УДК 342 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2018-10213
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Василий Валерьевич ВАРСЕЕВ, преподаватель кафедры уголовного права юридического факультета Московского государственного областного университета, кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства;
история учений о праве и государстве
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы эффективности деятельности таможенных органов в области обеспечения экономической безопасности. Автор проводит анализ, делает выводы, формулирует предложения, камающиеся решения рассмотренных проблем.
Ключевые слова: экономика, государство, экономические отношения, финансовые отношения, национальная безопасность, экономическая безопасность, финансовая безопасность, внешние и внутренние угрозы, таможня, таможенная служба, внешнеэкономическая деятельность.
Annotation. In this article, the author considers the actual problems of the effectiveness of the activities of customs authorities in the field of ensuring the economic security. At the same time, the author analyzes, draws conclusions and proposes solutions to the problems.
Keywords: economy, state, economic relations, financial relations, national security, economic security, financial security, external and internal threats, customs, customs service, foreign economic activity.
В целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации государство делегировало соответствующие полномочия различным органам государственной власти, деятельность которых в том числе заключается в эффективном управлении системой безопасности на основе Конституции РФ1, законов2, указов Президента РФ3 и иных нормативных правовых актов.
Особые место в системе таких органов государственной власти принадлежит таможенным органам, которые одними из первых сталкиваются с перемещением товаров через таможенную границу. Нет сомнений в том, что система регулирования внешнеэкономической деятельности государства должна быть эффективной. В связи с этим полагаем, что предметное изучение различных аспектов деятельности таможенных ор-
ганов, направленной на обеспечение экономической безопасности, позволит выявить существующие проблемы, выработать пути их решения, а также предложить меры, способствующие развитию и совершенствованию деятельности таможенных органов4.
Так, в настоящее время необходимость решения возникших проблем, связанных с обеспечением экономической безопасности Российской Федерации в таможенной сфере, обусловлена в том числе созданием Таможенного союза (далее — Союз), участниками которого сегодня являются пять государств: Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Беларусь, Республика Армения и Киргизская Республика. Отметим, что на постсоветском пространстве такой Союз является беспрецедентным.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018
В Российской Федерации сегодня наблюдаются проводимые государством активные внутренние и внешние интеграционные процессы, связанные со вступлением в различные международные экономические и политические структуры; проводятся экономические реформы, направленные на развитие собственного рынка и привлечение иностранных инвестиций и т.д.5. Все эти факторы требуют от государства принятия решений, результатом которых стало бы создание современной таможенной службы, обладающей необходимыми компетенцией и возможностями для эффективного решения конкретных задач, например:
■ обеспечение полного и своевременного поступления доходов от внешнеэкономической деятельности в бюджет государства, а также усиление контроля над экспортом и импортом товаров;
■ активное участие в разработке и реализации мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, а также формировании таможенной политики;
■ активное участие в разработке внешнеторговой политики Российской Федерации;
■ сотрудничество и взаимодействие с другими органами государственной власти, направленные на эффективные противодействие и борьбу с таможенными правонарушениями и преступлениями6.
Решение указанных задач, как показывает анализ деятельности таможенных органов, ныне вызывает большое количество трудностей. Все возрастающее число видов внешнеэкономической деятельности, а также их увеличивающийся объем заставляют говорить о необходимости модернизации таможенной службы, адаптации ее к условиям, в которых на глобальной арене постоянно меняются задачи, обстоятельства их выполнения, правовые нормы, стандарты, процедуры, правила, а также характер и условия внешней политики Российской Федерации.
На наш взгляд, всякое современное государство, декларируя и провозглашая принцип открытой экономики, должно вместе с этим стремиться к уменьшению степени вмешательства других государств в собственную экономическую деятельность, например, посредством мер жесткого протекционизма. Принятие таких мер крайне важно, поскольку эффективность и результативность государственной таможенной политики всецело зависят от того, в какой степени между государством и организациями — участниками внешнеэкономической деятельности будет
достигнут политический, экономический и правовой консенсус, а также от того, насколько далеко готов пойти законодатель, чтобы скорректировать и сконструировать нормы таможенного права в целях их максимального соответствия идее баланса интересов всех участвующих сторон.
Следует также отдельно сказать о таможенных платежах, являющихся важной составляющей государственного бюджета, которые всегда находятся в зоне риска из-за того, что некоторые субъекты внешнеэкономической деятельности осуществляют такую деятельность преступным путем.
«К факторам преступности данного вида специалисты относят:
■ различие структуры внутрироссийских и мировых цен;
■ форсированную либерализацию режима внешнеэкономической деятельности, недостаточную эффективность экспортного и валютного контроля;
■ высокий уровень криминализации экономических отношений как фактор использования внешнеэкономических связей для легализации капиталов, полученных преступным путем7;
■ неблагоприятный инвестиционный климат;
■ противоречия и пробелы таможенного законодательства Таможенного союза в части регулирования таможенных платежей, а также регламентации режима их уплаты»8.
Анализ практики внедрения и применения современных технологий таможенного контроля позволил нам сделать вывод о том, что, несмотря на имеющийся положительный эффект, до сих пор не удалось устранить ряд недостатков, к которым можно отнести следующие:
■ не полную автоматизацию действующей системы таможенного контроля, что не позволяет свести к минимуму контакты между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами;
■ проверочные мероприятия осуществляются не на основе дифференциации участников внешнеэкономической деятельности (так называемый субъектно-ориен-тированный подход);
■ отсутствие у соответствующих органов государственной власти единого программного обеспечения и специализированных баз данных, которые бы позволили свести к минимуму объем запрашиваемой таможенными органами информации у участников внешнеэкономической деятельности (иными словами, отсут-
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018
ствие должного взаимодействия между органами государственной власти)9.
По нашему мнению, оптимизирующим фактором развития и совершенствования таможенной политики Российской Федерации стала бы ориентация законодателя на поиск и учет совпадений основных интересов государства и иных субъектов внешнеэкономической деятельности. При этом не секрет, что главным интересом таких субъектов сегодня в первую очередь является достижение высоких материально-финансовых результатов деятельности, связанной с импортом и экспортом товаров и услуг10.
«Организация осуществления таможенной политики, ее качество и результативность прямо зависят от степени сбалансированности, совпадения экономического интереса государства и иных субъектов, адекватности норм общеобязательного или запрещенного поведения в сфере таможенной деятельности возможностям достижения компромисса между интересами государства и целями деятельности хозяйствующих субъектов, которые прямо связаны с извлечением прибыли»11.
«Кроме того, за достаточно короткий срок в РФ произошло становление таможенной службы. Создана и совершенствуется законодательная база таможенного дела. Сформированы механизмы наполнения доходной части государственного бюджета, регулирования внешнеэкономической деятельности, борьбы с правонарушениями в сфере таможенного дела. Формируется разветвленная таможенная инфраструктура. Завершается становление системы управления таможенными органами. Сформирован кадровый состав таможенной службы. Внедряются элементы компьютеризации и информационного обеспечения в практическую деятельность таможенных органов»12.
Анализ специализированной учебной и научной литературы позволил нам выделить несколько основных недостатков современной системы таможенных органов Российской Федерации. Эти недостатки отрицательно сказываются на общем состоянии экономической безопасности государства:
1) не завершено формирование системы управления таможенной службы;
2) отсутствуют эффективные меры противодействия и борьбы с таможенными правонарушениями и преступлениями;
3) недостаточная материально-техническая оснащенность таможенной службы;
4) несовершенное нормативно-правовое обеспечение деятельности таможенной службы.
В заключение отметим, что все указанные нами недостатки и проблемы являются препятствием для решения тех разнообразных и многоаспектных задач, которые стоят перед таможенными органами Российской Федерации, отрицательно сказываются на оперативности и качестве таможенного обслуживания участников внешнеэкономической деятельности, создают проблемы с наполнением доходной части государственного бюджета, приводят к нарушениям таможенных правил и увеличению числа таможенных правонарушений и преступлений13.
1 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2 См., напр., Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015 г.) // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2.
3 См., напр., Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.
4 Национальная безопасность: Учебник / Эриашвили Н.Д., Миронова O.A., Хазов Е.Н., Горшенева И.А., Са-удаханов М.В., Егоров С.А., Ординарцев И.И., Кальги-на A.A., Бакулевская Л.В., Варсеев В.В., Кирсанов А.Ю. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. С. 287.
5 Хазов E.H., Кутрова И.В., Саудаханов М.В. К вопросу
06 актуальных угрозах финансовой безопасности и ее месте в системе экономической безопасности Российской Федерации // Междунар. журнал «Мировая экономика: проблемы безопасности». 2018. № 1. С. 104—108.
6 Основы национальной безопасности: Учебник / Эриашвили Н.Д., Хазов Е.Н., Чихладзе Л.Т., Кикоть-Глуходедо-ва Т.В., Галушкин А.А., Бышков П.А., Зеленков М.Ю., Саудаханов М.В и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. С. 335.
7 Проява С.М., Саудаханов М.В. Обеспечение экономической безопасности России посредством противодействия коррупции // Вестник Моск. ун-та МВД России. 2008. № 10. С. 205—206.
8 Дадалко В.А. Экономическая преступность и ее влияние на экономическую безопасность государства. М.: АИПС «НТИ-ЦА» МВД России, 2013. 25 с.
9 Эриашвили Н.Д., Грошев И.В., Саудаханов М.В. Особенности региональной экономической безопасности // Вестник экономич. Безопасности. 2017. № 2. С. 318—324.
10 Эриашвили Н.Д., Саудаханов М.В. Конституционные основы и роль государства в регулировании экономики Российской Федерации // Междунар. журнал «Мировая экономика: проблемы безопасности». 2016. № 1. С. 45—47.
11 Таможенное право: Учеб. пособие. 4-е изд. / Килясханов И.Ш., Эриашвили Н.Д., Кардашова И.Б., Бочаров С.Н., Саудаханов М.В. и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 223.
12 Демин В.А. ВТО: глобальная экономика и экономическая безопасность России // Юрид. мысль. 2013. № 1 (75). С. 5—20.
13 Конституционное право России: Учебник. 8-е изд. / Эб-зеев Б.С., Хазов Е.Н, Белоновский В.Н., Прудников А.С., Эриашвили Н.Д., Багмет и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018