Научная статья на тему 'Обмен представителями правоохранительных органов – эффективная форма международного сотрудничества'

Обмен представителями правоохранительных органов – эффективная форма международного сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
524
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обмен представителями правоохранительных органов – эффективная форма международного сотрудничества»

обмен представителями

правоохранительных органов -

эффективная форма международного

сотрудничества

УДК 351.74.001.83(100)

С.П. НАЗАРЕНКО,

кандидат юридических наук (Кировоградский юридический институт ХНУВД Украины)

Развитие интеграционных процессов вызывает необходимость расширять и углублять международное сотрудничество, в том числе, в сфере предупреждения правонарушений и борьбы с преступностью. Во многих развитых государствах мира отмечается значительный рост преступности, который сопровождается ее интернационализацией, увеличивается число преступлений международного характера. Особую опасность для современного общества представляют терроризм, незаконный оборот наркотических средств, оружия, радиоактивных материалов, торговля людьми, похищение культурных ценностей.

Изучение деятельности МВД Украины в сфере международного сотрудничества, ее результативность находится на начальном уровне. Недостаточно исследованы процессы формирования нормативно-правовой базы международного сотрудничества, не определены место и роль структурных подразделений органов внутренних дел в реализации задач на указанном направлении деятельности.

Проблемами международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью занимались советские ученые В.В. Панов, И.И. Карпец, Г.В. Игнатенко, Г.Н. Галенская, И.П. Блищенко, М.В. Жданова. В настоящее

Шш

В.Л. ФИЛЬШТЕЙН,

кандидат юридических наук (Кировоградский юридический институт ХНУВД Украины)

время данная проблема нашла свое освещение в работах российских исследователей Р.С. Тамаева, В.Ф. Цепелева, В.А. Чирики-на. На Украине проблемы международного сотрудничества изучались В. Ковальским, В. Михальчуком, В. Олефиром, Ю. Рымаренко и некоторыми другими.

Правовой основой сотрудничества между государствами в сфере борьбы с преступностью является Устав Организации Объединенных Наций, который определяет, что важнейшая задача этой международной организации - обеспечение международного сотрудничества различных государств земного шара. В п. 3 ст. 1 Устава ООН говорится об осуществлении международного сотрудничества в разрешении проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера [1].

Непосредственно в сфере предупреждения преступности действует Экономический и Социальный Совет ООН, а также Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней. Государства-члены ООН обязаны ежегодно представлять Генеральному секретарю ООН доклады о состоянии преступности в их странах.

Развитие международных контактов, в том числе, в сфере борьбы с преступностью, на протяжении достаточно длительного перио-

да способствовал формированию сложного механизма сотрудничества различных стран при разработке и реализации общих и специальных профилактических мер.

Этот механизм сотрудничества включает в себя несколько групп организаций, наиболее значимой из которых является Организация Объединенных Наций, а также некоторые международные неправительственные организации по предупреждению преступности такие, как, например, Международная ассоциация уголовного права (МАУП) и Международное криминологическое общество (МКО).

Международное сотрудничество Украины развивается на двухсторонней и многосторонней основе. Еще до распада СССР были заключены соглашения о сотрудничестве в сфере борьбы с преступностью с МВД Белоруссии (1990 г.), Армении, Молдовы (1991 г.) В 1992 году подписаны соглашения с МВД Российской Федерации, Киргизстана, Туркменистана, в 1993 году с МВД Казахстана. Разрушение единого пространства негативно отразилось на эффективности работы правоохранительных органов бывших союзных республик.

Важным моментом развития межгосударственных отношений в сфере борьбы с преступностью стало подписание 22 января 1993 года в Минске главами государств-членов СНГ Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях в гражданских, семейных и уголовных делах.

Реализуя функцию внешних связей, МВД Украины с самого начала своей деятельности принимала участие в разработке проектов международных договоров и соглашений, касающихся вопросов международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью. Данная задача была возложена на Управление международных связей МВД Украины.

Основными задачами Управления международных связей являются: обеспечение координации сотрудничества с иностранными государствами и международными организациями по вопросам, которые отнесены к компетенции МВД, а также подготовка межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений по вопросам, которые относятся к компетенции МВД.

Начиная с 2001 года, руководство МВД Украины ввело в практику совместные совещания с главами дипломатических миссий иностранных государств и международных организаций, аккредитованных на Украине.

Как показывает практика, наиболее активно

международное сотрудничество осуществляется, прежде всего, в договорно-правовой сфере, в области борьбы с организованной преступностью, розыске лиц, совершивших преступления, их экстрадиции или депортации, совместном проведении расследования отдельных уголовных дел, оперативно-розыскных и профилактических мероприятий, исполнении запросов общего и конфиденциального характера, подготовке и переподготовке кадров, обмене информации.

При этом, все чаще осуществляется совместная разработка краткосрочных и долгосрочных программ сотрудничества и планирование в области предупреждения преступности, борьбы с наиболее опасными международными преступлениями, консультации, направленные на обмен опытом, с целью выработки собственных национальных подходов к решению указанных проблем.

И.И. Карпец считал, что одной из наиболее важных причин, повлиявших на активизацию международного сотрудничества, «было укрепление связей между преступниками разных стран, создание международных объединений преступников, часто даже влиявших на политику своих (и чужих) правительств» [2, с. 14].

Одной из форм международного сотрудничества является обмен представителями правоохранительных органов (милиции, полиции), которые действуют в составе дипломатических миссий и имеют дипломатический статус. Развитие института представительства (офицеров связи), его эффективность не исследована и не оценена. Мы считаем, что данный институт сотрудничества имеет неплохие перспективы для существования и дальнейшего развития. Он позволяет установить прямые и систематические связи между правоохранительными органами разных государств и их руководителями, дает возможность оперативно решать самые сложные проблемы, возникающие во взаимоотношениях правоохранительных органов различных государств.

Координация деятельности представителей МВД Украины за рубежом и в международных организациях возлагается на Управление международных связей, как и обеспечение взаимодействия с представителями иностранных правоохранительных органов, которые работают в составе дипломатических миссий иностранных государств на Украине.

Определяя место представителей МВД Украины в системе международного сотрудни-

чества, необходимо обратить внимание на то, что они наделяются соответственными правами и обязанностями, необходимыми для эффективного выполнения поставленных задач и одновременно пользуются всеми правами и привилегиями, предусмотренными Венской конвенцией о дипломатических сношениях (18 апреля 1961 года) [3, с. 144-160].

Такие представители работают при Посольствах Украины в Российской Федерации, Венгрии, Польши, Турции, Румынии, Израиля, Федеративной Республики Германии.

Основной задачей представителей МВД за рубежом является выполнение заданий, связанных с правоохранительной деятельностью, но как представители дипломатических учреждений, они также представляют интересы Украины и в других сферах международной деятельности.

Например, представитель МВД Украины в Посольстве Украины в Российской Федерации одновременно является членом Бюро по координации борьбы с организованной преступностью государств-участниц СНГ. Представитель МВД при Посольстве Украины в Румынии одновременно является представителем при Центре Юго-Восточной Инициативы (Центр объединяет правоохранительные системы стан юго-восточной Европы). Представитель МВД Украины в Посольстве Украины в Турецкой Республике принимает участие в работе ОЧЕС.

Учитывая принцип взаимности и возможности расширения представительства сотрудников МВД Украины за рубежом в будущем, на Украине активно работают представители полиции (офицеры связи), аккредитованные при Посольствах Австрии, Азербайджана, Бельгии, Республики Беларусь, Великобритании, Венгрии, Греции, Израиля, Латвии, Китая, Португалии, Польши, Румынии, Словакии, США, ФРГ, Франции, Чехии, Скандинавских стран.

В силу известных финансовых трудностей, Украина не имеет возможности на паритетных началах направить своих представителей в некоторые из названых стран. В то же время, ощущается потребность иметь представителей МВД в Посольствах Украины в США, Чехии, Словакии, Республике Молдова, Республике Беларусь и некоторых других странах, учитывая наличие прочных интернациональных связей между организованными преступными группами.

Правовой основой функционирования института представителей МВД Украины в дипломатических миссиях Украины и

международных организациях являются нормы международного и национального законодательства, межгосударственные и межправительственные соглашения, а также соглашения (протоколы, решения) между МВД Украины и соответствующими правоохранительными органами.

К сожалению, нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность представителей МВД Украины за рубежом, разработана явно недостаточно. На Украине не существует нормативно-правовых актов такого уровня, как закон, принятый Верховной Радой Украины, указ Президента Украины, где бы был определен статус названных должностных лиц.

Законом Украины «О дипломатической службе» определена возможность работы в составе дипломатических учреждений Украины за рубежом сотрудников ведомств, не относящихся к Министерству иностранных дел Украины. В то же время, на уровне Кабинета Министров Украины не разрабатывался и не принимался соответствующий правовой акт, в котором регламентировалась бы деятельность именно представителя МВД Украины за рубежом (офицера связи), его права, обязанности и правовой статус, цели деятельности, функции и задачи.

В настоящее время действует Положение о представителе МВД Украины за рубежом, утвержденное Министром внутренних дел А.В. Василишиным еще 30 октября 1993 года.

В соответствии с п. 1 данного Положения в обязанности представителя МВД за рубежом входит решение проблем, связанных с пребыванием граждан Украины за рубежом и координация действий между МВД Украины и правоохранительными органами государства пребывания.

Представитель МВС работает при дипломатическом представительстве Украины за границей и подчиняется главе этого представительства. Оперативное руководство представителем МВД осуществляет Министр внутренних дел Украины.

Положением определено, что представитель МВД назначается на должность Министром внутренних дел Украины, по должности является первым секретарем дипломатического представительства за рубежом.

В положении не определены порядок прохождения службы соответствующим сотрудником, присвоение званий, порядок отзыва и замены, оплата труда, взаимоотношения

с другими сотрудниками дипломатической миссии или международной организации.

Таким образом, правовой статус представителя МВД Украины за рубежом (офицера связи) определяется ведомственным нормативно-правовым актом, который не согласуется с нормативно-правовыми документами, имеющими общеобязательное значение.

Одновременно следует отметить, что названное Положение было первым документом, регламентирующим деятельность представителей МВД за рубежом. В связи с этим оно не достаточно точно определяет права и обязанности указанных сотрудников. И это объяснимо, так как в начале 1990-х годов отсутствовал какой-либо опыт такой работы, несмотря на то, что он использовался и ранее правоохранительными органами других государств.

Основным недостатком указанного Положения является нечеткое разграничение функций и задач представителя МВД как дипломата и как представителя правоохранительного органа, а значит дипломатических и правоохранительных функций и задач.

Согласно Положению, к задачам представителя МВД Украины за рубежом относятся: представление МВД Украины в правоохранительных органах (в том числе, милиции, полиции) государства пребывания; поддержание официальных контактов с национальными правоохранительными органами; осуществление консультаций главы дипломатической миссии и других ее сотрудников по вопросам, относящимся к правоохранительной деятельности; оказание поддержки органам внутренних дел, другим государственным органам Украины в установлении контактов и развитие сотрудничества с правоохранительными органами и полицией; оказание дипломатической и организационной поддержки лицам, которые командированы для выполнения служебных заданий; оказание содействия членам правительственных и неправительственных делегаций, а также проведение совместно с правоохранительными органами и полицией мероприятий, связанных с совершением гражданами Украины правонарушений или в отношении граждан Украины; используя статистические данные, готовят и направляют в МВД Украины аналитическую справку о состоянии криминогенной обстановки в стране пребывания, сведения о совершенных гражданами Украины преступлений или в отношении них на территории государства пребывания; составляет отчет о проделан-

ной работе.

Размер дипломатической миссии (посольства, представительства), как правило, подлежит взаимному согласованию. В установленных рамках и при соблюдении принципа репрезентативности своих граждан, государство имеет право назначать сотрудников дипломатической миссии по собственному усмотрению, в том числе, это касается присутствия в составе миссии представителей правоохранительных органов [3, с. 146].

Для решения совместных проблем, которые существуют в сфере борьбы с преступностью, немаловажным является присутствие в составе дипломатической миссии сотрудника МВД Украины. «Вне зависимости от возложенных на него функций, - отмечал известный специалист в области дипломатии Р.Дж. Фельтхэм, - главным является четкое соответствие деятельности сотрудников целям миссии в целом» [4, с. 37].

С появлением и введением в научный оборот понятия «стратегия в области предупреждения преступности» роль представителей МВД, имеющих дипломатический статус, в учреждениях ООН постоянно возрастает. На них возлагается обязанность, прежде всего, реализации интересов своего государства через участие в подготовке международно-правовых документов, определяющих стратегию предупреждения преступности, устранение причин и условий, которые ее порождают, и мер предупреждения с учетом исторических, социально-экономических и культурных особенностей отдельных стран.

Учитывая весомый вклад Украины в миротворческую деятельность, в том числе, активное участие в ней сотрудников органов внутренних дел, Украина ставит перед собой цели усилить свое участие в работе международных организаций, например таких, как Департамента операций по поддержанию мира (ДОПМ), путем включения в его состав представителей МВД Украины. В 2008 году, в результате проведенной работы в состав секретариата ООН были зачислены два представителя МВД Украины.

Активное международное сотрудничество в области борьбы с преступностью осуществляется через Международную организацию уголовной полиции (Интерпол). Деятельность Национального центрального бюро Интерпола регулируется постановлением Кабинета Министров Украины от 30 сентября 1992 года за № 555 «О вступлении Украины в Интерпол» [5] и Положением «О Национальном

центральном бюро Интерпола», утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 25 марта 1993 года за № 220 [6]. Одним из направлений сотрудничества с Интерполом является участие в его работе представителей МВД. Кроме того, с целью усиления сотрудничества в Европе МВД Украины планирует ввести должность представителя МВД (офицера связи) в Представительстве Украины при Европейском сообществе (г. Брюссель), активизировать через работы представителя МВД контакты с Европолом.

При решении общих для дипломатической миссии задач представитель МВД сталкивается с необходимостью выполнения специфический функций профессионального характера, направленных на укрепление сотрудничества и взаимного доверия между государствами.

Поэтому роль представителя МВД в составе дипломатического учреждения за рубежом в этом направлении является перспективной и при правильной организации деятельности результативной, приносящей значительный результат не только для отдельной системы, но и всего государства в целом.

К таким задачам относятся, в частности, совместная подготовка материалов, предназначенных для правительств, связанных с оценкой и прогнозированием преступности и мер по предупреждению правонарушений, планирования совместных мероприятий, иных вопросов, в решении которых заинтересованы оба государства.

Особенно необходимо выделить роль представителя МВД в договорно-правовой сфере деятельности дипломатической миссии. Его задача - путем переговоров и активных контактов с правительственными учреждениями, правоохранительными органами и общественностью, создать условия и предпосылки для заключения соответствующих двухсторонних документов, прежде всего, договора об оказании правовой помощи в уголовных делах.

Всестороннее изучение законодательства государства пребывания дает возможность представителю МВД подготавливать и направлять через МИД Украины соответствующие предложения, касающиеся совершенствования национального законодательства.

Как показывает мировая практика, процесс интернационализации преступности приводит к совершенствованию способов совершения преступлений, способствует сближению национальных преступных группировок. Однако, с другой стороны, при над-

лежаще налаженной системе сотрудничества соответствующих правоохранительных органов задача выявления, расследования и предупреждения преступлений существенно упрощается. Особенно эффективно и реально осуществимо сотрудничество в борьбе с преступлениями, связанными с наркотиками, экономическими преступлениями, преступлениями в области охраны окружающей среды.

Направления деятельности представителя МВД возможно представить на примере работы представителя МВД Украины в Посольстве Украины в Израиле в период 2004-2005 годов. Возможности представителя МВД использовались следующим образом:

- для налаживания официальных контактов с руководителями Министерства внутренней безопасности, Национального штаба Национальной полиции Израиля, Подразделения по борьбе с международной и организованной преступностью «Яхбаль», Министерства внутренних дел Израиля, Иммиграционной службы Израиля, Национальным бюро Интерпола Израиля, Израильской секцией международной полицейской ассоциации, отделом международных связей МВБ Израиля; консульского отдела «Натива», представителем полиции Израиля на Украине, предприятия «Свивот ЛТД»;

- для налаживания связей с общественными организациями, в том числе, «Женщина-женщине» (оказание помощи женщинам, которые подверглись насилию); организациями ветеранов войны и узников концлагерей;

- для проведения совместных оперативно-розыскных действий по конкретным уголовным делам;

- для осуществления экстрадиции лиц, которые совершили преступление на территории Украины и скрылись на территории Израиля;

- для осуществления проверки лиц, которые подлежали экстрадиции на Украину как граждане Украины;

- для установления лиц, которые прибыли в Израиль легально или нелегально, и местонахождение которых неизвестно по ходатайству государственных и негосударственных учреждений Украины, родных и близких этих лиц;

- для установления лиц, которые скрылись от следствия и суда по заданию правоохранительных органов, а также граждан Украины, которые использовали поддельные документы при въезде на территорию Израиля;

- для оказания помощи гражданам Украины по выезду на родину;

- для оказания помощи делегациям Израиля, выезжающим на Украину и оказания содействия работе украинских делегаций, прибывших в Израиль.

В современных условиях возрастает потребность в осуществлении совместных действий правоохранительных органов и совместном проведении совместных операций и оперативно-розыскных мероприятий на территории другой страны. С учетом фактора пребывания в условиях иного законодательного поля значительное значение имеет участие представителя МВД при Посольстве, как звена, связывающего сотрудников двух стран.

Деятельность представителя МВД Украины за рубежом позитивно влияет на общие итоги работы коллектива дипломатической миссии в развитии двухсторонних отношений между государствами.

Как результат сотрудничества, мы видим создание концепции реформирования органов внутренних дел и всей правоохранительной системы, создание новой модели органов внутренних дел в контексте общегосударственного реформирования правоохранительных органов и судебной системы с учетом опыта зарубежных стран. При этом остается прежней основная задача правоохранительных органов - обеспечение защиты прав и свобод граждан.

Литература —

1. Устав Организации Объединенных Наций: подписан 26 июня 1945 года в Сан-Франциско на заключительном заседании Конференции Объединенных Наций по созданию Международной Организации и вступил в силу 24 октября 1945 года. 26 июня 1945 года [Электронный ресурс]. - Режим доступу http://www.un.org/ru/documents/ charter/.

2. Карпец И.И. Преступления международного характера. - М., 1979. 262 с.

3. Гуменюк 5.1. Основи дипломатично! та консульсько!' служби: Навч. поЫбник. - К.: Либщь, 1998. 248 с.

4. Фельтхэм Р.Дж. Настольная книга дипломата / пер. с англ. В.Е. Улаховича. - 4-е изд. - Мн.: Новое знание, 2004. 304 с.

5. Про вступ Укра'ни до Ытерполу: Постанова КабЫету Мiнiстрiв Укра'ни вщ 30 вересня 1992 року, № 555 [Электронный ресурс]. - Режим доступу: www.uapravo.net/data/base60/ukr60196.htm.

6. Про Нацюнапьне центральне бюро Ытерполу: Положення затверджене постановою КабЫету Мiнiстрiв Укра'ни вщ 25 березня 1993 року, № 220 [Электронный ресурс]. - Режим доступу: www.uazakon.com/documents/date_29/ Pg_igwyof.htm.

проблемы исполнения запроса о правовой помощи в сфере уголовного

судопроизводства

УДК 343.13

Н.А. ЖУКОВА,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России)

Сотрудничество между правоохранительными органами России и правоохранительными органами других стран

Л.В. СТОЛБИНА,

кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России)

осуществляется на основании положений Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.