УДК 343 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2018-10185
К ВОПРОСУ О ПУТЯХ СНИЖЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА СОВЕРШАЕМЫХ ФИНАНСОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Василий Валерьевич ВАРСЕЕВ, Лидия Ирековна ЛАРИОНОВА, адъюнкт
преподаватель кафедры уголовного кафедры уголовного права Казанского
права юридического факультета юридического института МВД РФ
Московского государственного областного университета, кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право
Аннотация. В данной статье рассматриваются различные пути снижения количества совершаемых финансовых преступлений в Российской Федерации.
Автор предлагает возможные варианты решения проблемы, связанной с увеличением масштабов теневой экономики; проводит анализ и делает выводы.
Ключевые слова: финансовое преступление, финансы, экономика, ответственность, государство, бюджетные средства, бюджет, экономические отношения, финансовые отношения, налоги, налогоплательщик, предприятия, предпринимательство, национальная безопасность, теневая экономика.
Annotation. In this article, the author considers various ways to reduce the number of financial crimes committed in the Russian Federation.
In addition, the author suggests possible solutions to the problem associated with the increase in the scale of the shadow economy, and also conducts analysis and draws conclusions.
Keywords: financial crime, finance, economy, responsibility, state, budgetary funds, budget, economic relations, financial relations, taxes, taxpayer, enterprises, entrepreneurship, national security, shadow economy.
В условиях действующих сегодня в отношении Российской Федерации со стороны международного сообщества ограничительных мер экономического и политического характера Россия вынуждена решать огромное количество сложных задач. Причем задачи эти связаны не только с созданием некого положительного эффекта в экономике, но и с противодействием и борьбой с негативными тенденциями и проявлениями, к которым, несомненно, относится преступность в финансовой сфере.
Рассмотрим более подробно некоторые возможные пути снижения количества совершаемых финансовых преступлений в Российской Федерации на ближайшие годы.
1. В силу предполагаемого роста коррупционной преступности1 основными стратегически-
ми задачами по противодействию ей должны стать:
■ совершенствование системы запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;
■ обеспечение единообразного применения законодательства Российской Федерации о противодействии;
■ совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг;
■ совершенствование порядка осуществления контроля за расходами и механизма обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы;
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2018
■ обеспечение полноты и прозрачности представляемых сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
■ повышение эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания;
■ совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере бизнеса;
■ систематизация и актуализация нормативно-правовой базы по вопросам противодействия коррупции, устранение пробелов и противоречий в правовом регулировании в области противодействия коррупции;
■ повышение эффективности международного сотрудничества Российской Федерации в области противодействия коррупции, укрепление международного авторитета России2.
2. Продолжение отзыва лицензий у кредитных организаций, которые нарушают финансовое законодательство и совершают подозрительные операции, что способствует снижению количества совершаемых финансовых преступлений, в числе которых и легализация денежных средств. Однако при этом высвободившиеся инвестиционные средства будут перенаправлены в микрофинансовые организации, где при совершении сделок микрофинансирования также могут быть использованы преступные схемы легализации преступных доходов.
3. Киберпреступностъ является одним из самых распространенных финансовых преступлений3. Специалистами прогнозируется, что в 2019 — 2020 гг. будет наблюдаться резкий рост киберп-реступности, в частности, это касается мошенничества. Это очень серьезный вызов для российской экономики, поскольку, например, ущерб от кибератак в 2016 г. составил сумму, равную половине затрат российского бюджета на здравоохранение4.
Решением данной проблемы является совершенствование 1Т-технологий, защиты индивидуальных данных, усложнение цифровых электронный подписей и др.
4. Различные виды преступлений, связанных с оборотом финансовых средств, в том числе
незаконное предпринимательство и незаконная банковская деятельность, наиболее или наименее распространены в зависимости от конкретного региона и сопутствующих факторов. Например, в крупных городах с большим количеством банков и их отделений чаще всего преступления совершаются с использованием ценных бумаг и с помощью информационных технологий, т.е. наиболее привлекательными для организованных преступных групп являются банки, располагающие значительными денежными средствами и имеющие большое число вкладчиков. В небольших городах финансовые преступления чаще связаны с незаконным предпринимательством и незаконной банковской деятельностью, поскольку здесь легче действовать без лицензии5, будучи незамеченным какое-то время.
Решением данной проблемы должно стать усиление контроля за предпринимательской деятельностью со стороны главной финансовой разведки Российской Федерации — «Росфинмо-ниторинга». В качестве дополнительных мер можно предложить выявление таких фирм посредством анализа рекламных объявлений о предоставлении соответствующих услуг или работ.
5. Эффективными мерами борьбы и противодействия обналичиванию денег и выводу их за границу в результате легализации доходов, на наш взгляд, стали бы следующие меры:
■ прекращение работы банков как расчетно-кассовых центров в других городах, что позволяет аккумулировать денежные средства из различных регионов и беспрепятственно их обналичивать;
■ разработка инвестиционных программ по развитию производств, в том числе и с участием государства;
■ принятие федерального закона о противодействии незаконным финансовым операциям6 с тем, чтобы у банков появилось право в одностороннем порядке расторгать договорные отношения с подозрительными клиентами, совершающими сомнительные операции.
6. В зависимости от того, преднамеренно или непреднамеренно была искажена бухгалтерская отчетность, могут использоваться различные варианты решения данной проблемы.
При непреднамеренном искажении необходимо вводить обязательный аудит, совершенствовать систему внутреннего контроля на предприятии, повышать уровень профессиональной
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2018
компетентности работников бухгалтерии, применять современные технологий обработки учетной информации и др.
При преднамеренном искажении — уделять повышенное внимание со стороны налоговых и правоохранительных органов, устанавливать обязательный внешний аудит.
7. В качестве мер, направленных на уменьшение числа случаев уклонения от налогов, по нашему мнению, следует совершенствовать налоговое законодательство, усиливать и ужесточать наказания в виде штрафов, а также менять структуру действующей налоговой системы (по аналогии с социальными взносами во внебюджетные фонды).
8. В настоящее время серьезные изменения происходят в теневой экономике: на смену бартерам, взаиморасчетам и операциям с долговыми обязательствами пришли операции в кредитной и финансовой сфере, махинации с недвижимостью и другим имуществом, махинации в сфере сырьевого производства, незаконный промысел, контрабанда в приграничных областях, производство и незаконная реализация алкогольной и табачной продукции и др.
Особенно остро указанная проблема стоит в сфере финансовых отношений между государством и его субъектами. Известно, что большинство субъектов Российской Федерации являются дотационными, т.е. существуют за счет трансфертов из федеральных бюджетных и внебюджетных фондов, а это открывает определенные возможности для теневых операций.
Например, перевод финансовых средств из федерального бюджета в региональный осуществляется, как правило, через систему частных коммерческих банков и попадает под контроль казначейств лишь на этапе перевода средств на счета конкретных бюджетных организаций и учреждений.
Мошенничество с государственными средствами сегодня является одним из самых эффективных источников личного обогащения. Если указанные тенденции в экономике продолжатся и масштабы теневой экономики расширятся, это может стать серьезной угрозой национальной безопасности Российской Федерации7.
Мерами по снижению масштабов теневой экономики, на наш взгляд, могут стать8:
■ создание комплексной системы контроля за экономическими процессами: сбор и анализ информации о финансовой и хозяйственной деятельности всех юридических и физических лиц;
■ законодательное регулирование «переплетения» органов публичной власти и бизнеса9;
■ научно-практическое исследование проблемы, связанной с разграничением сфер деятельности разных государственных органов финансового контроля и их взаимодействием;
■ ужесточение учета и контроля за эффективностью использования бюджетных средств, искоренение практики несвоевременного принятия нормативных правовых актов, регламентирующих и регулирующих расходование бюджетных средств;
■ реализация принципа единства кассы по рублевым и валютным бюджетным средствам;
■ на стадии разработки проекта бюджета осуществление тщательного контроля обоснованности и эффективности расходования бюджетных средств, получателями которых выступают внебюджетные учреждения;
■ существующие виды налогообложения должны сочетаться с комплексным контролем за соблюдением налогового законодательства и усиленным контролем за использованием схем ухода от налоговых платежей;
■ меры по противодействию теневому бизнесу в банковской сфере должны включать активные действия Банка России10, направленные на:
а) устойчивость и качество денежного обращения;
б) совершенствование структуры денежного оборота по линии увеличения безналичного оборота: ввод особого режима контроля за лицензированием банковской деятельности и отдельными банковскими операциями, в том числе кредитными, для типизации кредитного процесса, недопущения ложного использования кредитных инструментов и уменьшения возможности выдачи банками необоснованных и необеспеченных ссуд;
в) совершенствование кассового денежного оборота в целях повышения эффективности банковского контроля за целевым использованием субъектами бизнеса денежной наличности11;
■ усиление международного сотрудничества и подписание соглашений с фискаль-
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2018
ными органами иностранных государств, что в дальнейшем должно способствовать поступлению в российский бюджет налогов с прибыли российских предприятий, а также иностранных, действующих на данных территориях.
Таким образом, современные финансовые преступления требуют безотлагательных мер пресечения. Причем такие меры должны не только не отставать, но и опережать уровень использования преступниками информационных технологий и технических средств. Осуществление предлагаемых мер по сокращению финансовых преступлений в Российской Федерации будет способствовать разумному балансу интересов государства и субъектов рыночной экономики в целях защиты национальной безопасности России12.
1 Указ Президента РФ от 29.06.2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 — 2020 годы» // СЗ РФ. 2018. № 27. Ст. 4038.
2 Проява С.М., Саудаханов М.В. Обеспечение экономической безопасности России посредством противодействия коррупции // Вестник Моск. ун-та МВД России. 2008. № 10. С. 205—206.
3 Трунцевский Ю.В. Киберпреступления в корпоративной среде: риски, оценка и меры предупреждения // Рос. следователь. 2014. № 21. С. 19—22.
4 Основы национальной безопасности: Учебник / Эри-ашвили Н.Д., Хазов Е.Н., Чихладзе Л.Т., Кикоть-Глу-
ходедова Т.В., Галушкин A.A., Бышков П.А., Зеленков М.Ю., Саудаханов М.В., Егоров С.А., Сараджева О.В., Лимонов А.М., Галузо В.Н. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. С. 335.
5 Эриашвили Н.Д., Грошев И.В., Саудаханов М.В. Особенности региональной экономической безопасности // Вестник экономич. Безопасности. 2017. № 2. С. 318—324.
6 Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» от 28.06.2013 г. № 134-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2018 г.) / СЗ РФ. 2013. № 26. Ст. 3207.
7 Хазов E.H., Кутрова И.В., Саудаханов М.В. К вопросу об актуальных угрозах финансовой безопасности и ее месте в системе экономической безопасности Российской Федерации // Международный журнал «Мировая экономика: проблемы безопасности». 2018. № 1. С. 104—108.
8 Никандров Н.Д. Основы противодействия коррупции: Учебник. М.: Академич. проспект, 2016. С. 286.
9 Завидов Б.Д. Преступления в сфере экономики: Уголовно-правовой анализ и квалификация. М.: Экзамен, 2016. С. 103.
10 Судьбина Н.А. Актуальные проблемы сокращения масштабов теневой экономики России // Транспортное дело России. 2016. № 5. С. 17—19.
11 Национальная безопасность: Учебник / Эриашвили Н.Д., Миронова О.А., Хазов Е.Н., Горшенева И.А., Саудаханов М.В., Егоров С.А., Ординарцев И.И., Кальги-на А.А., Бакулевская Л.В., Варсеев В.В., Кирсанов А.Ю. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. С. 287.
12 Корчагин А.Г. Уголовная политика борьбы с финансовыми преступлениями // Финансовые правонарушения и преступления. 2016. № 5. С. 112.
ЗАКОН И ПРАВО • 10-2018