Научная статья на тему 'Методика оценки результативности процессов переподготовки персонала в системе менеджмента качества вуза'

Методика оценки результативности процессов переподготовки персонала в системе менеджмента качества вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
709
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ПО ПЕРЕПОДГОТОВКЕ ПЕРСОНАЛА / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ВУЗА / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЦЕССОВ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА / THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES FOR THE RETRAINING OF PERSONNEL / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF THE UNIVERSITY / THE METHOD PERFORMANCE EVALUATION PROCESS OF RETRAINING OF PERSONNEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинина Светлана Валерьевна

В статье отмечается актуальность развития рынка услуг по переподготовке в современной экономике России и Омского региона, приводятся результаты исследования автором ситуации внедрения системы менеджмента качества в Омских вузах, анализируются существующие методики оценки результативности и эффективности процессов в СМК и предлагается матрица для оценки результативности процесса переподготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калинина Светлана Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of evaluation of the effectiveness of the processes retraining of personnel in the quality management system of university

The article notes the relevance of market development services to retrain in a modern economy in Russia and Omsk region, the results of the study's situation, the introduction of quality management system in Omsk universities. There is analyzed the existing methodology for assessing the effectiveness and efficiency of processes in the QMS and the matrix is proposed to evaluate the effectiveness of the process of retraining.

Текст научной работы на тему «Методика оценки результативности процессов переподготовки персонала в системе менеджмента качества вуза»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012

УДК 338.46:37

С. В. КАЛИНИНА

Омский государственный университет путей сообщения

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЦЕССОВ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА В СИСТЕМЕ

МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ВУЗА

В статье отмечается актуальность развития рынка услуг по переподготовке в современной экономике России и Омского региона, приводятся результаты исследования автором ситуации внедрения системы менеджмента качества в Омских вузах, анализируются существующие методики оценки результативности и эффективности процессов в СМК и предлагается матрица для оценки результативности процесса переподготовки. Ключевые слова: рынок образовательных услуг по переподготовке персонала, система менеджмента качества вуза, методика оценки результативности процессов переподготовки персонала.

В структуре рыночной экономики любой развитой страны достаточно распространенной практикой является смена профессии, места работы, рода занятий в течение всей профессиональной жизни личности. В России рынок дополнительных образовательных услуг по переподготовке специалистов различного профиля сформировался относительно недавно — с начала 90-х годов двадцатого века, и продолжает развиваться. Изменение соотношения предприятий разных отраслей, а в частности, увеличение количества организаций сферы услуг и снижение активности в отраслях материального производства в Омском регионе делает востребованными подобного рода услуги образовательных учреждений, оказываемые на рынке монополистической конкуренции. Дополнительное профессиональное образование на сегодняшний день реализуется в Омске и Омской области, как в учреждениях дополнительного профессионального образования, так и в структурных подразделениях учреждений высшего и среднего профессионального образования. В связи с принятием в июне 1999 года Болонской декларации с обозначенным в ней проблемным направлением качества образования и разработки сопоставимых методологий и критериев оценки качества образования все вузы во главе с назначенным Приказом № 126 от 25.04.2005 головным СПбГЭТУ «ЛЭТИ» включились в работу по созданию систем менеджмента качества [1]. Система менеджмента качества (СМК) вуза — это совокупность организационной структуры, методик, взаимосвязанных процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства и управления университетом применительно к качеству [2].

Сегодня основная ответственность за качество образовательных услуг лежит на самих вузах, а не на органах по контролю и надзору в области образования, что не всегда вполне осознается руководством высшего профессионального образования. Повышение качества подготовки, переподготовки персонала является одной из актуальных задач, обеспечивающих вызовы долгосрочного периода социально-эко-

номического развития России и возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития [3].

Анализ ситуации внедрения СМК в омских государственных вузах показал, что 66,7 % омских вузов внедряют ее в свою систему управления, у 33,3 % вузов таких систем нет. В том числе вузы, которые применяют систему менеджмента качества, 66,7 % прошли сертификацию. Кроме того, как показывает практика, почти все перечисленные (83,3 %) вузы идут по модели системы менеджмента качества, основанной на международных стандартах ISO (ГОСТ Р ИСО 9001-2008), за исключением одного (16,7 %), который принял в качестве базовой типовую модель системы качества образовательного учреждения, предложенную головным вузом ЛЭТИ, разработанную им в 2006 году и прошедшую к 2011 году апробацию на более чем пятистах образовательных учреждениях всей России [4]. Среди исследованных нами вузов г. Омска — Омская государственная медицинская академия (ОмГМА), Омский государственный аграрный университет (ОмГАУ), Омский государственный институт сервиса (ОГИС), Омский государственный педагогический университет (ОмГПУ), Омский государственный технический университет (ОмГТУ), Омский государственный университет (ОмГУ), Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), Сибирская автомобильно-дорожная академия (СибАДИ), Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (СибГУФК) (рис. 1).

Дискуссии научной образовательной общественности о том, какую же модель для внедрения СМК в вузах лучше принять за базовую, на настоящий момент не завершены, однако большинство авторов считает, что модель ИСО не является наиболее подходящей для вузов, но большинство вузов, решающих эту задачу, все-таки ориентируются на международные стандарты ИСО.

Деятельность по определению и повышению результативности и эффективности процессов в СМК по стандартам ИСО является обязательной,

Рис. 1. Состояние внедрения СМК в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования г. Омска

однако ее практическая реализация достаточно сложна и трудоемка.

Результативность определяется стандартами как степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов [5]. Кроме того, поясняется, что результативностью может считаться приведение в исполнение, достижение (степень законченности действия), выполнение, проведение (степень исполнения) команды, обязанности (долга), назначения (цели), обещания. Поскольку результативность характеризует степень достижения цели процесса и запланированных результатов, следовательно, показатель результативности заложен в самой цели процесса.

Целью процесса профессиональной переподготовки является предоставление специалистам дополнительной квалификации по определенному направлению для повышения их конкурентоспособности на рынке труда. Типовые виды деятельности, образующие процесс переподготовки, включают проектирование и разработку программ дополнительного образования (ПДО) (составление программы и учебных планов), лицензирование, реализацию программ профессиональной переподготовки (зачисление, организацию групп, оформление договоров), итоговую аттестацию.

Результатами процесса будут: полнота выполнения всех видов деятельности, составляющих процесс, с оформлением и утверждением необходимых документальных выходов; своевременность этого выполнения; минимальность возвратов документов на доработку; степень согласованности интересов всех заинтересованных лиц; выполнение контрольных цифр плана приема.

В научной литературе рассматриваются различные методы измерения и анализа процессов СМК. С. А. Пахомова отмечает, что в системе менеджмента качества, не имеющей в своем составе подсистемы учета и анализа затрат на качество (УАЗК), невозможно оценить эффективность выполняемых в организации процессов. Расчет экономической эффективности процессов может быть проведен с помощью определенной классификации затрат на качество [6]. Однако, по-нашему мнению, организовав в вузе учет затрат согласно предложенной в работе классификации, мы не сможем определить эффективность конкретных процессов СМК, так как

данная классификация затрат на качество не отображается в разрезе процессов.

К наиболее распространенным методам измерения процессов относятся:

— инструментальный — с помощью контрольного или измерительного оборудования;

— социологический — анкетирование;

— экспертный — оценки специалистов;

— расчетный (статистический) — математическая обработка массивов данных или выборок.

Самым объективным и точным является инструментальный метод, но он обычно применяется только для основных производственных процессов, в результате которых производится материальная продукция.

Социологический метод позволяет получить информацию о ключевых показателях результата процесса от его потребителей.

При отсутствии возможности или экономической целесообразности использования двух вышеуказанных методов применяется метод оценки результатов процесса экспертами, в качестве которых могут выступать: руководители организации, лица, ответственные за процесс, исполнители процесса, потребители и их представители, внешние или внутренние аудиторы и другие специалисты.

Расчетный метод применяется для представления обобщенных результатов измерений с помощью предыдущих методов.

Коллективом авторов ЛЭТИ предлагается методика оценки уровня зрелости системы качества образовательных услуг вузов для прохождения аккредитационного показателя 1.2.3 «Эффективности внутривузовской системы обеспечения качества образования», использующая четырехуровневую шкалу зрелости: определенность, воспроизводимость, способность и эффективность [7]. С помощью данной методики можно оценивать всю систему качества в целом, но она не позволяет проводить оценку эффективности и результативности отдельных процессов СМК.

Н. А. Шичков предлагает любой процесс СМК оценивать по следующим группам характеристик: результативность, эффективность, дополнительные характеристики (воздействие на окружающую среду, потенциальные риски для персонала) и др. Разработанная Н. А. Шичковым методика анализа про-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012

Матрица для оценки результативности процесса переподготовки

Критерии и параметры оценки Уровни выраженности критерия (балл)

1 2

Подпроцесс «Лицензирование»

1. Количество возвратов (корректировок) документации

1) документы не требуют корректировки; 2) документы корректируются до 2-х раз; 3) документы корректируются свыше 3-х раз 3 2 1

2. Время лицензирования

1) временные затраты на лицензирование минимальны; 2) временные затраты на лицензирование незначительно превышают минимальные; 3) временные затраты на лицензирование значительно превышают минимальные 3 2 1

Подпроцесс «Проектирование и разработка программы дополнительного образования» (подготовка проектной документации)

3. Учет требований потребителей

1) требования потребителей учтены полностью; 2) требования потребителей учтены частично; 3) требования потребителей не учтены 3 2 1

4. Учебно-методические материалы для обучения

1) разработаны комплексы учебно-методических материалов; 2) УМК разработаны частично; 3) УМК не разработаны 3 2 1

5. План-график и расписание учебного процесса

1) план-график и расписание утверждены; 2) план-график и расписание разработано, но не утверждены; 3) план-график и расписание не разработаны 3 2 1

6. Смета затрат на обучение

1) смета и калькуляция затрат на обучение утверждены; 2) смета и калькуляция затрат на обучение разработаны, но не утверждены; 3) смета и калькуляция затрат на обучение не разработаны 3 2 1

7. Договоры на обучение

1) договоры на обучение юридически выверены и утверждены; 2) договоры на обучение разработаны, но не утверждены; 3) договоры на обучение не разработаны 3 2 1

8. Количество возвратов (корректировок) документации

1) документы не требуют корректировки; 2) документы корректируются до 2-х раз; 3) документы корректируются свыше 3-х раз 3 2 1

Подпроцесс «Организация набора слушателей и зачисление»

9. Процент зачисленных слушателей

1) зачислено на обучение 100 % от запланированного числа слушателей; 2) зачислено на обучение 70 % от запланированного числа слушателей; 3) зачислено на обучение менее 70 % от запланированного числа слушателей 3 2 1

10. Согласованность расписания

1) все стороны удовлетворены расписанием; 2) стороны частично удовлетворены расписанием; 3) стороны не удовлетворены расписанием 3 2 1

11. Личные дела слушателей

1) личные дела слушателей полностью сформированы; 2) личные дела слушателей недоукомплектованы; 3) личные дела слушателей не сформированы 3 2 1

Подпроцесс «Реализация образовательной программы по специальности»

12. Количество сбоев в учебном процессе

1) сбои в учебном процессе отсутствуют; 2) имеются отдельные случаи срыва занятий; 3) срывы занятий постоянны 3 2 1

13. Коэффициент выпуска (отсева)

1) степень отсева — 0 %; 2) степень отсева — 10 %; 3) степень отсева более 10 % 3 2 1

14. К успеваемости.

1) коэффициент успеваемости в группе в диапазоне 76— 100 баллов по рейтинговой системе; 2) коэффициент успеваемости в группе в диапазоне 60 — 75 баллов по рейтинговой системе; 3) коэффициент успеваемости в группе ниже 60 баллов по рейтинговой системе 3 2 1

1 2

15. К посещаемости

1) посещаемость 80— 100 %; 2) посещаемость 60 — 80 %; 3) посещаемость ниже 60 % 3 2 1

16. Соответствие расписания государственным требованиям

1) загруженность студентов не выше норматива, установленного для недельной занятости; 2) загруженность студентов немного выше норматива, установленного для недельной занятости; 3) загруженность студентов значительно выше норматива, установленного для недельной занятости 3 2 1

17. Уровень мотивации студента к добросовестному обучению

1) студенты высокомотивированы; 2) средний уровень мотивации; 3) низкий уровень мотивации 3 2 1

18. Отклонение фактически выполненного учебного плана и программ от планового

1) учебный план выполняется на 100 %; 2) учебный план выполняется на 80 %; 3) учебный план выполняется ниже, чем на 80 % 3 2 1

19. Состояние морально-психологического климата в студенческих группах

1) состояние морально-психологического климата в группе удовлетворительное; 2) состояние морально-психологического климата в группе неудовлетворительное; 3) состояние морально-психологического климата в группе резко отрицательное 3 2 1

Подпроцесс «Выпуск слушателей»

20. Процент дипломов с отличием

1) 60—100 процентов дипломов с отличием; 2) 20 — 60 процентов дипломов с отличием; 3) Менее 20 % дипломов с отличием 3 2 1

21. Процент выпускников, рекомендованных в аспирантуру по направлению подготовки

1) 20 — 40 процентов выпускников рекомендованы в аспирантуру; 2) 10 — 20 процентов выпускников рекомендованы в аспирантуру; 3) менее 10% выпускников рекомендованы в аспирантуру 3 2 1

22. Процент работ с практическим внедрением.

1) 60— 100 процентов работ с практическим внедрением; 2) 20 — 60 процентов работ с практическим внедрением; 3) менее 20 % работ с практическим внедрением 3 2 1

цесса предлагает организации направление, по которому целесообразно проводить анализ, а то, какие показатели будут выбраны для измерения, какие методы измерения будут использоваться, зависит от вида деятельности организации, ее размера, уровня подготовки персонала, корпоративной культуры и выбранной модели системы менеджмента качества [8].

Уровень качества процесса переподготовки нами предлагается проводить с помощью стандартизированной процедуры, под которой будем понимать квалиметрически выверенную методику оценки, включающую систему критериев деятельности и уровней выраженности этих критериев, стандартизированную процедуру проведения и заранее спроектированную технологию обработки и анализа результатов. Оценка качества всего процесса переподготовки, на наш взгляд, должна проводиться по пяти основным подпроцессам, входящим в процесс переподготовки.

Для каждого критерия были разработаны уровни их выраженности. Третий уровень соответствует слабой степени выраженности того или иного критерия, второй уровень каждого критерия — норме, первый уровень — повышенной степени функционирования. Затем для оценки качества всего процесса переподготовки были разработаны матрицы по каждому подпроцессу с выделением уровней значимости для каждого критерия (табл. 1).

Качество процесса напрямую зависит от качества, входящих в него подпроцессов, поэтому до-

стичь максимальной результативности можно только, достигнув максимального уровня качества по каждому подпроцессу.

С помощью матрицы, приведенной нами, можно количественно оценить уровень качества процесса переподготовки, что на сегодняшний день является новой разработкой в области менеджмента качества вуза. Наивысший уровень качества может быть достигнут при максимальном уровне значения всех критериев, то есть 66 баллов, и минимальный — при минимальном уровне — 22 балла. Определив, в каких пределах находятся значения уровня качества процесса переподготовки, можно делать выводы о его результативности.

Данная методика, на наш взгляд, единственная из перечисленных выше позволяет рассчитать на практике достигнутый уровень качества процесса и может быть использована вузами для оценки результативности процессов переподготовки персонала.

Библиографический список

1. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. «О головных вузах и организациях в Российской Федерации по реализации основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией и вузах, координирующих в федеральных округах Российской Федерации реализацию основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией». Приказ от 25 апреля

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012

2005 г. № 126 [Электронный ресурс]. — иИЬ: http://www.edu. гиМЬ-топ/то/Ва1а^_05/т126.Ыт1 (дата обращения: 15.03.2012).

2. Калинина, С. В. Система менеджмента качества образовательных услуг вуза : моногр. / С. В. Калинина. — М. : Учеб.-метод. центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2010. — 227 с.

3. Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России). Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. [ Электронный ресурс]. — 1ШЬ: http://www.economy. gov.ru/minec/activity/ (дата обращения: 15.03.2012).

4. Круглов, В. И. Независимая оценка качества професси-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

онального образования / В. И. Круглов, В. М. Кутузов, С. А Степанов // Проблемы автоматизации деятельности вузовских систем качества : материалы Всерос. науч.-прак. конф.

СПбГЭТУ «ЛЭТИ». - СПБ., 2011. - С. 3-5.

5. ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Основные

положения и словарь. Дата введения 2009-09-10 [Электронный ресурс]. — иИЬ: http://smk.nspu.rU/file.php/1/GOST_R_ISO/ G0ST_R_IS0_9000-2008.pdf (дата обращения: 15.03.2012).

6. Затраты на качество в образовательной организации : моногр. / С. А. Пахомова [и др.]. — Тамбов : Изд-во Тамбов. гос. техн. ун-та, 2006. — 128 с.

7. Методика оценки систем качества образовательных учреждений. — СПб. : Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2007. — 71 с.

8. Шичков, Н. А. Как измерить характеристики процессов СМК / Н. А. Щичков // Методы менеджмента качества. — 2005. - № 2. - С. 14-17.

КАЛИНИНА Светлана Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Экономика транспорта, логистика и управление качеством».

Адрес для переписки: svet1-05@mai1.ru

Статья поступила в редакцию 13.03.2012 г.

© С. В. Калинина

УДК 345 М. Л. КАЛУЖСКИЙ

Омский государственный технический университет

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД, САМООРГАНИЗАЦИЯ И ЦИКЛИЧНОСТЬ В ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ_______________________________

Статья о синтезе теории самоорганизации и институциональной экономической теории. Автор обосновывает тезис об экзогенности институциональных процессов в экономике и цикличности институционального развития.

Ключевые слова: институционализм, экономическая система, самоорганизация, жизненный цикл, маркетинг.

Для лучшего понимания взаимосвязи экономической и институциональной цикличности следует обратиться к методологической проблеме первичности внутренних или внешних причин экономических циклов. Традиционно в институциональной теории доминирует эндогенный подход, согласно которому макроэкономические циклы определяются совокупными результатами деятельности фирм. Однако эндогенный подход обладает целым рядом недостатков:

1. Учитываются только данные официальной статистики, отстающей в своей формализации от развития инновационных форм экономической деятельности.

2. Не учитываются процессы, связанные с неформальной экономикой, тогда как именно здесь чаще всего формируются инновационные процессы.

3. За рамками анализа остаётся потребительский спрос, как важнейший фактор экономической деятельности.

С другой стороны, не меньшее право на существование имеет малоизвестный сегодня экзогенный

подход, который выводит на первый план такие основополагающие понятия теории самоорганизации, как каузальность, сложность, сложность, случайность и необратимость. В экономической теории эти понятия актуальны не в меньшей степени, чем в естественнонаучных дисциплинах [1, с. 134].

Во взаимоотношениях объекта с внешней средой (самоорганизации) экзогенный подход позволяет выделить три вида циклического развития, характерных для любого самоорганизующегося объекта (рис. 1):

1. Системное развитие (бифуркация, кризис) — происходит в виде спонтанного качественного изменения, в результате которого приобретаются сравнительно уникальные (системные) свойства, отсутствующие у всех прочих объектов с аналогичными характеристиками.

2. Структурное развитие (адаптация, рост) — происходит экстенсивно в результате освоения внешних ресурсов, т.е. детерминированного внешней средой формирования специфической организации объекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.