Научная статья на тему 'Защита детей в информационной сфере: эффективность нововведений'

Защита детей в информационной сфере: эффективность нововведений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
331
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ / ЗАЩИТА / ИНФОРМАЦИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НОВОВВЕДЕНИЕ / CHILDREN / PROTECTION / INFORMATION / LEGAL REGULATION / INNOVATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прудникова О. А.

Последним нововведением в сфере информационной защиты детей является вступивший в силу с 1 сентября 2012 г. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который вызвал большой резонанс в обществе. Данная статья посвящена анализу норм принятого Закона, а также решению вопроса о его эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILD PROTECTION IN THE INFORMATION SPHERE: EFFICIENCE OF INNOVATIONS

The last innovation in the sphere of information child protection is the Federal law which has come into force since September 1, 2012 “About child protection from information harming their health and development” which caused a big resonance in society. This article is devoted to the analysis of standards of the adopted Law, and also the solution of a question on its efficiency.

Текст научной работы на тему «Защита детей в информационной сфере: эффективность нововведений»

УДК 316

ЗАЩИТА ДЕТЕЙ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ: ЭФФЕКТИВНОСТЬ НОВОВВЕДЕНИЙ

© О. А. Прудникова

Башкирский государственный университет, Стерлитамакский филиал Россия, Республика Башкортостан, 453103, г. Стерлитамак, ул. Ленина, 47а.

Тел.: +7 (453101) 43 22 50.

E-mail: [email protected]

Последним нововведением в сфере информационной защиты детей является вступивший в силу с 1 сентября 2012 г. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который вызвал большой резонанс в обществе. Данная статья посвящена анализу норм принятого Закона, а также решению вопроса о его эффективности.

Ключевые слова: дети, защита, информация, правовое регулирование, нововведение.

В правовом отношении внимание к вопросам здоровья граждан РФ, и прежде всего детей, в последние годы заметно возросло. Это внимание распространяется и на информационную сферу как на потенциальный источник не только развития, но и искажения процесса психического и физического становления современного молодого человека. В настоящее время действует Конвенция о правах ребенка [1], определяющая необходимость доступа детей лишь к той информации, которая направлена на содействие их социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию [2]. Доступ детей к информации регулируют также законы РФ «О средствах массовой информации» [3] и «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» [4].

Среди последних нововведений в сфере информационной защиты детей можно назвать и принятый в конце декабря 2010 г. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [5] (далее - Закон о защите детей), который вступил в силу с 1 сентября 2012 г.

Данный закон установил возрастные ограничения при распространении информационной продукции, в зависимости от ее опасности для здоровья и развития детей.

Под действие закона попадает продукция СМИ, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей (например, фильмы на БУБ), программы для ЭВМ и базы данных (в том числе, видеоигры), а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе Интернет), и сетей подвижной радиотелефонной связи.

Классификация информационной продукции осуществляется по следующим категориям: до 6 лет (значок 0+) от 6 до 11 (значок 6+), от 12 до 15 (значок 12+), от 16 до 17 (значок 16+). Помимо этого, значок 18+ означает полный запрет информационной продукции для детей. Также вместо значков или одновременно с ними могут размещаться соответствующие текстовые предупреждения.

Указанные знаки или текстовые предупреждения размещаются производителями, распространителями информационной продукции перед началом демонстрации фильма при кино- и видеообслуживании, а также в публикуемых программах теле- и радиопередач, перечнях и каталогах информационной продукции, в такой информационной продукции, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях, на афишах зрелищных мероприятий и т. п.

Закон содержит исчерпывающий перечень видов информации, запрещенной или ограниченной для распространения среди детей, а также устанавливает, какую информацию из данного перечня можно демонстрировать детям соответствующей возрастной категории. Также устанавливаются и ограничения по времени распространения информации посредством теле- и радиовещания.

При этом в законе отмечается, что классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и распространителями самостоятельно (в том числе с участием экспертов, аккредитованных уполномоченным Правительство РФ органом исполнительной власти.)

Наряду с этим необходимо отметить, что документ не распространяется, в частности, на информационную продукцию: содержащую научную, научно-техническую, статистическую информацию, информационную продукцию, имеющую значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества, а также рекламу [6].

Ответственность за нарушение норм Закона о защите детей установлена ст. 6.17 КоАП РФ [7] и ч. 2 ст. 13.21. КоАП РФ.

Необходимо отметить, что вступление в силу Закона о защите детей вызвало большой резонанс в обществе. По поводу применения и реализации норм закона возникло большое количество споров, гневных высказываний, недоумений и возгласов.

Так, информационно-правовой портал www.garant.ru провел опрос пользователей о вступившем в силу Законе о защите детей.

596

ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ

По итогам исследования 41% опрошенных (187 человек) отметили, что сомневаются в эффективности закона, так как, помимо СМИ, есть и другие источники вредной информации - в школе, семье, на улице.

Помимо этого, 28% (129 человек) считают, что прежде чем вводить закон в действие, необходимо было составить перечень информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества, на которую его действие не распространяется.

Тем не менее принятие закона полностью поддержали 18% проголосовавших (83 человека), отметив необходимость соответствующего правового регулирования СМИ.

Кроме того, 11% (51 человек) также одобрили принятие закона, но с оговоркой, что на данный момент отсутствует четкий механизм реализации многих его положений, в связи с чем оценить его эффективность не представляется возможным.

Наконец, 2% (7 человек) отнеслись к рассматриваемому закону с безразличием [8].

Такое сомнительное отношение к эффективности Закона о защите детей объясняется несовершенством норм самого правового акта. Действительно, при анализе Закона о защите детей возникают целый ряд вопросов.

В первую очередь, это касается классификации информационной продукции, предлагаемой законом, и ограничения ее оборота в зависимости от возрастных категорий детей.

Так, согласно ст. 7 закона «к информационной продукции для детей до 6 лет может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия)».

С данным положением трудно согласиться, так как дети в младенческом возрасте (как минимум до трех лет) еще не в состоянии отличить добро от зла и демонстрация насилия в самом безобидном виде способна нанести вред детской психике и отразиться на здоровье детей. То есть информационная продукция, содержащая изображение или описание насилия в какой бы то ни было форме, в младенческом возрасте не может быть отнесена к информации, не причиняющей вреда здоровью и (или) развитию детей, как это предложено в ст. 7 Закона.

При этом в законе не содержится определений понятий «насилие» и «жестокость», что создает возможность их неоднозначного толкования и

субъективной оценки со стороны экспертов и специалистов в правоприменительной практике.

Согласно ст. 9 закона к допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, в которой содержатся оправданные ее жанром и (или) сюжетом «не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной».

Между тем для двенадцатилетнего подростка любые изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной не могут не носить возбуждающего характера в силу физиологических и психологических особенностей этого возраста. Для детей в пубертатном периоде даже эпизодическое и ненатуралистическое изображение или описание половых отношений мужчины и женщины будет носить эротический характер с соответствующими растлевающими последствиями, то есть причинять явный вред их здоровью и развитию.

Закон о защите детей вообще не содержит положений, ограничивающих оборот продукции для детей, содержащей информацию эротического характера, в то время как именно эта продукция, являясь наиболее распространенной, оказывает едва ли не самое негативное влияние на формирование подрастающего поколения.

В п. 4 ст. 10 закона предлагается разрешить оборот информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, содержащей отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани. Таким образом, государство позволяет приучать своих юных граждан к ругательствам, фактически легализуя их, вместо порицания. Можно отметить, что это непременно негативно отразится на развитии детей, став прочной моделью их поведения.

Спорными являются положения ст. 10 закона, допускающие к обороту продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, информационную продукцию, в которой содержатся оправданные ее жанром и (или) сюжетом «не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной», ненатуралистические сцены насилия и жестокости.

При этом содержание информации сексуального характера, разрешенной для детей старше шестнадцати лет, охватывает понятие информации порнографического характера, определенное в п. 9 ст. 2 закона как «изображение или описание половых органов человека и (или) полового сношения либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера...», и оборот которой запрещен п. 7 ч. 2 ст. 5 закона.

Кроме того, неясно, что входит в понятие информации «оскорбительного характера» в сфере отношений мужчины и женщины и включает ли оно половые извращения [9].

Таким образом, на основе анализа небольшой части норм закона о защите детей можно сделать вывод о том, что данный нормативный правовой акт пока еще является «сырым», существуют неясность и сложность его применения на практике, а также можно отметить наличие большого числа коллизий и пробелов в урегулировании вопросов, входящих в объект данного закона. Соответственно требуются время и активная работа законодателя для урегулирования вопросов в сфере информационной защиты детей, а всесторонне и обоснованно говорить об эффективности принятого закона пока еще рано.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ас-

самблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. Выпуск ХЬУ1. 1993.

2. Башарова С. Закон о защите детей от вредной информации позволит запретить почти все программы и книги // Официальный сайт Рыжкова В. А. 23.09.2012.

3. Закон РФ N«2124-1 «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 (в ред. от 28.07.2012) // Российская газета. №32. 08.02.1992.

4. Федеральный закон №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 (в ред. от 03.12.2011) // Российская газета. №147. 05.08.1998.

5. Федеральный закон №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 (в ред. от 28.07.2012) // Российская газета. №297. 31.12.2010.

6. С 1 сентября распространение отдельных видов информации среди детей будет ограничено // Информационноправовой портал «Гарант» // www.garant.ru.

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях №195-ФЗ от 30.12.2001 (в ред. от 02.10.2012) // Российская газета. №256. 31.12.2001.

8. 41% пользователей усомнились в эффективности закона о

защите детей от вредной информации // Исследования информационно-правового портала «Гарант» //

www.garant.ru.

9. Леткова О. В. Заключение по проекту Федерального закона №155209-5 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Stop Ювенальной Юстиции // www.juvenaljustice.ru.

Поступила в редакцию 17.10.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.