раздел ПРАВОВЕДЕНИЕ
УДК 351.751
ЗАЩИТА ДЕТЕЙ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ: ЭФФЕКТИВНОСТЬ НОВОВВЕДЕНИЙ © О. А. Прудникова
Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета Россия, Республика Башкортостан, 453103 г. Стерлитамак, ул. Ленина, 47а.
Тел.: +7 (34 73) 43 22 50.
E-mail: [email protected]
Последним нововведением в сфере информационной защиты детей является вступивший в силу с 1 сентября 2012 г. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который вызвал большой резонанс в обществе. Данная статья посвящена анализу норм принятого Закона, а также решению вопроса о его эффективности.
Ключевые слова: дети защита, информация, правовое регулирование, нововведение.
В правовом отношении внимание к вопросам здоровья граждан РФ, и прежде всего детей, в последние годы заметно возросло. Это внимание распространяется и на информационную сферу как на потенциальный источник не только развития, но и искажения процесса психического и физического становления современного молодого человека. В настоящее время действует Конвенция о правах ребенка [1], определяющая необходимость доступа детей лишь к той информации, которая направлена на содействие их социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию [2]. Доступ детей к информации регулируют также законы РФ «О средствах массовой информации» [3] и «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» [4].
Среди последних нововведений в сфере информационной защиты детей можно назвать и принятый в конце декабря 2010 г. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [5] (далее - Закон о защите детей), который вступил в силу с 1 сентября 2012 г.
Данный Закон установил возрастные ограничения при распространении информационной продукции в зависимости от ее опасности для здоровья и развития детей.
Под действие закона попадает продукция СМИ, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей (например, фильмы на DVD), программы для ЭВМ и базы данных (в том числе видеоигры), а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет), и сетей подвижной радиотелефонной связи.
Классификация информационной продукции осуществляется по следующим категориям: до 6 лет (значок 0+) от 6 до 11 (значок 6+), от 12 до 15 (значок 12+), от 16 до 17 (значок 16+). Помимо этого, значок 18+ означает полный запрет информационной продукции для детей. Также вместо значков или одновременно с ними могут размещаться соответствующие текстовые предупреждения.
Указанные знаки или текстовые предупреждения размещаются производителями, распространителями информационной продукции перед началом демонстрации фильма при кино- и видеообслуживании, а также в публикуемых программах теле- и радиопередач, перечнях и каталогах информационной продукции, в такой информационной продукции, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях, на афишах зрелищных мероприятий и т.п.
Закон содержит исчерпывающий перечень видов информации, запрещенной или ограниченной для распространения среди детей, а также устанавливает, какую информацию из данного перечня можно демонстрировать детям соответствующей возрастной категории. Также устанавливаются и ограничения по времени распространения информации посредством теле- и радиовещания.
При этом в законе отмечается, что классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и распространителями самостоятельно (в том числе с участием экспертов, аккредитованных уполномоченным Правительства РФ органом исполнительной власти.)
Наряду с этим необходимо отметить, что документ не распространяется, в частности, на информационную продукцию: содержащую научную, научно-техническую, статистическую информацию, информационную продукцию, имеющую значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества, а также рекламу [6].
Ответственность за нарушение норм Закона о защите детей установлена ст. 6.17 КоАП РФ [7] и ч. 2 ст. 13.21 КоАП РФ.
Необходимо отметить, что вступление в силу Закона о защите детей вызвало большой резонанс в обществе. По поводу применения и реализации норм Закона возникло большое количество споров, гневных высказываний, недоумений и возгласов.
Так, информационно-правовой портал www.garant.ru провел опрос пользователей о вступившем в силу Законе о защите детей.
1350
ПРАВОВЕДЕНИЕ
По итогам исследования 41% опрошенных (187 человек) отметили, что сомневаются в эффективности закона, так как, помимо СМИ, есть и другие источники вредной информации - в школе, семье, на улице.
Помимо этого, 28% (129 человек) считают, что прежде чем вводить закон в действие, необходимо было составить перечень информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества, на которую его действие не распространяется.
Тем не менее принятие закона полностью поддержали 18% проголосовавших (83 человека), отметив необходимость соответствующего правового регулирования СМИ.
Кроме того, 11% (51 человек) также одобрили принятие закона, но с оговоркой, что на данный момент отсутствует четкий механизм реализации многих его положений, в связи с чем оценить его эффективность не представляется возможным.
Наконец, 2% (7 человек) отнеслись к рассматриваемому закону с безразличием [8].
Такое сомнительное отношение к эффективности Закона о защите детей объясняется несовершенством норм самого правового акта. Действительно, при анализе Закона о защите детей возникают целый ряд вопросов.
В первую очередь это касается классификации информационной продукции, предлагаемой Законом, и ограничения ее оборота в зависимости от возрастных категорий детей.
Так, согласно ст. 7 Закона, «к информационной продукции для детей до 6 лет может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия)».
С данным положением трудно согласиться, так как дети в младенческом возрасте (как минимум до трех лет) еще не в состоянии отличить добро от зла, и демонстрация насилия в самом безобидном виде способна нанести вред детской психике и отразиться на здоровье детей. То есть информационная продукция, содержащая изображение или описание насилия в какой бы то ни было форме, в младенческом возрасте не может быть отнесена к информации, не причиняющей вреда здоровью и (или) развитию детей, как это предложено в ст. 7 Закона.
При этом в Законе не содержится определений понятий «насилие» и «жестокость», что создает возможность их неоднозначного толкования и
субъективной оценки со стороны экспертов и специалистов в правоприменительной практике.
Согласно ст. 9 Закона, к допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, в которой содержатся оправданные ее жанром и (или) сюжетом «не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной».
Между тем для двенадцатилетнего подростка любые изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной не могут не носить возбуждающего характера в силу физиологических и психологических особенностей этого возраста. Для детей в пубертатном периоде даже эпизодическое и ненатуралистическое изображение или описание половых отношений мужчины и женщины будет носить эротический характер с соответствующими растлевающими последствиями, то есть причинять явный вред их здоровью и развитию.
Закон о защите детей вообще не содержит положений, ограничивающих оборот продукции для детей, содержащей информацию эротического характера, в то время как именно эта продукция, являясь наиболее распространенной, оказывает едва ли не самое негативное влияние на формирование подрастающего поколения.
В п. 4 ст. 10 Закона предлагается разрешить оборот информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, содержащей отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани. Таким образом, государство позволяет приучать своих юных граждан к ругательствам, фактически легализуя их, вместо порицания. Можно отметить, что это непременно негативно отразится на развитии детей, став прочной моделью их поведения.
Спорными являются положения ст. 10 Закона, допускающие к обороту продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, информационную продукцию, в которой содержатся оправданные ее жанром и (или) сюжетом «не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной», ненатуралистические сцены насилия и жестокости.
При этом содержание информации сексуального характера, разрешенной для детей старше шестнадцати лет, охватывает понятие информации порнографического характера, определенное в п. 9 ст. 2 Закона как «изображение или описание половых органов человека и (или) полового сношения либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера...», и оборот которой запрещен п. 7 ч. 2 ст. 5 Закона.
Кроме того, не ясно, что входит в понятие информации «оскорбительного характера» в сфере
отношений мужчины и женщины и включает ли оно половые извращения [9]. 3
Таким образом, на основе анализа небольшой '
части норм Закона о защите детей уже можно сделать вывод о том, что данный нормативный право- 4.
вой акт пока еще является «сырым», существуют неясность и сложность его применения на практике, а также можно отметить наличие большого чис- 5'
ла коллизий и пробелов в урегулировании вопросов, входящих в объект данного Закона. Соответственно требуются время и активная работа законо- 6
дателя для урегулирования вопросов в сфере информационной защиты детей, а всесторонне и обоснованно говорить об эффективности принятого 7'
Закона пока еще рано.
ЛИТЕРАТУРА 8'
1' Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20' 11 1989) (вступила в силу для СССР 15'09'1990) // Сборник международных договоров СССР' 9
Выпуск ХЬУ! 1993'
2' Башарова С' Закон о защите детей от вредной информации позволит запретить почти все программы и книги //
Официальный сайт В. А. Рыжкова (дата обращения 23.09.2012).
Закон РФ №2124-1 «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 (в ред. от 28.07.2012) // Российская газета. №32. 1992. 8 февраля.
Федеральный закон №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 (в ред. от
03.12.2011) // Российская газета. .№147. 1998. 5 августа. Федеральный закон №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 (в ред. от 28.07.2012) // Российская газета. №297. 2010. 31 декабря.
С 1 сентября распространение отдельных видов информации среди детей будет ограничено // Информационноправовой портал «Г арант». URL: www.garant.ru.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях №195-ФЗ от 30.12.2001 (в ред. от
02.10.2012) // Российская газета. №256. 2001. 31декабря. 41% пользователей усомнились в эффективности закона о защите детей от вредной информации // Исследования информационно-правового портала «Гарант». URL: www.garant.ru.
Леткова О. В. Заключение по проекту Федерального закона №155209-5 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Stop Ювенальной Юстиции. URL: www.juvenaljustice.ru.
Поступила в редакцию 05.12.2013 г.