изобретения учитываются три составляющих:
• научная ценность и технические достоинства;
• патентная ценность, возможность засекретить те пункты патентной заявки, которые представляют ценность и которые можно обосновать;
• коммерческая ценность, обоснованность и вероятность того, что технология может стать основой для создания востребованной продукции, на которую найдется лицензиат.
Однако прежде всего оценивается само изобретение. В этом случае важно иметь его описание, сравнительную характеристику с уже существующими или ожидаемыми техническими решениями в данной области, представлять, каким образом
применение новой технологии или товара приведет к возможности найти инвестора (лицензиата). Кроме этого, важно оценить ситуацию на рынке сбыта, его емкость, выявить целевую нишу. В случае работы с технологией следует учитывать, что она может быть усовершенствованием чего-либо уже существующего или прорывом, что повлияет на стратегию ее продвижения и цену.
Важным моментом данной работы является консультация со специалистами, знающими рынок и способными предсказать потенциальный спрос на предложение. Далее можно переходить к патентной оценке, среди показателей которой - неочевидность и полезность. На этом этапе необходимо выявить пункты, которые станут основой собственно патентной заявки. Хорошо, если есть информация, подкрепляющая заявленные характеристики, к примеру данные эксперимента. Знание перспектив использования патента и наличие ограничивающих факторов позволяют центру трансфера технологий более уверенно заниматься проработкой вопроса.
При этом автор должен понимать, что его изобретение может быть сочтено очевидным и тогда в патенте будет отказано. Кстати, этим правилом все чаще пользуется патентное ведомство США, и потому надо быть во всеоружии, чтобы мотивированно оспорить отказ.
инструменты оценки патента
Тематический поиск по научно-технической литературе
Поиск литературы по интересующей тематике ведется с использованием различных носителей информации: бумажных (книги, журналы, вестники и др.), электронных или магнитных (электронные книги, видеопособия и др.), Интернета.
В настоящее время информационные ресурсы глобальной сети таковы, что практически любой запрос, который име-
СИНЕРГИЯ ЗНАНИЙ
ет ту или иную смысловую нагрузку, может быть удовлетворен. Однако, перед тем как начинать поиск, необходимо решить две проблемы: как проводить поиск информации (что и где искать) и по каким критериям ее оценивать.
Объектом информационного поиска могут быть как фактографические данные (факты, формулы, количественные показатели), так и библиографическое или реферативное описание объекта. В зависимости от этого различают информационный, фактографический и документальный поиск. Последний может быть полнотекстовым (направленным на нахождение первичных документов) и библиографическим (направленным на нахождение библиографической информации, то есть сведений о документах, которые представлены в виде библиографических записей).
Поиск информации, который проводится в библиотеке, как правило, сводится к поиску библиографической информации - по каталогам и картотекам.
К основным типам запросов можно отнести:
• адресный (о наличии в БД определенного документа);
• тематический (запрос на подборку информации по определенной теме);
• именной;
• библиографический (требует установления точного библиографического описания) и др.
Тематический поиск по базам данных
Для формирования стратегии поиска через Интернет нужно учитывать некоторые правила, среди которых наиболее значимые:
• оптимальное использование возможности каждого поискового сервера;
• предварительное ознакомление с интерфейсом сервера и инструкцией пользователя;
• при работе с поисковым сервером - правильное формулирование запроса.
Формирование поискового запроса осуществляется путем четкого формулирования и выбора наиболее информативных ключевых слов (терминов), предметных рубрик, авторитетных (автор, журнал, ком-
пания и т.п.) и фактографических данных. Словосочетания и фразы при использовании поисковых систем Интернета необходимо брать в кавычки, в противном случае запрос будет восприниматься как отдельные слова с выдачей соответствующего «шума». Не следует применять широко распространенные термины. Если на запрос пришло 200 или более документов, то его необходимо переделать. Если среди первых 10 ссылок нет ни одной нужной, следует радикально изменить запрос или использовать другую поисковую систему. При получении списка документа проводят ранжирование по степени важности, релевантности. То есть, пересмотрев первые 20-30 документов, можно увидеть, что нужных становится меньше или их нет вовсе. Многие поисковые интерфейсы имеют два бланка поиска: упрощенный (появляется на экране первым) и расширенный (Advanced Search), которым при необходимости можно воспользоваться.
Вначале необходимо изучить возможности получения структурированной информации на известных мировых серверах Yahoo, Google Scholar. Затем методом анализа различных тематических ссылок можно выявить ведущую группу организаций (фирмы-производители, различные структуры), сведения о которых дадут возможность более полно удовлетворить информационные потребности. Необходимо, однако, учитывать, что информация, доступная в режиме бесплатного доступа, имеет преимущественно рекламный характер с представлением разделов по истории развития, основным направлениям деятельности организации, финансовым отчетам, техническим параметрам выпускаемой продукции, проводимым мероприятиям и др.
Аналогичная работа ведется и по другим источникам информации, в том числе по базам данных Бюро по патентным и товарным знакам США - USPTO, Европейского патентного бюро, Всемирной организации интеллектуальной собственности и др.
Как правило, в открытом доступе находятся реферат и описание
изобретения, по которым можно получить информацию о его общей направленности и деталях. В результате выявляются аналоги, которые сходны с исследуемой разработкой по тем или иным параметрам. Анализ кратких рефератов изобретений позволяет провести первоначальный отсев излишней информации и перейти к более детальному изучению оставшейся части найденных документов.
Полученные данные упорядочивают и проводят их статистическую обработку.
Взаимодействие с патентным поверенным
Полученная в результате непатентного и патентного поиска информация позволяет оценить патентоспособность заявленного к коммерциализации изобретения и принять промежуточное решение - браться ли за его коммерциализацию или нет. Окончательный же вывод возможен только после проведения экономического анализа патента, его прогнозируемой стоимости.
Если центр трансфера технологий выбирает положительное решение, то в большинстве случаев в США предпринимается следующий шаг - подается заявка на предварительный патент. О его преимуществах мы уже говорили в №9 нашего журнала. Однако не стоит забывать, что интеллектуальная собственность может также быть защищена и авторским правом, и ноу-хау, и товарным знаком.
Положительное решение по коммерциализации требует сотрудничества с патентным поверенным. Простое механическое изложение технического решения в рамках установленных правил, а именно описание того, что известно в данной области, затем описание того, что предложил автор, и наконец, так называемая формула изобретения, в виде одного предложения, будет верной лишь по форме, но далеко не по сути. Поэтому-то изобретателю не обойтись без группы талантливых патентоведов, способных проявить чудеса патентоведческого искусства и защитить изобретение так, чтобы не просто получить патент, а такой, обойти который будет невозможно.
50 НАУКА И ИННОВАЦИИ №10(104) Октябрь 2011
Если патентный поверенный является сотрудником центра трансфера технологий, то его услуги предоставляются изобретателю организации бесплатно. В противном случае взаимодействие изобретателя с патентным поверенным начинается с заключения соглашения об оказании услуг или контракта. Изобретатели часто озабочены размером платы, взимаемой патентными поверенными. Многие авторы идей не ценят время, потраченное ими на подготовку заявки, или не осознают, что они сами могут минимизировать затраты. Изобретатель может предоставить проект заявки, провести обоснованную оценку текущего состояния литературы в своей области и таким образом уменьшить работу патентного поверенного и, соответственно, стоимость его услуг, помочь подготовить выверенную патентную формулу.
Уменьшить расходы на патентование можно и за счет проведения самостоятельного патентного поиска. Необходимо тщательно подходить к этой работе, поскольку фиксация всех проведенных патентных исследований, используемых терминов и поисковых систем, на которых проводился поиск, является, несомненно, важным фактором при судебном рассмотрении возможных исков при отстаивании прав на патент. Этот процесс поиска также дает изобретателям дополнительное преимущество, поскольку они могут узнать и оценить потенциальных конкурентов.
Патентного поверенного следует поставить в известность о возможной коммерциализации результатов исследований, которые планируется патентовать. Это, в свою очередь, позволит спланировать процедуру патентования так, чтобы добиться максимальной охраны патента и зарегистрировать его в подходящее время. Слишком рано поданная заявка может повлечь за собой изъятие и перерегистрацию, что может стать пагубным фактором для самого патента.
Следствием успешного взаимодействия изобретателя и патентного поверенного является согласованная окончательная заявка, которая и подается в патентное ведомство. Чтобы избежать многократных последующих перепроверок следует тщательно работать над первым проектом заявки.
маркетинг
После завершения процедур по подготовке и подаче заявки инициатива полностью переходит к специалистам по маркетингу. От качественного маркетингового исследования, от правильного позиционирования изобретения зависит его судьба. Среди маркетинговых вопросов, которые должны быть решены в центре трансфера технологий, можно выделить следующие:
• сферу приложения изобретения, выгоду от его применения на рынке;
• выигрыш по сравнению с конкурирующими разработками;
• предполагаемый объем продаж, динамику его роста;
• детальный расчет составляющих стоимости изобретения;
• способы коммерческого использования разработки (продажа, лицензирование, производство и др.);
• производственные возможности для применения изобретения.
В первую очередь необходимо определить объекты маркетинга, то есть подходящие компании, подготовить рекламное обращение, содержащее основные положения, характеризующие разработку и целевой рынок сбыта. Важно, чтобы изобретатель принимал участие в маркетинговой компании в качестве эксперта по технологическим вопросам. Основными инструментами маркетинга являются:
• размещение информации в сетях трансфера технологий;
• рекламные проспекты неконфиденциального содержания;
• личные контакты (звонки и электронные сообщения);
• рекламные плакаты для встреч с заинтересованными сторонами;
• информация на сайтах в Интернете.
поиск лицензиата
Поиск лицензиата и подготовительная работа перед установлением контактов с ним всецело зависят от знаний специалистов центра трансфера технологий о целевых компаниях, конкурентах, глубокого представления ситуации на рынке, анализа аналогичных сделок (база данных по ним находится в SEC EDGAR), понимания ценности предлагаемого изобретения.
Первичные контакты и переговоры требуют готовности к заключению соглашения о неразглашении конфиденциальной информации. Оно может быть нескольких видов, в частности: о намерениях, о патентной лицензии или в форме опционного соглашения.
В качестве подлежащих к обязательному обсуждению следует отнести:
• намерения по отношению к изобретению;
• план разработки нового вида продукции или технологии;
• размер роялти или сделки;
• отчет о финансовых результатах изготовления опытного образца.
Нельзя оставить в стороне и такие вопросы, как сроки и условия, ставку роялти, пошлины за поддержание патента в силе, этапы продаж. Финансовые и прочие обязательные условия должны быть оговорены в соглашении наряду со сроками и условиями их выполнения. После того как по всем пунктам достигнута договоренность, можно переходить к прочим юридическим аспектам сделки, обязательствам и ограничительным мерам.
Если наилучшим вариантом коммерциализации изобретения является создание нового предприятия, то необходимо свести изобретателя с предпринимателями, финансистами и опытными менеджерами, а также познакомить его с требованиями, которые должны быть соблюдены еще до того, как лицензия будет продана (бизнес-планом, планом урегулирования конфликта интересов (это актуально для научного сообщества) и планом финансирования).
Продолжение следует.
Подготовили Александр УСПЕНСКИЙ и Жанна КОМАРОВА