Научная статья на тему 'Инвестиционный климат как фактор обеспечения структурной перестройки экономики'

Инвестиционный климат как фактор обеспечения структурной перестройки экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
95
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / INVESTMENT CLIMATE / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / FOREIGN INVESTMENT / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ РИСК / INVESTMENT RISK / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ РЕЙТИНГ / INVESTMENT RATING / СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА ЭКОНОМИКИ / RESTRUCTURING OF ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калинина Людмила Львовна

В условиях сложной макроэкономической ситуации в РФ привлечение иностранного капитала в целях структурной перестройки экономики становится непростой, но одной из приоритетных задач. Значительная роль в этом отводится инвестиционному климату, улучшение которого в совокупности с использованием прогрессивных инструментов в работе с иностранными инвесторами способно обеспечить намеченное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investment climate as a restructuring factor of economy

In the conditions of declining macroeconomic situation in Russian Federation, procurement of foreign capital for restructure economy becomes a very difficult but priority task. A significant role plays an investment climate, improving of climate and progressive work with foreign investors will help to achieve intended purposes.

Текст научной работы на тему «Инвестиционный климат как фактор обеспечения структурной перестройки экономики»

Л.Л. Калинина

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ ЭКОНОМИКИ

В условиях сложной макроэкономической ситуации в РФ привлечение иностранного капитала в целях структурной перестройки экономики становится непростой, но одной из приоритетных задач. Значительная роль в этом отводится инвестиционному климату, улучшение которого в совокупности с использованием прогрессивных инструментов в работе с иностранными инвесторами способно обеспечить намеченное.

Ключевые слова: инвестиционный климат, иностранные инвестиции, инвестиционный риск, инвестиционный рейтинг, структурная перестройка экономики.

Сложная общехозяйственная и инвестиционная ситуация в России усугубляется проведением секторальной санкци-онной политики со стороны Запада. В этих условиях привлечение иностранного капитала с целью обеспечения структурной перестройки экономики значительно усложнилась, но по-прежнему является одной из приоритетных задач.

Итоги 2013 г. продемонстрировали рост суммарного объема иностранных инвестиций в экономику России на 10,1% при общей сумме 170,1 млрд долл. Однако это произошло после значительного спада в 2012 г., который по сравнению с 2011 г. составлял 18,9%. Незначительно поменялась и структура поступивших инвестиций, остающаяся на протяжении ряда лет неудовлетворительной (табл. 1).

© Калинина Л.Л., 2014

Таблица 1

Структура иностранных инвестиций, поступивших в экономику России, %

Показатель/годы 2009 2010 2011 2012 2013

Прямые иностранные инвестиции 19,4 12,0 9,7 12,1 15,4

Портфельные инвестиции 1,1 0,9 0,4 1,2 0,6

Прочие 79,5 87,1 89,9 86,7 84

Источник: Российский статистический ежегодник [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www. gks.ru/bgd/regl/b07_13/IssWWW.exe/stg/do2/17inv21.htm

Рост прямых инвестиций в 2013 г. по сравнению с 2012 г. составил 3,3 п.п. Однако этот рост аналитики связывают с увеличением объемов внутрифирменных кредитов и заимствований дочерних компаний у своих зарубежных и материнских структур и банков1. Важным оценочным показателем являются объемы средств, направляемых иностранными инвесторами на формирование уставных капиталов предприятий, создаваемых на территориях стран-реципиентов. В России в 2013 г. этот показатель вырос на 7,9%, достигнув 9,9 млрд долл., что заслуживает положительной оценки. При этом качество инвестиций остается неудовлетворительным: более 70% капитала поступает из офшоров.

Задача поиска новых инвесторов в странах, не присоединившихся к санкционной войне, требует взвешенных решений, направленных на равноправное партнерство. Потенциал для этого есть. В частности, в 2013 г. доля КНР в общем объеме накопленных иностранных инвестиций в РФ составляла лишь 8,4%, что явно недостаточно.

Многие экономисты считают, что Россия упустила шанс диверсифицировать экономику в годы, предшествовавшие мировому финансовому кризису, когда темпы роста ВВП составляли в среднем 7%.

По-прежнему основная доля экспорта России - это нефть и газ. Причем по оценкам ЕБРР с середины 90-х годов ХХ в. доля этих ресурсов в экспорте страны возросла более чем на 20 п.п., приблизившись по итогам 2012 г. к 70%. Именно нефтегазовые доходы обеспечивают основные поступления в бюджет страны и формируют 17% ВВП.

Между тем даже рост нефтяных цен не является уже «спасательным кругом» для российской экономики. Тем более что конъюнктура нефтяного рынка является весьма неопределенной и скорее прогнозируется ее плавное снижение. Кроме того, при операциях с сырьевыми, в том числе и нефтяными фьючерсами велика роль спекулятивной составляющей, что делает возможным падение цен даже в условиях реального повышения спроса на сырье. «Пузырь» сырьевых цен, вызванных отрывом финансовой экономики от реальной, может лопнуть, обрушив нефтяные котировки.

Очевидно, что решение задач импортозамещения, изменения структуры экспорта и возвращение на мировой рынок российских предприятий в качестве конкурентоспособных участников будет происходить в сложных условиях.

Преобразование структуры экономики страны требует создания новых высокотехнологичных, экологически чистых производств, способных обеспечить рост эффективности, создать мультиплицирующий эффект, существенным образом изменить позицию России во внешней торговле. В настоящее время к еще сохранившим конкурентоспособность направлениям промышленного производства можно отнести самолетостроение, производство турбогенераторов и тепловых машин, ракетостроение. Да и то без укрепления научно-исследовательской, опытно-конструкторской базы, требующей крупных финансовых вложений, они могут утратить конкурентоспособность. Отдельные симптомы этого (падение ракеты Протон-М с тремя спутниками ГЛОНАСС-М, аварии самолета Sukhoi Superjet 100 и др.) уже просматриваются. От правительства РФ ждут новых мер, направленных на предотвращение негативных тенденций. Но пока единственным важным шагом в этом контексте является решение ЦБ о рефинансировании кредитов стратегических предприятий, что позволит им осуществлять крупные заимствования на рынке. Это важно, так как предприятия - производители подобной продукции должны заранее улавливать мировые тенденции, чтобы ответить на них инновационными решениями. Также приняты и действуют «дорожные карты» для предпринимателей.

Опыт зарубежных стран свидетельствует, что восстановление промышленного потенциала возможно за счет значительных объемов инвестиций. Но доля инвестиций в ВВП страны снизилась до 17-20%, тогда как в СССР она составляла 34-38%2. На фоне непрекращающегося оттока капитала инвестиционный спрос все последние годы поддерживался внешними заимствованиями российских компаний. Однако в настоящее время сложность ситуации

усугубляется закрытием доступа к финансовому капиталу на рынках Европы и США. Ввоз капитала в форме инвестиций часто связан с приватизационными процессами - продажей государственной собственности (предприятий и организаций как финансового, так и реального сектора). В России доля государственной собственности в экономике по-прежнему значительна. По разным оценкам, она составляет от 50 до 70%3. В государственном секторе трудится 23% занятых, а с учетом государственных компаний - 40%.

Помимо семи госкорпораций («Росатом», «Ростехнологии», «Роснанотех», «Олимпстрой», «Фонд содействия реформированию ЖКХ», «Агентство по страхованию вкладов», «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)») и госкомпании «Автодор» имеются «Объединенная авиастроительная корпорация» и «Объединенная судостроительная корпорация», а также в соответствии с утвержденным правительством списком в 60 компаниях государство владеет «золотой акцией», велико число государственных унитарных предприятий и организаций с долевым участием государства.

Бытовало мнение, что государственные корпорации сформируют фундамент новой российской промышленности, способный затормозить глубокий спад в экономике, и зададут новый вектор экономического развития, но этого не произошло. На инвестиционном форуме «Сочи-2013» Д. Медведев, характеризуя деятельность госсектора, отметил: «Недопустима ситуация, когда производительность труда и отдача от инвестиций в нем в разы меньше, чем в сопоставимых сегментах частной экономики»4. Он подчеркнул, что правительство видит долгосрочную цель в сокращении объемов госсектора с одновременным ростом его эффективности. Это является важным сигналом для зарубежных инвесторов и позволяет рассчитывать на повышение интереса с их стороны. Безусловно, для сохранения экономической безопасности страны необходимо ограничение притока иностранных инвестиций в стратегически важные отрасли и предприятия.

С этих позиций интересен опыт КНР - второй по величине экономики мира, активно использующей иностранный капитал в целях своего развития. В КНР деятельность иностранного капитала на территории страны регламентируется законами «О предприятиях с иностранным капиталом» и «О совместных предприятиях с иностранным капиталом»5. Разработан также «Каталог отраслевых и региональных приоритетов для привлечения зарубежных капиталовложений», в соответствии с которым все отрасли и сферы экономики Китая (всего 371) делятся на категории с позиций воз-

можности сотрудничества с иностранными инвесторами. Первая группа - «поощряемые», вторая - «разрешенные», третья - «ограничиваемые», четвертая - «запрещенные». Состав приоритетов может пересматриваться. В частности, в 2002 г. в группу «поощряемых» входили 262 позиции, к «ограничиваемым» относились лишь 75, что касается «запрещенных», то к ним относятся такие сферы, как: периодическая печать, издательская деятельность, радио, телевидение, книгоиздание; внутренняя, внешняя торговля, страхование; почтово-телеграфная связь; другие виды деятельности6.

Можно отметить, что с 1995 г. до настоящего времени наблюдается последовательное расширение позиций в группе «поощряемые» и сокращение в группе «ограничиваемые».

Мировой финансовый кризис заставил многие государства вновь вернуться к мерам ограничительного и регулирующего характера. Принцип «либерализуй, но регулируй» стал основополагающим по отношению к иностранному капиталу. В 2010 г. Канада и Германия в качестве ограничительных мер ужесточили условия отбора иностранных инвесторов с учетом возросших требований к национальной безопасности, Алжир и Казахстан усилили роль национального компонента.

Поддержание баланса между необходимостью дальнейшей либерализации и регулированием усложняет задачу для национальных правительств и международных организаций и должно строиться с учетом специфики принимающих стран и социально-экономических задач их развития.

Либерализация стимулировала приток иностранных инвестиций в экономику КНР. И хотя сегодня аналитики по-разному оценивают действия китайского руководства по обеспечению инвестиционной привлекательности экономики КНР, прогнозируемый рост ВВП, по оценке Credit Suisse, увеличен с 7,4% до 7,6%.

Состоявшееся присоединение России к ВТО также предполагает дальнейшую либерализацию в сфере внешнеэкономических отношений. Государство должно предпринять действенные шаги, чтобы зарубежный бизнес не воспринимал нашу страну как страну с высокими рисками. При этом действия государства должны быть скоординированы с действиями отечественного бизнеса.

Уровень инвестиционного риска оценивается в зависимости от экономической, политической, социальной, правовой, экологической и криминальной ситуации в стране. Именно индекс инвестиционного риска является «барометром» инвестиционного климата. В РФ иностранных инвесторов настораживает неразвитость политических и экономических институтов, высокий уровень корруп-

ции. Серьезным недостатком является и то, что информационная работа по продвижению положительного имиджа страны ведется слабо, зачастую ограничиваясь инвестфорумами. При этом громкие коррупционные скандалы (Сколково и др.) оказывают отрицательное воздействие на инвесторов.

Отсутствие общепризнанной российской системы оценки инвестиционного климата заставляет иностранных инвесторов обращаться к рейтингам, разрабатываемым зарубежными институтами и консалтинговыми фирмами. Эти рейтинги зачастую весьма противоречивы, но необходимость их очевидна, так как для иностранных инвесторов это иногда единственная возможность получить представление о принимающей стране. В 2013 г. произошли определенные положительные подвижки в оценке инвестиционного климата РФ. В частности, Международное рейтинговое агентство Fitch увеличило рейтинг привлекательности России для прямых иностранных инвестиций на одну позицию, отведя ей 11-е место, тогда как на втором месте оказался Китай, а на третьем - Бразилия; на первое место агентство ставит США, отмечая положительный тренд в послекризисном восстановлении экономического роста этой страны.

Улучшилась позиция России в рейтинге Всемирного банка по легкости ведения бизнеса (Doing business-2014)7. В нем Россия поднялась на 20 позиций, заняв 92-е место. В рейтинге участвуют 189 стран, причем 91-е место отведено Барбадосу, а Сербия на 93-м месте. Первое место (как и в 2013 г.) занял Сингапур, а второе Гонконг, Китай. Данный рейтинг оценивает страны по ряду критериев: сроки открытия фирмы, регистрация собственности, налоговая нагрузка, получение разрешений на строительство и подключение к энергосетям, доступность кредитных ресурсов, защита прав инвесторов, трансграничная торговля, обеспечение условий соблюдения контрактов, урегулирование процедуры банкротств.

Указ президента РФ «О долгосрочной государственной экономической политике», подписанный в мае 2012 г., ориентирует страну на дальнейшее улучшение позиций в рейтинге. Причем в качестве «реперных» точек обозначены 2015 г., в котором Россия должна подняться в рейтинге до 50-й позиции, и в 2018 г. - до 20-й. Цель, поставленная президентом, потребует значительных усилий. При этом очевидно, что только создание принципиально нового делового климата с понятными для инвесторов принципами и предсказуемой деловой перспективой позволит решить намеченные задачи. Наличие сильной стратегической перспективы способно дать импульс для перевода промышленных предприятий

в разряд инновационных. Опыт ряда стран показывает, что политика развития науки и технологии часто строится на поддержке обладающих высоким потенциалом отраслей. Качественное развитие потенциала промышленных предприятий отрасли требует соответствующего уровня развития инфраструктуры. Подобная структурная перестройка может быть реализована с использованием кластерного подхода.

Зарубежные исследователи отмечают, что более пятидесяти процентов всех реализованных в мировой экономике кластерных программ связаны именно с промышленной и научно-технической политикой, а также малым и средним предпринимательством, около четверти программ относятся к региональной политике8. При этом крайне важно правильно выбрать инструменты работы с иностранными инвесторами.

Во Вьетнаме, где в настоящее время действуют 1864 кластера, государство стимулирует активность бизнеса в них отменой налога на прибыль предприятия и нулевой ставкой НДС на приобретаемое оборудование в течение первых четырех лет с момента создания предприятия; освобождение ввозимых материалов от таможенных пошлин, если они предназначены для формирования и развития производственной инфраструктуры. Более расширенный спектр льгот предоставляется предприятиям, выпускающим продукцию государственного значения9.

На протяжении последних лет иностранные компании расширяли сотрудничество с авиационной, атомной, ракетно-космической промышленностью РФ. В соответствии с концепцией долгосрочного социально-экономического развития страны на период до 2020 г. очевидна значимость создания кластера на Дальнем Востоке (космодром Восточный), авиационного кластера в г. Жуковском.

В 2012 г. правительство РФ выделило 1,3 млрд руб. на поддержку 14 кластеров, включая кластер микроэлектроники в г. Зеленограде, где сконцентрированы научно-исследовательские институты, образовательные учреждения, технологическая промышленность, создана федеральная особая экономическая зона технико-внедренческого типа, технопарк. Кластер в сфере новых материалов, лазерных и радиационных технологий создан в г. Троицке, который также является наукоградом.

Иностранные компании активно поддерживают идею создания фармацевтических кластеров. В частности, в Калуге на территории технопарка «Грабцево» в создаваемом фармацевтическом кластере намерены открыть собственное производство компании BerlinChemie и Novo Nordisk. В Ярославском фармацевтическом класте-

ре возводится завод компании Nycomed. Компания Novo Nordisk планирует запустить высокотехнологичное предприятие по производству современных инсулинов, вложив в проект 100 млн долл.

По итогам 2013 г. статусы технополисов и технопарков в Москве имеют 5 площадок. На такой площадке международного класса, как технополис «Москва», полный ввод которого в эксплуатацию запланирован на конец 2014 - начало 2015 г., уже работают компании, представляющие прогрессивные сферы нанотехнологий, биотехнологий, микроэлектроники.

Для стимулирования инновационных процессов в РФ создана федеральная сеть особых экономических зон, обеспечивающих необходимые условия для прихода на российский рынок высокотехнологичных компаний. В их числе ОЭЗ «Липецк» и «Алабуга», демонстрирующие высокие темпы развития. В ОЭЗ «Липецк» немецким химическим концерном «Ланксесс» был запущен завод по производству добавок для шинной промышленности. Данный завод должен войти в состав создаваемого автокластера.

Однако общее число ОЭЗ и экономическая активность зарегистрированных в них предприятий несопоставимы с подобными показателями в зарубежных странах, ставящих схожие задачи развития. Так в Китае - 197 зон; во Вьетнаме - 283 промышленные зоны, 30 приграничных, 28 приморских, 3 парка высоких технологий, 1 зона свободной торговли; в Турции - 322 особых экономических зон10.

Государства целенаправленно используют налоговые регуляторы для решения поставленных задач. В Турции компании, расположенные в ОЭЗ, освобождаются от уплаты налога на прибыль, полученную от исследований и разработок; от НДС освобождаются программные продукты, покупка земли; в течение 5 лет действует освобождение от уплаты налога на недвижимость и др. Ряд налоговых льгот предоставляется программистам и работникам, занятым в НИОКР.

Иностранный капитал может участвовать в совместном создании и совместной эксплуатации элементов инфраструктуры. Давно назрела необходимость решения проблем с транспортно-логисти-ческой, энергетической инфраструктурой как обязательными условиями модернизации промышленного потенциала. Привлечение иностранного капитала для развития инфраструктуры возможно с использованием многосторонних проектов государственно-частного партнерства (ГЧП).

Привлекая иностранный капитал для модернизации и развития инфраструктуры, государство решает ряд задач: обеспечи-

вает рост ВВП за счет роста накопленного инфраструктурного капитала; интенсифицирует производительность таких факторов производства, как капитал, труд, совокупная факторная производительность; снижает себестоимость производства; стимулирует аккумуляцию других факторов производства; расширяет совокупный спрос; формирует основу процесса промышленной агломерации, использует его как один из инструментов промышленной политики11.

Учитывая высокий уровень конкуренции на мировом рынке капитала, целесообразно дополнить принцип национального режима в отношении иностранных инвесторов системой льгот и гарантий, сделать его максимально транспарентным. Важно исключить возможность неоднозначной интерпретации правовых норм, регулирующих деятельность иностранного капитала. Необходимо развивать инструментарий гарантий инвестиций, ориентировав его на специфику иностранного инвестирования, обеспечивать надлежащую защиту иностранной собственности. Ведь для иностранных инвесторов чрезвычайную значимость имеют риски некоммерческого характера, а именно возможность утраты, изъятия собственности.

В настоящее время правительство РФ не в полной мере учитывает значимость данных факторов, отдавая приоритет в совершенствовании инвестиционного климата финансовому оздоровлению и сокращению инфляции. Однако только решительные действия во всех направлениях, последовательная борьба с тем, что мешает частным инвесторам, позволит обеспечить приток инвестиций и экономический рост.

Государство должно использовать гибкую систему стимулов для реализации намеченной промышленной политики. В частности, еще в период НЭПа в Декрете Совнаркома от 23 ноября 1920 г. в качестве условий сотрудничества с иностранными предпринимателями в форме концессий, помимо гарантий имущества, вложенного в предприятие от национализации, конфискации и реквизиции, предусматривалось предоставление льгот и преимуществ концессиям, применяющим технологические усовершенствования в крупных размерах12.

Набор преференций и льгот должен дифференцироваться, в том числе и в зависимости от уровня прямых инвестиций в инфраструктуру.

Эффективное налоговое регулирование инвестиционной деятельности, направленное на ее стимулирование путем установления периода налоговых каникул, снижения ставок налога на при-

быль, инвестиционные и реинвестиционные скидки при ведении НИОКР в крупных размерах и т. д - все эти меры доказали свою эффективность в целом ряде стран.

Кроме того, активная позиция государства, направленная на борьбу с коррупцией, снижение административных барьеров, сокращение многоэтапных бюрократических процедур согласования и экспертиз проектов, главным образом в особых экономических зонах, позволит реализовать главное конкурентное преимущество - скорость запуска проектов, что особенно важно в инновационном бизнесе.

Формирование благоприятного инвестиционного климата должно рассматриваться правительством как стратегически важная задача, реализация которой связана с рядом тактических решений, не терпящих отсрочки. Только в этом случае инвесторы смогут изменить оценку перспектив ведения бизнеса в России и переориентировать инвестиционные потоки.

Примечания

Жуковский В. Россия в коме - под видом иностранных инвестиций к нам притекают капиталы из офшоров, а также кредиты и займы [Электронный ресурс] // Коммунистическая партия Российской Федерации. URL: http:// kprf.ru/roscrisis/130203.html (дата обращения: 24.06.2014). Иноземцев В. Одержимые «сверхдержавностью» // Московский комсомолец. 2014. № 26579. 23 июля. С. 3.

Кувшинова О. Экономика указам не подчиняется // Ведомости. 2013. № 225 (3487). 4 дек. С. 5.

XII Международный инвестиционный форум «Сочи-2013» [Электронный ресурс] // Правительство России. URL: http://government.ru/news/6214 (дата обращения: 24.06.2014).

Закон КНР «О совместных предприятиях с иностранным капиталом» [Электронный ресурс] // UGL Corporation. URL: http://law.uglc.ru/joint-venture.htm (дата обращения: 24.06.2014).

Новоселова Л.В. Развитие иностранного предпринимательства в КНР // Проблемы Дальнего Востока. 2005. № 3. C. 93-94.

Россия впервые вошла в первую сотню стран рейтинга Всемирного банка по легкости ведения бизнеса [Электронный ресурс] // Ассоциация организаций предпринимательства Республики Башкортостан. URL: http://www.aop-rb. ru/news/all/4574 (дата обращения: 24.06.2014).

Cluster policy in Europe. A brief summary of cluster policies in 31 European countries. P. 7 [Электронный ресурс] // URL: http://www.clusterobservatory.eu/system/

3

4

5

6

7

9

10

modules /com.gridnine.opencms.modules.eco /providers/getpdf.jsp?uid=100146 (дата обращения: 24.06.2014).

Кричевский Н. Точки роста сквозь санкции // Московский комсомолец. 2014. № 26628. 19 сент. С. 4. Там же.

Perez C. Technological Revolutions and Financial Capital: The Dynamics of Bubbles and Golden Ages. Cheltenham; Northampton, MA: Edward Elgar Publishing, 2008.

Дятлова О.В. Организационно-экономический механизм управления совместным предприятием: Дис. ... канд. экон. наук. М., 1995. С. 28.

11

12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.