Научная статья на тему 'Зарубежный опыт построения национальных инновационных систем'

Зарубежный опыт построения национальных инновационных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
599
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИС / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / NIS / THE NATIONAL INNOVATION SYSTEM / INNOVATION / INNOVATION POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова Е. В.

В статье анализируется опыт построения национальных инновационных систем ряда ведущих стран мира и возможность применения зарубежного опыта для построения НИС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE OF CONSTRUCTION OF NATIONAL INNOVATION SYSTEMS

The article analyzes the experience of building national innovation systems of several major countries of the world and the possibility of foreign experience to build the NIS of Russia.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт построения национальных инновационных систем»

зарубежный опыт построения национальных инновационных систем

Е.В. Смирнова,

аспирант ГОУ ВПО «Финансово-технологическая академия»

Научная специальность: 08.00.05 -Экономика и управление народным хозяйством Научный руководитель: доктор экономических наук Суглобов А.Е.

Рецензент: доктор экономических наук Банк С.В.

E-mail:Smie-m@yandex.ru

Аннотация: В статье анализируется опыт построения национальных инновационных систем ряда ведущих стран мира и возможность применения зарубежного опыта для построения НИС России.

Ключевые слова: НИС, национальная инновационная система, инновации, инновационная политика.

FOREIGN EXPERIENCE OF CONSTRUCTION OF NATIONAL INNOVATION SYSTEMS

E.V. Smirnova,

а postgraduate student State Educational Institution of Higher Vocational Education «Financial and Technology Academy»

Annotation: The article analyzes the experience of building national innovation systems of several major countries of the world and the possibility of foreign experience to build the NIS of Russia. Keywords: NIS, the national innovation system, innovation, innovation policy.

В современных экономических условиях мировая рыночная система претерпевает существенные изменения и в качестве приоритетного направления развития выбирает курс на инновации. В последнее время благодаря инновациям в наиболее развитых странах образуется до двух третьих прироста всего ВВП. За полтора десятилетия численность работников, занятых в инновационной сфере, в Европейском союзе и США возросла практически на 100%, в Юго-Восточной Азии она увеличилась в 4 раза. Стали появляться инновационно-активные промышленные предприятия, в станах ЕС их доля составляет более 50%. Сегодня уровень экономического, социального развития страны, а также степень благосостояния ее граждан во многом определяет их способность генерировать новые идеи и воплощать их в инновациях и высоких технологиях. Инновационная активность страны напрямую отражает положение государства на международном рынке наукоемкой продукции.

Важной составляющей современных изменений в политике государства является национальная инновационная система, формирование которой направлено на рациональное сочетание и эффективное использование промышленного, интеллектуального и научно-технического потенциала, а также уникальных природных ресурсов. Такая система помогает обеспечивать необходимые условия для разработки инноваций и современных технологий, их незамедлительного внедрения, масштабного производства и реализации товаров и услуг, которые будут конкурентоспособны на мировом уровне.

Исследование опыта зарубежных стран в построении национальной инновационной системы (НИС) определено крайней необходимостью в комплексном и всестороннем совершенствовании экономики Российской Федерации. Стратегическая задача РФ в начале 21 века состоит в преобразовании энерго-сырьевой системы формирования экономики страны в инновационную.

В мае 2006 г. Президентом России в своем Послании Федеральному Собранию была поставлена цель по изменению структуры экономики страны, приданию ей более совершенного качества и установлению нового типа развития государства - инновационного и в тоже время социально-ориентированного. В этой связи была утверждена программа «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года» и «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года»[5].

В принципы реализации Программы и Стратегии заложены основы формируемой в настоящее время национальной инновационной системы России, предприняты значительные усилия по развитию и модернизации экономики государства на основе инноваций.

Необходимо проанализировать международный опыт построения НИС в целях возможного применения имеющихся в мировой практике методов и подходов к формированию национальной (государственной) инновационной системы для экономического роста благосостояния страны и ее граждан.

Вопрос формирования национальной инновационной системы является крайне актуальным как для развитых, так и для развивающихся стран. Накопленный мировой опыт свидетельствует, что для перевода российской экономики на инновационный путь развития и построения экономики, базирующейся на знаниях, свободной от экспортно-сырьевой зависимости, с высокими темпами экономического роста необходимо ее радикальное изменение, освоение новых инновационных технологий и существенное увеличение объема инвестиций в инновационную сферу.

Понятие национальной инновационной системы впервые было использовано в научном обороте в 80-х годах прошлого столетия. Статья профессора одного из университетов Великобритании К. Фри-мена «Технологическая инфраструктура и международная конкурентоспособность» (1982г.) считается первым научным источником, содержащим упоминание о национальной инновационной системе. НИС, по мнению автора, является системообразующим механизмом, лежащим в основе результативности инноваций. Статья не была опубликована, так как датский исследователь Б.А. Лундвалл, председатель группы экспертов Организации экономического сотрудничества и развития по науке, технологиям и конкурентоспособности, для которой и была

написана статья, посчитал ее провокационной. Он отметил, что анализ конкурентоспособности стран, основанный лишь на рассмотрении заработных плат и обменных курсов, наивен и недостоверен.

В первоначальной трактовке понятия «национальная инновационная система» акцент был сделан на науке и технологиях, которые являются основными факторами, определяющими бизнес-среду предприятия. Согласно более позднему определению, НИС включает хозяйствующие субъекты и институты, направляющие свои силы на инновационную деятельность. К концу прошлого столетия концепция НИС пополнилась высказываниями о том, что НИС включает в себя отдельные элементы, свойственные социально-экономической системе, а уровень развития инноваций определяется национальными особенностями исторического развития страны.

По результатам проведенного исследования, с учетом обобщения взглядов российских и зарубежных ученых, можно предложить авторскую трактовку понятия «национальная инновационная система». НИС - это социально-экономическая система, включающая совокупность взаимосвязанных хозяйствующих субъектов, осуществляющих генерацию и реализацию продукции (услуг), основываясь на инновационных принципах сотрудничества и действующих в интересах развития нации (государства).

Современное устойчивое развитие стран ЕС, США, Японии, отдельных государств Юго-Восточной Азии было достигнуто на основе совершенствования инновационных процессов именно в реальном секторе экономики. Инновационная политика отдельно взятого государства, не является наглядным выражением определенной модели, а представляет собой сочетание мер и программ различной направленности.

У институциональных структур, заложенных в основу НИС развитых стран, имеются как общие черты, так и принципиальные отличия. Несколько уровней управления данными системами, определяющими инновационную политику государства, существуют в таких странах, как Норвегия, Австралия, Германия, Великобритания, Бельгия, Швейцария, Австрия и др. НИС первых двух стран состоит из шести уровней, из четырех - в Германии и Великобритании, из трех в Бельгии, Швейцарии и Австрии. Каждый из уровней имеет отличающиеся функции и связывающие различные институты.

В Норвегии верхний уровень НИС включает

структуры, которые разрабатывают экономическую политику государства в целом, на втором расположены структуры, создающие основы политики в направлении инноваций и технологий. Третий уровень является функциональным, его задача сводится к реализации инновационной политики, также на данной ступени управления задаются и основные направления для будущих исследований. Объединение институтов, выполняющих НИОКР - это четвертый уровень, на пятом представлены институты, которые облегчают диффузию технологий. На последнем уровне - деловая предпринимательская среда частного и государственного сектора.

Наличие специальных юридических организаций является особенностью НИС Австралии. Такие организации занимаются законодательной поддержкой предпринимателей, которые задействованы в инновационном процессе, а также правовым обеспечением инновационной деятельности.

В структуре НИС Бельгии выделена зона финансирования разработок и исследований. Она контролирует финансовые потоки, направленные на инновации, в том числе средства бюджета, венчурных фондов, международных организаций.

Следует отметить, что залогом успешного процветания НИС является высокий уровень образования. В развитых странах профессиональное и высшее образование имеет устоявшиеся традиции и ориентировано на нужды и потребности государства. Но в национальной политике каждой страны по отношению к функционированию и развитию профессионального образования существуют свои особенности.

В рамках НИС Германии приоритетным направлением развития является система технического образования, которая сложилась еще в 19 веке. Ее уникальность состоит в том, что кроме педагогической деятельности она производит консультирование и переподготовку техников и инженеров, распространяя, тем самым, новые технологии среди населения.

Суть шведской модели заключается в обеспечении занятости трудоспособных граждан и всеобщего благосостояния, поэтому Швеция отличается самыми высокими показателями наукоемкости валового внутреннего продукта и уровнем жизни населения.

В реализации научно-технической политики, отмечает Н.Лапин, остаются традиционно сильные позиции частных корпораций Швеции. Задача Государства в наведении мостов, обеспечивающих

сотрудничество корпораций с мелким и средним бизнесом и университетами. Национальный совет по реализации технической политики (ЫЦТЕК) осуществляет мониторинг технического развития, содействует адаптации и диффузии новых технологий, предоставляет контракты на исследования и разработки [3].

Исследование мирового опыта по формированию политических и институциональных рамок для поддержки и стимулирования инноваций позволяет говорить о том, что подходы отдельных стран имеют общие черты и нацелены на удовлетворение определенных национальных потребностей.

Большое внимание в США уделяется политике стимулирования инноваций, благодаря чему в рейтинге технологической конкурентоспособности страна занимает лидирующую позицию. Кроме этого, в США за последние годы были разработаны и внедрены специальные программы, благодаря которым произошел переход производства к применению новых информационных услуг и технологий.

Ю.Н. Нестеренко, анализируя опыт США в формирования национальной инновационной системы, установила, что инновационная стратегия страны предусматривает значительные инвестиции в высшее образование, формирование центров исследований и разработок, создание различных технологических инкубаторов. [8].

НИС Южной Кореи характеризуется участием 30 финансово-промышленных групп (ФПГ) в реализации государственной инновационной политики.

Новый этап развития НИС стран ЕС заключается в их объединении в единую сеть. В марте 2000 г. в Лиссабоне на заседании Европейского совета была предложена программа, которая подразумевала создание инфраструктуры знаний, реформы образования, экономические реформы, активизацию инноваций.

Целью данной программы являлось построение динамичной и компетентной экономики, которая должна основываться на знаниях и обеспечить мировое лидерство Европейскому союзу. Формулирование данных подходов стало возможным благодаря созданию национальных инновационных систем, основывающихся на соответствующей государственной политике и законодательстве. Созданные НИС призваны обеспечивать развитие экономик европейских стран за счет наиболее эффективного использования имеющегося научно-технологического и интеллектуального потенциала путем своевремен-

ного создания современных технологий и организации предприятий, на базе которых незамедлительно будет осуществляться производство высокотехнологичной продукции (услуг) массового спроса.

Большое значение для изучения вопроса формирования НИС имеет инновационная политика Финляндии. В 1967 г. был создан национальный фонд «Ситра». Он является независимым общественным финансовым учреждением, находящимся в подчинении непосредственно Парламента Финляндии. Деятельность фонда направлена на развитие общества и создание условий для процветания страны в будущем, поэтому «Ситра» сосредоточивает свои усилия на определенных стратегических направлениях.

Фонд выполняет исследовательские и экспериментальные проекты по таким программным темам, как поиск новых способов повышения новаторства участников социально-производственных отношений, коммерциализации идей и знаний, новых видов хозяйственной деятельности. Фонд реорганизовали в 2004 г., усилия были сконцентрированы в таких программных областях, как реформирование национальной инновационной системы, развитие системы здравоохранения, охрана окружающей среды, развитие здорового образа жизни.

Об успешности национальной политики говорит устойчивое увеличение доли качественных продуктов в экспорте Финляндии, рост государственных и частных объемов финансирования в развитие науки и технологий. На данный момент сумма ассигнований в инновационное развитие государства составляет более 3,5% ВВП. Специалисты связывают данные достижения в инновационной составляющей страны с высоким уровнем правительственных обязательств, атмосферой сотрудничества и эффективной инновационной системой в целом.

Анализ зарубежного опыта показывает, что национальная инновационная система соответствует общественно-экономическим отношениям и уровню развития производительных сил государства, в котором она функционирует. Таким образом, НИС должна формироваться для каждой страны индивидуально, в зависимости от ее особенностей могут быть использованы определенные положительно зарекомендовавшие себя подходы и методы. В целом мировой опыт свидетельствует, что для успешного формирования национальной инновационной системы в первую очередь необходимо стремление и желание руководителей страны, опирающееся на

поддержку всех хозяйствующих субъектов государства.

Таким образом, для создания конкурентоспособной НИС в России вопросы осуществления разнообразных исследований и разработки современных технологий должны находиться в кругу внимания и государства, и частного сектора.

Практически все национальные инновационные системы на государственном уровне имеют хорошо отлаженные экономико-правовые механизмы взаимоотношений крупных, средних, малых предприятий и инвесторов, реализуемые через акции этих хозяйствующих субъектов, страхование технологических рисков и т.д.

Малые и средние предприятия (МСП) пользуются приоритетной государственной поддержкой в странах Европы, она несет в себе и социальную направленность - трудоустройство наиболее активных и талантливых научно-технических кадров, являющихся самой ценной частью кадровой компоненты национальной инновационной системы. Большинство МСП Европейских стран являются поставщиками отдельных видов наукоемкой продукции для комплектации крупных производств. Гибкость, которой характеризуются малые и средние предприятия, позволяет им оперативно реагировать на требования заказчиков и изменения рыночной ситуации.

Например, 12 июля 1999 г. во Франции был принят Закон «Об инновациях и исследованиях», призванный стимулировать трансфер результатов исследований, финансируемых из государственных источников, в промышленность и создание малых инновационных предприятий. Данный закон устанавливает определенную систему оплаты труда создателей МСП на начальном этапе работе, и тех сотрудников, которые включаются в стартовый состав организации. Он регламентирует отношения между предприятием и исследователями, результаты исследований и наработок которых предполагаются к использованию. Научные сотрудники учебных и исследовательских учреждений могут оказывать поддержку тем МСП, которые развивают и производят их исследовательские работы. Закон разрешает научным работникам принимать участие в распределении прибылей предприятий, которые используют результаты их исследований, при этом доля ученых может достигать порядка 15%. Кроме того, ученые и преподаватели-исследователи могут принимать активное участие в управлении предприятием.

Вместе с тем, приоритетная государственная

поддержка малого инновационного предпринимательства, отмечает Е.В. Моргунов, возможна лишь в условиях стабильно работающих крупных корпораций [6].

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

- изучение опыта построения национальных инновационных систем ряда ведущих стран мира позволяет сделать вывод об огромном значении инновационного развития;

- цели функционирования большинства рассмотренных национальных инновационных систем практически одинаковы и направлены на развитие и процветание всего государства, но в виду национальных особенностей каждая НИС отдельно взятого государства уникальна, поэтому и механизмы их работы отличаются;

- для построения НИС России не достаточно изучить и скопировать зарубежный опыт государств, которые имеют высокую технологическую конкурентоспособность, необходимо с учетом российской действительности разработать совершенную систему, в основе которой будет заложен инновационный процесс;

- роль руководства страны в формировании и развитии НИС является первостепенной, только в условиях активного участия государства будет достигнут желаемый экономический рост.

В заключении отметим, что практически все ведущие страны мира имеют продуманную научно-техническую стратегию, которая реализуется на практике и обеспечивается значительными финансовыми вложениями. Такие стратегии существуют в США, Германии, Японии, Великобритании, Китае, Бразилии и Индии. Основной упор в программах данных государств делается на увеличение инвестиций в НИОКР в приоритетных отраслях, стимулирование спроса на высокотехнологическую продукцию внутри страны, принятие комплекса мер по поощрению инновационной активности частного предпринимательства, особенно малого и среднего бизнеса, в также обучение квалифицированных научных и инженерно-технических кадров.

Литература

1. Брижань А.В. Национальная инновационная система как ключевой элемент развития экономики России: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Краснодар 2006.

2. Иванова Н.И. Национальные инновационные системы / Н.И. Иванова. - М.: Наука, 2002. - 344 с.

3. Лапин Н.И. Стратегия инновационного развития: национальная инновационная система // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - № 5. - С. 106-118.

4. Лундвалл Б.А. Вступительное слово к статье К. Фримена «Technological Infrastructure and International Competitiveness». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://redesist.ie.ufrj.br/ globelics/pdfs/GLOBELICS_0079_Freeman.pdf.

5. Мильнер Б.З., Румянцева З.П., Смирнова В.Г., Блинникова А.В. Управление знаниями в корпорациях, под ред. Б.З. Мильнера. - М.: Дело, 2006. -304 с.

6. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.economy.gov.ru.

7. Моргунов Е.В., Снегирев Г.В. Национальная (государственная) система: сущность и содержание // Собственность и рынок. - 2004. - №7. - С. 10-21.

8. Нестеренко Ю.Н. Мировой опыт формирования национальных инновационных систем и возможности России // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - № 1. - С. 85.

9. Харин А.А. Методология формирования инновационных интегрированных структур образования, науки и бизнеса: автореф. дис. ... докт. экон. наук. - Москва, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.