Научная статья на тему 'Защита детей от неправомерной информации и ее толкование'

Защита детей от неправомерной информации и ее толкование Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
150
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ВЕДОМСТВО / ГОСУДАРСТВО / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / ЗАЩИТА / ЗАКЛЮЧЕНИЕ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ИНФОРМАЦИЯ / КОНТРОЛЬ / ОХРАНА / ПРАВО / ПРАВА / ПОЛИЦИЯ / ПРАВОПОРЯДОК / ПРЕДСТАВИТЕЛЬ / РЕБЕНОК / РЕГИСТРАЦИЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ЭКСПЕРТИЗА / ADMINISTRATIVE / SECURITY / THE OFFICE / A STATE OFFICIAL / LEGAL / DEFENCE / LASTLY / RESPONSIBILITY / INFORMATION / MONITORING / RUSSIA / LIABILITY / RIGHT / THE POLICE / THE RULE OF LAW / REPRESENTATIVE / THE CHILD REGISTRATION / IMPROVEMENT / TERRITORIAL / EXAMINATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильев Ф. П., Булатова Л. А., Мусаев М. Г.

Рассмотрены основные аспекты защиты детей от пагубной информации и регулирование защиты государством их законных интересов; вопросы обеспечения информационной безопасности, а также их регулирование внутри страны. Существенной является позиция авторов относительно соответствующих нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность федеральных органов исполнительной власти по защите детей в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILD PROTECTION FROM WRONGFUL INFORMATION AND ITS INTERPRETATION

The article authors considered substantive aspects of the protection of children from harmful information and regulation of State protection of their legitimate interests. Information security issues, as well as their management within the country really relevant. Significant is the sponsors position analysis of the relevant normative legal acts regulating the activities of federal bodies of executive power for the protection of children in Russia.

Текст научной работы на тему «Защита детей от неправомерной информации и ее толкование»

Актуальные проблемы гражданского права и процесса

ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ОТ НЕПРАВОМЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ И ЕЕ ТОЛКОВАНИЕ

Ф.П. ВАСИЛЬЕВ,

доктор юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Научного центра Академии управления МВД России, член Российской академии юридических наук (РАЮН);

Л.А. БУЛАТОВА,

заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 11» г. Рубцовска ААлтайского края;

МГ. МУСАЕВ

Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право;

12.00.14 — административное право; административный процесс

E-mail: vasilevl 7@inbox.ru

Аннотация. Рассмотрены основные аспекты защиты детей от пагубной информации и регулирование защиты государством их законных интересов; вопросы обеспечения информационной безопасности, а также их регулирование внутри страны. Существенной является позиция авторов относительно соответствующих нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность федеральных органов исполнительной власти по защите детей в России.

Ключевые слова: безопасность, ведомство, государство, должностное лицо, защита, заключение, ответственность, информация, контроль, охрана, ответственность, право, права, полиция, правопорядок, представитель, ребенок, регистрация, совершенствование, экспертиза.

CHILD PROTECTION FROM WRONGFUL INFORMATION AND ITS INTERPRETATION

F.P. VASILYEV,

doctor of jurisprudence, assistant professor, leading research associate of Scientific center of Academy of management of the Ministry of Internal Affairs Rossi, member of the Russian academy of jurisprudence (RAYUN)

L.A. BULATOVA,

the deputy director on UVR MBOU «SOSh No. 11» of Rubtsovsk of Altai Krai

M.G. MUSAEV

Annotation. The article authors considered substantive aspects of the protection of children from harmful information and regulation of State protection of their legitimate interests. Information security issues, as well as their management within the country really relevant. Significant is the sponsors position analysis of the relevant normative legal acts regulating the activities of federal bodies of executive power for the protection of children in Russia.

Keywords: administrative, security, the Office, a State official, legal, defence, lastly, responsibility, information, monitoring, Russia, security, liability, right, right, the police, the rule of law, representative, the child registration, improvement, territorial, examination.

В условиях всесторонней информационной насыщенности настало время принимать углубленные и всесторонние меры в области информационной безопасности. Так, для обеспечения защиты ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию в ст. 14 ФЗ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», законодателями установлено, что органы государственной власти страны принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, про-

пагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение1. Кроме того, в целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности детей федеральным законом, законами субъектов РФ устанавливаются нормативы распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 18 лет.

В целях обеспечения национальной безопасности страны и реализации вышеуказанных и других мер ФЗ от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф32 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в дальнейшем регулируются все вопросы

1 Они установлены на основе требований ФЗ от 21 июля 2011 г. № 252-ФЗ, вступающего в силу с 1 сентября 2012 г.

2 РГ. 2010, 31 дек.

- -Я. -

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права и процесса

по защите детей от информации разрушающей их сознание. Общество в целом нуждается в защите от аморальной информационной системы. В сознании граждан растет тревога по поводу агрессии информации и рекламы, наносящей вред детскому душевному и физическому здоровью. В итоге государство берет на себя миссию по разработке и реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, целевых программ, обеспечивающих их информационную безопасность, проведение экспертизы информационной продукции. При этом закон регулирует только отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью (развитию).

В настоящее время к информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация: представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического или психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия; вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и их последствий; представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной; содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

Непосредственным государственным органам, указанным в Постановлении Правительства РФ от 24 октября 2011 г. № 859 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части распределения полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию»3 необходимо также обеспечить выполнение ими своих контрольных функций. Так, субъектам обладающим правом производить и реа-лизовывать, а также обладающим контрольно-надзорными функциями, равно как и потребителям следует знать установленные законами классификации информационной продукции — классификация осуществляется ее производителями и распространителями самостоятельно, в том числе с участием эксперта, экспертов (экспертных организаций) до начала ее оборота на территории Российской Федерации. Она (классификация) осуществляется по следующим

категориям: информационная продукция для детей, недостигших возраста шести лет; достигших возраста шести лет; достигших возраста 12 лет; достигших возраста 16 лет; информационная продукция, запрещенная для детей.

В соответствии с требованиями законов к информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена продукция, содержащая информацию, не причиняющая вреда здоровью (развитию) детей, в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром или сюжетом эпизодические ненатуралистические изображения или описание физического и психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия или осуждения насилия.

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, а также продукция, содержащая оправданные ее жанром или сюжетом:кратковременные и ненатуралистические изображения или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) или их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства; ненатуралистические изображения или описания несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику; не побуждающие к совершению антиобщественных действий или преступлений эпизодические изображения или описания этих действий при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Допускаемой к обороту продукции для детей, достигших возраста 12лет, может быть отнесена информационная продукция, а также информация, содержащая оправданные ее жанром или сюжетом: эпизодическое изображение или описание жестокости или насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве или отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав

3 РГ. 2011, 28 окт. Постановление вступает в силу с 1 сентября 2012 г.

Актуальные проблемы гражданского права и процесса

граждан и охраняемых законом интересов общества или государства); изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе, к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных (одурманивающих) веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий; не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

В целях обеспечения должного контроля законодатель также устанавливает знак информационной продукции. Ее категория определяется и обозначается знаком продукции, размещаемым с соблюдением требований соответствующих технических регламентов ее производителями или распространителями4. При этом производитель, распространитель размещают ее знак и текстовое предупреждение об ограничении ее распространения перед началом трансляции телепрограммы, телепередачи, демонстрации фильма при кино- и видеообслуживании. Знак демонстрируется в углу кадра, за исключением демонстрации фильма, осуществляемой в кинозале. Его размер должен составлять не менее чем 5% площади афиши или иного объявления о проведении соответствующего зрелищного мероприятия.

Оборот информационной продукции, содержащей информацию, без знака информационной продукции не допускается, за исключением: учебников и учебных пособий, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в соответствии с законодательством РФ в области образования; телепрограмм, телепередач, транслируемых в эфире без предварительной записи; информационной продукции, распространяемой посредством радиовещания; информационной продукции, демонстрируемой посредством зрелищных мероприятий; периоди-

ческих печатных изданий, специализирующихся на ее распространении, общественно-политического или произв одственно -пр актического хар актер а.

Для обеспечения защиты законных интересов детей законодатель также установил дополнительные требования к распространению указанной информационной продукции посредством теле- и радиовещания, в частности, она не подлежит распространению посредством теле- и радиовещания с 4 до 23 часов по местному времени, за исключением теле-и радиопрограмм, теле- и радиопередач, доступ к просмотру или прослушиванию которых осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств. А ограничительная не подлежит распространению посредством теле- и радиовещания с 7 до 21 часа по местному времени, за исключением теле- и радиопрограмм, теле- и радиопередач, доступ к просмотру или прослушиванию которых осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств.

В настоящее время, надо учитывать и дополнительные требования, выступающие в виде ограничений, а именно: информационная продукция, запрещенная для детей, не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем 100 метров от границ территорий указанных организаций; информационная продукция, запрещенная для детей, в виде печатной продукции допускается к распространению в местах, доступных для детей, только в запечатанных упаковках; первая и последняя полосы газеты, обложка экземпляра печатной продукции, иной полиграфической продукции, запрещенной для детей, при распространении для неопределенного круга лиц в местах, доступных для детей, не должны содержать информацию, причиняющую вред.

Безусловно, эти и другие меры должны проводиться силами непосредственными субъектов — правоохранительных органов (прежде всего, полицией — (МВД — ПДН и УУП, ФСИН, ФСНКА), образовательных учреждении (непосредственно на уровне

4 Эти требования не распространяются на печатную продукцию, выпущенную в оборот до 1 сентября 2012 г.

- -Я. -

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права и процесса

школ, колледжей, педагогических советов, родительских комитетов, Управляющих советов учреждений и др.)). Так, в данном направлении уже в 2011—2012 гг., на основе рекомендаций губернатора и Управления образования Алтайского края, а также на уровне общеобразовательных школ г. Рубцовска, в частности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11» г. Рубцовска администрацией учреждения проведены организационно-профилактические меры: работа с детьми различного уровня и категорий, взаимодействие с сотрудниками полиции подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН), привлечение сотрудников полиции к преподавательской деятельности в профильных классах школы. Кроме того, в данной школе с 2008 г. по инициативе Отличника народного просвещения, депутата Рубцовского городского Совета, директора школы № 11 А.В. Мартинюк реализуется профильное обучение по данному направлению (создание оборонно-спортивных (милицейских) классов), в настоящее время на старшей ступени обучения класс носит название «правоохранительный».

Положительным моментом также является пред-профильная подготовка в основной школе (создание оборонно-спортивных седьмых—девятых классов). Именно в профильных классах школьники проходят учебу с уклоном юриспруденции и других наук данного направления в целях дальнейшего связывания своего будущего со служением Отечеству в правоохранительных и иных государственных органах. Работа в профильных правоохранительных классах проводится по инициативе руководства школы, родителей учащихся, общественности и благодаря поддержке и пониманию со стороны муниципалитета, прокурора, полиции (ОВД района) и других правоохранительных органов5.

По мнению авторов, подобные положительные инициативы должны быть поддержаны дополнительными финансированием из федерального бюджета — эти затраты в последующем откупятся сотни раз и выше. Общество и власть будет некриминальным6.

В целях обеспечения реализации требований Президента России и законодательных норм, за нарушение ФЗ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью (развитию), влечет за собой юридическую ответственность; усилены и меры ответствен-

ности. Например, в ст. 6.17 КоАП РФ7 установлена административная ответственность за нарушение законодательства РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Так, за нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью или развитию (за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 13.21 КоАП РФ), если это действие не содержит уголовно-наказуемого характера, то влечет наложение штрафа на граждан в размере от двух до трех тыс. руб. с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц— от пяти до десяти тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от пяти до десяти тыс. руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц— от 20 до 50 тыс. руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

За неприменение операторами связи, оказывающими телекоммуникационные услуги связи в пунктах коллективного доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе Интернет), технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью (развитию), влечет наложение штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от пяти до десяти тыс. руб.; на юридических лиц— от 20 до 50 тыс. руб.; а так же, за размещение в информационной продукции для детей, включая информационную продукцию, размещаемую в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в Интернет), объявления о привлече-

5 О иных положительных примерах правового воспитания см. URL://http п^Лоо111 .ucoz.ru. Rubtsovskchool 11 .narod.ru.

6 С учетам краткого изучения о деятельности полиции данного региона и правового воспитания молодежи (июль 2012 г.) по мнению Ф.П. Васильева данный регион даже нуждается в дополнительных дотациях не только в области образования, но и по другим направлениям.

7 КоАП РФ с изм. на 28 июля 2012 г., внесенными ФЗ от 24 июля 2007 г. № 212-ФЗ Постановлением Конституционного Суда РФ от 13 июля 2010 г. № 15-П, ФЗ от 27 июля 2010 г. № 226-ФЗ, от 7 февраля 2011 г. № 8-ФЗ, от 6 апреля 2011 г. № 68-ФЗ, от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 25 апреля 2011 г. № 6-П.

Актуальные проблемы гражданского права и процесса

нии детей к участию в создании информационной продукции, причиняющей вред их здоровью или развитию.

По мнению авторов, в данном случае законодателю, в отношении юридических лиц, следовало бы рассматривать повышенную санкцию — приостановление деятельности, а в отношении должностных лиц — дисквалификацию и увеличение штрафных санкций на порядок выше — от пяти до десяти тыс. руб. с конфискацией предметов.

Кроме того, вопросы совершенствования информационной безопасности также взаимосвязаны с вопросами правового воспитания детей в рамках президентских требований «Основы государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан»8. Так, в данном документе закреплено, что государственная политика осуществляется по следующим основным направлениям:

♦ правовое просвещение и правовое информирование граждан;

♦ развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права;

♦ совершенствование системы юридического образования и подготовки квалифицированных юристов и педагогических кадров в области права и т.д.

Вопросы обучения, о применении норм права (ограничений, запретов) и воспитание законопослушных граждан на различных уровнях должны проходить по всесторонним направлениям, которые определены в вышеназванном документе. Эти аспекты должны реа-лизовываться не только в создании наглядных агитаций, специализированных стендов и электронных сайтов о деятельности образовательного или иного государственного уровня (любого), но и пересмотра уже на 2012—2013 гг. учебных планов в области права. Эти же установления дополнительных тем по отдельным направлениям, учебных дисциплин должны проходить в отдельных государственных и образовательных учреждениях не только на уровне муниципальных школ, гимназий, но и в тех учреждениях, которые готовят специалистов по программам бакалавра и магистра.

Другой момент обеспечения реализации названных ограничений и мер: как проводить их (начальные действия) и кто будет это делать? На эти вопросы даны ответы Главой страны. Как отмечается в требо-

ваниях Президента Российской Федерации, воспитание и толкование норм права должны проходить в семьях, поскольку жизненные вопросы первоначально даются и закладываются в семье.

В данном случае, на наш взгляд, родители (опекун, воспитатели), образовательные учреждения (школы) должны быть «владельцами информации», знать, что за информация нарушает нормальный процесс воспитания или разрушает психологические качества ребенка. Об этих факторах им следует своевременно сообщать уполномоченным лицам для принятия мер.

Сиюминутно перечисленные проблемы не решить. О своих выводах, планах, предложениях должны говорить не только правоохранительные органы, но и государственные (образовательные, культурные, СМИ, общественные советы и т.д.) органы различных уровней.

В заключение следует отметить и позиции в области права ученых О.А. Овчинникова (центральный аппарат МВД РФ) и Ф.П. Васильева (Академия управления МВД РФ)9, что все государственные органы и их уполномоченные должностные лица при разрешении вопросов, касающихся прав человека, должны подходить к ним с учетом следующих особенностей.

Во-первых, необходимо придерживаться государственной политики в интересах всего общества.

Во-вторых, обладая собственной компетенцией в разрешении тех или иных вопросов надо учитывать те правовые нормы, которые гарантируют защиту интересов личности как самого правонарушителя, так и потерпевшего.

В-третьих, разрешаемые правоприменительным субъектом вопросы должны быть реализованы до конца. Только тогда мы можем говорить о действии закона и обеспечении защиты личности (и о правовом воспитании — Л.А. Булатова и Н.Д. Эриашвили) в правовом государстве.

Реализация обозначенных проблем зависит от уровня профессиональной подготовки правоприменителей и уровня их образования, а также управленцев и педагогов всех уровней.

8 Документ подписан Президентом РФ от 28 апреля 2011 г. Пр-1168 // РГ. 2011, 14 июля.

9 «Юрист как основной субъект обеспечения прав и свобод человека в России» // Обеспечение прав человека в условиях современного государства: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Владимир. 2010. 9—10 дек.: в 2 ч. / Федер. служба исполнения наказаний; (редкол.: С.Н. Емельянов (пред.) и др.). Владимир, 2010. С. 38—44; Куницын А.П. Право естественное. СПб., 1820. С. 208.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.