Научная статья на тему 'Менеджмент качества в системе образовательных услуг'

Менеджмент качества в системе образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / МЕЖДУНАРОДНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ / QUALITY MANAGEMENT / EDUCATION SERVICES / INTERNATIONAL CERTIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шичков Николаевич Александр

В странах с развитой рыночной экономикой около 500 вузов имеют сертификат на СМК. В настоящее время Минобрнауки РФ и потребители не ставят жестко вопрос о создании СМК вуза в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ее сертификации, но это - ближайшая перспектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality management in the system of educational services

In the countries with the developed market economy about 500 institutes of higher education have a certificate of Management Quality System. Presently the Ministry of Education and Science of the Russian FEDERATION and consumers do not put strictly a question about the creation of MQS of institute of higher education in accordance with the requirements of GOST R ISO 9001-2001 and its certification, but it is the nearest perspective.

Текст научной работы на тему «Менеджмент качества в системе образовательных услуг»

ИННОВАЦИИ // Специальный выпуск // Январь, 2009

Менеджмент качества

в системе образовательных услуг

Н.А. Шичков,

к.т.н., доцент, директор Учебно-Методического Центра «Бизнес Класс»

(г. Санкт-Петербург)

shichkov@vologda.ru

В странах с развитой рыночной экономикой около500 вузов имеют сертификат на СМК. В настоящее время Минобрнауки РФ и потребители не ставят жестко вопрос о создании СМК вуза в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ее сертификации, но это — ближайшая перспектива.

In the countries with the developed market economy about500 institutes of higher education have a certificate of Management Quality System. Presently the Ministry of Education and Science of the Russian FEDERATION and consumers do not put strictly a question about the creation of MQS of institute of higher education in accordance with the requirements of GOST R ISO 9001-2001 and its certification, but it is the nearest perspective.

Ключевые слова: менеджмент качества, образовательные услуги, международная сертификация.

Становление и развитие рыночной экономики в России может быть осуществлено при условии интеграции ее в мировое рыночное пространство. По определению рынок — это экономическая система, инфраструктура которой реализует сбалансированный спрос и предложение на товары и услуги.

Существенным фактором, определяющим инфраструктуру инновационного рынка, является образовательная среда, формирующая рынок инноваци-

онных знаний, обеспечивающих интеллектуальную составляющую производственно-технологических систем. Без интеллектуальной составляющей не могут быть сформированы конкурентные преимущества товаров и услуг. становится очевидным, что отсутствие единой образовательной среды является сдерживающим фактором наметившегося процесса европейского единения.

В настоящее время стало формироваться единое европейское пространство высшего образования. Официально это пространство Европейского Союза имело более широкое название: единое исследовательское, образовательное и культурное простран-

РЫНОК ЗНАНИЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

ство. Его создание преследовало политические, экономические и научно-образовательные цели.

Первые очертания это пространство приобрело в 1988 году, когда ректоры европейских университетов собрались в Болонье для того, чтобы отметить 900-летие самого старого университета Европы. В принятой Великой Хартии университетов отмечалось возрастание роли университета в грядущем тысячелетии. Великая хартия призвала европейские университеты к взаимному обмену информацией и осуществлению совместных проектов в области знаний.

Следующим шагом к Болонскому процессу явилось подписание в 1997 году Лиссабонской конвенции. Конвенция признала разнообразие систем образования в Европе, отражающее культурное, социальное, политическое, философское, религиозное и экономическое разнообразие как исключительное богатство всей Европы и расширила права университетов в вопросах признания зарубежных дипломов и квалификаций.

Благодаря конвенции, процесс интеграции в сфере образования перешел в область формирования общего европейского образовательного пространства. В качестве механизма реализации конвенции были утверждены, созданные в 1994 году под эгидой Совета Европы и ЮНЕСКО, сети национальных информационных центров ENIC (European Network of National Information Centres on Academic Mobility and Recognition).

25 мая 1998 года в Сорбонне Министрами образования Франции, Германии, Италии и Великобритании была подписана Сорбоннская декларация о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования. В декларации провозглашается лозунг «Европа Знаний», университетам отводится стержневая роль в развитии континента, и описываются механизмы реализации единства пространства высшего образования в Европе. Как положительный пример гармонизации в Декларации упоминаются совместные дипломы. министры призвали государства: участников Европейского Союза и другие европейские страны присоединиться к ним. Такое присоединение состоялось 19 июня 1999 года в Болонье, где представители 29 стран Европы подписали Болонскую декларацию, которая положила начало Болонскому процессу. «Европа Знаний» была названа в ней широко признанным и неотъемлемым фактором жизни континента.

В принятом в 2001 году в Праге министрами образования 32 стран Совместном коммюнике подтверждаются обязательства создать к 2010 году в Европе единое пространство высшего образования. там же отмечена положительная динамика введения двухуровневой системы высшего образования; степени получили названия — первая была названа «бакалавр» (по-английски «bachelor»), а вторая — «магистр» («master»).

обязательные параметры Болонского процесса:

— Трехуровневая система высшего образования.

— Академические кредиты ECTS.

— Академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов.

— Европейское приложение к диплому.

— Контроль качества высшего образования.

— Создание единого европейского исследовательского пространства.

В настоящее время инновационное развитие Российского образования идет с учетом общих направлений Болонского процесса. С 1 сентября 2009 г. в России, согласно Федеральному закону РФ № 232-Ф3 от 24 октября 2007 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)», будет повсеместно введена двухуровневая система образования. Сегодняшнюю пятилетнюю систему подготовки специалистов сменят два уровня образования — бакалавриат (четыре года обучения) и магистратура (два года). На первом уровне высшее учебное заведение обеспечит базовую подготовку, достаточную для практической деятельности. Магистратура — это углубленное и специализированное обучение с исследовательской составляющей. после него выпускник может начать академическую карьеру.

Инновационное развитие экономики требует, чтобы высшее профессиональное образование становилось все более массовым, и поэтому проблема содержания образовательного процесса, ориентированного на запросы менеджмента предприятий производственной и непроизводственной сферы деятельности, становится все более острой. не секрет, что вузы России дают набор теоретических знаний и минимум практических навыков, способных обеспечить выпускнику быструю адаптацию на конкретном предприятии (учреждении, организации). Это одна из проблем, которая требует решения.

Сложившиеся реалии российского образовательного пространства, по сути своей, входят в системные противоречия с Болонским процессом, и необходимо искать пути их разрешения.

первое противоречие заключено во взаимодействии образования и рынка. Введенная в современной России двухуровневая система высшего профессионального образования «бакалавр-магистр» до сих пор никак не пересекается с реальным рынком; работодатели по существу не знакомы с этими квалификациями, что создает дополнительные проблемы в трудоустройстве. переход на систему «бакалавр-магистр» не является простым уже по той причине, что образовательная модель влияет не только на организационную структуру учебного заведения, содержание учебного процесса и практику преподавания, но и на спрос на образовательном рынке и рынке знаний. но если структуру вуза мож-

ИННОВАЦИИ // Специальный выпуск // Январь, 2009

ИННОВАЦИИ // Специальный выпуск // Январь, 2009

РЫНОК ЗНАНИЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

но изменить, то модифицировать структуру рынка, связанную с социальной структурой общества, значительно сложнее.

Второе противоречие лежит во взаимоотношениях образования и науки. получение ученой степени кандидата наук и тем более доктора наук в России не означает продолжения образования; оно соответствует переходу на качественно новый уровень, позволяющий осуществлять самостоятельную научную деятельность. В предлагаемой парадигме Болонского процесса происходит слияние образования и науки, вуз рассматривается как центр научных исследований, где студенты не только учатся, но осуществляют под руководством преподавателей реально значимую научную деятельность; в связи с этим получение ученой степени подразумевает продолжение образовательной деятельности. но в таком случае в преподавательской нагрузке резко возрастает доля занятости научной работой, повышаются требования к защитам дипломных и диссертационных работ, изменяются формы и методы обучения (увеличивается количество часов, выделенных на самостоятельную работу у студентов и на консультационную работу у преподавателей).

третье противоречие основано на изменениях методологических принципов учебного процесса. Российское образование тяготеет к жесткому государственному контролю. Современные госстандарты высшего образования можно рассматривать как попытку демократизировать учебный процесс и как желание хоть в какой-то мере сохранить государственный контроль над ним. Это состояние при вхождении в Болонский процесс не может сохраняться в прежнем виде. Согласно принципам Болонского соглашения вузы самостоятельны в выборе и составлении набора дисциплин. проблема заключается в том, насколько государство готово дать свободу вузам в подборе и формировании учебного плана.

И, наконец, четвертое противоречие — между образованием и экономикой. традиционно в России образование воспринималось не как услуга, а как фундаментальная ценность. Осуществление принципа свободы выбора на первый план выводит понятие конкурентоспособности и конкурентных преимуществ, но для этого следует изменить системы стоимостных оценок в головах преподавателей и администрации вузов. Вуз становится организацией по оказанию образовательных услуг, производству продуктов в виде научных исследований и подготовке специалистов с высшим образованием. Если на эти продукты нет спроса, то перед вузом возникает вопрос о его существовании. при таком подходе остается

единственный выход: вуз должен подчиниться таким законам рынка как ориентирование на клиента, качество и способность к конкуренции.

Учитывая три уровня управления вузом: университет, факультет (институт), кафедра, предложена иерархия документации Смк университета, согласно которой на первом уровне находятся руководство по качеству вуза, а также руководства по качеству факультетов и кафедр. на втором уровне располагаются документированные процедуры Смк вуза. Экспертный анализ методики документирования Смк вуза в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001 установил, что степень ее универсальности составляет около 70 %.

Известно, что вузы осуществляют не только обучение и воспитание молодых специалистов, но являются поставщиками образовательных услуг студентам и их потенциальным работодателям.

Сегодня в России сложились три сегмента рынка образовательных услуг:

• государственный сегмент рынка образовательных услуг;

• сегмент рынка физических лиц, оплачивающих обучение из собственных средств;

• сегмент рынка поставщиков образовательных услуг предприятиям, сертифицированных в менеджменте качества. Этот рынок существует реально, но он вузами не освоен.

на потребителей этих услуг распространены основные положения закона РФ «О защите прав потребителей».

признание российских дипломов связано с доверием зарубежных стран к уровню качества образования, предоставляемого вузом. Одним из способов доказательства этого является сертификация системы менеджмента качества (Смк) независимыми органами. наиболее продуктивно сертификация осуществляется путем Смк в соответствии с требованиями стандартов ИСО 9000. В странах с развитой рыночной экономикой около 500 вузов имеют сертификат на СМК. В настоящее время Минобрнауки РФ и потребители не ставят жестко вопрос о создании Смк вуза в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ее сертификации, но это — ближайшая перспектива.

С 2000 г. в число аккредитационных показателей включено наличие внутривузовской системы контроля качества образовательного процесса. Это означает существование вузовской документации по организации и контролю образовательного процесса. В терминах ГОСТ Р ИСО 9000-2001 это соответствует документации третьего уровня.

Шичков Николай Александрович — автор более 40 научных работ включая монографии и учебные пособия. Областью научных интересов автора является менеджмент качества на промышленных предприятиях и высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.