УДК 343
ББК 67.4 © В.В. Варсеев, Л.И. Ларионова, 2018
Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ФИНАНСОВЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ
Василий Валерьевич Варсеев,
преподаватель кафедры уголовного права юридического факультета,
кандидат юридических наук
Московский государственный областной университет (141014, Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24)
E-mail: [email protected]; Лидия Ирековна Ларионова, адъюнкт кафедры уголовного права Казанский юридический институт МВД РФ (420108, Казань, ул. Магистральная, д. 35)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматривается опыт зарубежных государств по борьбе и противодействию финансовым преступлениям, в частности: легализации преступных доходов, коррупции, налоговым преступлениям, таможенным преступлениям, преступлениям с использованием компьютерных технологий и т.д. Вместе с тем проводится анализ и делает выводы.
Ключевые слова: финансовое преступление, финансы, экономика, ответственность, государство, бюджетные средства, бюджет, экономические отношения, финансовые отношения, налоги, налогоплательщик, предприятия, предпринимательство, национальная безопасность, теневая экономика, классификация, коррупция, легализация преступных доходов, налоговые преступления, таможенные преступления, компьютерные технологии.
FOREIGN EXPERIENCE OF COUNTERACTION TO FINANCIAL CRIMES
Vasiliy V. Varseev,
Teacher of the Criminal Law Department of the Faculty of Law,
Candidate of Law
Moscow State Regional University (141014, Moscow region, Mytischi, ul. Vera Voloshina, d. 24);
Lidiya I. Larionova, Adjunct of the Criminal Law Department Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (420108, Kazan, ul. Magistralnaya, d. 35)
Abstract. In this article, the author examines the experience of foreign states in combating and countering financial crimes, in particular: legalization of criminal incomes, corruption, tax crimes, customs crimes, crimes involving computer technology, etc. At the same time, the author analyzes and draws conclusions.
Keywords: financial crime, finance, economy, responsibility, state, budgetary funds, budget, economic relations, financial relations, taxes, taxpayer, enterprises, entrepreneurship, national security, shadow economy, classification, corruption, legalization of criminal incomes, tax crimes, customs crimes, computer technologies.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Варсеев В.В., Ларионова Л.И. Зарубежный опыт противодействия финансовым преступлениям. Вестник экономической безопасности. 2018;(3):134-8.
Процессы глобализации, происходящие сегодня в мире, так или иначе затрагивают практически все страны. Государства активно взаимодействуют друг с другом, обмениваются опытом, информацией, достижениями в различных сферах жизнедеятельности. В этой связи полезным, на наш взгляд, представляется изучение зарубежного опыта противодействия финансовым преступлениям различной направленности, среди которых наибольший интерес вызывают методы борьбы с коррупцией, легализацией преступных доходов, преступления-
ми в банковской, страховой, налоговой и таможенной сферах, а также финансовыми преступлениями в киберпространстве, с использованием высоких информационных и компьютерных технологий [1, с. 287].
Сегодня в большинстве государств мира главной проблемой развития национальной экономики является распространение коррупции. Это заставляет их вести активную работу по разработке методов и механизмов противодействия ей [2, с. 97]. Так, анализ специализированной зарубежной
и отечественной литературы позволил автору выделить несколько принципов, соблюдение и приверженность которым должны стать решающим фактором если не в искоренении, то в минимизации масштабов коррупционных проявлений [3, с. 173— 174].
1. Принцип публичности органов власти, который состоит в том, что такие органы должны быть открыты обществу, предоставлять любую информацию о своей деятельности за исключением тех сведений, которые составляют тайну и необходимы для обеспечения безопасности личности, общества и государства.
2. Принцип подконтрольности органов власти обществу, суть которого заключается в том, что любые физические и юридические лица должны иметь доступ к планированию и исполнению бюджетов всех возможных органов власти в стране. Данный принцип реализуем в государствах, где высоко развит институт гражданского общества.
3. Принцип обеспечения прав и защиты частной собственности, т.е. бизнес-структуры должны иметь все права и необходимые возможности для беспрепятственного владения, пользования и распоряжения своей собственностью. Власти должны защищать эту собственность от любых нападок и притязаний криминальных структур, а также от рейдерских захватов и попыток иным способом поглотить или установить контроль над ней.
4. Принцип неотвратимости наказаний за совершение коррупционных действий, заключающийся в том, что в соответствии с уголовным законом будут наказаны все коррупционеры вне зависимости от их статуса, должности, чина, ранга и заслуг.
5. Принцип презумпции виновности чиновников в коррупции, состоит в том, что каждый чиновник всегда находится под подозрением в совершении коррупционных действий и поэтому систематически обязан отчитываться о своих доходах и расходах, а деятельность его постоянно находится под контролем соответствующих органов (как правило, правоохранительных). В государствах с высоким уровнем развития гражданского общества правоохранительные органы и суды в первую очередь доверяют сведениям, показаниям и свидетельствам
граждан и средств массовой информации о фактах коррупции со стороны чиновников.
6. Принцип необходимости профилактики совершения коррупционных действий предполагает постоянное и целенаправленное изменение сознания не только чиновников, но и бизнесменов и граждан с целью сформировать у них устойчивое негативное отношение к коррупции.
Отметим также, что многие иностранные государства с успехом применяют и другие принципы, направленные на борьбу и противодействие коррупции, например: независимая судебная власть, верховенство закона, независимость средств массовой информации, свобода слова, запрет цензуры, наличие реальной политической конкуренции, запрет на преследование инакомыслия и др. [4, с. 335].
В целом же опыт зарубежных государств показывает, что полностью искоренить коррупцию невозможно, однако вполне реально существенно снизить масштабы ее проявления [5, с. 205—206]. Во многих развитых и развивающихся странах уровень коррупции был сравним с российским и даже превосходил его, однако целенаправленные, грамотные и слаженные действия государства, бизнеса и гражданского общества позволили устранить с пути экономического развития страны крайне вредные коррупционные проявления [6, с. 104— 108].
В качестве наглядного примера приведем Королевство Швеция, которое считалось коррумпированным государством вплоть до середины ХХ века. Руководство страны приняло важные стратегические решения в целях искоренения коррупции, установило моду на честность, а также высокие этические стандарты для представителей органов власти. В настоящее время Швеция имеет один из самых низких уровней коррупции в мире. Активную роль в достижении столь значимых результатов сыграли и продолжают играть церковь, гражданское общество и средства массовой информации, которые подозрительно отнесутся к любому чиновнику или бизнесмену, которые за короткий срок резко увеличили свое состояние или у которых расходы существенно превышают доходы [7].
В Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии в целях противодействия фи-
нансовым преступлениям в 2013 году было создано Национальное агентство по борьбе с финансовой преступностью, которое активно взаимодействует, сотрудничает, обменивается информацией, опытом и технологиями с государственными и местными органами власти, правоохранительными органами, а также бизнесом, что позволяет своевременно реагировать на возможные угрозы для личности, общества и государства [8]. Отдельно отметим, что в Великобритании создана обширная база данных обо всех подозрительных финансовых операциях, открытый доступ к которой есть у полиции Королевства.
В Федеративной Республике Германии главным государственным органом, осуществляющим финансовую разведку, является созданное на базе трех ведомств (Федеральной службы по банковскому надзору, Федерального управления по торговле ценными бумагами и Федеральной службы страхового надзора) Федеральное управление финансового надзора, основная задача которого состоит в обеспечении нормального функционирования финансовой системы страны [9]. Отметим также, что Закон Республики «Об отмывании финансовых средств» установил обязанность всех банковских и кредитно-финансовых учреждений идентифицировать клиентов, собирать и хранить информацию о них, а также передавать эти данные в правоохранительные органы и организации внутреннего контроля во всех институтах кредитно-финансовой сферы страны [10, с. 156].
Соединенные Штаты Америки сегодня — это одна из крупнейших экономик мира, занимающая долю чуть более 15% от общемирового ВВП. Экономика многих государств находится в серьезной зависимости от экономики США. В этой связи важно обеспечить стабильное функционирование финансовой системы, поскольку даже незначительные ее колебания могут повлечь существенные негативные последствия для государств-партнеров, инвесторов, держателей государственных долговых облигаций и др. Главным подразделением финансовой разведки США является Управление по борьбе с финансовыми преступлениями, к основными задачам которого относятся защита финансовой системы от незаконного вмешательства в ее нормальное функционирование, борьба с легализацией незаконных доходов,
содействие органам, обеспечивающим национальную безопасность, путем сбора, обработки, анализа и передачи соответствующих данных, полученных в результате финансовой разведки. Быстрый сбор и анализ таких данных в большинстве своем возможен благодаря работе автоматизированного программного обеспечения, которое позволяет оперативно получать всю запрашиваемую информацию не только из государственных, но и из коммерческих баз данных.
Следует отдельно сказать о нормативно-правовой базе, регламентирующей деятельность финансовых институтов в США и позволяющей эффективно регулировать данную сферу правоотношений:
• Федеральный закон «О банковской тайне» в США наделил Министерство финансов (Департамент казначейства) правом издавать предписания, в соответствии с которыми банки и другие кредитные и финансовые структуры обязаны принимать профилактические меры по борьбе с финансовыми преступлениями;
• Закон «О праве на получение конфиденциальной финансовой информации» наделил органы государственной власти правом истребовать достоверные данные о совершенных операциям по счетам;
• Закон «О контроле над преступностью» внес несколько новелл в федеральное уголовное законодательство: уголовно наказуемыми стали мошеннические действия с банковскими картами, а также мошенничество с использованием компьютерных технологий, в том числе в кибер-пространстве;
• Закон «О контроле над легализацией преступных доходов» ввел уголовную ответственность за отдельные преступления, совершенные сотрудниками кредитно-финансовых учреждений и организаций: намеренная помощь в легализации преступных доходов; умышленное дробление денежных переводов на небольшие суммы и др.
• Закон «О налогообложении иностранных счетов» нацелен на установление контроля над иностранными счетами граждан США, в том числе и тех граждан, которые постоянно или временно проживают за рубежом.
Управление по борьбе с финансовыми преступлениями США имеет большое количество подписанных соглашений с налоговыми службами других государств, что позволяет им оперативно обмениваться сведениями и передавать друг другу необходимую информацию.
Как уже было отмечено выше, в последнее время совершается все больше финансовых преступлений с использованием компьютерных и информационных технологий. Так, опыт американских спецслужб позволяет выделить целый ряд наиболее часто совершаемых компьютерных финансовых преступлений:
• хищение секретной информации из баз данных в целях ее последующей продажи, либо внесение в информационные файлы изменений, искажающих их смысл;
• мошенничество с использованием Интернет-технологий: биржевые спекуляции, жульничество на инвестиционном рынке и др.
• вымогательство и компьютерный терроризм, когда, например, преступник требует заплатить выкуп под угрозой уничтожения базы данных;
• мошенничество, совершаемое посредством несанкционированного подключения к компьютерным линиям связи и их использование за счет владельца;
• использование компьютерной связи для торговли наркотическими средствами, а также ведения подпольного игорного бизнеса;
• распространение через Интернет заведомо ложной информации;
• кражи комплектующих блоков персональных компьютеров;
• незаконное копирование и сбыт программного компьютерного обеспечения;
• хищения в системе финансовых учреждений;
• мошенничество с банковскими карточками;
• распространение компьютерных вирусов;
• перехват и использование в преступных целях беспроводных линий связи: радиосвязи, сотовой, а также спутниковой связи.
Еще одним распространенным в мире видом финансовых преступлений являются налоговые преступления, к которым законодательства многих государств относят и таможенные преступления.
В свою очередь самым «популярным» видом налоговых преступлений является уклонение от их уплаты, которое может совершаться в форме непредставления в налоговые органы информации о доходах, сокрытия реальных доходов посредством внесения ложных или искаженных сведений в финансовые документы, а также использования поддельных документов.
Так, к примеру, в Итальянской Республике и Соединенных Штатах Америки непредставление в налоговые органы информации о доходах является уголовным проступком и поэтому наказывается либо штрафом, либо лишением свободы на небольшой срок.
В Испании налоговые правонарушения дифференцируются на уголовные преступления, предусматривающие применение к преступнику более жестких мер ответственности, и уголовные проступки, за совершение которых в отношении виновного будут применены менее суровые меры ответственности.
Анализ законодательства и специализированной литературы зарубежных стран позволил автору выделить два основных подхода по вопросам применения мер ответственности за совершение налоговых преступлений:
• «американский» подход, характерной чертой которого является применений жестких наказаний и криминализация значительного количества налоговых деликтов;
• «европейский» подход, отличающийся более мягкими наказаниями и декриминализацией большого количества налоговых деликтов либо же заменой наказаний различными доплатами к налогам, которые назначаются компетентными административными органами, но не судами.
Далее отметим, что к таможенным преступлениям относятся различные виды уклонения от уплаты таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров, на ввоз и вывоз без оформления в установленном порядке товаров, на производство и распространение которых установлена государственная монополия, подделка знаков уплаты таможенной пошлины и др. Законодательство некоторых государств, например, таких как Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии,
а также Итальянской Республики квалифицирует указанные деяния в качестве одной из разновидностей контрабанды, поскольку, как правило, действия по уклонению от уплаты таможенных пошлин связаны с сокрытием определенных товаров [11, с. 20—23].
Необходимо, на наш взгляд, также сказать о том, что некоторые государства фактически поощряют совершение финансовых преступлений, предоставляя государственную защиту преступникам. Так, например, широко известно, что международная организованная преступность активно использует многочисленные оффшорные зоны для легализации преступных доходов [12, с. 318—324]. В соответствии с Законом «Об экономическом развитии Сейшельских островов» инвесторы, разместившие в данном государстве денежных средств на сумму не менее 10 млн долларов США, освобождаются от уголовного преследования за легализацию незаконных доходов. Кроме того, им гарантируется защита имущества от конфискации, однако только в том случае, если они не совершали насильственных преступлений или преступлений, связанных с наркотическими средствами, непосредственно на Сейшельских островах.
В заключение настоящей статьи отметим, что зарубежный опыт борьбы и противодействия финансовым преступлениям весьма разнообразен и обширен и зависит от многих факторов. Поэтому универсальных методов, гарантирующих 100-процентный успех, нет. Однако все же накопленный международным сообществом положительный опыт необходимо исследовать и изучать с целью адаптации к российским реалиям и применения во всех сферах экономической деятельности.
Литература
1. Эриашвили Н.Д., Миронова О.А., Хазов Е.Н., Горшенева И.А., Саудаханов М.В., Егоров С.А., Ординарцев И.И., Кальгина А.А., Бакулевская Л.В., Варсеев В.В., Кирсанов А.Ю. Национальная безопасность. Учебник. М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА. 2017.
2. Горюкова О.В. Основы финансового мониторинга в кредитных организациях: учеб. пособ. М.: Директ-Медиа, 2014.
3. Никандров Н.Д. Основы противодействия коррупции: учеб. М.: Академический проспект, 2016.
4. Эриашвили Н.Д., Хазов Е.Н., Чих-ладзе Л.Т., Кикоть-Глуходедова Т.В., Галушкин А.А., Бышков П.А., Зеленков М.Ю., Саудаханов М.В., Егоров С.А., Сараджева О.В., Лимонов А.М., Галузо В.Н. Основы национальной безопасности. Учебник. М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА. 2018.
5. Проява С.М., Саудаханов М.В. Обеспечение экономической безопасности России посредством противодействия коррупции // Вестник Московского университета МВД России, 2008, № 10.
6. Хазов Е.Н., Кутрова И.В., Саудаха-нов М.В. К вопросу об актуальных угрозах финансовой безопасности и ее месте в системе экономической безопасности Российской Федерации // Международный журнал «Мировая экономика: проблемы безопасности», 2018, № 1.
7. Официальный сайт Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р» [Электронный ресурс] Электрон. дан. М., 2017. URL: http://www.transparency.org.ru/ CENTER/DOC/tomsk_newsletter15.doc (дата обращения 23.07.2018).
8. Национальное агентство по борьбе с преступностью [Электронный ресурс] Электрон. дан. М., 2017. URL: http://www.nationalcrimeagency.gov. uk (дата обращения: 25.07.2018).
9. Федеральное управление финансового надзора [Электронный ресурс] Электрон. дан. М., 2017. URL: http://www.bafin.de (дата обращения 27.07.2018).
10. Горюкова О.В. Основы финансового мониторинга в кредитных организациях: учеб. пособ. М.: Директ-Медиа, 2014.
11. Карпович О.Г. Вопросы международно-правового подхода борьбы с отмыванием преступных доходов / Внешнеторговое право. 2016. № 2.
12. Эриашвили Н.Д., Грошев И.В., Саудаха-нов М.В. Особенности региональной экономической безопасности // Вестник экономической безопасности, 2017, № 2.