Научная статья на тему 'Из зарубежного опыта охраны культурного наследия исторических городов'

Из зарубежного опыта охраны культурного наследия исторических городов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1130
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЕ ГОРОДА / АРХИТЕКТУРНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ПАМЯТНИК ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ / БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ТРАСТОВОЕ ДВИЖЕНИЕ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / HISTORIC CITIES / ARCHITECTURAL AND CULTURAL HERITAGE / HISTORICAL AND CULTURAL MONUMENT / BUDGET FINANCING / TRUST MOVEMENT / TAX POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глазунов Виктор Владимирович

Обобщен и проанализирован опыт зарубежных государственных и общественных организаций по финансированию деятельности по сохранению и использованию архитектурного культурного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Глазунов Виктор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is summarized and analyzed the experience of foreign state and public organizations in financing the activity of protection and use of the architectural and cultural heritage.

Текст научной работы на тему «Из зарубежного опыта охраны культурного наследия исторических городов»

14. Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения : информ. бюл. ВЦИОМ. 1993. № 6.

15. Экономическая энциклопедия регионов России. Южный федеральный округ. Волгоградская область / гл. редкол. Ф.И. Шамхалов (гл.ред.) [и др.]; редкол. тома : О.В. Иншаков [и др.]. М.: НПО «Экономика»; ВолГУ, 2005.

16. URL: http:// www.ikvo/elections-and-referehdums/

ekections-arhive (дата обращения : 27.08.2014). * * *

1. Volzhskaja pravda. 1991. 14 ijunja.

2. Volzhskaja pravda. 1993. 18 dekabrja.

3. Gosudarstvennyj arhiv Volgogradskoj oblasti (GAVO), F. 2183. Op. 1.

4. GAVO. F.2199.0p.1.

5. Grishin N.V. Dinamika jelektoral'nyh predpochtenij naselenija juga Rossii: sravnitel'noe issledovanie. M. : Soc.-polit. mysl', 2008.

6. Kommersant. 2013. 25 apr.

7. Naumov O.G. Liberal'nye partii v Rossii v 1990-e gody. Orenburg : IPK «Juzhnyj Ural», 2007.

8. Osnovnye social'no-jekonomicheskie poka-zateli gorodov i rajonov Volgogradskoj oblasti. Volgograd : Obl. kom. statistiki, 2000.

9. Oficial'nye itogi referenduma 25 aprelja 1993 g. v 90 izbiratel'nyh okrugah. Tablica P-3 [Jelektronnyj resurs]. URL: http:// www.hrights.ru/text/sob/ Chapter11.htlm (data obrashhenija: 27.08.2014).

10. Rogozhin A.V., Jakurin A.V. Osobennosti jekonomicheskogo i politicheskogo razvitija Novgorodskoj i Volgogradskoj oblastej s 1991 po 1995 gg. // Social'naja transformacija post-sovetskogo prostranstva / pod obshh. red. T.I. Zaslavskoj. M.: Aspekt -Press, 1996. S. 152-158.

11. Sogrin V.V. Politicheskaja istorija sovre-mennoj Rossii: ot Gorbacheva do El'cina. M.: Prog-ress-Akademija, 1994.

12. Sogrin V.V. Liberalizm v Rossii : peripetii i perspektivy // Obshhestvennye nauki i sovremennost'. 1997. №1. S.13-23.

13. Centr dokumentacii novejshej istorii Volgogradskoj oblasti. F.113. Op.14.

14. Jekonomicheskie i social'nye peremeny: monitoring obshhestvennogo mnenija : inform. bjul. VCIOM. 1993. № 6.

15. Jekonomicheskaja jenciklopedija regionov Rossii. Juzhnyj federal'nyj okrug. Volgogradskaja oblast' / gl. redkol. F.I. Shamhalov (gl.red.) [i dr.]; redkol. toma : O.V. Inshakov [i dr.]. M.: NPO «Jekonomika»; VolGU, 2005.

16. URL: http:// www.ikvo/elections-and-referehdums/ ekections-arhive (data obrashhenija: 27.08.2014).

Evolution of political moods in the Russian province in the 1990s (based on the Volgograd region materials)

By the material of the Volgograd region there is considered the evolution of political moods of its inhabitants in the 1990s, analyzed the factors of influence and substantiated the priority of influence of social and economic situation in the region, which became worse in the course of radical reforms of the liberal character. In the middle of the 1990s among the greatest part of the population there was noted the nostalgia for the Soviet "stability" and the growth of pro-communist moods that provided the political leadership to the Volgograd communists. However, the political conservatism proclaimed itself at the end of the 1990s.

Key words: liberal ideology, liberal values, public moods, political conservatism.

(Статья поступила в редакцию 12.09.2014)

в.в. Глазунов

(Волгоград)

ИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ОХРАНЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДОВ

Обобщен и проанализирован опыт зарубежных государственных и общественных организаций по финансированию деятельности по сохранению и использованию архитектурного культурного наследия.

Ключевые слова: исторические города, архитектурное культурное наследие, памятник истории и культуры, бюджетное финансирование, трастовое движение, налоговая политика.

Сегодня, в условиях глобализации и ускорения урбанистических процессов, приводящих к стиранию индивидуальностей и культурного разнообразия, вопрос сохранения культурного наследия исторических городов и поселений приобретает особую актуальность. В нашей стране состояние культурного наследия можно охарактеризовать как критическое. Причины этого кроются и в несоответствующей требованиям времени законодательной

© Глазунов В.В., 2015

базе [4, с. 6], и в недостаточном бюджетном финансировании программ, связанных с сохранением и защитой памятников архитектурного наследия, а также в полном отсутствии частных инвестиций. По экспертным оценкам, в настоящее время объем государственного финансирования, выделяемого на содержание и реставрацию одних только памятников федерального значения, составляет не более 15% от необходимого. Примерно две трети таких памятников нуждаются в реставрации [6]. Усугубляет ситуацию и не учитывающая специфику содержания и использования памятников истории и культуры система налогообложения - непомерно высокие земельный налог, налог на наследство и пр.

Более того, невыгодным является использование в коммерческих целях даже уже отреставрированных памятников культурного наследия в современной городской инфраструктуре. Их использование приносит доход не более 2-3% годовых [7].

Ситуация усугубляется еще и тем, что с 2010 г. в Российской Федерации на законодательном уровне произошло резкое сокращение числа исторических городов и поселений, что, несомненно, не только является отступлением государства в деле охраны этой категории культурного наследия, но и ведет к дальнейшему ухудшению ее непростого положения [5].

Однако в мировой практике существует масса примеров того, как эффективное взаимодействие государства, частного бизнеса и гражданских инициатив давало положительный результат в области охраны культурного наследия исторических городов и поселений.

Во многих странах Западной Европы и Америки существуют и успешно применяются различные государственные программы, разработанные и финансируемые из бюджета с целью привлечения населения, коммерческих и общественных организаций в сферу охраны национального наследия. Широкое использование в этих программах всевозможных дотаций, грантов и налоговых льгот делают их очень популярными и эффективными.

особенно интересна, с точки зрения возможности использования ее в современных российских условиях, схема предоставления субсидий и налоговых льгот для тех, кто принимает активное участие в восстановлении памятников архитектуры. Данная недвижимость входит в государственный реестр исторических мест, работа по восстановлению подле-

жит обязательной сертификации. в таком случае представители бизнеса, поддерживающие проекты по возрождению исторических мест, могут рассчитывать на налоговые рассрочки (кредиты). Еще одним положительным моментом является то, что налоговые льготы касаются не только инвесторов, но и граждан, которые восстанавливают исторические дома для собственного проживания. Так, если восстанавливается старый дом, то после восстановления значительно возрастает его стоимость, а вместе с ней и налог на имущество. Но, учитывая затраты на восстановление дома, практикуется система замораживания долгов - за восстановленный объект платится такой же налог, как до восстановления [3, с. 74].

следует отметить, что во многих странах возможность льготного налогообложения заложена в финансовую политику, а варианты предоставления субсидий и налоговых льгот уникальны и используются в каждой стране по-разному.

например, во Франции владельцы зданий, которые являются памятниками истории, могут рассчитывать на компенсацию расходов, понесенных на их содержание, ремонт и эксплуатацию. Данная льгота предоставляется за счет снижения подоходного налога, а ее размер варьируется и напрямую зависит от решения собственника об открытии публичного доступа к объекту наследия [1, с. 25].

Кроме гибкой налоговой политики, во Франции широко используются поощрения в виде грантов. Их предоставляют на реализацию проектов по реконструкции и реставрации памятников архитектуры. Размер гранта напрямую зависит от того, насколько проект выгоден в коммерческом плане, а выплаты производят за счет средств регионального бюджета.

Программы по экономическому стимулированию деятельности, направленной на сохранение и использование культурного наследия в Германии, имеют много общих черт с французской моделью. отличие состоит в том, что налоговые льготы имеют фиксированный процент от дохода, действующий первые десять лет. Также льготами поощряют и физических лиц, инициировавших проекты, направленные на воссоздание историко-культурного ландшафта. Если по проекту предусматривается открытие объектов культурного и природного наследия для исследований ученых, то в таком случае к уже полученным льготам прибавляется до 60% налоговых субсидий.

особый интерес представляет система льгот великобритании, где активно развивается трастовое движение. В рамках этого движения существуют организации, на которые и распространяются налоговые льготы в виде частичного освобождения от страховых надбавочных нагрузок, а также необходимости выплачивать подоходный, корпоративный налог [1, с. 39].

например, некоторые виды деятельности Национального траста Великобритании, подчиняющегося режиму налогообложения корпораций, освобождаются от выплаты данного налога. среди них можно выделить такие, как коммерческая деятельность, которая осуществляется при выполнении главной задачи данного общества (плата за вход на территорию исторических памятников); коммерческая деятельность, являющаяся вспомогательной при выполнении главной задачи благотворительного общества (например, организация общественного питания для посетителей объектов Национального траста) [8].

кроме вышеперечисленных налоговых льгот, в Великобритании с апреля 2000 г. существует «Программа по оказанию помощи дарителям». Она осуществляется Королевской службой по налоговым и таможенным сборам (КСНИТС). Эта программа позволяет благотворительным организациям получать компенсацию от налоговой службы на сумму, равную базисной налоговой ставке, которую применяет КСНИТС по отношению к любым денежным пожертвованиям со стороны британских налогоплательщиков. Например, если базисная налоговая ставка составляет 22% от даруемой суммы и даритель жертвует 1,00 фунт Национальному трасту, то последний может получить назад 28 пенсов в виде компенсации (из общего дохода в размере 1,28 фунта вычитается базисная налоговая ставка в размере 22%, что равняется 1 фунту, пожертвованному из чистого дохода). Другими словами, пожертвование в размере 78 пенсов принесет Трасту 1 фунт, потому что КСНИТС возместит 22 пенса, которые даритель заплатит в виде налога за 1 фунт, которые он или она первоначально заработал до вычета налогов.

Благотворительная деятельность пользуется множеством налоговых льгот в Англии. Доход, полученный благотворительной организацией, не облагается налогом на прибыль или корпоративным налогом.

Пути взаимодействия в сфере сохранения культурного наследия проходят через крупные фонды Великобритании, чтобы финансировать проекты наследия, которые способствуют в основном частной секторной инвестиции в больших и малых городах.

Система налоговых льгот в США имеет ряд уникальных особенностей и направлена главным образом на поощрение налогоплательщиков, которые вкладывают деньги в реконструкцию памятников архитектуры.

Если зданию присвоен статус исторического, то льгота на подоходный налог будет равна 20% от суммы, затраченной на реконструкцию. В том случае, если здание не представляет исторической ценности, но построено до 1936 г., то льгота составит 10% от стоимости реконструкции [2]. Льготой могут воспользоваться граждане, которые принимают непосредственное участие в реконструкции или просто инвестируют свои средства в реконструкцию здания. Однако чтобы получить право на льготы, вложения налогоплательщика в реконструкцию должны быть капитальными, т.е. превышать сумму в 5000 долл. в течение любого 24-месячного срока, определенного самим инвестором, либо составлять большую часть суммы цены за покупку здания и стоимости предшествующих вложений в него.

Важно отметить, что цель такой реконструкции состоит, прежде всего, в том, чтобы повторно использовать исторически значимое здание в качестве жилого или коммерческого помещения, вернув его в современную действующую инфраструктуру. При этом в плане реконструкции обязательно согласовывается цель повторного использования с историческими особенностями строения, а сам план утверждается Министерством внутренних дел.

По данным Национального траста по сохранению исторических памятников, более чем за тридцатилетнюю историю существования системы налоговых поощрений в США удалось спасти от гибели свыше 30 000 зданий, представляющих исторический интерес. Несмотря на то, что крупные проекты, как правило, более заметны, налоговые льготы за реконструкцию использовались чаще для реализации небольших проектов. Около 70% проектов, направленных на реконструкцию исторических зданий, включали в себя расходы на сумму, которая не превышала 500 тыс. долл.,

а примерно треть проектов стоили до 100 тыс. долл. [9].

Такое множество видов и масштабов проектов, а также большое разнообразие реконструкций исторически значимых зданий, таких как восстановление особняков, лавок, ресторанов, наглядно показывают широкий выбор возможностей для потенциальных участников этой программы.

Таким образом, четкая и продуманная финансовая политика, развернутая система экономических поощрений граждан, прямо или косвенно принимающих участие в восстановлении памятников истории и культуры, приносят серьезные положительные результаты в деле сохранения объектов культурного наследия исторических городов и могут послужить примером для других стран.

Список литературы

1. Rebecca L. McCleary Financial Incentives for Historic Preservation: An International View // University of Pennsylvania Scholarly Commons. 2005.

2. The Tax Reform Act of 1986. Public Law 99-514-Oct. 22, 1986 [Электронный ресурс] // University of California: [сайт]: [2014]. URL: http:// ucop.edu/research-policy-analysis-coordination/_files/ Public%20Law%2099-514.pdf (дата обращения: 07.08.2014).

3. Аналитический вестник № 5(372) // О мерах по сохранению историко-культурного наследия народов Российской Федерации. М., 2009.

4. Галкова О.В. российские традиции охраны отечественного культурного наследия. Волгоград: Перемена, 2011.

5. Галкова О.В., Петров А.В. Традиции и инновации в сохранении российского наследия // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2012. № 3. С. 155.

6. Защита культурного и исторического наследия и регенерация городской среды [Электронный ресурс] // Русский дом будущего: [сайт]: [20102015]. URL: http://rusdb.ru/gorod/expo-cultnasledie/ culture/#top (дата обращения: 03.01.2015).

7. Как сохранить объекты культурного наследия? [Электронный ресурс] // Urbanus.ru: [сайт]: [2006-2015]. URL: http://urbanus.ru/read/rgroup_ realty/kak-sokhranit-obekty-kulturnogo-nasledija/ (дата обращения: 03.01.2015).

8. налоговые льготы в Великобритании [Электронный ресурс] // национальный центр опеки наследия: [сайт]: [2014]. URL: http://www. ntrust.ru/public.cms/?eid=695735 (дата обращения: 02.03.2014).

9. Руководство по налоговому поощрению при восстановлении исторических памятников [Элек-

тронный ресурс] // Национальный центр опеки наследия: [сайт]: [2014]. URL: http://www.ntrust.ru/ public.cms/default.aspx?eid=689094 (дата обращения: 17.03.2014).

* * *

1. Rebecca L. McCleary Financial Incentives for Historic Preservation: An International View // University of Pennsylvania Scholarly Commons. 2005.

2. The Tax Reform Act of 1986. Public Law 99-514-Oct. 22, 1986 [Jelektronnyj resurs] // University of California: [sajt]: [2014]. URL: http://ucop. edu/research-policy-analysis-coordination/_files/ Public%20Law%2099-514.pdf (data obrashhenija: 07.08.2014).

3. Analiticheskij vestnik № 5(372) // O merah po sohraneniju istoriko-kul'turnogo nasledija narodov Rossijskoj Federacii. M., 2009.

4. Galkova O.V. Rossijskie tradicii ohrany otechestvennogo kul'turnogo nasledija. Volgograd: Peremena, 2011.

5. Galkova O.V., Petrov A.V. Tradicii i innovacii v sohranenii rossijskogo nasledija // Gumanitarnye, social'no-jekonomicheskie i obshhestvennye nauki. 2012. № 3. S. 155.

6. Zashhita kul'turnogo i istoricheskogo nasledija i regeneracija gorodskoj sredy [Jelektronnyj resurs] // Russkij dom budushhego: [sajt]: [2010-2015]. URL: http://rusdb.ru/gorod/expo-cultnasledie/culture/#top (data obrashhenija: 03.01.2015).

7. Kak sohranit' ob#ekty kul'turnogo nasledija? [Jelektronnyj resurs] // Urbanus.ru: [sajt]: [20062015]. URL: http://urbanus.ru/read/rgroup_realty/ kak-sokhranit-obekty-kulturnogo-nasledija/ (data obra-shhenija: 03.01.2015).

8. Nalogovye l'goty v Velikobritanii [Jelektronnyj resurs] // Nacional'nogo centra opeki nasledija: [sajt]: [2014]. URL: http://www.ntrust.ru/public. cms/?eid=695735 (data obrashhenija: 02.03.2014).

9. Rukovodstvo po nalogovomu pooshhreniju pri vosstanovlenii istoricheskih pamjatnikov [Jelektronnyj resurs] // Nacional'nogo centra opeki nasledija: [sajt]: [2014]. URL: http://www.ntrust.ru/public.cms/default. aspx?eid=689094 (data obrashhenija: 17.03.2014).

From the foreign experience of protection of historic cities culture heritage

There is summarized and analyzed the experience of foreign state and public organizations in financing the activity of protection and use of the architectural and cultural heritage.

Key words: historic cities, architectural and cultural heritage, historical and cultural monument, budget financing, trust movement, tax policy.

(Статья поступила в редакцию 8.01.2015)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.