ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
МЕЖДУНАРОДНОЕ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК СДЕРЖИВАЮЩИЙ ФАКТОР
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ 1 2 Толстых В.В. , Берестов В.Б.
Email: Tolstykh 17150@scientifictext.ru
1Толстых Владимир Владимирович - кандидат военных наук;
2Берестов Валерий Борисович - научный сотрудник, Военный институт (управления национальной обороной) Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации,
г. Москва
Аннотация: в статье рассматриваются состояние и перспективы антитеррористического сотрудничества как сдерживающего фактора противодействия терроризму. Автор анализируется взаимодействие Российской Федерации с иностранными государствами, международными и региональными организациями в области противодействия терроризму в целях своевременного и адекватного реагирования на террористические угрозы, а также раскрывает возможные направления и инициативы международного сотрудничества России и мирового сообщества в борьбе с терроризмом.
Ключевые слова: борьба с терроризмом, взаимодействие, международный терроризм, террористическая организация, сотрудничество, угрозы безопасности.
INTERNATIONAL ANTI-TERRORIST COOPERATION AS A CONTRACTING TERRORISM FACTOR Tolstykh V.V.1, Berestov V.B.2
1Tolstykh Vladimir Vladimirovich - Candidate of Military Sciences; 2Berestov Valery Borisovich - Researcher,
MILITARY INSTITUTE (NATIONAL DEFENSE MANAGEMENT) MILITARY ACADEMY OF THE GENERAL STAFF OF THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN
FEDERATION, MOSCOW
Abstract: the article examines the state and prospects of anti-terrorism cooperation as a deterrent to countering terrorism. The author analyzes the interaction of the Russian Federation with foreign states, international and regional organizations in the field of countering terrorism in order to timely and adequate response to terrorist threats, and also reveals possible directions and initiatives of international cooperation between Russia and the world community in the fight with terrorism.
Keywords: counter-terrorism, interaction, international terrorism, terrorist organization, cooperation, security threats.
В настоящее время все большее влияние на процессы, протекающие в современном мире, оказывает терроризм. Именно он, являясь социально-политическим явлением, несет в себе угрозы безопасности, как отдельному государству, так и всему миру. Эти угрозы представляют собой конкретные и непосредственные проявления деструктивных факторов, порождаемые целенаправленной деятельностью террористических сил, имеют внутренний и внешний характер, являются нарастающими, постоянными, общенациональными, реальными, а по силе воздействия - сильными или критическими.
Терроризм, как явление происходит там, где для этого существуют определенные условия. Такими условиями могут быть:
- полиэтнический состав стран;
- многоконфессиональность;
- социальное неравенство;
- неустойчивость политических систем в государствах;
- слабость и неготовность силовых структур;
- природные условия.
Список условий можно продолжить, так как именно устранение данных конфликтогенов является первой задачей в борьбе с терроризмом. Но международный терроризм и отличается тем, что он характерен для всех стран, а если это так, то и борьба с ним носит общий характер (Рисунок 1).
Рис. 1. Общие и частные характеристики международного терроризма
В связи с этим, можно выделить основные черты международного терроризма:
- подготовка к террористическим актам происходит в одном государстве, а осуществляются в другом;
- совершив террористический акт в одном государстве, террористы укрываются в другом государстве;
- жертвами международного терроризма становятся, как правило, гражданское население, государственные органы или политические деятели;
- субъектами международного терроризма являются:
а) организованные преступные объединения, занимающиеся незаконной внешнеэкономической деятельностью (наркобизнесом, продажей оружия и т.д.);
б) должностные лица государства или государственные структуры, осуществляющие тайные или явные террористические действия против других государств с целью противостояния неугодным политическим или экономическим системам, изменения общественно-политического строя, провокацией вооруженных конфликтов;
- международный терроризм охватывает большое количество идеологических обоснований (социально-экономических, религиозных, этнических, политических).
Существующая архитектура международной безопасности оказалась не способной обеспечивать равную безопасность всех государств, а международные институты,
созданные для этих целей, утратили свой авторитет и влияние на глобальную и региональную стабильность.
В результате, начало XXI века охарактеризовалось глобализацией терроризма, повсеместным расширением пространства его угроз, активным распространением идеологии терроризма, в том числе в мировом информационном пространстве, остротой методов и способов совершения террористических актов, масштабами человеческих жертв и разрушений.
При этом, борьба с терроризмом затрудняется отсутствием у террористов «обратного адреса», даже уничтожение ключевых лидеров и ряда штаб-квартир террористов не решает полностью проблемы, более того, наблюдается активизация региональных террористических организаций по всему миру.
Отсюда, основными направления деятельности международного сообщества по профилактике международного терроризма является комплекс мер, а именно: политические, идеологические, социально-экономические, правовые, специальные, военные и т.д. (Рисунок 2).
ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЕРЫ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕРЫ
СОВМЕСТНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПУТЕЙ ПО ЛИКВИДАЦИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРЫ
РАЗВЕНЧАНИЕ ЭКСТРЕМИСТСКИХ
ВОЗЗРЕНИЙ; ИНФОРМАЦИОННАЯ ИЗОЛЯЦИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ПРАВОВЫЕ МЕРЫ
СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ
РАБОТА СПЕЦСЛУЖБ ГОСУДАРСТВ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТЕРРОРИСТОВ, ПРОВЕДЕНИЮ ОХРАННО-ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ВОЕННЫЕ МЕРЫ
СОЗДАНИЕ ПРАВОВОГО ПОЛЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МИРЕ
СОВМЕСТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ СИЛОВЫХ СТРУКТУР ГОСУДАРСТВ ПО БОРЬБЕ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ
Рис. 2. Основные меры международного сообщества по профилактике международного терроризма
Однако стоит отметить, что многие страны имеют огромный опыт борьбы с международным терроризмом и Россия в этом списке не исключение. Наша страна неоднократно сталкивалась с проявлением терроризма, как на своей территории, на территории стран бывшего Советского Союза, так и за ее пределами. Оказание помощи Сирии в борьбе с терроризмом стало наглядным примером совместной борьбы на международной арене.
Руководство России, осознавая реальную угрозу распространения влияния террористической организации «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) за пределы региона Ближнего Востока и ее намерения перенести боевые действия на территорию России, приняло, наверное, одно из правильных решений, что в дальнейшем позволило кардинальным образом переломить ситуацию в борьбе с международным терроризмом и овладеть инициативой практически на всех направлениях.
К концу 2017 года группировка «ИГИЛ» на территории Сирии в основе своей была ликвидирована в ходе нескольких наступательных операций. Остатки террористической армии рассеялись или оказались в специально созданных «зонах деэскалации» (вместе с другими непримиримыми группировками), где впоследствии
уничтожались правительственными войсками при продолжающейся поддержке российских Воздушно-космических сил [1].
Параллельно с этим, благодаря эффективному использованию стратегии и тактики «примирения враждующих сторон», реально удалось приостановить и направить в русло политического урегулирования сирийскую гражданскую войну в целом [1].
За пять лет оказания помощи Сирии в борьбе с международным терроризмом, полностью разгромлены бандформирования ИГИЛ. Уничтожено свыше 100 тыс. боевиков, 150 тыс. их объектов, освобождено 1,5 тыс. населенных пунктов и более 90 % территории республики, часть которой контролируется курдскими формированиями. Российские саперы разминировали более 9 тыс. гектаров земли, 1,7 тыс. километров дорог, свыше 22 тыс. зданий и сооружений. В настоящее время сирийские вооруженные силы контролируют территорию, на которой проживает более 90 % населения страны [2].
И главное, благодаря общим усилиям России, Ирана и Турции удалось нанести серьезный удар по международному терроризму.
Тем не менее, в этих условиях становится очевидно, что существующая угроза глобального терроризма и его новых проявлений обозначили необходимость дальнейшего объединения усилий всего международного сообщества в интересах организации эффективного противодействия этому опасному вызову и требуют результативного международного антитеррористического сотрудничества.
Российская Федерация принимает активное участие в таком сотрудничестве и борьбу с международным терроризмом рассматривает как сдерживающий фактор в предотвращении угроз безопасности государству и всему миру.
В международной антитеррористической деятельности Российская Федерация тесно взаимодействует с Контртеррористическим комитетом, созданным на основе Резолюции Совета Безопасности ООН от 28 сентября 2001 года № 1373 и опирается на принятую Генеральной Ассамблеей ООН в сентябре 2006 года Глобальную Контртеррористическую стратегию. В данной Стратегии отражение такие задачи, как развитие идеи противодействия террористической идеологии и запрета подстрекательства к совершению преступлений террористической направленности, подключения гражданского общества к противодействию терроризму и поощрения межцивилизационного диалога, культуры мира, религиозной и конфессиональной терпимости [3].
Можно сказать, что данная Глобальная Контртеррористическая стратегия заложила мощный потенциал для объединения усилий международного сообщества в борьбе с терроризмом, укрепления многостороннего характера антитеррористических действий государств и по-прежнему является важнейшей составляющей в борьбе с терроризмом.
В Российской Федерации основным нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы противодействия терроризму, является Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму». Данный Федеральный закон раскрывает основные принципы и организационные основы противодействия терроризму, регламентирует международное сотрудничество в области борьбы с терроризмом, полномочия органов исполнительной власти государства и порядок применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. Кроме того, в соответствии со статьями 18 и 19 данного Закона, предусмотрены приоритетные для международного сообщества меры по защите и поддержке жертв терроризма [4].
В действующем Федеральном законе международное сотрудничество в борьбе с терроризмом Российская Федерация рассматривает как сферу международной деятельности государства, включающую совместную деятельность в области противодействия терроризму с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с
международными организациями, руководствуясь интересами обеспечения безопасности личности, общества и государства в целом.
В связи с этим, приоритетными задачами сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в борьбе с терроризмом являются:
- обмен информацией по вопросам борьбы с терроризмом;
- совместное противодействие террористической идеологии;
- разработка и совершенствование законодательной базы и международных правовых норм по сотрудничеству в области борьбы с международным терроризмом применительно к различным сферам его проявления;
- совместные антитеррористические учения и тренировки;
- совместные мероприятий оперативной и боевой подготовки по отработке антитеррористических задач;
- борьба с пропагандой терроризма в сети Интернет;
- контроль за интернет-пространством в связи с его активным использованием террористами;
- борьба с киберпреступностью и защита от виртуальных угроз;
- борьба с международным финансированием терроризма и раскрытием случаев «теневого» финансирования террористических структур;
- совместная деятельность по недопущению террористических актов на ядерных объектах, а также с использованием оружия массового уничтожения, радиоактивных и токсичных химических веществ;
- всестороннее сотрудничество в области управления воздушным движением и безопасности полетов гражданской авиации, включая взаимодействие со службами ПВО;
- проведение консультаций, конференций, семинаров, курсов по вопросам борьбы с терроризмом и др.
Вышеперечисленные задачи Россия осуществляет как по линии международных организаций, так и в формате двустороннего сотрудничества. Так, положениями Военной доктрины Российской Федерации предусматривается укрепление системы коллективной безопасности и наращивание ее потенциала в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), усиление взаимодействия в области международной безопасности в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), взаимодействие с Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия в целях обеспечения совместной обороны и безопасности, поддержание равноправного диалога в сфере европейской безопасности с Европейским союзом и НАТО, расширение взаимодействия с государствами-участниками БРИКС, содействие построению в Азиатско-Тихоокеанском регионе новой модели безопасности, основанной на коллективных внеблоковых началах [5].
Противодействие терроризму в рамках ОДКБ осуществляется на основании Договора о коллективной безопасности государств-членов ОДКБ, подписанного странами-участники 15 мая 1992 года. С этого периода была проделана большая работа по совершенствованию механизмов координации взаимодействия, созданию и развитию консультативных рабочих органов (в т.ч. Комитет секретарей советов безопасности), активизации и практической реализации интеграционных процессов, направленных на выработку действенных мер по нейтрализации новых вызовов и угроз, прежде всего в борьбе с международным терроризмом и проявлениями экстремизма.
Адаптируясь к меняющейся геополитической ситуации Комитет секретарей советов безопасности ОДКБ стал постоянно действующим консультативным и исполнительным органом Организации по выполнению решений в сфере противодействия международному терроризму, экстремизму и наркоугрозе, а для реализации принимаемых им решений в 2001 году были сформированы
Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР). Принятие таких решений и договоренностей позволило приступить к созданию и укреплению региональных (Восточно-Европейский, Кавказский и Центрально-Азиатский регионы коллективной безопасности) группировок сил (средств) системы коллективной безопасности, военную составляющую которых в настоящее время представляют Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР).
Таким образом, Договор перерос из чисто военного союза, каким он являлся первоначально, в полноформатную многофункциональную военно-политическую региональную структуру.
Статус региональной организации, наличие постоянно действующих рабочих органов и Коллективных сил КСБР и КСОР, а также совместно выработанные подходы к борьбе с международным терроризмом потребовали их адаптации на практике и проверки антитеррористического партнерства в ходе совместных мероприятий [6]. Так, руководствуясь Уставом Организации ОДКБ и принятыми решениями в июле-августе 2004 года было проведено первое совместное учение контртеррористической направленности «Рубеж-2004». В дальнейшем, в целях совершенствования координации и слаженности действий Коллективных сил ОДКБ было принято решение о регулярном проведении следующих совместных учений: воинских контингентов по борьбе с терроризмом «Рубеж»; по применению КСОР и специальных подразделений МВД в интересах обеспечения коллективной безопасности «Кобальт»; по подготовке и применению КСОР «Взаимодействие»; по подготовке и применению миротворческих сил ОДКБ «Нерушимое братство».
Еще одним примером активного взаимодействия в борьбе с терроризмом является сотрудничество в рамках Содружества Независимых Государств. Так, в интересах создания международно-правовой базы противодействия терроризму и его новым проявлениям были приняты следующие документы:
- Договор о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом от 4 июня 1999 года;
- Положение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств-участников СНГ от 7 октября 2002 года;
- Модельный закон «О противодействии организациям и лицам, деятельность которых имеет целью осуществление актов терроризма на территории других государств» от 4 декабря 2004 года;
- Концепция сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма от 26 августа 2005 года;
- Модельный закон «О противодействии финансированию терроризма» от 16 ноября 2006 года;
- Договор государств-участников СНГ о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма от 5 октября 2007 года;
- Модельный закон «О противодействии экстремизму» от 14 мая 2009 года;
- Модельный закон «О противодействии терроризму» от 3 декабря 2009 года;
- Концепция сотрудничества государств-участников СНГ в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения от 11 октября 2017 года;
- Соглашение об обмене информацией в рамках СНГ в сфере борьбы с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, а также их финансирования от 3 ноября 2017 года и др.
Кроме того, 11 октября 2019 года Решением Совета глав государств СНГ утверждена Программа сотрудничества в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2020-2022 годы. Принятие данной Программы обусловлено необходимостью своевременного и адекватного реагирования государств-
участников СНГ на происходящие изменения оперативной обстановки по линии борьбы с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма.
Здесь стоит отметить, что взаимодействие по вопросам противодействия терроризму, осуществляется такими органами СНГ, как: Совет руководителей органов безопасности и специальных служб, Совет министров внутренних дел, Совет министров обороны, Координационный совет генеральных прокуроров, Совет командующих Пограничными войсками, их рабочими органами, а также Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств-участников СНГ.
Кроме того, в рамках реализации целевых антитеррористических программ с 2000 года, на территории Содружества действует Антитеррористический центр государств-участников СНГ, предназначенный для обеспечения координации взаимодействия компетентных органов государств-участников СНГ в области борьбы с международным терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма [7].
Важным направлением деятельности Центра является информационно-аналитическая работа. В этих целях на базе Объединенного банка данных органов безопасности и специальных служб, банков данных других компетентных органов государств-участников СНГ создан и функционирует специализированный банк данных Антитеррористического центра государств-участников СНГ, в котором содержится информация:
- о международных террористических и иных экстремистских организациях, их лидерах, а также причастных к ним лицах;
- о состоянии, динамике и тенденциях распространения международного терроризма и иных проявлений экстремизма в государствах-участниках СНГ и других государствах;
- о неправительственных структурах и лицах, оказывающих поддержку террористам.
На сегодняшний день, активно ведется антитеррористическое взаимодействие в рамках ШОС. В частности, сформирована нормативная база противодействия терроризму, сепаратизму и экстремизму, организованной преступности и наркотрафику. По инициативе Российской Федерации были разработаны и в 2009 году приняты:
- Конвенция Шанхайской организации сотрудничества против терроризма»;
- Соглашение между правительствами государств-членов ШОС о сотрудничестве в области международной информационной безопасности, в проработке подходов к созданию «Единого перечня террористических, сепаратистских и экстремистских организаций, деятельность которых запрещена на территориях государств-членов ШОС».
В рамках Региональной антитеррористической структуры ШОС налажена система регулярных совещаний руководителей компетентных органов, экспертных встреч, совместных антитеррористических учений, обмена информацией и подготовки кадров для компетентных органов государств-членов ШОС, разрабатываются механизмы привлечения к антитеррористической деятельности государств-наблюдателей и партнеров по диалогу [8].
Кроме того, 15 мая 2019 года, выступая на ежегодной встрече секретарей советов безопасности стран-членов ШОС в г. Бишкеке, Секретарем Совета безопасности Российской Федерации Н. Патрушевым было предложено создать на базе Региональной антитеррористической структуры ШОС универсальный центр по борьбе с глобальными угрозами безопасности [9], что позволит иметь более эффективный инструмент в борьбе с терроризмом и другими вызовами и угрозами на пространстве ШОС.
В качестве примера успешного сотрудничества стран ШОС в данном направлении, можно назвать совместные антитеррористические учения «Мирная миссия», проведение которых осуществляется на регулярной основе. Цель учений заключается в укреплении слаженности между странами-участниками ШОС, расширении их
влияния на мировой арене, углублении сотрудничества и взаимодействии в сфере обороны, особенно в сфере противодействия терроризму и региональным угрозам.
На протяжении многих лет Российская Федерация продолжает последовательно отстаивать линию, нацеленную на укрепление антитеррористического потенциала Совета Европы. Важным документом на этом направлении является Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма от 16 мая 2005 года ETS № 196 [10], которая раскрывает и прописывает задачи криминализации подстрекательства к терроризму, вербовки террористов и осуществления их подготовки.
Используя площадку Совета Европы, наша страна активно продвигает российские антитеррористические наработки, в т.ч. опыт межведомственной координации и реализации комплексной стратегии противодействия терроризму, а также регулярно участвует в работе международных конференций по вопросам укрепления механизмов национальной и международной координации в борьбе с угрозами терроризма.
Россия стремится последовательно и всесторонне использовать потенциал антитеррористического взаимодействия, имеющийся у ОБСЕ. При этом во главу угла ставится адекватное и эффективное выполнение европейской организацией присущей ей роли регионального инструмента исполнения ключевых антитеррористических решений ООН. В рамках такого сотрудничества Россия опирается на ОБСЕ, как на Организацию, наделенную нормами международного права решать приоритетные в современных условиях задачи противодействия терроризму, включая мероприятия по предупреждению террористических преступлений, пресечению распространения идеологии терроризма и экстремизма, антитеррористического партнерства государств с негосударственными структурами и гражданским обществом [11].
Несмотря на многочисленные разногласия в оценке перспектив развития современной системы мироустройства между США и Россией, сотрудничество по вопросам борьбы с терроризмом продолжает развиваться, особенно против террористической группировки ИГИЛ. Данная ситуация подтверждается тем, что спецпредставитель США по Сирийской Арабской Республике Джеймс Джеффри, выступая в конце апреле 2020 года с инициативой по объединению усилий в борьбе с терроризмом и стабилизации ситуации в Сирии заявил, что США предложили России сотрудничать для противодействия террористической группировке ИГИЛ (запрещена в Российской Федерации) на юго-западе Сирии. «Мы видим, как ИГИЛ занимает там позиции, атакуя даже города, и даже на некоторое время устанавливая контроль над территорией. Это должно прекратиться. Мы предложили сотрудничество России по этой проблеме» [12].
Однако, к большому сожалению, стоит отметить, что сотрудничество по вопросам борьбы с терроризмом в формате Россия - НАТО, начатое после трагических событий в США 2001 года и ряда террористических актов на территории России и продолжавшееся до 2008 года, в настоящее время не имеет такой активности. Связано это, в первую очередь, приостановкой деятельности Совета Россия - НАТО из-за возникшего конфликта между Россией и Грузией.
Хотя до начала вышеназванных событий, Советом Россия - НАТО проводилась активная фаза в данном направлении. Так, были подготовлены документы по совместной оценке угроз со стороны наиболее мощных террористических организаций, в период с 2002 по 2005 гг. проведены три конференции высокого уровня «О роли военных в борьбе с терроризмом», в 2007 году в г. Анкаре проведены две конференции на темы «Противодействие идеологической поддержке терроризма» и «Дальнейшая кооперация и взаимопонимание по тактике и методам террористов» [13]. Также был разработан «План действий в борьбе с терроризмом», предусматривающий три уровня взаимодействия: предотвращение террористических угроз, непосредственная борьба с террористическими организациями и ликвидация последствий совершенных террористических актов [14], проделана определенная работа в рамках военно-технического сотрудничества, где были определены два
приоритетных направления исследований: борьба с самодельными взрывными устройствами и утилизация взрывчатых веществ. В 2011 и 2013 гг. проведенны антитеррористические учения «Бдительное небо» («Vigilant skies») в рамках международного сотрудничества России и стран НАТО в сфере противодействия терроризму, в ходе которых обеспечивалась слаженность действий по предотвращению террористических атак.
Работа, проведенная в данный период времени, позволила сформировать национальные взгляды и выработать общее понимание мер противодействия террористическим угрозам между Россией и НАТО.
Сегодня, Россия и НАТО продолжают оставаться важными игроками в борьбе с терроризмом. Реальная ситуация в Сирии, Афганистане, Йемене, Ливии, а в последующем, возможно, и в других регионах диктует необходимость продолжения сотрудничества в данной сфере. Это подтверждается многочисленными разговорами Министра иностранных дел России С. Лаврова с коллегами из европейских стран о дальнейших перспективах взаимодействия.
Важным направлением международного военного сотрудничества Российской Федерации является обмен опытом в противодействии терроризму со странами, где эта проблема стоит особенно остро. В частности, такие контакты Россия поддерживает с Китаем, Японией, Пакистаном, Индией и многими другими заинтересованными странами. В общей сложности такой механизм работает более чем с 30 государствами, где созданы межведомственные рабочие группы, в состав которых входят представители военных ведомств [15].
Кроме того, в рамках такого сотрудничества проводятся многочисленные совместные двухсторонние антитеррористические учения: «Сотрудничество», «Индра», «SREM» и др. Результаты проведенных учений подтвердили целесообразность международного военного сотрудничеств в борьбе с терроризмом и способность государств к поиску взаимовыгодных решений и консолидации усилий адекватно реагировать на внезапно возникающие угрозы террористической направленности и эффективно их устранять.
В настоящее время, активно начинает развиваться сотрудничество государств в борьбе с международным терроризмом в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Так, 6 августа 2017 года в столице Филиппин г. Маниле состоялась конференция Ассоциации министров иностранных дел в формате «10+1», на которой присутствовали и представители от России. В ходе конференции прозвучало заявление о совместных усилиях по противодействию международному терроризму. Стороны пришли к выводу о необходимости «установить каналы связи между компетентными органами обеих сторон для обмена открытой и разведывательной информацией для противодействия распространению идеологии и практики терроризма» [16]. В плане конкретизации общих целей и задач взаимодействия в этой сфере, в документе, в частности, подчеркивается намерение «активизировать сотрудничество в целях противодействия выездам граждан России и стран-членов АСЕАН в зоны конфликтов на Ближнем Востоке с целью присоединения к террористическим группам, равно как и возвращения иностранных боевиков, представляющих угрозу безопасности и стабильности» [16].
В октябре 2018 года в ходе совещания министров обороны стран АСЕАН в Сингапуре Министр обороны Российской Федерации генерал армии С. Шойгу заявил
0 готовности России помогать странам Азиатско-Тихоокеанского региона в борьбе с терроризмом и предложил помощь в укреплении боевого потенциала «СМОА плюс»1.
В частности Министр обороны Российской Федерации подчеркнул: «Боевики, которые воевали на территории Сирии и Ирака, возвращаются в Юго-Восточную Азию,
1 Совещание Министров обороны стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и партнеров.
что представляет серьезную угрозу для региона,... терроризм становится все более серьезной угрозой для государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Это обусловлено действием в странах Юго-Восточной Азии значительного количества экстремистских организаций»,... эти группировки также стремятся к установлению прочных связей с другими международными террористическими организациями.» [17].
Таким образом, подводя итог, следует отметить, что борьба с терроризмом по-прежнему остается важным направлением Российской внешней политики.
Не прекращающиеся попытки смены правящих режимов в арабских государствах, возникновение организации Исламского государства (ИГИЛ), устроившей кровавую бойню в Сирии, Ираке, Ливане и близлежащих странах с целью создания на их территориях исламского военного государства, демонстративные казни заложников в Северной Африке и на Ближнем Востоке, организация и раздувание вооруженных конфликтов в регионах, граничащих с Российской Федерацией (Грузия, Украина) вызывают все большее понимание реальной опасности проявлений международного терроризма, национал-сепаратизма и неофашизма и являются подтверждением нарастающей угрозы того, как негосударственные организации могут использовать различные конфликты и слабость государственного управления в своих целях.
Поэтому, в современных условиях невозможно победить международный терроризм силами одной страны. Особенно, когда границы в мире фактически открыты.
В связи с этим, совместные действия всех государств мира на искоренение международного терроризма должны быть направлены на:
- конструктивное взаимодействие в различных форматах всех государств мирового сообщества;
- создание единого международного антитеррористического фронта, который будет действовать на основе международного права и под эгидой ООН;
- объединение совместных усилий, в т.ч. по линии министерств и ведомств;
- выработку единых международно-правовых стандартов по определению угроз международного терроризма и борьбы с ним.
При этом, обуздание, эскалация и локализация стремительно нарастающей волны терроризма на возможно более ранней стадии вынуждает Российскую Федерацию иметь многофункциональные, высоко мобильные, профессионально подготовленные, специально обученные и экипированные вооруженные силы, способные к адекватным действиям, в т.ч. в составе коллективных сил и коалиционных войск. И сегодня мы становимся свидетелями не только стремительно меняющегося облика Вооруженных Сил Российской Федерации и их способности эффективно противостоять новым угрозам, в т.ч. террористической направленности, но и свидетелями последовательной политики России, направленной на попытки выстраивания новой модели безопасности, основанной на всестороннем международном сотрудничестве и коллективных внеблоковых началах.
Приведенный в статье перечень возможностей, направлений и инициатив международного сотрудничества Российской Федерации в борьбе с терроризмом не претендует на исчерпывающую полноту и не может отразить всей проблематики данного вопроса. Однако решение именно этих задач во многом будет определять стабильность развития государства и приоритеты его внешней политики.
Список литературы /References
1. Информационный бюллетень Центра по примирению враждующих сторон и контролю за перемещением беженцев (11 мая 2020 г.) // Официальный сайт МО РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12291683@egNews/ (дата обращения: 12.05.2020).
2. Савинкин А.В. Российская наука побеждать: сирийский опыт // Военный академический журнал, 2018. № 2 (18). С. 5-27.
3. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 8 сентября 2006 г. № 60/288 «Глобальная контртеррористическая стратегия Организации Объединенных Наций». Справочно-правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/70309134/ (дата обращения: 18.04.2020).
4. Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму». Справочно-правовая система «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/ (дата обращения: 16.04.2020).
5. Военная доктрина Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации 25 декабря 2014 г. № Пр-2976. Справочно-правовая система «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172989/ (дата обращения: 22.04.2020).
6. Устав Организации Договора о коллективной безопасности от 7 октября 2002 г. // Официальный сайт Организации Договора о коллективной безопасности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://odkb-csto.org/documents/documents/ustav_organizatsii_dogovora_o_kollektivnoy_bezopasno sti_/ (дата обращения: 10.04.2020).
7. Положение об антитеррористическом центре государств-участников Содружества Независимых Государств (Утв. Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств о создании Антитеррористического центра государств-участников Содружества Независимых Государств от 21 июня 2000 г.) // Официальный сайт Антитеррористического центра государств-участников Содружества Независимых Государств. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cisatc.org/132/166/ (дата обращения: 12.05.2020).
8. Никитенко В.И. Евразийские векторы сотрудничества стран-участников Шанхайской организации сотрудничества по обеспечению международной и региональной безопасности // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право, 2018. № 1 (14). С. 25-34.
9. Патрушев предложил создать в ШОС универсальный центр по борьбе с глобальными угрозами // Tass.ru. 15.05.2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/politika/6431044/ (дата обращения: 20.04.2020).
10. Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (CETS № 196) (Заключена в г. Варшаве 16 мая 2005 г.). Справочно-правовая система «Гарант». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/1356361/ (дата обращения: 26.04.2020).
11. Шукшин В.С., Суворов В.Л. Политика противодействия международному терроризму в условиях глобализации. М.: Московские учебники и Картолитография, 2006. 286 с.
12. Вашингтон предложил Москве сотрудничать против ИГ на юго-западе Сирии // Интерфакс. 30.04.2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.interfax.ru/world/706932/ (дата обращения: 10.05.2020).
13. Кузнецов В.С. Сотрудничество Россия - НАТО. прошлое и настоящее. взгляд в будущее // Россия и Америка в ХХ веке. 2013-2020. 2018. Выпуск 1 Том. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rusus.jes.su/ (дата обращения: 15.04.2020).
14. План действий в борьбе с терроризмом от 9 декабря 2004 года. Документ Совета Россия - НАТО по совместной оценке угроз со стороны наиболее мощных террористических организаций, с уточнениями от 15 апреля 2011 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901930779/ (дата обращения: 30.04.2020).
15. Безопасность России 2013-2014. Экспертно-аналитическое обозрение. Сборник трудов конференции «Военная безопасность России. XXI век». М.: Фонд «Наука -ХХ1», 2014. 267 с.
16. Statement of ASEAN and Russia Ministers of Foreign Affairs on Joint Efforts to Counter International Terrorism. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://asean.org/storage/2017/08/statement-of-ASEAN-and-Russia. ASEAN Secretariat News, Statements & Communiques. August7, 2017/ (дата обращения: 11.05.2020).
17. Бороднева О. Шойгу рассказал об угрозе возвращения в АТР боевиков из Сирии // tvzvezda.ru. 20.10.2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tvzvezda.ru/news/forces/content/201810201717-9hzw.htm/ (дата обращения: 08.05.2020).