Научная статья на тему 'Инновационный потенциал Владивостокской архитектурной школы'

Инновационный потенциал Владивостокской архитектурной школы Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
130
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАДИВОСТОКСКАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ ШКОЛА / СПЕЦИФИКА АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ / КОМПЛЕКСНЫЙ УЧЕТ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АРХИТЕКТУРНОЙ ШКОЛЫ / VLADIVOSTOK ARCHITECTURAL SCHOOL / SPECIFIC OF ARCHITECTURAL AND URBAN PLANNING DESIGN / PROFOUND AND REGIONAL FACTORS COMPLEX REGARD / INNOVATION POTENTIAL OF ARCHITECTURAL SCHOOL

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Моор Валерий Климентьевич

Характеризуется современное состояние владивостокской архитектурной школы, показана специфика архитектурно-градостроительного проектирования и его зависимость от комплексного учета региональных факторов, раскрыт инновационный потенциал владивостокской архитектурной школы, приведены примеры реализации творческого потенциала в области архитектуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Моор Валерий Климентьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION POTENTIAL OF VLADIVOSTOK ARCHITECTURAL SCHOOL

The article characterizes the contemporary state of Vladivostok architectural school. It shows the specifics of architectural and urban planning design and its dependence on the profound investigation into regional factors. The innovation potential of Vladivostok architectural school is shown. Examples of the realization of its creative potential in the field of architecture are given.

Текст научной работы на тему «Инновационный потенциал Владивостокской архитектурной школы»

КОНЦЕПЦИЯ ПРИРОДНО-ТЕХНОГЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЧЕРНИЧКО Б. И.

ВЛАДИМИРСКИЙ В. К.

Общие положения

В Российской Федерации ежегодно возникает более 1000 чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в результате которых гибнут тысячи граждан России, а материальный ущерб исчисляется многими триллионами рублей. Сохраняется угроза возникновения региональных военных конфликтов и соответственно опасность поражения населения и объектов экономики в результате применения сторонами средств ведения вооруженной борьбы.

Устойчивая тенденция ежегодного возрастания количества природных и особенно техногенных катастроф, тяжесть их последствий обоснованно заставляют рассматривать их как серьезную угрозу безопасности личности. общества и государства. Поэтому наряду с задачей максимального снижения последствий военных опасностей и угроз, являющейся сердцевиной системы национальной безопасности России, предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ликвидация их последствий, снижение масштабов потерь и ущерба, наносимых стихийными бедствиями и техногенными катастрофами, превратились в общегосударственную проблему и являются важнейшими задачами органов государственной власти и управления всех уровней.

Это соображение является основной предпосылкой функционирования в Российской Федерации единой государственной системы прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, объединяющей существующие в настоящее время силы и средства РСЧС, ориентированные на противодействие опасностям и угрозам мирного времени, и силы и средства гражданской обороны, предназначенные для защиты населения и территорий от опасностей и угроз, вызванных условиями военного времени.

В силу идентичности поражающих факторов средств ведения вооружен-

ной борьбы и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и учитывая значительное преобладание угроз возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий по сравнению с опасностями военного характера в современной военно-политической обстановке, правомерным представляется обеспечение прежде всего природно-техногенной безопасности, являющейся особой сферой в общей системе национальной безопасности России. Так как ликвидация чрезвычайных ситуаций военного времени осуществляется теми же силами, средствами и способами, которые используются для обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в условиях мирного времени, проблемы обеспечения защищенности личности, общества и государства от опасностей и угроз природного, техногенного и военного характера базируются на единой концептуальной основе обеспечения природно-техногенной безопасности Российской Федерации.

Настоящая концепция природно-техногенной безопасности Российской Федерации представляет собой систему официально принятых взглядов на вопросы обеспечения защиты личности, общества и государства от нега-

тивных проявлений производственных и транспортных аварий, катастроф и стихийных бедствий. В ней отражены источники природных и техногенных опасностей и угроз, цели, задачи, правовые основы функционирования

системы обеспечения природно-техногенной безопасности, направления го* сударственной политики в этой сфере и механизмы ее реализации.

Основные термины и определения

Природная и техногенная опасность - состояние, при котором создалась или стала возможной угроза возникновения явлений или процессов природного и техногенного характера, способных поражать людей, нано-

сить материальный ущерб их имуществу, государственной и другим видам собственности, а также негативно воздействовать на окружающую природную среду в зоне чрезвычайных ситуаций.

Природная и техногенная угроза - состояние, при котором создается опасность для населения, его имущества, а также для государственной и иных видов собственности и окружающей природной среды, возникающая в результате стихийного бедствия, аварии или катастрофы

Природно-техногенная безопасность - состояние защищенности населения (жизни и здоровья людей, их имущества), объектов производственного и социального назначения и окружающей природной среды от поражаю-

щих факторов и воздействий природных и техногенных катастроф либо источников природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.

Система обеспечения природно-техногенной безопасности - совокупность органов государственной власти и управления, а также сил и средств, согласованно осуществляющих деятельность по обеспечению природно-техногенной безопасности на основе единых правовых норм.

Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Зона чрезвычайной ситуации - территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий и сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.

Катастрофа - крупная авария, как правило, с человеческими жертвами.

Стихийное бедствие - разрушительное природное или природно-антропогенное явление или процесс, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и элементов окружающей природной среды.

Опасное природное явление - событие природного происхождения или состояние элементов природной среды, которое по интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать поражающее воздействие на жизнедеятельность людей, объекты экономики и окружающую природную среду.

1. Потенциальные опасности и непосредственные природные и техногенные угрозы. Объекты и субъекты природно-техногенной безопасности.

1.1. Природно-техногенная безопасность как состояние защищенности населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера базируется на глубоком понимании условий и

причин их возникновения, характера и проявлений потенциальных опасностей и непосредственных природных и техногенных угроз.

1.2. Опасности и угрозы природных чрезвычайных ситуаций объективно обусловлены большим разнообразием геофизических, природных и климатических условий на территории Российской Федерации, развитой сырьедо-бывающей промышленностью и связанной с нею интенсивной выработкой недр, ростом численности населения, ведущим к необходимости вовлечения в хозяйственный оборот потенциально опасных территорий и расселения людей в сейсмо, инфекционно и климатически неблагоприятных районах. Вероятность возникновения опасных природных явлений увеличивает активная антропогенная деятельность.

Во многих районах Российской Федерации существует реальная опасность нарушения саморегуляции биосферы и среды обитания человека, угрожающая здоровью и жизни людей, проявляются инфекционные заболевания людей, сельскохозяйственных животных и растений.

Наиболее опасными стихийными бедствиями, характеризующимися комплексным воздействием на человека и окружающую природную среду, являются землетрясения, извержения вулканов, оползни, лавины, ландшафтные пожары, бури, ураганы, шквалы, смерчи, цунами, засухи, наводнения, инфекционные заболевания людей, животных и растений.

1.3. Возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера связано с наличием внутренних и внешних источников техногенных угроз.

Наиболее опасными внутренними источниками угроз являются: продолжающиеся кризисные явления в экономике России и снижение уровня государственного контроля над базовыми отраслями экономики;

снижение эффективности государственного управления отраслями эко-«

номики и организациями;

прогрессирующий износ средств производства, особенно на предприятиях химического комплекса, нефтегазовой, металлургической и горнодобывающей промышленности;

снижение темпов обновления основных фондов, особенно на предприятиях добывающих отраслей;

увеличение концентрации и масштабов использования взрыво-, пожа-ро-, химически, радиационно, биологически опасных производств, технологий и веществ;

снижение уровня государственного надзора в добывающих и перерабатывающих отраслях экономики, падение культуры производства, государственной и технологической дисциплины;

снижение уровня профессиональной подготовки персонала предприятий промышленности;

снижение требований по технике безопасности в промышленности, на транспорте, в энергетике, сельском хозяйстве, системах управления;

отсутствие в действующей нормативной правовой базе требований к частным предприятиям по защите окружающей природной среды, ограничивающих размещение на территории страны потенциально опасных производств;

ухудшение общей социально-экономической обстановки в стране.

К внешним источникам техногенных угроз относятся:

сохраняющаяся вероятность трансграничного переноса загрязнений и распространения особо опасных токсичных веществ и инфекционных заболеваний;

возникновение на территориях иностранных государств глобальных природных и техногенных катастроф трансграничного характера;

международный технологический терроризм.

Наибольшее распространение получили техногенные чрезвычайные ситуации, связанные с выбросами сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и биологически опасных веществ, транспортные аварии и катастрофы, пожары, взрывы, обрушения зданий и сооружений, аварии на электроэнергетических системах, коммунальных системах жизнеобеспечения, на очистных сооружениях, гидродинамические аварии.

Серьезную угрозу населению, объектам экономики и окружающей природной среде представляют вторичные факторы поражения, возникающие вследствие произошедших аварий, катастроф и стихийных бедствий.

1.4. Ущерб, наносимый чрезвычайными ситуациями, характеризуется

потерями жизней и здоровья людей, гибелью сельскохозяйственных животных, повреждением и разрушением основных производственных фондов, объектов социального, культурного и бытового назначения, транспортных

коммуникаций, посевов, требующими значительных материальных затрат на их восстановление, упущенной выгодой вследствие нарушения производственных процессов, выводом из хозяйственного оборота земельных и лес-

ных угодий, затратами на социальную реабилитацию и жизнеобеспечение пострадавшего населения.

1.5. Объектами природно-техногенной безопасности Российской Федерации являются личность, общество, государство - их жизненно важные интересы.

Субъектами природно-техногенной безопасности являются государство, осуществляющее функции в этой области через соответствующие орга-

ны законодательной и исполнительной власти, а также должностные лица, общественные и иные организации и объединения, обладающие в соответствии с федеральным законодательством и правовыми нормативными актами субъектов Российской Федерации обязанностями по участию в мероприятиях, направленных на повышение уровня безопасности.

Государство образует систему обеспечения природно-техногенной безопасности и обеспечивает правовую и социальную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, оказывающих содействие в повышении уровня природно-техногенной безопасности, на основании законодательства Российской Федерации.

2. Цеди, задачи, правовые основы и методы обеспечения природнотехногенной безопасности Российской Федерации

2.1. Основными целями системы обеспечения природно-техногенной безопасности являются:

защита жизненно важных интересов личности, общества и государства от природных и техногенных опасностей и угроз:

эффективное противодействие внутренним и внешним природным и техногенным угрозам:

обеспечение безопасности жизнедеятельности населения в чрезвычайных ситуациях;

Достижение этих целей обеспечивается:

снижением риска возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий;

организацией защиты населения, попавшего в зоны чрезвычайных ситуаций и пострадавшего в результате их возникновения;

организацией экстренного реагирования и ликвидацией чрезвычайных ситуаций;

осуществлением мер по ‘восстановлению безопасности жизнедеятельности населения на территориях, пострадавших от чрезвычайных ситуаций.

2. 2. Реализация целей и задач системы обеспечения природно-техногенной безопасности обусловливается правильным выбором принципов ее построения, главными из которых являются:

соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества, государства и их взаимная ответственность за обеспечение природно-техногенной безопасности;

комплексность, экономичность, достаточность и своевременность ме-

роприятий, выполняемых в целях обеспечения природно-техногенной безопасности;

сочетание централизма в управлении процессами обеспечения природно-техногенной безопасности с активным участием и инициативой субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в осуществлении соответствующих мероприятий;

организация руководства системой в соответствии с существующей структурой государственной власти и управления экономикой;

системность, определяющая природно-техногенную безопасность как подсистему (отдельную сферу) общей системы национальной безопасности России;

функционально-территориальный подход к обеспечению природно-техногенной безопасности;

максимально полное соответствие организации системы требованиям как мирного, так и военного времени;

взаимосвязь национальной и международной сфер природно-техногенной безопасности.

2. 3. Правовыми основами обеспечения природно-техногенной безопасности являются Конституция Российской Федерации, Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, законы Российской Федерации "О безопасности", "Об обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О промышленной безопасности", "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", "О радиационной безопасности населения", постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие отношения в области природно-техногенной безопасности, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в данной сфере, а также международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.

2.4. Безопасность жизнедеятельности населения в условиях наличия природных и техногенных угроз обеспечивается;

прогнозированием угроз чрезвычайных ситуаций, осуществляемым специальными органами на основании объективных данных наблюдения и контроля или являющимся результатом анализа функционирования объектов и конкретных количественных показателей отклонений от нормы, которые могут привести к авариям и катастрофам;

предупреждением чрезвычайных ситуаций техногенного характера и проведением мероприятий по снижению ущерба от стихийных бедствий;

экстренным реагированием на возникшие чрезвычайные ситуации содержащимися в постоянной готовности к действиям силами и средствами;

проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций с привлечением профессиональных спасателей и подготовленных аварийно-спасательных подразделений;

оказанием медицинской помощи пострадавшим, организацией укрытия или эвакуации из районов бедствия и жизнеобеспечения населения, оказавшегося в зонах чрезвычайных ситуаций;

обеспечением населения средствами коллективной и индивидуальной защиты;

подготовкой органов управления, спасателей, командно-начальствующего состава формирований и войск гражданской обороны, а также населения к эффективным действиям в экстремальных условиях.

3. Основные направления и приоритеты государственной политики в сфере обеспечения природно-техногенной безопасности Российской Федерации

3.1. Государственная политика в сфере обеспечения природно-техногенной безопасности осуществляется в рамках общей системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов и настоящей концепции.

Основные направления государственной политики по обеспечению природно-техногенной безопасности на мирное и военное время реализуются через федеральные и региональные целевые программы, ежегодное планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и мероприятий гражданской обороны, а также через систему государственного мобилизационного планирования и планы оперативного оборудования территории страны в интересах обороны.

3.2. Государство как основной субъект природно-техногенной безопасности организует и осуществляет выполнение комплекса мероприятий по ее обеспечению;

в области прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций: разработку научных методов вскрытия и изучения природных и техногенных опасностей и угроз, выявления причин, закономерностей их воз-

никновения и характера проявления;

образование федеральной системы комплексного мониторинга, контроля, надзора, прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций;

реализацию целевых и научно-технических федеральных программ по проблемам обеспечения природно-техногенной безопасности;

контроль соблюдения норм и правил инженерно-технических мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов производственного и социального назначения;

разработку отраслевых норм и правил безопасности производства, технологических процессов, продукции, а также правил защиты работников предприятий, учреждений и организаций от чрезвычайных ситуаций;

повышение роли и эффективности государственного надзора и экспертизы по вопросам безопасности территорий и объектов экономики от природных и техногенных угроз;

развитие системы декларирования безопасности объектов экономики, их паспортизации и лицензирования с учетом безопасности процессов производства и производимой продукции;

формирование и широкое внедрение системы страхования и перестрахования рисков;

реализацию комплекса мер государственной экономической поддержки инвестирования мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и создание условий для их ликвидации с наименьшим ущербом;

в области обеспечения защиты населения и территорий от природных и техногенных опасностей и угроз:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

научное обоснование соотношения индивидуальных и коллективных средств защиты населения в потенциально опасных районах и на объектах экономики;

строительство защитных сооружений на объектах повышенной опасности и приспособление имеющихся производственных и иных помещений, подземного пространства городов и объектов под защитные сооружения;

создание условий, обеспечивающих укрытие населения и персонала потенциально опасных промышленных предприятий в защитных сооружениях, и накопление необходимого количества средств индивидуальной защиты;

принятие эффективных мер по сохранению имеющегося фонда защитных сооружений и поддержанию их в готовности к использованию по основному

предназначению;

разработку общих требований по подготовке объектов экономики к устойчивому функционированию в условиях поражающих воздействий всех видов;

подготовку эвакомероприятий из зон чрезвычайных ситуаций и местностей, находящихся вблизи объектов повышенной опасности;

разработку комплекса мероприятий по созданию нормативных, организационных и технических основ решения задач жизнеобеспечения населения, пострадавшего при чрезвычайных ситуациях;

создание системы профессиональной подготовки руководящих кадров органов управления, формирований и войск гражданской обороны и спасателей к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;

организацию обучения населения приемам самозащиты, взаимопомощи и правилам поведения в экстремальных условиях;

в области ликвидации последствий техногенных аварий, катастроф и стихийных бедствий:

создание необходимой группировки сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, их техническое оснащение и подготовка для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций;

развитие формирований и войск гражданской обороны, разработка нормативной правовой базы их деятельности, уточнение оптимальной численности, дислокации, создание условий содержания их в постоянной готовности к действиям по ликвидации чрезвычайных ситуаций, морального и материального стимулирования личного состава:

создание и поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;

оперативное доведение до органов управления и населения сигналов оповещения и информации о возникающих угрозах, осуществление в установленном порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

совершенствование технологии проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций;

развитие системы управления силами ликвидации чрезвычайных ситуаций;

завершение создания автоматизированной информационно-управляющей системы и автоматизированных систем контроля безопасности объектов экономики и окружающей природной среды;

образование в городах Российской Федерации единых дежурно-диспетчерских служб;

проведение на предприятиях экономики и объектах жизнеобеспечения населения комплекса мероприятий, направленных на повышение устойчивости их работы в условиях чрезвычайных ситуаций;

создание страховых фондов, резервов материальных и финансовых ресурсов на случай ликвидации последствий техногенных аварий, катастроф и стихийных бедствий;

в области научно-технического обеспечения:

организацию и проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, опытно-конструкторских, испытательных и проектных работ по проблемам природно-техногенной безопасности, моделирование и системный анализ возможных видов опасностей, угроз и вредных воздействий на население и окружающую природную среду, а также мероприятий по комплексной защите от них;

разработку целевых и научно-технических федеральных и региональных программ по проблемам природно-техногенной безопасности;

подготовку комплекса научно-методических мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого функционирования экономики в условиях опасностей и угроз мирного и военного времени;

в области международного сотрудничества:

обеспечение условий для глубокой интеграции России в международные организации, осуществляющие функции гражданской защиты, и участия в международных гуманитарных акциях;

укрепление и развитие Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования; .

проведение активной политики по сотрудничеству с зарубежными государствами по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3. 3. Приоритетными направлениями государственной политики в области обеспечения природно-техногенной безопасности являются:

последовательное планомерное улучшение социально-экономических условий жизнедеятельности населения страны;

создание высокоэффективной системы прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

сохранение жизни и здоровья людей, подвергшихся воздействию поражающих факторов или оказавшихся в зонах чрезвычайных ситуаций.

3.4. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления решают задачи обеспечения природно-техногенной безопасности с учетом основных концептуальных и стратегических направлений перехода России на путь устойчивого развития, предполагающего сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала с целью удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений.

4. Механизмы обеспечения природно-техногенной безопасности

Российской Федерации

4.1. Обеспечение природно-техногенной безопасности состоит в выполнении всеми органами государственной власти и управления, предприятиями, учреждениями, организациями и отдельными гражданами правовых, экономических, инженерно-технических, природоохранных, организационных, методических и иных норм и мероприятий, направленных на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

4.2. Органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, образуют единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Она строится по территориально-производственному принципу и имеет федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый уровни.

4.3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Российской Федерации имеет в своем составе органы управления, силы, средства,резервы, ресурсы, систему связи и оповещения и функционирует на основании соответствующих нормативных правовых актов, обеспечивая защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Государственное управление, координацию деятельности и непосредственное руководство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, выполняющее свои функции во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Для координации деятельности министерств и ведомств Российской Федерации и выработки государственной политики в этой области при МЧС России создана Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также образованы соответствующие координирующие органы на всех уровнях.

4.4. Координирующие органы (Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, региональные центры, комиссии по чрезвычайным ситуациям на территориальных, местных и объектовых уровнях) обеспечивают:

руководство разработкой и осуществлением организационных и инженерно-технических мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально опасных объектов, устойчивости и безопасности функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях;

готовность органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, координацию их действий и руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

руководство подготовкой должностных лиц органов управления, аварийно-спасательных подразделений, формирований и войск гражданской обороны и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.

4.5. Постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (органы управления министерств и ведомств Российской Федерации, региональные центры, органы управления, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и на объектах экономики), осуществляют повседневное управление и контроль за функционированием всех элементов

единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На территориальном, местном и объектовом уровнях они одновременно являются рабочими органами комиссий по чрезвычайным ситуациям.

4.6. Многоплановость задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, привлечение к их решению разнородных сил и средств министерств и ведомств Российской Федерации, территориальных, местных и объектовых формирований предъявляют жесткие требования к организации управления ими и обеспечению координации их действий при ликвидации чрезвычайных ситуаций, особенно на региональном уровне.

Образованные для решения этих задач региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий наряду с выполнением координирующих функций обеспечивают приближение органов управления к потенциально опасным объектам, повышение оперативности реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации, усиление непосредственного руководства соединениями и частями войск гражданской обороны.

4.7. Органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций выполняют свои функции во взаимодействии с органами охраны труда, здоровья, природной среды, защиты животных и растений, Госстандарта, а также аварийно-спасательными службами всех отраслей экономики.

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться подразделения постоянной готовности МВД России, Минобороны России, других министерств и ведомств Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.

Повышение эффективности использования сил ликвидации чрезвычайных ситуаций достигается их эшелонированием и резервированием, содержанием части сил в постоянной готовности к действиям, формированием сил экстренного реагирования городских (районных) служб спасения.

4.8. Силы и средства единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются постановлениями Правительства Российской Федерации и подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства наблюдения и контроля состоят из сил и средств органов надзора, служб (учреждений) и организаций федеральных органов исполнительной власти и других ведомств Российской Федерации, осущест-

вляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения. Поэтапное образование федеральной системы комплексного мониторинга, контроля, надзора, прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций путем сосредоточения имеющихся сил и средств в рамках специализированного федерального ведомства позволит повысить эффективность проведения системного анализа состояния территорий, потенциально опасных объектов и источников стихийных бедствий, прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций.

Основу сил ликвидации чрезвычайных ситуаций составляют войска гражданской обороны. В состав сил ликвидации входят также военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти, формирования, службы и учреждения других ведомств Российской Федерации, объектовые и муниципальные нештатные формирования, которые комплектуются работниками предприятий, учреждений, организаций и городских (районных, объектовых) служб - противопожарных, коммунальных, строительных. ремонтных, энергетических и других. Высокая эффективность действий сил ликвидации чрезвычайных ситуаций обеспечивается их постоянной готовностью к действиям, мобильностью, многофункциональностью, соответствием их технического оснащения решаемым задачам.

4.9. Основу технической политики единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций составляет оснащение всех ее формирований современными многофункциональными комплексами разведки, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций, средствами поиска и обнаружения людей в завалах, высокопроизводительным и безопасным спасательным оборудованием и инструментом, мобильными комплексами жизнеобеспечения, средствами защиты, оповещения и связи, высокопроходимой и надежной инженерной техникой и транспортом.

Непременным условием высокой эффективности мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является использование новейших, в том числе авиационных, технологий проведения аварийно-спасательных работ.

В целях обеспечения взаимодействия и повышения оперативности реа-

гирования на возникающие чрезвычайные ситуации городских аварийно-спасательных сил, противопожарной службы, подразделений экстренной медицинской помощи, служб коммунального хозяйства, сил охраны общественного порядка и других служб в городах Российской Федерации образуются единые дежурно-диспетчерские службы.

Принимаются меры по повышению устойчивости, оперативности и непрерывности управления формированиями гражданской обороны Российской Федерации в мирное и военное время, строительству и модернизации повседневных и защищенных пунктов управления (командных пунктов).

Организационные меры по совершенствованию управления сочетаются с внедрением современных и перспективных средств оповещения и связи, автоматизированных систем управления, средств контроля технологических процессов, противоаварийной защиты и наблюдения за развитием опасных природных явлений.

4.10. Для обеспечения надежной защиты населения и территорий от природных и техногенных опасностей и угроз органами государственной власти и управления всех уровней принимаются следующие меры:

формирование, подготовка и содержание в готовности к действиям сил и средств в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

своевременное оповещение и информирование органов управления и населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, осуществление сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

проведение при необходимости эвакуационных мероприятий в районах чрезвычайных ситуаций;

организация и проведение под непосредственным руководством комиссий по чрезвычайным ситуациям аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций;

финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

обучение населения способам защиты, подготовка органов управления, сил и населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от

чрезвычайных ситуаций.

4.11. Защита населения и территорий от природно-техногенных опасностей и угроз достигается скоординированными действиями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций и является одним из приоритетных направлений их деятельности в области обеспечения природно-техногенной безопасности страны как важнейшей сферы общей системы национальной безопасности Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.