Научная статья на тему 'Защита авторских прав на Интернет площадке в зарубежных странах'

Защита авторских прав на Интернет площадке в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1087
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
ЗАЩИТА / АВТОРСКОЕ ПРАВО / ИНТЕРНЕТ / ОРИГИНАЛЬНОСТЬ / PROTECTION / COPYRIGHT / INTERNET / ORIGINALITY / LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Давудов Д.А., Алёшина А.А.

Данная работа посвящена проблеме защиты авторских прав в сети «Интернет», поскольку законодательное регулирование в эпоху цифровых технологий по защите авторских прав не справляется ни одна Европейская страна, но каждая из них находит различные пути защиты. В данной статье рассматривается защита авторских прав на интернет площадке в зарубежных странах и разбирается понятийный состав законодательства стран Европы, а также возникновение различных категорий авторского права с точки зрения законодательной базы. В данной статье выявлены проблемы защиты авторских прав, а также изучены нормативно правовые акты зарубежных стран, способы и средства борьбы и защиты авторских прав в сети интернет.This work is devoted to the problem of copyright protection on the Internet, since not a single European country can cope with legislative regulation in the era of digital technologies for copyright protection, but each of them finds different ways to protect it. This article discusses the protection of copyright on the Internet site in foreign countries and examines the conceptual composition of the legislation of European countries, as well as the emergence of various categories of copyright in terms of the legal framework. This article identifies the problems of copyright protection, and also examined the regulatory legal acts of foreign countries, methods and means of combating and protecting copyright on the Internet.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Защита авторских прав на Интернет площадке в зарубежных странах»

ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ НА ИНТЕРНЕТ ПЛОЩАДКЕ В

ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

PROTECTION OF COPYRIGHTS ON THE INTERNET SITES IN FOREIGN

COUNTRIES

УДК 347.78

DOI: 10.24411/2658-4964-2020-1089 Давудов Д.А., кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Гражданского и международного частного права», Волгоградский государственный университет, Россия, г. Волгоград Алёшина А.А., магистрант, 2 курс, факультет «Юридический» Волгоградский государственный университет, Россия, г. Волгоград

Davudov D.A.

Alyoshina A.A. e-mail: aleshina24051996@mail.ru

АННОТАЦИЯ

Данная работа посвящена проблеме защиты авторских прав в сети «Интернет», поскольку законодательное регулирование в эпоху цифровых технологий по защите авторских прав не справляется ни одна Европейская страна, но каждая из них находит различные пути защиты. В данной статье рассматривается защита авторских прав на интернет площадке в зарубежных странах и разбирается понятийный состав законодательства стран Европы, а также возникновение различных категорий авторского права с точки зрения законодательной базы. В данной статье выявлены проблемы защиты авторских прав, а также изучены нормативно - правовые акты зарубежных стран, способы и средства борьбы и защиты авторских прав в сети интернет.

ANNOTATION

This work is devoted to the problem of copyright protection on the Internet, since not a single European country can cope with legislative regulation in the era of digital technologies for copyright protection, but each of them finds different ways to protect it. This article discusses the protection of copyright on the Internet site in foreign countries and examines the conceptual composition of the legislation of European countries, as well as the emergence of various categories of copyright in terms of the legal framework. This article identifies the problems of copyright protection, and also examined the regulatory legal acts of foreign countries, methods and means of combating and protecting copyright on the Internet.

Ключевые слова: защита, авторское право, Интернет, оригинальность.

Keywords: protection, copyright, Internet, originality, law

Практически во всех странах где преобладает авторское право, под защиту подпадают литературные, художественные и научные произведения. В национальных законах об авторском праве, объектами авторского права являются следующие категории: музыкальные и аудиовизуальные произведения, литературные, фотографии, живописные и графические произведения, иллюстрации, карты, схемы, планы и др. [3]

К сожалению, но подвергается защите авторских прав новостные сводки, которые ежедневно публикуют информацию о новостях на просторах интернета и печатных еженедельных изданиях. А также не доступна защита фольклорных произведений и государственные документы, символы и знаки отличия. [2]

В электронной информационной среде, невероятное количество литературных и художественных произведений, где все они являются объектами авторского права, но принадлежность к определённой категории не достаточна, для того, чтобы быть защищённым.

Для того, чтобы возможно было защитить какое-либо произведение, необходимо обладать некоторыми критериями. Это касается подачи текста в «оригинальном» юридическом смысле, а также выражены в «объективной форме».

При наличии авторского права в разных странах, характеристика первого критерия дается одинаково. Например, в судах англосаксонской системы, под критерием «оригинальность» понимается произведение включающее в себя самостоятельную работу автора и описывающий именно индивидуальный почерк изложения текста. Например, в Болгарии нет законодательного закрепления такого критерия как «оригинальный» текст, но говорится о творческом характере. Автор - это физическое лицо, результатом творческой деятельности которого, является произведение.

В авторском праве, понятие «оригинальность» и «художественная ценность» не являются синонимами. Апелляционный суд США отзывается на данное суждение аналогично, так как в Законе «Об авторском праве» «художественная оригинальность — это не то же самое, что правовая концепция оригинальности»[5].

Авторское право позволяет защищать оригинальные произведения, но позволяет другим авторам пользоваться информацией и идеями других авторов, чьи произведения являются оригинальными. То есть концепция

создания, применяемая от оригинальных произведений, не возбраняется законом. Поэтому, авторское право позволяет продвигать в будущее в части науки и искусства.

Подходы ко второму критерию не совпадают в странах с различными правовыми традициями. В США, например, под защитой авторских прав понимаются материалы, у которого присутствует факт фиксации на любом материальном носителе, с которого могут свободно читаться для воспроизведения или передаваться, с помощью материального устройства. Если на материальном носителе хранилась произведение превышающий временной срок, то такое произведение можно считать «фиксированным.

Авторское право не столько связано с временной продолжительностью копий, сколько с тем, что они способны делать, пока они существуют.

Такой подход в авторском праве законодательства США, подразумевает, что не зафиксированные на материальном носителе устные и хореографические произведения или произведения, передаваемые в режиме реального времени без одновременной записи, такие как программа спортивных мероприятий, в виртуальном мире Интернета, не считаются фиксированными и не охраняются авторским правом. Страны с англосаксонским законодательством так же склоняются к требованиям Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886, в которой указанно, что литературные и художественные произведения или любые определенные категории произведений не подлежат охране, если они не закреплены в какой-либо материальной форме. [1]

В континентальной Европе, страны в законах об авторском праве предусматривают, чтобы объект охраняемый законом был зафиксирован вне зависимости от источника носителя информации.

Так, например, в Болгарском законодательстве об авторском праве, принято защищать те права, которые распространяются произведения, которые воспринимаются в объективной форме, то есть органами восприятия.

Наравне с устными, драматическими и хореографическими произведениями, размещенными в сети Интернет, они отвечают установленным законом требованиям для представления в объективной форме и охраняются законом об авторских правах в Болгарии независимо от их копирования на материальном носителе информации.

В Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886, прописано, что охрана авторских прав осуществляется в момент создания материала, при выгрузке материала

отвечающего критериям оригинальности и фиксации в Интернет площадку. Из этого следует, что для возникновения и установления авторских прав на материалы не обязательна регистрация или выполнения каких либо формальностей по установлению авторства.[4]

Однако законодательство стран, рекомендует авторам соблюдать формальности, такие как размещение логотипа защиты авторских прав и государственной регистрации, для упрощения судов при возникновении спора по восстановлению права авторства в суде.

Подводя итоги, по сравнительно правовому анализу зарубежных стран и Гражданского Кодекса РФ в части защиты авторских прав в цифровой среде и понятийной трактовке, мы приходим к следующему выводу.

Защита авторских прав в сети Интернет с каждым днём становится всё более актуальной темой, это связанно с тем, что популярность сети Интернет является средством передачи данных наиболее быстрым и эффективным способом. Нормы гражданского законодательства, от части, не справляются с защитой в данной области, поскольку нет строгой регламентации для авторов в целях обеспечения защиты прав. Для того чтобы система защиты начала работать в полном объеме, необходимо обратиться к практике применяемой в зарубежных странах, законодателю необходимо рассмотреть и доработать условия защиты авторских прав в Российской Федерации.

Литература

1. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 (ред. от 09.09.1979)// «Бюллетень международных договоров», N 9, 2003

2. Всемирная конвенция об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952)// «Бюллетень по авторскому праву», том XXVIII, N 1, 1995, том XXIX, N 1, 1996, том XXX, N 1, 1997

3. Директива N 2001/29/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского союза «О гармонизации некоторых аспектов авторских и смежных прав в информационном обществе» [рус., англ.] (Принята в г. Брюсселе 22.05.2001) // СПС «КонсультантПлюс», 2020.

4. Copyright, DesignsandPatentsAct 1988 - Закон «Об авторских правах, промышленных образцах и патентах» [Электронный ресурс] URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1988/48/pdfs/ukpga_19880048_en.pd f (дата обращения: 01.05.2020)

5. DigitalMillenniumCopyrightAct» (DMCA) - Закон от 12.12.1998 «О защите авторских прав в цифровую эпоху» (США) [Электронный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.