Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1287
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ТЕРРОРИЗМА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОМУ ТЕРРОРИЗМУ / INTERNATIONAL TERRORISM / TERRORIST ACTIVITY / TERRORIST ACT / LEGAL REGULATION IN THE SPHERE OF TERRORISM / COUNTERACTION TO INTERNATIONAL TERRORISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Асеев Александр Григорьевич

В статье описываются основные характеристики международного терроризма как угрозы всему человечеству. При этом показана роль Российской Федерации в борьбе с этим явлением как в сфере правового регулирования, на основе анализа нормативных правовых актов в области противодействия терроризму, так и в практической плоскости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL TERRORISM AS A THREAT TO THE NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article describes the provisions related to international terrorism as a threat to all mankind. At the same time, the role of the Russian Federation in the fight against this phenomenon is shown both in the sphere of legal regulation, based on the analysis of normative legal acts in the field of counter-terrorism, and in practice.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Асеев А. Г. Международный терроризм как угроза национальной безопасности Российской Федерации // Вестник Прикамского социального института. 2020. № 2 (86). С. 8-16.

Aseev A. G. International terrorism as a threat to the national security of the Russian Federation. Bulletin of the Prikamsky Social Institute. 2020. No. 2 (86). Pp. 8-16. (in Russ.)

УДК 342.3

А. Г. Асеев

Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, Новосибирск, Россия

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Асеев Александр Григорьевич — доцент, профессор кафедры «Конституционное и административное право».

E-mail: [email protected]

В статье описываются основные характеристики международного терроризма как угрозы всему человечеству. При этом показана роль Российской Федерации в борьбе с этим явлением как в сфере правового регулирования, на основе анализа нормативных правовых актов в области противодействия терроризму, так и в практической плоскости.

Ключевые слова: международный терроризм, террористическая деятельность, террористический акт, правовое регулирование в сфере терроризма, противодействие международному терроризму.

A. G. Aseev

Novosibirsk Military Institute named after General of the Army I. K. Yakovlev of the National Guard of the Russian Federation, Novosibirsk, Russia

INTERNATIONAL TERRORISM AS A THREAT TO THE NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Aseev Alexander G. — Associate Professor, Professor at the Department of Constitutional and Administrative Law.

E-mail: [email protected]

This article describes the provisions related to international terrorism as a threat to all mankind. At the same time, the role of the Russian Federation in the fight against this phenomenon is shown both in the sphere of legal regulation, based on the analysis of normative legal acts in the field of counter-terrorism, and in practice.

Keywords: International terrorism, terrorist activity, terrorist act, legal regulation in the sphere of terrorism, counteraction to international terrorism.

Международный терроризм — это специфическая форма терроризма, зародившаяся в конце 60-х годов прошлого века и получившая значительное развитие в настоящее время. Основными целями международного терроризма являются обогащение руководителей международных террористических организаций за счет дезорганизации госу-

дарственного управления, нанесение экономического и политического ущерба, нарушение устоев общественного устройства, что должно побудить, по замыслу террористов, правительства государств к изменению политики, выполнению их требований. Современный международный терроризм является, в большинстве своем и как правило, исламистским [1].

Общепризнанное определение международного терроризма пока не выработано, что объясняется, в частности, неоднозначной интерпретацией термина и неоднородностью самого явления [5, с. 5]. Зачастую термин используется как средство в политической борьбе, поскольку каждая страна де-факто сама определяет, относится ли та или иная организация (группировка, группа) к «террористам». Однако при этом сами террористические акты осуществляются локально, на территории того или иного государства.

Основными чертами международного терроризма являются глобализация, профессионализация и опора на вовлечение в свои ряды с помощью «оболванивания», выплат денежных средств, угроз расправой и в целом экстремисткой идеологией. Также отмечается использование террористов-самоубийц, угроза использования неконвенционального (ядерного, химического или бактериологического) оружия и других форм и методов.

Резолюция № 1373 Совета Безопасности ООН от 28 сентября 2001 года отмечает «тесную связь между международным терроризмом и транснациональной организованной преступностью, незаконными наркотиками, отмыванием денег, незаконным оборотом оружия и незаконными перевозками ядерных, химических, биологических и других потенциально смертоносных материалов»1. В Российской Федерации были приняты меры по выполнению настоящей резолюции, Президент РФ издал Указ «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1373 от 28 сентября 2001 г.» . В целях осуществления функций по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности других федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам в Российской Федерации создан федеральный орган исполнительной власти в виде Федеральной службы по финансовому мониторингу .

В настоящее время отмечается также рост технической оснащенности международных террористов и их негласная поддержка со стороны некоторых организаций, объединений, да и в целом государств. Для достижения своих целей террористические организации широко используют сеть Интернет, радио и телевидение [3].

Международный терроризм представляет особую опасность в связи с тем, что угрожает международному правопорядку и межгосударственным отношениям. Любая акция международного терроризма затрагивает интересы нескольких (но как минимум двух) государств, и для пресечения либо предупреждения таких акций необходимо широкое межгосударственное сотрудничество.

1 Резолюция Совета Безопасности ООН от 28 сентября 2001 г. № 1373 (2001) [Электронный ресурс] (Текст Резолюции официально опубликован не был). Доступ через справ.-правовую систему «Гарант». URL: http://base.garant.ru/2561395/ (дата обращения: 20.03.2020).

2 О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1373 от 28 сентября 2001 г.: указ // Собр. законодатель-

ства Рос. Федерации. 2002. № 2. Ст. 137.

3 Вопросы федеральной службы по финансовому мониторингу: указ Президента РФ от 13 июня 2012 г. № 808 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 25. Ст. 3314.

Наиболее известными современными международными террористическими организациями являются «Аль-Каида» и «Исламское государство» [2]. Крупнейшие лагеря «Аль-Каиды» по подготовке террористов действовали на территории Судана, Сирии, некоторых других стран. После активных действий Российской Федерации, США и других государств против данных группировок они переместились в другие страны, в частности в Афганистан.

С 2013 года в основном на территории Сирии и Ирака действует террористическая группировка «Исламское государство» со столицей в Ракке. Эта группировка контролирует северо-восточные территории Сирии, суннитский треугольник в Ираке и часть территории Ливии.

Террористической организацией признано также движение «Талибан». В период, когда это движение контролировало территорию Афганистана, там были размещены лагеря по подготовке террористов.

Старейшей международной террористической организацией является движение «Братья-мусульмане». Оно было создано еще в 1928 году в Египте.

С 2000 года зарегистрировано более 61 000 терактов, убито более 140 000 человек, глобальный экономический ущерб от терроризма достиг своего исторического пика в 52,9 млрд долларов США. По статистике, Россия с 1994 по 2004 год находилась на втором месте среди стран, наиболее пострадавших от терроризма. В 2015 году, согласно ежегодному исследованию, проведенному Институтом экономики и мира штата Мэриленд (США), по уровню террористической активности Россия заняла 23-е место из 162 стран в Глобальном индексе терроризма. В 2017 Россия заняла 33-е место. Это свидетельствует об успешной антитеррористической деятельности Российской Федерации [7, с. 16-17].

В целях улучшения международных усилий в борьбе с международным терроризмом на международном и региональном уровне принят ряд конвенций о противоправности различных проявлений международного терроризма [8, с. 2]. Примерами таких правовых актов являются:

— Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 1970 год);

— Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 1971 год);

— Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатических агентов (Конвенция ООН 1973 года);

— Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против гражданской авиации (1977 год);

— Конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 1979 год);

— Конвенция о физической защите ядерного материала (1980 год);

— Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (1988 год);

— Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ (1991 год);

— Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (1997 год);

— Конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999 год);

— Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма (1994 год, Генеральная Ассамблея ООН);

— Глобальная контртеррористическая стратегия (8 сентября 2006 года, Генеральная Ассамблея ООН).

После событий 11 сентября 2001 года Совет Безопасности ООН учредил Контртеррористический комитет — на основании резолюции СБ ООН 1371 (2001). В по-

следующем полномочия комитета были подтверждены резолюцией 1624 (2005). Комитет осуществляет межгосударственную координацию и техническую помощь странам-участникам в создании наиболее эффективных систем в борьбе с терроризмом. Кроме Контртеррористического комитета Совет Безопасности учредил также Комитет по «Аль-Каиде», Комитет по «Талибану» и Комитет 1540. Последний занимается вопросами распространения ядерного, химического и биологического оружия.

Всего с 1963 года в рамках Организации Объединенных Наций было разработано 16 международных соглашений (13 контртеррористических конвенций и три протокола), которые открыты для участия всех государств-членов. В 2005 году в три из этих документов были внесены изменения, касающиеся непосредственно отражения террористической угрозы.

Основной особенностью международного терроризма последних десятилетий можно считать становление террористических объединений как самодостаточных организаций, которые не только дублируют политику отдельных государственных правительственных структур, но и имеют признаки государственных образований: собственную армию, министерство финансов, оккупировали определенную территорию и распространяют на ней собственные законы. Современный международный терроризм осуществляет военные, разведывательные, экономические, информационные и политические операции. Характерной чертой современного международного терроризма является его хорошо структурированный и организованный характер. Современные международные террористические организации приобретают новые формы, трансформируясь в корпорации с собственной финансовой системой, крупными промышленными синдикатами, земельными владениями, современными средствами массового поражения и многотысячной армией. Международные террористические организации включают в себя сотни тысяч членов по всему миру и располагают развитой юридической инфраструктурой. В последнее время получил развитие «кибертерроризм». На данный момент в сводный санкцион-ный перечень Совета Безопасности ООН внесены около 60 террористических организаций. Государственный департамент США пока включил в перечень международных террористических организаций 61 организацию. В Великобритании такие списки готовят сотрудники Министерства внутренних дел и передают на утверждение в парламент страны. По состоянию на сегодняшний день в соответствующий список включили почти 90 различных международных террористических организаций. По данным Управления по координации борьбы с терроризмом в США, 27 из 42 существующих в мире международных террористических организаций — радикально исламистские, но в российском национальном списке организаций, признанных террористическими Верховным судом РФ по представлению Генпрокуратуры, вообще нет неисламистских структур. В Российской Федерации в Единый федеральный список организаций, признанных судами РФ террористическими (в том числе иностранных и международных), включено 33 международных террористических организации [2].

Российская Федерация в соответствии с международными договорами сотрудничает в области противодействия терроризму с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями. В соответствии с Федеральным законом от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»1 ФСБ России осуществляет внешние сношения со специальными службами и правоохранительными органами иностранных государств, обменивается с

1 О федеральной службе безопасности: федер. закон от 3 апр. 1995 г. № 40-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 15. Ст. 1269.

ними на взаимной основе оперативной информацией, специальными техническими и иными средствами в пределах полномочий органов Федеральной службы безопасности и порядке, установленном ведомственными нормативными правовыми актами; заключает в установленном порядке и пределах своих полномочий международные договоры Российской Федерации.

В настоящее время ФСБ России поддерживает официальные контакты с 217 органами безопасности, спецслужбами и правоохранительными органами из 109 государств, в их числе с 56 пограничными ведомствами 48 стран мира. В 49 государствах функционируют аппараты официальных представителей органов федеральной службы безопасности в иностранных государствах [4].

Основные усилия органов безопасности на канале взаимодействия с иностранными спецслужбами сосредоточены на противодействии общим вызовам и угрозам, прежде всего распространению идеологии международного терроризма и экстремизма, незаконному обороту наркотиков, транснациональной организованной преступности и нелегальной миграции.

Действенными формами двустороннего сотрудничества на пространстве СНГ являются ежегодные совместные заседания коллегий ФСБ России и КГБ Республики Беларусь, Коллегии Пограничного комитета Союзного государства, совещания на уровне руководства ведомств с ведущими партнерами из стран Содружества.

В рамках функционирования Коллегии Пограничного комитета Союзного государства осуществляется координация действий пограничных ведомств России и Беларуси по выполнению ежегодного постановления: «Об обеспечении пограничной безопасности на внешней границе и приграничной территории Союзного государства», проведение единой пограничной политики.

К эффективным механизмам многостороннего сотрудничества с государствами — участниками СНГ относятся:

— Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств — участников СНГ (далее — СОРБ);

— Совет командующих пограничными войсками (далее — СКПВ);

— Антитеррористический центр СНГ (далее — АТЦ СНГ).

Достигнутые на заседаниях СОРБ договоренности направлены на обеспечение безопасности стран Содружества и защиту их интересов, в первую очередь в сфере борьбы с международным терроризмом, и реализуются на практике через специально созданные рабочие органы.

Основной целью работы СКПВ определяются мероприятия по реализации согласованной пограничной политики государств — участников СНГ, формируется широкая региональная платформа многопланового и взаимовыгодного сотрудничества, рассматриваются вопросы подготовки и проведения совместных специальных пограничных операций по противодействию незаконному проникновению через внешние границы стран Содружества лиц, оружия, боеприпасов, материальных средств, наркотиков и их прекурсоров.

Для повышения эффективности взаимодействия с компетентными органами государств — участников СНГ при проведении совместных и скоординированных антитеррористических мероприятий АТЦ СНГ организуются совместные антитеррористические учения, совещания руководителей (начальников штабов) национальных антитеррористических центров государств — участников Содружества.

Активное взаимодействие в сфере борьбы с международным терроризмом осуществляется на площадке ежегодного совещания руководителей спецслужб, органов безопасно-

сти и правоохранительных органов, проводимого ФСБ России с 2002 года. Работа форума направлена на формирование глобальной коалиции борьбы с терроризмом при центральной координирующей роли ООН на базе норм и принципов международного права. Данный формат стал неотъемлемой частью международной контртеррористической архитектуры.

В октябре 2019 года в городе Сочи состоялось XVIII Совещание руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов, в котором приняли участие 123 делегации из 79 государств и 4 международных организаций. Итоговые документы форума оформляются в качестве официальных документов Совета Безопасности ООН.

В целях создания единого антитеррористического информационного пространства в рамках работы форума функционирует Международный банк данных по противодействию международному терроризму. На текущий момент к банку данных подключены 49 спецслужб из 38 государств, а также 8 специализированных структур международных организаций [4].

Об итогах и перспективах развития совещания ежегодно информируются члены Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН.

С 2004 года ФСБ России успешно осуществляет деятельность, направленную на углубление многостороннего антитеррористического взаимодействия спецслужб в формате Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества (далее — РАТС ШОС).

На организуемых в формате РАТС ШОС антитеррористических учениях отрабатываются совместные действия специальных подразделений государств — членов ШОС по нейтрализации угроз террористического характера. С 2008 года на учения приглашаются делегации государств — наблюдателей при ШОС (Афганистан, Белоруссия, Иран, Монголия), а также представители региональных международных органов: АТЦ СНГ, Контртеррористического комитета ООН и Секретариата ОДКБ.

С 2011 года в рамках Шанхайской организации сотрудничества активно развивается международное взаимодействие в форме заседания руководителей пограничных служб компетентных органов государств — членов организации. Ежегодно проводятся совместные пограничные операции, позволяющие активизировать работу по пресечению противоправной деятельности в пограничных пространствах Российской Федерации и других государств — членов ШОС. Кроме того, в рамках данных мероприятий совершенствуются формы и способы взаимодействия между подразделениями пограничных служб в целях пресечения нелегальной миграции, контрабанды оружия, наркотиков, а также других видов трансграничной преступности.

В формате многостороннего пограничного сотрудничества на постоянной основе принимается участие в ежегодных региональных форумах пограничных служб (береговых охран) в правоохранительной сфере на таких морских направлениях, как Арктический форум береговых охран, конференция по пограничному сотрудничеству в регионе Балтийского моря, Форум сотрудничества пограничных ведомств (береговых охран) прибрежных стран Черноморского региона, Форум сотрудничества пограничных ведомств (береговых охран) государств северной части Тихого океана [4].

С 1990 года наша страна стала членом Интерпола: 7 апреля 1990 года было принято постановление Совета Министров СССР № 338 «О вступлении СССР в Международную организацию уголовной полиции — Интерпол», а 27 сентября 1990 года на 59-й сессии Генеральной ассамблей Интерпола (Оттава, Канада) СССР был принят в члены Интерпола. С 1 января 1991 года в структуре МВД СССР начало действовать Национальное центральное бюро Интерпола (далее — НЦБ Интерпола). После распада СССР НЦБ Интерпола в

России стало правопреемником союзного Бюро. Сегодня членами Интерпола являются 194 страны, то есть практически все государства мира. В 2014 году в штат ведомства входило 814 сотрудников. Рабочими языками Интерпола являются английский, арабский, французский и испанский. Текущими вопросами занимается Генеральный секретариат, управляет которым секретарь. В нем работают несколько отделов: административный, технический, полицейский, исследовательский. В свою очередь, полицейский отдел отвечает за борьбу с международной торговлей оружием, наркотиками, международным терроризмом, финансовыми преступлениями [6].

Россия, руководствуясь интересами обеспечения безопасности личности, общества и государства, преследует на своей территории лиц, обвиняемых (подозреваемых) в причастности к терроризму, в соответствии с законодательством Российской Федерации. У нас также создается и совершенствуется законодательная антитеррористическая база. Одним из первых базовых документов был Федеральный закон от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом»1, который впоследствии был отменен другим Федеральным законом «О противодействии терроризму» . Данный нормативный правовой акт устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Позже законодатель принял Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» . Данным нормативным правовым актом определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности и устанавливается ответственность за ее осуществление. Под экстремистской деятельностью (экстремизмом) понимается деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, средств массовой информации, физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности Российской Федерации, захват или присвоение властных полномочий, создание незаконных вооруженных формирований, осуществление террористической деятельности, унижение национального достоинства; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или ее финансирование.

В 2010 году был принят Федеральный закон «О безопасности»4 в котором определены основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета безопасности Российской Федерации.

1 О борьбе с терроризмом: федер. закон от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ (утратил силу) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31. Ст. 3808.

2 О противодействии терроризму: федер. закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 11. Ст. 1146.

3 О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 30. Ст. 3031.

4 О безопасности: федер. закон от 28 дек. 2010 г. № 390-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 1. Ст. 2.

В 2015 году глава государства издал Указ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»1, который является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу.

Кроме того, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) закреплены 103 административно-правовые нормы, в которых установлена административная ответственность за такие административные правонарушения, как:

— за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ);

— за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики (ст. 20.3 КоАП РФ);

— за производство и распространение экстремистских материалов (ст. 20.29 КоАП РФ) и многие др.2

Кроме того, законодатель установил и уголовную ответственность за отдельные виды преступлений:

— за содействие террористической деятельности (ст. 205.1);

— за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 205.2);

— за совершение террористического акта (ст. 205);

— за захват заложника (ст. 206);

— за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208);

— за угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211);

— за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277);

— за насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278);

— за вооруженный мятеж (ст. 279);

— за нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360);

— за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280);

— за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— за организацию экстремистского сообщества (ст. 282.1);

— за организацию деятельности экстремистской организации (ст. 282.2);

— за геноцид (ст. 357)3.

Таким образом, современный международный терроризм характеризуется разветвленной сетью центров и баз по подготовке боевиков, а также сетями фирм, компаний, банков, фондов, которые используются в качестве прикрытия террористов для финансирования и всестороннего обеспечения их операций. Концентрации финансовых ресурсов в ру-

1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 дек. 2015 г. № 683 // Собр.

законодательства Рос. Федерации. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.

2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1 (ч.1). Ст. 1.

3 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996.

№ 25. Ст. 2954.

ках террористов способствует и срастание терроризма с преступными синдикатами наркобизнеса и торговли оружием. Ему свойственны масштабность, наличие богатой финансовой системы, основанной на торговле углеводородами оккупированных регионов, наркоторговле, работорговле, наличие современных средств связи, выход в сеть Интернет.

Библиографический список

1. Батюк В. И. Антитеррористическая коалиция: рекомендации для России [Электронный ресурс] // Россия и Америка в XXI веке. 2008. № 2. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_15113294_18250405.htm (дата обращения: 20.03.2020).

2. Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими (на 31 августа 2020 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.fsb.ru/fsb/npd/terror.htm (дата обращения: 20.03.2020).

3. Журавлев Д. А. Международный терроризм в информационно-коммуникационном пространстве мировой политики: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2011. 26 с.

4. Международное сотрудничество [Электронный ресурс] // Федеральная служба безопасности Российской Федерации: офиц. сайт. URL: http://www.fsb.ru/fsb/international.htm %21_print%3Dtrue%26fid%3D15.html (дата обращения: 20.03.2020).

5. Моисеев А. И. Международно-правовое определение терроризма: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. 204 с.

6. Национальное центральное бюро Интерпола [Электронный ресурс] // МВД России: офиц. сайт. URL: мвд.рф>Nacionalnoe_centralnoe_bjuro_Interpola (дата обращения: 20.03.2020).

7. Степанова Е. А. Россия и США в борьбе с терроризмом // Проблемы терроризма, насильственного экстремизма и радикализации (российские и американские подходы). Спецвыпуск / под ред. Е. А. Степановой; ИМЭМО РАН. М., 2017. С. 13-54.

8. Чернядьева Н. А. Международный терроризм: происхождение, эволюция, актуальные вопросы правового противодействия: монография. М.: Проспект, 2017. 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.