Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, СВЯЗАННЫХ С ОТВЛЕЧЕНИЕМ ВНИМАНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, СВЯЗАННЫХ С ОТВЛЕЧЕНИЕМ ВНИМАНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность дорожного движения / факторы аварийности / отвлечение внимания / придорожная реклама / разрешительный порядок / системы помощи водителю / средства автоматической фиксации отвлечения внимания водителей / ответственность работодателя / таргетированный подход к профилактике / road safety / crash factors / distraction / roadside advertising / permissive procedures / driver assistance systems / automatic detection of distracted driving / employer liability / targeted approach to prevention

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коблов П. С.

В статье рассматриваются уникальные подходы, используемые зарубежными странами в целях предупреждения нарушений, связанных с отвлечением внимания водителей транспортных средств. В основе этих подходов лежит совершенствование дорожной инфраструктуры и организации дорожного движения, безопасности транспортных средств, законодательства, регулирующего воздействие на рассматриваемый фактор аварийности, а также профилактических мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Коблов П. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE IN PREVENTING VIOLATIONS RELATED TO DISTRACTION OF VEHICLE DRIVERS' ATTENTION

This article discusses the unique approaches used by foreign countries to prevent distracted driving offences. These approaches are based on improvements in road infrastructure and traffic organisation, vehicle safety, legislation regulating the impact on the accident factor in question, and preventive measures.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, СВЯЗАННЫХ С ОТВЛЕЧЕНИЕМ ВНИМАНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»

Научная статья УДК 34

© Коблов П.С., 2024

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, СВЯЗАННЫХ С ОТВЛЕЧЕНИЕМ ВНИМАНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Павел Сергеевич Коблов

Научный центр БДД МВД России pkoblov@mvd.ru

Аннотация. В статье рассматриваются уникальные подходы, используемые зарубежными странами в целях предупреждения нарушений, связанных с отвлечением внимания водителей транспортных средств. В основе этих подходов лежит совершенствование дорожной инфраструктуры и организации дорожного движения, безопасности транспортных средств, законодательства, регулирующего воздействие на рассматриваемый фактор аварийности, а также профилактиктических мероприятий.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, факторы аварийности, отвлечение внимания, придорожная реклама, разрешительный порядок, системы помощи водителю, средства автоматической фиксации отвлечения внимания водителей, ответственность работодателя, таргетированный подход к профилактике

Для цитирования: Коблов П.С. Зарубежный опыт предупреждения нарушений в области дорожного движения, связанных с отвлечением внимания водителей транспортных средств // Безопасность дорожного движения. 2024. № 3. С. 57-70.

Original article

FOREIGN EXPERIENCE IN PREVENTING VIOLATIONS RELATED TO DISTRACTION

OF VEHICLE DRIVERS' ATTENTION

Pavel S. Koblov

Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation pkoblov@mvd.ru

Abstract. This article discusses the unique approaches used by foreign countries to prevent distracted driving offences. These approaches are based on improvements in road infrastructure and traffic organisation, vehicle safety, legislation regulating the impact on the accident factor in question, and preventive measures.

Keywords: road safety, crash factors, distraction, roadside advertising, permissive procedures, driver assistance systems, automatic detection of distracted driving, employer liability, targeted approach to prevention

For citation: Koblov P.S. Foreign experience in prevention of traffic violations related to distraction of vehicle drivers' attention // Road Safety. 2024. № 3. P. 57-70.

Безопасное управление транспортным средством требует от водителя достаточной осведомленности об окружающей обстановке, постоянного наблюдения за дорожными условиями и бдительности, чтобы вовремя среагировать на их резкое изменение [1].

Именно поэтому Всемирная организация здравоохранения (далее - ВОЗ) и Европейская комиссия признают отвлечение внимания в процессе управления транспортным средством самостоятельным риском аварийности.

Исследование, проведенное в США, свидетельствует о том, что отвлечение внимания в настоящее время представляет серьезную угрозу для безопасности дорожного движения.

В процессе дорожного движения водители отвлекаются на различного рода отвлекающие факторы более половины (51,9%) от общего времени управления транспортным средством, а отвлечение внимания в целом увеличивает риск возникновения дорожно-транспортного происшествия (далее - ДТП) в 2 раза [2].

В связи с этим повышение осведомленности об опасностях невнимательного вождения и устранение предотвратимых смертей и травм на дорогах в стране признается общенациональной целью.

Существуют различные формы отвлечения внимания, обычно разделяемые на те, когда источник находится внутри транспортного средства - такие, как

использование телефона, чтение книги, разговоры с пассажирами, и внешние - например, длительный взгляд на какие-либо внешние объекты (рекламный щит). По природе отвлечение внимания может быть визуальным, слуховым, физическим и когнитивным.

При этом перечень форм отвлечения внимания не является исчерпывающим, поскольку отвлечением может признаваться любое действие или событие, при совершении или возникновении которого водитель меньше внимания уделяет управлению транспортным средством.

Несмотря на то, что любое отвлечение внимания в процессе управления транспортным средством представляет опасность, та или иная форма увеличивает риск возникновения ДТП в разной степени.

Так, по данным исследования, наиболее опасной формой является использование мобильного телефона. Ручной набор телефонного номера увеличивает риск возникновения ДТП более чем в 12 раз, написание (чтение) текстового сообщения - более чем в 6 раз, использование веб-браузера - практически в 3 раза.

Не менее опасной формой отвлечения внимания является познавательная (когнитивная) деятельность, на которую приходится пятая часть (20%) от общего времени управления транспортным средством. Разговор по телефону с использованием рук или взаимодействие с пассажирами увеличивает риск возникновения ДТП на 27%. Взаимодействие

с пассажирами, на которое приходится более десятой части (12,2%) общего времени отвлечения внимания на познавательную деятельность, увеличивает риск возникновения ДТП на 30% [3].

В свою очередь, по мнению ВОЗ, из всех форм отвлечения внимания наибольшую озабоченность вызывает растущее число новых электронных портативных устройств, не интегрированных в автомобиль. К ним относят не только мобильные телефоны, но и ноутбуки, портативные музыкальные и информационные устройства (iPad, iPod).

Исследования показали, что время реакции водителя, разговаривающего по мобильному телефону, гораздо меньше, чем при разговоре с пассажиром. Это может быть связано с тем, что пассажиры лучше владеют информацией о дорожной обстановке и способны адаптировать или прервать разговор при осложнении дорожных условий.

Нельзя также не отметить, что в отличие от других факторов аварийности (выезд на полосу встречного движения, превышение скорости движения), где сформирован единый подход по учету ДТП, зарубежный опыт свидетельствует о разрозненности подхода учета ДТП, где причиной выступило отвлечение внимания.

Так, по результатам опроса 29 стран-членов IRTAD только в 12 странах посредством ручной обработки каждого ДТП происходит учет происшествий с отвлеченным вниманием водителей. При этом для каждой из стран характерны собственные особенности [4].

Например, в таких странах, как Канада, Великобритания, Япония, Новая Зеландия, Швейцария и отдельных штатах США, вне зависимости от тяжести последствий ДТП специально учитываются все происшествия, где одной из причин послужило отвлечения внимания водителя.

В других странах учитываются только ДТП с тяжкими последствиями. Например, в Австрии, Финляндии и Швеции учитываются только ДТП с человеческими жертвами, в Венгрии, Франции и Испании - ДТП со всеми пострадавшими (включая животных).

В отдельных странах (Австралия, Бельгия, Германия, Греция и Израиль) ДТП, в которых одним из факторов послужило отвлечение внимания водителя, не подлежат специальному учету.

Помимо отсутствия единого подхода к учету и идентификации признаков таких ДТП, исследование позволило установить различие в используемой терминологии. Например, некоторые из стран к отвлеченному вниманию относят также эмоциональной дистресс.

Несмотря на существующие отличия выборочный анализ ДТП свидетельствует о масштабности проблемы, связанной с отвлечением внимания водителей в процессе дорожного движения.

Например, по результатам исследований в Австралии (выборочного) установлено, что отвлечение внимание водителей является причиной 14% ДТП, в Испании - 37% ДТП. В Колумбии отвлечение внимания водителей стало практически десятой частью (9%) от общего количества ДТП, в том числе пятой частью (21%) от всех наездов на пешеходов. В США отвлечение внимания водителей связано с 16% ДТП со смертельным исходом, в Канаде - 10,7% погибших водителей отвлекались в момент ДТП [5].

В связи с растущим количеством ДТП из-за отвлеченного внимания водителей, а также наличием доказательств дополнительного риска совершения ДТП в настоящее время ряд стран уже изменяет законодательство и совершенствует политику по сбору данных об отвлечении внимания водителей.

Кроме того, в целях всестороннего изучения причин и условий таких ДТП и реализации на основе полученных данных профилактических мероприятий ВОЗ рекомендует правительствам других стран выработать единый подход к учету таких ДТП.

В качестве примера можно выделить Новую Зеландию, где такая политика заложена в долгосрочную стратегию безопасности дорожного движения, одним из направлений которой является измерение масштабов, распространенности отвлечения внимания среди водителей, а также использования этих данных для формирования соответствующей политики и осуществления мер по ее реализации [6].

На сегодняшний день отвлечению внимания водителей уделяется особое внимание в научных исследованиях и дискуссиях, посвященных вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.

Это может быть связано как с ростом количества соответствующих ДТП и распространением мобильных телефонов, так и с тенденцией к их использованию в процессе управления транспортными средствами.

Стоит отметить, что начиная с 2001 года отмечается всплеск уровня развития мобильной связи, а уже к 2017 году число абонентов приблизилось к показателю 100% (практически каждый человек на Земле) [7].

Разумеется, с ростом числа владельцев мобильных телефонов растет и число их пользователей при управлении транспортными средствами.

Рядом стран уже предпринимались попытки определить распространенность использования мобильных телефонов в процессе управления транспортным средством. Например, в США, Австралии, Новой Зеландии в ходе опроса водителей 60-70% опрошенных сообщили, что иногда пользуются мобильным телефоном [8].

Несмотря на то, что в настоящее время особое внимание при предупреждении отвлечения внимания водителей уделяется использованию мобильного телефона, в последние годы большинство стран признает, что рассматриваемый фактор с возможными рисками возникновения ДТП может быть вызван и другими источниками, находящимися вне автомобиля, в том числе придорожной рекламой, выступающей одним из основных средств маркетинга.

К сожалению, стремительный рост количества исследований, посвященных изучению рисков, связанных с отвлечением внимания во время вождения, не сопровождается увеличением объема информации об эффективности мероприятий, направленных на решение рассматриваемой проблемы.

В результате ряд стран придерживаются подходов, которые были успешными в отношении снижения воздействия других ключевых факторов риска дорожно-транспортного травматизма.

Имеются в виду инфраструктурные решения, эффективная организация дорожного движения,

применение передовых технологий, обеспечивающих безопасность транспортных средств, установление юридической ответственности, а также совершенствование подготовки водителей транспортных средств.

Инфраструктура и организация дорожного движения

Стоит отметить, что в большинстве случаев отвлечение внимания водителя выступает сопутствующей причиной возникновения ДТП, порождая совершение водителем других нарушений (ставших непосредственной причиной), в том числе связанных с превышением установленной скорости движения, выездом на полосу, предназначенную для встречного движения, непредоставлением преимущества в движении пешеходам и т.д.

Именно поэтому специфика рассматриваемого фактора аварийности для большинства форм отвлечения внимания не предполагает применение каких-либо специальных инфраструктурных решений в рамках предотвращения ДТП.

В связи с этим, для повышения бдительности водителя, как правило, применяются инфраструктурные решения, доказавшие свою эффективность в отношении других факторов аварийности, рассмотренных ранее.

Например, одним из таких средств повышения бдительности водителей при выезде за пределы своей полосы движения являются специальные звуковые полосы (Нидерланды, США, Австралия).

Для предупреждения отвлечения внимания в некоторых странах применяются специальные дорожные знаки (США) [9].

Например, в штатах Айова, Аризона и Массачусетс на дорожном знаке указывается число погибших в ДТП из-за отвлечения внимания или содержится предупреждающая информация о рисках использования электронных устройств в процессе управления транспортным средством (рис. 1).

"Г1 г". !"■■* ? ;...* : ; г*™ т J Ч Г? ; i тн v ч н ... T -r, ■■■■■ .. ; | I ; rj ; T J Г41 .вЧ V*t I i ;..«: t*r J :ni" S

: £.Г1 "v" : i s\ i Lr„ i j 1 ; " t Г™ Л T ;.... i.«. i : .з. Ti У*- IJ H *E Г** "Г g : "^4. i i l i r* .• : г г ,""t it'"T T T": Г~" \\ К о A jJ c. : :

Рисунок 1 - Дорожный знак а США (Айова)

В штате Юта в рамках программы «Message Monday» каждый понедельник на дорожных знаках в пределах автомагистрали размещается информация, повышающая осведомленность водителей о запрете на отвлечение внимания и формирующая у них установку по безопасному управлению транспортным средством (рис. 2). Содержание таких сообщений формируется с учетом мнения общественности, которая имеет право предложить на сайте свой вариант или проголосовать за уже существующий из представленных.

Придорожная реклама

В законодательстве Швеции подчеркивается, что в большинстве случаев коммерческие интересы

не совпадают с интересами участников дорожного движения, в связи с чем обязанность государства заключается в обеспечении соответствия рекламных конструкций целям политики в области безопасности дорожного движения.

Рисунок 2 - Дорожный знак а США (Юта)

В США развитие придорожной рекламы признается новым вызовом и угрозой, стоящей перед государством при обеспечении безопасности дорожного движения [10].

В европейском исследовании отмечается, что выводы, касающиеся вопроса влияния придорожной рекламы на увеличение риска возникновения ДТП, неоднозначны. При этом в местах установки придорожной рекламы водители чаще склонны допускать съезд с дороги, сокращать дистанцию между впереди движущимся транспортным средством, не замечать предписания дорожных знаков, а также не включать указатель поворота.

Особую обеспокоенность вызывает развитие новых технологий, которые позволяют рекламной индустрии отображать более привлекательные сообщения, вынуждая водителей быть менее внимательными.

Новейшие цифровые рекламные щиты способны взаимодействовать с приближающимися водителями. В настоящее время некоторые из рекламных щитов уже позволяют интегрироваться с определенной радиочастотой и озвучивать содержание рекламного сообщения в салоне транспортного средства. Другие рекламные щиты побуждают водителей отправлять текстовые сообщения или набирать номер телефона, указанный в рекламе.

В этой связи ВОЗ рекомендует в рамках воздействия на рассматриваемый фактор аварийности при размещении придорожной рекламы принимать меры по учету интересов безопасности дорожного движения, что может быть достигнуто, в том числе путем установления требований к характеристикам, содержанию и местам установки.

Требования к придорожной рекламе

Анализ зарубежного опыта свидетельствует о том, что основным инструментом, при помощи которого учитываются интересы безопасности дорожного движения, является разрешительный порядок установки придорожной рекламы. Так, заинтересованное в установке рекламы лицо, орган или коммерческая организация должны обеспечить ее соответствие установленным требованиям, получить согласование дорожной службы, а в случае, если реклама в дальнейшем создает потенциальную опасность для безопасности дорожного движения -демонтировать такую конструкцию.

Разрешительный порядок размещения придорожной рекламы применяется в Австралии, Дании, Финляндии, Швеции, Нидерландах, Великобритании [11].

В целях формирования единого подхода по учету интересов безопасности дорожного движения в требованиях к придорожной рекламе в проекте «Оценка отвлечения внимания водителей транспортных средств в Европе от придорожной рекламы» были выработаны 10 рекомендаций к содержанию и размещению рекламных конструкций, направленных на минимизацию отвлечения внимания водителей [12]:

1. Не рекомендуется размещать рекламу, содержание которой можно спутать с официальным дорожным знаком или техническим средством дорожного движения (далее - ТСОДД), снижает различимость или разрешает водителю совершать действия вопреки предписанным требованиям.

2. Рекламная конструкция не должна ограничивать обзор водителю, а именно, должна размещаться таким образом, чтобы не ограничивать видимость дорожных знаков или ТСОДД, а при ее просмотре водители имели возможность видеть автомобильную дорогу и ее компоненты в периферии.

3. Не рекомендуется размещать рекламную конструкцию в местах, требующих от водителя особого внимания, в том числе вблизи перекрестков, поворотов, аварийно-опасных участков автомобильной дороги.

4. Не рекомендуется использовать динамическую придорожную рекламу, содержание которой предполагает двигающееся изображение, анимацию, видеозаписи и иные эффекты.

5. Не рекомендуется использовать рекламные конструкции, содержание которых побуждают водителя совершать какие-либо действия, не связанные с дорожным движением (поиск информации, просмотр веб-страниц, набор телефонного номера).

6. Содержание рекламы должно быть простым, не требующим более пристального внимания от водителя (мелкий шрифт, большое количество информации).

7. В случае использования динамической рекламы рекомендуется свести к минимуму количество переходов или увеличить период смены изображений.

8. Не рекомендуется использовать чрезмерно яркие или имеющие световозвращающие рекламные конструкции, ослепляющие участников дорожного движения.

9. Не рекомендуется использовать рекламную конструкцию, на которой установлены мигающие огни.

10. Следует избегать чрезмерно больших, привлекательных по форме рекламных конструкций, вызывающих повышенный интерес водителей.

В той или иной части рассматриваемые рекомендации нашли свое отражение в требованиях практически всех стран мира, в которых предусмотрен разрешительный порядок установки рекламных конструкций.

Вместе с тем анализ зарубежного опыта свидетельствует о возможности их конкретизации или установления дополнительных требований.

1. Учет формы рекламы. В качестве примера можно привести Австралию (Новый Южный

Уэльс, Квинсленд), где на основании Рекомендаций по размещению дорожной рекламы и вывесок помимо требований к стандартным рекламным конструкциям со статичной информацией для динамической рекламы предусмотрены специальные требования. Для размещения динамической рекламы разрешенная скорость на участке автомобильной дороги должна быть не более 70 км/ч, уровень освещенности должен соответствовать особенностям окружающей среды, а режим работы должен быть настроен таким образом, чтобы в обычных условиях движения водитель мог увидеть только одно сообщение в период действия рекламы [13].

2. Безопасное расстояние до дорожных знаков и ТСОДД. Например, в Нидерландах, где по результатам исследования только 10% всех придорожных рекламных конструкций удовлетворяют требованиям безопасности дорожного движения, с учетом влияния современных технологий разработаны рекомендации по устранению потенциальных источников отвлечения внимания участников дорожного движения. Одно из таких требований связано с безопасным расстоянием рекламной конструкции (не ближе 200 м от дорожного знака, ТСОДД или поворота) [14].

3. Запрет на размещение параллельно проезжей части. В Швеции это обусловлено тем, что рекламное сообщение всегда должно находиться в поле зрения водителя, а в случае, если оно находится параллельно проезжей части, то водителю приходится переводить свой взгляд от автомобильной дороги.

Другие обстоятельства. В Великобритании (Англия) при согласовании учитывается ограничение скорости на конкретном участке автомобильной дороги, наличие поблизости пешеходных переходов, дорожных знаков, особых условий движения, требующих пристального внимания от водителей (подверженность дороги обледенению в зимний период или затоплению в летний период).

Если размещение рекламной конструкции предполагается в пределах автомагистрали, то помимо этих обстоятельств дополнительно анализируется состояние аварийности на участке, транспортный поток, а также расстояние до ключевых развязок.

В Шотландии критерии для размещения придорожной рекламы зависят от ограничения скорости, видимости дорожных знаков, периферийного зрения водителя и времени, необходимого для прочтения рекламы. Рекламная конструкция не должна мешать видимости дорожного знака.

Этот критерий приводит к тому, что в зависимости от ограничения скорости увеличивается минимальное расстояние до рекламы ф). Реклама не должна отвлекать внимание водителя, поэтому должна располагаться за пределами периферийного зрения водителя.

Этот критерий приводит к установлению минимального расстояния от края, за пределами которого реклама может быть разрешена В том случае, если согласование на размещение рекламы происходит по единственному критерию 0 или G), дополнительным критерием выступает время, необходимое для прочтения сообщения, расстояние видимости и тормозной путь (V) [15].

В некоторых странах, несмотря на соответ- на безопасность дорожного движения оценивается ствие придорожной рекламы установленным тре- в дальнейшем при изменении дорожных условий бованиям и разрешение на размещение, ее влияние (рис. 3).

Безопасное размещение рекламной конструкции

Рисунок 3 - Формула безопасной рекламы и расстояние, предъявляемое к ее размещению

Например, в Австралии (Новый Южный Уэльс) дорожная служба (RTA) в течение трех лет после установки рекламной конструкции анализирует состояние аварийности на этом участке автомобильной дороги в целях определения влияния рекламы на безопасность дорожного движения.

В случае достаточных оснований полагать, что реклама оказывает негативное влияние на безопасность дорожного движения (наличие ДТП по причине отвлечения внимания водителей), на основании Закона о дорогах Австралии RTA уполномочен вынести требование об удалении рекламной конструкции [16].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В других странах, напротив, несмотря на игнорирование разрешительного порядка установки рекламной конструкции, при определенных обстоятельствах она может быть размещена.

Так, в Великобритании (Англия) согласование каждой рекламной конструкции происходит в индивидуальном порядке. И даже в случае, если она не соответствует установленным запретам, при определенных обстоятельствах она может быть размещена (рис. 4).

Рисунок 4 - Реклама в Великобритании

Например, в Лондоне, несмотря на отсутствие согласования, рекламная конструкция в судебном порядке была признана туристической достопримечательностью. В другом случае в Хитроу суд разрешил размещение рекламной конструкции, со-

стоящей из двух одинаковых знаков на обеих сторонах дороги, сославшись на прямой участок дороги и низкий уровень аварийности участка автомобильной дороги [17].

Основной акцент зарубежных стран по регулированию вопросов безопасности рекламных конструкций сделан на соответствие требований безопасности новым технологиям; исследовании реального влияния придорожной рекламы на отвлечение внимания водителей; повсеместный запрет рекламных конструкций, схожих с официальными дорожными знаками, а также на их размещение в пределах полосы отвода автомобильной дороги. Транспортные средства Безопасность транспортных средств играет не менее важную роль в борьбе с рассматриваемым фактором аварийности.

В связи с тем, что применение современных систем помощи водителю доказало свою эффективность в обеспечении безопасности дорожного движения, ежегодно растет число автопроизводителей, стремящихся интегрировать системы в транспортные средства, а политика государств направлена на установление обязательных требований к выпускаемой технике.

В настоящее время применяемые системы помощи водителю позволяют сводить к минимуму отвлечение внимания водителя в процессе управления транспортным средством.

Проанализировав особенности применяемых технологий, направленных против отвлечения внимания водителей, условно их можно представить следующими группами:

1. Непосредственно направленные на борьбу с отвлечением внимания водителя. К этой группе следует отнести систему, именуемую «диспетчером рабочей нагрузки». Система использует специальные датчики для оценки нагрузки водителя в конкретной дорожной ситуации и подавляет мобильные звонки и другие действия до тех пор, пока рабочая нагрузка водителя не снизится.

В настоящее время у автопроизводителей в зависимости от используемых средств сложилось несколько способов мониторинга рабочей нагрузки водителей.

Так, в некоторых транспортных средствах рассматриваемая система функционирует на основе мониторинга взаимодействия водителей с рулевым колесом, скоростью движения, индикаторами поворота, и в случае определенной нагрузки (ускорения, прохождения поворота) задерживает входящие телефонные звонки. Например, корпорация Volvo представил систему «Intelligent Driver Information System» (IDIS), которая непрерывно рассчитывает рабочую нагрузку водителя на основе скорости движения, указателей поворота, угла поворота рулевого колеса, направленности движения (вперед или назад), управления бортовым компьютером. Когда сигнал превышает пороговое значение, например, при подъезде к перекрестку, система автоматически откладывает входящий звонок, выдавая сигнал «занято» (рис. 5) [18].

Рисунок 5 - Оценка нагрузки водителя при помощи камеры

У некоторых производителей система мониторинга водителя функционирует на основе камеры, которая отслеживает уровень внимательности и усталости водителя. Система предупреждает водителя, когда обнаруживает признаки сонливости или отвлечения внимания. В качестве примера можно представить технологию «Pre-crash Safety System» корпорации Toyota Motor Corporation, которая использует камеру, установленную на рулевой колонке, и компьютер обработки изображений для определения ориентации лица водителя и предупреждает о неизбежном столкновении, когда замечает, что он не следит за дорожной обстановкой. Аналогичная система была представлена французской компанией «Valeo» [19].

Другим примером современных технологий являются «умные ключи» (Smart Key System) для молодых водителей. Специальный ключ позволяет родителям программировать специальные режимы управления транспортным средством, в том числе устанавливать ограничение скорости движения, громкости, а также запрет на подключение мобильного телефона к мультимедийной системе. В настоящее время рассматриваемая система активно используется многими автопроизводителями [20].

Корпорация Ford Motor Company еще в 2010 году разработала систему «MyKey», благодаря которой взрослые могут установить ограничение на движение подростка в случае, если им не

был пристегнут ремень безопасности. Кроме того, можно включить режим «не беспокоить», ограничивающий громкость музыки в салоне и блокирующий входящие вызовы или текстовые сообщения с мобильного телефона. В настоящее время в США рассматриваемая система является стандартной системой практически для всех моделей автомобилей корпорации Ford Motor Company [21].

Корпорация Hyundai Motor Company помимо основных функций системы «Blue Link» позволяет родителям отслеживать информацию о времени суток, в которое подросток управляет транспортным средством. Так, если подросток начал управлять транспортным средством после 22 часов, родителям придет уведомление на телефон или электронную почту [22].

Корпорация General Motors, установив в ходе опроса молодых водителей, что только 43,1% учащихся старших классов пользуются ремнями безопасности и 39% пользуются мобильным телефоном во время движения, разработала систему «Teen Driver Technology».

Ее уникальность заключается в том, что автомобиль генерирует специальный отчет о каждой поездке подростка, который позволяет оценить безопасность поездки, фиксируя информацию о максимальной скорости, фактах применения экстренного торможения и срабатывания систем помощи водителю [23].

Для контроля внимания в процессе управления транспортным средством применяются и другие технологии, разрабатываемые не только автопроизводителями. Так, например, центр США по контролю и профилактике заболеваний совместно с инициативной группой родителей штата Мичиган разработал перечень технических средств для контроля за режимом вождения своих детей.

В качестве примера можно выделить систему «DriveCam». Она представляет собой специальную камеру, установленную в салоне транспортного средства, которая распознает и фиксирует все опасные маневры и сложные дорожные ситуации, в которые попал подросток, чтобы впоследствии их проанализировать. По данным исследования Американской компании семейного страхования, установка таких камер в автомобилях водителей-подростков позволила снизить ДТП с тяжкими последствиями практически на 70% [24].

2. Иные системы помощи водителю, помогающие решать основные задачи по управлению транспортным средством. К иным следует отнести системы, рассмотренные ранее в отношении других ключевых факторов риска дорожно-транспортного травматизма.

Следует отметить, что международная рабочая группа по безопасности и подключенной мобильности (далее - рабочая группа по безопасности) в своем исследовании в зависимости от процента снижения количества ДТП с человеческими жертвами подразделяет иные системы помощи водителю на предназначенные для повышения удобства водителя и для повышения безопасности.

Как мы можем заметить, превалирующая доля систем помощи водителю относится именно к комфортабельным, снижающим количество ДТП с человеческими жертвами не более чем на 5%. К безопасным системам относят интеллектуальную адап-

тацию скорости (ISA), систему стабилизации (ESP) и автоматического торможения [25].

Правоприменение

Как отмечает в своем исследовании ВОЗ, установление специального законодательства, регулирующего воздействие на определенный фактор аварийности, остается одной из наиболее эффективных мер повышения безопасности дорожного движения.

Для соблюдения установленных требований уровень правоприменения должен быть достаточно высоким, а информация об ответственности официально опубликована, чтобы действовать как сдерживающий фактор.

Ежегодно число стран, предпринимающих попытки установить законодательство, регулирующее запрет на отвлечение внимания водителей, увеличивается.

Вместе с тем анализ зарубежного опыта свидетельствует о разнообразии подходов к запрету на отвлечение внимания водителей. Указанное характерно и для стран с высоким уровнем дохода, в которых, как правило, сформирована единая политика в отношении других факторов аварийности.

Отсутствие запрета на использование мобильного телефона

В некоторых странах отсутствует запрет на использование мобильных телефонов во время управления транспортным средством. Отчасти это связано с трудностями, связанными с обеспечением в транспортных средствах устройств громкой связи, что делает полный запрет на использование мобильных телефонов нереалистичным.

В качестве примера можно выделить Швецию, в которой на основании главы 4 Правил дорожного движения мобильный телефон или другое устройство связи можно использовать во время движения только в том случае, если это не оказывает отрицательного влияния на способность управлять транспортным средством [26].

Таким образом, само по себе использование мобильного телефона не признается нарушением, а ответственность предусмотрена только при наступлении негативных последствий, в том числе связанных с совершением правонарушений в сфере безопасности дорожного движения.

В качестве примера можно привести случай, когда использование телефона во время парковки, послужившее причиной выезда на полосу встречного движения и создания аварийно-опасной обстановки, было признано отвлечением внимания водителя.

Кроме того, в большинстве стран запрет на использование мобильного телефона в процессе управления транспортным средством не распространяется на экстренные ситуации, когда необходимо вызвать службу спасения. Например, в ряде штатов США (Вашингтон, Айова) [27].

Запрет на использование мобильного телефона

В большинстве зарубежных стран (Бельгия, Болгария, Дания, Финляндия, Франция, Италия, Нидерланды, Швейцария, Испания, Великобритания и др.) на законодательном уровне предусмотрен запрет на использование мобильных телефонов во время управления транспортным средством [28].

Несмотря на единый подход к установлению запрета на использование мобильного телефона, анализ зарубежного опыта свидетельствует о раз-

розненности подходов к определению понятия его использования.

Так, в абсолютном большинстве европейских стран разрешено разговаривать по мобильному телефону, если водитель подключен к специальному устройству громкой связи.

В некоторых странах к устройствам громкой связи предусмотрены специальные правила. Например, во Франции к устройствам громкой связи относят только специальные системы, которыми оборудованы транспортные средства. На основании Правил дорожного движения водителям запрещено использовать наушники и иные электронные устройства, способные издавать звук, в процессе управления транспортным средством.

В других странах использование мобильного телефона не допускается даже со специальными устройствами громкой связи (Португалия и Индия) [29].

Ежегодно становится все более распространенным запрет на совершение в процессе управления транспортным средством любых действий.

В качестве примера можно выделить Аргентину, где на основании Закона о дорожном движении запрещено управлять транспортным средством с использованием наушников и систем связи с непрерывным ручным управлением. При этом использованием мобильного телефона признаются любые действия, в том числе отправка текстовых сообщений, просмотр веб-страниц, ведение телефонных звонков [30].

В США запрет на отправку сообщений при управлении транспортным средством установлен в 40 из 50 штатов. Однако, несмотря на повсеместный запрет, возникают трудности относительно его соблюдения, поскольку в некоторых штатах (Флорида, Айова, Небраска, Огайо и Южная Дакота), такой запрет закреплен в качестве вторичного закона (Secondary Law), то есть сотрудники полиции не могут привлечь к ответственности в случае, если визуально установленное использование телефона не сопряжено с другими нарушениями [31].

В отдельных странах использованием мобильного телефона признается даже удержание его в руке в процессе вождения. Например, в Великобритании на основании Правил дорожного движения запрещено удерживать или использовать мобильный телефон во время управления транспортным средством. Ответственность предусмотрена для обоих случаев, вне зависимости от способа отвлечения внимания [32].

Отдельными странами устанавливается запрет на использование мобильного телефона только на определенных участках автомобильных дорог или даже в тех случаях, когда транспортное средство стоит неподвижно.

Так, в некоторых штатах США (Висконсин, Луизиана, Техас, Арканзас и Флорида) использование мобильных телефонов запрещается только вблизи школ или мест производства дорожных работ, что обусловлено необходимостью более пристального внимания к дорожной обстановке [33].

В Бельгии и Германии запрет на использование мобильного телефона распространяется также на водителей транспортных средств, в том числе остановившихся на красный сигнал светофора или в связи с затором [34].

Запрет на использование других электронных устройств и действий

В связи с тем, что рынок электронных устройств стремительно растет во всем мире, многие страны расширяют сферу действия законодательства об отвлечении внимания водителей, включая запрет на использование других электронных устройств, которые используются для связи и получения информации.

В Нидерландах с 2019 года перечень электронных устройств, которыми запрещено пользоваться при управлении транспортным средством, расширен. Установлен полный запрет на использование смартфонов, ноутбуков, МР3-плееров, камер и смарт-ча-сов [35].

В Германии запрет аналогичным образом распространяется на все электронные устройства, включая устройства для чтения электронных книг, диктофоны, очки виртуальной реальности [36].

При этом перечень электронных устройств не является исчерпывающим и служит примерным ориентиром для правоприменителя. В зависимости от конкретной ситуации и степени влияния на способность управлять транспортным средством в судебном порядке представляется возможность признать источником отвлечения внимания водителя практически любое электронное устройство.

Так, отвлечением внимания водителя может признаваться взаимодействие с дисплеем электронного ключа автомобиля, использование сканера посылок с возможностью отправки сообщения в транспортную компанию, а также ноутбука при остановке на запрещающий сигнал светофора.

Заслуживает внимания опыт Канады (Альберта), где помимо запрета на использование электронных устройств, включая осуществление телефонных звонков и отправку текстовых сообщений, водителю запрещается в ручном режиме программировать навигационные устройства и автомобильный радиоприемник, а также читать, писать и наносить макияж [37, 38].

Запрет для отдельных категорий водителей

Помимо общих правил, касающихся запрета на отвлечение внимания всех водителей транспортных средств, зарубежный опыт свидетельствует, что для отдельных категорий водителей могут быть установлены более серьезные требования.

Так, в Австралии, Германии и некоторых штатах США (Алабама, Арканзас, Аризона) установлен запрет на использование телефона, в том числе посредством применения устройств громкой связи, для молодых водителей, находящихся на испытательном сроке [39].

Кроме того, в некоторых штатах США (Миннесота, округ Колумбия) такой запрет устанавливается для водителей школьных автобусов и грузовых транспортных средств, перевозящих опасные грузы.

При этом в некоторых странах, напротив, запрет от отвлечения не распространяется на отдельные категории водителей.

Так, в Италии и некоторых штатах США (Иллинойс) предусмотрено, что ответственности за использование электронных устройств не подлежат водители транспортных средств специальных служб (вооруженные силы, полиция, пожарная и медицинская службы) [40].

Виды и размер наказания

Как правило, в большинстве стран за нарушение, связанное с отвлечением внимания, при отсутствии каких-либо отягчающих обстоятельств водитель подлежит наказанию в виде штрафа, размер которого варьируется от 2 до 26% среднего месячного дохода в государстве.

Говоря о высокой величине штрафа, можно привести в пример Нидерланды, где размер штрафа составляет десятую часть среднего месячного дохода в государстве (420€, 10% дохода), Норвегию, где штраф составляет пятую часть дохода (10 200кг, 21% дохода), и Италию, где его размер может достигать четвертой части (660€, 26% дохода).

Один из минимальных размеров штрафа предусмотрен в Германии (100€, 2% дохода) и Японии (18 000 ¥, 4% дохода) [41].

Наиболее серьезным наказанием за отвлечение внимания выступает лишение права управления транспортрным средством.

В большинстве случаев лишение права управления транспортным средством не применяется в качестве самостоятельно наказания за отвлечение внимания водителя.

Исключение составляют только отдельные категории водителей, в отношении которых наказание в виде лишения права управления транспортным средством может применяться и за единичный факт отвлечения внимания.

Например, в Великобритании малоопытные водители сразу могут быть лишены права управления транспортным средством за использование мобильного телефона при вождении в течение двух лет с момента получения права управления.

В других странах лишение права управления транспортным спедством может быть только при наличии отягчащих обстоятелств, как правило, связанных с наступлением негативных последствий или систематичностью совершения нарушения.

Например, в Германии лишение права управления транспортным средством сроком на 1 месяц предсмотрено в случае, если отвлечение внимания водителя создало угрозу причинения вреда, или при наличии причинно-следственной связи с совершенным ДТП.

В США (Иллинойс) лишение права управления транспортным средством за отвлечение внимания применяется только в случае ДТП с тяжкими телесными повреждениями.

В Италии лишение права управления транспортным средством на срок от 1 до 3 месяцев предусмотрено только при повторном совершении нарушения в течение двух лет [42].

В более серьезных случаях не исключается применение к водителю наказания, связанного с лишением свободы.

В Индии предусмотрена уголовная ответственность за опасное вождение, которое представляет опасность для общества и ставит угрозу жизни или здоровью других людей. Одним из нарушений, за которое водитель может быть лишен свободы сроком на 1 год, наряду с выездом на полосу встречного движения и проездом на запрещающий сигнал светофора, квалифицирующимися как опасное вождение, является использование электронных устройств во время движения.

В Тринидад и Тобаго лишение свободы на срок до 3 месяцев может применяться и при однократном совершении нарушения, связанного с использованием электронных устройств. Лишение свободы выступает как альтернативный штрафу вид наказания, для применения которого отсутствуют какие-либо обязательные условия, в том числе связанные с негативными последствиями [43].

В некоторых странах использование мобильного телефона при совершении ДТП со смертельным исходом признается отягчающим обстоятельством при решении вопроса о назначении наказания, связанного с лишением свободы.

В качестве примера можно выделить Великобританию, где сотрудники полиции для соотнесения входящих/исходящих вызовов лица, виновного в совершении ДТП, со временем совершения ДТП запрашивают детализацию у сотовых операторов [44].

Аналогичный подход используется в Канаде, где для доказательства факта использования мобильного телефона в момент ДТП сотрудники полиции имеют право получить ордер на обыск и изъятие мобильного телефона, который в дальнейшем исследуется на предмет признаков использования в определенный промежуток времени [45].

Обстоятельства, имеющие значение для определения наказания

Еще одной из особенностей, характерных для зарубежных стран, является применение дифференцированного подхода в зависимости от количества совершенных нарушений или конкретных действий, связанных с отвлечением внимания.

Ярким примером зависимости вида и размера наказания от количества нарушений, совершенных водителем, является подход, характерный для законодательства США, где в большинстве штатов размер штрафа и возможность применения дополнительного наказания напрямую зависисит от реди-цива соверешения правонарушения. В штатах

Нью-Йорк и Северная Дакота за первое нарушение предусмотрен штраф в размере 50$, за второе нарушение - 250$.

В Бразилии размер штрафа и количество начисляемых баллов зависит от конкретных действий, совершаемых с телефоном в процессе управления транспортным средством. Так, ведение разговора (входящий вызов) признается нарушение средней тяжести с назначением штрафа в размере R$ 130,16, а набор телефонного номера (исходящий вызов) -серьезным нарушением со штрафом в размере R$ 293,47.

Средства автоматической фиксации отвлечения внимания водителей

Одними из первых средства автоматической фиксации отвлечения внимания водителей начали применяться в Австралии (Новый Южный Уэльс) в 2019 году. В течение первых трех месяцев в целях предупреждения водителей и формирования у них установки на безопасное вождение действовал льготный период, когда водители получали письмо о нарушении, но не привлекались к административной ответственности (рис. 6) [46].

Доказав свою эффективность, с 2024 года такие системы распознавания использования мобильного телефона начали применяться в штате Южная Австралия, где только за 3 месяца тестиро-

вания было выявлено чуть более 71 тыс. нарушений в 6,8 млн проверенных транспортных средствах.

Рисунок 6 - Пример нарушения в Австралии

Все комплексы автоматической фиксации устанавливаются на аварийно-опасных участках дорог и сопровождаются предупреждающими дорожными знаками, на которых содержится информация о дополнительных рисках возникновения ДТП при использовании мобильного телефона.

Аналогичная система применяется в Нидерландах начиная с 2020 года. Ее принцип аналогичен и заключается в том, что камера стоит чуть выше плоскости проезжей части, за счет чего фиксирует обстановку в салоне транспортного средства сверху, что не исключает распознавание мобильного телефона, лежащего на коленях водителя. В дополнение к стационарным для сотрудников полиции были закуплены мобильные камеры распознавания использования мобильных телефонов, которые могут быть использованы в других местах, где этого требует дорожная обстановка.

В Великобритании применение рассматриваемых систем успешно тестируется сотрудниками полиции начиная с 2022 года.

В Германии только за первый час тестирования системы удалось зафиксировать 10 фактов использования воителями мобильных телефонов.

Результаты тестирования рассматриваемой системы в США позволили сделать вывод о том, что использование интеллектуальных систем позволит получить достоверную информацию о причинах и условиях использования мобильных телефонов, в том числе в наиболее опасных местах, как одной из наиболее сложных проблем в борьбе с отвлечением внимания.

Отсутствие до настоящего времени практики применения современных комплексов фиксации рассматриваемых правонарушений в других странах отчасти может быть связанно с отсутствием уверенности в объективности их показаний.

Вместе с тем зарубежный опыт использования таких систем свидетельствует о наличии дополнительных механизмов, гарантирующих справедливость наказания.

Например, в Австралии из всех материалов, вынесенных в отношении водителей, 97,5% фактов до момента назначения наказания дополнительно проверялись сотрудниками полиции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Нидерландах такая дополнительная проверка предусмотрена для всех зафиксированных фактов отвлечения внимания. Кроме того, в случае ошибочной фиксации такой факт регистрируется сотрудником и загружается обратно в систему, чтобы в дальнейшем алгоритмы искусственного интеллекта самостоятельно распознавали такие ситуации.

В США в ходе тестирования средств автоматической фиксации были взяты две группы наблюдателей, одна из которых ориентировалась на фотографии, полученные посредством применения камер, а другая - на основании личного опыта визуальной фиксации нарушений в ходе профилактических рейдов. По результатам исследования было признано, что наблюдатели, ориентирующиеся на данные камер, одинаково определяли водителей, использующих мобильные телефоны.

Ответственность работодателя

В США в случае доказанности факта использования водителем школьного автобуса, грузового транспортного средства, в том числе перевозящего опасный груз, электронных устройств, работодатель может быть привлечен к ответственности в виде штрафа до 11 000$, что, по мнению самих участников рынка оказания услуг, является очень действенным сдерживающим фактором.

Аналогичная политика реализуется в Великобритании, где в случае установления факта, что работодатель принуждает или разрешает использовать электронные устройства в собственных интересах, он может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере до £2000 [47].

Иные особенности ответственности

Одним из таких механизмов является увеличение размера страховой премии водителя, допустившего совершение нарушения, связанного с отвлечением внимания.

В Бразилии увеличение размера страховой премии представляется возможным и при единичном факте совершения нарушения, связанного с отвлечением внимания водителя, в Нидерландах - при систематичности нарушений. В США основания, порядок и размер страховой премии нарушителя устанавливаются каждым штатом самостоятельно. Результаты анализа законодательства штатов свидетельствуют, что увеличение размера страховой премии может также дифференцироваться в зависимости от конкретного действия водителя, связанного с использованием мобильного телефона. Например, отправка текстового сообщения водителем в среднем увеличит размер страховой премии на 24% [48].

Еще одним из видов последствий является возложение на водителя обязанности пройти дополнительное обучение.

Например, в США (Массачусетс) в случае, если водитель более двух раз привлекался к ответственности за использование электронных устройств, организация, допускающая к управлению транспортными средствами, выдает уведомление о необходимости пройти специальное обучение, целью которого является формирование у водителя установки на безопасное вождение. В рамках курса уделяется внимание отвлекающим факторам, их влиянию на водителя, а также возможным рискам при использовании

электронных устройств в процессе вождения. Стоимость курса (30$) оплачивает водитель.

В штате Орегон водитель, впервые совершивший такое нарушение, в качестве алтернативы штрафу может выбрать прохождение специального платного курса, продолжительность которого составляет не менее 90 минут.

Особенность курса заключается в том, что по его окончании проводится экзамен, в рамках которого проверяют знания водителя относительно основных отвлекающих факторов. В случае, если водитель ответит правильно более чем на 80% вопросов, курс считается завершенным. В противном случае он должен оплатить штраф в размере 1000$.

Профилактика и образование

Как отмечает в своем исследовании ВОЗ, опыт ряда стран свидетельствует, что даже при должном обеспечении соблюдения законодательства без проведения информационных разъяснительных кампаний правоприменение оказывается неэффективным при борьбе с отвлечением внимания водителей.

Аналогичную позицию можно наблюдать и в одном из исследований Швеции, где отмечается, что борьба с рассматриваемым фактором аварийности во многом может достигаться за счет повышения осведомленности водителей о риске и осуществления специальных просветительных кампаний, минуя административное воздействие. Указанное обусловлено тем, что в отличие от других факторов аварийности, отвлечение внимания посредством использования электронных устройств в нынешних реалиях представляет собой социальную проблему, которая частично является результатом образа жизни людей.

Именно поэтому для борьбы с рассматриваемым фактором особую роль приобретает профилактика и образование, благодаря которым в обществе формируются социальные установки о недопустимости отвлечения внимания в процессе управления транспортным средством.

Результаты анализа зарубежного опыта свидетельствуют, что во множестве стран проводятся информационные разъяснительные кампании, благодаря которым обеспечивается поддержка и осознание проблемы со стороны общества, а также его участие для повышения контроля за соблюдением законодательства и нормативных требований.

Как правило, в рамках таких кампаний создаются специальные видеоролики, которые транслируются на государственных телеканалах и динамической рекламе, проводятся радиоэфиры, создаются банеры и специальная реклама.

Например, во Франции проводится кампания «Кто смотрит на дорогу, когда ты смотришь в мобильный телефон во время вождения?».

В рамках кампании транслируются видеоролики, проигрываются радиосообщения, распространяются листовки, демонстрирующие риски отвлечения внимания за рулем (рис 7).

В Испании в рамках кампании «даже 99% вашего внимания за рулем недостаточно» создан видеоролик, на котором изображены люди профессий с повышенном риском (хирург, диспетчер аэропорта, парикмахер), которые при работе используют мобильные телефоны. Закадровый голос говорит, что использование в работе устройств и средств, ко-

торые могут быть орудием убийства, требует 100% концентрации внимания [49].

Однако наиболее распространенной формой отвлечения внимания является использование электронных устройств, которое характерно для молодых водителей, являющихся наиболее уязвимой группой водителей.

ления транспортным средством был положительно оценен, и другим странам рекомендовано его использование.

Аналогичный подход был взят за основу информационной кампании «Лучшее еще впереди», проводимой организацией VRT в Бельгии. Для кампании актриса Поммельен Тейс написала трогательную песню «The best is yet to come», для которой был создан музыкальный клип. В клипе показана трагическая история девушки, которую сбивает велосипедист, потому что она отвлеклась на свой мобильный телефон. Она видит моменты, которые могла бы пережить и понимает, что никогда их не испытает.

Ориентир на молодых участников дорожного движения (водителей, пешеходов, пассажиров) через знаменитостей отмечается и в Глобальной кампании безопасности дорожного движения, проводимой ООН совместно с французской организацией JCDecaux, специализирующейся на дорожной рекламе (рис. 8) [51].

Рисунок 7 - Листовка во Франции в рамках кампании по отвлечению внимания

В одном из исследований, посвященных эффективности профилактических кампаний по запрету на использование мобильных телефонов молодыми водителями, отмечается, что специфической особенностью данной группы является невосприимчивость к принуждению. Именно поэтому представляется важным так подойти к влиянию на молодых водителей, чтобы проблема отвлечения внимания была ориентирована на молодежь.

Анализ зарубежного опыта свидетельствует, что наиболее эффективными формами воздействия являются социальные сети, известные кумиры и бренды.

Например, в Великобритании на основании того, что 42% нарушений, связанных с отвлечением внимания, приходится на молодых водителей, основной аудиторией профилактической кампании «Друзья-Хранители» (Guardian Mates) являются водители-мужчины в возрасте 17-24 лет. Именно поэтому транслирование видеороликов в рамках кампании происходит в основном через социальные сети, основной аудиторией которых являются водители данной возрастной группы [50].

В Нидерландах наиболее популярная культура среди подростков - хип-хоп, где артисты, которых они слушают, являются героями. Именно поэтому опасность отвлечения внимания в процессе дорожного движения была проиллюстрирована в музыкальном треке и клипе одного из самых популярных хип-хоп исполнителей «Snelle».

Европейской комиссией такой подход по профилактике отвлечения внимания в процессе управ-

I DON TEXT AND DR VE

fAsseeh

..,• United V Nations

Рисунок 8 - Пример листовок по отвлечению внимания в рамках Глобальной кампании по БДД

Под девизом «Make a Safety Statement» кампания объединяет знаменитостей, чтобы призвать участников дорожного движения принять простые и эффективные правила, чтобы оставаться в безопасности на дороге.

Другим механизмом воздействия на нарушителя, отвлекающегося от процесса управления транспортным средством, является установление работодателем, в чьём подчинении находится водитель, запрета на отвлечение внимания при управлении транспортным средством при выполнении служебных обязанностей, а также привлечение последнего к ответственности за нарушение трудового законодательства в случае совершения нарушения.

В настоящее время множество коммерческих предприятий, государственных органов по всему миру реализуют политику по повышению безопас-

ности и гигиены труда, корпоративной ответственности, одним из аспектов которой является борьба с отвлеченным вниманием в процессе управления транспортным средством.

Заслуживает внимания, что в США вопрос установления ответственности за отвлечение внимания водителей государственных органов, как один из видов нарушения трудового законодательства, был поставлен на федеральном уровне.

В указе президента, посвященном вопросам сокращения обмена текстовыми сообщениями и использования электронных устройств во время вождения, подчеркивается, что федеральное правительство должно занимать лидирующую позицию по снижению аварийности по рассматриваемой причине.

Аналогичная политика реализуется в Великобритании, где Министерство транспорта страны и иные заинтересованные организации регулярно разрабатывают рекомендации для работодателей о необходимости реализации политики, направленной на обеспечение безопасности дорожного движения при осуществлении трудовых обязанностей.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что представленные подходы заслуживают внимания и при их более детальном рассмотрении могут быть использованы в отечественной практике предупреждения нарушений, связанных с отвлечением внимания водителей транспортных средств.

Вместе с тем необходимо учитывать, что рассмотренный комплекс мер и решений имеет место только при системном подходе, заложенном в основу второго Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения (2021-2030) и заключающемся в комплексном воздействии на систему, состоящую из следующих элементов: безопасная дорога, безопасное транспортное средство, безопасный участник дорожного движения и эффективное реагирование после дорожно-транспортного происшествия.

Список источников

1. Road Safety Thematic Report - Driver distraction // URL: https://road-safety.transport.ec.europa.eu/system/files (дата обращения: 16.08.2024).

2. The second Strategic Highway Research Program (2006-2015) // URL: https://www.trb.org/ StrategicHighwayResearch (дата обращения: 16.08.2024).

3. Crash risk based on naturalistic driving research data (95% confidence interval) and % driving time spent on the activity // URL: https://road-safety.transport.ec.europa. eu/document/download (дата обращения: 16.08.2024).

4. International Traffic Safety Data and Analysis Group (IRTAD) // URL: https://www.itf-oecd.org/IRTAD (дата обращения: 16.08.2024).

5. Traffic Safety Facts: in Examination of Driver Distraction as Recorded in NHTSA Databases. Research Note, DOT HS 811 216, September; 2009 // URL: http:// www-nrd.nhtsa.dot.gov/Pubs/811216.pdf (дата обращения: 16.08.2024).

6. New Zealand's Road Safety Strategy 2020-2030 // URL: https://www.transport.govt.nz (дата обращения: 16.08.2024).

7. Measuring the Information Society Report 2017 -Volume 1 // URL: https://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/ Documents (дата обращения: 16.08.2024).

8. Problematic Use of Mobile Phones in Australia... Is It Getting Worse? // URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov (дата обращения: 16.08.2024).

9. Humorous Road Signs to Prevent Distracted Driving // URL: https://mycalcas.com (дата обращения: 16.08.2024).

10. NCHRP Project 20-7, Research for the AASHTO Standing Committee on Highways (SCOH) // URL: https:// web.transportation.org/nchrp/20-7 (дата обращения: 16.08.2024).

11. Richtlijn bewegwijzering - Signage Guidelines. Information and Technology Centre for Transport and Infrastructure, Ede, Netherlands, 2005 // URL: https:// www. crow.nl/nl/Publicaties/publicatiedetail.aspx?code=222 (дата обращения: 16.08.2024).

12. Assessing Distraction of Vehicle drivers in Europe from Roadside Technology-based Signage // URL: https:// www.cedr-adverts.eu (дата обращения: 16.08.2024).

13. Transport Corridor Outdoor Advertising and Signage Guidelines: Assessing Development Applications Under SEPP 64. Department of Planning, Sydney, New South Wales, Australia, July 2007 // URL: www.planning. nsw.gov.au (дата обращения: 16.08.2024).

14. An examination of billboard impacts on crashes on a suburban highway: Comparing three periods -Billboards present, removed, and restored // URL: https:// www.researchgate.net/publication/335150460 (дата обращения: 16.08.2024).

15. Advertising Standards Authority. London, England, 2009 // URL: http://asa.org.uk (дата обращения: 16.08.2024).

16. Road Transport (Safety and Traffic Management) Regulation 1999. Sydney, New South Wales, Australia // URL: www.austlii.edu.au (дата обращения: 16.08.2024).

17. Spatial Planning Advice Note: SP 03/10 // URL: https:// www.londonforum.org.uk (дата обращения: 16.08.2024).

18.IDIS - IntelligentDriver Information System //URL: https://www.media.volvocars.com/global/en-gb/media/-photos/7997 (дата обращения: 16.08.2024).

19. Toyota Enhances Pre-crash Safety System With Driver-monitoring Function // URL: https://global.toyota/en/ detail (дата обращения: 16.08.2024).

20. Mobile phone use: a growing problem of driver distraction. Geneva, Switzerland, World Health Organization, 2011 // URL: http://www.who.int (дата обращения: 16.08.2024).

21. MyKey Basics // URL: https://www.ford.com/ support/how-tos/keys-and-locks/mykey/mykey (дата обращения: 16.08.2024).

22. Hyundai's Blue Link telematics system // URL: https://www.hyundaiusa.com (дата обращения: 16.08.2024).

23. Teen driver technology // URL: https://www. chevrolet.com/teen-driver-technology (дата обращения: 16.08.2024).

24. Putting Teens on Camera // URL: https://www. edmunds.com (дата обращения: 16.08.2024).

25. Advanced driver assistance systems // URL: https://road-safety.transport.ec.europa.eu/system (дата обращения: 16.08.2024).

26. 4 ch. 10e § SFS 1998:1276 Trafikforordning // URL: https://www.notisum.se (дата обращения: 16.08.2024).

27. Texting and cell phone penalties by state // URL: https://www.carinsurance.com/Articles/cellphone-laws-and-penalties-by-state (дата обращения: 16.08.2024).

28. Fines abroad: This is where your smartphone becomes a cost trap // URL: https://www.alao.ch/en/blogs/ travel-fines (дата обращения: 16.08.2024).

29. Multa ou telemóvel? Conhe$a as regras e previna-se // URL: https://controlauto.pt/seguranca-rodoviaria/segu-ranca (дата обращения: 16.08.2024).

30. Te pueden hacer una multa si estás usando el celular en un semáforo? // URL: https://tn.com.ar/autos/ novedades (дата обращения: 16.08.2024).

31. Distracted Driving Laws by State // URL: https:// www.ghsa.org/state-laws/issues/distracted%20driving (дата обращения: 16.08.2024).

32. Using a phone, sat nav or other device when driving // URL: https://www.schoolbusfleet.com/10045536 (дата обращения: 16.08.2024).

33. States With Other Cell Phone or Handheld Device Restrictions // URL: https://www.morrisbart.com/faqs (дата обращения: 16.08.2024).

34. Voor 3 maart 2022 las je in artikel 8.4 van de wegcode het volgende: // URL: https://www.touring.be/nl (дата обращения: 16.08.2024).

35. Smartphonegebruik in het verkeer vanaf 2019 verboden // URL: https://www.alpina.nl/blog (дата обращения: 16.08.2024).

36. Handy am Steuer: Regeln und Bußgelder 2024 // URL: https://www.adac.de/verkehr (дата обращения: 16.08.2024).

37. Distracted Driving // URL: https://www. edmontonpolice.ca (дата обращения: 16.08.2024).

38. Alberta passes distracted driving law // URL: https://www.cbc.ca (дата обращения: 16.08.2024).

39. Learner, P1 and P2 drivers and motorcyclists (NSW) // URL: https://www.mynrma.com.au (дата обращения: 16.08.2024).

40. Articolo 138 CdS Veicoli e conducenti delle Forze armate // URL: https://www.circolazione-stradale.it (дата обращения: 16.08.2024).

41. Boete voor 'handheld' bellen // URL: https://www. komveiligthuis.nl (дата обращения: 16.08.2024).

42. Articolo 173 CdS Veicoli e conducenti delle Forze armate // https://www.circolazione-stradale.it (дата обращения: 16.08.2024).

43. Using a cell phone while driving is illegal // https:// www.guardian.co.tt (дата обращения: 16.08.2024).

44. Driving for Work: Mobile Phones // URL: https:// www.rospa.com.

45. Proving an allegation of distraction // URL: https:// www.lowestrates.ca (дата обращения: 16.08.2024).

46. «World first» cell phone detection cameras rolled out in Australia // URL: https://edition.cnn.com (дата обращения: 16.08.2024).

47. Commercial truck and bus companies that allow their drivers to use hand-held cell phones while driving will face a maximum penalty of $11,000. // URL: https://www. schoolbusfleet.com (дата обращения: 16.08.2024).

48. Celular no transito: quais os riscos e o que diz a lei? // URL: https://www.cobli.co/blog/celular-no-transito (дата обращения: 16.08.2024).

49. Au volant, quand vous regardez votre smartphone, qui regarde la route? // URL: https://www.indre-et-loire. gouv.fr (дата обращения: 16.08.2024).

50. Guardian Mates: THINK! 2022 Mobiles Campaign // URL: https://www.think.gov.uk (дата обращения: 16.08.2024).

51. The United Nations and JCDecaux launch Global Road Safety campaign to address the first cause of mortality for young people aged 5-29 // URL: https://unece.org/media/ press/383014 (дата обращения: 16.08.2024).

References

1. Road Safety Thematic Report - Driver distraction // URL: https://road-safety.transport.ec.europa.eu/system/files (date of access: 16.08.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. The second Strategic Highway Research Program (2006-2015) // URL: https://www.trb.org/ StrategicHighwayResearch (date of access: 16.08.2024).

3. Crash risk based on naturalistic driving research data (95% confidence interval) and % driving time spent on the activity // URL: https://road-safety.transport.ec.europa. eu/document/download (date of access: 16.08.2024).

4. International Traffic Safety Data and Analysis Group (IRTAD) // URL: https://www.itf-oecd.org/IRTAD (date of access: 16.08.2024).

5. Traffic Safety Facts: in Examination of Driver Distraction as Recorded in NHTSA Databases. Research Note, DOT HS 811 216, September; 2009 // URL: http:// www-nrd.nhtsa.dot.gov/Pubs/811216.pdf (date of access: 16.08.2024).

6. New Zealand's Road Safety Strategy 20202030 // URL: https://www.transport.govt.nz (date of access: 16.08.2024).

7. Measuring the Information Society Report 2017 -Volume 1 // URL: https://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/ Documents (date of access: 16.08.2024).

8. Problematic Use of Mobile Phones in Australia... Is It Getting Worse? // URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov (date of access: 16.08.2024).

9. Humorous Road Signs to Prevent Distracted Driving // URL: https://mycalcas.com (date of access: 16.08.2024).

10. NCHRP Project 20-7, Research for the AASHTO Standing Committee on Highways (SCOH) // URL: https://web.transportation.org/nchrp/20-7 (date of access: 16.08.2024).

11. Richtlijn bewegwijzering - Signage Guidelines. Information and Technology Centre for Transport and Infrastructure, Ede, Netherlands, 2005 // URL: https:// www. crow.nl/nl/Publicaties/publicatiedetail.aspx?code=222 (date of access: 16.08.2024).

12. Assessing Distraction of Vehicle drivers in Europe from Roadside Technology-based Signage // URL: https:// www.cedr-adverts.eu (date of access: 16.08.2024).

13. Transport Corridor Outdoor Advertising and Signage Guidelines: Assessing Development Applications Under SEPP 64. Department of Planning, Sydney, New South Wales, Australia, July 2007 // URL: www.planning. nsw.gov.au (date of access: 16.08.2024).

14. An examination of billboard impacts on crashes on a suburban highway: Comparing three periods - Billboards present, removed, and restored // URL: https://www. researchgate.net/publication/335150460 (date of access: 16.08.2024).

15. Advertising Standards Authority. London, England, 2009 // URL: http://asa.org.uk (date of access: 16.08.2024).

16. Road Transport (Safety and Traffic Management) Regulation 1999. Sydney, New South Wales, Australia // URL: www.austlii.edu.au (date of access: 16.08.2024).

17. Spatial Planning Advice Note: SP 03/10 // URL: https://www.londonforum.org.uk (date of access: 16.08.2024).

18.IDIS-Intelligent DriverInformation System //URL: https://www.media.volvocars.com/global/en-gb/media/-photos/7997 (date of access: 16.08.2024).

19. Toyota Enhances Pre-crash Safety System With Driver-monitoring Function // URL: https://global.toyota/en/ detail (date of access: 16.08.2024).

20. Mobile phone use: a growing problem of driver distraction. Geneva, Switzerland, World Health Organization, 2011 // URL: http://www.who.int (date of access: 16.08.2024).

21. MyKey Basics // URL: https://www.ford.com/ support/how-tos/keys-and-locks/mykey/mykey (date of access: 16.08.2024).

22. Hyundai's Blue Link telematics system // URL: https://www.hyundaiusa.com (date of access: 16.08.2024).

23. Teen driver technology // URL: https://www. chevrolet.com/teen-driver-technology (date of access: 16.08.2024).

24. Putting Teens on Camera // URL: https://www. edmunds.com (date of access: 16.08.2024).

25. Advanced driver assistance systems // URL: https:// road-safety.transport.ec.europa.eu/system (date of access: 16.08.2024).

26. 4 ch. 10e § SFS 1998:1276 Trafikforordning // URL: https://www.notisum.se (date of access: 16.08.2024).

27. Texting and cell phone penalties by state // URL: https://www.carinsurance.com/Articles/cellphone-laws-and-penalties-by-state (date of access: 16.08.2024).

28. Fines abroad: This is where your smartphone becomes a cost trap // URL: https://www.alao.ch/en/blogs/ travel-fines (date of access: 16.08.2024).

29. Multa ou telemóvel? Conhe$a as regras e previna-se // URL: https://controlauto.pt/seguranca-rodoviaria/segu-ranca (date of access: 16.08.2024).

30. Te pueden hacer una multa si estás usando el celular en un semáforo? // URL: https://tn.com.ar/autos/ novedades (date of access: 16.08.2024).

31. Distracted Driving Laws by State // URL: https:// www.ghsa.org/state-laws/issues/distracted%20driving (date of access: 16.08.2024).

32. Using a phone, sat nav or other device when driving // URL: https://www.schoolbusfleet.com/10045536 (date of access: 16.08.2024).

33. States With Other Cell Phone or Handheld Device Restrictions // URL: https://www.morrisbart.com/faqs (дата обращения: 16.08.2024).

34. Vóór 3 maart 2022 las je in artikel 8.4 van de wegcode het volgende: // URL: https://www.touring.be/nl (date of access: 16.08.2024).

35. Smartphonegebruik in het verkeer vanaf 2019 verboden // URL: https://www.alpina.nl/blog (date of access: 16.08.2024).

36. Handy am Steuer: Regeln und Bußgelder 2024 // URL: https://www.adac.de/verkehr (date of access: 16.08.2024).

37. Distracted Driving // URL: https://www.edmonto-npolice.ca (date of access: 16.08.2024).

38. Alberta passes distracted driving law // URL: https://www.cbc.ca (date of access: 16.08.2024).

39. Learner, P1 and P2 drivers and motorcyclists (NSW) // URL: https://www.mynrma.com.au (date of access: 16.08.2024).

40. Articolo 138 CdS Veicoli e conducenti delle Forze armate // URL: https://www.circolazione-stradale.it (date of access: 16.08.2024).

41. Boete voor 'handheld' bellen // URL: https://www. komveiligthuis.nl (date of access: 16.08.2024).

42. Articolo 173 CdS Veicoli e conducenti delle Forze armate // https://www.circolazione-stradale.it (date of access: 16.08.2024).

43. Using a cell phone while driving is illegal // https:// www.guardian.co.tt (date of access: 16.08.2024).

44. Driving for Work: Mobile Phones // URL: https:// www.rospa.com.

45. Proving an allegation of distraction // URL: https:// www.lowestrates.ca (date of access: 16.08.2024).

46. «World first» cell phone detection cameras rolled out in Australia // URL: https://edition.cnn.com (date of access: 16.08.2024).

47. Commercial truck and bus companies that allow their drivers to use hand-held cell phones while driving will face a maximum penalty of $11,000. // URL: https://www. schoolbusfleet.com (date of access: 16.08.2024).

48. Celular no transito: quais os riscos e o que diz a lei? // URL: https://www.cobli.co/blog/celular-no-transito (date of access: 16.08.2024).

49. Au volant, quand vous regardez votre smartphone, qui regarde la route? // URL: https://www.indre-et-loire. gouv.fr (date of access: 16.08.2024).

50. Guardian Mates: THINK! 2022 Mobiles Campaign // URL: https://www.think.gov.uk (date of access: 16.08.2024).

51. The United Nations and JCDecaux launch Global Road Safety campaign to address the first cause of mortality for young people aged 5-29 // URL: https://unece.org/media/ press/383014 (date of access: 16.08.2024).

Информация об авторе

П.С. Коблов - старший научный сотрудник отделения анализа аварийности отдела изучения проблем нормативного правового и аналитического обеспечения Научного центра БДД МВД России

Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121293 Information about the author

P.S. Koblov - Senior Researcher at the Accident Analysis Department of the Department for the Study of Problems of Regulatory Legal and Analytical Support of the Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121293

Статья поступила в редакцию 04.09.2024; одобрена после рецензирования 11.09.2024; принята к публикации 18.09.2024. The article was submitted 04.09.2024; approved after reviewing 11.09.2024; accepted for publication 18.09.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.