ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
2008 г. Выпуск 4 (11). С. 16-20
УДК. 347.1
ЗАЩИТА ДОСТОИНСТВА ЛИЧНОСТИ В ОТРАСЛЯХ РОССИЙСКОГО ПРАВА
О.В. Власова
Достоинство человека относится к естественным правам и свободам, которые наряду с правом на жизнь, неприкосновенностью личности составляют основу ее правового статуса. Достоинство - это ценность, выходящая за пределы права и вместе с тем реализующаяся при помощи его инструментов. Обладание достоинством выступает как субъективное право, потому что принадлежит субъекту как его носителю и открывает перед ним определенную правовую возможность, использование которой зависит лично от него. Но субъективное право обладать достоинством предполагает не только гарантию государства обеспечивать это право, но и обязанность других лиц не предпринимать никаких действий для умаления достоинства данного человека. Каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 Конституции РФ).
Нормы, направленные на охрану чести и достоинства, получили закрепление как в Конституции, так и в отраслевом законодательстве. В соответствии с действующим российским законодательством право на защиту чести и достоинства граждан возникает в случаях: распространения несоответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство личности; распространения порочащих сведений, соответствующих действительности, но в силу своей конфиденциальности не подлежащих огласке; явно выраженного пренебрежения к правам и законным интересам гражданина, проявленного должностными лицами и другими участниками общественных отношений; препятствования реализации права на защиту чести и достоинства; совершения преступлений, предусмотренных ст. 129 и 130 Уголовного кодекса РФ, и других преступлений против свободы, чести и достоинства личности, против половой неприкосновенности и половой свободы личности, против конституционных прав и свобод человека и гражданина; злостного неисполнения судебного решения о защите чести и достоинства гражданина и воспрепятствования его исполнению; принятия правовых норм, которые в случае их применения ущемляли бы честь и достоинство гражданина, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, а также в случаях, когда защита чести и достоинства вытекает из существа нарушенного права и характера последствий этого нарушения.
В соответствии с Конституцией РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (ст. 21). Никакие события в государстве, никакие обстоятельства, даже чрезвычайные, не могут служить оправданием унижения человеческого достоинства. Право на непосредственную судебную защиту чести и достоинства как важнейших ценностей реализуется двумя способами: посредством предъявления иска в гражданском судопроизводстве (ст. 152 ГК РФ), путем привлечения к уголовной ответственности за клевету (ст. 129 УК РФ) и за оскорбление (ст. 130 УК РФ). В этих случаях честь и достоинство, деловая репутация и доброе имя являются непосредственными объектами посягательств. В частности, уголовная ответственность за посягательство на эти блага регламентируется в гл. 17 Уголовного кодекса РФ. Умышленное опорочение, унижение чести и достоинства другого человека при наличии предусмотренных в ст. 129 и 130 УК РФ признаков является преступлением и квалифицируется как клевета или оскорбление.
В соответствии со ст. 298 УК РФ законодатель предусматривает ответственность за клевету в отношении отдельных категорий граждан: судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава. Объектом преступления в этом случае наряду с честью и достоинством потерпевших является авторитет суда, органов прокуратуры и предварительного расследования.
16
Клевета - это распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. Репутация - приобретенная кем-нибудь, чем-нибудь общественная оценка, создавшееся общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-нибудь, чего-нибудь. Оскорбление - это унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.
Охранительные нормы, касающиеся чести и достоинства личности, содержатся и в уго-ловно-процессуальном законодательстве. Например, п. 1. ст. 9 УПК РФ под названием «Уважение чести и достоинства личности» определяет, что «в ходе уголовного судопроизводства запрещаются осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника уголовного судопроизводства, а также обращения, унижающие его человеческое достоинство либо создающие опасность для его жизни и здоровья». Согласно ст. 202 при получении образцов для сравнительного исследования не должны применяться методы, унижающие достоинство человека. Также допускается закрытое судебное разбирательство в случае опасности разглашения сведений, унижающих достоинство участников уголовного судопроизводства (п. 1 ч. 2 ст. 241).
В последние годы обращения граждан в суды с требованиями о взыскании компенсации морального вреда по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации приняли распространенный характер, число таких дел ежегодно возрастает [3:3]. Однако в связи с небольшим периодом действия института компенсации морального вреда, отсутствием единых подходов к определению размеров такой компенсации, наличием проблем судебнолингвистической экспертизы по делам о защите чести и достоинства рассмотрение подобных дел представляет значительную сложность.
Дела данной категории связаны в основном с распространением недостоверных позорящих сведений в средствах массовой информации [3:131]. Имеется в виду недостоверная диффамация.
Понятие «диффамация» используется в праве, когда речь идет о гражданской или уголовной ответственности за распространение не соответствующих действительности порочащих сведений (ст. 152 ГК РФ) или за клевету (ст. 129 УК РФ). Под диффамацией понимается обнародование (произнесение слов или публикация) порочащих кого-либо сведений. Понятием «диффамация» в зарубежном законодательстве и в некоторых исследованиях отечественных ученых [5:131] охватывается не только распространение недостоверных, но и фактических порочащих сведений, то есть диффамация понимается в широком смысле этого слова. Мы также придерживаемся данной точки зрения, ибо распространение достоверных сведений личного характера (заболевания, пристрастия, увлечения и т.д.) может дискредитировать человека в глазах других и формировать в обществе мнение о неполноценности таких людей.
Отметим, что достоверная диффамация существует пока только условно и появление этого понятия в реалии возможно только в случае введения законодателем ответственности за такой деликт. Если же мыслить категориями сегодняшнего дня, то можно однозначно утверждать, что за распространение правдивых порочащих сведений не предусмотрено юридической ответственности. Отсюда вывод - эти действия (достоверная диффамация) не являются правонарушением (деликтом), следовательно, не влекут применение юридической ответственности.
Однако, по мнению отдельных ученых, действия по распространению истинных порочащих лицо сведений можно квалифицировать по ст. 137 Уголовного кодекса РФ как нарушение неприкосновенности частной жизни при условии, что распространение диффамационной информации причиняет вред правам и законным интересам потерпевшего [2:43-45]. Следует заметить, что постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. №3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» не оставило без внимания случаи, когда распространенные правдивые сведения порочат потерпевшего. В п. 8 постановления Пленума № 3
судам рекомендовано отграничивать дела о защите чести, достоинства и деловой репутации (ст. 152 ГК РФ) при защите других нематериальных благ, перечисленных в ст. 150 ГК РФ, от нарушений, связанных с распространением о гражданине сведений, неприкосновенность которых специально охраняется Конституцией РФ и законами и распространение которых может причинить моральный вред даже в случае, когда эти сведения соответствуют действительности и порочат честь, достоинство и деловую репутацию истца. В частности, при разрешении дел, возникших в связи с распространением информации о частной жизни гражданина, необходимо учитывать, что в случае, когда имело место распространение без согласия истца или его законных представителей соответствующих действительности сведений о его частной жизни, на ответчика может быть возложена обязанность компенсировать моральный вред, причиненный распространением такой информации.
Вопросы внесудебной защиты чести и достоинства личности нашли отражение в специальном Законе о СМИ. В частности, если сведения, порочащие честь и достоинство, опубликованы в средствах массовой информации, то в соответствии со ст. 43-46 Закона о СМИ гражданин или организация могут требовать опровержения.
Кроме права потребовать опровержения, Законом о СМИ предусмотрено и право на ответ. Это также способы непосредственной защиты чести и достоинства. Их особенностью является то, что конфликт между обидчиком и обиженным можно урегулировать без вмешательства государственных органов, в частности суда. Однако жизнь свидетельствует, что СМИ обладают несравненно большим потенциалом и возможностями не только для нарушения прав и свобод человека, но и для создания препятствий их защиты. Поэтому, чтобы обеспечить гражданам надежную защиту чести и достоинства от действий обидчика, государство не должно полностью игнорировать внесудебную процедуру.
Нормы, касающиеся защиты чести и достоинства, содержатся и в других правовых актах. Так, при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент, согласно ст. 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, имеет право на уважительное и внимательное отношение; обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, благодаря чему, даже находясь в тяжелом состоянии, он может сохранять достоинство.
Разновидностью проявления насилия и жестокости в отношении человека являются принудительные медицинские, научные или иные опыты над людьми. Этические нормы требуют, чтобы врачи не только уважали права больных, но и защищали их от возможных нарушений, препятствовали использованию непроверенных, негуманных способов лечения, проведению опасных экспериментов. Для проведения любого опыта над человеком, согласно ст. 12 и 43 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, требуется его добровольное согласие, а также возможность осознанного понимания всех последствий опыта или эксперимента. Для этого, прежде всего, испытуемый должен быть совершеннолетним и полностью дееспособным. В отношении несовершеннолетних Семейный кодекс РФ в ст. 65 устанавливает строгий запрет для их родителей и опекунов: «При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию». При нарушении этого законодательного установления родителей могут лишить родительских прав, а в отношении опекунов - отменить усыновление ребенка.
При оказании психиатрической помощи всем лицам, страдающим психическими расстройствами, должно обеспечиваться уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства [1]. На это врачей всего мира нацеливают международные документы, которые легли в основу действующего законодательства многих стран, в том числе и России. К ним относятся Хельсинские рекомендации для врачей 1964 г., остающиеся директивным документом по экспериментам над человеком; Токийская декларация 1975 г., запрещающая врачам принимать участие в пытках, жестоких, унижающих человече-
ское достоинство наказаниях; Декларация Всемирной психиатрической ассоциации о злоупотреблениях методами психиатрии 1983 г.; «Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания», принятые в 1982 г. ООН, и т.д. (см.: Международные акты о правах человека: Сборник документов. М., 1998).
Соответствующие указания по защите чести и достоинства отражены и в таких законах, как Федеральный закон от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (п. 1 ст. 15), где сказано, что государственный служащий обязан сохранять в тайне ставшие ему известными в связи с исполнением должностных полномочий сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, а также вправе требовать служебного расследования для опровержения порочащих честь и достоинство сведений. При отказе в этом или несогласии с результатами расследования заинтересованное лицо может предъявить в суд иск о защите чести и достоинства.
Конституционное положение о том, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, не исключает участия административного права в правовом механизме их реализации.
Для обеспечения принципа неприкосновенности достоинства личности особую актуальность приобретает право граждан на свободу и личную неприкосновенность, а также на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями либо бездействием органов государственной власти или их должностных лиц.
Кодекс РФ об административных правонарушениях воспринял представление о человеческом достоинстве как принципе, запретив его унижение при применении мер административного принуждения (ч. 3 ст. 1.6), в том числе административного наказания (п. 2 ст. 3.1). Одновременно предусмотрена административная ответственность за непредоставление возможности обнародовать опровержение или разъяснение в защиту достоинства (ст. 5.13) и за появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство (ст. 20.21).
Наряду с обеспечением неприкосновенности достоинства личности мерами административного права используются административные механизмы защиты достоинства гражданина, пострадавшего от незаконного привлечения к административной ответственности и наложения административного взыскания.
Так, в соответствии с ГПК РФ нормативный или ненормативный акт государственного органа может быть признан недействующим по решению суда. В административном судопроизводстве признание недействительным постановления об административном проступке означает его отмену. Отмена постановления об административном правонарушении влечет за собой отмену всех ограничений, связанных с ранее принятым постановлением. Моральный и имущественный ущерб, причиненный противоправными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, подлежит возмещению. Возможность компенсации гражданину морального вреда, явившегося следствием противоправных действий, предусмотрена гражданским законодательством.
Об особой роли административных органов свидетельствует то, что Основной Закон предусматривает учреждение должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О внесении изменения в статью 32 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»» права омбудсмена значительно расширились. Так, он вправе обратиться в Государственную Думу РФ с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования. Кроме того, омбудсмен наделяется правом участвовать в заседаниях палат Федерального
Собрания РФ при рассмотрении ими вопроса об утверждении итогового доклада указанной комиссии, а также правом обращаться в Государственную Думу с предложением о проведении парламентских слушаний по фактам нарушения прав и свобод граждан и участвовать в этих слушаниях.
ЛИТЕРАТУРА
1. О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании: Закон РФ от 02.071992 [Электр.ресурс] // Консультант плюс - вып.5- 2006.
2. Красиков А.Н. Уголовно-правовая охрана политических, гражданских и иных конституционных прав и свобод человека и гражданина в России [Текст] / А.Н.Красиков - Саратов- 2000,- С. 43—45.
3. Пархоменко B.C. Определение размера компенсации морального вреда: Анализ законодательства и судебной практики [Текст] / В.С.Пархоменко,- Саратов,- 2006.- 3 с.
4. Самородов Д.А. Достоверная диффамация и гражданско-правовая ответственность за нее [Текст] / Д.А. Самородов // Юрист. - 2001. - № 8. - 17 с.
5. Эрделевский А.М. Компенсация морального вреда: анализ и комментарий законодательства и судебной практики [Текст] / А.М.Эрделевский. - М. - 2000. - 131 с.