ЗАЩИТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ ЛИЦ, ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ, В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПОРЯДКЕ
КИРИЛЛ ВИКТОРОВИЧ КОСАРЕВ,
старший преподаватель кафедры Гражданско-правовых дисциплин ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России
Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;
семейное право; международное частное право E-mail: [email protected] Рецензент: доктор юридических наук, профессор Гладких И. Т.
Аннотация. Рассматриваются особенности защиты гражданских прав осужденных в административном порядке; выделяются основные черты административной формы защиты гражданских прав осужденных; обосновывается неприоритетность данной формы защиты для субъективных прав осужденных.
Ключевые слова: защита гражданских прав, осужденные, формы защиты, административная форма защиты.
PROTECTION OF THE CIVIL RIGHTS OF THE PERSONS CONDEMNED TO DEPRIVATION, ADMINISTRATIVELY
KIRILL VIKTOROVICHKOSAREV,
senior teacher of the chair of Civil law disciplines of FCO VPO Kemerovo Institute of the Federal penitentiary service of Russia
Annotation. In article features of protection of the civil rights condemned administratively are considered. In article the main lines of an administrative form of protection of the civil rights condemned are marked out. As priority of this form of protection for the subjective rights condemned locates not.
Keywords: Protection of the civil rights, condemned, protection forms, an administrative form of protection.
Одна из форм защиты гражданских прав — защита в административном порядке. Административная форма защиты является одной из форм реализации субъективного права на защиту. Защита гражданских прав в административном порядке обладает определенными особенностями. Осужденные, будучи носителями гражданских прав, так же имеют право на их защиту в административном порядке.
На сегодняшний день в литературе существует множество исследований административной формы защиты, однако их недостатком является декларативный характер и отсутствие системного подхода к данной форме защиты. Между тем, из различных высказываний авторов можно выделить признаки административной формы защиты гражданских прав.
Так, описывая преимущества защиты гражданских прав в административном порядке, Е.Е. Богданова отмечала, что «административный порядок защиты гражданских прав имеет перспективу дальнейшего развития. Реализуя свое право на защиту в административном порядке, гражданин или организа-
ция могут быстрее осуществить защиту своего права, чем в судебном порядке [1, с. 17].
И.Б. Живихина говорила о том, что «административная форма, так же как и судебная, является разновидностью юрисдикционной формы защиты права, поскольку осуществляется компетентными уполномоченными органами» [2, с. 26—33].
В.П. Грибанов характеризуя приведенную форму, отмечал, что «административный порядок защиты гражданских прав по своему характеру соответствует таким отношениям, которые основаны на подчинении одного субъекта другому» [3, с. 168].
В.В. Конин указывал, что «административный порядок предполагает, что действия лица, осуществляющего государственные полномочия в той или иной области (расследование уголовного дела, осуществление государственного контроля в той или иной сфере общественных отношений и т.д.), обжалуются вышестоящему руководителю либо в орган, осуществляющий контроль и надзор за исполнением законодательства» [4, с. 34—36].
В литературе справедливо отмечают, что «согласно ч. 2 ст. 11 ГК РФ защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. При этом решение компетентного органа, принятое в административном порядке по жалобе или заявлению гражданина, может быть обжаловано в суд. Право на судебную защиту в таких случаях ограничено быть не может» [1, с. 17].
Аналогичную позицию занимает М.А. Рожкова; по ее мнению, «защита гражданских прав в административном порядке может осуществляться лишь в случаях, прямо предусмотренных законом, а решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд. Таким образом, применение административного порядка допускается в виде исключения из общего правила и только в прямо предусмотренных законом случаях (в отдельных случаях закон предусматривает обязательное обращение к административному органу, предшествующее обращению в суд, т.е. лицо, полагающее свои права нарушенными (оспоренными), должно вначале использовать административный порядок защиты прав и лишь затем — судебный). При этом административный порядок рассматривается как отличающийся большей простотой и дающий возможность административным органам быстро восстановить нарушенные жилищные права и интересы управомоченных лиц (субъектов защиты)» [5, с. 5].
По мнению О.И. Радаевой, «защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде» [6, с. 17—20].
Рассматривая вопросы возмещения вреда здоровью, С.Н. Бакунин приводит интересный пример, раскрывающий сущность административной формы защиты: «защита жизни и здоровья в административном порядке осуществляется путем обращения к вышестоящему органу или должностному лицу. Однако, в п. 2 ст. 11 ГК РФ закреплено, что защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Примером осуществления административной формы защиты жизни и здоровья является Инструкция Министерства юстиции РФ о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику уголовно-исполнительной системы, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника уголовно-исполнительной системы или его близких [7].
Вышеприведенное позволяет выделить признаки административной формы защиты гражданских прав:
1) защита гражданских прав осуществляется только в случаях, специально предусмотренных законом, т.е. не каждый государственный орган и не каждое должностное лицо правомочно осуществлять защиту гражданских прав;
2) отношения, которые складываются при защите гражданских прав в административном порядке, носят характер подчинения одного субъекта другому. Причем, возможны ситуации, когда лицо, подающее жалобу, подчиняется лицу, рассматривающему жалобу. Однако, этого вида подчинения может и не быть;
3) решение, вынесенное в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке;
4) деятельность органов носит публично-правовой характер. Данный признак лучше всего иллюстрирует высказывание Высшего Арбитражного суда: «согласно п. 2 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации решение Апелляционной палаты Роспатента, поскольку оно принято в административном порядке и затрагивает гражданские права, может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в соответствии с компетенцией, установленной ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» [8];
5) защита в административном порядке носит не приоритетный, а альтернативный порядок, так как субъект может по общему правилу миновать административный порядок, обратившись в суд. Обязательность административной формы предусматривается в случаях, специально указанных в законе;
6) возможность применения мер по восстановлению нарушенного права ограничена полномочиями государственного органа или должностного лица, рассматривающего обращение;
7) решение, вынесенное в административном порядке не всегда гарантируется принудительным исполнением. Рассматривая различие между административной и судебной формы защиты, О.Н. Садиков говорит о том, что «в отличие от решений судов, имеющих обязательную силу для всех государственных органов и органов местного самоуправления, организаций и граждан и подлежащих исполнению на всей территории Российской Федерации, решения (предписания) антимонопольных органов обязательны лишь для тех лиц, которым они адресованы. Другое отличие
состоит в том, что судебное решение подлежит принудительному исполнению. Решение же административных органов не всегда может быть исполнено принудительно» [9, с. 37].
Таким образом, защита прав в административном порядке носит ограниченный характер, по сравнению с судебной формой защиты.
Осужденные так же обладают возможностью применения административной защиты своих нарушенных прав. Статья 15 Уголовно-исполнительного кодекса регламентирует административный порядок защиты гражданских прав. Приведенная норма носит бланкетный характер и говорит о том, что «осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [10] и иными законодательными актами Российской Федерации».
Закон об обращении граждан носит общий характер, так как сферой его применения являются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления; законом также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Он не отражает специфику такой категории, как осужденные к лишению свободы, особенность правового статуса, которых состоит в применении к ним определенных ограничений.
Осужденный имеет право обратиться с жалобой в любые органы и к любым должностным лицам, в компетенцию которых входит рассмотрение вопроса о нарушенных правах. Данное положение носит общий характер и применяется в отношении любых прав, предоставленных осужденному.
ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливает порядок обращения осужденных за защитой своих прав в административном порядке. Так, обращение должно быть письменным, в нем в обязательном порядке должно быть указано наименование государственного органа или должностного лица, к которому обращается осужденный, а так же его фамилия, имя, отчество. Важной гарантией реализацией права на обращение является обязательность ответа на обращение осужденного.
Приведенные источники правового регулирования являются не единственными, регламентирующими административный порядок защиты прав осужденных. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» так уже указывает, что «гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, должностному лицу, государственному служащему». Устанавливается при этом обязательность рассмотрение жалобы и ответа на нее в сроки, установленные законом.
Существуют подзаконные акты, регламентирующие административную форму защиты гражданских прав осужденных; к ним относится Приказ Минюста России от 29 июня 2012 г. № 125 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей». Приказ утверждает Административный регламент, которым устанавливается правовое регулирование оказания государственной услуги осужденным по организации личного приема осужденных к лишению свободы, своевременного и полного рассмотрения их устных и письменных, индивидуальных и коллективных предложений, заявлений и жалоб, принятию по ним решений и направлению ответов. Предоставление государственной услуги осуществляется бесплатно. Информация о предоставлении государственной услуги, в том числе о ходе предоставления государственной услуги, также предоставляется бесплатно.
В «Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений» так же регламентируется вопрос о защите гражданских прав в административном порядке. В «Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений» указывается, что «осужденные могут вести переписку, обращаться с предложениями, заявлениями, ходатайствами и жалобами». Однако, учитывая специфику данной категории, устанавливается ряд правил, а именно:
♦ осужденные вправе подавать ходатайства и жалобы только от своего имени;
♦ все письменные ходатайства и жалобы направляются по адресу через администрацию ИУ. Они регистрируются в отделах специального учета или в канцелярии колонии.
Ответы по результатам рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб не позднее чем в трехдневный срок после поступления под роспись объявляются осужденным и выдаются им на руки. При отказе заявителя хранить ответ у себя, он приобщается к личному делу осужденного.
Таким образом, осужденные имеют возможность защиты гражданских прав в административном порядке путем обращения с жалобой к государственным органам и должностных лиц, к ведению которых относится сфера деятельности, в которой допущено нарушение прав осужденного. В виду особого правового статуса осужденных, их обращения за защитой прав в административном порядке подаются через администрацию исправительного учреждения, в котором они содержатся, где проходят регистрацию, после чего пересылается государственному органу и должностному лицу.
Литература
1. Богданова Е.Е. Административный порядок защиты гражданских прав // Право и экономика. 2004. № 5.
2. Живихина И.Б. Формы защиты права собственности // Гражданское право. 2010. № 1.
3. Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2001.
4. Конин В.В. Право на защиту: некоторые теоретические вопросы // Российская юстиция. 2013. № 4.
5. Рожкова М.А. Средства и способы правовой защиты сторон коммерческого спора. М., 2006.
6. Радаева О.И. Проблемы судебной защиты права собственности и права общей собственности // Российский судья. 2013. № 1.
7. Бакунин С.Н. Гражданско-правовые формы защиты жизни и здоровья граждан // Российский судья. 2005. № 6.
8. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 27 января 1997 г. № 11 // Вестник ВАС РФ. 1997. № 4.
9. Авилов Г.Е., БезбахВ.В., БрагинскийМ.И. и др. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Ч. 1 (постатейный) / Под ред. О.Н. Сади-кова; 3-е изд., испр., перераб. и доп. М., 2005.
10. ФЗ РФ от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Российская газета. 2006. 5 мая.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОММЕРЧЕСКИЕ ДОГОВОРЫ В СФЕРЕ ТУРИЗМА
ДИНА ПАВЛОВНА СТРИГУНОВА,
кандидат юридических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой предпринимательского
и трудового права государственного университета управления Научная специальность 12.00.03 — гражданское право, предпринимательское право,
семейное право, международное частное право E-mail: [email protected] Рецензент: кандидат юридических наук Васильева К.В.
Аннотация. Целью настоящей статьи является рассмотрение некоторых вопросов, связанных с понятием и правовым регулированием международных коммерческих договоров оказания услуг в сфере туризма.
Ключевые слова: международный коммерческий договор, оказание услуг в сфере туризма, туроператор.
INTERNATIONAL COMMERCIAL CONTRACTS RELATED TO TOURISM
DINA PAVLOVNA STRIGUNOVA,
candidate of legal sciences, associate professor, zam. the department of entrepreneurial
and labour rights of state University of management
Annotation. The aim of the article is to examine several questions about definition and legal regulation of international commercial contracts related to tourism.
Keywords: international commercial contract, rendering of travel services, tour operator.