Научная статья на тему 'Основы трансфера технологий'

Основы трансфера технологий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
216
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Успенский Александр, Комарова Жанна

Трансфер технологий своего рода марафон, на каждом километре которого нужна новая тактика. Вызвано это тем, что путь от рождения идеи до продажи лицензии сложен и долог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Успенский Александр, Комарова Жанна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fundamentals of technology transfer

Technology transfer a kind of marathon, every kilometer that we need a new strategy. It is caused by the fact that the path from idea to sale of licenses is complicated and long.

Текст научной работы на тему «Основы трансфера технологий»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ КАПИТАЛ

Основы трансфера технологий

Окончание. Начало в N№8,9

Вопрос экономической эффективности использования объектов интеллектуальной собственности при трансфере технологий - один из самых важных и сложных. От правильности его решения зависит как судьба ИС, так и экономический эффект от их внедрения, а соответственно, вклад в экономику страны. Своим опытом заключения лицензионных договоров через центры трансфера технологий поделился глава фирмы Steamboat Mountain Solutions Кен Портер. За три года на его счету порядка 28 таких сделок.

Участь патента во многом зависит от его значимости: либо он будет томиться на полке у изобретателя, либо, являясь поворотным в науке, освоит новые области технологии. Оценка важности патента -низкая или высокая, статус - исключительный или общедоступный, цикл изделия - длинный или короткий - определяют его способность к коммерциализации и выбор подходов к расчетам стоимости. В практике стоимостной оценки технологических инноваций используется ряд методов, среди которых:

• рыночный, основанный на сравнении со стоимостью уже существующих технологий. Его можно проводить с помощью базы данных Knowledge Express и, конечно, с учетом опыта работы офиса трансфера технологий;

• затратный, исчисляется с учетом затрат; предполагает фиксированную сумму платежей, вносимых авансом и покрытие расходов по оплате патентования;

• доходный - рассчитывается исходя из дисконтирования будущих денежных поступлений от прогнозируемой стоимости, опционной цены, рассчитанной по формуле Блэк - Шоулза, и этапов принятия решений, увеличивающих стоимость относительно прогнозируемой.

В вопросах лицензирования важно сосредоточиться на ряде аспектов, среди которых - область и территория применения лицензии, патентные права и роялти. Их определяет лицензиар, он же выделяет целевой рынок.

Территория, на которой действует договор, - это страны или регионы, где лицензиат может использовать свои права на патент или ноу-хау. В зависимости от объема предоставляемых по договору прав различают: территорию исключительного права, где лицензиату предоставлены монопольные права на использование предмета лицензии, и неисключительного, где за лицензиаром сохраняются права на использование предмета лицензии и передачу ее третьим лицам. В качестве территории рассматривается и зона экспорта, то есть те страны, куда можно экспортировать продукцию по лицензии. Лицензия на ноу-хау позволяет рассчитывать на роялти за рамками охраны патентных прав.

виды ЛИЦЕНЗИОННЫХ договоров

Исключительные права на лицензию предоставляют лицензиату право использовать ее в течение всего срока действия соглашения.

На этот период лицензиар лишается возможности использовать изобретение или секрет производства как самостоятельно, так и путем выдачи лицензии другим лицам либо фирмам. Лицензия может быть исключительной и для конкретной области или территории ее применения. Неисключительная лицензия дает лицензиату право на согласованных условиях, территории и в течение установленного срока использовать определенный предмет лицензии при одновременном сохранении за лицензиаром на этой же территории права владеть этим же предметом лицензии, а также предоставлять его другим лицам.

Лицензия может быть полной, то есть предоставляющей лицензиату все права на использование патента без ограничения территории и на весь срок ее действия. Этим она отличается от исключительной, содержащей ограничения. Если изобретению необходимо усовершенствование, что на практике встречается довольно часто, то потребуется дополнительное время, поэтому целесообразнее отдавать предпочтение уже законченным продуктам или, если разработка стоящая, зафиксировать четкие временные рамки для ее улучшения изобретателем.

роялти

Роялти - лицензионное вознаграждение, получаемое в виде периодических процентных отчислений, которые не только компенсируют расходы лицензиара по предоставлению лицензии, но и обеспечивают получение им стабильного дохода (прибыли). Они рассчитываются исходя из чистой суммы продаж, которая определяется лицензированной продукцией или лицензированными процессами, которые, в свою очередь, обусловливаются патентным правом или правом на ноу-хау. Наиболее часто используются три альтернативных варианта платежей:

• процентные отчисления от стоимости реализованной лицензиатом продукции по лицензии;

• паушальный, то есть фиксированный платеж;

• комбинированный, при котором определенная сумма выплачивается лицензиатом в виде единовременного платежа, а оставшаяся часть -в форме роялти. Роялти могут быть минимальными годовыми или выплачиваемыми на контрольных этапах при условии выполнения работ, или сублицензионными.

При определении обоснованного размера роялти необходимо учитывать ряд факторов, среди которых: установленный и принятый размер роялти в данном секторе и в аналогичных случаях, степень исключительности прав, устоявшееся положение лицензиата, степень конкуренции, оценка на синергичность, срок действия патента, установленная норма рентабельности, преимущества на рынке сбыта, выгода и степень неправомерного использования.

Общие принципы расчета цены лицензии, как правило, сводятся к выявлению возможного объема прибыли лицензиата и определению

№11(105) Ноябрь 2011 НАУКА И ИННОВАЦИИ 55

СИНЕРГИЯ ЗНАНИЙ

пропорций ее раздела между лицензиатом и лицензиаром. Доля лицензиара обычно исчисляется не от всего дохода (прибыли), а только от той его части, которая получена благодаря использованию лицензируемого объекта интеллектуальной собственности.

Практика заключения лицензионных соглашений на ноу-хау свидетельствует о том, что цена на них колеблется в пределах 20-40% стоимости патентных лицензий. Однако не следует забывать, что в основе цены лицензии лежит доход (прибыль), которую получит лицензиат от ее использования. Поэтому если он выше у ноу-хау, чем у изобретений, то цена лицензии на ноу-хау, соответственно, будет выше, чем патентной.

Американский опыт свидетельствует о том, что в большинстве случаев роялти составляет 5% стоимости проданной по лицензии продукции. Однако размер роялти зависит от отрасли. Так, в авиационной промышленности он достигает 7-10% в автомобильной - 1-4%. Такое колебание объясняется разными объемами производства. В ряде случаев для товаров массового производства роялти рассчитываются на уровне от 0,5 до 4%, а для средств производства - от 3 до 7%.

Более подробную информацию об оценке стоимости своих нематериальных активов либо установления ставки роялти на свою продукцию, технологии или программное обеспечение в сравнении со схожими продуктами можно найти в базе данных RoyaltyStat, которая не имеет аналогов и включает в себя порядка 10 тыс. лицензионных соглашений, предоставленных Комиссией по ценным бумагам и биржам США. Аннотация этой базы данных находится на сайте Республиканского центра трансфера технологий http://ictt.by/rus/Default. aspx?tabid=682. Информация по ставкам роялти для различных отраслей содержится в изданиях Ассоциации исследователей проблем интеллектуальной собственности, в частности - в седьмом издании книги «Ставки роялти в области фармацевтики и биотехнологий» (http://www.technologytransfertactics.com/content/ipra/pharma/), в котором сотни ставок по выплатам роялти и многие другие показатели финансовых компенсаций. Расчет лицензионных платежей производится по формуле, выведенной эмпирическим путем - 25% от оговоренной части дохода (прибыли). В этой выкладке есть свое обоснование. Так, при коммерциализации изобретения вклад лицензиара, расходы на опытно-конструкторские работы, производство, продажу и маркетинг примерно равны - по 25%.

В лицензионной практике фармацевтической промышленности действует правило 20%, поскольку в этой отрасли уже на стадии предкоммерциализации изобретения существуют свои особенности, к которым относятся, к примеру, клинические испытания.

На размер роялти значительное влияние оказывает ряд факторов, среди которых степень риска, размер процентной ставки и вид продукции.

В качестве факторов, понижающих стоимость лицензии, могут быть отсутствие патента, уже опубликованная в открытой печати информация о его ценности или антиреклама, высокая степень вероятности, что техническую ценность изобретения или ноу-хау можно обойти, быстрое моральное старение лицензионной продукции, необходимость проведения дополнительных НИОКР и др. При подготовке к переговорам и лицензиар, и лицензиат внимательно изучают все условия, которые могут повлиять на уровень цены лицензии.

Главным в вопросе заключения соглашения о передаче является тот факт, что все стороны должны воспринимать его как выгодное для их компании или учреждения и воспринимать друг друга как своего партнера.

ОСОБЕННОСТИ ЛИЦЕНЗИОННЫХ СДЕЛОК

Нецелевое использование патента и сквозные выплаты. Нецелевое использование патента имеет место, когда его владелец требует роялти, выходящие за рамки и условия патента. Однако они могут оказаться единственным способом выявления ценности изобретения. Во избежание нецелевого использования патента включаются выплаты, основанные не на объемах продаж, а, к примеру, в виде акций или выплат на контрольных этапах. Роялти от продаж -это на самом деле выплаты, сдвинутые во времени, поэтому в тексте соглашения следует отметить, что лицензиат добровольно соглашается продлить сроки выплат, которые в противном случае должны были быть соблюдены в период действия.

получение патента. За получение патента платит всегда лицензиат. Центр трансфера дает указания, а лицензиат - только советы. Если их роли меняются, то изменения в объеме притязаний без письменного разрешения не допускаются.

принудительное осуществление патентных прав. Лицензиат исключительной лицензии имеет право первым предъявить иск, в этом случае 50% роялти может быть потрачено на судебный процесс, если только одна сторона его предъявляет. В обязательном порядке следует фиксировать сумму возмещения ущерба за вычетом роялти. Если обе стороны пришли к согласию и обошлись без исковых заявлений, то сумма возмещения ущерба делится пропорционально понесенным расходам.

Защита патента. Лицензиат исключительной лицензии имеет право защищать патент и получить возмещение ущерба и прочие выплаты. Он не может отрицать действительность патентных притязаний без письменного согласия и принуждать лицензиара к совместным действиям. Лицензиар вправе возбудить иск или выступить на чьей-либо стороне.

Финансовые условия лицензирования. Прогнозируемые финансовые результаты рассчитываются в соответствии с моделью финансирования.

Затраты лицензиата. Лицензиат не может субсидировать бизнес, например затраты на патентование, но может предложить выгодные сроки, доступ к научным исследованиям и фондам.

В каждом конкретном случае необходимо принимать решение о том, как строить отношения с партнерами при трансфере технологий. Важно помнить, что права интеллектуальной собственности представляют собой конкурентную монополию, и их владелец не должен злоупотреблять ею, например, путем возложения антимонопольных обязательств на лицензиата. Заключение контракта о передаче технологии может быть весьма сложным процессом и потребует от сторон гибкости и желания найти взаимовыгодную форму соглашения.

Подготовили Александр УСПЕНСКИЙ, Жанна КОМАРОВА

56 НАУКА И ИННОВАЦИИ №11(105) Ноябрь 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.