JURISPRUDENCE
Научная статья УДК 342.9
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-245-248 NIION: 2003-0059-3/22-315 MOSURED: 77/27-003-2022-03-514
Формирование поведенческой установки пользования устройством мобильной связи водителем транспортного средства: административно-правовой аспект
Сергей Александрович Сойников
Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Отмечается, что одним из факторов, способствующих уменьшению отвлечения внимания водителя транспортного средства в процессе участия в дорожном движении на пользование устройством мобильной связи является определенная модель его поведения. Сформулированы предложения, реализация которых будет способствовать совершенствованию отношений в данной сфере.
Ключевые слова: отвлечение внимания водителя, устройство мобильной связи, поведенческая установка
Для цитирования: Сойников С. А. Формирование поведенческой установки пользования устройством мобильной связи водителем транспортного средства: административно-правовой аспект // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 3. С. 245-248. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-245-248.
Original article
Forming a behavioral installation to use a mobile communication device by a vehicle driver: administrative legal aspect
Sergey A. Soynikov
All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia,
Abstract. It is noted that one of the factors contributing to reducing the distraction of the driver of the vehicle in the process of participating in traffic to the use of a mobile communication device is a certain model of his behavior. Problems are identified and proposals are formulated, the implementation of which will contribute to the improvement of relations in this area.
Keywords: driver distraction, mobile communication device, behavioral setting
For citation: Soynikov S. A. Forming a behavioral installation to use a mobile communication device by a vehicle driver: administrative legal aspect. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(3):245-248. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-245-248.
Отвлечение внимания водителя, управляющего транспортным средством (далее — ТС) является одной из причин создания аварийных ситуаций и дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП).
Недостаточная сосредоточенность водителя может быть вызвана различными статическими и динамическими источниками, являющимися внутренними или внешними по отношению к ТС. Во время использования устройство мобильной связи (далее — УМС) можно отнести к динамическим источникам, расположенным внутри ТС, снижающим внимание водителя в процессе движения.
© Сойников С. А., 2022
В 2001 г. для водителей ТС был установлен запрет на пользование во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук [4] (далее — Правила пользования УМС), за нарушение которого, с 2007 г. предусмотрена административная ответственность [10]. При этом, ранее обращалось внимание на целесообразность уточнения и конкретизации указанных в правилах дорожного движения (далее — ПДД) и КоАП РФ терминов и формулировок [9].
Наряду с совершенствованием Правил пользования УМС водителем ТС и мер их обеспечения, приме-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
нением технических возможностей УМС и ТС, использованием косвенных методов предупреждения возможных ошибок со стороны водителя ТС или минимизации их последствий, осуществлением контроля за его поведением с помощью технических устройств и др., эффективным направлением, способствующим уменьшению отвлечения внимания водителя во время движения ТС на пользование УМС является формирование определенной модели его поведения.
Формирование и изменение модели поведения водителя ТС возможно в результате определенного воздействия, которое может быть основано на жизненном опыте определенного субъекта (реальным), а также на различных обучающих и информационно-просветительских программах (виртуальным). Наличие у водителя ТС поведенческой установки позволяет ему реагировать определенным способом, т. е. реализовать алгоритм конкретных действий.
Формирование поведенческой установки важно не только в отношении водителя ТС, использующего УМС. Учитывая, что пешеход является участником дорожного движения (п. 1.2 ПДД РФ), определенный интерес представляет озвученная в октябре 2015 г. инициатива, в соответствии с которой, за нарушение Правил пользования УМС предлагалось штрафовать пешеходов на регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходах [6].
Являясь депутатом Государственной Думы, В. И. Лысаков в июле 2021 г., с целью уменьшения количества ДТП, предложил ужесточить ответственность за манипуляции с гаджетом в руках водителя, а также усилить социальную рекламу. Он обратил внимание, что нужно при помощи камер фиксировать любой предмет у головы, и если видно, что он отвлекает водителя, следует назначать административный штраф в размере 5 тыс. руб. [2].
На начало 2021 г. в России насчитывалось 45 млн легковых автомобилей. Учитывая значительное количество водителей ТС, а также большую вероятность использования ими УМС, актуальным представляется дополнение нормативных правовых актов, регламентирующих формирование модели их поведения в процессе участия в дорожном движении, а также разработка и реализация мер обеспечительного характера в данной сфере.
Формирование соответствующей поведенческой установки участника дорожного движения целесообразно начинать в дошкольном возрасте и осуществлять родителями (иными законными представителями несовершеннолетних), воспитателями детского сада, инспекторами по пропаганде БДД ГИБДД..
Продолжать формирование определенной модели поведения уместно в период обучения в школе и осуществлять родителями (иными законными представителями несовершеннолетних), учителями, инспекторами по пропаганде БДД ГИБДД. В качестве примера можно отметить реализацию Федерального проекта «Безопасность дорожного движения» части национального проекта «Безопасные качественные дороги», к приоритетным задачам которого относится привитие детям навыков безопасного поведения на дорогах. Важно вовлекать детей в деятельность по профилактике дорожно-транспортного травматизма, развивать детско-юношеские автошколы, формировать отряды юных инспекторов движения и др. Значимым мероприятием 2021 г. стала всероссийская онлайн-олимпиада «Безопасные дороги» для учащихся 1-9-ых классов на знание основ ПДД, в которой приняли участие более 3,7 млн школьников [1].
Определенную модель поведения у будущего водителя целесообразно формировать во время обучения и в ходе экзаменов на право управления ТС в автошколе и осуществлять преподавателем теории и инструктором практического вождения.
В феврале 2021 г. был пересмотрен перечень ошибок и нарушений, которые учитываются в процессе сдачи практического экзамена на право управления ТС (далее — экзамен). Являясь депутатом Государственной Думы В. И. Афонский в марте 2021 г. отметил, что все чаще причиной ДТП является то, что водители во время движения пользуются мобильными телефонами. Ранее за такое правонарушение в России уже были введены штрафы. Однако в ГИБДД решили уничтожить опасную привычку, так сказать, в зародыше. Если испытуемый даже просто достанет телефон из кармана или возьмет его в руки, экзамен для него будет закончен [3]. Так, в соответствии с Административным регламентом [7], проведение экзамена прекращается с выставлением оценки «НЕ СДАЛ» (п. 162, п. 186.), если кандидат в водители при сдаче допустил ошибку (нарушение), указанную в перечне, в который входит пользование телефоном либо иным техническим устройством, позволяющим вести переговоры (подп. 162.10 п. 2.15 прил. 4). При этом, вполне логично, что введение новых правил проведения экзамена должно найти отражение в программах профессионального обучения водителей ТС.
В научной статье М. А. Харченко и М. А. Плотникова справедливо отмечают, что, к сожалению, традиционные формы обучения в автошколах не затра-
jjÉiSk.
-^pr-
JURISPRUDENCE
гивают вопросов формирования безопасных установок у начинающего водителя [11].
Учитывая, что начинающие водители с большой вероятностью будут использовать УМС во время управления ТС, а при этом, могут быть задействованы физические, визуальные, слуховые и когнитивные факторы отвлечения внимания, актуальным представляется дополнение в учебные предметы базового и специального циклов Примерных программ профессиональной подготовки водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий [8] положениями, направленными на формирование соответствующей поведенческой установки. Важно акцентировать внимание обучающихся на Правилах пользования УМС, ответственности за невыполнение установленных требований, на информации, характеризующей отношение к указанной проблеме в обществе, факторах риска и важности адекватного поведения водителя ТС, влиянии отвлечения внимания водителя, управляющего ТС, на создание аварийных ситуаций, актуальных статистических данных и др.
Повышению эффективности обучения на право управления ТС будет способствовать сочетание теоретической и практической подготовки по различным аспектам вождения. При этом, образовательную деятельность следует понимать как продолжение воспитания личности. Непрерывное последовательное обучение будет способствовать созданию модели устойчивого безопасного поведения в процессе участия в дорожном движении и минимизации вероятности создания аварийных ситуаций и ДТП.
С целью актуализации информации, используемой в процессе подготовки водителей ТС, значимым элементом формирования поведенческой установки, представляется проведение совещаний с участием инструкторов, обучающих вождению, и представителей, организующих проведение экзамена.
Для привлечения внимания водителей, имеющих определенный опыт и стаж управления ТС, к важности правильного пользования УМС в интересах их собственной безопасности и безопасности других участников дорожного движения, представляется целесообразным реализация различных форм и методов, позволяющих изменять тип их поведения. Все большую востребованность имеет проведение социальных и информационно-разъяснительных кампаний, а также мероприятий, пропагандирующих безопасность движения и привлекающих внимание участников дорожного движения к факторам рисков на дорогах, с внедрением надлежащего контроля и оценки проводимых мероприятий. Следует периодически
проводить кампании, направленные на повышение осведомленности водителей о возможных негативных последствиях недостаточной сосредоточенности во время управления ТС, в том числе, с приглашением лиц, которые непосредственно участвовали в подобных ситуациях. В этой связи можно отметить социальную кампанию «Внимание на дорогу», к основным направлениям которой относится информирование и просвещение населения, закрепление знаний ПДД, обучение высокой скорости принятия правильных решений, отработка практических навыков поведения на дороге в различных ситуациях [5].
Эффективной мерой, формирующей законопослушное поведение, представляется широкое освещение в средствах массовой информации действий сотрудников органов внутренних дел (полиции), направленных на предупреждение и пресечение неправомерного использования водителями ТС УМС во время участия в дорожном движении.
Предлагаемый перечень мер не является исчерпывающим, при этом, представляется, что комплексный подход в их реализации позволит каждому участнику дорожного движения осознать свою ответственность и придерживаться самодисциплины, а также окажет положительное влияние на модель поведения водителей, использующих УМС в процессе управления ТС, что позволит повысить безопасность дорожного движения.
Список источников
1. Знания ПДД проверили на олимпиаде [Электронный ресурс]: Газета «Коммерсантъ» // URL://https://www.-kommersant.ru/doc/5130222.
2. Лысаков призвал ужесточить штрафы за использование телефона за рулем [Электронный ресурс]: Электронное периодическое издание «Парламентская газета» // URL://https://www.pnp.ш/poHtics/lysakov-prizval-uzhestoc-hit-otvetstvennost-za-telefony-v-rukakh-voditeley.html.
3. Новоиспеченных водителей отучат от телефона за рулем прямо на экзамене [Электронный ресурс]: Электронное периодическое издание «Парламентская газета» // URL://https://www.pnp.ru/sotial/novoispechennykh-voditeley-otuchat-ot-telefona-za-rulem-pryamo-na-ekzamene.html.
4. Постановление Правительства РФ от 24 января 2001 г. № 67 (ред. от 5 декабря 2011 г.) «О внесении изменений и дополнений в решения Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения» // СЗ РФ. 2001. № 11. Ст. 1029.
5. О проекте: Социальная кампания «Внимание на дорогу!» [Электронный ресурс]: За безопасность на дорогах России // URL://https://bezdtp.ru/bezdtp/ru/events/o_47879.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
6. Пешеходов предлагают штрафовать за разговоры по мобильному на «зебре» [Электронный ресурс]: Информационный портал газеты Известия // URL://https://iz.ru/-news/592336.
7. Приказ МВД России от 20 февраля 2021 г. № 80 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений» // URL://-http://pravo.gov.ru.
8. Приказ Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1408 (ред. от 19 октября 2017 г.) «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (зарег. в Минюсте России 9 июля 2014 г. № 33026) // Российская газета. 2014. 1 авг.
9. Сойников С. А. Правовые основы пользования устройством мобильной связи водителем транспортного средства // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 6. С. 274-277.
10. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 210-ФЗ (ред. от 31 декабря 2014 г.) «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4007.
11. Харченко М. А. Формирование установок безопасного вождения у начинающих водителей / М. А. Харченко, М. А. Плотникова // Экспериментальная психология. 2020. Т. 13. № 4. С. 180-191.
References
1. Knowledge of traffic regulations was tested at the Olympics [Electronic resource]: Kommersant newspaper // URL://https://www.kommersant.ru/doc/5130222.
2. Lysakov called for tougher penalties for using the phone while driving [Electronic resource]: Electronic periodical «Parliamentary Newspaper» // URL://https://www.pnp.ru/politics/-lysakov-prizval-uzhestochit-otvetstvennost-za-telefony-v-ru-kakh-voditeley.html.
3. Newly minted drivers will be weaned off the phone while driving right at the exam [Electronic resource]: Electronic periodical «Parliamentary Newspaper» // URL://https://-www.pnp.ru/social/novoispechennykh-voditeley-otuchat-ot-telefona-za-rulem-pryamo-na-ekzamene.html.
4. Resolution of the Government of the Russian Federation of January 24, 2001 No. 67 (ed. of December 5, 2011) «On Amendments and additions to the Decisions of the Government of the Russian Federation on road safety issues» // SZ RF. 2001. No. 11. St. 1029.
5. About the project: Social campaign «Attention to the road!» [Electronic resource]: For safety on the roads of Russia // URL://https://bezdtp.ru/bezdtp/ru/events/o_47879.
6. Pedestrians are offered to be fined for talking on a mobile on a zebra [Electronic resource]: Izvestia newspaper information portal // URL://https://iz.ru/news/592336.
7. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia No. 80 dated February 20, 2021 «On approval of the Administrative Regulations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation on the provision of state services for conducting examinations for the right to drive vehicles and issuing driver's licenses» // URL://http://pravo.gov.ru.
8. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 1408 dated December 26, 2013 (ed. dated October 19, 2017) «On approval of approximate professional training programs for drivers of vehicles of relevant categories and subcategories» (reg. in the Ministry of Justice of Russia on July 9, 2014 No. 33026) // Rossiyskaya Gazeta. 2014. 1 Aug.
9. Soynikov S. A. Legal bases of using a mobile communication device by a vehicle driver // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. No. 6. P. 274-277.
10. Federal Law No. 210-FZ of July 24, 2007 (as amended on December 31, 2014) «On Amendments to the Code of Administrative Offences of the Russian Federation» // SZ RF. 2007. No. 31. St. 4007.
11. Kharchenko M. A. Formation of safe driving attitudes among novice drivers / M. A. Kharchenko, M. A. Plotnikova // Experimental psychology. 2020. Vol. 13. No. 4. P. 180-191.
Информация об авторе
С. А. Сойников — главный научный сотрудник 2-го отдела НИЦ № 4 Всероссийского научно-исследовательского института МВД России, доктор юридических наук, доцент.
Information about the author S. A. Soynikov — Chief Researcher of the 2nd Department of SIC No. 4 of the All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Legal Sciences, Associate Professor.
Статья поступила в редакцию 15.02.2022; одобрена после рецензирования 29.04.2022; принята к публикации 25.05.2022.
The article was submitted 15.02.2022; approved after reviewing 29.04.2022; accepted for publication 25.05.2022.