Научная статья на тему 'Отраслевые приоритеты американских инвестиций в России'

Отраслевые приоритеты американских инвестиций в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЙ БИЗНЕС / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / АМЕРИКАНСКИЕ КОМПАНИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джиоев А. Т., Дмитриев А. В.

Активизация международного движения капитала является одним из наиболее ярких проявлений процесса глобализации. Именно благодаря интернационализации потоков прямых инвестиций происходит расширение и качественное совершенствование международного производства материальной основы глобализации. Для стран с развивающейся и переходной экономикой в условиях глобализации актуален вопрос о выработке эффективной политики государства по отношению к иностранному капиталу. В статье рассматривается вопрос сопоставления российской инвестиционной практики с опытом Китая и проводится анализ приоритетной отраслевой инвестиционной деятельности американских компаний в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отраслевые приоритеты американских инвестиций в России»

Инвестиции

отраслевые приоритеты американских инвестиций в россии

А. Т. ДЖИОЕВ, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института США

и Канады РАН E-mail: andreletterbox@mail.ru

А. В. ДМИТРИЕВ, аспирант кафедры финансов и кредита E-mail: pravmos@yandex.ru Московский экономико-финансовый институт

Активизация международного движения капитала является одним из наиболее ярких проявлений процесса глобализации. Именно благодаря интернационализации потоков прямых инвестиций происходит расширение и качественное совершенствование международного производства - материальной основы глобализации. Для стран с развивающейся и переходной экономикой в условиях глобализации актуален вопрос о выработке эффективной политики государства по отношению к иностранному капиталу. В статье рассматривается вопрос сопоставления российской инвестиционной практики с опытом Китая и проводится анализ приоритетной отраслевой инвестиционной деятельности американских компаний в России.

Ключевые слова: глобализация, инвестиции, транснациональный бизнес, инвестиционная политика, государственная политика, американские компании.

динамика и мотивы движения американского капитала

Отмеченная в последние десятилетия резкая активизация международного движения капитала является одним из наиболее ярких проявлений процесса глобализации. Именно благодаря интернационализации потоков прямых инвестиций происходит расширение и качественное совершенствование международного производства — материальной основы глобализации. Основными дви-

жителями глобализации стали транснациональные корпорации (ТНК) из стран, входящих в группу G7, предпочитающие рассредоточивать отдельные стадии своего производственного цикла между разными странами в зависимости от имеющихся там возможностей освоения рынков и использования местных экономических ресурсов. Важную роль в стимулировании развития ТНК играет государство, независимо от того, желает ли оно помочь «своим» предпринимателям или помешать «чужим».

Во-первых, правительства поощряют деятельность «своих» ТНК на мировой арене, обеспечивают им рынки сбыта и возможности для иностранных инвестиций путем заключения различных политических, экономических и торговых союзов и международных договоров.

Во-вторых, стимул для прямых зарубежных инвестиций создают национальные тарифные барьеры, возводимые для защиты «своего» бизнеса от зарубежных конкурентов. Так, в 1960-х гг. крупный поток инвестиций из США в Европу был порожден высокими тарифами, установленными Европейским экономическим сообществом. Стремясь преодолеть этот барьер, вместо экспорта готовой продукции американские транснациональные корпорации создали «собственное» производство в странах ЕЭС, обойдя их тарифы. Аналогичным образом развивались в 1960-1970-е гг. «автомобильные войны» между США и Японией. Попытки американцев

отгородиться от дешевых японских малолитражек таможенными пошлинами и прямым административным ограничением импорта привели к тому, что японские автомобилестроительные ТНК создали на территории Америки свои филиалы. В результате японские автомобили американской сборки начали широко продавать не только в самих США, но и в те страны, которые вслед за Америкой ввели запрет на импорт японских автомобилей (Южная Корея, Израиль). О значении, которое имеет транснациональный бизнес для современной мировой экономики, свидетельствует уже то, что на ТНК (материнские компании и зарубежные подразделения) в настоящее время приходится около 25 % ВВП всего мира, в том числе на зарубежные подразделения — около 10 %. Внутрифирменные поставки в рамках ТНК составляют около 1/3 объема мировой торговли. Будучи главной движущей силой глобализации, ТНК, в свою очередь, вынуждены существенно корректировать собственную линию поведения по мере развития этого процесса. Глобализация не только расширяет горизонты доступного фирмам рыночного пространства, но и во многом модифицирует условия конкурентной борьбы. Предпосылкой успеха во все большей мере становится способность компании не только генерировать, но и удерживать за собой технологические преимущества, что обусловливает постоянный рост затрат компаний на ведение НИОКР. Сама по себе ориентация производств на освоение глобальных рынков резко повышает инвестиционные барьеры для вхождения в ту или иную отрасль. В связи с этим происходит «вымывание» части традиционных участников рынка, прогрессирует укрупнение размеров компаний, и, как следствие, мировые рынки товаров и услуг все более тяготеют к структурам типа олигопольной или монополистической конкуренции.

Процессы внешнеэкономической либерализации и унифицированные правовые нормы государственного регулирования инвестиционной сферы проходят на основе двусторонних межгосударственных соглашений о защите и поощрении, в договорах об избегании двойного налогообложения, а также в многосторонних соглашениях, подписанных государствами — членами ВТО, Всемирного банка, ОЭСР, МВФ и других международных организаций. Появление этих организаций стало результатом действий американского правительства и американских компаний после Второй мировой войны, в виде дальнейшей экспансии финансового и промышленного капитала, накопленного во время войны.

В том же направлении действуют и международные соглашения в пределах региональных интеграционных группировок. Региональная интеграция не только предоставляет инвесторам дополнительные гарантии защиты, но и открывает для них новые рынки. Для ТНК имеет также большое значение наметившаяся в мировом хозяйстве тенденция к формированию валютных блоков (вокруг доллара, евро, иены). В комбинации с быстрым развитием рынков валютных деривативов это влечет за собой существенное снижение уязвимости ТНК к валютным рискам.

Наконец, важнейшую роль в прогрессе международного производства играет происходящая в последние десятилетия во всех группах стран, представленных в мировом хозяйстве, либерализация собственно режима осуществления прямых иностранных инвестиций. В странах, различающихся между собой по уровням экономического развития, а также по зрелости институтов рыночного хозяйства, и масштабы, и само содержание процессов либерализации не одинаковы. Но в целом все большее «открытие» национальных экономик для иностранного капитала, отмена многих из ранее действовавших ограничений, усилия правительств по подключению иностранных инвесторов к процессам приватизации, способствует тому, что у ТНК увеличивается поле для эффективной дислокации своих подразделений.

Причем новые инвестиции могут совершаться не путем создания предприятий «с нуля», а за счет покупки уже имеющихся производственных мощностей, в том числе вновь приватизируемых предприятий. В силу уже упоминавшихся причин (тенденции к укрупнению масштабов фирм и их концентрации на основной сфере деятельности, увеличения издержек на НИОКР и т. д.) значительное число ТНК активно использовало в последние годы именно второй вариант зарубежного инвестирования. Свидетельством тому является прокатившаяся по миру в начале ХХ в. гигантская волна слияний и поглощений в корпоративном секторе.

Процессы дерегулирования, приватизации, ослабления валютного контроля по балансу движения капитала способствовали и быстрому увеличению масштабов международного портфельного инвестирования. Портфельные инвестиции в отличие от прямых, совершаются не с целью установления управленческого контроля, а ради получения спекулятивной прибыли вследствие благоприятных изменений стоимости покупаемых активов. Количественная оценка мирового оборота портфельных

инвестиций возможна только на базе ряда косвенных показателей.

Важно отметить, что непреодолимых границ между финансовыми рынками разных категорий в современном мире не существует. Спекулятивный капитал активно мигрирует из развитых стран в развивающиеся и обратно. Этому способствовало и быстрое развитие систем электронной торговли ценными бумагами, позволившее миллионам частных инвесторов осуществлять международные портфельные операции, не выходя из дома. В свою очередь, для институциональных инвесторов из западных стран (взаимных фондов, страховых и пенсионных компаний и т.д.) вложения в «нарождающиеся рынки» означают дополнительные возможности извлечения прибыли и диверсификации инвестиционных портфелей. Снижению рисков зарубежного портфельного инвестирования способствовало и появление все новых видов производных ценных бумаг, таких как американские и глобальные депозитарные расписки (АДР и ГДР), фьючерсы и опционы по акциям и т. д.

сопоставление российской инвестиционной практики с опытом Китая

Для стран с развивающейся и переходной экономикой в условиях глобализации не менее актуальным, чем раньше, остается вопрос о выработке эффективной политики национального государства по отношению к иностранному капиталу. Такая политика, помимо мер по общему улучшению инвестиционного климата в стране, может включать в себя и селективные меры по стимулированию и ограничению прямых иностранных инвестиций. Конкретное содержание такой политики должно определяться общими приоритетами экономического развития с учетом возможностей национального предпринимательства в той или иной сфере хозяйства. В определенных отраслях стоит смириться с зависимостью от иностранных инвесторов, в других отраслях режим регулирования может быть протекционистским по отношению к национальным компаниям. Но в любом случае политика государства должна ориентироваться не на ограничение конкуренции национальных и иностранных компаний, а скорее на стимулирование взаимодействия между ними. В случае же с портфельными инвестициями оправданным представляется более ограничительный подход, призванный снизить уязвимость экономики к неконтролируемым внешним обстоятельствам.

Приходится с сожалением констатировать, что политика привлечения иностранного капитала в Россию в последние десятилетия мало соответствовала этим принципам. После 1991 г. ставка была сделана на максимальную либерализацию, государство фактически отказалось от воздействия на параметры иностранного инвестирования, в том числе за счет предоставления льгот зарубежным предпринимателям. Предполагалось, что предоставление иностранным инвесторам национального режима хозяйствования, т. е. допуск их на внутреннее рыночное пространство России наравне с отечественными предприятиями, само по себе будет действенным стимулом для роста прямых вложений из-за рубежа. Скромные объемы привлеченных прямых инвестиций (даже в наиболее благоприятные годы они не превышали 4—5 млрд долл. в год) заставляют усомниться в верности подобных расчетов. Что же касается российского фондового рынка, то он изначально создавался в первой половине 1990-х гг. на самых либеральных принципах, и впоследствии отток из страны иностранных портфельных инвестиций явился катализатором финансового кризиса 1998 г. Правда, в течение 1990-х гг. периодически предпринимались попытки корректировки инвестиционной политики, но они были непоследовательными и недолговечными. Как представляется, во многом это было связано с тем влиянием, которое оказывали на российскую экономическую политику либеральные идеологи из международных финансовых организаций. В настоящее время существует вероятность, что руки у российских властей для осуществления осмысленной политики привлечения иностранных инвестиций вновь будут связаны обязательствами перед партнерами по ВТО.

Особый интерес представляет сопоставление российской инвестиционной практики с опытом Китая — другой крупной страны, осуществляющей переход от командно-административной к рыночной системе хозяйствования. Китай стал основным центром прямых инвестиций, особенно с американского континента, что позволило КНР на сегодняшний день стать второй по объемам золотовалютных резервов и оказывать значительное давление на США (более 80 % крупных компаний США имеют дочерние компании в КНР) в различных переговорах, за счет регулирования внутренней экономической политики по отношению к иностранным компаниям.

В КНР политика сотрудничества с иностранным капиталом осуществляется с конца 1970-х гг.

XX в. Если в течение первого ее десятилетия показатели привлеченных прямых инвестиций были относительно невелики (на уровне нынешних российских), то в течение 1990-х гг. они выросли многократно — с 4,4 млрд долл. в 1991 г. до 40,7 млрд долл. в 2000 г., а в 2004 г. объем прямых иностранных инвестиций в экономику Китая уже был близок к 60 млрд долл. Вовлечение такой огромной страны, как Китай, в международный оборот инвестиционного капитала является одной из весомых составляющих общего процесса глобализации.

На протяжении первых двух десятилетий политики открытости для предприятий с иностранным участием в КНР был установлен более благоприятный режим хозяйствования, чем тот, который предоставлялся национальным предприятиям. Вплоть до 1994 г. предприятия с иностранными инвестициями платили налог на доходы по более низкой ставке, чем китайские предприятия. Они пользовались многочисленными налоговыми, таможенными льготами, льготами в сфере валютного регулирования и т. д. Тем самым государство стремилось хотя бы отчасти компенсировать зарубежным предпринимателям очевидные несовершенства инвестиционного климата в Китае. Различные системы фискальных льгот для инвесторов сложились в свободных экономических зонах КНР: «специальные экономические зоны», «зоны экономического и технологического развития», «зоны свободной торговли» и т. д. В то же время ради защиты национальных экономических интересов власти ограничивали иностранные вложения в определенных отраслях хозяйства, в частности в финансовом секторе и в ряде отраслей, выпускающих промышленные товары потребительского назначения. Для более полной реализации позитивных эффектов от сотрудничества с иностранным капиталом применялись методы промышленной политики (поощрение экспортной деятельности предприятий с иностранными инвестициями; требование о закупке ими необходимого оборудования и сырья преимущественно на внутреннем рынке; увязка допуска производственных товаров на внутренний рынок с уровнем передаваемой инвесторами технологии и т. д.).

В области привлечения иностранных портфельных инвестиций подход китайских властей был еще более осторожным. Иностранные инвесторы допускались только на ограненный сегмент фондового рынка. С момента своего создания в начале 1990-х гг. китайский биржевой рынок акций был разделен на две части — рынок акций

типа «А», предназначенных только для китайских инвесторов, и рынок акций типа «В», котируемых в инвалюте и реализуемых инвесторам из-за рубежа. И надо сказать, что не в последнюю очередь как раз благодаря этим ограничениям китайская экономика в относительно незначительной степени пострадала от последствий финансового кризиса в соседних странах Юго-Восточной Азии.

С середины 1990-х гг. китайская инвестиционная политика эволюционировала в сторону либерализации, что во многом было связано с процессом присоединения страны к ВТО. Условия деятельности иностранных и национальных инвесторов постепенно сближаются. Но важно отметить, что речь идет не об отказе от не оправдавших себя методов политики или просто о приспособлении национального режима регулирования к нормам ВТО, а о логическом развитии самого процесса взаимодействия с иностранным капиталом.

При достигнутых к середине 1990-х гг. объемах привлекаемых инвестиций бюджетные потери от предоставления фискальных льгот стали перевешивать их возможный стимулирующий эффект. Прогресс китайского негосударственного предпринимательства и приспособление части госпредприятий к работе в рыночных условиях постепенно уменьшают потребность в протекционистских ограничениях. А возрастающая интеграция иностранного сектора с основным массивом китайской экономики делает излишним использование государством инструментов промышленной политики в отношении предприятий с иностранным участием. Так что происходящая либерализация сама по себе является свидетельством успеха той инвестиционной политики, которая проводилась в КНР в более ранний период.

В России в последние годы действиями властей по улучшению инвестиционного климата, в том числе для иностранных инвесторов, были такие мероприятия, как снижение налоговых ставок, упрощение административных процедур создания предприятий, усиление защиты прав собственности, вовлечение земельных участков в рыночный оборот и т. д. Прямое заимствование китайского опыта вряд ли возможно из-за различий политической, правовой и экономической среды в двух странах. Методика принятия решений может быть различной, но, как представляется, и для нашей страны в обозримой перспективе необходимым будет более активное, чем это было до сих пор, государственное воздействие на процесс привлечения иностранного капитала.

В более конкретном плане составными частями комплексной политики по отношению к иностранному капиталу в России могут быть:

— восстановление системы налоговых льгот для инвесторов, дифференцированных в зависимости от размеров, сроков и мест осуществления инвестиций; такими льготами могли бы пользоваться как иностранные, так и российские инвесторы;

— принятие законодательства об отраслях экономики, в которых запрещаются или ограничиваются иностранные инвестиции (не административным путем, а за счет нераспространения на «ограничиваемые» отрасли системы налоговых льгот);

— разработка нормативно-правовых актов, благодаря которым предоставление иностранным инвесторам льготных условий хозяйствования увязывалось бы с соблюдением ими определенных требований российской стороны (использование российских источников субпоставок; экспорт произведенной продукции; сохранение за российской стороной позиций в управленческих структурах предприятий и т. д.);

— включение в антимонопольное законодательство специальных разделов, регулирующих деятельность предприятий с иностранными инвестициями;

— создание на территории страны свободных экономических зон различных типов, в том числе в центрах концентрации российских наукоемких производств;

— учреждение общенациональной системы гарантирования и страхования иностранных прямых инвестиций, в том числе за счет средств федерального и региональных бюджетов;

— совершенствование институциональной структуры привлечения инвестиций, в том числе конкретизация функций единого государственного органа, координирующего работу с инвесторами, а также создание смешанных государственно-частных корпораций, которые участвовали бы на долевой основе в проектах с иностранными инвестициями.

Американские инвестиции в экономику россии

Инвестиционное сотрудничество является неотъемлемой частью торгово-экономических отношений США и России. На конец 2008 г., по данным Росстата, объем накопленных американских инвестиций составил 8 769 млрд долл., в том числе прямых инвестиций — 3 193 млрд долл., портфельных (ин-

вестиции в ценные бумаги России) — 662 млрд долл. и прочих (различные кредиты) — 4 914 млрд долл.. В 2007 г. прямые американские инвестиции в Россию составили около 2 839 млрд долл., что составляет около 0,47 % от общих прямых инвестиций сделанных американскими компаниями в мире.

Конечно, объем прямых инвестиций США, накопленных в экономике России, далек от российских потребностей и от американского инвестиционного потенциала. При огромных потребностях в иностранных инвестициях (по различным оценкам, от 150 до 300 млрд долл. в ближайшие 5—10 лет) Россия в сравнении со странами Азии, и в особенности с Китаем, привлекла иностранных инвестиций из-за рубежа во много раз меньше как по общему объему, так и в пересчете на душу населения. Тем не менее необходимо отметить важность прямых американских инвестиций для экономики нашей страны.

В отличие от других стран США вкладывают большую часть своих инвестиций в реальный сектор российской экономики. Эти инвестиции (в отличие от займов и кредитов, являющихся срочными, платными и возвратными финансовыми средствами) не ведут к образованию внешней задолженности страны, что имеет большое значение. Они несут столь нужные для экономики России новые, современные технологии, способствуют распространению на отечественных предприятиях современных управленческих и организационных моделей, расширяют возможности улучшения трудовой этики в российской экономике.

Американские прямые инвестиции в России сосредоточены, главным образом, в сфере материального производства (примерно 4/5 от общего объема накопленных прямых инвестиций). При этом компании США являются крупнейшими среди иностранных компаний инвесторами в базовую отрасль экономики нашей страны — машиностроение и металлообработку: в первом полугодии 2008 г. на долю США приходилось 47,8 % всех поступивших в эту отрасль прямых иностранных инвестиций. Хотя наибольший интерес для американских компаний представляют отрасли с низкими затратами на обработку продукции (добыча природных ресурсов) и быстро окупающиеся проекты в отраслях, продукция которых пользуется спросом населения (пищевая), тем не менее инвестиции США направляются и в другие отрасли экономики нашей страны, в которых они рассчитывают получить прибыль и укрепиться на российском рынке.

Приоритетными сферами вложения капитала США являются прежде всего нефтегазовая (примерно 60 % всех накопленных инвестиций) и золотодобывающая отрасли. Ряд американских компаний: Exxon-Mobil Corp, Royal Dutch/Shell Group, ConocoPhillips, Beanton и др. — имеет стратегические интересы в освоении нефтегазовых месторождений России. В российской золотодобывающей промышленности в настоящее время работают такие ведущие горнорудные компании мира, как «Сайпрус Минерал» (США), «Эко Бей Майнз» (США - Канада).

По оценке экспертов, общий объем инвестиций по всем проектам, намечаемым к реализации на условиях раздела продукции, может превысить 200 млрд долл. со сроком освоения 25-30 лет, а объем добычи нефти составит около 1,4 млрд т.

В области авиастроения и производства космической техники сотрудничество осуществляется с такими американскими компаниями, как «Пратт энд Уитни», «Рокуэлл-Коллинз», «Боинг», «Эл-лайд Сигнал», «Дженерал Электрик», «Хоневалл Инк.».

Автомобильная промышленность также является приоритетным направлением увеличения доли американских автопроизводителей на рынке России в ценовой категории от 9 000 до 14 000 долл., наиболее перспективном сегменте рынка.

В целях создания условий для развития отечественной автомобильной промышленности Указом Президента Российской Федерации от 05.02.1998 № 135 «О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности» и постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.1998 № 413 «О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности» предусмотрено оказание государственной поддержки крупномасштабным проектам создания и развития производственных мощностей для выпуска современных средств автомобильного транспорта, в том числе реализуемых при участии иностранных инвесторов.

В рамках названных нормативно-правовых актов инвестору предоставляются льготные таможенные условия по вывозу готовых автомобилей и автомобильных компонентов в пределах квот, ежегодно устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

В рамках реализации указанных нормативно-правовых актов начата реализация крупномасштабных инвестиционных проектов с крупными

автомобилестроительными компаниями, в том числе такой как «Форд Мотор Компани» (США). Общий объем инвестиций, планируемых к вложению, оценивается в размере 3,89 млрд руб. (около 156 млн долл.), из них 2,47 млрд руб. (100 млн. долл.) составят инвестиции компании «Форд Мотор Компани».

Развивается сотрудничество с американской фирмой «Дженерал Моторс» по производству на базе производственного объединения «Елабужский автомобильный завод» (г. Елабуга Республики Татарстан) 50 тыс. легковых автомобилей в год. Объем инвестиций по данному проекту оценивается в 350 млн дол. На втором этапе планируется организация в г. Елабуге совместного производства легковых автомобилей малого класса мощностью 300 тыс. автомобилей в год. Стоимость проекта в целом оценивается в 1 400 млн долл.

В области пищевой промышленности американской фирмой «Марс Инк.» в октябре 1995 г. в г. Ступино Московской области введено в действие предприятие по производству кондитерских и пищевых продуктов питания. В настоящее время на нем работают уже более 1 000 российских работников. Данный проект реализуется на условиях инвестиционного соглашения. К настоящему времени общий объем инвестиций по данному проекту составил более 220 млн долл. В целом за 2007 г. прямых инвестиций в пищевую промышленность поступило в размере 442 млн долл.1

Крупные инвестиционные проекты по производству высококачественных табачных изделий реализует компания «Филип Моррис» (США), которая участвует в модернизации ряда российских табачных предприятий, в том числе табачных фабрик в городах Самара и Краснодар, осуществляет строительство нового табачного производства в Ленинградской области, в рамках данного проекта создано СП «Филип Моррис Ижора». Объем инвестиций оценивается в размере 300 млн долл.

Также сферой вложения капитала является производство медицинского оборудования и медикаментов, конверсионное производство оборонных предприятий.

На непроизводственные отрасли приходится около 20 % прямых инвестиций США. В основном они вложены в финансово-кредитную и страховую деятельность, пенсионные фонды, а также в сферу консультационных и информационных услуг.

Таким образом, несмотря на то, что большая часть американских прямых инвестиций сосредо-

1URL: http://bea.doc.gov/scb/pdf/2008/07 %20July/0708_dip.pdf.

точена в производственной сфере, их отраслевая структура свидетельствует об определенной де-формированности в сторону топливно-энергетического и агропромышленного комплексов. Одна из причин этого — отсутствие должных мер экономической политики, определяющих приоритеты в развитии российской экономики и реализующих дифференцированный подход к привлечению иностранных инвестиций. Американские инвесторы пока сами выбирают сферы деятельности, ориентируясь на освоение новых рынков сбыта, расширение своего участия в добыче сырьевых ресурсов и повышение экономической эффективности всей хозяйственной сети ТНК. Наше государство, к сожалению, не оказывает на этот процесс существенного воздействия.

Определенная неравномерность наблюдается в притоке американских инвестиций и в региональном разрезе. Инвесторы США предпочитают вкладывать капиталы в регионы с развитой финансовой, организационной и промышленной инфраструктурой, с более высоким платежеспособным спросом населения и в территории, где осуществляются крупные двусторонние проекты по добыче полезных ископаемых. Капитал США также направляется в те регионы, в которых местное законодательство способствует улучшению инвестиционного климата. В результате на экономику семи субъектов Российской Федерации — Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Ленинградской, Самарской и Сахалинской областей и Республики Коми — приходится свыше 70 % объема накопленных прямых инвестиций США.

Основным регионом России по объему привлеченных иностранных инвестиций остается Москва. Объем накопленных иностранных инвестиций всех видов в экономике столицы составил 55,6 млрд долл., что составляет 37 % от общероссийского уровня2.

2 URL: http://www.moskvaimir.mos.ru/investment/9163.html.

Улучшению инвестиционного сотрудничества способствовало бы также обеспечение более открытого доступа иностранных инвесторов к наиболее полной информации об инвестиционных возможностях, как в целом российской экономики, так и экономики регионов. В этой связи актуальной является задача создания федеральной информационной системы, представляющей иностранным инвесторам широкий доступ к информации об инвестиционных проектах. Цель такой информационной системы — приблизить инвестиционный проект к инвестору. Информационная система должна обладать способностью довести информацию об инвестиционных проектах до широкой аудитории инвесторов, работающих на рынке инвестиционных ресурсов.

Приток иностранных инвестиций в российскую экономику позволит ускорить решение таких проблем социально-экономического развития страны, как продвижение конкурентоспособных российских товаров и технологий на внешний рынок, расширение и диверсификация экспортного потенциала, развитие импортозамещающих производств, развитие производства в депрессивных регионах, освоение рыночных отношений в сфере предпринимательства.

Список литературы

1. Линь Ифу, Цай Фан, Ли Чжоу. Китайское чудо: экономическая реформа, стратегия развития. М., 2001.

2. Новицкий Н. А. Инновационная экономика России: теоретико-методологические основы и стратегические приоритеты. М., 2009.

3. URL: http: //www. federalreserve. gov/ econresdata/ default. htm.

4. URL: http://bea.doc.gov/scb/pdf/2008/07 %20July/0708_dip.pdf.

5. URL: http://www.moskvaimir.mos.ru/investment.

ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХ И СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ !

Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость одной публикации — 6 000 рублей (НДС не облагается) за две журнальные страницы формата А4.

Тел./факс: (495) 721-85-75 www.fin-izdat.rupost@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.