Научная статья на тему 'Реализация прав граждан на обращение'

Реализация прав граждан на обращение Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
441
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ СПОСОБ ЗАЩИТЫ / ПРАВА ГРАЖДАН / РОСЗДРАВНАДЗОР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бородина Ева Вячеславовна, Козаренко Ирина Амагеровна, Кудрина Мария Викторовна, Шепелев Владимир Алексеевич

При защите и реализации прав граждан на обращение в сфере здравоохранения применяются судебные и несудебные формы защиты. К несудебным формам защиты относится административный порядок защиты нарушенного права, обжалования действий (бездействия) нарушителей права, осуществляемый федеральными службами и федеральными агентствами, образованными Указом Президента РФ от 20.05.2004 N 649 (ред. от 24.09.2007, с изм. от 12.05.2008) «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти». Приведенный анализ практики рассмотрения обращений граждан как одно из направлений деятельности Управления Росздравнадзора по Астраханской области, эффективность и результативность работы управления, указывают на востребованность административного способа защиты прав граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бородина Ева Вячеславовна, Козаренко Ирина Амагеровна, Кудрина Мария Викторовна, Шепелев Владимир Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация прав граждан на обращение»

УДК 614.2

© Е.В. Бородина, И.А. Козаренко, М.В. Кудрина, В.А. Шепелев,2009

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЕ

Бородина Ева Вячеславовна, старший специалист 2 разряда Козаренко Ирина Амагеровна, старший специалист 2 разряда Кудрина Мария Викторовна, главный государственный инспектор Шепелев Владимир Алексеевич, внештатный эксперт

Управление Росздравнадзора по Астраханской области Россия, 414056, г. Астрахань, ул. Савушкина, 43, тел. (8512) 25-32-25, (8512) 25-42-12, E-mail: [email protected]

При защите и реализации прав граждан на обращение в сфере здравоохранения применяются судебные и несудебные формы защиты. К несудебным формам защиты относится административный порядок защиты нарушенного права, обжалования действий (бездействия) нарушителей права, осуществляемый федеральными службами и федеральными агентствами, образованными Указом Президента РФ от 20.05.2004 N 649 (ред. от 24.09.2007, с изм. от 12.05.2008) «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».

Приведенный анализ практики рассмотрения обращений граждан как одно из направлений деятельности Управления Росздравнадзора по Астраханской области, эффективность и результативность работы управления, указывают на востребованность административного способа защиты прав граждан.

Ключевые слова: административный способ защиты, права граждан, Росздравнадзор.

E.V. Borodina, I.A. Kozarenko, M.V. Kudrina, V.A. Shepelev REALIZATION OF CITIZENS’ RIGHTS TO ADDRESS

In case of defence and realization of citizens’ rights in the sphere of health protection there may be used legal and illegal forms of defence. To illegal forms may be referred the following ones: administrative order of defence of disturbed right, complaints of actions or disactions made by federal services and agencies formed by decree of President of RF dated by 20.05.2004 № 649 (red. 24.09.2007, with ch. 12.05.2008) “Questions of structure of federal executive agency”. The given analysis of practice showed the necessity of administrative way of citizens’ rights defence.

Key words: administrative way of defence, citizens’ rights, Roszdravnadzor.

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993, провозгласила право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно (статья 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

Право на обращение является абсолютным, неограниченным и неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может обратиться в любую государственную или негосударственную организацию, к должностному лицу. Этому праву граждан корреспондирует обязанность государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц принимать граждан, принимать обращения, регистрировать их, рассматривать эти обращения и давать на них своевременные ответы. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

На наш взгляд, это право относится к блоку прав и обязанностей, для реализации которых необходима правовая активность и желание граждан защищать свои права, с одной сто-

роны, и как минимум - содействие исполнительной власти, должностных лиц органов государственного управления, с другой.

Обращения граждан в совокупности регулирующих их правовых норм представляют собой сложный и достаточно разветвленный институт административного права.

Важное место в реализации прав граждан на обращение занимает деятельность федеральных служб и федеральных агентств, образованных Указом Президента РФ от 20.05.2004 № 649 (ред. от 24.09.2007, с изм. от 12.05.2008) «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти». Например, к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и ее территориальным органам (на территории Астраханской области - Управление Росздравнадзора по Астраханской области) относится организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

В процессе работы с населением области Управление Росздравнадзора по Астраханской области постоянно популяризирует и использует весь имеющийся набор средств коммуникации, включая официальный сайт www.roszdravnadzor.astranet.ru, почтовый ящик [email protected], телефон «горячей линии»: (8512)25-42-12, прямые телефонные линии телевидения, печатные средства массовой информации. Активно поступают обращения в процессе приема граждан руководителем Управления, в том числе организуемых во время деловых поездок в муниципальные образования Астраханской области.

По своей форме обращения граждан подразделяются на письменные и устные; по видам обращений - предложения, заявления, жалобы, запросы; по источнику путей поступления обращений, поступившие по почте, телефону «горячая линия», на личном приеме руководителя управления (рис. 1); по субъекту обращений - физические и юридические лица, органы государственной власти, общественные организации.

В течение 2008 года в Управление Росздравнадзора по Астраханской области поступило 448 обращений граждан (рис. 2).

Основной порядок поступления обращений в течение 2008 года был следующим:

_242.

250

200

150

100

50

0

Во время приема руководителем

По электронной почте

По телефону горячей линии

2007 г.

Рис. 1. Динамика путей поступления обращений граждан в Управление Росздравнадзора Астраханской области в 2007-2008 гг.

Іґ

ЕУ

о

«

200

180

160

140

120

100

80

60

40

20

0

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

Рис 2. Динамика поступления обращений в управление Росздравнадзора в 2008 году в хронологическом порядке

- личные обращения на приеме руководителя Управления, в том числе во время осуществления выездного приема в муниципальных образованиях - 242 обращения (54% от общего числа обращений);

- письменные обращения к руководителю Управления - 129 (29%) в т.ч. письменные обращения граждан, поступившие в Управление из других организаций:

- письма и поручения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития - 13 (3%);

- обращения Аппарата Уполномоченного по правам человека в Астраханской области

- 4 (1%);

- обращения Прокуратуры Астраханской области - 36 (8%);

- обращения Госдумы Астраханской области - 4 (1%);

- письма Управления Роспотребнадзора по Астраханской области - 5 (1%);

- обращения Министерства здравоохранения Астраханской области - 3 (1%);

- обращения по телефону «горячей линии» - 77 (17%).

Структура обращений по порядку их поступления в Управление Росздравнадзора в 2008 году представлена на рисунке 3.

□ Обращения, поступившие непосредственно от граждан

Н Обращения, поступившие через Федеральную службу

Росздравнадзора

□ Обращения, поступившие через

Аппарат Уполномоченного по

правам человека в АО И Обращения, поступившие через

прокуратуру АО

□ Обращения, поступившие через Г осударственную Думу АО

■ Прочие

Рис. 3. Структура обращений по порядку их поступления в Управление Росздравнадзора в 2008 году

Социальный состав лиц, обратившихся в Управление Росздравнадзора по Астраханской области, представлен: работающими гражданами - 254 человека (59% от общего числа обратившихся), инвалидами - 114 (27%), не работающими и пенсионерами - 56 (13%), осужденными гражданами - 5 (1%).

В течение 2008 года в Управление Росздравнадзора по Астраханской области поступило 63 обращения (14% от общего числа поступивших обращений), касающихся вопросов качества оказания медицинской помощи и 19 по вопросам соблюдения порядка производства медицинских экспертиз (4% от общего числа поступивших обращений).

Управление Росздравнадзора по Астраханской области обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Должностными лицами управления составляются предписания (постановления, представления, решения) об устранении нарушений законодательства; протоколы об административных правонарушениях в отношении субъектов обращения лекарственных средств, медицинских организаций частной, муниципальной и государственной систем здравоохранения, их руководителей.

Гражданину принадлежит право обжалования принятого решения или действия (бездействия) государственных органов и должностных лиц, связанных с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке, в соответствии с законодательством Российской Федерации. В частности, судебный порядок обжалования предусмотрен 25 главой Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-Ф3 (ред. от 25.11.2008). Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются. Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.

Объективно подходя к вопросу административного способа обжалования действий (бездействия) должностного лица, многие авторы подчеркивают, что у данного способа имеются как достоинства, так и недостатки. Л.В. Иванова выделяет следующие его преимущества: наличие различных форм жалоб и способов их передачи; доступность и простота процедур; возможность рассмотрения жалоб специалистами в конкретной сфере; оперативность реагирования. Среди недостатков административного обжалования указаны: недостаточное законодательное регулирование порядка, процедур, а также ответственности должностных лиц, рассматривающих жалобы, наличие ведомственной заинтересованности, сложность исполнения решений [3].

Работа Управления Росздравнадзора по Астраханской области в этом плане выгодно отличается прозрачностью административных процедур по реализации государственных функций по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития на территории Астраханской области, обеспеченной административными регламентами; отсутствием ведомственной принадлежности; публичностью деятельности.

Управление в своей работе руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Россий-

ской Федерации, нормативно-правовыми актами Минздравсоцразвития РФ и Росздравнадзо-ра.

Способами обеспечения правовой защиты граждан в сфере действия публичного права являются:

- административный, т. е. проверка вышестоящим в порядке подчиненности органом (должностным лицом) законности, обоснованности и целесообразности принятия и исполнения административных актов, нарушивших, по мнению гражданина, его права и свободы; иногда этот тип административной юстиции называют «управленческим типом»;

- общесудебный (рассмотрение и разрешение судами общей юрисдикции при использовании гражданско-процессуальной формы жалоб на действия (решения) органов управления, нарушивших права и свободы граждан;

- «квазисудебный» [2, 4], когда образуется система подконтрольных судам общей юрисдикции специальных трибуналов по рассмотрению административных споров, не включенных в судебную систему;

- административно-судебный, где административная юстиция характеризуется созданием специализированных судов для разрешения споров по индивидуальным административным делам, возникающим в сфере функционирования органов управления; административные суды (суды административной юстиции) входят в единую судебную систему и независимы в осуществлении функции правосудия от административных органов и от судов общей юрисдикции. Некоторые авторы допускают его использование в России в виде «специализированной системы административных судов» [1].

Административный и судебный порядок представляют неразрывно связанные между собой подсистемы единого демократического института обжалования, обеспеченного рядом государственных и правовых гарантий. В частности, к правовым гарантиям прав граждан на обращение относятся: установление ограниченного срока рассмотрения обращений - 30 дней, нормативное закрепление обязанностей должностных лиц органов государственной власти и представителей органов местного самоуправления при осуществлении приема обращений граждан, закрепление в нормативно-правовом плане таких форм обращений, как передача по электронной почте, по телеграфу, телефону и т.д. (не все формы обращений отражены в Федеральном законе от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

Системными качествами гарантий прав граждан на обращение являются:

1) общественная значимость, выраженная в соответствии гарантий режиму политической власти и структуре государственных органов власти, уровню демократии, степени культуры членов общества;

2) общественная необходимость, обеспеченная тем, что целью всего общественного развития является человек, его свобода и неприкосновенность, инициатива и развитие.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что деятельность государственных органов исполнительной власти по рассмотрению обращений граждан относится к гарантиям реализации их конституционного права на обращение.

В России в сфере действия публичного права граждане выбирают административный и (или) общесудебный способы обеспечения правовой защиты.

Все большее значение приобретает административный способ защиты прав граждан, о чем свидетельствует количество, тематика и характер обращений граждан в Управление Рос-здравнадзора по Астраханской области, и, безусловно, результативность их рассмотрения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бойцова В.В., Бойцов В.Я. Административная юстиция: К продолжению дискуссии о содержании и значении // Государство и право. - 1994. - № 5. - С. 42-53.

2. Ведерникова О.Н. Административная юстиция (опыт зарубежных стран) // Судебная реформа: итоги, приоритеты, перспективы: материалы конференции. - М.: МОНФ, 1997. - Серия «Научные доклады», № 47. - С. 52-60.

3. Иванова Л.В. Административное обжалование нарушений прав и свобод граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Омск, 2005. - С. 16.

4. Хаманева Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. - М.: Ин-т государства и права Российской академии наук, 1997. - С. 115-116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.