ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ мясной отрасли
М. В. Трифонов, канд. техн. наук, О. А. Кузнецова, канд. техн. наук ГНУ ВНИИМП им. В.М. Горбатова
ЯМ нтеллектуальная собственность - юридическое И понятие, охватывающее авторское право, права, относящиеся к деятельности артистов-исполнителей, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам, изобретательское и патентное право, право на научное открытие, права на промышленные образцы, товарные знаки, фирменные наименования (фирму) и коммерческие обозначения, защиту от недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в области производства, науки, литературы и искусства.
УДК 637.5:347.77 Ключевые слова:
интелектуальная собственность, наименования,технический регламент, ГОСТ, товарные знаки, защита интелектуальной собственности, авторское право, создание интелектуальной собственности, стандарт качества, наименование мест происхождения товаров
АВТОРСКОЕ ПРАВО. Авторским правом регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. В основе авторского права лежит понятие «произведения», означающее оригинальный результат творческой деятельности, существующий в какой-либо объективной форме. Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. В мясной промышленности авторское право охраняет учебники, оригинальность изложения методических указаний, технологических инструкций и других технических документов. Именно в рамках авторского права запрещается без согласия правообладателя применять в своей деятельности Технологические инструкции к ГОСТ и использовать тексты из них для создания собственных документов.
Также объекты авторских прав могут быть основой для создания изобразительных или комбинированных Товарных знаков. Например, любая изобразительная часть товарного знака, до момента подачи соответствующей заявки в Роспатент, охраняется Авторским правом. По этой причине, в договорах с компаниями, разрабатывающими дизайн, например оболочек, этикеток, упаковки, необходимо
прописывать условия перехода исключительных прав на создаваемый объект заказчику. Срок действия исключительных авторских прав 70 лет с момента смерти авторов. В случае, если объект авторских прав удовлетворяет критериям охрано-способно-сти, то его лучше зарегистрировать в качестве товарного знака, так как действие товарного знака безсрочно, при условии постоянного продления сроков действия товарного знака. Права на средства индивидуализации. Включает в себя такие понятия, как: товарный знак, фирменное наименование, наименование места происхождения товара (НМПТ).
НМПТ является средством индивидуализации товаров, ценность которого состоит в том, что оно предназначено для уникальных товаров, гарантирует наличие в маркируемом товаре особых свойств, определяющихся характерными для определенного географического объекта условиями. НМПТ «является обозначение, представляющее собой, либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в
отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами». Более подробно пути использования НМПТ изложены в журнале Все о мясе №6 за 2011 год.
Товарный знак это обозначение (словесное, изобразительное, комбинированное), «служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей». Законом признаётся исключительное право на товарный знак, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. Правообладатель товарного знака имеет право его использовать, им распоряжаться [3] и запрещать его использование другими лицами. Таким образом понятие «Товарный знак» - это юридический термин. Под понятие товарного знака попадают такие термины как бренд, торговая марка.
Регистрация Товарного знака позволяет:
- повысить узнаваемость товаров и услуг заявителя на рынке;
- защитить товары и услуги заявителя от незаконных действий третьих лиц;
- гарантирует юридическую чистоту используемых обозначений.
Срок действия товарного знака 10 лет с возможностью продления.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ
Словесные - содержат только слова, выполненные простым шрифтом. Этим видом обычно защищают:
• фирменное наименование компании;
• рекламные слоганы;
• наименования товаров.
Изобразительные - содержат
только изобразительную часть и не имеют никаких слов. Этим видом обычно защищают:
• логотипы компании;
• художественное оформление упаковки и этикеток.
Комбинированные - содержат слова и изобразительную часть. Этим видом обычно защищают:
• фирменный стиль компании;
• наименования компании с логотипом;
• наименования товаров с логотипом;
• художественное оформление упаковки и этикеток с наименованиями.
При маркировке мясных изделий допускается нанесение товарного знака изготовителя (при наличии), утвержденного или принятого изготовителем в порядке, установленном в странах местонахождения изготовителя или фирмы, являющейся владельцем данного товарного знака.
При изложении требований к содержанию маркировки соблюдают общие требования к информации для потребителя, а также требования к информации по группам пищевых продуктов, установленные ГОСТ Р 51074. Так же в соответствии с этим ГОСТ маркировка пищевого продукта должна содержать наименование. Оно должно быть понятным потребителю, конкретно и достоверно характеризовать продукт, раскрывать его природу, место происхождения, позволять отличать данный продукт от других. Таким образом ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» регламентирует одновременное использование «Товарного знака» и наименования. Но потребитель не всегда может различить, где на упаковке товарный знак, а где наименование. Именно это породило судебную практику, когда использование при маркировке продукта наименования, правомерно включенного в ТУ или в ГОСТ, и которое сходно или тождественно с товарным знаком третьего
лица, приравнивается к незаконному использованию товарного знака. Поэтому во избежание неприятностей необходимо перед запуском какого-либо наименования в производство, проверить его на тождество и сходство с зарегистрированными Товарными знаками в РФ. При проверке следует учесть, что не все наименования мясных продуктов могут быть товарными знаками. Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида. Например, колбаса «Докторская» известна всем россиянам, как вареный колбасный продукт с определенной рецептурой и способом производства. И хотя формально обозначение «Докторская» могло бы быть товарным знаком для мясных изделий, однако вследствие его интенсивного использования неопределенным кругом лиц, это обозначение вошло во всеобщее употребление, потеряло различительную способность и товарным знаком для мясных изделий быть не может.
Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, являющихся общепринятыми символами и терминами. Например, слово «колбаса» не может быть товарным знаком.
Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта. Например не могут быть товарными знаками обозначения: вареная, полукопченая, для детского питания, калорийная, субпродуктовая, с молоком и т.д.
Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, государственные гербы, флаги и другие государственные символы и знаки; сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их гербы, флаги, другие символы и зна-
ки.Такие элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа.
Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя. Например если в товарный знак включено слово «Пельмени», где оно не занимает доминирующее положение, то знак можно зарегистрировать только для товара пельмени. Для вареных колбасных изделий на этот знак будет отказ в регистрации.
Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия, на имя лиц, не являющихся их собственниками, или без согласия собственников.
Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, сходных или тождественных названию известного в РФ на дату подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту, без согласия правообладателя, если права на соответствующее произведение возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.
Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, сходных или тождественных имени, псевдониму или производному от них обозначению, портрету или факсимиле известного в РФ на дату подачи заявки лица, без согласия этого лица или его наследника.
Процесс регистрации наименования в качестве товарного знака подразумевает выполнение следующих этапов.
2014 | №4 ВСЕ О МЯСЕ
1 этап. Проверка заявляемого обозначения на тождество и сходство с зарегистрированными товарными знаками и заявками, поданными на момент проверки.
По результатам проверки оценивается возможности регистрации обозначения в качестве товарного знака. Так же принимаются решения по доработке знака, если это необходимо. Данный этап не является обязательным, но позволяет избежать потерю времени и средств, связанных с отказом в регистрации обозначению при наличии тождественного или сходного Товарного Знака третьего лица.
2 этап. Составление описания Заявки, подача её в Роспатент, ответы на запросы и уведомления всех экспертиз. Для подачи заявки необходимо:
- создать обозначение, заявляемое в качестве Товарного Знака, в том виде в котором оно будет использоваться.
- определить перечень товаров и услуг (виды деятельности компании) на которые знак будет распространяться в соответствии с МКТУ;
- оплатить государственную пошлину за подачу заявки в размере 2700 рублей;
- оплатить государственную пошлину за экспертизу заявки в размере 11500 рублей;
- составить описание товарного знака;
- подать заявку на регистрацию его в Роспатент.
3 этап. Получение свидетельства на Товарный знак.
Третий этап возможен, если по результатам экспертизы было вынесено положительное решение о выдаче свидетельства на товарный знак.
На основании положительного решения экспертизы необходимо оплатить Государственную пошлину за выдачу свидетельства на ТЗ в размере 16200 рублей.
Еще одним средством индиви-
дуализации является лицензионное использование товарных знаков авторитетных организаций. ГНУ ВНИИМП им. В.М. Горбатова разработал Товарный знак «СТАНДАРТ КАЧЕСТВА. ПРОВЕРЕНО ВСЕРОСИЙСКИМ НИИ МЯСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ» (Далее ТЗ).
ТЗ предназначен для производите-
лей мясной продукции высокого качества и нацелен на:
- выявление продукции высокого качества из современного ассортимента предприятий мясной промышленности поставляющих свою продукцию на территорию РФ.
- выделение продукции высокого качества на внутреннем рынке РФ и достоверное информирование о ней потребителей;
- мотивацию производителей к выпуску продукции высокого качества;
- пропаганду высокого и стабильного качества как основного преимущества в конкурентной борьбе за потребителя;
- установление и осуществление контроля за стабильностью потребительских свойств продукции высокого качества, маркированной Товарным знаком.
УСЛОВИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПРАВ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЗ
- Высокие значения и стабильность показателей качества и безопасности мясной продукции;
- Наличие программ производственного контроля для мясной продукции высокого качества;
- Высокие санитарные показатели производства, на котором выпускается мясная продукция высокого качества;
- Наличие у производителя побед на ежегодных смотрах-конкурсах качества, устраиваемых ГНУ ВНИИМП им. В.М. Горбатова, для мясной продукции высокого качества, либо ежегодная экспертиза продукции уполномоченной дегустационной комиссией.
ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ ПРАВ НА ТЗ
1. Проведение экспертизы документации производителя мясных продуктов высокого качества.
2. Проведение экспертизы предприятия-производителя мясной продукции высокого качества.
3. Проведение экспертизы мясных продуктов высокого качества.
4. Регистрация сублицензионного договора на ТЗ в Роспатенте.
Товарный знак Стандарт качества - упрощает потребителю выбор мясных продуктов, обеспечивает независимое экспертное мнение, которому можно доверять выступает гарантом качества и безопасности. Гарантирует постоянный мониторинг продукции отобранной с полок магазинов; реальную экспертизу производства; строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований и технологии производства.
КОНТАКТЫ
Михаил Валерьевич Трифонов
+7 (495)676-62-51
Оксана Александровна Кузнецова
+7 (495) 676-35-29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Большая советская энциклопедия.
2. К вопросу о правовой охране наименований мест происхождения товаров Семенова А.А., Трифонов М.В., Оплачко С.М. Все о мясе. 2011. № 6. С. 38-41.
3. Интеллектуальная собственность. Википедия. Http://ru.wikipedia.org.
4. Гражданский кодекс рф ч.4.
5. ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования».