Научная статья на тему 'Зарубежный опыт управления качеством образовательной деятельности'

Зарубежный опыт управления качеством образовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3334
800
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / АКТУАЛЬНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / QUALITY OF EDUCATION / THE RELEVANCE OF QUALITY MANAGEMENT IN EDUCATION / QUALITY MANAGEMENT / FOREIGN EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демина О.С.

В статье рассматривается зарубежный опыт управления качеством образования. Автор анализирует систему образование в США, Германии, Франции, Великобритании и Дании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FOREIGN EXPERIENCE OF QUALITY MANAGEMENT OF EDUCATIONAL ACTIVITIES

The article considers the foreign experience of quality management education. The author analyzes the system of education in the United States, Germany, France, UK and Denmark.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт управления качеством образовательной деятельности»

УДК 378.1

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Демина О.С., магистрантка, ГОУВПО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет»

В статье рассматривается зарубежный опыт управления качеством образования. Автор анализирует систему образование в США, Германии, Франции, Великобритании и Дании.

Ключевые слова: качество образования, актуальность менеджмента качества в образовании, управление качеством, зарубежный опыт.

THE FOREIGN EXPERIENCE OF QUALITY MANAGEMENT OF EDUCATIONAL

ACTIVITIES

Demina S., Master's Degree student, SEIHPE KhMAD- Yugra «Surgut State Pedagogical University»

The article considers the foreign experience of quality management education. The author analyzes the system of education in the United States, Germany, France, UK and Denmark.

Keywords: quality of education, the relevance of quality management in education, quality management, foreign experience.

Качество - это степень соответствия присущих характеристик требованиям, под которыми понимается потребность или ожидание, установленное предполагаемое или являющееся обязательным. "Принцип концентрации внимания на качестве является одним из главных принципов на современном этапе, и он предлагает постоянную деятельность в области качества по всем направлениям деятельности" [1, с.182].

В России проблема повышения качества образования явно обозначилась в конце XX в. Это связано со стремлением нашей страны интегрироваться в глобальное образовательное пространство. "Ставший причиной резкого и всеобъемлющего экономического кризиса, радикализм российских реформ стал причиной не только искажения направленности предпринимательства, но и самого его поля" [2, с.51].

Под качеством образования понимается такая совокупность его свойств, которая обусловливает его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств.

Управление качеством образования - системное скоординированное воздействие на образовательную систему, образовательный процесс, а также на комплекс связанных с ним основных управленческих и поддерживающих процессов с целью достижения наибольшего соответствия параметров функционирования образовательной системы, ее социальных и педагогических результатов установленным и предполагаемым требованиям, нормам, стандартам и ожиданиям.

Многие компании, в том числе и международные, считают, что российское образование не уступает западному. Но одним из способов признания российских дипломов за рубежом является сертификация систем менеджмента качества образовательных учреждений независимыми органами. За рубежом много университетов имеют сертификат СМК. Потребители образовательных услуг в России пока не ставят жестко вопрос о наличии сертификата СМК. Однако, актуальность менеджмента качества в образовании очевидна:

1) реальное снижение качества подготовки специалистов в российских образовательных учреждениях;

2) усиление конкуренции между образовательными учреждениями на рынке образовательных услуг и рынке трудовых ресурсов;

3) ужесточение требований потребителей и заинтересованных сторон к образовательных услугам;

4) вступление России в общее Европейское образовательное пространство.

Гарантиями качества в образовании выступают:

1) Планирование качества - деятельность, направленная на формирование стратегии, политики и связанных с ними целей и требований по качеству образования.

2) Управление качеством - методы и виды деятельности образовательного учреждения оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству образования.

3) Оценка качества - деятельность, направленная на создание

уверенности, что требования к качеству будут выполнены.

4) Улучшение качества - деятельность образовательного учреждения, направленная на улучшение способности выполнить требования к качеству образования.

Рассмотрим зарубежный опыт управления качеством образования.

В США система образования отличается тесной связью крупными корпорациями и малыми фирмами, часть которых порождена самой высшей школой. Регулирующую роль в ней играет общество, а не государство. Вузы принадлежат штату, и их деятельность регулируется местным законодательством. Общество через спрос на рынке труда доводит свои потребности до вузов и контролирует качество подготовки выпускников. В связи с этим, в ВУЗах имеются развитые службы содействия трудоустройству выпускников.

Ответственность за уровень преподавания отдельной дисциплины несет педагог. Программу рассматривает формальная или неформальная комиссия из числа коллег, одобряет совет факультета, декан, университетская комиссия по учебным планам, попечительский совет. Но это рассмотрение носит формальный характер. У ведущих университетов требования к программам выше, чем в среднем по стране.

Внешний контроль за качеством обучения осуществляют комиссии, формируемые из числа преподавателей других вузов, членов попечительского совета, выпускников.

Система образования США имеет ярко выраженную индивидуальную ориентацию. Она обеспечивает формирование специалиста как профессионала, развивает творческий потенциал личности, дает чувство уверенности в себе. Система самооценки получила наибольшее развитие, так как основную и регулирующую функции выполняют сами вузы и общество, а не государство.

Немецкая модель профессионального образования - дуальная система. Она основывается на твердой привязке системы профессионального обучения к предприятию. Регулирование системы осуществляется в рамках корпоративных норм. Перечень образовательных программ, реализуемых в рамках дуальной системы, определяется исходя из потребностей экономики и в тесном сотрудничестве между федерацией, землями и социальными партнерами.

Согласно официальным данным траектория и содержание образовательной программы ориентируются на требования, предъявляемые впоследствии к потенциальному сотруднику на рабочем месте. Дуальное образование в Германии является, по сути, государственной программой, имеет бюджетное финансирование. Подготовка специалистов при дуальной системе образования реализуется посредством параллельного обучения на предприятии и в профессиональной школе. Профессиональное обучение на предприятии контролируется и регулируется со стороны федеральных органов управления, а обучение в профессиональных школах относится к предмету ведения отдельных территорий (земель). Они представляют собой региональные образовательные институты системы общего и профессионального образования. Основной целью обучения в профессиональной школе является дополнение

обучения непосредственно на предприятии специальными теоретическими знаниями (две трети времени) и повышение общеобразовательного уровня обучаемого (одна треть времени). При получении профессионального образования посещение такой профшколы обязательно, это закреплено соответствующими территориальными законами. Получение практических навыков непосредственно на предприятии проводится либо в учебных мастерских и на рабочем месте на крупных предприятиях, либо только на рабочем месте на мелких предприятиях.

Еще одним участником системы являются так называемые межпроизводственные учебные центры. Их функция та же, что и у предприятий, обучение практическим навыкам. Чаще всего такие центры принимают к себе на обучение в том случае, если предприятие имеет очень узконаправленную специализацию и не может обеспечить учащегося соответствующим рабочим местом. Кроме того, отдельные этапы обучения могут проходить и на других предприятиях земли.

Примером жестко регулируемой системы профессионального обучения, привязанной к учебному заведению, является система профессионального обучения Франции. Во Франции, как и в России, до настоящего времени существует достаточно жёсткая централизованная система управления образованием вообще и профессиональным образованием в частности, что определяет приоритетный интерес к Франции для исследования проблем организации и управления профессиональным образованием. За последние два столетия, по мнению специалистов, во Франции сложилась одна из самых передовых образовательных систем, в которой профессиональные образование и обучение традиционно считаются средством социального продвижения граждан и поэтому рассматриваются как важный фактор личностного развития.

В настоящее время во Франции профессиональное обучение является одним из факторов роста производительности труда и экономического развития. В связи с этим инвестиции в эту сферу имеют приоритетный характер и поддерживаются со стороны государства.

Во Франции, все вопросы образовательной политики, за исключением оценки качества образования, находятся в ведении Министерства народного образования, научных исследований и технологий. Положительным моментом в системе государственного контроля качества образования Франции является широкая гласность результатов проверки и оценки деятельности университетов, что дает возможность не только государству, но и обществу судить об академическом уровне высших учебных заведений.

Содержание стандартов в Великобритании по всем профессиям весьма отличается друг от друга, но в то же время в них содержатся некоторые инвариантные составляющие, которые входят во все стандарты и формируют основные коммуникативные, учебные и профессиональные навыки.

В Великобритании введены полномасштабные модульные курсы для получения сертификатов профессионального образования.

В Великобритании наряду с государственной сертификацией профессионального образования существует и частная система. Сертификаты, выданные частными образовательными организациями независимо от их авторитета, не представляют особой ценности для государственного сектора из-за отсутствия государственных методов контроля и т.к. редко находятся в прямой связи с занятостью в государственном секторе. По такой системе, как правило, готовятся кадры для определенного предприятия или отдельных секторов экономики.

В большинстве своем средние и высшие учебные заведения являются государственными. Они подведомственны Министерству образования или Министерству культуры. В Дании выделяются три типа послешкольного образования:

- высшее (академическое и неакадемическое);

- продолженное;

- открытое.

Высшее академическое образование представлено университетами. Высшее неакадемическое предоставляют так называемые высшие институты, реализующие образовательные программы университетского уровня в области по архитектуре, музыке, экономике, инженерии и др., а также высшие учебные заведения неакадемического типа, осуществляющие подготовку по специальностям, не относящимся к разряду академических, - журналистика, педагогика, социология.

Получить продолженное образование в Дании можно в уни-

верситетских центрах, реализующих одно-, двухгодичные курсы базовой подготовки и предвузовской ориентации (аналогично российским подготовительным курсам и подготовительным отделениям).

Открытое образование представляет собой образование для взрослых, работающих людей, нуждающихся в смене или повышении квалификации. Открытое образование является только платным. Оно заключается в изучении отдельных специализированных дисциплин. Результаты промежуточных, итоговых и квалификационных испытаний (экзаменов) в секторе открытого образования приравниваются к экзаменационным результатам по градуальным программам университетов.

Анализ существующих за рубежом систем контроля качества высшего образования показывает, что, несмотря на разнообразие и специфику полномочий организаций, занятых его обеспечением, комплекс реализуемых ими целей и задач традиционно включает: обеспечение и/или улучшение качества образовательной деятельности в экономическом, социальном и культурном контексте своих стран; оказание поддержки высшим учебным заведениям по улучшению качества преподавания и обучения; распространение имеющегося опыта и обмен информацией по проблемам качества, которые одновременно являются и их основными функциями.

Таким образом, сравнительный обзор систем оценки высшего образования за рубежом показывает, что имеются различные подходы к тому, каким образом и на каких основаниях вести оценку деятельности высших заведений. Оценка может проводиться с разными целями, но в любом случае должна иметь четкий академический фокус, чтобы быть направленной на улучшение качества образования и носить "добросовестный характер"[3].

Литература:

1. Чернопятов А.М. Бенчмаркетинг: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений.-С.: Издательство ООО «Винчера», 2014. - с.227.

2.Чернопятов А.М. Роль государства в регулировании предпринимательской деятельности в Российской Федерации: монография/ А.М. Чернопятов. -М.: Издательство «Палеотип», 2014. - 100с.

З.Гражданский Кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Москва: Проспект, КноРус, 2014. -614с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.