Научная статья на тему 'Международно-правовая защита авторских прав в сети Интернет'

Международно-правовая защита авторских прав в сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9568
1466
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ / ИНТЕРНЕТ / НЕЗАКОННОЕ КОПИРОВАНИЕ / COPYRIGHT PROTECTION / INTERNATIONAL CONTRACTS / LEGISLATION OF RF / THE INTERNET / ILLEGAL COPYING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петренко Е.Г., Новикова О.В.

В статье анализируются источники международного права и внутреннее законодательство Российской Федерации в области защиты авторских прав в сети Интернет. Осуществлена попытка выявить способы защиты авторских прав, предложены пути решения коллизий в этой сфере. Выводы иллюстрируются конкретными примерами, заимствованными из практики международного права. I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Петренко Е.Г., Новикова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article is analyzed the sources of international law and legislation of Russian Federation in terms of copyright protection on the Internet. We made an attempt to identify ways to copyright protection, suggested ways of solving conflicts in this area. Conclusions are illustrated with specific examples, which borrowed from international practice.

Текст научной работы на тему «Международно-правовая защита авторских прав в сети Интернет»

УДК 347.789(100):004.738.5

Е. Г. Петренко, О. В. Новикова

Международно-правовая защита авторских прав в сети Интернет

В статье анализируются источники международного права и внутреннее законодательство Российской Федерации в области защиты авторских прав в сети Интернет. Осуществлена попытка выявить способы защиты авторских прав, предложены пути решения коллизий в этой сфере. Выводы иллюстрируются конкретными примерами, заимствованными из практики международного права.

In this article is analyzed the sources of international law and legislation of Russian Federation in terms of copyright protection on the Internet. We made an attempt to identify ways to copyright protection, suggested ways of solving conflicts in this area. Conclusions are illustrated with specific examples, which borrowed from international practice.

Ключевые слова: защита авторских прав, международные договоры, законодательство РФ, Интернет, незаконное копирование.

Key words: copyright protection, international contracts, legislation of RF, the Internet, illegal copying.

В постиндустриальном обществе с ежедневным развитием информационных технологий происходит в ускоряющемся темпе развитие глобальной сети Интернет, которая на сегодняшний день играет важную роль в жизни человека. Именно Интернет является одним из основных элементов системы распространения информации и обеспечивает доступ в любую точку мира за несколько секунд. Практически каждый человек в мире сегодня пользуется интернет-пространством: по данным статистики, почти каждые 2-3 секунды регистрируется новый пользователь, ежедневно появляется около 7 млн вебстраниц, когда общее их количество насчитывается около 4,5 млрд [17].

Такое глобальное развитие Сети позволяет сосредоточиваться в Интернете колоссальному объему различной информации - аудио-, видеоинформации, текстовой, графической, деловой, образовательной, развлекательной информации, электронным газетам и журналам, электронной почте и библиотекам, информационным ресурсам государственных и частных учреждений и

© Петренко Е. Г., Новикова О. В., 2016

108

компаний. Данные объекты используются повсеместно - как для ознакомления, так и для распространения - не только на локальном, но и на международном уровне. Соответственно возникает проблема: любую информацию можно скопировать на жесткий диск и проследить ее дальнейшее использование бывает практически невозможным - почти во всех случаях этот же самый материал используется в дальнейшем без указаний имени автора или в искаженном варианте. Поэтому представляется необходимым обратить внимание на международную защиту авторского права в информационной сети Интернет.

Актуальность темы обусловлена и тем, что на международном уровне не выработана однозначная и единая для всех стран позиция защиты авторских прав. Это связано с тем, что сеть Интернет - относительно новое средство коммуникации, которое сравнительно недавно встало на путь стремительного развития. В связи с этим возникает множество задач, требующих своего решения, поскольку законодательства различных стран не всегда успевают за бурным прогрессом информационных технологий [5, с. 27-29].

Как отмечают ученые, ускоряющееся развитие коммуникационных технологий является дополнительным фактором, влияющим на насущность проблемы охраны результатов интеллектуального и иного творческого труда в современном мире [2, с. 13-15]. В условиях развития информационного общества рост числа нарушений авторских и смежных прав при их использовании посредством сети Интернет становится особенно значительным. Можно без преувеличения отметить, что «интеллектуальное» пиратство захлестнуло весь мир. По некоторым данным доля программного обеспечения нелегального происхождения составляет: в ФРГ - 50 %, Франции - 57, Великобритании и Финляндии - 43, Швейцарии и США - 35, России - до 94 % [13].

В научной литературе под защитой авторских прав понимают совокупность мер, направленных на восстановление или признание авторских прав в случае их нарушения [1, с. 97].

Источников регулирования защиты интеллектуальной собственности авторских прав достаточно много. С.А. Судариков предлагает выделять три группы международных договоров в области интеллектуальной собственности: об охране объектов интеллектуальной собственности; о регистрации объектов интеллектуальной собственности; о классификации объектов интеллектуальной собственности [15, с. 4-5]. В.А. Савранский помимо вышеизложенных обозначает еще одну группу соглашений - договоры, которые были приняты на дипломатических конференциях, но не вступили в силу [14].

109

И.А. Близнец, К.Б. Леонтьев предлагают следующую классификацию основных международных договоров в сфере авторского права и смежных прав: международные договоры, регламентирующие вопросы охраны авторских прав; международные договоры по вопросам охраны смежных прав; иные международные договоры, содержащие положения, касающиеся охраны как авторских, так и смежных прав, либо регламентирующие более широкий круг вопросов, а также двусторонние соглашения по вопросам авторских и смежных прав [3, с. 108].

Поскольку вопрос правового регулирования защиты интеллектуальной собственности авторских прав является существенным и значимым проанализируем основные из документов. Одним из старейших документов является Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9.09.1886 г., которая неоднократно изменялась и редактировалась. Для Российской Федерации Конвенция вступила в силу 13 марта 1995 г. Она закрепляет общие принципы и основы охраны авторских прав, т. е. минимальные стандарты охраны литературных и художественных произведений. Кроме того, в ней установлен принцип национального режима, который сводится к обязанности государства-члена предоставлять иностранному автору тот же объем прав, который предоставляется национальному автору. Важно отметить, что ряд положений закреплен без отсылки к внутреннему законодательству. Таким образом, каждое государство-член для применения конвенции обязано привести в соответствие с ней свое законодательство [6, с. 51-56].

Всемирная конвенция об авторском праве от 06.09.1952 г. предусматривает более низкий уровень охраны авторских прав по сравнению с Бернской конвенцией, поскольку она разрабатывалась с целью присоединения как можно большего числа государств, в том числе и тех, которые по тем или иным причинам не могут обеспечить уровень охраны авторских прав, предусмотренной Бернской конвенцией. Всемирная конвенция была первым международным соглашением, охраняющим авторские права, к которому присоединился СССР (27 мая 1973 г.). С этого момента произведения российских авторов стали охраняться за пределами нашей страны. Российская Федерация присоединилась к Бернской конвенции также в 1995 г. [12].

Стокгольмская конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (далее ВОИС) от 14.06.1967 г. является действующим договором. В соответствии с этим документом ВОИС является учреждением ООН, ответственным за функционирование международной защиты интеллектуальной собственности, а также имеющим своей целью

110

содействие охране интеллектуальной собственности во всем мире путем сотрудничества государств.

Важно отметить, что в 1996 г. в Женеве под эгидой ВОИС были разработаны и заключены два международных договора этой Организации по авторскому праву и по исполнениям и фонограммам. Они направлены на регулирование вопросов авторского права и смежных прав в цифровой среде и зачастую именуются интернет-договорами. Если проводить сравнение, то можно отметить, что основные понятия в них были заимствованы именно из Бернской конвенции.

Особое значение имеют Согласованные заявления в отношении Договора ВОИС по авторскому праву. Статья 1 Согласованных заявлений говорит, что «право на воспроизведение, как оно определено в статье 9 Бернской конвенции, и допускаемые этой статьей исключения полностью применяются в цифровой среде и, в частности, в отношении использования произведений в цифровой форме». Хранение охраняемого произведения в цифровой форме в электронном средстве является воспроизведением в смысле ст. 9 Бернской конвенции: «...если такие действия осуществляются без разрешения автора, то это является нарушением его авторских прав. Таким образом, правила, применяемые для нецифровой среды, переносятся на среду цифровую» [7].

26 мая 2003 г. Российская Федерация стала участником Международной конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Римской конвенции от 18 мая 1961 г.), которая являлась первым универсальным международным договором в этой области, и именно в ней было впервые введено понятие артиста-исполнителя.

Безусловно, Российская Федерация активно участвует и во многих универсальных и региональных международных договорах, что позволяет обеспечить охрану и защиту прав российских авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций за рубежом; гарантирует охрану прав на произведения и объекты смежных прав иностранных правообладателей, но, несмотря на широкое правовое регулирование этих вопросов, проблемные аспекты все равно имеют место на практике. С.П. Гришаев считает, что существующее разнообразие подходов, связанных с решением правовых проблем использования в Интернете произведений, охраняемых авторским правом, сводится к трем основным, согласно которым охрана авторских и смежных прав в Интернете: а) нецелесообразна вообще; б) традиционными правовыми способами невозможна; в) традиционными способами необходима и возможна путем внесения соответствующих изменений в действующее законодательство [4]. Международное сообщество в

111

целом пошло именно по третьему пути. В то же время активно обсуждаются и анализируются вопросы отдельной самостоятельной международно-правовой регламентации охраны авторских и смежных прав во Всемирной сети, а некоторые международные договоры позиционируются как интернет-договоры, несмотря на то что они не используют терминологию Интернета.

В Российской Федерации к числу источников, которые регулируют отношения, связанные с защитой авторских прав, относят Конституцию РФ, Гражданский кодекс РФ (гл. 69 и гл. 70); к источникам, регулирующим отношения, связанными с сетью Интернет, относятся Федеральные законы в последних редакциях «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях» от 2 июля 2013 г. [8], «О средствах массовой информации» ФЗ от 27.12.1991г. [9], «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.07.2006 г. [10], а также некоторые другие.

Среди перечисленных источников особое положение занимает Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях». В ст. 3 данного закона сказано, что при обнаружении незаконно используемых произведений в сети Интернет правообладатель может обратиться в Московский городской суд, который, в свою очередь, выносит определение о назначении обеспечительных мер. Далее правообладатель обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации с заявлением о принятии мер по ограничению доступа к такому произведению на основании вступившего в силу судебного акта. Федеральный орган исполнительной власти уведомляет хостинг-провайдера о необходимости устранить нарушения, а последний информирует об этом владельца сайта [8].

Главный недостаток такого алгоритма заключается в том, что он распространяется только на фильмы, когда как «пиратство» распространяется на все произведения, выложенные в сети - фильмы, публицистические и научные издания, музыку и др. В связи с этим представляется следующее решение данной проблемы: мы предлагаем увеличить стоимость услуг за использование сети Интернет и одновременно создать фонд, из которого будут перечисляться средства ежемесячно в равном размере владельцам авторских прав, чьи произведения выложены в сети Интернет. Это позволит защитить правообладателей от наносимого им экономического ущерба. Представляется

112

важным этот момент, поскольку в Российской Федерации ежегодные потери российских музыкантов от действий «пиратов» составляют около 70 млн долл.

Отметим, что в перечисленных выше документах, к сожалению, отсутствуют положения, касающиеся защиты авторского права конкретно в сети Интернет. Это служит причиной нарушения прав авторов на огромное количество научных работ, аудио- и видеоинформации и других произведений. Подтверждение этому можно найти, если обратиться к различной мировой статистике. Так, например, в 2007 г. английская группа Radiohead представила на официальном сайте музыкальный альбом для скачивания стоимостью 8 американских долларов. Официально альбом скачали около 1,2 млн раз, когда как нелегально (через сети обмена и пиратские сайты) было зарегистрировано около 340 тыс. скачиваний. Соответственно, размер ущерба составил 2 млн 720 тыс. американских долларов.

Но преступления в сети Интернет, нарушающие авторские права, совершаются не только на глобальном уровне - тысячи людей, сами того не подозревая, очень часто становятся правонарушителями. К этой категории можно отнести учащихся образовательных учреждений, когда они скачивают различные рефераты, доклады, дипломные и курсовые работы, заменяют имя автора на свое собственное и выдают работу за свою, и соответственно, совершают преступление - плагиат. Однако в таких случаях причинами нарушений авторского права становится юридическая безграмотность и недостаточная работа правоохранительных органов. Важно отметить, что в судебной практике дела по подобным правонарушениям встречаются крайне редко.

Такое незаконное использование, а также копирование и преобразование наносят правообладателям не только моральный, но и экономический ущерб, бороться с которым в Сети представляется достаточно сложным. Конечно, существуют специальные приспособления на электронном документе, которые мешают незаконному копированию или укрывательству от установленного режима оплаты. Сегодня большинство интернет-порталов представляют пользователям материалы за небольшую плату, а также обладают достаточно эффективными системами технического контроля, позволяющими отследить действия пользователя, если последние получили несанкционированный доступ к информации. Однако, на наш взгляд, что это не ограждает и не защищает правообладателя от дальнейшего незаконного использования материалов. Соответственно, и эта проблема требует своего решения. По мнению О.А. Орловой, представляется возможным указывать в документе

информацию об авторе, которая не может быть удалена при ее копировании, а также заверять такой документ цифровой подписью автора [11, с. 82].

Помимо этого, в международной практике выделяются и другие сложности в защите авторского права в сети Интернет. Так, наряду с разработками новых способов защиты разрабатываются и новые способы, которые помогали бы совершать незаконное присвоение авторских прав. Очень многие нелегальные программы являются источником распространения контрафактного материала, не исключение социальные сети. Например, Facebook -крупнейшая международная социальная сеть - содержит огромное количество аудио- и видеоинформации, распространяющейся между пользователями нелегально. Это представляет собой отдельную проблему, поскольку сложно определить, кого необходимо подвергать ответственности за нелегальное распространение информации - создателей социальных сетей или их пользователей. Привлечение последних представляется довольно проблематичным, поскольку трудно отследить, какой именно пользователь стал источником распространения информации. Кроме этого, сложность заключается в том, что на международном уровне законодательно не определено, кто должен подвергаться ответственности, и какую меру пресечения необходимо избрать. Представляется, что стоит отнести прерогативу в решении этого вопроса к законодательству той страны, гражданином которого является правонарушитель и первоначальный распространитель информации.

Все перечисленные проблемы требуют своего разрешения. Важно и нужно разрабатывать на законодательном уровне методы защиты авторских прав, а также создавать международные общественные организации, которые бы взяли на себя решение этих проблем.

Если говорить о существующих на сегодняшний день способах защиты авторского права в сети Интернет, то одним из самых простых способов является защита при помощи «водяного знака», который содержит в себе краткую информацию о владельце конкретного произведения, а затем появляется при воспроизведении данного объекта [16, с. 204]. Некоторые сайты также предоставляют авторам электронную лицензию на опубликованное ими произведение, причем она не сможет защитить от незаконного копирования, но будет служить источником подтверждения авторского права в судебном разбирательстве.

Однако, такие способы защиты нельзя отнести к юридическим методам защиты. Особое внимание, как уже было сказано выше, необходимо уделить разработке именно правовых и законодательных методов защиты авторского права в сети Интернет. Представляется необходимым разработать единый

114

нормативный правовой акт, полностью направленный на защиту авторских прав в сети Интернет, который бы включал в себя: особенности электронной регистрации авторских прав на электронное произведение; виды санкции за различные нарушения авторских прав в сети Интернет; порядок рассмотрения дел о нарушении авторских прав в сети Интернет. Помимо этого, необходимо уделить внимание защите авторских прав в социальных сетях, распространяющих аудио- и видеоинформацию.

Таким образом, на основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что проблема международной защиты авторских прав в сети Интернет требует своего решения на законодательном уровне. На наш взгляд, разработка нормативных актов на мировом уровне послужит хорошим фундаментом для развития методов защиты авторских прав в сети Интернет, а принятие единого нормативного акта позволит развить данную отрасль права в каждом государстве и добиться успехов в борьбе с данным видом правонарушений. Однако не стоит забывать, что важно не только принимать и совершенствовать законы, но и обеспечивать их соблюдение на практике.

Список литературы

1. Арнольд П. Луцкер. Авторское право. - М., 2008.

2. Близнец И.А., Бузова Н.В., Леонтьев К.Б., Подшибихин Л.И. Постатейный комментарий к договору ВОИС по авторскому праву. - 2-е изд. / под ред. И.А. Близнеца // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2006. № 11.

3. Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права: учеб. / под ред. И.А. Близнеца. - М.: Проспект, 2011.

4. Гришаев С.П. Интеллектуальная собственность // СПС "Гарант".

5. Гульбин Ю. Охраняем ли Интернет? // Интеллектуальная собственность. Авторское право. - 2008. - №9.

6. Данилина И.В. Информационные отношения в сети Интернет по поводу объектов авторских прав // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2010. - № 4. -С. 51-56.

7. Еремин А.В. Изменение роли Бернской конвенции в международной охране авторских прав. - С. 41.

8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях: федер. закон от 02.07.2013 г. (в ред. от 13.03.2014) // СЗ РФ. - 2013. - № 27. -Ст. 3479.

9. О средствах массовой информации: федер. закон РФ 27 дек. 1991 г. (в ред. от 03.07.2016) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ 1992. № 7.

10. Об информации, информационных технологиях и защите информации: фе-дер. закон от 27.07.2006 г. (в ред. от 06.07.2016) // СЗ РФ. - 2006. - № 31. (ч.1) -Ст. 3448.

11. Орлова О.А. Проблемы защиты авторских прав в сети Интернет // Рос. предпринимательство. - 2006. - № 3.

12. Право интеллектуальной собственности: актуальные проблемы: моногр. / под общ. ред. Е.А. Моргуновой. - М.: НОРМА. ИНФРА-М, 2014.

13. Савина В.С. Авторское право в информационном обществе: перспективы развития // Ленингр. юрид. журн. - 2013. - № 2.

14. Савранский В.А. Международные основы уголовно-правовой охраны авторства // Междунар. уголовное право и междунар. юстиция. - 2014. - № 4. - См.: СПС «Консультант плюс».

15. Судариков С.А. Право интеллектуальной собственности. - М.: Проспект,

2010.

16. Том Энг. Цифровая фотография. - М.: Астрель, 2005.

17. Чивалов А. Сколько нужно бумаги, чтобы распечатать интернет? // Аналитика. - 2015. - ЦКЬ: http://www.telekomza.ru (дата обр. 18.04.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.