Научная статья на тему 'Зарубежный опыт сохранения историко-культурного наследия'

Зарубежный опыт сохранения историко-культурного наследия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
6876
1039
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / НАСЛЕДИЕ / РЕСТАВРАЦИЯ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / ПРАВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ARCHITECTURE / HERITAGE / RESTORATION / RECONSTRUCTION / LAW / LEGISLATION / EDUCATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Литвинова Ольга Геннадьевна, Романова Лариса Степановна

В статье дается обзор нормативно-правовых актов, деятельности общественных организаций и негосударственных финансовых фондов по сохранению историко-культурного наследия в странах Европы, Азии и Северной Америки. Материалы, используемые в статье, взяты из открытых официальных источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Литвинова Ольга Геннадьевна, Романова Лариса Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE of the CONSERVATION OF HISTORY-CULTURAL HERITAGE

The article is devoted to the foreign experience of history-cultural heritage in the countries of Europe, Asia and North America. The authors consider the problem of the conservation, both with legislative sides, and from the point of view of society. The review of normative-legal acts, public organization activity and not state financial funds directed to the conservation of the historic heritage is offered in the paper. The purpose of the paper is to show the new methods of conservation of national wealth on the base of the foreign experience. The material used in article was taken from official sources.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт сохранения историко-культурного наследия»

74

Вестник ТГАСУ № 1, 2009

1946, 1947, 1953, 1954, 1957, 1962, 1964, 1966, 1970, 1973, 1974, 1976, 1980, 1981, 1987, 1991, 1992, 1996, 2001, 2002, 2003, 2005, 2009, 2018, 2020, 2023, 2028, 2029, 2030, 2033, 2036, 2111, 2116, 2113, 2112, 2119, 2121, 2124, 2131, 2138, 2139, 2141, 2148, 2151, 2153, 2155, 2157, 2158, 2159, 2160, 2163, 2165, 2262, 2263, 2270, 2272, 2280, 2283, 2289, 2293, 2294, 2295, 2298, 2300, 2302, 2303, 2305, 2418, 2419, 2420, 2421, 2425, 2432.

3. 3. rATO. O. 233. On. 2. fl.: 165, 383, 558a, 575, 577, 578, 687, 695, 697, 705, 714a, 833, 834, 836, 837a, 999, 1628, 1965, 2228, 2290, 2324, 2338, 2366, 2369, 2371.

M.V. MYAKISHEVA, E.V. SITNIKOVA

HOUSEHOLD CONSTRUCTIONS IN MANOR STRUCTURE OF TOMSK IN THE SECOND HALF OF THE XIXTH -AT THE BEGINNING OF THE XXTH CENTURIES

The article reviews a planning structure of manor and its constructions in Tomsk city at the end of XIX - at the beginning of XX centuries. The data of research is based on the materials found in Tomsk archival.

УДК 72.025.4: 069.4 (4/9)

О. Г. ЛИТВИНОВА, аспирант, litvinovaolga1982@rambler.ru

Л.С. РОМАНОВА, канд. архит., доцент, советникРААСН, член ТОСА России,

lara@yandex.ru

ТГАСУ, Томск

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ*

В статье дается обзор нормативно-правовых актов, деятельности общественных организаций и негосударственных финансовых фондов по сохранению историкокультурного наследия в странах Европы, Азии и Северной Америки. Материалы, используемые в статье, взяты из открытых официальных источников.

Ключевые слова: архитектура, наследие, реставрация, реконструкция, право, законодательство, воспитание, образование.

Сохранение историко-культурного наследия в условиях развивающихся городов - одна из глобальных проблем современности. В России сложилась специфическая ситуация, которая значительно отличается от мировой практики, так как связана с правовым нигилизмом, изменениями социальноэкономического и политического устройства государства, проявившимися в деструктивном внедрении новой застройки в историческую среду. В настоящее время мы находимся у той критической черты, когда все, что связа-

* Данная работа проводится авторами при финансовой поддержке РФФИ - грант № 08-06-13528 офиц 2008.

© О.Г. Литвинова, Л.С. Романова, 2009

но с сохранением Культурного наследия, следует отнести к сфере Национальной безопасности.

Изучение зарубежного опыта убеждает нас в этом. Даже незначительная часть информации, представленная в статье авторами, позволяет осознать значимость этой сферы деятельности для правительств и общественности таких разных стран мира, как США, Япония, Греция, Новая Зеландия и др. Так, например, основные задачи сохранения национального культурного наследия в США решаются Министерством внутренних дел.

Целью данной статьи является ознакомление широкого круга специалистов, деятельность которых связана с городским управлением и развитием, с законодательно-правовыми аспектами защиты культурного наследия за рубежом, а также выделение механизмов и приемов, которые могут быть использованы в качестве аналогов и адаптированы к российской действительности.

Франция является первой европейской страной, в которой на государственном уровне начали решать вопросы изучения и охраны культурных ценностей. В 1830 году во Франции появилась Генеральная инспекция по охране памятников, а в 1983 году ответственность за историко-культурное наследие была передана непосредственно в ведение коммун.

Охрана памятников истории и культуры регламентируется следующими правовыми актами:

- Законом «Об исторических памятниках» от 31 декабря 1913 г.;

- Законом «О реорганизации защиты природных памятников и ландшафтов художественного, исторического, научного, легендарного и живописного характера» от 2 мая 1930 г.;

- Законом «О регламентации археологических раскопок» от 27 сентября 1941 г.;

- Законом № 68-1251 «О поощрении сохранения национального художественного достояния от 31 декабря 1968 г.;

- Законом № 87-8 «О распределении компетенции между коммунами, департаментами, регионами и государством» от 7 января 1983 г.;

- Программным законом № 88-12 «О монументальном достоянии» от 5 января 1988 г. и рядом декретов, принятых во исполнение указанных законов.

На территории Франции было создано 76 охранных зон, представляющих центры исторических городов. Документация на охранную зону включает в себя карту, докладную записку и нормативный документ, где указаны ограничения, касающиеся сноса зданий и вырубки деревьев.

Для того, чтобы на здание, предмет или ландшафт распространялся режим государственной охраны, они должны быть включены в специальный список памятников, охраняемых государством. Внесение памятников в список находится в компетенции министра по делам культуры. Однако если памятник либо земля, на которой он расположен, либо ландшафт не являются собственностью государства, то для включения их в список требуется согласие собственника (департамента, коммуны, учреждения или частного лица). Охраняемые памятники не могут быть разрушены, перемещены, реставрированы, перестроены или достроены без специальной санкции министра по делам

культуры. Сам же министр (через органы, ведающие охраной) может обязать собственника произвести реставрацию памятника [6].

В Великобритании первый специальный закон о памятниках старины был принят в 1882 году. В 1877 году было образовано Общество охраны старинных зданий, ставшее первой организацией по охране и восстановлению архитектурного наследия Великобритании.

В настоящее время в Великобритании нет единого законодательного акта об охране и использовании памятников истории и культуры. В середине XX века были приняты законы, посвященные различным аспектам охраны памятников: законы о Национальном трасте1 1907, 1919, 1937, 1939 и 1953 гг., Законы о памятниках старины 1913 и 1931 гг., Закон об исторических зданиях и памятниках старины 1953 года. Однако основные положения, регулирующие данную сферу, содержатся еще в 14 других законодательных актах, а именно в Законе о правах местных органов управления в отношении исторических зданий 1962 года, Законе о пустующих церквах и иных культовых сооружениях 1969 года, Законах о планировании городского и сельского строительства 1971, 1972 и 1974 гг., Законах о национальном наследии 1980, 1983 и 1985 гг. (с последующими изменениями).

Охраной недвижимых памятников занимается Министерство окружающей среды, которое осуществляет свои полномочия с помощью местных органов, утверждает охранные зоны и списки памятников, имеющие статус общегосударственных.

Государственный учет памятников градостроительства и архитектуры установлен Законом о планировании городского и сельского строительства 1947 года, до этого существовала регистрация памятников старины в целом. Обязательному включению в списки охраняемых объектов подлежат:

- все сохранившие свой первоначальный вид здания, построенные до 1700 года;

- большинство зданий грегорианского периода британской архитектуры, приходящегося примерно на 1700-1840 гг. [7];

1 Траст в общем праве - это соглашение, по которому имущество передается в распоряжение управляющим, но владеют им и получают доход так называемые бенефициары. Объектом доверительной собственности признаётся любое имущество, как движимое, так и недвижимое. Исключается из этих отношений лишь имущество, прямо запрещаемое законодательством страны учреждения траста. Учредитель вправе передать своё имущество как при жизни (прижизненный траст), так и предусмотреть такую передачу после своей смерти (завещательный траст). Попечитель несёт ответственность за выполнение условий трастового соглашения и, как правило, получает широкие полномочия по управлению имуществом учредителя, но также может получить особые инструкции по распределению трастового дохода и капитала между бенефициарами при наступлении некоторых заведомо предусмотренных учредителем условий. Такие условия, как правило, включаются учредителем в так называемое письмо-пожелание (Letter of wishes), адресуемое попечителю. Учредитель также вправе предусмотреть условия замены попечителя, оговорить вопрос о передаче этого права другому лицу и т. п.

Бенефициар (Бенефициарий) (от фр. benefice - прибыль, польза) - лицо, которому предназначен денежный платёж, получатель денег. Лицо, получающее доходы от своего имущества, переданного в доверительное управление другому лицу, юридическому или физическому (при сдаче в аренду, наем), либо от использования своей собственности третьими лицами.

- более поздние строения, в первую очередь принадлежащие Викторианской эпохе 1840-1900 гг.

Греция, так же как и Франция, была одной из первых стран, закрепившей охрану культурного наследия на законодательном уровне.

Первый правовой акт, посвященный охране культурного наследия, -«Закон о запрещении вывоза памятников искусства» - был издан в Греции в 1834 году. Позже были приняты «Закон о древностях» (1932 год) и «Закон о памятниках после 1830 г.» (1950 год). В июне 2002 года в Греции принят новый закон «Об охране культурного наследия».

В этом законе рассматриваются не только вопросы охраны культурного наследия, но и вопросы, связанные с коллекционерами и торговцами антиквариатом. Детально рассматривается вопрос о том, что такое археологические раскопки и какие из них можно признать правильными. Отдельно рассматривается вопрос о музеях и об их обязанностях по отношению к культурному наследию, определяется порядок ввоза культурных ценностей в страну и вывоза их за ее пределы.

Согласно греческим законам, все древности, которые имеются где-либо в Греции (на государственной или частной земле, в реках, озерах и на морском дне), а также все объекты, возведенные начиная с эпохи раннего христианства и кончая падением Византии (1453 г. н. э.) и являющиеся произведениями искусства, находятся в единственной и постоянной собственности и владении греческого государства [6].

Система законодательства Италии о памятниках истории и культуры претерпела существенные изменения в результате реформы, начатой в 1997 году Законом от 8 октября 1997 года № 352 «Положение о культурных ценностях». Этот Закон предписал правительству в течение года со дня вступления Закона в силу принять законодательный декрет, содержащий единый текст, объединяющий и согласующий все нормативные положения по вопросам культурных ценностей и ценностей окружающей среды. Законодательный декрет № 490 «Единый текст положения законодательства по вопросам культурных ценностей и ценностей окружающей среды» был принят 29 октября 1999 года. Единый текст объединил и систематизировал разрозненные нормативные положения и упростил ряд процедур, предусмотренных законодательством.

В отдельную категорию охраняемых объектов выделены объекты недвижимости, обладающие свойствами природной красоты или геологической уникальностью, виллы, сады и парки, объекты недвижимости, составляющие характерный аспект, имеющий эстетическую и традиционную ценность.

В Польше правовые основы охраны памятников истории и культуры регламентируются предписаниями Закона от 23 июля 2003 года «Об охране памятников и опеке над памятниками». До принятия в 2003 году нового закона, основным считался Закон «Об охране культурных ценностей» 1962 года. Новым для польского законодательства является четкое разделение понятий «охрана памятников» и «опека над памятниками», при этом охрана памятников является предметом деятельности органов публичной администрации, а опека - собственников либо владельцев памятников. Закон 2003 года содержит подробный перечень видов памятников, подлежащих охране и опеке не-

зависимо от состояния их сохранности. Классификация проводится по трем группам:

- недвижимые памятники (культурные ландшафты; градостроительные композиции; произведения архитектуры и строительства; произведения оборонного строительства; технические объекты; парки, сады и др.);

- движимые памятники (произведения изобразительного искусства, художественных промыслов и бытовые предметы; исторические знаки, в том числе военное снаряжение, печати, флаги и др.);

- археологические памятники (сохранившиеся территории предыстори-ческого и исторического заселения, могильники, курганы и др.).

Высший надзор за охраной памятников входит в компетенцию министра культуры и воевод. Согласно Закону 2003 года, хозяйственное использование недвижимых памятников и прилегающих территорий возможно только способом, соответствующим принципам охраны памятников и с учетом их культурной ценности [7].

Федеральное законодательство США об охране и использовании памятников истории и культуры имеет долгую историю.

Первым законом об охране памятников истории США стал Закон «О древностях» 1906 года, который наделил президента полномочием относить к категории охраняемых памятников объекты, находящиеся на земле, принадлежащей федеральной администрации.

Таким образом, в США в настоящее время действует сложная и в целом эффективная система охраны памятников, отличающаяся сочетанием признания общественной ценности сохранения национального наследия с уважением интересов собственников зданий. Успех ее базируется на традиционно сильной гражданской инициативе, выражающейся в деятельности многочисленных общественных организаций, на мерах федерального правительства и правительств штатов по координации усилий и материальной поддержке, а также на широких полномочиях и активности муниципальных органов управления.

В настоящее время федеральное законодательство об охране и использовании памятников истории и культуры кодифицировано в Своде законов США - в разделе 16 «Охрана (консервация)»: гл. 1 «Национальные парки, военные парки, монументы и морские побережья»; гл.1 А «Исторические места, здания, объекты и древности».

Основными нормативными актами являются: Закон от 21 августа 1935 года «Об американских исторических местах, зданиях и древностях» с поправками 1965, 1970, 1976 и 1998 гг.; Закон от 15 октября 1966 года «Об охране памятников истории, имеющих национальное значение» с поправками 1970, 1973, 1976, 1980, 1992 и 2000 гг.

В Своде законов США содержится определение, связанное с памятниками истории и культуры. Согласно закону памятники истории - это «районы, территории, здания, сооружения, объекты, внесенные в Национальный реестр». Данное определение распространяется на остатки и руины перечисленных объектов, а также на их описания. На федеральном уровне вопросы управления охраной памятников истории и культуры возложены на министра

внутренних дел. Согласно Закону 1966 года «Об охране памятников истории, имеющих национальное значение» министерство обязано составлять Национальный реестр, внося в него районы, территории, здания, сооружения и другие объекты, имеющие ценность с точки зрения американской истории, архитектуры, археологии, техники и культуры [1, п. 1А ст. 101а].

В целях охраны зданий, представляющих ценность с исторической, архитектурной или культурной точек зрения, в 1976 году Конгресс США принял Закон «О комплексном использовании общественных зданий». Он предусматривает ряд мер, которые должны проводиться в жизнь главой ведомства публичных служб.

Отличительной чертой системы охраны памятников в США является высокая степень децентрализации. Например, непосредственная работа по выявлению и учету памятников ведется штатами. Они же распоряжаются федеральными грантами, передавая значительную часть этих средств муниципальным властям, частным лицам и общественным организациям, а также добавляя к ним собственные субсидии.

Федеральное правительство и штаты осуществляют лишь моральное и материальное поощрение сохранения памятников, но не контролируют состояние памятников непосредственно (за исключением объектов, находящихся в их собственности). Тем не менее трудно согласиться с мнением, по которому наблюдение за сохранностью памятников в США «почти полностью отдано на откуп общественным и частным организациям».

Дело в том, что штаты делегировали право регулировать использование исторических и архитектурных памятников муниципалитетам, и, как правило, на низшем уровне управления осуществляется жесткий контроль в этой области. На местах созданы специальные комиссии, которые выносят решения о присвоении статуса памятнику, определяют границы исторических районов, имеют право запрещать снос и изменение облика ценных зданий частными владельцами. При этом учитываются интересы последних: муниципальные органы могут, к примеру, предоставлять им налоговые льготы или полностью освобождать от уплаты налогов на недвижимость, разрешать продажу так называемых «воздушных прав» (при этом купивший эти права имеет возможность возводить по соседству с памятником здание, размеры которого превосходят утвержденные для данного района нормы) [1].

Столь интенсивное развитие законодательства об охране памятников объясняется значительной активизацией общественного мнения, выступающего за более бережное отношение к национальному культурному наследию и, прежде всего, к памятникам истории и архитектуры.

История создания международного движения общественных негосударственных ассоциаций за сохранение культурного наследия «Национальный траст» началась в XIX веке в Великобритании в связи с неконтролируемым бурным ростом капитализма и индустриализации.

Одним из ярких представителей развитого национального движения в области сохранения культурного наследия является Национальный траст по охране исторических памятников, достопримечательностей и живописных мест Великобритании.

Национальный траст Великобритании положил начало всемирному движению «Национальный траст». Эта благотворительная организация полностью независима от государства и действует в соответствии с законами о Национальных трастах Великобритании 1907-1971 гг. По этому же закону Траст возглавляет совет, который состоит из 52 членов. Половина из них -представители от организаций, связанных с работой Траста, другая половина выбирается всеми членами Траста сроком на три года. Совет формирует финансовый комитет, комитет по собственности, а также региональные комитеты. Финансирование складывается из членских взносов, пожертвований, завещаний по наследству и от коммерческой деятельности. Объединяет в своих рядах 3,4 млн человек и 43 тыс. добровольцев. Объекты траста посещают более 12 млн человек в год, плюс около 50 млн человек посещают объекты на открытом воздухе. Траст имеет в собственности 300 исторических зданий и садов и 49 промышленных памятников и мельниц. Имеет в доверительном управлении лесные массивы, пляжи, острова, места археологических раскопок - навсегда и для каждого - это девиз старейшего и крупнейшего Национального траста в мире [4].

Ассоциация «Национальный траст» в Бельгии представляет собою, по сути, некий автономный филиал Национального траста Великобритании. Созданная по инициативе британских экспатриантов, ассоциация поставила задачей пропаганду работы Национального траста Великобритании - первого, самого мощного и старейшего национального траста в мире. Ассоциация организует множество интересных социальных мероприятий, привлекает к ним внимание бельгийской общественности. Все мероприятия проводятся с переводом с английского на фламандский и французский языки. Программы Ассоциации включают регулярные мероприятия в Бельгии (раз в месяц за исключением лета). Затем делаются пожертвования Национальному трасту Великобритании, но именно на те проекты, которые выбираются самими членами ассоциации.

Опираясь на опыт Великобритании, создавались и другие национальные трасты, имеющие высокий авторитет и активно работающие в области международного мониторинга по сохранению культурного наследия [5].

Национальный траст Австралии является старейшей и крупнейшей общественной организацией отдаленного материка. Трастовое движение в стране имеет длительную историю и внушительное общественное влияние. В 1945 году г-жа Энни Вьят вместе с небольшой группой энтузиастов основала трастовое движение в австралийском штате Новый Южный Уэльс (НЮУ). Это событие предшествовало началу формирования сферы законодательства в области планирования природопользования и охраны наследия в Австралии. В период своего формирования Траст был практически единственной в стране организацией, выступавшей за изменение отношения общественности и правительства к таким жизненно важным вопросам, как охрана построенных из песчаника в георгианском стиле исторических зданий или сохранение лесов и ландшафтов в пригородных зонах. И Траст успешно выполнял свою миссию. Учреждение национальных трастов опередило формирование законодательства в области охраны наследия как на уровне отдельных штатов, так и Австралийского Союза в целом. В значи-

тельной мере это относится и к законодательству в области охраны окружающей среды. В силу этого обстоятельства общественное движение, связанное с Австралийским национальным трастом, на протяжении первых 30-40 лет своей истории использовало свой абсолютный авторитет для последовательного обеспечения перехода к системе законодательно обеспеченной охраны природных и культурных ценностей во всех сферах юрисдикции. Оно использовало также своё влияние для эффективной защиты наиболее важных в стране объектов наследия, оказавшихся под угрозой многочисленных факторов риска в городах и за их пределами.

В 1965 году трасты штатов страны сформировали общую координационную структуру - Австралийский совет национальных трастов (АСНТ). В настоящее время это учреждение располагается в Канберре, столице Австралии. Постоянной целью АСНТ является сохранение национального культурного, аборигенного и природного наследия страны и обеспечение опеки над ним в интересах нынешнего и будущих поколений. Миссия АСНТ состоит в том, чтобы обеспечить поддержку трастового движения в сфере охраны наследия Австралии посредством его изучения, пропаганды и защиты. В деятельность национальных трастов Австралии вовлечено в настоящее время 72 200 их постоянных членов и 7 400 волонтёров. Трасты страны управляют 260 объектами наследия, 170 из которых постоянно открыты для посетителей. В Австралии существует сложная система регламентации наследия, предполагающая дифференцированный подход к обеспечению охраны наследия совместно с контролем планирования.

Вместе с тем еще сохраняются пробелы в обеспечении последовательной и адекватной охраны наследия для целого ряда категорий. Нередко проблемы связаны не с тем, что именно предпринимать, а с тем, как обеспечить контроль над осуществлением принимаемых решений. Тем не менее часто именно эти проблемы смущают владельцев объектов наследия и потенциальных инвесторов. Регламентация в сфере взаимодействия наследия и развития предполагает две основные функции:

- выявление и сохранение мест распространения наследия национального, регионального и местного значения;

- контроль широкого круга видов деятельности, последствия которых могут воздействовать на состояние наследия в тех местах, где оно составляет жизненно важную основу местных сообществ.

В оценке ценностей наследия трасты придерживаются следующих принципов:

- широкое вовлечение и учет мнений общественности, подкрепляемые исчерпывающими исследованиями;

- участие местного населения, специалистов и владельцев объектов наследия;

- четкие критерии в оценивании наследия;

- минимум стандартов для всеобщей охраны всех мест распространения ценностей наследия;

- четкая, всеобъемлющая и согласованная политика в сфере охраны объектов наследия.

Сильными сторонами в деятельности Австралийского национального траста, обеспечивающими успех в сохранении объектов наследия и окружающей среды, являются:

- высокий профессионализм в сфере наследия и богатый опыт работы в этой сфере, охватывающий 60-летний период;

- имя Национального траста имеет высокую репутацию повсеместно в стране, а также широкое общественное признание, ассоциирующееся у людей с охраной наследия;

- это название является также синонимом охраны недвижимых памятников истории и культуры;

- широкое участие волонтеров из городов и сельской местности обеспечивает возможность использования разнообразных профессиональных навыков, значительного вклада их времени и ресурсов в охрану движимого и недвижимого наследия;

- волонтеры связывают местное население с охраной его наследия;

- объекты наследия, находящиеся во владении и в управлении национальных трастов, способствуют укреплению местной идентичности и создают новые рабочие места в городах и в сельской местности;

- высокоэффективный менеджмент объектами наследия благодаря участию волонтеров;

- руководящие органы национальных трастов и отдельные эксперты содействуют формированию и осуществлению правительственной политики и программ в сфере наследия, активно делясь своим уникальным опытом и богатыми познаниями, часто на безвозмездной основе;

- через каналы общественной поддержки Национальный траст содействует более эффективному местному управлению, обеспечивая местные советы, население и заинтересованных лиц надежной информацией о ценностях наследия соответствующих мест, включая результаты их долгосрочной охраны;

- национальные трасты приобрели репутацию надежных и независимых консультантов местных сообществ по вопросам охраны наследия, включая исторические аспекты и образование в сфере наследия;

- используя потенциал обширных международных связей, трасты Австралии могут заимствовать опыт и знания родственных организаций во многих странах, а также обмениваться информацией и идеями на международных конференциях.

Трастовое движение в Австралии сталкивается в наши дни со многими вызовами времени. Общество становится более разнообразным и формирует более сложное видение своей истории, а общественное наследие должно соответствовать общественным ожиданиям. Существенным стало смещение общественных интересов и поддержки с охраны наследия на охрану природной среды. Трасты владеют многими объектами собственности по всей стране, и это всегда большая проблема - привлечь достаточные средства для их поддержания в соответствующем состоянии и для обеспечения их доступности для населения [4].

Национальный траст на Бермудах (БНТ) - это благотворительная организация, основанная в 1970 году для сохранения природных, архитектур-

ных и исторических ценностей и для популяризации их в обществе. Предшественником его стал Бермудский траст по защите исторических памятников, действовавший с 1937 по 1970 гг. Все программы БНТ сфокусированы на сохранении наследия, на образовательной и юридической деятельности по охране наследия.

Цель Траста - иметь полную уверенность в том, что уникальное наследие действительно будет сохранено для будущих поколений. В 1969 году актом по созданию Бермудского национального траста была сформирована эта организация, основанная на добровольном членстве. Это негосударственная структура, как и в Великобритании, но одновременно имеющая глубокие корни в обществе. Огромную роль в работе траста играют волонтеры. Трастом руководит совет из 13 членов, курирующих 17 специализированных комитетов по всем направлениям деятельности. Пять - выбираются ежегодно всеми членами Траста. Другие 5 - назначаются пятью организациями-учредителями Траста, и еще три - правительством. Члены совета - это президент, его заместитель и бухгалтер.

В сфере образования Траст проводит различные учебные выездные семинары для учителей младших и средних классов, летние лагеря для детей по истории страны: «Как мы жили, строили и работали», образовательные туры по 23 собственным объектам Траста - архитектурным и природным, ведет коммерческую деятельность. Около 1/3 дохода БНТ - от сдачи в аренду частной собственности организации, другая 1/3 - от пожертвований и взносов на специальные мероприятия, и еще 1/3 - смешанный доход от стоимости музейных билетов, грантов от правительства, продаж, услуг культурного туризма и от членских взносов и благотворительных пожертвований

Багамский национальный траст был основан по Парламентскому закону в 1959 году как неправительственная, самофинансируемая, особая в своем статусе структура, призванная развивать и управлять системой национальных парков на Багамах. Траст на Багамах - это действительно уникальное сочетание частных, научных организаций и правительственного сектора, демонстрирующее успешную пятидесятилетнюю историю в деле сохранения природного и исторического наследия.

Достижения траста впечатляющи. Инновации, получение авторитетных международных наград, огромный вклад в дело обучения. Багамские программы обучения охране окружающей среды и развития учебных программ и планов - полностью заслуга траста. Сегодня каждый год несколько тысяч багамских школьников обучаются по образовательным программам, созданным трастом. В библиотечных справочниках траст описывается как «лучший в стране».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Траст является ведущей и авторитетной силой - ресурсным центром и расчетной палатой - для частных организаций, государственных агентств, учителей, студентов и школьников. Траст традиционно проводит серьезные научные исследования по консервации природного наследия на Багамах. Некоторые из этих самых ранних исследований послужили базисом для возникновения природного экотуризма - экотуризм был создан трастом и успешно сегодня развивается. Траст делает насущные капиталовложения для сохране-

ния и поддержания природного и исторического наследия Багамских островов и охраны побережья, финансирует послештормовые восстановительные работы и развивает специализированный туризм в стране.

Одним из ученых-исследователей, стоящих у самых истоков возникновения Национального траста, был представитель Клуба исследователей полковник Илья Толстой - внук русского писателя Льва Николаевича Толстого, посещавший Багамы с 30 по 50-е годы. Именно им впервые была сформулирована идея защиты природного наследия на островах, и именно он сформировал международную команду ученых-исследователей, которая в 1958 году и представила Багамскому правительству доклад, послуживший основанием для создания Багамского национального траста. В течение 70-90-х годов на островах формировалась и расширялась система национальных парков. В апреле 2002 года эта система была удвоена и теперь составляет 700 000 акров земли. Багамский национальный траст гордится своей историей и традициями.

Ан Тайске, или Сокровищница - Национальный траст Ирландии. Основан в 1949 году, сегодня это наиболее влиятельная структура по охране окружающей среды в Ирландии. В «философии» траста отражена идея о том, что именно сохранение природной окружающей среды есть центральная задача для Ирландии, потому что окружающая среда влияет и на развитие, и стабилизацию процессов в экономике, и на формирование высокого качества жизни в целом. Деятельность Траста базируется на убеждении в том, что заблаговременная защита всегда правильнее, чем процесс излечения, а партнерство и диалог - всегда лучше, чем конфликты и монологи, стратегическое планирование по эффективности своей превосходит целесообразность каких бы то ни было ответных действий на уже произошедшие события.

Ан Тайске - это структура, сформированная в соответствии с государственными актами (законами), и является единственной подобной организации, которая имеет полностью независимый от государства статус. Согласно Закону о создании, местные власти обязывают Ан Тайске вести широкую консультативную и разъяснительную, пропагандистскую работу во всех сферах общества по темам, так или иначе связанным с развитием системы охраны окружающей среды. Поэтому часто экспертиза, проводимая Ан Тайске, затрагивает буквально все виды наследия Ирландии - природное, архитектурное, историческое. Деятельность Ан Тайске заключается в ведении образовательной, информационной работы и формировании объективного и правильного публичного мнения по вопросам охраны окружающей среды, защите и отстаивании своих принципов и правил в работе на национальном, местном и европейском уровнях. Траст координирует международные, европейские и национальные образовательные проекты по сохранению окружающей среды. Ан Тайске содержит и управляет 16 собственными объектами от имени народа Ирландии. Имеет партнерские контакты с государственными и общественными организациями [5].

Возлюбленная поэтами и путешественниками любых возрастов, посещаемая миллионами туристов, восхищенных ее красотой, Италия обладает экстраординарным наследием искусства, природы и культуры. Это поражающее всех богатство включает в себя, помимо известных всем и каждому па-

мятников, сотни других «скрытых» жемчужин природы и архитектуры, состояние которых оставляет желать лучшего, т. к. они пострадали от воздействия и времени, и людей.

Именно для того, чтобы спасти и сохранить для общества в целостности эти погибающие, но несравненные создания природы и искусства, 28 апреля 1975 года Джулия Мария Моццони Креспи, Ронато Баццони, Альберто Пре-диери и Франко Руццоли подписали документы Конституции и устав ЕЛ1 -Итальянского Фонда окружающей среды, созданного по образцу Национального траста Англии. Частный некоммерческий фонд ЕЛ1 получает места исторической, художественной и природной ценности через пожертвования, завещания или заемы временного пользования, восстанавливает памятники и открывает их для публичного посещения. 60 000 членов БЛ1, спонсоры, пожертвователи успешно вносят вклад в разнообразную деятельность организации.

Японский национальный траст по сохранению культурного и природного наследия был основан в декабре 1968 года под патронажем Министерства транспорта по образцу Национального треста Британии. Японский национальный траст работает для целей сохранения и управления значительными природными и культурными ценностями Японии, чтобы донести их до будущих поколений. Работает по всей Японии, чтобы эффективно осуществлять свою миссию. О важности осуществления действий по охране наследия впервые громко было заявлено в Японии в газетной статье известного японского писателя Гиро Асагари, озаглавленной «Разрушение природы». В этой статье писатель предупреждал японцев о скорой грядущей утере их уникальных природных и исторических сокровищ и призывал к созданию Японского национального траста по образцу Британского. Следуя этим призывам, в декабре 1968 года был сформирован Японский национальный траст по сохранению культурного и природного наследия. С самого первого дня своего существования в деятельности Японского национального траста есть три главные составляющие - траст активно проводит обзор и исследования, а также документирование исторических мест Японии; исследует их художественно-архитектурную значимость и описывает текущее состояние (проводит мониторинг). Траст способствует развитию связей со всё более и более широкой общественной аудиторией, что, несомненно, влияет также на постоянный рост членства в этой организации.

В 1984 году Национальный траст Японии официально был освобожден от налогообложения и сразу начал приобретать недвижимость с тем, чтобы её реставрировать и использовать для публичного посещения и культурнообразовательных целей. Траст одновременно приступил к открытию по всей Японии в приобретенной недвижимости Центров наследия - для того, чтобы привлекать внимание населения и популяризировать местное наследие. Траст осуществляет поддержание и функционирование таких историкокультурных и природных объектов, как исторические железные дороги в Ой-гаве и Нагахаме; проводит работы по сохранению поющих песков (дюн) на побережье, исторически традиционных японских домов с соломенными крышами и др. В последнее время делает акцент на разнообразном индустриаль-

ном наследии. Сегодня Национальный траст осуществляет 36 проектов по сохранению объектов природы, истории и культуры, имеет 161 исследовательский проект, управляет шестью собственными объектами.

Японский национальный траст - это некоммерческая, освобожденная от налогов, общественно-ориентированная корпорация, финансово поддерживаемая его членами, перечислениями промышленных предприятий, финансированием от правительства и от частных организаций. Разного рода перечисления Национальному трасту уменьшают его подоходное налогообложение, а пожертвования в виде недвижимости полностью освобождаются от налогов на наследство и прирост капитальной стоимости.

Национальный траст по историческим местам и ландшафтам Словакии (НТС) возник в 1996 году и независим от государства. Его цели - при владении или управлении исторической недвижимостью провести максимально грамотные консервационные работы и правильно использовать эти исторические здания (или достопримечательные места, или же движимую частную собственность), сделать их доступными для посетителей и их образования. Частная собственность траста имеет высокую художественную или архитектурную значимость.

Траст принимает участие в формировании концепции и программы устойчивого развития страны. Проводит учебные консультации для муниципальных работников и специалистов, равно как и для простых граждан и владельцев собственности в районе Подбиеля. Своей деятельностью Траст всегда способствует организациям по сохранению наследия в стране, работает над развитием проектов гражданских и местных сообществ. Траст работает в кооперации с Государственным институтом памятников и церковных владений. Особо фокусируется на проектах по сохранению индустриального наследия [5].

Международное движение Национальных трастов включает большое количество стран. Все они созданы по образцу первого траста Великобритании и основным направлением избрали путь просвещения своих граждан.

Неоспоримый вклад в дело сохранения культурного наследия Европы и других стран вносят добровольческие движения волонтеров. В Европе существует целая сеть национальных и международных волонтёрских ассоциаций, связанных с важной деятельностью по защите и сохранению культурного наследия. Наиболее известные из них: «ОТКРЫТЫЕ ДОМА» (Германия), Союз «РЕМПАРТ» (Франция), «ОДНОЙ ШКОЛЕ - ОДИН ПАМЯТНИК» (Македония), «ПОМОЩЬ ЕВРОПЕЙСКИХ ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ УСЛУГ» (Евросоюз) и многие другие.

Особое внимание хочется уделить законодательной просветительской и коммерческой деятельности Соединенных Штатов Америки в деле сохранения исторического наследия, поскольку она имеет некоторые отличия от европейских единомышленников [2].

«Начиная с 70-х годов в США полным ходом реализуется программа, благодаря которой целые города получили возможность сохранения и возрождения своих исторических кварталов в противовес нависшей над ними альтернативы коренной ломки их исторической застройки. Имея на своем счету впечатляющие результаты, которые не поддаются стандартным критериям измере-

ния, проект «Главная улица» Национального траста по сохранению исторического наследия превратился с момента его возникновения в 1976 году в одну из наиболее успешных национальных программ по восстановлению и возрождению исторического облика городов. Эта программа предлагает полезные направления деятельности вместо легких ответов. Это программа, которая во главу угла ставит естественные устремления граждан и квалификацию профессионалов, программа, которая уважительно относится к неразрывной связи экономической и физической окружающей среды, помогает восстановить накопленный столетиями характер соответствующих исторических мест.. ,»2.

Программа «Главная улица», выдвинутая в США по инициативе некоммерческого Национального траста по сохранению исторического наследия, является комплексом поэтапных самостоятельных мероприятий по возрождению исторических и традиционных городских торговых кварталов. Эту программу одинаково успешно можно осуществлять как в крупных, так и в небольших городах, в любых экономических условиях и в любых регионах страны. Программа основывается на принципах самоопределения и прямого непосредственного участия членов той или иной коммуны в процессе возрождения центральных кварталов города. Жители района могут принимать участие в программе на основе официального процесса выбора, или они могут реализовывать свою независимую программу. На сегодняшний день программа «Главная улица» реализуется в более чем тысяче больших и малых городов по всем Соединенным Штатам и служит моделью для аналогичных программ в Австралии, Канаде, Новой Зеландии, Венесуэле. Многие города в Бразилии, Чехии, Индии, Литве, Украине также собираются перенять этот опыт. Центр по реализации программы Национального траста «Главная улица» и его партнеры на местном, региональном и национальном уровнях предоставляют разнообразнейшую информацию и услуги общинам, заинтересованным в укреплении своих традиционных городских центров и сохранении исторических зданий в торговых кварталах центральных частей городов.

Успех программы «Главная улица» зависит от поэтапной работы одновременно по четырем направлениям, известным под названием Стратегия четырех пунктов по реализации программы «Главная улица», которые заключаются в следующем:

I. Проектирование. Улучшение внешнего облика городских районов посредством реставрации зданий и сооружений, строительства новых объектов в тесной увязке со сложившейся застройкой, благоустройство территории и использование различных систем управления благоустройством.

II. Организация / сотрудничество и партнерство. Достижение консенсуса и создание атмосферы сотрудничества между различными государственными и общественными группами и частными лицами, а также выявление источников финансирования деятельности по возрождению городских кварталов.

III. Продвижение / реклама. Рекламирование торговых кварталов путем проведения различных мероприятий в целях привлечения покупателей, потенциальных инвесторов, новых компаний, жителей и посетителей.

2 Из книги Роберты Брандес Гратц Живой город. - Нью-Йорк. Изд-во Симон & Шустер, 1989.

IV. Экономическая реструктуризация. Укрепление экономической базы района и создание новых возможностей путем всестороннего анализа и развития новых форм жизни в историческом центре.

В дополнение к этим четырем направлениям программа «Главная улица» также предусматривает реализацию следующих восьми ключевых принципов:

- Комплексность мероприятий. Вместо того, чтобы сфокусироваться на улучшении лишь внешнего облика исторического центра или только на маркетинговых усилиях, программа «Главная улица» включает в себя целый комплекс различных мер по каждому из вышеуказанных четырех направлений. Поскольку осуществление каждого из них по отдельности не приведет к возрождению торговых кварталов в центре города, то необходимо предпринять усилия по решению всего комплекса проблем данного района и имеющихся в нем возможностей единым скоординированном способом.

- Постепенное продвижение вперед. Главные улицы в городах Америки пришли в упадок не сразу за одну ночь: поэтому и все их проблемы также невозможно решать в одночасье. На все требуется время. Так, на начальном этапе реализация программы «Главная улица» движется вперед медленно, небольшими шагами, по мере того, как участники программы приобретают основные навыки, необходимые для возрождения исторического центра своего города. Со временем маленькие победы постепенно перерастают в крупные.

- Сотрудничество между государственными и частными организациями. Как частные, так и государственные компании обладают значительным опытом, преимуществами и знанием программ, которые они могут успешно применить в процессе совместного возрождения исторического центра города, причем ни одна из них не может обойтись без помощи другой. Истинное партнерство приобретает огромное значение.

- Планирование конкретных задач. Проблемы, стоящие сегодня перед историческими городскими центрами, весьма серьезные и сложные. Однако вместо того, чтобы сразу попытаться решить наиболее трудные из них, программа «Главная улица» позволяет разбить крупные проблемы на множество мелких задач и таким образом постепенно подойти к решению крупных.

- Использование уже имеющихся ресурсов. Каждый торговый квартал в центре города имеет присущие только ему сильные стороны. Используя в качестве фундамента уникальные ресурсы каждого из районов города, программа «Главная улица» легко адаптируется под нужды различных типов общин.

- Качество. При строительстве зданий на главной улице применялись высококачественные строительные материалы и использовался труд высококлассных строителей. Очень важно, чтобы при возрождении зданий внимание и заботливое отношение к отделке их архитектурных деталей отражало мастерство их первоначальных строителей.

- Изменение во взглядах и отношении к историческому наследию. Процесс возрождения традиционных торговых кварталов в историческом центре города, т. е. процесс восстановления его экономики и возрождение его значимости в жизни всего города или данной общины, неизбежно влечет необходимость перемен - масштабных перемен. Конечно же, и экономическая структура проектного района также должна претерпеть изменения. Направле-

ние капиталовложений также должно измениться. Необходимо создать новые формы сотрудничества. И, конечно же, нужно изменить устоявшиеся взгляды и отношение к своему району.

- Самоусовершенствование. Программа «Главная улица» не зависит от государственных дотаций или договоренности влиятельных группировок; это

- программа взаимопомощи, реализуя которую, местные лидеры сами приобретают опыт и знания по руководству экономическим ростом и сохранением исторических кварталов в центре города.

Именно вследствие повышенного внимания, которое Центр по реализации программы «Главная улица» уделяет укреплению уже существующих магазинов и созданию новых силами местных жителей, эта программа завоевала всеобщее признание благодаря созданию более высокооплачиваемых рабочих мест по сравнению с теми, которые существуют в крупных современных сетевых магазинах. Сравнительный анализ статистических данных, полученных в ходе реализации программы в трех штатах, показал, что начальный уровень зарплаты в современных торговых центрах - «шоппинг-холлах», в среднем примерно на 16 % ниже соответствующего уровня в традиционных торговых кварталах в центре города. А в целом, средняя зарплата в последних на 38 % превышает заработную плату, получаемую на аналогичных должностях в сетевых магазинах и холлах.

Для каждого региона программа «Главная улица» имеет свои отличительные черты, потому что торговый квартал в историческом центре каждого города отличается своими различными преимуществами, потребностями, составом участников, а также стоящими перед ними задачами. Однако все успешно осуществленные программы «Главная улица» объединяются такими общими особенностями, как огромный практический опыт членов правления, активность членов их комитета и высокий профессионализм их штатных сотрудников. Подобно управлению огромным современным торговым комплексом, возрождение исторического торгового центра также требует полной занятости его руководителей. И хотя большая часть работы по его возрождению приходится на партнеров по программе, ее успешное претворение зависит от профессионализма сотрудника, который, с одной стороны, будет постоянно отстаивать интересы исторического квартала, а с другой, - следить за тем, чтобы строго выдерживались сроки программы и ее направление [1].

Американский национальный траст убедительно - на конкретных примерах (в частности, в рамках программы «Главная улица») - продемонстрировал, что при эффективном профессиональном менеджменте наследие из обузы превращается в активный фактор развития городской среды. По словам представителей этого траста, в их программах «работает каждый доллар». При этом имеется в виду, что работает эффективно, т. е. с необходимой и достаточной прибылью. Здесь же отметим, что в современной деятельности трастов преобладает форма среднесрочных целевых программ [3].

Современные национальные трасты - это структуры гражданского общества. Они активно воспитывают у своих соотечественников многие важные человеческие качества, в том числе - терпимость, уважение к иным культурам и традициям. Однако главное направление их деятельности все же

связано с воспитанием своих граждан в духе национальных традиций и ценностей. Поэтому Британский национальный траст воспитывает, прежде всего, британцев, японский - японцев, а американский - американцев. Воспитывает в духе патриотизма, что особенно ярко проявляется в деятельности Американского национального траста сохранения исторического наследия, и, похоже, делает это эффективнее, чем официальные государственные структуры, используя такой совершенный ресурс, как уникальное историческое наследие своей страны и любовь к нему соотечественников [3].

Общественные организации по сохранению историко-культурного наследия действуют также в виде различных фондов:

Греческий фонд культуры (НРС) - эллинистический Фонд культуры был основан в 1992 году и расположен в Афинах. Его главная цель - популяризировать греческую культуру и язык по всему миру. Фонд - официальное юридическое образование, подчиненное местному закону, которое патронируется Министерством культуры Греции. Руководство осуществляет Совет, который назначается каждые четыре года. НРС проводит свою деятельность через отделения в Александрии, Берлине, Нью-Йорке и Одессе, а также через представителей в Лондоне, Москве, Рабате и других городах мира. В Москве фонд представляет Димитрис Ямалас, работающий в посольстве Греции.

Одесское отделение Фонда. Основано в 1994 году в Одессе. Сейчас отделение НРС имеет Музей Филики Этаирия, который является частью Одесского музея истории и народного искусства. Отделение имеет библиотеку и читальный зал, залы и холлы, здесь проводят репетиции собственный хор и танцевальный коллектив фонда. Фонд публикует множество материалов на темы культурного наследия Греции и Украины, выступает со многими инициативами, проводит финансирование археологических раскопок.

Фонд Мелины Меркури. В деятельность фонда входит организация лекций, конгрессов, публикаций, образовательных программ, пропагандирующих ценности греческой культуры. Работа фонда в этой области будет способствовать открытию нового музея Акрополя.

Деятельность Европейского культурного центра взаимосвязана с универсальными духовными и гуманистическими ценностями, значение этих ценностей сохранялось всегда, оно не падает и сегодня, в начале третьего тысячелетия от Рождества Христова. И потому масштаб деятельности центра сегодня расширяется за рамки европейского. Европейский Культурный центр в Дельфи был образован с целью формирования интеллектуального центра Европы и мира. Он был основан в 1960 году по инициативе Константиноса Караманлиса при финансовой помощи Совета Европы. Национальный Центр пытается быть мостом, который связывает вместе тех, чьи пути-дорожки в жизни неизбежно пересекаются - это старые и молодые, художники и бизнесмены, общественный и частный сектор и т. д.

Германский фонд для защиты памятников. Это частная организация, частная инициатива, которая поставила себе две задачи: сохранение особо ценных историко-архитектурных объектов, если они в состоянии опасного разрушения, и всемерную популяризацию идеи сохранности историко-архитектурного наследия.

Свои задачи фонд осуществляет через контакты, взаимодействие и широкое сотрудничество со множеством людей и организаций - как это только, в принципе, возможно. Строгие критерии и ограничения установлены для расширения имеющихся у организации ее финансовых фондов. Подчас работа фонда сопровождается серьезными конфликтами - в тех случаях, когда сохранение памятников не осуществляется в должной мере государственными органами охраны. Тогда финансирование осуществляется фондом, производится оно быстро и без какой-либо волокиты, но возможно это только за счет оперативного привлечения дополнительных общественных финансовых поступлений. Тем не менее в настоящее время Германский фонд защиты памятников старается ограничивать финансирование пятью заявителями на помощь одновременно [7].

Из приведенного выше следует:

В каждой из рассмотренных стран действует своя система охраны наследия, отражающая особенности исторического развития, социально-экономического и политического устройства, специфику историко-культурного наследия, степень заинтересованности правительства и общественности в сохранении своей национальной культуры для нынешних и будущих поколений.

Весьма значимые результаты охранной деятельности достигнуты в странах, где применяются различные системы льгот для пользователей и потенциальных инвесторов, где серьезное внимание уделяется образовательной и юридической сторонам защиты наследия, приобщению населения с детства к изучению истории и культуры своей страны.

Сохранение наследия способно эффективно содействовать лучшему пониманию собственной истории и осознанию национальной идентичности, что является неотъемлемым условием экономического благополучия и успешного развития любого - малого или большого государства.

Библиографический список

1. Законы США в области сохранения культурного наследия. Национальный траст США, 10 октября 2008 г. Дата вхождения : 27.01.2009 [Электронный ресурс] : [официальный сайт National Traust for Historic Preservation]. - Условия доступа :

http://www. mainstreet. org.ru

2. Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. «Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия». Париж, 17-21 ноября 1972 г. Дата вхождения : 27.01.2009 [Электронный ресурс] : [официальный сайт штаб-квартиры ЮНЕСКО в Москве]. - Условия доступа : http://www.ENNHO.ru

3. Наследие как фактор устойчивого развития: XI международная конференция национальных трастов и её итоги. Вашингтон, D.C., США 19 октября 2005 г. Памятная записка. Дата вхождения : 25.01.2009 [Электронный ресурс] : [официальный сайт Национальный фонд «Возрождение русской усадьбы»]. - Условия доступа : http://www.fondus.ru

4. Международное трастовое движение. Мередит Хинклиф ; перев. с англ. Ю. Мазурова. Дата вхождения : 06.02.2009 [Электронный ресурс]. - Условия доступа : http://www.ntrust.ru/public.cms

5. Трастовое движение и охрана наследия. Международное сотрудничество / Опыт. Дата вхождения : 04.02.2009 [Электронный ресурс] : [официальный сайт Национальный фонд «Возрождение русской усадьбы»]. - Условия доступа : http://www.fondus.ru

92

Вестник ТГАСУ № 1, 2009

6. XI Международная конференция национальных трастов и ее итоги. Вашингтон, D.C., США 19 октября 2005 г. / перев. с англ. М.В. Боганькова ; под ред. Ю.Л. Мазурова. Август 2005 г. Дата вхождения : 04.02.2009 [Электронный ресурс] : [официальный сайт Национальный центр опеки наследия]. - Условия доступа : http://www. IUCN.ru

7. Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Конвенция об охране культурного и природного наследия. Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности. Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия. Темы. Культура. Документы. Дата вхождения : 27.01.2009 [Электронный ресурс] : [официальный сайт штаб-квартиры ЮНЕСКО в Москве]. - Условия доступа :. http://www.UNESKO.ru

O.G. LITVINOVA, L.S. ROMANOVA

FOREIGN EXPERIENCE OF THE CONSERVATION OF HISTORY-CULTURAL HERITAGE

The article is devoted to the foreign experience of history-cultural heritage in the countries of Europe, Asia and North America. The authors consider the problem of the conservation, both with legislative sides, and from the point of view of society. The review of normative-legal acts, public organization activity and not state financial funds directed to the conservation of the historic heritage is offered in the paper. The purpose of the paper is to show the new methods of conservation of national wealth on the base of the foreign experience. The material used in article was taken from official sources.

УДК 72:72.01

Е.А. РЕПИНА, jeniarepina@gmail.com СГАСУ, Самара

БИНАРНОЕ СОЗНАНИЕ КАК РЕАБИЛИТАЦИЯ РЕПРЕССИРОВАННЫХ ЗНАЧЕНИЙ КУЛЬТУРЫ В ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ КРИТИКЕ

В статье выживание человечества как вида определяется как необходимость вертикального сдвига культуры, т. е. спешное обретение такой системы ценностей и методологий науки и разных типов деятельности, в том числе и проектной, в основе которых снова окажется человек со всеми субъективными и интерсубъективными значениями. Основной стратегией, ведущей к такому мировоззрению, является реабилитация репрессированных классической парадигмой значений культуры (спонтанное, игра, тело, удовольствие, женское, гротеск, место, Другой) и восстановление равновесия внутри пар оппозиций (бинарное сознание). В статье это носит форму противопоставления: тезис-антитезис, которая рассматривается не как серьезное намерение, а как художественный прием, поскольку конечной целью бинарного сознания является «содержание внутри».

Ключевые слова: постнеклассическая научная парадигма, постмодернистская архитектурная критика, бинарная логика, реабилитация репрессированных значений, «содержание внутри», Другой, субъективность, интерсубъективные значения, спонтанность, гротеск.

© Е.А. Репина, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.