Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
629
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И ЧАСТНОГО БИЗНЕСА / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плохих Ю. В.

В данной статье выделяются и описываются проблемы государства, связанные с реализацией крупномасштабных инфраструктурных проектов. Как следствие показаны финансовые, кадровые и социальные проблемы, решение которых стало серьезной задачей для регионов России. Автором изучен опыт взаимодействия государства и бизнеса за рубежом, как возможность создания технологической и инновационной базы инфраструктурного развития. Статья раскрывает содержание понятия «государственно-частное партнерство» с точек зрения различных авторов. В статье приведены модели взаимодействия государства и частного бизнеса, наиболее характерные для зарубежных стран: Великобритании, Франции, Германии, Турции, Нидерландов, Канады и т.д. Автор приходит к выводу, что заинтересованность во взаимодействии публичной и частной сторон это основа для решения социально значимых задач общества. В статье установлено, что законодательная база зарубежных стран в сфере государственно-частного партнерства различается в зависимости от экономического развития страны. Великобритания считается «пионером» по формированию объектов инфраструктуры путем передачи функции строительства, реконструкции и эксплуатации возводимых объектов. В работе дана обобщенная характеристика наиболее распространенных сфер государственно-частного партнёрства зарубежных стран. Приведены примеры положительного опыта такого взаимодействия. Одной из популярных областей государственно-частного партнёрства также является создание общественно значимого блага. Автор дает обобщённую характеристику формирования принципа государственно-частного партнерства в России, прослеживая его становление. В работе раскрываются формы реализации внебюджетных средств государственных проектах. В результате исследования автор выявляет черты, специфичные для партнерства государства и частного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Плохих Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE IN THE DEVELOPMENT OF PUBLIC INFRASTRUCTURE USING PUBLICPRIVATE PARTNERSHIP

This article highlights and describes the problems of the state associated with the implementation of large-scale infrastructure projects. As a result, financial, personnel and social problems are shown, the solution of which has become a serious task for the regions of Russia. The author has studied the experience of interaction between the state and business abroad as an opportunity to create a technological and innovative base for infrastructure development. The article reveals the content of the concept of "public-private partnership" from the point of view of various authors. The article presents the models of interaction between the state and private business, the most typical for foreign countries: Great Britain, France, Germany, Turkey, the Netherlands, Canada, etc. The author comes to the conclusion that the interest in the interaction of public and private parties is the basis for solving socially significant tasks of society. The article establishes that the legislative framework of foreign countries in the field of public-private partnership differs depending on the economic development of the country. The United Kingdom is considered a "pioneer" in the formation of infrastructure facilities by transferring the functions of construction, reconstruction and operation of facilities under construction. The paper provides a generalized description of the most common areas of public-private partnership in foreign countries. Examples of positive experience of such interaction are given. One of the popular areas of public-private partnership is also the creation of a socially significant good. The author gives a generalized description of the formation of the principle of public-private partnership in Russia, tracing its formation. The paper reveals the forms of implementation of extra-budgetary funds in state projects. As a result of the research, the author identifies features specific to the partnership between the state and private business.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА»

ББК 65.050, УДК 334.7, © Ю. В. Плохих DOI: 10.24412/2225-8264-2021-3-73-79

Ю. В. Плохих

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

В данной статье выделяются и описываются проблемы государства, связанные с реализацией крупномасштабных инфраструктурных проектов. Как следствие показаны финансовые, кадровые и социальные проблемы, решение которых стало серьезной задачей для регионов России. Автором изучен опыт взаимодействия государства и бизнеса за рубежом, как возможность создания технологической и инновационной базы инфраструктурного развития. Статья раскрывает содержание понятия «государственно-частное партнерство» с точек зрения различных авторов. В статье приведены модели взаимодействия государства и частного бизнеса, наиболее характерные для зарубежных стран: Великобритании, Франции, Германии, Турции, Нидерландов, Канады и т.д. Автор приходит к выводу, что заинтересованность во взаимодействии публичной и частной сторон это основа для решения социально значимых задач общества. В статье установлено, что законодательная база зарубежных стран в сфере государственно-частного партнерства различается в зависимости от экономического развития страны. Великобритания считается «пионером» по формированию объектов инфраструктуры путем передачи функции строительства, реконструкции и эксплуатации возводимых объектов. В работе дана обобщенная характеристика наиболее распространенных сфер государственно-частного партнёрства зарубежных стран. Приведены примеры положительного опыта такого взаимодействия. Одной из популярных областей государственно-частного партнёрства также является создание общественно значимого блага. Автор дает обобщённую характеристику формирования принципа государственно-частного партнерства в России, прослеживая его становление. В работе раскрываются формы реализации внебюджетных средств государственных проектах. В результате исследования автор выявляет черты, специфичные для партнерства государства и частного бизнеса.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, взаимодействие государства и частного бизнеса, зарубежный опыт, общественная инфраструктура.

В современном мире взаимодействие государства и бизнеса позволяет реализовывать крупномасштабные проекты, на реализацию которых у государства нет необходимых ресурсов: финансовых, кадровых с необходимыми профессиональными компетенциями, производственных возможностей и т.п. Поиск методов содействия государству для реализации тех или иных проектов приобретает все большую актуальность. Условия дефицита бюджетных средств вынуждают искать помощи в финансировании из различных источников. При этом у государственных служащих возникает многозначность решаемых задач с необходимостью обязательного достижения взаимовыгодных целей.

Отношения государства и бизнеса в России активно стали формироваться с начала 90-х годов. В этот период одной из задач государства стало развитие инфраструктуры регионов. Благодаря партнерству государства и частного бизнеса, а, следовательно, использованию всех доступных им ресурсов, экономические, социальные и технологические инфраструктурные задачи стали эффективно реализовываться при осуществлении государственно значимых проектов.

Стоимость возведения подобных объектов и сооружений крайне высока. Бюджетных средств не хватает, чтобы реализовывать несколько крупных проектов одновременно. Принцип очередности возведения тех или иных объектов инфраструктуры позволит решать вопрос социально-экономического развития субъекта крайне долго.

Для населения, с одной стороны, это строительство жилья, социальных и культурных объектов, возведение спортивных объектов. С другой, это формирование и развитие сферы услуг в ЖКХ, здравоохранении, образовании, общественного транспорта и т.д. Для производственных предприятий это наличие логистических путей поставок сырья и рынков сбыта готовой продукции, энергетические и информационные коммуникации, инструментальные подразделения. Развитая инфраструктура страны говорит о ее высоком экономическом и технологическом развитии.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения опыта взаимодействия государства и частного бизнеса зарубежных стран как положительный пример формирования финансовой, технологической и инновационной базы для возведения инфраструктурных объектов.

Анализ литературы по теме исследования показал, что однозначного определения этому понятию не существует: разными авторами раскрывается с различных позиций. Термин государственно-частное партнерство или публично-частное партнерство является переводом с английского "public-private partnership» и широко используется как в отечественной, так и в зарубежной практике.

Целью исследования является выявление характерных особенностей механизма

государственно-частного партнерства в различных странах.

Для начала рассмотрим суть термина «государственно-частное партнерство» (далее по

тексту «ГЧП») в интерпретации различных авторов. Так, В. Варнавский считает правильным раскрыть данное понятие с теоретической и практической точек зрения. «В теоретическом контексте - это система отношений государства и бизнеса в договорной (контрактной) форме, которая широко используется в качестве инструмента национального, международного, регионального, городского, муниципального экономического и социального развития и планирования. С практической точки зрения, это конкретные проекты, реализуемые различными государственными органами и бизнесом совместно или только частными компаниями на объектах государственной и муниципальной собственности» [4].

Г. А. Борщевский понимает государственно-частное партнерство комплексно: юридически оформленное объединение ресурсов публичного и государственного партнеров для инвестирования в проект ГЧП с равноправным распределением рисков на взаимовыгодных условиях [3].

Е. А. Попов, С. К. Абрамян, А. В. Агафонов приходят к выводу, что государственно-частное партнерство «это деятельность, осуществляемая путем взаимодействия, с одной стороны, органа публичной власти, наделенного функцией публичного управления, с другой стороны, субъекта предпринимательства, направленная на достижение общественно значимой цели, имеющей существенное значение для публично территориального образования» [7].

Н. П. Баскакова в своей работе говорит о том, что в сфере реализации проектов ГЧП роль уполномоченных органов власти является доминирующей, а частный партнер является не только инвестором, но и выгодоприобретателем, что

будет являться «залогом прогрессивного развития сотрудничества государства и бизнес-сообществ» [2].

Федеральным законом №224-ФЗ от 13.07.2015 "О государственно-частном партнерстве,

муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" введено следующее понятие: «государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство - юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества» [1].

Э. Р. Йескомб рассматривает ГЧП как альтернативу финансированию объектов

инфраструктуры «за счет налоговых поступлений или государственных займов» [6].

Однако в каждой стране есть своя специфика трактовки понятия «государственно-частное партнерство». Она связана с приоритетами экономической политики, особенностями

нормативно-правовой базы, структуры госорганов, уровня развития общества.

В мировой практике распространено большое количество моделей, в рамках которых возможна реализация проектов ГЧП. В разных моделях соотношение функций партнеров меняется (табл.1).

Таблица 1

Модели ГЧП, характерные для зарубежных стран_

Модель ГЧП Описание

BTO (Built, Transfer, Own / строительство -передача -эксплуатация) Частная сторона осуществляет строительство / реконструкцию объекта, передает объект в собственность публичного партнера, осуществляет эксплуатацию объекта и получает доход от эксплуатации

BOT / DBOT (Built, Own, Transfer / строительство - эксплуатация -передача) Частная сторона осуществляет строительство / реконструкцию объекта, получает право собственности на объект, осуществляет эксплуатацию объекта и получает доход от эксплуатации, передает в собственность публичного партнера по окончании соглашения

BOO / DBOO (Built, Own, Operate/ строительство - владение -эксплуатация) Частная сторона осуществляет проектирование и / или строительство /реконструкцию объекта, осуществляет эксплуатацию объекта в течение согласованного с публичной стороной срока и получает доход от эксплуатации, сохраняя право собственности по истечении срока соглашения, продолжительность которого не ограничена.

(D)BOOT (Design, Built, Own, Operate, Transfer/ дизайн -строительство - владение -эксплуатация - передача) Частная сторона осуществляет проектирование и/ или строительство / реконструкцию объекта, осуществляет эксплуатацию объекта в течение согласованного с публичной стороной срока и получает доход от эксплуатации, а затем передает объект в собственность публичной стороны. Право собственности на созданный объект принадлежит частному партнеру до момента окончания контракта, после чего оно переходит государству.

DBFO / PFI (Design, Built, Finance, Operate/ проектирование -строительство - финансирование -эксплуатация) Частная сторона осуществляет проектирование и / или строительство / реконструкцию объекта, который передается в собственность публичной стороны за вознаграждение. На базе объекта предоставляются услуги, оговоренные государством в контракте

Во всех моделях просматривается заинтересованность партнерства просматривается и для частной стороны, и для публичной стороны:

- для государства: инвестирование и содержание объекта перекладывается на частный сектор; дополнительный источник доходов в бюджет; появляются социально значимые объекты;

- для бизнеса: длительное время управляет государственной собственностью на льготных условиях; гарантии возврата инвестиций, поскольку государство несет определенные риски.

Одновременно хочется отметить решение социально значимых задач общества: повышение

В период либерализации естественных монополий в 1980-е годы в экономической литературе появляется термин «государственно-частное партнерство» (Public-Private Partnerships). Наиболее активными сторонниками передачи прав для формирования социально значимой инфраструктуры выступили Великобритания, Швеция, Ирландия и т.д. Они первыми начали создавать законодательную базу и органы управления государственно-частным партнерством.

Законодательство этих стран было развито и легко адаптируемо для формирования институтов государственно-частного партнерства.

Наиболее глубокие институциональные преобразования произошли в Великобритании Принятие концепции «Частная финансовая инициатива» (PFI) положило начало британской модели ГЧП: частным компаниям передавались функции по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов социальной инфраструктуры, находящихся в государственной собственности. Именно эта страна является лидером по использованию механизма ГЧП на сегодняшний день. Наиболее значимые проекты периода начала 2000-х гг: внедрение системы утилизации отходов на острове Уайт; создание общественной библиотеки; открытие школ в нескольких городах; строительство железнодорожной сети и т.п. [10].

Для британской модели были характерны следующие черты:

- публичный партнер брал на себя ответственность по компенсации затрат частного

качества обслуживания, в некоторых случаях снижение цен, высвобождение государственных средств для решения других социальных задач.

Опыт реализации механизма ГЧП за рубежом существует уже с конца 20-го века и постоянно совершенствуется. В государственных сферах партнерство государства и частного бизнеса обеспечило приемлемый экономический и социальный эффект.

Законодательное регулирование в сфере государственно-частного партнёрства за рубежом происходит по-разному. В таблице 2 приведена информация о законодательной базе в сфере ГЧП.

Таблица 2

партнера и по обеспечению нормы прибыли после ввода объекта в эксплуатацию.

- для реализации инвестиционных проектов ГЧП необходимо выполнить ряд требований законодательства.

На сегодняшний день британская модель характеризуется свободой выбора форм взаимодействия ввиду отсутствия закона о ГЧП.

В Канаде применение ГЧП началось в 1980-х гг и проявилось в развитии провинций. В Онтарио, к примеру, создана Инфраструктурная корпорация, которой была реализована программа Ontario's Infrastructure Investment Program. На национальном уровне Министерство инфраструктуры Канады и Совет по государственно-частному партнерству Канады осуществляют финансирование,

консультирование, аналитику, рекомендацию по лучшим практикам ГЧП. Результатами применения механизма ГЧП руководство страны определяет прирост прибылей корпораций, сокращение уровня безработицы, прирост налоговых поступлений, организацию новых рабочих мест.

В Германии впервые механизм ГЧП использовали в кооперативном строительстве середине 19-го века. Первые строительные сообщества были созданы на собственные средства. При сотрудничестве частные компании были вынуждены накладывать ограничения по получению прибыли, но взамен получали от государства налоговые льготы. Удачным примером является строительство аэропорта в Германии во Франкфурте-на-Майне. Госорганы Германии являются, с одной стороны, заказчиками проектов, с другой стороны,

Законодательная база в сфере ГЧП в странах мира

Страна Закон о ГЧП

Великобритания Отсутствует

Франция Закон «О контрактах ГЧП» 2008г.

Германия Закон «О развитии ГЧП» 2005г.

Турция Отсутствует

Нидерланды Отсутствует

Ирландия Закон «О ГЧП» 2002г.

США Отсутствует

Канада Отсутствует

Казахстан Закон «О ГЧП» 2015

Китай Отсутствует

пытаются создать условия, благоприятные для инвестирования, играя роль «регулятора». Таким образом удовлетворяются интересы и государства, и частного бизнеса, и населения страны в целом. В рамках немецкой модели объекта проекта остается в руках государства, а частные структуры обязаны поддерживать его в хорошем состоянии и управлять им. Институт государственно-частного партнерства в Германии осуществляет подготовку, организацию и реализацию проектов. Проводимая координационная и методическая деятельность позволяет налаживать развитие информационной инфраструктуры, в т.ч.

В странах с переходной экономикой, таких как Болгария, Чехия, Венгрия, Хорватия, Польша, Румыния, Латвия, Украина по применению механизма ГЧП лидируют автодороги, строительство мостов и тоннелей, метро, аэропортов. В развивающихся странах: Индия, Бразилия, Чили, Гонконг, Мексика, Саудовская Аравия, ОАЭ, - на первом месте находятся автодороги, аэропорты, тюрьмы и водоочистные сооружения [5].

Как показала практика зарубежных стран наиболее распространенной сферой взаимодействия государства и бизнеса является социальная сфера. В этом случае частный партнер берет на себя обязательства по разработке, финансированию и созданию актива общественно значимых благ. Государство в свою очередь гарантирует создание условий для реализации производимых услуг и выплату вознаграждения, по условиям контракта.

В России принцип «государственно-частного партнерства» начинал формироваться на

базы данных об инвесторах; изучает опыт зарубежных стран и разрабатывает механизмы, позволяющие повысить эффективность

государственно-частных отношений.

В Китае механизм ГЧП реализовывается не во всех сферах экономики. Но, главным образом, предпочтение отдается сфере образования. Причем, речь идет о вовлечении частных предприятий в образовательный процесс, о проведении занятий, финансируемых государством, на их базе.

В таблице 3 приведены сферы реализации механизма ГЧП в развитых зарубежных странах

3

региональном уровне. Законы о порядке взаимодействия государства и частного бизнеса появились в начале 2000-х гг в Амурской, Вологодской, Томской, Омской, Ивановской, Кемеровской областях, Республике Коми, Дагестане, Краснодарском, Пермском краях. Этими регионами накоплен солидный положительный опыт государственно-частного партнерства. Но, наличие нормативно-правовой основы не способствовало развитию ГЧП как на региональном, так и на федеральном уровнях, поскольку каждый проект требовал индивидуальной правовой и экономической проработки. Для этого на всех уровнях власти велась значительная организационная работа: созданы органы, осуществляющие информационно-консультационные услуги, совершенствуется нормативно-правовая база и т.д.

За последние 15 лет стремление государства привлечь внебюджетные средства просматривается в различных нормативных актах (табл. 4).

Таблица 4

Способы привлечения внебюджетных средств в РФ_

Формы реализации Правовое регулирование

Договорные формы привлечения внебюджетных средств на основе тендера

Контракт жизненного цикла Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг...»

Долгосрочный договор на поставку товаров, работ, услуг с инвестиционными обязательствами исполнителя Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и положения о закупках соответствующих юридических лиц

Формы государственно-частного партнерства

Концессионное соглашение Федеральный закон № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»

Соглашение о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве Федеральный закон № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.» (до 01.01.2016 в рамках регионального законодательства)

Таблица

Сферы государственно-частного партнерства развитых зарубежных стран_

Страна Сферы реализации успешных проектов

Австралия Автодороги, железные дороги, коммуникационные сооружения [10]

Германия Объекты образования, сферы правопорядка, информационных и коммуникационных технологий [8]

Великобритания Объекты транспортной сферы, здравоохранения, образования, проекты сферы «Зеленая экономика» [9]

Канада Объекты здравоохранения, транспортной сферы, водоснабжения, энергетики, утилизации промышленных отходов

Испания Объекты транспортной сферы

Ю.Корея Объекты транспортной сферы, школы, военные объекты, объекты по переработке отходов [5]

При этом нельзя не заметить, что все нормативные акты направлены на повышение бюджетной эффективности, не предлагая частному бизнесу долговременного экономического эффекта.

В настоящее время Правительство РФ в рамках ГЧП рассматривает следующие области в качестве приоритетных:

- развитие производственной и транспортной инфраструктуры;

- жилищно-коммунальное хозяйство;

- финансирование научных исследований, имеющих перспективы коммерциализации;

- развитие инновационной инфраструктуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На сегодняшний день государственно-частное

партнерство в России - не слишком распространенная площадка взаимодействия государства и привлеченного партнера. Особенностью российской модели ГЧП является то, что собственником социально значимых объектов в большинстве случаев является государство, а управление и эксплуатацию должны осуществлять частные компании. При этом очевидно, что интересы государства при механизме ГЧП реализовываются в полной мере, а для частного бизнеса выгоды просматриваются только в краткосрочной перспективе.

Но использование механизма ГЧП государство просматривает для себя как возможность эффективно использовать бюджетные средства при возведении социальных инфраструктурных объектов; как возможность повысить социальный уровень жизни населения путем создания важных объектов. Снижение рисков тоже является немаловажным обстоятельством, поскольку большая часть перекладывается на частных партнеров. Заинтересованность частного партнера в экономическом эффекте способствует минимизации

сроков возведения объекта. Но, как показала практика зарубежных стран, для привлечения частного капитала необходимо создание привлекательных условий, отличных от текущих условий получения прибыли.

В результате, проанализировав изложенные выше аспекты, можно выделить черты, присущие государственно-частному партнерству:

- долговременные отношения между сторонами - участниками договора;

- применяется для проектирования, финансирования, строительства объектов, с последующим их управлением;

- государство продолжает оставаться собственником инфраструктурных объектов, но частный сектор управляет и пользуется этими объектами;

-кроме того, государство в глазах общества остается ответственным за формирование инфраструктуры социально значимых сфер;

- риски распределяются между государством и бизнесом в соглашениях, с формированием различных гарантий для обеих сторон.

Основываясь на опыте зарубежных стран, можно сделать вывод, что сфера реализации проектов ГЧП разнообразна. Все зависит от планов и перспектив развития страны. Но, в большей степени взаимодействие государства и частного бизнеса происходит в реализации общественно значимых проектов.

Все представленные исследования позволяют глубже понять, что для России развитие отношений государства и частного бизнеса посредством механизма ГЧП должно иметь привлекательные условия для обеих сторон отношений, а в особенности для частного бизнеса.

Библиографический список

1. Российская Федерация. Законы. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ (последняя ред.) / Российская Федерация. Законы. - Текст : электронный // КонсультантПлюс : офиц. сайт. - URL: http://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_182660/

2. Баскакова, Н. П. Публично-правовые начала в регулировании института государственно-частного и муниципально-частного партнерства / Н. П. Баскакова - Текст : электронный // Актуальные проблемы интеграции науки и образования в регионе: материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) - Бузлук - 2021. - С. 200-204. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46144630_77292306.pdf (дата обращения: 25.09.2021)

3. Борщевский, Г. А. Государственно-частное партнерство : учебник и практикум для СПО / Г. А. Бор-щевский. - Litres, 2021. - 282 с. - Текст : электронный

4. Варнавский, В. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы теории и практики / В. Вар-навский. - Текст : электронный // Мировая экономика и международные отношения. - 2011. - № 9. - С. 41 - 50. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_16755777_14033028.pdf (дата обращения: 10.09.2021).

5. Взаимодействие государства и бизнеса: учебное пособие / Л. А. Добрынин, Марковская Е. И., Медведь А. А., Привалов Н. Г., Рагимова Н. С., Троицкая И. В. - СПб: Издательство СПбГЭУ, 2014. - 192 с. - Текст : непосредственный.

6. Государственно-частное партнерство: Основные принципы финансирования / Э. Р. Йескомб ; Пер. с англ. — М. : Альпина Паблишер, 2019. — 457 с. - URL:

https://www.rulit.me/data/programs/resources/pdf/Yeskomb_Gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo RuLit Me 591167.pdf. - Текст : электронный.

7. Попов, Е. А. Государственно-частное партнерство как объект правового регулирования / Е. А. Попов, С. К. Абрамян, А. В. Агафонов. - Текст : электронный // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2018. - №. 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-kak-obekt-pravovogo-regulirovaniya/viewer - (дата обращения: 25.09.2021).

8. Сухих, В.А. Государственно-частное партнерство: опыт России и Германии / В. А. Сухих, М. Н. Ру-денко, Е. Д. Оборина // Вестник Пермского университета. Серия «Экономика». -2013. Выпуск 3 (18). - С. 32 -35. - Текст : непосредственный.

9. Фадюшин, И. С. Международный опыт развития ГЧП / И. С. Фадюшин. - DOI: 10.23670/IRj.2019.82.4.035 // Международный научно-исследовательский журнал. - 2019. - № 4 (82). - С. 39-43. - Текст : непосредственный.

10. Шаповалова Н. В. Государственно-частное партнерство: зарубежный опыт / Н. В. Шаповалова, Н. В. Королева // Проблемы управления рыночной экономикой : межрегиональный сборник научных трудов. — Томск : Изд-во ТПУ. - 2014. — Ч. 1. — С. 119-122. - Текст : непосредственный.

References

1. Rossijskaya Federaciya. Zakony'. O gosudarstvenno-chastnom partnerstve, municipaVno-chastnom partnerstve v Rossijskoj Federacii i vnesenii izmenenij v otdeVny^e zakonodateVny^e akty" Rossijskoj Federacii [On Public-Private Partnership, Municipal-Private Partnership in the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation]: Federal'ny'j zakon ot 13 iyulya 2015 g. № 224-FZ (poslednyaya red.) / Rossijskaya Federaciya. Zakony\ - Tekst : e'lektronny'j // KonsuTtantPlyus : oficz. sajt. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/

2. Baskakova, N. P. Publichno-pravovye nachala v regulirovanii instituta gosudarstvenno-chastnogo i municipal'no-chastnogo partnerstva [Public-legal principles in the regulation of the institution of public-private and municipal-private partnership] / N. P. Baskakova - Tekst : elektronnyj // Aktual'nye problemy integracii nauki i obrazovaniya v regione: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (s mezhdunarodnym uchastiem) -Buzluk - 2021. - S. 200-204. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46144630_77292306.pdf (data obrashcheniya: 25.09.2021)

3. Borshchevskij, G. A. Gosudarstvenno-chastnoepartnerstvo [Public-private partnership]: uchebnik ipraktikum dlya SPO / G. A. Borshchevskij. - Litres, 2021. - 282 s. - Tekst : elektronnyj

4. Varnavskij, V. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: nekotory^e voprosy" teorii i praktiki [Public-private partnership: some issues of theory and practice] / V. Varnavskij. - Tekst : e'lektronny'j // Mirovaya e'konomika i mezhdunarodny'e otnosheniya. 2011. - № 9. - S. 41 - 50. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_16755777_14033028.pdf (data obrashheniya: 10.09.2021).

5. Vzaimodejstvie gosudarstva i biznesa: uchebnoe posobie [Interaction between the state and business] / L. A. Dobry'nin, Markovskaya E. I., Medved' A. A., Privalov N. G., Ragimova N. S., Troiczkaya I. V. - SPb: IzdateFstvo SPbGE'U, 2014. - 192 s. - Tekst : neposredstvenny'j.

6. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: Osnovny^e principy" finansirovaniya [Public-private partnership: Basic principles of financing] / E'. R. Jeskomb ; Per. s angl. — M. : Al'pina Pablisher, 2019. — 457 s. - URL: https://www.rulit.me/data/programs/resources/pdf/Yeskomb_Gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo_RuLit_Me_591167.pdf. - Tekst : e'lektronny'j

7. Popov, E. A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak ob"ekt pravovogo regulirovaniya [Public-private partnership as an object of legal regulation] / E. A. Popov, S. K. Abramyan, A. V. Agafonov. - Tekst : elektronnyj // Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. - 2018. - №. 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-kak-obekt-pravovogo-regulirovaniya/viewer -(data obrashcheniya: 25.09.2021)

8. Sukhikh, V.A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: opyst Rossii i Germanii [Public-private partnership: the experience of Russia and Germany] / V. A. Suhih, M. N. Rudenko, E. D. Oborina // Vestnik Permskogo universiteta. Seriya «E'konomika». -2013. Vy'pusk 3 (18). - S. 32 - 35. - Tekst : neposredstvenny'j.

9. Fadyushin, I. S. Mezhdunarodnysj opy't razvitiya GChP [International experience of PPP development] / I. S. Fadyushin. - DOI: 10.23670/IRj.2019.82.4.035 // Mezhdunarodny'j nauchno-issledovatel'skij zhurnal. - 2019. - № 4 (82). - S. 39-43. - Tekst : neposredstvenny'j.

10. Shapovalova N. V. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: zarubezhny^j opyst [Public-private partnership: foreign experience] / N. V. Shapovalova, N. V. Koroleva // Problemy' upravleniya ry'nochnoj e'konomikoj : mezhregional'ny'j sbornik nauchny'x trudov. — Tomsk : Izd-vo TPU. - 2014. — Ch. 1. — S. 119-122. - Tekst : neposredstvenny'j.

FOREIGN EXPERIENCE IN THE DEVELOPMENT OF PUBLIC INFRASTRUCTURE USING PUBLIC-

PRIVATE PARTNERSHIP

Yuliya V. Plokhikh,

Senior Lecturer, Federal State Budgetary Institution of Higher Education "Omsk State Technical University"

Abstract. This article highlights and describes the problems of the state associated with the implementation of large-scale infrastructure projects. As a result, financial, personnel and social problems are shown, the solution of which has become a serious task for the regions of Russia. The author has studied the experience of interaction between the state and business abroad as an opportunity to create a technological and innovative base for infrastructure development. The article reveals the content of the concept of "public-private partnership" from the point of view of various authors. The article presents the models of interaction between the state and private business, the most typical for foreign countries: Great Britain, France, Germany, Turkey, the Netherlands, Canada, etc. The author comes to the conclusion that the interest in the interaction of public and private parties is the basis for solving socially significant tasks of society. The article establishes that the legislative framework of foreign countries in the field of public-private partnership differs depending on the economic development of the country. The United Kingdom is considered a "pioneer" in the formation of infrastructure facilities by transferring the functions of construction, reconstruction and operation of facilities under construction. The paper provides a generalized description of the most common areas of public-private partnership in foreign countries. Examples of positive experience of such interaction are given. One of the popular areas of public-private partnership is also the creation of a socially significant good. The author gives a generalized description of the formation of the principle of public-private partnership in Russia, tracing its formation. The paper reveals the forms of implementation of extra-budgetary funds in state projects. As a result of the research, the author identifies features specific to the partnership between the state and private business.

Keywords: public-private partnership, interaction between the state and private business, foreign experience, public infrastructure.

Сведения об авторе:

Плохих Юлия Вячеславовна - старший преподаватель кафедры «Менеджмент и сервис» ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет» (644050, Российская Федерация, г.Омск, пр. Мира, д. 11, e-mail: plohih2004@vandex.ru).

Статья поступила в редакцию 17.09.2021г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.