Научная статья на тему 'Зарубежный опыт установления денежного довольствия сотрудников правоохранительных органов, временно проходящих службу за границей'

Зарубежный опыт установления денежного довольствия сотрудников правоохранительных органов, временно проходящих службу за границей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
430
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / POLICE / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / LAW ENFORCEMENT BODIES / ДЕНЕЖНОЕ ДОВОЛЬСТВИЕ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / FOREIGN EXPERIENCE / СЛУЖБА ЗА ГРАНИЦЕЙ / THE SERVICE ABROAD / SALARIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зуева А.С.

В статье проведен анализ зарубежного опыта регулирования денежного довольствия сотрудников правоохранительных органов, временно проходящих службу за границей. Определены особенности установления размеров и видов, осуществляемых государственным служащим данной категории в таких странах, как Франция, США, Израиль, Испания, Германия и Турция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign experience of establishing allowances of the employees of law enforcement bodies, temporarily serving abroad

In the article the analysis of foreign experience of regulation of monetary allowances of employees of law enforcement bodies, temporarily serving abroad. Specifies the peculiarities of determining the amounts and types of implemented state employees of this category in countries such as France, USA, Israel, Spain, Germany and Turkey.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт установления денежного довольствия сотрудников правоохранительных органов, временно проходящих службу за границей»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УСТАНОВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНОГО ДОВОЛЬСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ, ВРЕМЕННО ПРОХОДЯЩИХ СЛУЖБУ ЗА ГРАНИЦЕЙ

А.С. ЗУЕВА,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры финансов и экономического анализа

Московского университета МВД России Научная специальность: 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

E-mail: dgastin@mail.ru Рецензент: доктор экономических наук, профессор Молчанов АВ.

Аннотация. В статье проведен анализ зарубежного опыта регулирования денежного довольствия сотрудников правоохранительных органов, временно проходящих службу за границей. Определены особенности установления размеров и видов, осуществляемых государственным служащим данной категории в таких странах, как Франция, США, Израиль, Испания, Германия и Турция.

Ключевые слова: полиция, правоохранительные органы, денежное довольствие, зарубежный опыт, служба за границей.

FOREIGN EXPERIENCE OF ESTABLISHING ALLOWANCES OF THE EMPLOYEES OF LAW ENFORCEMENT BODIES, TEMPORARILY SERVING ABROAD

A.S. ZUYEVA,

candidate of economic sciences, senior teacher of chair of finance and economic analysis of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia

Annotation. In the article the analysis of foreign experience of regulation of monetary allowances of employees of law enforcement bodies, temporarily serving abroad. Specifies the peculiarities of determining the amounts and types of implemented state employees of this category in countries such as France, USA, Israel, Spain, Germany and Turkey. Keywords: police, law enforcement bodies, salaries, foreign experience, the service abroad.

В последние десятилетия общемировой является тенденция интенсификации взаимодействия полиций зарубежных государств на международном уровне. Эта проблема впервые была поставлена на I международном Конгрессе судебных и полицейских органов, состоявшемся по инициативе принца Альберта I в Монако в 1914 г. Уже тогда председатель конгресса, профессор А. Ларно (Франция) заявил: «Прямой контакт между судебными и полицейскими властями различных стран становится с каждым годом все более необходимым. Всевозможные задержки в преследовании и аресте преступников, находящихся за пределами той или иной страны, должны быть устранены»1. Сегодня международное полицейское сотрудничество осуществляется и в рамках международных организа-

ций, и в региональном масштабе, и между полициями нескольких стран. Оно имеет под собой объективную основу — тесную взаимосвязь, а подчас и взаимозависимость государств в современном мире, что, в свою очередь, обуславливает интернационализацию преступности. Рост и качественные изменения преступности вызывают заинтересованность различных национальных полицейских систем в совместном поиске наиболее эффективных путей, средств и методов противодействия криминальным проявлениям2.

1 Гордиенко В.В. Международное полицейское сотрудничество в условиях глобализации криминальных процессов // Труды Академии управления МВД России, 2007.

2 Губанов А.В. Полиция зарубежных стран. Организационно-правовые основы, стратегия и тактика деятельности. М., 1999.

Такое взаимодействие осуществляется по нескольким основным направлениям. К ним относятся:

♦ оказание правовой помощи по уголовным делам;

♦ заключение и реализация договоров по борьбе с транснациональными правонарушениями;

♦ исполнение решений иностранных правоохранительных органов по уголовным делам;

♦ регламентация уголовно-юридических вопросов и прав личности в области обеспечения правопорядка; обмен информацией, представляющей взаимный интерес для правоохранительных органов;

♦ совместное исследование проблем борьбы с правонарушениями;

♦ обмен опытом правоохранительной работы;

♦ оказание содействия в подготовке кадров для иностранных правоохранительных органов;

♦ предоставление материально-технической и консультативной помощи;

♦ организация представительств правоохранительных органов на территории иностранных государств.

Международное полицейское сотрудничество развивается в рамках этих направлений. Его можно определить как объединение усилий полиции различных стран в интересах повышения эффективности стратегии и тактики, отнесенной к ее компетенции деятельности по предупреждению, пресечению и расследованию правонарушений, а также мер по совершенствованию управления полицейскими силами, кадрового, научно-методического и технического обеспечения их работы.

На Генеральной Ассамблее ООН еще в сентябре 1991 г. было отмечено: «Рост преступности в сочетании с процессом приобретения ею транснационального характера ставит под угрозу внутреннюю безопасность государств, посягает на свободу человека жить без страха, а также может подорвать международные отношения. Все это требует создания эффективных международных механизмов и более тесного сотрудничества между государствами». Международное полицейское сотрудничество осуществляется, как правило, в следующих формах: обмен информацией (о лицах, подозреваемых в совершении преступлений, разыскиваемых, их связях, адресах и т.п.), о фактах преступлений; проверка показаний подозреваемых; опознание лиц или похищенных предметов по фотографиям или описаниям; проведение допросов или опросов граждан; получение данных из иностранных организаций, учреждений, торговых и промышлен-

ных фирм; пересылка документов. В некоторых межведомственных соглашениях предусматривается возможность присутствия сотрудников полиции одного государства при проведении представляющих для них интерес оперативных и следственных действий на территории другого государства, привлечение зарубежных специалистов для проведения экспертиз и различного рода консультаций стратегического и тактического характера.

В целях обеспечения оперативности в деле оказания ведомственной взаимопомощи некоторые государства включают в состав своих дипломатических и иных представительств за рубежом как отдельных полицейских служащих, так и целые подразделения. Так, ФБР США имеет своих официальных представителей более чем в 30 странах (в том числе в России), Управление по обеспечению законов о наркотиках более чем в 40, а Секретная служба почти в 50 странах3. Широко используют такую форму сотрудничества с иностранными полицейскими органами в Великобритании, Германии, Франции. Созданная в Великобритании в апреле 1992 г. Национальная криминальная разведывательная служба уже через год имела свои филиалы в 15 странах, а сотрудники Федерального управления криминальной полиции Германии работали в 1996 г. при 25 посольствах ФРГ. Французская полиция в том же году располагала подразделениями в 20 государствах — США, Канаде, Колумбии, Голландии, Пакистане, Таиланде и др.4.

Подчеркнем: деятельность полицейских любого государства за рубежом должна четко регламентироваться правовыми актами страны пребывания. В ином случае неизбежно возникает угроза или реально нарушается принцип государственного суверенитета. Кстати, деятельность вышеназванных зарубежных полицейских представительств осуществляется между большинством стран на основании соответствующих международных соглашений5.

В мировой практике встречаются следующие формы временного прохождения службы за границей сотрудниками правоохранительных органов:

♦ служба при посольстве государства, в качестве представителя полиции;

3 URL://http://www.zentraLch/downloads/Lohnvergleich.Dezem-ber_2010.pdf.

4 Губанов А.В. Указ. соч.

5 Губанов А.В. Указ. соч.

♦ охрана дипломатических миссий;

♦ служба в миротворческом контингенте ООН;

♦ служба в рамках межгосударственных соглашений о помощи полиции иностранных государств (например, Афганистана).

Сотрудник полиции, проходящий службу при посольстве государства в качестве представителя полиции своего государства выступает в качестве офицера связи, «полицейского-атташе». Каждое государство устанавливает на законодательном уровне требования, предъявляемые к кандидатам на должность представителя полиции за рубежом.

К задачам «полицейских-атташе» в основном относится сбор, анализ и передача интересующей информации, подготовка предложений по проведению совместных операций и последующая координация действий с правоохранительными органами страны пребывания и др.6.

Так, например, во франциимеждународные представительства правоохранительных органов осуществляются по трем направлениям:

♦ Служба международного технического сотрудничества полиции (SCTIP) МВД Франции;

♦ Атташе по внутренней безопасности (ASI);

♦ Агентства внешних границ ЕС FRONTEX7.

Служба международного технического сотрудничества полиции (SCTIP) Франции является органом внешних отношений министерства и координирует деятельность управлений министерства в следующих областях: терроризм, организованная преступность, нелегальная миграция, международный наркотрафик; участвует в работе различных международных организаций по вопросам обеспечения правопорядка и безопасности.

Служба имеет 140 представительств в иностранных государствах (96 советников по вопросам внутренней безопасности, три — при ЕС, ОБСЕ, ООН, четыре региональных представителя, а также 40 офицеров по связи и взаимодействию с зарубежными государствами).

Зарубежные французские миссии оказывают техническую помощь правоохранительным органам иностранных государств в борьбе с нелегалами, экстремизмом, наркотиками; одновременно осуществляется консалтинг национальных пограничных, контрразведывательных, юридических управлений.

Одним из направлений сотрудничества по линии SCTIP является подготовка иностранных специали-

стов в Полицейской академии и Национальной высшей школе офицеров полиции Франции.

Общая численность персонала службы составляет более 400 человек, ее центральный аппарат расположен в г. Нантерр.

Атташе по внутренней безопасности (^Т)выпол-няет при главе дипломатической миссии роль советника и эксперта по вопросам внутренней безопасности. Он представляет генеральную дирекцию национальной полиции и генеральную дирекцию национальной жандармерии.

Являясь техническим контактом для местных властей, отвечающих за внутреннюю безопасность, атташе по внутренней безопасности выполняет следующие задачи под руководством посла:

♦ способствует укреплению внутренней безопасности Франции путем развития обмена опытом и информацией между французскими и иностранными компетентными службами, обеспечивая сбор, анализ и передачу полученных сведений;

♦ реализует и принимает участие в оценке программ двустороннего и многостороннего технического сотрудничества;

♦ участвует в акциях и работе международных организаций (таких как «Восьмерка», ОБСЕ, Европейский Союз, Совет Европы) в области внутренней безопасности;

♦ оказывает помощь в акциях по предотвращению или урегулированию кризисов и конфликтов внутри страны прохождения службы.

Служба по международному техническому сотрудничеству ^СТ1Р) имеет круглосуточного дежурного и подразделение оперативной связи, находящиеся в Париже, в чьи задачи в области информации входит обеспечение связи между миссиями, находящимися за границей и дирекцией и соответствующими службами национальной полиции и национальной жандармерии (общественная безопасность и охрана правопорядка, пограничная полиция, судебная полиция, службы разведки, антитеррористической борьбы, защиты высокопоставленных должностных лиц).

6 Зимин В., Зубов И. Международное сотрудничество в области борьбы с преступностью и охраны общественного порядка. М., 1993. С. 21.

7 ФРОНТЕКС — Европейское агентство по управлению оперативным сотрудничеством на внешних границах государств-членов Европейского Союза. URL://http://www.soderkoping.-org.ua/page19813.html

Техническое сотрудничество состоит в осуществлении деятельности по двустороннему или многостороннему сотрудничеству. Это сотрудничество входит в общие рамки географических и тематических приоритетов, определяемых в ходе министерских встреч двух стран (организованная преступность, незаконная иммиграция, торговля наркотиками, терроризм).

Это сотрудничество выражается в организации посещений и стажировок во Франции для должностных лиц полиции других стран, в направлении миссий экспертов за рубеж и в организации национальных и международных семинаров по обучению или подготовке кадров.

Франция традиционно принимает активное участие в деятельности Агентства внешних границ ЕС «ФРОНТЕКС» (FRONTEX), рассматривая в качестве залога успешной деятельности финансовое участие сторон, выделение национальных сил и средств в интересах многонациональных формирований, а также выработку единых подходов к проблемам приграничного сотрудничества на национальном уровне.

При этом ее основные усилия сосредоточены на использовании возможностей аппаратуры биометрического контроля и реализации на практике решения о создании Европейской системы наблюдения на внешних сухопутных и морских границах (ЕВРОСУР).

Большое значение придается участию национальных подразделений пограничной и таможенной службы в совместных мероприятиях боевой подготовки и повседневной деятельности под эгидой «ФРОНТЕКС». В частности, представители этих ведомств привлекаются к учениям, организованным Агентством в акватории Средиземного моря, в аэропортах и на пограничных пунктах Европейского Союза. Наибольших результатов французам удалось достичь в рамках двустороннего сотрудничества с Испанией и Италией.

В 2011 г. признано целесообразным дальнейшее развитие диалога со странами Северной Африки в области пресечения незаконной миграции. В то же время, силы и средства агентства «ФРОНТЕКС» считаются недостаточными. В этой связи Франция заявила о своем участии в деятельности постоянной рабочей группы Европейской комиссии по вопросам иммиграции, а также поддержала идею создания пограничных групп быстрого реагирования. К решению задач по пресечению незаконной миграции в акватории Средиземного моря привлекаются патрули во-

енно-морских сил и национальной жандармерии, а также морская авиация. Руководство деятельностью осуществляют морской префект (командующий ВМС) на Средиземном море и директор регионального управления пограничной службы. Всего ежегодно пресекается около 30 тыс. нарушений.

На обеспечение представителей полиции Франции за рубежом бюджет на 2011 г. предусматривал 1,98 млрд евро, что составляет 8% от всего бюджета полиции (24,2 млрд евро). При этом суммы, расходуемые на материальное обеспечение полицейских, растут каждый год. Так, в 2011 г. выделено на 107 млн евро больше, чем в 2010 г.8.

В США для претендентов на службу в представительствах полиции за рубежом установлено несколько критериев для отбора: возраст (в большинстве штатов — более 20 лет); образование (решающее значение имеет образование, полученное по специальностям в области правоохранительной деятельности; криминологии и психологии) и здоровье9.

Оплата труда зарубежных представителей полиции в основном устанавливается за счет финансирования Министерств иностранных дел государства или аналогичных органов власти, занимающихся вопросами международного сотрудничества.

В США размер денежного довольствия представителя полиции за рубежом соответствует размеру по занимаемой должности на родине. Так, например, начальная ставка варьируется от 25 до 33 тыс. долл. в год, при этом средний размер денежного довольствия составляет 52 тыс. долл. Средняя зарплата юридического атташе ФБР — 38 271 долл. Окончательный размер оклада представителя полиции за рубежом во многом зависит от страны, куда направляется сотрудник полиции10.

В Израиле денежное содержание полицейского атташе осуществляется из бюджета не полиции и не министерства внутренней безопасности, а МИДа. Во внешнеполитическом ведомстве существует строгая табель о рангах и атташе по делам полиции не может получать такую же зарплату, как профессиональный дипломат более высокого ранга. Так, в соответствии с израильским законодательством поли-

8 URL://http://www.synergie-officiers.com

9 URL://http://www.mnerbody.com/wordpress3/careers-m-crimi-nal-justice/how-to-become-an-attache-or-poHce-Haison-officer.html

10 1п ^ same place.

цейскому-атташе в Вашингтоне назначается оклад в размере 27 800 шекелей в месяц, независимо от оклада, который он получал по должности в полиции Израиля11.

В Испании полиция имеет своих представителей в 68 странах. Оплата труда полицейских-атташе зависит от удаленности, уровня качества жизни и «очевидного» риска для жизни сотрудника полиции, который определяется в результате анализа политической, социальной и экономической обстановки государства, где находится посольство. Данные критерии фиксируются как модули, которые устанавливаются Министерством экономики и финансов на каждый год. Из 68 дипломатических миссий небезопасной считается служба в 51 (в том числе в Гаване, Москве, Йемене, Исламабаде (Пакистан), Алжире, Гвинее-Бисау, Каире (Египет), Сантьяго (Чили), Гвинее Конакри, Мавритании, Стамбуле (Турция), Буэнос-Айресе, Ла-Пасе (Боливия), Сальвадоре, Марокко, Мехико, Лиме (Перу), Экваториальной Гвинее, Порт-принце (Гаити), Монтевидео (Уругвай) и Каракасе (Венесуэла). При прохождении службы в наиболее опасной стране применяется наибольший модуль, на который умножается базовый оклад для сотрудников полиции Испании.

Таким образом, среднее денежное довольствие комиссара в Испании равна 3664 евро в месяц, а представителя дипломатической миссии МВД Испании в Ираке, с учетом модуля, — примерно 29 700 евро. Менее «опасным» признается посольство в России, где предусмотрена оплата труда для полицейского-атташе 24 500 евро в месяц. Ниже содержание у представителя в Анголе, Демократической Республике Конго, Республике Корея, Гонконге, Украине, Японии и Норвегии. Представитель полиции при посольстве Рима получает содержание в размере до 10 тыс. евро12.

Рассматривая службу сотрудников полиции за рубежом, связанную с охраной дипломатических миссий, необходимо отметить, что для данных целей сотрудники направляются, как правило, на 18 месяцев. В общем порядке также, как и полицейские-атташе, рассматриваемые лица получают денежное содержание, включающее оклад и компенсации, связанные с затратами на переезд, риск для жизни и др. Также сохраняется порядок расчета оклада в зависимости от страны службы.

При этом размер оклада также зависит от занимаемой должности. Инспектор полиции Испании в Ираке получает около 19 500 евро в месяц, в Швейцарии — около 7900 евро13.

В отличие от службы при посольствах, служба в рамках миротворческих миссий осуществляется за счет ООН, фонд денежных средств которой формируется за счет взносов стран-участниц. В период 2000— 2010 гг. в общей сложности только из одной земли Германии полиции Северный Рейн-Вестфалия направлено более 550 сотрудников на прохождение временной службы за рубеж. В 2010 г. около 300 немецких офицеров полиции находились в зарубежных странах и участвовали в международных миссиях ООН: Грузии, Боснии-Герцеговине, Македонии, Либерии, Судане, Ираке, Афганистане и Палестине14.

По состоянию на 1 января 2010 г. 379 сотрудников полиции Турции проходили службу на территории иностранных государств. В рамках международных полицейских сил сотрудники полиции Турции проходили временную службу в Боснии и Герцеговине численностью 31, Косово — 49, Албания — 4, в общей сложности ОБСЕ в Восточной Словении 85 сотрудников служат в Министерстве иностранных дел. В 13 странах располагались представительства полиции15. Денежное содержание полицейского-атташе Турции составляет 3800 долл. в месяц16.

Таким образом, международный опыт оплаты труда сотрудников правоохранительных органов, временно проходящих службу за пределами территории государства, как правило, устанавливает денежное содержание сотрудников исходя из особенностей государственного регулирования данной сферы деятельности и различается по источнику финансирования и принципу определения размера оклада и компенсационных выплат, в связи с переездом на новое место службы и качества жизни самого государства, в котором предусматривается временная служба.

11 Генерал полиции предпочел Вашингтону Иудею и Самарию // Cursorinfo.co.il/news/novosti. 2007. 5 june.

12 Policías con sueldosmillonarios: el premio de ser destinado a unaembajada // Elconfidencial. 2010. 29 june.

13 In the same place.

14 URL://http://www.polizei-nrw.de.

15 URL://http://www.egm.gov.tr/daire.disiliskiler.asp.

16 URL://http://www.abhaber.com/haber.php?id=10302

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.