УДК 372:34.343
DOI: 10.26140/anip-2020-0902-0027
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТА РОССИЙСКОГО ВУЗА
© 2020
AuthorlD: 584296 SPIN: 4705-3427 ORCID: 0000-0003-1397-2645 ScopusID: 57203260872
Коновалова Оксана Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Анализ рисков и экономическая безопасность»
AuthorlD: 691584 SPIN: 3094-8645 ResearcherlD: AAB-3673-2019 ORCID: 0000-0003-0321-4111 ScopusID: 57197868684
Прасолов Валерий Иванович, кандидат политических наук, доцент кафедры «Анализ рисков и экономическая безопасность» Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (105187, Россия, Москва, ул. Щербаковская, 38, е-mail: VIPrasolov@fa.ru) Аннотация. В статье рассматривается антикоррупционная проблематика при осуществлении образовательной деятельности в учреждениях, реализующих программы высшего образования, рассмотрены разнообразные способы обучению противодействию коррупции. Компоненты антикоррупционного воспитания могут быть включены в различные образовательные области: основы гражданско-правового образования; история; политологии; экономики. За последнее десятилетие в РФ было принято большое количество нормативных правовых актов, направленных на противодействие коррупции. Однако, в системе образования популяризация антикоррупционных стандартов поведения закреплены недостаточно. Антикоррупционное мировоззрение закладываются у обучающихся еще в школе. Но именно в вузе студент, будучи уже совершеннолетним, может быть вовлечен в коррупцию. Данные обстоятельства объясняют актуальность темы исследования. Формирование антикоррупционного мировоззрения у обучаемых является одной из эффективных мер профилактики коррупции в обществе. В статье изучается проблема формирования нтикоррупционного мировоззрения учащихся и преподавателей как одного из важнейших компонентов воспитательного и образовательного процесса на современном этапе. Анализируется нормативная база антикоррупционного образования, а также конкретные программы, принятые в субъектах РФ, по реализации в образовательном процессе антикоррупционной составляющей. В статье рассматриваются проявлениями коррупционного поведения и его последствия. Делается вывод о том, что в жизни студента необходимо использовать потенциал воспитательно-образовательной деятельности учебных заведений и необходимости разработки единых концептуальных подходов к антикоррупционному мировозрению всех участников образовательного процесса. Научная новизна статьи заключается в разработке конкретных рекомендаций по формированию антикоррупционного мировоззрения студента.
Ключевые слова: коррупция, высшее образование, антикоррупционная политика, антикоррупционное мировоззрение, реализация антикоррупционных мер, воспитание в высшей школе.
FORMATION AND DEVELOPMENT OF ANTI-CORRUPTION WORLDWIDE OF A STUDENT OF A RUSSIAN UNIVERSITY
© 2020
Konovalova Oksana Vladimirovna, PhD of economics, associate Professor of the Department
"Risk analysis and economic security" Prasolov Valeriy Ivanovich, PhD of political,associate Professor of the Department "Risk analysis and economic security" Financial University under the government of the Russian Federation (105187, Russia, Moscow, Cherbakovskaya st., 38, е-mail: VIPrasolov@fa.ru) Abstract. The article discusses anti-corruption issues in the implementation of educational activities in institutions implementing higher education programs, considers various ways of teaching anti-corruption. Components of anti-corruption education can be included in various educational areas: the foundations of civil law education; story; political science; economics. Over the past decade, a large number of regulatory legal acts aimed at combating corruption have been adopted in the Russian Federation. However, in the education system, the popularization of anti-corruption standards of behavior is not sufficiently enshrined. The anti-corruption worldview is laid in students at school. But it is at a university that a student, already an adult, can be involved in corruption. These circumstances explain the relevance of the research topic. The formation of an anti-corruption worldview among students is one of the effective measures to prevent corruption in society. The article studies the problem of the formation of an anti-corruption worldview of students and teachers as one of the most important components of the upbringing and educational process at the present stage. The author analyzes the regulatory framework of anti-corruption education, as well as specific programs adopted in the constituent entities of the Russian Federation on the implementation of the anti-corruption component in the educational process. The article discusses the manifestations of corrupt behavior and its consequences. It is concluded that in the life of a student it is necessary to use the potential of the educational activities of educational institutions and the need to develop common conceptual approaches to the anti-corruption worldview of all participants in the educational process. The scientific novelty of the article lies in the development of specific recommendations for the formation of an anti-corruption worldview of a student.
Keywords: corruption, higher education, anti-corruption policy, anti-corruption worldview, implementation of anti-corruption measures, education in higher education.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время коррупция оценивается как одна из ключевых проблем современного общества, оказывающая значительное негативное воздействие на все сферы жизнедеятельности. На современном этапе раз-
вития Российской Федерации коррупция расценивается в качестве предмета как оценки уровня правосознания граждан, так и уровня нравственности их отношений. Сегодня в условиях, когда коррупция может затронуть жизнь каждого человека и является источником многих
Konovalova Oksana Vladimirovna, Prasolov Valeriy Ivanovich FORMATION AND DEVELOPMENT OF ANTI-CORRUPTION ..
проблем в реализации государственной власти, в сфере деловых и общественных отношений, антикоррупционное воспитание и образование является одним из мощных инструментов в борьбе с ней, реализующийся через изучение вопросов устройства общества и государства, правовой системы, истории, литературы и проч. Проблематика формирования антикоррупционного мировоззрения предполагают раскрытие социального смысла и юридического содержания нормативных и иных актов антикоррупционной направленности.
Анализ состояния коррумпированности сферы образования показывает, что в течение последних лет высокая подверженность криминогенному влиянию в ней сохраняется. Говоря об образовании, понимается, что оно занимает длительную часть жизни каждого человека, вследствие чего делится на уровни, на каждом из которых обучающийся, и его родители могут столкнуть с коррупционными действиями со стороны заинтересованных людей. В соответствии с докладом ЮНЕСКО, составленного Ж. Аланом и М. Пуассаоном в 2014 году «в большинстве стран — богатых и бедных — сектор образования испытывает огромные проблемы и находится на пороге кризиса». Коррупция по мнению авторов доклада ведет к следующим проблемам: «финансовые ограничения, слабость управления, низкая эффективность, бесцельное использование ресурсов, низкое качество образования и несоответствие образования потребностям общества, что подтверждается высоким уровнем безработицы среди выпускников».
По мнению экс-генерального директора ЮНЕСКО Коитиро Маццуры(1999-2009 г.г.) коррупция наносит огромный вред мировому сообществу, а коррупция я в сфере образования «лишает бедных родителей возможности отправлять своих детей в школы, лишает школы и учеников возможности получить необходимое оборудование, снижает стандарты обучения и тем самым стандарты знаний, наконец, лишает будущего нашу молодежь».
Официально принятое в России основное определение «коррупция» в Федеральном законе «О противодействии коррупции», по мнению многих ученых и практиков, не является исчерпывающим, так как указывает лишь на различные варианты коррупционного поведения, отнесенных к разряду коррупции нормативно, оставляя перечень коррупционных нарушений открытым. При этом не стоит ссылаться на несовершенство российского законотворчества. Не редко большинство проблем в обществе вызвано не отсутствием или несовершенством законов, а именно неисполнением этих законов. Причинами тому являются низкая правовая культура, слабо развитое и не привитое членам общества правовое сознание. Следовательно, стоит говорить о целях и задачах семейно-образовательной среды, которая является основой для воспитания полноценного члена общества.
Коррупцией в сфере образования, опираясь на ранее проведенные исследования, можно назвать любое действие, связанное со злоупотреблением властью со стороны должностного лица вуза с целью получения разного рода выгод, что ведет к необратимым последствиям, разрушающим целостность образовательного процесса. В процессе формирования антикоррупционного мировоззрения необходимо дать обучающимся знания о содержании и тенденциях развития правовой системы РФ, роли антикоррупционного сознания в реализации социально-экономических преобразований в нашей стране, возможностях и пределах общественной и правовой борьбы с коррупционными преступлениями [1-18].
МЕТОДОЛОГИЯ
Методология исследования была основана на всеобщем анализе и синтезе вопросов противостояния антикоррупционным проявлениям в жизни общества, особенно в отечественной высшей школе, которые позволили систематизировать элементы антикоррупционной
политики вуза в соответствии с современными требованиями законодательства и ситуации в веществе.
Также исследование проводилось в два этапа. На первом этапе исследование было посвящено пониманию того, является ли развитие антикоррупционного мировоззрения у молодого российского поколения актуальным и востребованным направлением в вопросах борьбы с проявлениями коррупционного проявления в высшей школе. Анализ проводился на основе опросов студентов, преподавателей и работников вузов, результаты которых приводятся в СМИ. Поскольку основными респондентами, участвовавшими в вышеуказанных исследованиях, являются непосредственные участники образовательного процесса, авторам удалось определить и проанализировать текущие потребности в антикоррупционной пропаганде и ключевые тенденции в развитии антикоррупционного мировоззрения.
На втором этапе исследование было направлено на поиск наиболее эффективных способов формирования антикоррупционного мировоззрения в системе высшего образования на основе действенных мероприятий на этапах формирования и реализации антикоррупционного программы вуза. Этот этап был основан на изучении возможностей информационных ресурсов вуза и опыте лучших практик борьбы с коррупцией, а также на основе предыдущих исследований авторов на данную тему.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Еще в школе будущий студент знакомится с понятием мировоззрения (миросозерцания), которое представляет собой «систему обобщенных взглядов в целом на мир, место человека в нем, отношений людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности». Следовательно, студент вуза должен не просто понимать, а полностью осознавать и уже демонстрировать на деле свою систему антикоррупционных принципов через негативное отношение к коррупционной деятельности. Формирование антикоррупционного мировоззрения студента в вузе должно быть органично укреплено системой правовых и общественных знаний антикоррупционной направленности и дополнено его личным положительным опытом отношении между студентами и работниками вуза, как вступающего во взрослую жизнь человека.
Исследования показывают, что коррупцию в образовательной среде можно разделить на три смысловых иерархических уровня: высший, средний и низший
Высший уровень характеризует коррупцию в сфере образования на государственном уровне, среди высших должностей. В перечне основных коррупционных проявлений здесь: продажа должностей, растрата, фаворитизм и т.п.
На уровне отдельных вузов находится второй уровень коррупции. Руководители вузов имеют доступ к большим ресурсам из государственного и собственного бюджета, а, следовательно, могут как получать средства коррупционным путем: взяточничество, хищения, манипулирование заказами и тендерами и пр., так и неправомерно использовать часть бюджетных средств для выплат на «мертвые души», фиктивный ремонт и проч. [3]. Кроме того, здесь может прослеживаться скрытая коррупция: формальные платные образовательные курсы, входное тестирование, что зачастую является замаскированным взносом за успешное поступление. Не редко СМИ освящают коррупционных преступления работников высшего образования, что черным пятном ложится на репутацию всей системы высшего образования РФ и формирует у молодого поколения предвзятое отношение к его работникам.
Низший уровень характеризуется коррупционными отношениями между студентами и работниками вуза: преподавателями (взятки преподавателям за высокие оценки на зачетах и экзаменах, продажа учебной литературы, авторские права на которую принадлежат пре-
подавателю и пр.) и административно-хозяйственными работниками (получение, использование ресурсов вуза с целью личного обогащения, например, распределение мест в общежитии, материальной помощи и пр.).
Анализ коррумпированной практики в высшем образовании позволил выделить и систематизировать источники наиболее коррумпированных рисков (табл.1).
Таблица 1 - Основные возможности для коррумпированной практики
1. Продажа информации
2. Мошенничество в ходе проведения контрольных мероприятий (обман, фаворитизм, подарки, выдача себя за другого)
Экзамены и ди- 3. Взятки (за высокие оценки, выбор для 9 пломы Доступ к участия в специализированных програм-университетам мах, аттестаты, прием в вузы)
4. Неправомерные производство и выдача документов о присвоении квалификации
5. Мошенничество при проведении исследований, планиат
*Жак Аллак, Мюриель Пуассон Коррумпированные школы, коррумпированные университеты: что можно сделать?. - Париж: Международный институт планирования образования, 2014.
Только борьба с коррупцией на всех трех уровнях одновременно может обеспечить хороший результат. Таким образом, при формировании нормативной правовой основы (локальных актов вуза по противодействию коррупции), направленной на предупреждение коррупционных правонарушений в сфере высшего образования следует учитывать основные возможности для коррумпированной практики [2]. Именно на них должен быть сделан базовый акцент в деятельности по противодействию коррупции. Антикоррупционное мировоззрение представляет собой отношение нетерпимости ко всем формам коррупционного поведения, демонстрируемого как отдельной личностью, так и группой лиц, а также на уровне всего общества. Именно поэтому при формировании навыков противодействия коррупционным проступкам и преступлениям у современных граждан необходимо привлекать все ресурсы институтов гражданского общества и государства. Формирование антикоррупционного мировоззрения является одной из приоритетных задач российского общества [4].
Проведенный анализ (табл. 1) показывает всё разнообразие коррупционного проявления в высшей школе и подчеркивает, что именно формирование антикоррупционного мировоззрения является основным и наиболее эффективным способом исключения из жизни общества и деловой сферы подробного поведения. В настоящий момент среди объектов изучения в образовательной деятельности, как в высшей школе, так и в области ДПО и СПО присутствуют: формы коррупционного поведения, государственная антикоррупционная политика, нормативно-правовое обеспечение противодействие коррупции, ответственность за правонарушения коррупционной направленности, коррупция как социальное явление, общественные механизмы борьбы с коррупцией и т. п.
Рекомендованные мероприятия по развитию антикоррупционного мировоззрения для вуза:
1. Выделить антикоррупционные компетенции студентов младших курсов бакалавриата (Формирование знаний и навыков в решении жизненных задач по существующим нормам и правилам) и разработать советующие образовательные программы: обучающие практикумы и тренинги.
2. Выделить антикоррупционные компетенции студентов старших курсов бакалавриата и магистратуры (Формирование антикоррупционного мировоззрения) и разработать советующие образовательные программы: целевые семинарские занятия и дискуссии.
3. Обеспечить антикоррупционную пропаганду через вузовские средства информации (журналы, газеты, радио, студенческие общества и объединения ФУ и др.).
4. Информировать на сайте о мероприятиях по противодействию коррупции, проводимых с привлечением сотрудников вуза и студентов. Данные мероприятия могут быть организованы совместно с Профкомом, Студенческим советом вуза, работников кампуса и пр.
5. Информировать об участии работников вуза и студентов в различных мероприятиях федерального,
№ Область управления Основные возможности для коррумпированной практики
1 Финансы 1. Нарушение установленных правил и процедур 2. Искусственное завышение затрат 3. Хищения
2 Выделение конкретных дотаций (стипендий, субсидий) 1. Взяточничество 2. Фаворитизм 3. Действия в обход установленных норм 4. Дискриминация
3 Строительство, содержание, ремонт школ 1. Мошенничество при организации и проведении тендерных закупок 2. Сговор поставщиков 3. Хищения 4. Неправомерные манипуляции данными 5. Действия в обход процедуры составления карты потребностей вуза 6. Ложные поставки
4 Распределение оборудования, мебели, материалов (включая транспорт, пансион, учебники, столовое и школьное питание) 1. Мошенничество при организации и проведении тендерных закупок 2. Сговор поставщиков 3. Неправомерное распоряжение имуществом вуза 4. Закупка материалов с неподтвержденной необходимостью 5. Неправомерные манипуляции данными 6. Действия в обход критериев выделения 7. Ложные поставки
5 Написание учебной и учебно-методической литературы 1. Дискриминация при выборе и назначении авторов (фаворитизм, взятки, подарки) 2. Неправомерные действия в отношении законов об авторском праве 3. Принуждение обучающихся к покупке материалов, права на которые принадлежат ППС ВУЗа
6 Назначение ППС, менеджмент (перевод, повышение) оплата труда и обучение 1. Мошенничество при распределении нагрузки ППС 2. Дискриминация (политическая, социальная, этническая) 3. Использование фальшивых документов, подтверждающих квалификацию ППС 4. Действия в обход установленных норм 5. Неправомерное задержание выплат заработной платы
7 Поведение ППС (профессиональные проступки) 1. Несуществующие ППС в нормативной документации 2. Неучтенные прогулы и необоснованное отсутствие на работе 3. Неправомерные выплаты (экзамены, оценивание, частное репетиторство и др.) 4. Принятие подарков/фаворитизм 5. Дискриминация (политическая, социальная, этническая) 6. Репетиторство (частное, в т.ч. с использованием материального обеспечения ВУЗа) 7. Взяточничество в ходе инспекторских проверок
8 Информационные системы 1. Неправомерные манипуляции данными 2. «Фильтрация»/утаивание информации 3. Неправомерные действия при производстве и публикации информации 4. Сбор средств за использование изначально открытой бесплатной информации
Konovalova Oksana Vladimirovna, Prasolov Valeriy Ivanovich pedagogical
FORMATION AND DEVELOPMENT OF ANTI-CORRUPTION ... sciences
регионального и местного уровня, носящих антикоррупционный характер.
6. Научные труды сотрудников вуза по результатам проведенных НИР и самостоятельных исследований по противодействию коррупции.
7. Разработать комплекс мероприятий по «формированию антикоррупционного мировоззрения студента» с принятием соответствующего локального акта:
- семинары и круглые столы по актуальным вопросам противодействия коррупции (например, Коррупция в истории нашей страны, Коррупция в художественной литературе, Антикоррупционные стандарты поведения, Понятие дарения и взятки и др.) на заседаниях студенческого совета, клубов по интересам, творческих коллективов, научных кружков;
- организация и проведения акций с участием студентов в рамках концертной деятельности, конкурсов плакатов, рисунков, художественных и кинематографических произведений);
- организовать на постоянной основе конференцию антикоррупционной направленности и придать широкой огласке информацию о ее проведении и полученных результатах. Обеспечить участие студентов вуза и иных учебных учреждений;
8. Обеспечить участие студентов и сотрудников вуза во внешних мероприятиях, приуроченных к Международному дню борьбы с коррупцией (9 декабря). Организовать мероприятия, приуроченные к Международному дню борьбы с коррупцией (9 декабря) в вузе:
- конкурс студенческих научных работ по антикоррупционной направленности;
- на постоянной основе встречи студентов (круглые столы, специальные встречи и пр.) с руководством университета (с ответственным лицом за профилактику коррупционных и иных правонарушений, по актуальным вопросам антикоррупционной направленности) с привлечением должностных лиц органов власти и общественных организаций по вопросам противодействия коррупции (Прокуратура РФ, Следственный комитет, МВД и пр.), в том числе в рамках уже проводимых мероприятий;
9. Организовать встречи с потенциальными работодателями, на которых представители работодателя подчеркивали не только важность профессиональных компетенций выпускника, но и его личностные высокие моральные качества и важность антикоррупционного поведения.
10. Разработать в интерактивной форме антикоррупционную памятку и обеспечить ее размещение на всех ресурсах вуза (сайт ВУЗа, страницы департаментов, факультетов и кафедр, личный кабинет студента на информационно-образовательном портале)
11. Включение в учебный план ряда дисциплин или специальных разделов в уже читаемые дисциплины с целью повышения правовой культуры и уровня знаний в вопросах антикоррупционного поведения обучающихся.
12. Студенческая антикоррупционная комиссия вуза в рамках деятельности общественных организаций обучающихся. Комиссия может быть создана с целью организации различных мероприятий для создания антикоррупционного мировоззрения студентов, защиты студентов в правовой сфере во время зачетной и экзаменационной сессии, для сотрудничества с другими студенческими организациями вуза для улучшения условий обучения и жизни студентов.
ВЫВОДЫ
В целях формирования антикоррупционного мировоззрения обучающихся высшей школы проектирование и внедрение специализированных форм и инструментов антикоррупционного просвещения должны стать ключевыми инновационными направлениями трансформации методической работы 124
состава. Образовательные учреждения нуждаются в обработанном материале для формирования компетенций, антикоррупционной системы ценностей у студентов. Ключевой фактор противодействия коррупции в настоящий момент - формирование гражданской позиции, привитие социальных норм и антикоррупционного мировоззрения. Вне всякого сомнения, прослеживается острая необходимость создания правовой культуры, способствующей развитию у граждан антикоррупционной идеологии, психологической устойчивости и ответственности. Кроме того, требует преобразования кадровая система высшей школы, в которой преподаватель должен стать образцом проявления антикоррупционного поведения. В ходе образовательного процесса коррупцию необходимо рассматривать в качестве особого правового, социально-исторического и социально-экономического явления. Формирование негативного отношения к коррупции и формирование антикоррупционного поведения возможно лишь через выявление истинных глубинных причин зарождения и развития коррупции как феномена, а также через четкое понимание ущерба, причиняемого ей обществу. Таким образом, социальный институт образования в данном случае играет важнейшую роль профилактики, пресечения, воспитания устойчивых норм поведения и антикоррупционных установок.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Котляр И.А. Нормативно-правовые основы противодействия коррупции в образовательных организациях высшего образования // Уголовная юстиция. 2017. №10. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/normativno-pravovye-osnovy-protivodeystviya-korruptsii-v-obrazovatelnyh-organizatsiyah-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 23.11.2019).
2. Заливанский Б.В., Самохвалова Е.В. Формирование антикоррупционной политики ВУЗА: Проблемы и перспективы //Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1-1.; URL: http://science-education.m/m/article/view?id=17262 (дата обращения: 29.11.2019).
3. Кашурников С.Н., Телкова Е.А., Чумак Г.В. Проблема коррупционных проявлений в сфере государственных и муниципальных закупок// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2019. Т. 15. № 7 (376). С. 1295-1304.
4. Прасолов В.И. Формирование антикоррупционного отношения в студенческой среде//Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 4A. С. 170-182.
5. Синявский Н.Г. Снижение неопределенности путем анализа структуры систем// Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2019. Т. 12. № 2 (348). С. 128-149.
6. Максимова В.В. Прасолов В.И., Разработка критериев зрелости системы управления коррупционными рисками// Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Т. 8. № 6A. С. 72-77.
7. Программа антикоррупционных этических норм и обеспечения соблюдения антикоррупционных требований для деловых предприятий: практическое руководство. Управление ООН по наркотикам и преступности: Организация Объединенных Наций, ноябрь 2013
г. 132 с.
8. «Методические рекомендации «Организация антикоррупционного обучения федеральных государственных служащих» (одобрены президиумом Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции, протокол от 25.09.2012N34)
9. Всероссийская научно-практическая конференция «Комплексная безопасность образовательных организаций: теория и практика»: сборник материалов /редкол.: М.В. Дулясова и др.; под общ. ред.
д.э.н., проф. М.В. Дулясовой. — Уфа: Изд-во «Восточная печать», 2017. — 287 с.
10. Фешина С.С., Коновалова О.В. Перспективные направления противодействия мелкой коррупции в России в условиях цифровой экономики //Экономика. Налоги. Право. 2018. Т. 11. № 5. С. 92-99.
11. Головин А.Ю., Дубоносов Е.С., Ковалёв С.Н. Антикоррупционное воспитание в сфере высшего профессионального образования // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2014. -№ 1-2 . - С. 9-10
12. Шевень Л.Н. Антикоррупционное воспитание в молодежной студенческой среде //Современные научные исследования и инновации.- 2015.- № 12. URL: http://vveb.snauka.ru/issues/2015
13. Тасва Н.Е. Формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся: современное состояние проблемы и основные направления развития //Актуальные вопросы российского права. - 2015. - №2. - С. 198 (196-201)
14. Щедрин Н.В., Дамм И.А., Акунченко Е.А. Актуальные проблемы антикоррупционного просвещения и антикоррупционного образования // Актуальные проблемы экономики и права. 2017. Т. 11. № 3 (43). С. 147-160.
15. Частнов К.С., Калеев Н.В. Коррупция и её виды // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 399-401.
16. Захарова Е.Ю., Носаненко Г.Ю. Коррупция в медицине: регио-
нальный аспект // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 318-320.
17. Bccker К.. Hauser С., Kronthalcr F. Fostering management education to deter corruption: what dostudents know about corruption and its legal consequences? // Crime, Law and Social Change. -2013. - Volume 60. Issue 2. - Pp. 227-240.
18. Жак Аллак, Мюриель Пуассон Коррумпированные школы, коррумпированные университеты: что можно сделать?. - Париж: Международный институт планирования образования, 2014.
Статья подготовлена по результатам исследований ГЗ 19-19, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Статья поступила в редакцию 12.11.2019
Статья принята к публикации 27.05.2020