Научная статья на тему 'Зарубежный опыт регулирования инвестиционной деятельности'

Зарубежный опыт регулирования инвестиционной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1125
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мир новой экономики
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INVESTMENT ACTIVITY / FOREIGN EXPERIENCE / INVESTMENT POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Князев О.А.

Нами было выявлено три характерные и по-своему успешные модели регулирования инвестиционной деятельности в постсоциалистических странах. 1. Модель «государство-регулятор»: централизованная государственная политика с воздействием на инвестиционную деятельность с помощью комплекса оперативных мер рыночного, квазирыночного и административного характера Китай. 2. Модель «государство + ТНК»: сочетание государственной политики, ориентированной на национальные интересы, и политики ТНК с концентрацией на специализации с учетом международного разделения труда Финляндия. 3. Модель микроэкономика + макроэкономика + государство-координатор»: гибкая государственная политика по развитию туристко-рекреационного ресурса страны на основе инвестиционной политики с учетом интересов экономических агентов разного уровня Чехия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign experience in the regulation of the investment activities

By us it has been revealed three characteristic and in own way successful models of regulation investitsi-this activity in the post-socialist countries. 1. Model "state regulator": the centralized state policy with vozdeystvi-I eat on investment activity by means of a complex of operational measures market, kVA zirynochny and administrative character China. 2. Model "state + multinational corporation": a combination of the state policy focused on on tsionalny interests, and policy of multinational corporation with concentration on specialization taking into account mezhduna-native division of labor Finland. 3. Model microeconomics + macroeconomic + state coordinator": flexible gosudars-tvenny policy on development of a turistko-recreational resource of the country on a basis investi-tsionny policy taking into account interests of economic agents of different level the Czech Republic.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт регулирования инвестиционной деятельности»



ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О. А. КНЯЗЕВ,

председатель Правления КБ Национальный стандарт

Нами было выявлено три характерные и по-своему успешные модели регулирования инвестиционной деятельности в постсоциалистических странах.

1. Модель «государство-регулятор»: централизованная государственная политика с воздействием на инвестиционную деятельность с помощью комплекса оперативных мер рыночного, квазирыночного и административного характера - Китай.

2. Модель «государство + ТНК»: сочетание государственной политики, ориентированной на национальные интересы, и политики ТНК с концентрацией на специализации с учетом международного разделения труда - Финляндия.

3. Модель микроэкономика + макроэкономика + государство-координатор»: гибкая государственная политика по развитию туристко-рекреационного ресурса страны на основе инвестиционной политики с учетом интересов экономических агентов разного уровня - Чехия.

КИТАЙСКАЯ МОДЕЛЬ - ОРИГИНАЛЬНОЕ СОЧЕТАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Руководство КНР вполне осознает серьезность ситуации и настойчиво ищет пути эффективного решения накопившихся проблем, о чем свидетельствуют предпринимаемые меры регулирования инвестиционных процессов и набор используемых инструментов, отражающий смешанный характер китайской экономики. (Таблица 1).

Таблица 1

Инструменты, используемые руководством КНР по регулированию инвестиционной деятельностью в стране13

Группа мер Практическая реализация

Административные меры Предоставление землеотводов на строительство.

Инструменты денежно- НБК регулирует банковский сектор: процентные ставки по депо-

кредитной политики зитам и ссудам в юанях, нормативы обязательного резервирова-

ния средств коммерческими банками.

Комбинации административных и рыночных рычагов Запрет кредитно-финансовым учреждениям выдавать местным органам власти так называемые пакетные инвестиционные кредиты: под гарантии местных финансовых управлений. НБК ежегодно устанав-

ливает предельные размеры кредитов, разрешенных к выдаче кредитно-финансовыми учреждениями страны.

Налогообложение инвестиций Регулирующий налог на инвестиции юридических и физических лиц в основные фонды. Он ежегодно взимается с суммы фактически освоенных капиталовложений по дифференцированной ставке (с максимумом в 30%) в зависимости от отраслевой принадлежности осуществляемых инвестиционных проектов, их объемных параметров и от отнесения соответствующих предприятий к объектам нового строительства либо технической реконструкции.

Специальные меры структурной политики Государственная политика регулирования жилищного и офисного строительства: увеличен обязательный для приобретения «второго жилья» первоначальный взнос, введены 20-процентный налог на доходы от продажи жилья на вторичном рынке и дополнительный 5,5-процентный налог на такие доходы в случае продажи жилья до истечения пятилетнего срока с момента его приобретения

Выборочный подход в привлечении иностранного капитала Так, с 2008 г. уравниваются ставки на доходы зарубежных и национальных предприятий (единая ставка составляет 25%); резидентским и нерезидентским инвесторам теперь предоставляются одинаковые налоговые льготы, особо существенные для предприятии, функционирующих в высокотехнологичных отраслях (в том числе - для венчуров, компаний, производящих оборудование для зашиты окружающей среды, работающих в агросфере, и др.).

«Стратегия выхода за рубеж» Доктрина поощрения экспорта китайского капитала в форме прямых инвестиций. Постоянное упрощение процедур утверждения экспортно-инвестиционных проектов, либерализация валютного регулирования.

Вывод с денежного рынка избыточной ликвидности «Программа квалифицированных отечественных институциональных инвесторов», суть которой в том, что группе специально отобранных банковских и других финансовых организаций предоставлено право принимать от частных лиц и предприятий средства в юанях, с помощью ГВУ КНР переводить их в иностранную валюту и затем приобретать на имя китайских инвесторов ценные бумаги на фондовых рынках зарубежных стран.

Коммерциализация Государственная Китайская инвестиционная корпорация («China

использования валютных запасов Investment Corporation Ltd»), капитал которой формируется путем передачи ей 200 млрд. долл. из валютных запасов страны, а механизм капитализации предусматривает выпуск Министерством финансов КНР специального десятилетнего облигационного займа в размере 1,55 трлн. юаней и использование этих средств для выкупа указанной части национальных валютных запасов.

î<<

19

► M

Данные таблицы 1 говорят об оригинальном сочетании административных, квазирыночных и рыночных инструментов прямого и косвенного госрегулирования инвестиционной сферы, которое опирается на постоянный мониторинг ситуации.

Об успешном китайском опыте управления инвестиционной деятельностью на макроуровне на основе государственного регулирования говорит динамика роста ряда показателей14. В последнее десятилетие среднегодовые темпы прироста валового внутреннего продукта в Китае составили без малого 10%, а его абсолютные размеры в 2006 г. достигли 21,1 трлн. юаней, или 2,8 трлн. долл., в связи с чем страна переместилась с шестого (в 2000 г.) на четвертое место в мире по объему ВВП (первые три места занимают соответственно США, Германия и Япония).

Даже в годы мирового кризиса в Китае - экономический рост, хотя темпы экономического роста снизились: в 2009 году они составят 8,6%, говорится в опубликованном в прогнозе консалтинговой компании China Galaxy Securities15. К 2020 г. запланировано увеличить китайский ВВП еще в четыре раза (в сравнении с тем же 2000 г.), и этот замысел представляется вполне реалистичным (как известно, аналогичный план «учетверения» на период 1980-2000 г. был перекрыт в полтора раза). Причину стремительного развития страны многие исследователи видят в реализации и наращивании ее огромного инвестиционного потенциала16.

ФИНСКАЯ МОДЕЛЬ - ФЕНОМЕН NOKIA

Иного рода характер управления инвестиционной деятельностью в Финляндии, хотя динамика развития страны также интенсивна. Так, за 50 лет Финляндия, являющаяся европейской периферией, и позже других осуществившая техническую революцию, прошла путь от аграрной до про-мышленно развитой страны и вступила в XXI век во второй десятке наиболее богатых стран мира. (В 2004 г. показатель валового национального дохода на душу населения составил 30486 долл. - 14-е место среди стран ОЭСР по данным сайта www.oecd.org). «Финское экономическое чудо» выражается в частности в том, что в отдельные годы темпы роста ВВП достигали 5-6% при средних по ОЭСР - 3%.

В основе таких высоких показателей общего экономического развития лежит активное использование стратегии управления инвестиционной деятельностью, опирающейся на преимуществах международного разделения труда. Малые размеры внутреннего рынка и ограниченность национальных ресурсов обусловили своеобразный путь экономического развития стран - специализацию на производстве ограниченного круга товаров для внешнего рынка. Хотя ее значение в мировой экономике невелико, страна удерживает существенные позиции в производстве и экспорте некоторых видов промышленной продукции, прежде всего мобильных телефонов (компания Nokia) и традиционных бумаги и картона.

Мировой экономической форум в своем рейтинге глобальной конкурентоспособности неизменно ставил Финляндию на 1-е место в 2001-2004 гг. (15-е в 1998 г., 11-е в 1999 г. и 5-е в 2000 г.)17.

Лицо современной Финляндии определяет сфера услуг (67% ВВП) и промышленность (30% ВВП); на сельское и лесное хозяйство приходится около 3% ВВП. Отдельно стоит отметить, что лесобумажная промышленность (включая полиграфическую) сохраняет важное положение в экономике на уровне, примерно, 23% ВВП. В ней превалирует целлюлозно-бумажная промышленность - 13%; доля деревообработки - 4 и полиграфии - около 6%. Почти 90% произведенной бумаги и от 54 до 90% изделий из дерева экспортируется. 3/4 доходов от экспорта бумаги приходится на высоко-

сортную офисную и типографскую бумагу. Вокруг лесобумажной промышленности сформировался целый индустриальный комплекс, включающий как непосредственно производство целлюлозы, бумаги, картона и продукции деревообработки, так и обслуживающие и вспомогательные отрасли. Это - лесозаготовка, лесохимия, производство машин и оборудования, консалтинг, научные исследования и разработки, логистика, маркетинг, энергетика, а также производство упаковки, полиграфия, оптовая торговля, строительство.

Вообще финская промышленность с течением времени все более ориентируется на производство высококачественной специализированной продукции на основе интенсивных инновационных разработок, отодвигая на второй план природно-сырьевые факторы международной специализации.

Рост экономики Финляндии начался в послевоенные годы. При этом государственная политика исповедовала принципы сохранения национальной собственности. Законы 1919 и 1939 гг. ограничивали иностранные инвестиции в стране вплоть до начала 90-х годов. Для относительно слабых финских компаний важно было укрепиться в рамках национальной хозяйственной территории, размещая здесь новые мощности. В быстро развивающейся экономике капиталы находили прибыльное приложение

Основной формой внешнеэкономической экспансии финских концернов был экспорт специализированной продукции. Повышению ее ценовой конкурентоспособности содействовала политика девальваций. Расширение географии экспорта стимулировалось созданием зарубежной сети дочерних обществ по сбыту и маркетингу.

Процесс относительного сокращения промышленности и расширения сферы услуг начался в Финляндии только в 1980-е годы. Заключительную точку в этом процессе поставил самый разрушительный за всю историю страны экономический кризис начала 1990-х годов, когда на фоне развала клиринговой восточной торговли с СССР и стагнации западных рынков разорились целые отрасли, ориентировавшиеся ранее на советский рынок, и доля промышленности в ВВП упала ниже уровня других индустриально развитых стран.

В этот период в финской промышленности прошла волна структурной рационализации, которая ознаменовалась отходом ведущих лесобумажных и машиностроительных концернов от диверсифицированных структур и сосредоточением ресурсов на выбранных ключевых направлениях. Некоторые из «ненужных» звеньев перешли к иностранцам, чему способствовали изменения в законодательстве относительно иностранной собственности. Для достижения прибыльных объемов оборота при узкой специализации финским концернам потребовалось уже завоевание значительной доли мирового рынка, что дало мощный импульс росту инвестиций в зарубежные производственные активы.

Со второй половины 1990-х годов Финляндия реиндустриализировалась благодаря мощному росту новых для нее электротехнической и электронной отраслей, продукция которых представляла наиболее быстро развивающийся сегмент мирового рынка. Лидер отрасли - компания Nokia в период расцвета клиринга в двусторонней торговле была известна на российском рынке как многоотраслевой концерн, производивший переносные радиотелефоны, бытовую электронику, электрокабель, резиновые сапоги, туалетную бумагу. Сосредоточив свои ресурсы на развитии телекоммуникационного сектора и избавившись от непрофильных производств, Nokia выросла в крупнейшую национальную компанию, которая во второй половине 90-х годов обеспечивала 1,5% прироста ВВП Финляндии.

Феномен Nokia, укрепление международной конкурентоспособности экономики, последовавшее за девальвацией финляндской марки и осуществлением мер, необходимых для вхождения Финляндии в ЕВС сразу после ее присоединения к ЕС в 1995 г., стали важнейшими факторами «экономического чуда».

Мощный хозяйственный подъем Финляндии и мировой экономики способствовал быстрому росту зарубежных инвестиций - за 1995-2000 гг. они увеличились в пять раз. В этом процессе доминировали ведущие концерны во главе с Nokia, достигшие высокого уровня интернационализации. Это позволило им заметно повысить уровень рыночной капитализации и войти в элиту европейского бизнеса.

По данным Института исследований финской экономики, если в 1980-е годы зарубежные инвестиции скорее дополняли, нежели замещали внутренние, то в 1990-е годы зарубежное производство стало в определенной степени замещать экспорт: иностранные филиалы начали конкурировать с материнскими предприятиями за экспорт в третьи страны. В 1998 г. производство на дочерних предприятиях финских компаний впервые превысило объем национального экспорта. Начиная с 2000 г., ежегодный объем зарубежных инвестиций финских компаний превышает объем их внутренних инвестиций в промышленность, которые остаются примерно на неизменном уровне.

ЧЕШСКАЯ МОДЕЛЬ - ОРИЕНТАЦИЯ НА ТУРИЗМ

Интересен опыт управления инвестиционной деятельностью в Чехии18. Благодаря четко ориентированной политике чешского правительства в области привлечения иностранных инвестиций ежегодно отмечается их значительный приток в национальную экономику. Существенная их часть направляется в курортно-туристический комплекс.

Туризм - одна из основных статей дохода чешского бюджета. Природные и климатические условия страны, а также большое количество исторических и культурных памятников (в сочетании с одними из самых низких цен в Европе) привлекают в страну множество туристов из-за рубежа. Для них созданы максимально благоприятные условия. Так, с 2000 г. иностранцы имеют право на возвращение налога на добавленную стоимость (22%). Деньги возвращаются, если товар куплен на сумму более чем 1 тыс. крон и не позже, чем через 30 дней после покупки. Чешский порядок отличается максимальным удобством: деньги выплачиваются непосредственно при покупке товара в магазине, а не при пересечении границы. Однако это только небольшая часть всего комплекса мер по управлению инвестиционной деятельностью в стране.

Как известно, проекты по развитию туристско-рекреационной индустрии включают в себя строительство и модернизацию аэропортов, дорог, морских вокзалов, систем очистки сточных вод, реставрацию культурных памятников, а также создание музеев и информационных центров на природных объектах, то есть способствуют общехозяйственному и социально-культурному развитию страны. Обеспечивается устойчивый рост доходов общегосударственных, региональных и местных бюджетов: налоги на размещение и общественное питание, аэропортовые сборы, налог с оборота, входная плата за посещение культурных и природных достопримечательностей, подоходный налог и другие фискальные поступления.

С 1990-х годов чешская экономика развивается быстрыми темпами, что во многом связано с удачной политикой в области привлечения инвестиций из-за рубежа. Министерством промышленности и торговли и подведомственным ему специализированным агентством по привлечению инос-

Й^I

транных инвестиций Czechinvest разработан детальный порядок предоставления льгот инвесторам. В 2000 г. был принят Закон об инвестициях. При разработке системы инвестиционных поощрений в этом законодательном акте учитывались три исходных момента: совместимость с правом Евросоюза, сохранение конкурентной среды в экономике, стимулирование инновационных процессов.

Конкуренция обеспечивается малыми и средними предприятиями (МСП). Они же, как правило, -основные инновационные агенты экономической среды19. Таким образом, государственная инвестиционная политика Чешской республики создавала необходимый режим поддержки МСП страны, не препятствуя входу крупных международных компаний - ТНК. При этом комплекс мер включал и учет социально-демографических, и экологических, и градостроительных особенностей отдельных регионов страны.

Итак, в числе главных условий получения льгот инвестором следующие:

- инвестор должен вложить не менее 350 млн. чешских крон (примерно 10 млн. долл.), а в регионах с высоким уровнем безработицы (выше 12-15% при среднем по стране 8.5-9.0%) - не менее 175 млн. чешских крон (около 5 млн. долл.);

- инвестиционный проект должен отвечать действующим в стране требованиям по защите окружающей среды.

К предоставляемым льготам относятся:

- продажа инвестору за символическую цену участков под строительство объектов, включая инфраструктурные;

- предоставление ссуды на создание каждого нового рабочего места в Чехии в размере до 100 тыс. крон (примерно 3 тыс. долл.) на одно лицо (в случае выполнения установленных условий ссуда трансформируется в дотацию);

- сокращение сроков амортизации и списания машин и оборудования, которые входят в инвестиционную составляющую проекта;

- отмена таможенных пошлин на импорт машин и оборудования, указанных в специальном перечне ОЭСР на срок реализации инвестиционного проекта;

- введение нулевой ставки подоходного налога сроком на 10 лет для вновь образованных юридических и физических лиц и на 5 лет для уже зарегистрированных компаний, осуществляющих модернизацию производства.

Иностранный инвестор на общих основаниях также может воспользоваться льготами, предоставляемыми различными региональными и специальными программами.

С целью повышения инвестиционной привлекательности чешской экономики в 2002 г. в Закон об инвестициях был внесен ряд поправок. Наиболее существенным нововведением стало распространение государственной поддержки на сферу услуг. Нововведения были направлены на устранение недостатков и пробелов, имеющихся в предшествующей редакции закона. В частности, согласно вступившим в силу поправкам, реальным получателем льгот становится инвестор, которому напрямую предоставляются поощрения и которому населенный пункт выделяет земельный участок по выгодной цене.

Следующее уточнение касается общего условия, связанного с приобретением материального и нематериального имущества. Ранее не был четко определен момент, когда инвестор мог начать

Й^I

приобретение имущества в рамках инвестиционного проекта, получившего поддержку. В новой редакции установлено, что имущество можно приобретать

В Закон Чешской Республики о подоходном налоге внесены изменения, касающиеся сроков подачи заявки на получение налоговых льгот. В частности, были определены два варианта: факультативный и обязательный. Таким образом, либо инвестор может подать заявку на получение скидки на налог за тот налогооблагаемый период, когда он выполнил все условия инвестиционного поощрения согласно закону, либо по истечении трехлетнего периода он автоматически получает право на подачу соответствующего заявления.

Для туристско-рекреационной индустрии немаловажным изменением в Законе стало создание гибкой схемы предоставления инвесторам господдержки в случае, если проект предусматривает создание дополнительных рабочих мест в районах с высоким уровнем безработицы. Так, согласно новой редакции объем предоставляемых льгот зависит от показателей занятости в конкретном населенном пункте, а не от среднего уровня безработицы в регионе, как было раньше. Таким образом, инвестор имеет возможность запросить поддержку, реализуя проект даже в относительно благополучном регионе. Что касается наиболее депрессивных областей (уровень безработицы на 50% выше среднего показателя по стране), то там льготы выделяются инвесторам даже в том случае, когда размер инвестиции составляет всего 100 млн. крон.

Указанные примеры эффективного управления инвестиционной деятельностью в Китае, Финляндии и Чехии, при всей своей непохожести, едины в следующем: наличие государственной инвестиционной политики, использование сильных сторон ресурсного потенциала страны с позиций мирохозяйственных связей, взаимопроникновение внутреннего и внешнего рынка («открытость» экономических границ). Именно эти принципы, на наш взгляд, наиболее эффективны как для мирового хозяйства в целом, так и для экономик отдельных стран и должны лежать в основе эффективного управления инвестиционной деятельностью.

13 Составлено автором по World Bank China Quarterly Update. 2006. August.

14 См. Новоселова Л. О реализации инвестиционной составляющей стратегии экономического роста в КНР// Российский экономический журнал. - 2006. - № 4.

15 http://www.rian.ru/economy/20081122/155663817.html

16 Новоселова Л. Фондовый рынок КНР в эпицентре экономических преобразований// Российский экономический журнал. - 2007. - № 1-2; Ли Хао. Разработка методов привлечения иностранных инвестиций в экономику КНР Дис.... канд. экон. наук: 08.00.05. - СПб., 2003; Салицкий А. И. Взаимодействие КНР с мировым хозяйством в 80 - 90-е годы: Дис.... д-ра экон. наук: 08.00.14. - М., 2000 и др.

17 Данные сайта www.weforum.org.

18 Рудь Н. Инвестиции в туристско-рекреационную сферу: зарубежный опыт и потенциал российских регионов // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - № 7. - С. 66-74.

19 См. Шумпетер Й.А. История экономического анализа. В 3 т. СПб.: Экономическая школа, 2004.

М4

24

► И

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.