Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
128
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРОР / TERROR / ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TERRORIST ACTIVITY / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ / TERRORIST ACT / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / TERRORIST ORGANIZATIONS / АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / COUNTER-TERRORISM LEGISLATION / СИСТЕМА МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ / SYSTEM OF MEASURES AGAINST TERRORISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хамдулаева Аделя Курбаналиевна

В статье представлен сравнительно-правовои анализ антитеррористического законодательства зарубежных стран и России, который свидетельствует об определённой близости положений и подходов сторон по основным правовым вопросам противодействия преступлениям террористического характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign experience of legal regulation to counteract terrorist activities

The comparative and legal analysis of the anti-terrorist legislation of foreign counties and Russia which demonstrates a certain proximity of estimates and approaches of the parties on fundamental political and legal issues of counteraction to crimes of terrorist character is presented in article.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ХАМДУЛАЕВА Аделя Курбаналиевна,

аспирант кафедры уголовно-правовых дисциплин

Московского института современного академического образования.

E-mail: xamdulaeva@list.ru

Краткая аннотация: В статье представлен сравнительно-правовой анализ антитеррористического законодательства зарубежных стран и России, который свидетельствует об определённой близости положений и подходов сторон по основным правовым вопросам противодействия преступлениям террористического характера.

Abstract: The comparative and legal analysis of the anti-terrorist legislation of foreign countries and Russia which demonstrates a certain proximity of estimates and approaches of the parties on fundamental political and legal issues of counteraction to crimes of terrorist character is presented in article.

Ключевые слова: Террор, терроризм, террористическая деятельность, террористический акт, террористические организации, антитеррористическое законодательство, система мер противодействия терроризму.

Keywords: Terror, terrorism, terrorist activity, terrorist act, terrorist organizations, counter-terrorism legislation, system of measures against terrorism.

Современные условия беспрецедентной активизации террористических сообществ в различных регионах мира обязывают правительства зарубежных стран разрабатывать и постоянно совершенствовать систему мер противодействия преступлениям террористического характера на национальном и международном уровнях, прежде всего, в части формирования законодательной базы, способствующей противостоять угрозе национальной безопасности в виде терроризма.

В Евросоюзе разработан целый комплекс нормативных правовых актов, регламентирующих противодействие терроризму политическими, уголовно-правовыми, организационными, финансовыми и другими методами и средствами. На становление и развитие зарубежного законодательства, прежде всего, европейского, повлияли теракты «Аль-Кайды» 11 сентября 2001 года, произошедшие в Нью-Йорке и Вашингтоне и унесшие жизни более 3000 человек.

Правительства стран Евросоюза оперативно отреагировали на сложившуюся тогда ситуацию, осуществив ряд организационных мер и законодательных инициатив по предупреждению возможных террористических угроз. В частности, 21 сентября 2001 г. на Брюссельской сессии Европейского совета был принят "План действий по борьбе с терроризмом" [8], который, опираясь

на нормы международного права, был направлен на усиление взаимодействия полицейских и судебных органов ЕС и согласование универсальной всеобъемлющей конвенции, а также ряда специальных нормативных правовых актов, направленных на противодействие терроризму.

Основная законодательная и нормативно-правовая база стран ЕС, регулирующая систему противодействия преступлениям террористического характера на национальном или международном уровнях, заложена в принятом 13 июня 2002 г. Советом Европейского союза Рамочном решении1 [10] "О борьбе с терроризмом" [8]. При этом, что особенно важно для России и всего международного сообщества, документ распространяется также на деяния, которые совершены на территории Европейского союза, но могут способствовать осуществлению террористических актов в третьих странах. В соответствии со ст. 2 указанного нормативного акта в сферу его правоприменения входят преступления, которые совершены: полностью или частично в одном из государств - членов Европейского союза; гражданином государства-члена; в отношении юридического лица, учреждённого в государ-

1 Решения ЕС (англ. decsion) являются видом издаваемых им правовых актов. Они в полной мере обладают юридически обязательной силой и, по общему правилу, не требуют ратификации государствами - членами Евросоюза.

стве-члене; против институтов или населения государства-члена. В ситуации, когда преступление террористического характера носит межгосударственных характер, представители стран ЕС должны сотрудничать и оказывать помощь друг другу в целях оперативного расследования и пресечения подобных проявлений терроризма.

Исходя из понятия «преступление террористического характера», данного в ст.3 вышеуказанного нормативного акта, к террористическому преступлению можно отнести только такое деяние, которое совершено умышленно лицом или группой лиц против национальной безопасности одной или нескольких стран ЕС в целях демонстрации силы террористического сообщества и угрозы разрушения государственного режима [8, с.178]. В данной статье приводится перечень более 11 преступных деяний террористического характера: от убийства и телесных повреждений до поощрения или поддержки террористической группы или участия в ней. Важной особенностью данного документа является, во-первых, то, что террористическим может быть признано и иное деяние, не входящее в перечень приведенных преступлений, косвенно несущее угрозу национальной безопасности страны-члена ЕС, а во-вторых, пределы уголовной ответственности за совершенное преступление террористического характера могут быть установлены выше указанных в документе.

Регламент Совета ЕС "О введении ограничительных мер по отношению к некоторым лицам и формированиям в рамках борьбы с международным терроризмом" (2002 г.) [5], являющийся формой нормативного акта Европейского союза и подлежащий прямому применению в каждом государстве - члене ЕС, помимо организационных мер противодействия терроризму, устанавливает правовые барьеры источникам финансирования террористических сообществ. В частности, в соответствии со ст.2 документа предусмотрена блокировка банковских счетов лиц, предположительно принимающих участи в террористической деятельности. А согласно ст.3 Регламента, банковским институтам запрещается оказывать любые финансовые услуги таким лицам.

Наряду с рассмотренным выше общим антитеррористическим законодательством Ев-

росоюза существует достаточно обширный комплекс национальных нормативных правовых актов государств - членов ЕС о противодействии терроризму, к которым можно отнести, например, законы "О чрезвычайных мерах" (Великобритания, 1973 г.), "О борьбе с терроризмом" (Германия, 1986 г.), "О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность" (Франция, 1986 г.). Это обстоятельство зачастую приводит к определённым правовым коллизиям. В случае возникновения таких ситуаций действует принцип верховенства права Европейского союза, означающий приоритет его норм над нормами национального права государств - членов ЕС [10, с.110].

Необходимо отметить, что при разработке антитеррористического законодательства ЕС переносит в свои нормативные акты положения, содержащиеся в документах международного права, относящихся к сфере противодействия терроризму. Среди них необходимо назвать Конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970 г.), Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971 г.), Европейскую конвенцию о пресечении терроризма (1977 г.), Международную конвенцию о борьбе с захватом заложников (1979 г.), Международную конвенцию о борьбе с бомбовым терроризмом (1997 г.), Международную конвенцию о борьбе с финансированием терроризма (1999 г.), Хартию ОБСЕ о предупреждении терроризма и борьбе с ним (2002 г.) [4], Конвенцию Совета Европы о предупреждении терроризма (2005 г.) [7].

Законодательство стран ЕС постоянно совершенствуется и развивается в ответ на постоянно трансформирующуюся деятельность террористических сообществ. В 2005 г. Евросоюз принял Декларацию "О солидарности в борьбе против терроризма" [11], в которой представлены основные нормативно-правовые положения о сотрудничестве стран в организации противодействия террористической деятельности, в том числе, в целях пресечения источников финансирования терроризма, защиты транспортной инфраструктуры стран, оптимизации пограничного контроля, выявления стран, несущих террористическую угрозу ЕС. Для реализации указанных целей была создана координационная служба

ЕС, обеспечивающая оперативный обмен секретной информацией по вопросам противодействия терроризму между спецслужбами стран, входящих в «большую пятерку» (Германия, Франция, Англия, Италия, Испания). Одновременно с принятием данного документа была разработана "Контртеррористическая стратегия ЕС" [12], ориентированная на усиление взаимодействия правоохранительных органов и спецслужб ЕС в борьбе с терроризмом, а также директива "О европейских критических инфраструктурах и мерах по их защите" [9], в которой устанавливались направления противодействия терроризму на 2007-2013 гг.

Новым этапом развития законодательства ЕС о борьбе с терроризмом стал "Лиссабонский договор о реформе Европейского союза" (2007 г.) , в котором конкретизированы меры, направленные на повышение эффективности противодействия террористическим угрозам в отношении стран-членов и его граждан. В документе подчёркивается, что координация антитеррористической деятельности осуществляется в рамках Совета Европейского союза, который принимает решения в данной сфере по совместному предложению Европейской комиссии и верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности [5, с.330].

Правительства стран ЕС придают большое значение развитию сотрудничества с Российской Федерацией в области противодействия международному терроризму. На саммите ЕС -Россия 3 октября 2001 г. в Брюсселе была принята совместная Декларация по борьбе с терроризмом, в которой стороны признали необходимость налаживания эффективного взаимодействия в этой сфере [6, с.243]. А в ноябре 2003 года странами ЕС и РФ было подписано Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией (Европолом) [10, с.960].

Опыт ЕС по противодействию терроризму имеет важное международное значение, в том числе, для развития законодательной и правопримени-

1 Официальное название "Лиссабонский договор, изменяющий Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества" (был подписан всеми государствами -членами ЕС 13 декабря 2007 г. в столице Португалии Лиссабоне и после ратификации вступил в силу 1 декабря 2009 г.

тельной практики России в интересах обеспечения её национальной безопасности от внутренних и внешних террористических угроз. Российская Федерация приняла нормативно-правовые акты, в частности Федеральный закон № 121-ФЗ "О ратификации Европейской конвенции и пресечении терроризма"; Федеральный закон № 19-ФЗ "О ратификации Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом"; Федеральный закон № 88-ФЗ "О ратификации Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма"; Федеральный закон № 3-ФЗ "О ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом".

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» [1] терроризм - это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. За последние несколько лет в российское законодательство внесены существенные коррективы, направленные на усиление эффективности противодействия терроризму. Так, после принятия Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 25 октября 2013 г. № 302-ФЗ [2] Уголовный Кодекс Российской Федерации (УК РФ) дополнился рядом новелл. Они развивают и конкретизируют некоторые положения универсальных и региональных конвенций, направленных на борьбу с терроризмом. Другим Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 24 апреля 2014 г. № 130-ФЗ [3] в российское законодательство внесены концептуальные изменения, направленные на противодействие терроризму. В частности, данным законом вносятся изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), который дополнен новой ст. 15.27.1 "Оказание финансовой поддержки терроризму". С 20 июля 2016 года в Уголовный кодекс РФ введена новая статья 361, которой установлена уголовная ответственность за акт международного терроризма (совершение вне пределов территории Российской Федерации взрыва,

поджога или иных действий, подвергающих опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность граждан Российской Федерации в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов либо направленных против интересов Российской Федерации, а также угроза совершения указанных действий, в том числе финансирование указанных действий). Указанные изменения послужили причиной внесения изменений в Федеральный закон №115-ФЗ от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма». Так, с 20 июля 2016 года определение «финансирование терроризма» в Федеральном законе №115-ФЗ включает в себя статью 361 УК РФ. Указанные изменения установлены Федеральным законом от 06.07.2016 №374-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности».

Таким образом, в настоящее время на территории Российской Федерации приняты, действуют и постоянно совершенствуются федеральные законы, которые нацелены на сохранение свободы и мира, основ конституционного строя и целостности государства, нетерпимости к разжиганию национальной ненависти, насилия,

Библиография:

угрозу жизни и здоровья человека, идей национального превосходства и национальной исключительности, предупреждению терроризма.

Анализ зарубежного законодательства стран Европейского союза и Российской Федерации подтверждает наличие аналогичных подходов к решению ряда основных вопросов, касающихся противодействия преступлениям террористического характера. Так, понятие и сущность терроризма законодатель ЕС и РФ определяет как одно из наиболее общественно опасных деяний, представляющих угрозу национальной и международной безопасности, сопряжённых с массовыми человеческими жертвами, значительным разрушением материальных и духовных ценностей, серьёзными политическими последствиями не только для отдельных государств, но и всего международного сообщества. Кроме того, страны ЕС и РФ постоянно совершенствуют нормативно-правовые акты и оптимизируют организационную составляющую противодействия преступлениям террористического характера, признавая необходимость создания целостной системы политико-правовых, организационных и специальных мер, ориентированных на профилактику и пресечение преступлений террористического характера. Стороны также указывают на важность усиления их взаимодействия и сотрудничества в сфере противодействия терроризму.

1. «О противодействии терроризму» от 6 марта2006 г. №35-Ф3 (в ред. от 28 июня 2014 г.) // СЗ РФ. 2006. №11. Ст. 1146;

2014. №26 (Ч. 1). Ст. 3385.

2. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 25 октября 2013 г. № 302-Ф3 // СЗ

РФ. 2013. № 44. Ст. 5641.

3. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 24 апреля 2014 г. № 130-ФЗ // Рос-

сийская газета № 6373 (101) от 7 мая 2014 г.

4. Борьба с международным терроризмом: разд. I // Международное право и борьба с преступностью: сб. док. / сост. : А. В.

Змеевский, Ю. М. Колосов, Н. В. Прокорьев. М. : Международные отношения, 2004. С. 7-255.

5. Европейский союз: Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями / отв. ред. С. Ю. Каш-

кин. М.: ИНФРА-М, 2008. - 224 с.

6. Журкин В. В. Военная политика Евросоюза / В. В. Журкин; Рос. акад. наук, Ин-т Европы. М.: Международные отношения,

2014. - 254 с.

7. Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (Варшава, 16 мая 2005 г.) // Национальный антитеррористиче-

ский комитет. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nac.gov.ru (дата обращения: 08.11.2017).

8. Международно-правовые основы борьбы с терроризмом: сб. док. / сост. В. С. Овчинский. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 175-182.

9. О европейских критических инфраструктурах и мерах по их защите // Право.ги: интернет-сайт. URL: http://docs.pravo.ru (да-

та обращения: 25.11.2017).

10. Право Европейского союза: учебник для бакалавров: в 2 т. / С. Ю. Кашкин, А. О. Четвериков; под. ред. С. Ю. Кашкина. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013. Т. 1: Общая часть. С. 160-161.

11. EU Measures Implementing the 2004 EU-U.S. Declaration on combating terrorism // Consilium: website. 2005. June 6. URL: http://data.consilium.europa.eu (дата обращения: 25.11.2017).

12. The European Union Counter-Terrorism strategy // Republic of Turkey Ministry For EU Affairs: website. Brussels, 2005. P. 3. URL: http://www.abgs.gov.tr (дата обращения: 25.11.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.