gs4 управление образованием ^d
БУКАЛЕРОВА Людмила Александровна,
доктор юридических наук, профессор,
Российский университет дружбы народов e-mail: [email protected]
ОСТРОУШКО Александр Владимирович,
кандидат юридических наук, доцент, Финансовый университет при Правительстве РФ
е-mail: [email protected]
АМАНДЫКОВА Сауле Кошкеновна,
доктор юридических наук, профессор, декан высшей школы права Республики Казахстан
е-mail: [email protected]
КОРРУПЦИЯ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Исследование выполнено в рамках проекта № АР05132612 «Правовые аспекты трансформации вузов в коммерческие акционерные общества в целях реализации Плана Наций».
Аннотация. Коррупция в высшем образовании - актуальная тема в области образовательных исследований. В данной статье рассматриваются проблемы коррупции в высшем образовании Великобритании на основании данных, опубликованных в средствах массовой информации и научных исследованиях. Основные результаты исследования указывают на следующее: многие формы коррупции в образовании Великобритании универсальны и соотносятся с аналогичными проявлениями в других областях общественной жизни не только этой страны, но и других стран, в то же время существуют региональные отличия, связанные с особенностями национальной системы образования; выявлена общая тенденция возрастающего беспокойства государства проблемами коррупции в академической среде. Результаты исследования помогают определить, каким аспектам коррупции в высшем образовании нужно уделить больше внимания в будущем для улучшения национальной системы высшего образования.
Ключевые слова: Великобритания, коррупция, образование, высшее учебное заведение, аккредитация, взятка, взяточничество, растрата, мошенничество, непотизм, плагиат.
BUKALEROVA Lyudmila Aleksandrovna,
Doctor of Law, Professor, Peoples ' friendship University of Russia
OSTROUSHKO Alexander Vladimirovich,
PhD in Law, associate Professor, Financial University under the government of the Russian Federation
AMANDYKOVA Saule Koshkenovna,
Doctor of Law, Professor, Dean of the higher school of law of the Republic of Kazakhstan
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019
CORRUPTION IN HIGHER EDUCATION IN THE UK
The study was carried out within the framework of project no. AR05132612 "Legal aspects of transformation of universities into commercial joint stock companies in order to implement the plan of Nations".
Annotation. Corruption in higher education is a hot topic in the field of educational research. This article examines the problems of corruption in higher education in the UK on the basis of data published in the media and research. The main results of the study indicate the following: many forms of corruption in education in the UK is universal and correlate with similar manifestations in other areas of public life not only of this country but of other countries, at the same time, there are regional differences associated with the peculiarities of the national system of education; revealed a General trend of growing concern state the problem of corruption in the academic environment. The results of the study help to determine which aspects of corruption in higher education need to be given more attention in the future to improve the national higher education system.
Key words: UK, corruption, education, higher education institution, accreditation, bribery, bribery, embezzlement, fraud, nepotism, plagiarism.
Присутствие коррупции в высшем образовании во всем мире вызывает возрастающее беспокойство для государства и бизнеса, поскольку это влияет на эффективность и продуктивность подготовки компетентных кадров для будущего развития национальных экономик [11]. С быстрой интернационализацией высшего образования и растущим объемом подготовки в ведущих университетах Великобритании специалистов для иностранных государств вопросы доверия к качеству британского образовательного процесса в целом приобретают особую важность [2].
Существуют три главных универсальных для любой страны проблемы в высшем образовании - доступ, качество и социальная справедливость. Коррупция затрагивает всех трех из них. Это оказывает негативное влияние на качество высшего образования и других услуг; это увеличивает неравенство в доступе к высшему образованию. Все эти проблемы в полной мере присущи высшему образованию Великобритании. Анализ коррупции в контексте главных британских социально-экономических изменений и образовательных реформ помогает определить, каким аспектам ее проявлений нужно уделить больше внимания в ходе создания механизма ее противодействию и какие приоритетные задачи должны разрешены в первую очередь.
Слово «коррупция» происходит от лат. corruptio, которое в средние века характеризовало моральное разложение, злое поведение, разложение и гниль. В Великобритании сложилось понятие коррупции в высшем образовании как системы неофициальных отношений, установленных, чтобы отрегулировать неофициальный доступ к материальным и нематериальным активам через злоупотребление служебным положе-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019
нием общественного или корпоративного доверия [9]. Мы также поддерживаем мнение, что предоставление доступа к финансируемому государством высшему образованию по любой предпосылке, кроме академических заслуг, должно быть отнесено к коррупции [10]. Доступ к высшему образованию в обмен на взятку в Великобритании также есть коррупционное проявление в образовании. Особенностью британской правовой системы является признание того, что коррупция в высшем образовании может иметь место как в государственных, так и в частных высших учебных заведениях.
В данной статье анализируются формы коррупции в высшем образовании Великобритании, для чего предлагается следующая классификация коррупционных проявлений:
по средствам: взятки, вознаграждения, родство, личные связи, взаимный обмен услугами и мошенничество;
по формам: взяточничество, предоставление привилегии родственникам или друзьям независимо от их профессиональных качеств, мошенничество, растрата, обман, плагиат, нарушение трудовой дисциплины и нарушение условий контракта;
по сферам: доступ к высшему образованию, доступ к учебному процессу, нарушение процедур вручения дипломов, изменение учетных данных, помощь при лицензировании и аккредитации, повышение квалификации при служебном продвижении, доступ к финансируемым исследованиям, получение грантов, льготные медицинские услуги.
Субъектами коррупции в Великобритании признаются государственные университеты, негосударственные университеты, студенты университетов, администрации образовательных органи-
заций, административные служащие, связанные с сопровождением процесса образования студентов.
В то же время нерациональное использование ресурсов в большинстве случаев, если это не преследует личной выгоды, не рассматривается как факт коррупции. Например, инвестиции в реконструкции мест служебной деятельности ректоров университета рассматривают как нерациональное использование университетских ресурсов. Системное неумелое руководство оказывает негативное влияние на авторитет образовательных организаций, однако не рассматривается как акт коррупции, пока не будут доказаны растрата, мошенничество или другая незаконная деятельность.
Основной формой коррупции в системах высшего образования Великобритании является взяточничество всех типов и форм, доминируют среди них предложения денежных средств, однако взятки также предлагаются в форме предметов потребления, включая товары длительного пользования и продукты питания, услуги, в том числе сексуальные, а также различные преференции на основе принципов взаимности, родственных связей или фаворитизма.
Мошенничество как коррупционное явление в университетах Великобритании известно в различных формах. Во-первых, это мошенничество с распределением исследований по заказам различных организаций, которое происходит в исследовательских университетах, где это одна из главных функций вуза, наряду с обучением и наукой. Мошенничество с исследованиями происходит, когда процедуры предоставления права на исследование неправильно регулируются или реализуются, чтобы соответствовать интересу участвующих сторон, и результаты подтасовываются, чтобы оправдать определенные вложения [6]. Во-вторых, существует мошенничество со здравоохранением, которое происходит в университетских клиниках, медицинских центрах и других медицинских учреждениях, которые работают под покровительством высших учебных заведений. Объективная сторона мошенничества со здравоохранением заключена в том, что у пациентов и/ или страховых компаний запрашивают чрезмерную цену за выполняемые услуги; взимаются средства за невыполненные услуги, или услуги не предоставлены в полной мере согласно регламентов их оказания. В-третьих, мошенничество в высшем образовании Великобритании может проявляться как мелкое, завуалированное под платное оказание дополнительных услуг, нарушение законодательства для личной выгоды, там, где услуги должны оказываться бесплатно, например, взимание платы за выполнение определенной
работы сотрудниками университета по заполнению документов [8]. В-четвертых, мошенничество существует в виде навязывания информации, которой студенты должны преимущественным образом воспользоваться, включая наличие списков предпочтительных поставщиков финансовых услуг, за возможные вознаграждения и разделение прибыли в обмен на сотрудничество с заинтересованными лицами [3].
Растрата как явление коррупции в высшем образовании Великобритании работает в двух основных направлениях: растрата фондов университета, переданного для управления университетскими сотрудниками и растрата средств непосредственно самим университетом, включая незаконное присвоение грантов на проведение исследований от правительства.
Обман - еще одно проявление коррупции в Великобритании. Обман проявляется в передаче студентами ответов на тесты и вступительные испытания [4]. Обман нельзя рассмотреть как относительно невинную или менее явную форму коррупции, так как покупка курсовой работы онлайн зачастую заменяет потребность заплатить взятку напрямую преподавателю, и последний вовлечен в коррупцию, скрывая свою истинную личность за виртуальным образом при использовании современных информационных технологий, однако студент достигает той же цели получения от конкретного лица незаработанной оценки за деньги. Плагиат при написании научных работ также признается коррупционным нарушением, если он был выявлен, но автор не претерпел никаких негативных последствий после установления данного факта.
Другое явление, которое расценивается как коррупционное проявление в образовании Великобритании - это злоупотреблением собственностью университета. Многие высшие учебные заведения страны управляют большими академическими средствами, помещениями и землей. Образуют состав данного правонарушения деяния по передаче мест в студенческих общежитиях в аренду частным предприятиям, мигрантам и проч., в то время как студентам отказывают в жилье в этих общежитиях из-за недостатка места, а деньги, полученные от арендаторов, перенаправляются в карманы администраторов учебных заведений.
Коррупция в доступе к высшему образованию в Великобритании основывается на следующих факторах: наличие стандартизированных тестов и заданий на всех этапах образовательного процесса, которыми управляют университеты; сбор средств, спонсорство, пожертвования, подарки и вклады, в том числе анонимные, на развитие университетов; повышение сумм оплат
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019
сотрудникам университета благодаря внешним источникам дохода; неравные начальные условия для студентов, включая дополнительное время для теста на студентов с синдромом дефицита внимания (ADD), особые потребности которого основаны на ложных или неправильных медицинских диагнозах; строго нормированное время, которое выделяется преподавателю для общения со студентом как потребителем образовательных услуг.
Есть формы коррупции в высших учебных заведениях Великобритании, ставшие известными еще со времен средневековых университетов, такие как организация банкетов для преподавателей как поступающими в вуз студентами, так и выпускниками в период после получения диплома, которые считаются невинной традицией и, как правило, правоохранительные органы не относят эти факты к правонарушениям [1].
Коррупция, связанная с процедурами получения дипломов, выражена в выполнении обязательных формальностей за вознаграждение, таких как проверка учетных данных, расшифровка стенограммы, подсчет образовательных кредитов и проч., а также производство, продажа и использование поддельных дипломов.
Лицензирование и аккредитация являются процедурами контроля качества вузов, которые уязвимы для коррупции. Предоставление услуг ниже установленных стандартов создает почву для взяток высших учебных заведений в агентства по аккредитации, чтобы получить или продлить аккредитацию и продолжить оставаться в образовательном бизнесе. Данные деяния в странах англосаксонской системы носят единичный характер [5].
Коррупция при найме на работу в университеты Великобритании проявляется в низкой прозрачности конкурсных процедур и отсутствии объективности при замещении должностей, когда на результаты найма влияют взятки, протекционизм и различные виды дискриминации. Кроме того, известны методы найма призрачных преподавателей, чтобы использовать их зарплаты, финансируемые за счет государства, в целях личного использования или использования для целей учебного заведения или отдельного его подразделения.
Уровни взаимодействия, где в британском высшем образовании происходит коррупция, включают отношения между государством и университетом, бизнесом и университетом, факультетом и студентами, факультетом и администрацией вуза, студентами и администрацией и студентами и государством. Коррупция во взаимодействиях государства и университета включает злоупотребления, связанные с получением
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019
финансирования, студенческой финансовой помощи, распределением государственных грантов, предоставлением некоммерческого статуса и льготного налогообложения. Коррупция в отношениях бизнеса и университета, как правило, проявляется в виде финансирования научных исследо-ванийс заранее заказанными результатами, предоставлением частных образовательных кредитов на сомнительных основаниях и мошенничестве со здравоохранением. Коррумпированные действия между преподавателями и студентами включают все виды взяток, нарушения дисциплины, а также оплату студентами бесплатных образовательных услуг. Коррупция в отношениях администраций и факультетов вузов находит свое выражение в несправедливой оценке заслуг отдельных преподавателей, продвижениях по карьерной лестнице и увольнениях. Главная форма коррупции в отношениях администрации со студентами - нарушение условий контракта, когда администрация университета не предоставляет качественные услуги образования, как предусмотрено договором. Наконец, коррупция в отношениях между государством и студентами включает мошенничество с финансовой помощью, когда студенты обманывают правительство о своей платежной способности, а также манипуляциями с правовым статусом, проявляющимися в том, что студенты используют образовательные программы с государственной или частной поддержкой, не имея на то законных оснований, например, граждане Соединенного Королевства обучаются по льготным программам для иностранных студентов.
Проявлениями коррупции в Великобритании также считаются неоправданно высокие гонорары для приглашенных спикеров, которые могут быть ключевыми фигурами в распределении фондирования и грантов, являются государственными чиновниками или имеют любую иную силу по принятию важных для вуза решений. Здесь гонорары юридически могут играть роль взятки.
К взяткам могут быть отнесены и добровольные пожертвования в том случае, если природа денег не ясна и может быть преступной, или даритель обвиняется в финансовых злоупотреблениях [7].
Факты коррупции в высшем образовании Великобритании получают хорошее освещение в средствах массовой информации. Уровень прозрачности коррупциогенных проявлений достаточно высок, что позволяет качественно оценить проблему, ее значение, масштаб, объем и множество форм проявления. Положительный эффект такого высокого уровня прозрачности коррупции в высшем образовании нашел отражение в направлениях и темпе реформ, которые происходят в
сфере высшего образования Великобритании, следствием чего стало повышение уровня контроля и координации со стороны правительства, учебных заведений и общественности за образовательным процессом. Все это привело к увеличению выявленных фактов взяточничества, мошенничества, обмана, плагиата, подделки дипломов, несоблюдений условий контракта и других форм нарушений.
Spisok literatury:
[1] Bardhan, P. (1997) Corruption and Development: a review of issues // Journal of Economic Literature, 35, 1320-1346.
[2] De Wit, H. (2002) Internationalization of Higher Education in the United States and Europe: a historical, comparative, and conceptual analysis. -Westport, CT: Greenwood.
[3] Field, K. & Keller, J. (2017) Cuomo Accuses Education Dept. of Lax Oversight of Lenders: in continuing scandal, aid administrators develop new code of conduct, Chronicle of Higher Education, 53 (4 May), A33.
[4] Henry, J. (2001) More Heads Found Guilty of Tests Cheating, Times Higher Education Supplement, 8 October.,
[5] Holdsworth, N. (2006) Minister: blow the whistle on bribes, Times Higher Education Supplement, 1573.
[6] Jacobson, J. (2005) MIT Fires Biology Professor Who Admitted Faking Data, Chronicle of Higher Education, 52(12) (November 11), A13.
[7] Mangan, K. (2003) Many Medical Professors who Serve on Review Boards also have Industry Ties, Study Finds, Chronicle of Higher Education, 14.
[8] Martin R.W. (2017) There's trouble with transparency in the UK's academies.
[9] Miller, S., Roberts, P. & Spence, E. (2005) Corruption and Anti-Corruption: an applied philosophical approach.; Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall; Thelin, J. (1982) Higher Education and Its Useful Past. - Cambridge, MA: Schenkman.
[10] Osipyan A. Corruption in Higher Education: Does it Differ across the Nations and Why? // Research in Comparative and International Education, 2008.
[11] Silova, I., Johnson, M. & Heyneman, S. (2007) Education and the Crisis of Social Cohesion in Azerbaijan and Central Asia, Comparative Education Review, 51(2) (May), 159 - 180. URL: http://dx.doi. org/10.1086/512022
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019