Научная статья на тему 'Основы трансфера технологий'

Основы трансфера технологий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
206
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Успенский Александр, Комарова Жанна

Кен Портер глава фирмы Steamboat Mountain Solutions, обладатель 3 патентов США и заявки на патент в области автоматизированных систем трансфера технологий. В его багаже 13-летний опыт коммерциализации технологий в государственных и частных научно-исследовательских организациях. В университетах Колорадо и Техаса при его участии запущена действенная программа поддержки коммерциализации научных разработок через лицензионные соглашения, позволившая только в Колорадо за 3 года создать 28 компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fundamentals of technology transfer

Ken Porter the head of Steamboat Mountain Solutions, holder of 3 U.S. patents and patent applications in the field of automated systems of technology transfer. He has 13 years of experience in technology commercialization in the public and private research organizations. At the universities of Colorado and Texas with his participation, running effective program to support commercialization of research through licensing agreements, allowed only in Colorado for 3 years to create 28 companies.

Текст научной работы на тему «Основы трансфера технологий»

синергия знаний

Основы трансфера технологий

Кен Портер - глава фирмы Steamboat Mountain Solutions, обладатель 3 патентов США и заявки на патент в области автоматизированных систем трансфера технологий. В его багаже 13-летний опыт коммерциализации технологий в государственных и частных научно-исследовательских организациях. В университетах Колорадо и Техаса при его участии запущена действенная программа поддержки коммерциализации научных разработок через лицензионные соглашения, позволившая только в Колорадо за 3 года создать 28 компаний.

По запросу Республиканского центра трансфера технологий и его филиала при ОДО «Витебский бизнес-центр», а также Института технологии металлов НАН Беларуси визит Кена Портера в нашу страну организовала Американская некоммерческая организация CNFA. Предлагаем вашему вниманию его выступление перед представителями НАН Беларуси, центров трансфера технологий и бизнеса.

формирование

законодательства сша в области трансфера

Основа коммерческого успеха новых знаний - в эффективном трансфере технологий, который, как показала практика, возможен только при наличии правового и финансового обеспечения научно-

инновационной сферы. Политика и законодательство США, а также опыт внедрения механизма трансфера технологий в структуру государственного хозяйствования -яркое тому подтверждение.

До 1980 г. результаты финансируемых из госбюджета США научных исследований и разработок являлись федеральной собственностью. Это не создавало у ученых федеральных лабораторий и университетов заинтересованности в коммерческом применении полученных знаний. Кроме того, освоение разработок, финансируемых правительством США (оно же выступало и владельцем патентов), через выдачу неисключительных лицензий был трудоемким и малоэффективным. Патентов было много, а новой продукции мало. Не случайно к 1978 г. федеральные

Директор Республиканского центра трансфера технологий Александр Успенский и глава фирмы Steamboat Mountain Solutions Кен Портер

власти смогли лицензировать только 4% из 28 тыс. патентов, а инвестиции требовали контроля, то есть исключительных лицензий. К тому же каждая организация имела собственную политику в области интеллектуальной собственности.

Ричард Никсон еще в начале 80-х гг. сделал заявление по вопросу патентной политики: «Гибкая политика в области прав на интеллектуальную собственность наилучшим образом отвечает интересам общества». Уже к концу 80-х гг. назрела острая необходимость унификации законодательства в данной сфере. Принимая вызовы времени, конгресс США исходил из того, что изобретения, являясь ценным ресурсом, должны стимулировать изобретателей, служить общественным интересам и потребностям США, предоставлять возможность другим странам пользоваться американскими инновационными технологиями и приносить при этом пользу экономике.

По мнению американских специалистов, из 27 законов, регулирующих в США процесс трансфера технологий, закон Бэйя - Доула, принятый в 1980 г., оказал наибольшее влияние на процесс коммерциализации технологий. Он предоставил университетам, некоммерческим организациям и субъектам малого бизнеса право собственности на изобретения и информацию, созданные в ходе исследований, финансируемых федеральным правительством, а федеральным лабораториям позволил выдавать эксклюзивные лицензии на патенты.

Положения закона Бэйя - Доула кроме прав возлагают и строгие обязательства -лицензиатом может выступать только американская компания, и лицензиар и лицензиат обязаны регулярно предоставлять отчет о применении изобретения. В

интеллектуальным капитал

документе изложен еще ряд немаловажных пунктов, среди которых запрет на переуступку прав на патент, предоставление прав изобретателю на долю от доходов, использование чистого дохода на развитие научных исследований или на образовательные цели. Согласно документу финансирующие организации сохраняют за собой право на патент и право на вмешательство, в случае если в течение обоснованного периода времени изобретение не использовалось. Хотя на практике этот пункт закона никогда не применялся.

Одновременно с законом Бэйя - Доула был принят правовой акт, направленный на активизацию участия федеральных лабораторий и университетов в процессах научно-технической кооперации с промышленностью, главным образом за счет распространения информации о полученных научных результатах. Важную роль для вовлечения в передачу новых технологий фирм малого бизнеса сыграл закон 1982 г. об инновационных исследованиях. Он инициировал специальную программу, обеспечившую выделение всеми федеральными ведомствами с годовым бюджетом на НИОКР свыше 100 млн долл. не менее 1,25% этого бюджета на проведение исследований и разработок силами малого бизнеса. За семь лет, с 1983 по 1990 г., в эту программу включилось 11 федеральных министерств и ведомств, которые рассмотрели в общей сложности почти 100 тыс. заявок от малых наукоемких фирм и приняли к финансированию около 15 тыс. проектов.

Еще один закон, принятый в 1986 г., касался исключительно федерального трансфера технологий: на законодательном уровне он вменялся в обязанность ученых и инженеров всех государственных научных организаций, а деятельность их сотрудников в этом направлении в обязательном порядке учитывается при оценке работы. Впервые законодательно были установлены принципы разделения роялти для федеральных изобретателей (минимум 15%) и создана система вознаграждения для других новаторов, утвержден устав Консорциума федеральных лабораторий трансфера технологий и определены механизмы финансирования этих организаций. Среди норм данного закона - целый ряд новых полномочий для руководителей лабораторий: право заключать соглашения о совместных НИОКР,

лицензирование изобретений, сделанных в лабораториях и др.

Механизм передачи технологий малому бизнесу получил дальнейшее законодательное подкрепление в 1992 г. принятием закона о трансфере технологий малому бизнесу.

Чуть позже, внося поправки к закону о патентах и товарных знаках, конгресс США официально признал, что креативность является национальным достоянием, а система патентования - инструментом донесения этого национального достояния до общественности.

Все перечисленные меры способствовали активизации деятельности по трансферу технологий, стимулировали изобретателей и принесли позитивные результаты, выразившиеся в увеличении поданных заявок на изобретения с участием федеральных лабораторий, количества выданных на них патентов и расходов частного сектора на поддержку.

патентная политика университетов и федеральных лабораторий

В 1980-1990 гг. становится общепризнанным фактом, что университеты и федеральные лаборатории выступают двигателями экономического роста, а действующая система правовой охраны интеллектуальной собственности, ориентированная на трансфер технологий, обеспечивает им устойчивые связи с промышленностью и инвестиции для научных исследований.

Принятие закона Бэйя - Доула позволило исследователям вывести свои работы из замкнутой системы «чистой науки» в науку прикладную. Большинство организаций, имевших крупные научные программы, приняли собственные положения о патентной политике, создали отделы трансфера технологий на базе патентно-лицензионных служб.

Закон сформировал основу для типовой государственной патентной стратегии, которая однозначно установила, что университеты и федеральные лаборатории имеют право на изобретения, созданные при использовании госфинансирования. Новый подход заключался в том, что, отказываясь от собственности, государство ввело на рынок реальных собственников

научно-технических результатов - университеты и федеральные лаборатории, стимулировало создание сети центров трансфера технологий при них и тем самым сформировало базовые предпосылки для взаимодействия всех участников процесса создания, охраны, передачи и использования технологий в экономике страны.

Положения о патентной политике университетов и федеральных лабораторий содержат пункты, касающиеся урегулирования прав на результаты интеллектуальной деятельности сотрудников, созданные с использованием университетского оборудования, возможности передачи прав до совершения изобретения, системы мер поощрения и распределения доходов.

Интересен пример прецедентного права - иск Джони Чау против Университета Чикаго. В результате совместной работы с профессором Бернардом Ройзманом в 1983-1996 г. было сделано изобретение - вакцина против герпеса. Ройзман ее запатентовал от имени университета, не указав в авторах Чау. Суд первой инстанции федерального округа отказал в удовлетворении иска. А Апелляционный суд федерального округа отменил судебное решение на основании политики Университета Чикаго в вопросах интеллектуальной собственности. И хотя прав собственности на изобретение Чау не получила, все-таки добилась удовлетворения финансовых интересов (в рамках университетской политики в вопросах интеллектуальной собственности) и восстановила свою репутацию.

выявление интеллектуальной собственности для коммерциализации

Как видно из примера, спорным для исследователей и разработчиков остается вопрос, кто является создателем изобретения. Его острота усиливается, когда в разработке принимают участие представители заказчика, коими зачастую выступают производственники.

Поэтому так существенно детальное выяснение у всех участников исследовательской группы, кому принадлежит авторство. Все те, кто был вовлечен в изобретательский процесс, имеют право быть указанными в патенте или заявке на

№9(103) Сентябрь 2011 НАУКА И ИННОВАЦИИ 53

синергия знаний

патент, что требует со стороны заявителей предельной честности. Таким образом избегают проблем при возникновении справедливых претензий со стороны тех, кто почему-то не вошел в число авторов на стадии патентования либо при заключении лицензионных сделок. Ведь ни о каких лицензионных соглашениях не может идти речи, пока не устранены разногласия между создателями. Уже на начальной стадии работ между участниками достигается соглашение, фиксируемое протоколом, кто является автором, а кто содействует ему. Такая тщательность особенно важна при выполнении работ за счет средств внешних инвесторов. Это обусловлено тем, что значительная изобретательская составляющая принадлежит тому, кто заказывает и финансирует научные исследования.

Университеты и федеральные лаборатории стремятся в контрактах оговорить обязательства исследователей по передаче организации всей интеллектуальной собственности, созданной в результате их деятельности. В Акте о патентовании (раздел 39) Оксфордского университета сказано следующее: «Несмотря ни на какие указания в нормах права, изобретение, сделанное служащим, должно принадлежать его работодателю, если оно было сделано в процессе исполнения регулярных обязанностей служащего и обстоятельства были таковы, что обоснованно ожидалось, что в результате такое изобретение должно было иметь место. Любое другое изобретение, сделанное служащим, должно принадлежать этому служащему».

Если для сотрудников университета все права на интеллектуальную собственность принадлежат университету, но там, где задействована третья сторона, или изобретение лежит вне текущей области деятельности исследователя, или его работа не носит прикладного характера, права собственности требуют тщательного анализа.

Проблемы распределения прав интеллектуальной собственности между организациями, вовлеченными в совместную НИОК(Т)Р, разрешаются в рамках Закона 1986 г. о федеральном трансфере технологий, согласно которому до начала выполнения работы организации-исполнители подписывают соглашение о совместной

НИОК(Т)Р, в котором оговариваются права участников на все результаты, которые будут получены в результате выполнения исследовательских работ.

конфиденциальность

Американское законодательство позволяет осуществлять 2 типа регистрируемых заявок на патент: предварительную и безусловную. Разница заключается в том, что предварительная заявка скорее служат для «резервирования места», то есть сохранения приоритета на изобретение. Но вместе с тем она позволяет определиться с необходимостью в патентной защите в Соединенных Штатах или за рубежом, собрать средства и документы для дальнейшей процедуры патентования.

Поскольку к предварительным заявкам предъявляются менее строгие формальные требования, то с помощью данного инструмента можно быстро и недорого (всего за 100 долл.) зафиксировать приоритетную дату изобретения. Если же в течение года заявка не была переведена в безусловную, то она теряет юридическую силу. Еще одно преимущество предварительной заявки - она позволяет заявителю на всех товарах, реализующих изобретение, которое описывается в предварительной заявке, писать «Патент рассматривается». Это особенно важно, если идет поиск инвестора, поскольку данная фраза указывает на процесс получения патентной защиты. Заявитель также вправе выступать с публичными заявлениями о любых изобретениях (кроме существенных), указанных в патентной заявке, не опасаясь запрета на получение патента. Стоит обратить внимание, что содержание предварительной патентной заявки не разглашается, достоянием гласности она становится только после публикации поданной безусловной патентной заявки. Больше нигде в мире не существует такого льготного периода, и изобретатель должен держать в секрете существенные элементы своего открытия до тех пор, пока не будет подана патентная заявка. Раскрытие, предшествующее подаче заявки, будет ее компрометировать либо по признаку «новизны», либо «изобретательности». В этом суть конфиденциальности. Простое информирование аудитории, что обсуждаемый предмет

является конфиденциальным, считается достаточным, если это отражено в протоколе заседания.

США - единственная страна в мире, где патент получал первый изобретатель, а не первый заявитель. В новой редакции закона о патентной реформе 2009 г. содержится правило, закрепляющее права на патент за тем, кто первым подал заявление. Данный правовой акт направлен на гармонизацию патентного законодательства США с другими странами. Вместе с тем американский патентный закон отличается от международных норм рядом пунктов, среди которых:

• изобретатель получает право подачи предварительной заявки, право на льготный период и принимает присягу изобретателя, гарантирующую наличие правоприемника;

• изобретатель обязан предложить наилучший вариант внедрения изобретения;

• после выдачи патента оппоненты могут оспаривать его действительность в течение 12 месяцев;

• предусматривает ответственность за намеренное нарушение патентных прав.

патентование для привлечения инвестиций или продажи лицензий

Когда речь идет о защите перспективных разработок, практическое использование которых только предполагается, всякое удлинение процедуры патентования полезно, поскольку позволяет отодвинуть расходы, связанные с рассмотрением заявок в национальных и региональных патентных ведомствах. Выигранное время должно быть использовано для того, что называется активной (или агрессивной) лицензионной политикой - для поиска лицензиата, партнера в совместном производстве, всяческого продвижения разрабатываемой технологии на рынок.

Патентование должно осуществляться с максимальным использованием существующих международных соглашений в области промышленной собственности, предусматривающих правовую охрану «отложенных» заявок.

Продолжение следует.

Подготовили Александр УСПЕНСКИЙ и Жанна КОМАРОВА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.