Индивидуальный риск поражения при взрывах в этих помещениях составит 3,0 • 10-5 и 7,5-10"5 год-1 соответственно. Риск поражения персонала при пожарах на насосных станциях отсутствует.
Не менее частые аварии ожидаются на площадках пунктов приема-отпуска нефтепродуктов и ингибиторов в автоцистерны. Частота возникновения пожаров в этих местах определена до 2,8-10-4 год-1 . Потери среди персонала не ожидаются.
С целью снижения риска возникновения аварий на объекте, повышения безопасности населения и персонала организаций необходимо принимать организационные меры:
- контроль со стороны должностных лиц за соблюдением промышленным персоналом объекта требований нормативных документов и инструкций;
- регулярное проведение осмотров и регламентных работ технологического оборудования, резервуаров, трубопроводов;
- качественное обеспечение персонала по вопросам профессиональной деятельности и промышленной безопасности, организации его допуска к работе и своевременная аттестация;
- соблюдение требуемой периодичности и обеспечения необходимого качества диагностики и ремонта технологического оборудования декларируемого объекта;
- поддержание в постоянной готовности сил и средств аварийно-ремонтной службы ликвидации последствий аварийных ситуаций на объекте.
ЗАЩИТА ГРАЖДАН И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
Е.В. Быковская, курсант Воронежский институт МВД России, г. Воронеж
Основной задачей всегда являлось защита населения и территории от ЧС. Чрезвычайной ситуацией является обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Под природными или природно-техногенным явление понимается стихийное бедствие, в результате которого может возникнуть или возникает угроза жизни и здоровью людей, происходит разрушение или уничтожение материальных ценностей и элементов окружающей среды.
Чрезвычайные ситуации природного характера являются:
1. Землетрясения - сейсмические явления, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии, передающиеся на большие расстояния в виде резких колебаний, приводящих к разрушению зданий, сооружений, пожарам и человеческим жертвам.
2. Оползень - это скользящее смещение масс горных пород по склону под влиянием силы тяжести. Происходят они на всех склонах, начиная с крутизны 19 , а на глинистых грунтах с 5 - 7.
3. Сель - бурный грязевой или грязекаменный поток, состоящий из смеси воды и обломков горных пород, внезапно возникающий в бассейнах горных рек.
4. Пожар - неконтролируемы процесс горения, влекущий за собой гибель людей, уничтожение материальных ценностей. Пожары возникают стихийно (до 10%) или по воле человека (до 90%).
5. Инфекционные болезни людей - это заболевания, вызванные болезнетворными микроорганизмами и передающиеся от зараженного человека или животного - к здоровому. Ежегодно на Земле переносят инфекционные заболевания свыше 1 млрд. человек.
6. Эпидемия - это массовое распространение инфекционного заболевания людей в какой-либо местности или стране, значительно превышающее общий уровень заболеваемости. Самые опасные заболевания ХХ! века - СПИД, гепатит Б, В.
Чрезвычайные ситуации в области защиты населения и территорий от ЧС описаны в Законодательстве Российской Федерации.
Законодательство гласит, что Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Целями настоящего Федерального закона являются:
предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций;
разграничение полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
Так же составной частью является подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Российской Федерации, осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства.
Руководителями и другими работниками органов государственной власти, органами местного самоуправления и организациями, проходящие
подготовку к действиям в чрезвычайным ситуациям в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы.
Пропаганду знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обеспечивают органы управления, входящие в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.
Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций могут использоваться средства массовой информации.
По статистике данные свидетельствуют о том, что люди погибают, становятся инвалидами и больными от опасностей природного и техногенного происхождения. На территории России за год в среднем происходит до 230-250 событий чрезвычайного характера, связанных с опасными природными процессами, и до 900-950 ЧС, связанных с производственной деятельностью человека
По данной теме можно сделать следующие выводы. Население и территория Земли с многочисленными объектами хозяйства подвержены негативным воздействиям более 50 опасных природных и техногенных процессов. Анализ чрезвычайных ситуаций показывает, что негативные факторы техногенного и природного характера становятся все более масштабными и представляют одну из наиболее реальных угроз обеспечению стабильного социально-экономического развития страны, повышению качества жизни населения, укреплению национальной безопасности Российской Федерации. Риск техногенных катастроф и величина экономического и социального ущерба от любых чрезвычайных ситуаций возрастают по мере увеличения числа потенциально-опасных объектов на территории страны.
Неблагоприятные последствия стихийных бедствий могут быть значительно уменьшены с помощью их прогнозирования, предотвращения, а также своевременного оповещения населения о приближении стихийного бедствия и принятия соответствующих мер защиты. В ряде государств в настоящее время ведутся интенсивные поиски надежных способов прогнозирования стихийных бедствий и вызываемых ими аварий и катастроф. Например, в России в масштабе страны и в порядке международного сотрудничества ураганы, тайфуны, извержения вулканов, селевые потоки прогнозируют с помощью данных, получаемых с
метеорологических спутников Земли. Широко практикуется прогнозирование лесных пожаров и направления их развития по визуальным наблюдениям и фотографиям из космоса, по комплексному показателю, основанному на суммировании коэффициентов, учитывающих температурные, погодные, географические и другие условия.
Список использованной литературы
1. Постановление правительства РФ от 21.05.2007 № 304 (ред. От 17.05.2011) «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
2. ГОСТ Р 22.3.03-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения.
3. Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2011 году. - М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (Фц), 2012.
4. Алексеев В.С., Иванюков М.И. Основы безопасности жизнедеятельности / В.С. Алексеев, М.И. Иванюк. - М: Изд-во: «Дашков и К», 2008 - 378 с.
5. Петров М.А. Защита от чрезвычайных ситуаций / М.А. Петров. - М., 2002. - 336 с.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ РЕКВИЗИЦИИ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
В.Ю. Гилева, курсант Воронежский институт ФСИН России, г. Воронеж
Реквизиция как особая мера, определяемая ст. 242 Гражданского кодекса РФ [2] и ст. 51 Земельного кодекса РФ [3], носит экстраординарный характер и может применяться только лишь в условиях чрезвычайной ситуации.
Реквизиция также упоминается в ст. 8 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях [5]. В некоторых законодательных актах говорится об изъятии или использовании имущества физических (юридических лиц) без употребления термина «реквизиция». Это Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1 -ФКЗ «О военном положении» (ст. 7) [1]; Воздушный кодекс РФ от 19 марта 2007 г. № 60-ФЗ [4]; Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (ст. 9) [6]; Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (ст. 9) [7]; Федеральный закон от 05 февраля 2007 г. № 13-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и