Научная статья на тему 'Правовое регулирование применения реквизиции при чрезвычайных ситуациях'

Правовое регулирование применения реквизиции при чрезвычайных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
175
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование применения реквизиции при чрезвычайных ситуациях»

метеорологических спутников Земли. Широко практикуется прогнозирование лесных пожаров и направления их развития по визуальным наблюдениям и фотографиям из космоса, по комплексному показателю, основанному на суммировании коэффициентов, учитывающих температурные, погодные, географические и другие условия.

Список использованной литературы

1. Постановление правительства РФ от 21.05.2007 № 304 (ред. От 17.05.2011) «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

2. ГОСТ Р 22.3.03-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения.

3. Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2011 году. - М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (Фц), 2012.

4. Алексеев В.С., Иванюков М.И. Основы безопасности жизнедеятельности / В.С. Алексеев, М.И. Иванюк. - М: Изд-во: «Дашков и К», 2008 - 378 с.

5. Петров М.А. Защита от чрезвычайных ситуаций / М.А. Петров. - М., 2002. - 336 с.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ РЕКВИЗИЦИИ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

В.Ю. Гилева, курсант Воронежский институт ФСИН России, г. Воронеж

Реквизиция как особая мера, определяемая ст. 242 Гражданского кодекса РФ [2] и ст. 51 Земельного кодекса РФ [3], носит экстраординарный характер и может применяться только лишь в условиях чрезвычайной ситуации.

Реквизиция также упоминается в ст. 8 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях [5]. В некоторых законодательных актах говорится об изъятии или использовании имущества физических (юридических лиц) без употребления термина «реквизиция». Это Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1 -ФКЗ «О военном положении» (ст. 7) [1]; Воздушный кодекс РФ от 19 марта 2007 г. № 60-ФЗ [4]; Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (ст. 9) [6]; Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (ст. 9) [7]; Федеральный закон от 05 февраля 2007 г. № 13-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и

о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 4) [8].

В некоторых законодательных актах даются характеристики обстоятельств, которые могут служить основаниями для реквизиции. Так, в Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [9] дается определение чрезвычайной ситуации; в Федеральном законе от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» [10] дается определение аварии на опасном объекте и т.д.

Реквизиция земельного участка допускается только при обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер. В Федеральном законе от «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация определяется как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Так, по мнению суда, поскольку здание пострадало в результате стихийного бедствия, в результате чего вина ответчика отсутствует, должна подлежать применению статья 211 ГК РФ, согласно которой риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не установлено законом или договором [11].

В то же время необходимо отметить, что в случае реквизиции, в отличие от других случаев принудительного изъятия имущества у собственника, вряд ли можно говорить о предварительной компенсации стоимости имущества, поскольку в условиях различного рода чрезвычайных обстоятельств она объективно невозможна. Поэтому в статье 242 ГК РФ соответствующее условие для применения норм о реквизиции отсутствует.

Согласно гражданскому законодательству порядок и условия реквизиции должны быть урегулированы в законе. Применительно к земельным участкам условия их реквизиции определены в Земельном кодексе РФ.

Тем не менее отсутствие специального нормативного акта, содержащего четкую классификацию оснований для реквизиции, негативно сказывается на применении действующего законодательства.

Список использованной литературы

1. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» // СЗ РФ. 2001. № 5. Ст. 375.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 №3 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

4. Воздушный кодекс РФ от 19 марта 2007 г. № 60-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 12. Ст. 1383.

5. Федеральный закон от 09 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3493.

6. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» // СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2750.

7. Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1014.

8. Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. № 13-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 7. Ст. 834.

9. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648.

10. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» // СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4124.

11. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 26 января 2009 г. № Ф03-6339/2008 / Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс».

ДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ МЧС РОССИИ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ В СЛУЧАЕ АВАРИИ НА

КОЛЬСКОЙ АЭС

Е.В. Горячева, аспирант, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, г. Санкт-

Петербург

Начало строительства Кольской Атомной электростанции (КАЭС) было положено18 мая 1969 года - это первая атомная станция России, построенная за Полярным кругом. Введена в эксплуатацию 29 июня 1973 года. Располагается в 11 км от г. Полярные Зори и в 170 км г. Мурманск (областной центр Кольского Заполярья).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.