УДК 343.352 : 378 (100) ББК 67.51
Сошникова Ирина Владимировна Soshnikova Irina Vladimirovna
доцент кафедры публичного права Уральского государственного экономического университета кандидат социологических наук, доцент.
Associate Professor, the Department of Public Law of the Ural State University of Economics, PhD in Sociology,
Associate Professor.
E-mail: [email protected]
Руколеев Виталий Александрович Rukoleev Vitaly Alexandrovich
магистрант Уральского государственного юридического университета.
Graduate Student, the Ural State Law University. E-mail: [email protected]
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Foreign experience of countering corruption in the higher education system
В настоящей статье рассматривается проблема выработки законодательных мер, направленных на противодействие коррупции в системе высшего образования. Актуальность выбранной авторами темы подчеркивается массовостью проводимых в последние годы исследований отечественными и зарубежными учеными, направленных на изучение факторов появления коррупции, влияния ее на правопорядок, а также опыта других стран в борьбе с коррупционными проявлениями в системе высшего образования. Авторская позиция, сформулированная по завершении исследования, строится на анализе статистических данных, выведенных Международной неправительственной организацией «Transparency International» за 2019 год и зарубежного опыта, в сопоставлении с отечественным.
Ключевые слова: высшее учебное заведение, коррупционные проявления, высшее образование, коррупция, студент, антикоррупционная политика, зарубежный опыт, преподаватель.
Коррупция как социально-правовое явление пронизывает все сферы жизни общества. Особую настороженность вызывает наличие и про-грессируемость этого явления в духовной сфере. Прежде всего речь идет о двух подсистемах данной области устойчивых взаимоотношений между социальными субъектами: наука и высшее образование. О пагубности таких предметно-ориентированных коррупционных проявлений долго размышлять не приходится. Прогнозируемый результат выражается в привитии сознанию масс ложных ценностных ориенти-
This article examines the problem of developing legislative measures aimed at combating corruption in the higher education system. The relevance of the topic chosen by the authors is emphasized by the mas-siveness of research conducted in recent years by domestic and foreign scientists aimed at studying the factors of the appearance of corruption, its impact on the rule of law, as well as the experience of other countries in the fight against corruption in the higher education system. The authors'position, formulated at the end of the study, is based on the analysis of statistical data derived by the International NonGovernmental Organization «Transparency International» for 2019 and foreign experience in comparison with the domestic one.
Keywords: higher educational institution, manifestations of corruption, higher education, corruption, student, anti-corruption policy, foreign experience, teacher.
ров, приводящих в конечном счете к дистанцированию от государства. Наиболее уязвимыми в этом смысле считаются представители молодого поколения, мировоззрение которых в процессе постижения науки совершенствуется, становится профессиональным.
Важно понимать, что обстановка в высшем учебном заведении во взаимосвязи с морально-этическим обликом руководства и профессорско-преподавательского состава предопределяет, как вчерашний школьник будет осознавать основные законы развития окружаю-
щей действительности, сможет ли адекватно оценивать события и социально-политическую ситуацию в стране и мире, воспринимать тенденции и закономерности ее развития, а также осуществлять нравственную самоориентацию в области смыслов и ценностей. И дело даже не в том, что в процессе обучения в высшем учебном заведении отдельно взятый студент может лично столкнуться с коррумпированностью, равным образом негативные веяния могут его затронуть будучи сторонним наблюдателем происходящего бесчинства.
В то же время мыслить с позиции влияния коррупции лишь по отношению к сегодняшним студентам, на основании чего выдвигать предположение о грядущей (или даже имеющейся) разобщенности гражданского общества, не совсем верно. Необходимо рассматривать проблему и с другой стороны. Подобные коррупционные проявления ставят под сомнение способность высших учебных заведений подготавливать высококвалифицированных специалистов, а качество образования видится иллюзорным. Это не только не способствует развитию того или иного государства, но тормозит его как таковое.
Поднятая авторами проблема в последние годы приобрела глобальный характер. Ряд отечественных и зарубежных ученых посвящают свои научные труды исследованию факторов появления коррупции, влияния ее на правопорядок, изучению зарубежного опыта борьбы с бесчестностью и недобросовестностью в системе высшего образования. К примеру, американский ученый Лиз Рейсберг справедливо замечает, что академическая коррупция является результатом, во-первых, неудачно спроектированной системы сдержек и противовесов в управленческом сегменте, во-вторых, отсутствия понимания у студентов и сотрудников норм этического поведения, в-третьих, склонности людей разрешать сложные ситуации коммерческим путем [1, с. 68-71]. Нидерландский ученый О. Гусс и немецкий ученый А. Кейдель проанализировали мировую практику использования концепции «открытое правительство» в государственном управлении в сфере образования и науки. В своем исследовании авторы пришли к выводу, что в странах с низкими показателями коррумпированности «открытое правительство» не отвечает учредительным целям (цели - обеспечение инклю-
зивного, справедливого и качественного образования для всех через партнерство между заинтересованными сторонами в системе образования), в отличие от стран с системно высоким уровнем. Для большей эффективности данный механизм взаимодействия власти и гражданского общества должен следовать принципам прозрачности, подотчетности и вовлечения граждан [2]. Российские ученые В.М. Алиев и Н.Н. Соловых считают, что для предупреждения коррупции в учебных заведениях требуется создавать определенные источники «формирующегося общественного мнения» (газеты, журналы, общедоступные электронные ресурсы), призванные оказывать содействие органам государственной власти в процессе выявления коррупционных преступлений [3, с. 49-50].
Кроме того, весомый вклад в методику противодействия коррупционным проявлениям в сфере высшего образования внесли международные и некоторые национальные организации. Например, при поддержке Международного института планирования образования (МИПО-ЮНЕСКО) создан информационный портал ETICO [4], направленный на борьбу с коррупцией в системе образования по всему миру. На представленном веб-ресурсе разработчики объединяют новости коррупционной направленности различные статистические материалы, научные и справочные публикации соответствующей узкой тематике. Несомненное значение для выработки превентивных мер имеет опубликованная типология коррупционного поведения, группирующая деяния на следующие виды: нецелевое использование бюджетных ассигнований; мошенничество при осуществлении государственных закупок; мошенничество в области трудоустройства и занятости персонала; нарушение процедуры сдачи экзаменов (прохождение промежуточной или итоговой аттестации), включая нарушение процедуры сдачи кандидатских и докторантских экзаменов, защиты диссертаций на соискание ученой степени; несоблюдение законодательно установленных требований лицензирования и аккредитации учебного заведения; нарушения в области информационной безопасности; фаворитизм [5].
Что же касается национальных организаций, то тут стоит выделить государственный орган Исламской Республики Пакистан - Комиссию
по высшему образованию, внедрившую в мировую практику основы предотвращения неправомерного заимствования в письменных работах студентов, исследователей, преподавателей. Отметим, что в этой стране несколько расширенное понимание академической коррупции, отожествляемое даже с плагиатом. При непосредственном участии учреждений высшего образования названный орган власти издал акт разъясняющего характера «Маленькая книжка о плагиате: что это такое, и как этого избежать?» и акт нормативного характера «Государственная политика в отношении плагиата». В разъясняющем акте дается определение понятию «плагиат» как особой формы обмана, интеллектуального преступления, приводятся обоснования, почему следует отказаться от плагиата, и как его избежать [6]. Документ нормативного характера предусматривает штраф за допущенный в письменной работе плагиат, назначаемый с учетом тяжести, рецидива, статуса ученого или научного сотрудника. Помимо денежного взыскания ученого или научного сотрудника вносят в «Черный список» с последующим запретом трудоустройства в какой-либо научной организации [7].
Таким образом, в мировой практике феномен коррупции более изучен, и многие механизмы антикоррупционной политики работают не первый год, принося большие успехи.
Далее в рамках темы настоящей статьи рассмотрим итоги проводимых в 2019 году Международной неправительственной организацией «Transparency International» исследований коррумпированности публично-управленческого сектора. В исследование включены показатели 180 стран, впоследствии ранжируемые по шкале от 0 (высокая коррумпированность) до 100 (низкая коррумпированность) баллов [8].
Первое место среди наименее коррумпированных стран занимает Королевство Дания (87 баллов). Антикоррупционная политика данной страны основана на общественном неприятии и абсолютной нетерпимости к такому явлению, как коррупция. Каждый член Правительства в соответствии с принятым в 2002 году «Законом о коррупции» обязан представлять отчет о своем имуществе и доходах [9]. Сведения обо всех операциях есть в открытом доступе, а каждый гражданин Королевства
Дании может обратиться в правоохранительные органы для сообщения о преступлении, в том числе анонимно. Бизнес и государство работают вместе в этой сфере. В стране создано несколько организаций, занимающихся помощью в антикоррупционной борьбе и культивирующие на противодействие коррупции (Торговый совет Королевства Дании, Датское агентство международного развития - DANIDA). Благодаря политике «абсолютной нетерпимости» к коррупции такое положение дел установилось во всех сферах общества, в том числе -в образовании. Граждане соблюдают закон не только из-за «общественного неприятия», но также из-за жестких санкций, которые меняются в сторону ухудшения, а также страха за разрушенную деловую репутацию, благодаря которой человек, замешанный в коррупции, теряет не только должность и работу, но возможность полноценного сотрудничества с другими людьми.
Еще одной из наименее коррумпированных стран является Республика Сингапур (85 баллов). В стране антикоррупционная политика нацелена на минимизирование и искоренение условий для роста коррупции. Все действия чиновников регламентированы, но вместе с тем бюрократические процедуры упрощены. В стране создано специальное Бюро по расследованию случаев с коррупцией, рассматривающие жалобы граждан на коррупционные действия и расследующие случаи небрежности и халатности государственных служащих, а также осуществляет проверку учреждений [10, с. 122]. Чтобы у чиновников не было соблазна взять предложенную взятку, была повышена их заработная плата, вместе с тем ужесточена экономическая санкция за коррупционные действия или отказ от содействия в расследовании таких случаев [11]. Все это касается не только «низшего» и «высшего» уровней коррупции в сфере образования, но и всего государственного аппарата в целом. В Республике Сингапур высокие этические стандарты поведения для людей, занимающих должности, обязывающие их соблюдать, а также жестокий надзор за их соблюдением. В стране большое уважение к закону, основанное на страхе перед огромными штрафами и телесными наказаниями, вплоть до смертной казни. Такие меры считаются вполне оправданными, если вспомнить то, какой была эта страна до появления Правительства Ли Куан Ю, -
одной из самых коррумпированных стран Азии. Чиновники пользовались своим положением из-за разницы в доходах между государственным сектором и бизнесом, в котором тоже процветали различные коррупционные схемы. То, во что превратилась страна сейчас, действительно можно назвать «экономическим чудом». Люди в Сингапуре с самого детства привыкли к большому количеству запретов и осознанно не нарушают их, зная, что за неправомерным действием обязательно последует наказание. Этические нормы и правовая грамотность стали неотъемлемой частью их жизни, воспитывая менталитет данной нации.
Стратегия борьбы с коррупцией в Швеции (85 баллов) построена на соблюдении этических стандартов. С детства у подданных Королевства воспитывают честность в достижении успеха, трудолюбие, бережливость и ответственность. Отсутствие взяток и иной коррупционной деятельности воспринимается как должное, иное вызывает негодование и отторжение. Большую пропаганду ведут средства массовой информации и церковь, большой вклад в нее делает также антикоррупционное общественное объединение «Институт против взяток» [12, с. 67]. Уголовное наказание не такое жесткое, как в других странах, - максимальный срок лишения свободы за превышение должностных полномочий составляет 6 лет. Любое преступление с коррупционной составляющей сразу же освещается средствами массовой информации. В Швеции большую санкцию для коррупционера представляет общественное порицание и потеря деловой репутации.
В Соединенных Штатах Америки (69 баллов) борьбе с коррупцией отводят большое внимание, делая упор на ответственность за коррупционную деятельность и ее законодательное трактованные, которое несомненно шире, чем в других странах. Также в Соединенных Штатах Америки применяется такой же опыт, как и в Российской Федерации относительно подарков для государственных служащих, но вместе с этим применяется интересный механизм «коллективной ответственности» и отсутствие особого статуса. Если кто-то попался на взятке или ином коррупционном действии, под угрозу попадает не только он, но и коллеги, к которым применяются различные санкции, вплоть до увольнения [9]. Благодаря совокупности всего вышеперечис-
ленного у граждан формируется общественное правосознание, благодаря которому они активно содействуют в раскрытии данного вида преступлений.
Даже Китайская Народная Республика (46 баллов, отдельно выделили Гонконг - 76 баллов), говоря об искоренении коррупции в высшем образовании, основывается в своих превентивных мерах именно на морально-нравственное сознание преподавателей, студентов и партийных комитетов. Кратко меры по противодействию коррупции в Китайской Народной Республике можно выразить двумя тезисами: моральное воспитание и жесткое наказание [13].
Анализ статистических данных подвел авторов к выводу, что одним из наиболее эффективных методов борьбы с коррупцией в общем и в частности в системе высшего образования является общественное неприятие этого явления и страх наказания за его совершение, а также надзор и системность в борьбе с этим явлением.
В Российской Федерации для борьбы с коррупцией в сфере высшего образования в 2009 году был введен Единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ) как безальтернативный способ выпускных экзаменов. Однако его механизмы не были совершенны: ответы по-прежнему можно было купить в сети Интернет. По данным Рособрнадзора за 2009 год 25 % стобалльных работ не подтвердили данные результаты, поэтому, если коррупция на начальных этапах и была снижена, то не намного [14]. Сейчас процедура проведения ЕГЭ усложнена, что действительно существенно снижает уровень коррупции при поступлении в высшие учебные заведения, однако положительная динамика обусловила новые пути обхода. Среди них -поступление по вступительным испытаниям, проводимым самими высшими учебными заведениями, а также система портфолио обучающихся, в которых наличие диплома победителя олимпиады, проводимой конкретным учебным заведением, фактически обеспечивает поступление в это учреждение [15]. В отличие от ЕГЭ эти механизмы слабо контролируются, вследствие чего коррупция становится весьма распространенным явлением.
Еще одним хорошим решением было введение рейтинга высших учебных заведений. Дух соперничества всегда стимулирует. Это позволило многим университетам с периферии
соревноваться на равных со столичными высшими учебными заведениями. Возникшая тенденция обусловила повышение качества образования, но вместе с тем и равным образом на прогрессируемость коррупционных преступлений на «высшем» уровне.
На локальном уровне в некоторых высших учебных заведениях недавно появилась система «Black Box» - студенты анонимно оставляют сообщения, столкнувшись с коррупционными проявлениями в процессе обучения [16]. Такой механизм действительно помогает разоблачать преподавателей, берущих взятки со студентов, поэтому вполне сообразно говорить о работе этой системы. В то же время в некоторых учреждениях придумали способ обхода таких анонимных сообщений. Преподаватель сообщает о «цене» оценки или зачета одному из проверенных студентов, который в свою очередь распространяет эту информацию среди других обучающихся. Таким образом, студент не может утверждать, что лично преподаватель предоставил ему «прайс-лист». То, что эту информацию он получил от другого студента, не имеет оснований, ведь при доказывании вины нельзя будет точно утверждать о вине работника, так как тот будет вполне логично отрицать, что он предоставлял подобную информацию студенту. Итог: коррупционер останется безнаказанным.
Исходя из вышесказанного, в Российской Федерации многое делается для предупреждения и пресечения коррупции в сфере высшего образования, однако русская предприимчивость мешает плановой реализации антикоррупционных программ. Мы не можем полностью опираться на опыт зарубежных стран, в силу того, что в отличие от Российской Федерации другие страны занимают менее обширную территорию, следовательно, и система контроля более сконцентрирована на выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, плюс необходимо учитывать иные исторические традиции и менталитет населения определенного государства. Мы можем только ориентироваться на некоторые практики, оптимальные для нашей страны. Однако любой механизм в Российской Федерации смогут обойти благодаря особенностям россиян - знаменитой русской смекалки. Согласно опросу, проведенному фондом «Национальные ресурсы образования» в 2018 году, были получены следующие
данные: 8 из 10 граждан считают невозможным победить коррупцию, так как треть опрошенных не стали бы обращаться в правоохранительные органы, если бы были свидетелями коррупционных правонарушений [17]. Более того, каждый четвертый респондент воспринимает коррупцию как традиционное явление общества. В нашей стране слишком распространено злоупотребление правом, отсутствует уважение к закону и страх перед общественным порицанием, как это культивируется в Республике Сингапур, Королевствах Дании и Швеции.
Возможными мерами пресечения коррупции в сфере высшего образования, согласно Федеральному закону «О противодействии коррупции», можно назвать: проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции; налаживание механизма сотрудничества государственных органов с гражданами и институтами гражданского общества по вопросам антикоррупционной политики; принятие законодательных и иных мер для формирования нетерпимого отношения к коррупции; совершенствование системы государственных органов и установление общественного контроля за их деятельностью, а также конкретизация полномочий государственных учреждений и их работников; создание единой системы запретов, ограничений и дозволений для каждой конкретной сферы деятельности; обеспечение открытости деятельности государственных органов и учреждений для граждан и обеспечение независимости средств массовой информации [18].
Из особых мер, которые имели положительный результат в других странах, можно выделить: изменение кадровой политики, как относительно государственных служащих, так и иных структур; проведение внутреннего и внешнего аудита организаций независимыми компетентными органами; обеспечение механизма содействия граждан и правоохранительных органов с сохранением анонимности, а также культивирование в правосознании россиян нетерпимости к коррупционным явлениям.
Однако одной из самых важных мер антикоррупционной политики является изменение сознания граждан. Этот опыт, действительно, следует перенять у иностранных государств. Если в нашем обществе коррупция будет считаться тяжким преступлением, а не являться
обыденным явлением, и если преступник будет бояться не только уголовного наказания за деяние, но и общественного порицания, то
Литература
1. Коррупция в высшем образовании: глобальные вызовы и ответы / под редакцией Елены Денисовой-Шмидт // Глобальные перспективы высшего образования. 2020.
2. Гусс О., Кейдель А. Открытое правительство в образовании: прояснение концепций и картирование инициатив // Цифровая библиотека ЮНЕСКО. URL: https://unesdoc.unesco. org/ark:/48223/pf0000373142.
3. Алиев В.М., Соловых Н.Н. Преступления коррупционной направленности в сфере высшего образования: проблемы противодействия // Российский следователь. № 4. 2019.
4. Веб-ресурсная платформа, ориентированная на решение проблем этики и коррупции в образовании. URL: https://etico.iiep. unesco.org/en.
5. Коррупционные риски в образовании. URL: https://etico.iiep.unesco.org/en/corruption-risks-education.
6. Маленькая книга о плагиате. URL: https:/ /hec.gov.pk/english/services/faculty/Plagiarism/ Pages/default. aspx.
7. Политика в отношении плагиата. URL: https://hec.gov.pk/english/services/faculty/Plagia-rism/Pages/default.aspx.
8. Индекс восприятия коррупции. URL: https://www.transparency.org.
9. Мировой опыт борьбы с коррупцией и российские реалии // Центр политической информации. URL: http://polit-info.ru/images/data/ gallery/0_343_korrupciya.pdf.
10. Харичева М.С. Международный опыт борьбы с коррупцией: Сингапур // Вестник Калининградского юридического института МВД России. № 3 (25). 2011.
11. Сиротин А. Опыт борьбы с коррупцией в Сингапуре: лечение «заразной жадности» // Институт высокого коммунитаризма. URL: https:// communitarian. ru/publikacii/strategicheskoe_ up-ravlenie/ opyt-borby-s-korrupciej -v-singapure-lech-enie-zaraznoj -zhadnosti_13032017.
12. Шурыгин Ф.Ф. Антикоррупционная политика Королевства Швеция // Молодой ученый. № 34. 2018.
только тогда можно будет с уверенностью сказать, что Российская Федерация - страна, свободная от коррупции.
Bibliography
1. Corruption in higher education: global challenges and responses. Edited by Elena Denisova-Schmidt. Global perspectives of higher education. 2020.
2. Guss O., Keidel A. open government in education: clarifying concepts and mapping initiative. UNESCO digital library. URL: https:// unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000373142.
3. Aliev V.M., Solovykh N.N. Crimes of corruption in the sphere of higher education: problems of counteraction. Russian investigator. № 4. 2019.
4. Web resource platform focused on solving problems of ethics and corruption in education. URL: https://etico.iiep.unesco.org/en.
5. Corruption risks in education. URL: https:// etico. iiep. unesco.org/ en/ corruption-risks-education.
6. Little book about plagiarism. URL: https:// hec.gov.pk/english/services/faculty/Plagiarism/ Pages/default. aspx.
7. Policy on plagiarism. URL: https://hec. gov.pk/english/services/faculty/Plagiarism/Pages/ default.aspx.
8. Corruption perception index. URL: https:// www.transparency.org.
9. World experience in fighting corruption and Russian realities. Center for political information. URL: http://polit-info.ru/images/data/gallery/0_ 343_korrupciya.pdf.
10. Haricheva M.S. International experience in fighting corruption: Singapore. Bulletin of the Kaliningrad law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia. № 3 (25). 2011.
11. Sirotin A. experience of fighting corruption in Singapore: treatment of «contagious greed». Institute of high communitarianism. URL: https:// communitarian. ru/publikacii/strategicheskoe_ up-ravlenie/ opyt-borby-s-korrupciej -v-singapure-lech-enie-zaraznoj-zhadnosti_13032017.
12. Shurygin F.F. Аnti-Corruption policy of the Kingdom of Sweden. Young scientist. № 34. 2018.
13. Xu L. Improving the mechanism for combating corruption in higher education institutions in China in new conditions. Power. № 3. 2019.
13. Сюй Л. Совершенствование механизма борьбы с коррупцией в высших учебных заведениях Китая в новых условиях // Власть. № 3. 2019.
14. Четверть стобалльных работ по ЕГЭ не прошли перепроверку // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20090723/178398243.html.
15. Олимпийский незачет // Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики. URL: https://www.hse.ru/news/ 104105884.html.
16. Black box // Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией». URL: https:// blackbox. fbk. info.
17. Коррупция в цифрах // Фонд национальные ресурсы образования. URL: https://nro. center/analytics/korrupcija-v-cifrah.
18. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Российская газета. № 266. 30.12.2008.
14. A quarter of hundred-point works on the unified state exam did not pass the recheck. RIA Novosti. URL: https://ria.ru/20090723/1783 98243.html.
15. Olympic failure. National research University Higher school of Economics. URL: https:// www.hse.ru/news/104105884.html.
16. Black box. Non-profit organization «Anticorruption Fund». URL: https://blackbox.fbk.info.
17. Corruption in numbers. National education resources Foundation. URL: https://nro.center/an-alytics/korrupcija-v-cifrah.
18. On anti-corruption: Federal law № 273-FZ of 25.12.2008 (as amended on 24.04.2020). Russian newspaper. № 266. 30.12.2008.