зарубежный опыт построения национальных инновационных систем
Е.В. Смирнова,
аспирант ГОУ ВПО «Финансово-технологическая академия»
Научная специальность: 08.00.05 -Экономика и управление народным хозяйством Научный руководитель: доктор экономических наук Суглобов А.Е.
Рецензент: доктор экономических наук Банк С.В.
E-mail:[email protected]
Аннотация: В статье анализируется опыт построения национальных инновационных систем ряда ведущих стран мира и возможность применения зарубежного опыта для построения НИС России.
Ключевые слова: НИС, национальная инновационная система, инновации, инновационная политика.
FOREIGN EXPERIENCE OF CONSTRUCTION OF NATIONAL INNOVATION SYSTEMS
E.V. Smirnova,
а postgraduate student State Educational Institution of Higher Vocational Education «Financial and Technology Academy»
Annotation: The article analyzes the experience of building national innovation systems of several major countries of the world and the possibility of foreign experience to build the NIS of Russia. Keywords: NIS, the national innovation system, innovation, innovation policy.
В современных экономических условиях мировая рыночная система претерпевает существенные изменения и в качестве приоритетного направления развития выбирает курс на инновации. В последнее время благодаря инновациям в наиболее развитых странах образуется до двух третьих прироста всего ВВП. За полтора десятилетия численность работников, занятых в инновационной сфере, в Европейском союзе и США возросла практически на 100%, в Юго-Восточной Азии она увеличилась в 4 раза. Стали появляться инновационно-активные промышленные предприятия, в станах ЕС их доля составляет более 50%. Сегодня уровень экономического, социального развития страны, а также степень благосостояния ее граждан во многом определяет их способность генерировать новые идеи и воплощать их в инновациях и высоких технологиях. Инновационная активность страны напрямую отражает положение государства на международном рынке наукоемкой продукции.
Важной составляющей современных изменений в политике государства является национальная инновационная система, формирование которой направлено на рациональное сочетание и эффективное использование промышленного, интеллектуального и научно-технического потенциала, а также уникальных природных ресурсов. Такая система помогает обеспечивать необходимые условия для разработки инноваций и современных технологий, их незамедлительного внедрения, масштабного производства и реализации товаров и услуг, которые будут конкурентоспособны на мировом уровне.
Исследование опыта зарубежных стран в построении национальной инновационной системы (НИС) определено крайней необходимостью в комплексном и всестороннем совершенствовании экономики Российской Федерации. Стратегическая задача РФ в начале 21 века состоит в преобразовании энерго-сырьевой системы формирования экономики страны в инновационную.
В мае 2006 г. Президентом России в своем Послании Федеральному Собранию была поставлена цель по изменению структуры экономики страны, приданию ей более совершенного качества и установлению нового типа развития государства - инновационного и в тоже время социально-ориентированного. В этой связи была утверждена программа «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года» и «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года»[5].
В принципы реализации Программы и Стратегии заложены основы формируемой в настоящее время национальной инновационной системы России, предприняты значительные усилия по развитию и модернизации экономики государства на основе инноваций.
Необходимо проанализировать международный опыт построения НИС в целях возможного применения имеющихся в мировой практике методов и подходов к формированию национальной (государственной) инновационной системы для экономического роста благосостояния страны и ее граждан.
Вопрос формирования национальной инновационной системы является крайне актуальным как для развитых, так и для развивающихся стран. Накопленный мировой опыт свидетельствует, что для перевода российской экономики на инновационный путь развития и построения экономики, базирующейся на знаниях, свободной от экспортно-сырьевой зависимости, с высокими темпами экономического роста необходимо ее радикальное изменение, освоение новых инновационных технологий и существенное увеличение объема инвестиций в инновационную сферу.
Понятие национальной инновационной системы впервые было использовано в научном обороте в 80-х годах прошлого столетия. Статья профессора одного из университетов Великобритании К. Фри-мена «Технологическая инфраструктура и международная конкурентоспособность» (1982г.) считается первым научным источником, содержащим упоминание о национальной инновационной системе. НИС, по мнению автора, является системообразующим механизмом, лежащим в основе результативности инноваций. Статья не была опубликована, так как датский исследователь Б.А. Лундвалл, председатель группы экспертов Организации экономического сотрудничества и развития по науке, технологиям и конкурентоспособности, для которой и была
написана статья, посчитал ее провокационной. Он отметил, что анализ конкурентоспособности стран, основанный лишь на рассмотрении заработных плат и обменных курсов, наивен и недостоверен.
В первоначальной трактовке понятия «национальная инновационная система» акцент был сделан на науке и технологиях, которые являются основными факторами, определяющими бизнес-среду предприятия. Согласно более позднему определению, НИС включает хозяйствующие субъекты и институты, направляющие свои силы на инновационную деятельность. К концу прошлого столетия концепция НИС пополнилась высказываниями о том, что НИС включает в себя отдельные элементы, свойственные социально-экономической системе, а уровень развития инноваций определяется национальными особенностями исторического развития страны.
По результатам проведенного исследования, с учетом обобщения взглядов российских и зарубежных ученых, можно предложить авторскую трактовку понятия «национальная инновационная система». НИС - это социально-экономическая система, включающая совокупность взаимосвязанных хозяйствующих субъектов, осуществляющих генерацию и реализацию продукции (услуг), основываясь на инновационных принципах сотрудничества и действующих в интересах развития нации (государства).
Современное устойчивое развитие стран ЕС, США, Японии, отдельных государств Юго-Восточной Азии было достигнуто на основе совершенствования инновационных процессов именно в реальном секторе экономики. Инновационная политика отдельно взятого государства, не является наглядным выражением определенной модели, а представляет собой сочетание мер и программ различной направленности.
У институциональных структур, заложенных в основу НИС развитых стран, имеются как общие черты, так и принципиальные отличия. Несколько уровней управления данными системами, определяющими инновационную политику государства, существуют в таких странах, как Норвегия, Австралия, Германия, Великобритания, Бельгия, Швейцария, Австрия и др. НИС первых двух стран состоит из шести уровней, из четырех - в Германии и Великобритании, из трех в Бельгии, Швейцарии и Австрии. Каждый из уровней имеет отличающиеся функции и связывающие различные институты.
В Норвегии верхний уровень НИС включает
структуры, которые разрабатывают экономическую политику государства в целом, на втором расположены структуры, создающие основы политики в направлении инноваций и технологий. Третий уровень является функциональным, его задача сводится к реализации инновационной политики, также на данной ступени управления задаются и основные направления для будущих исследований. Объединение институтов, выполняющих НИОКР - это четвертый уровень, на пятом представлены институты, которые облегчают диффузию технологий. На последнем уровне - деловая предпринимательская среда частного и государственного сектора.
Наличие специальных юридических организаций является особенностью НИС Австралии. Такие организации занимаются законодательной поддержкой предпринимателей, которые задействованы в инновационном процессе, а также правовым обеспечением инновационной деятельности.
В структуре НИС Бельгии выделена зона финансирования разработок и исследований. Она контролирует финансовые потоки, направленные на инновации, в том числе средства бюджета, венчурных фондов, международных организаций.
Следует отметить, что залогом успешного процветания НИС является высокий уровень образования. В развитых странах профессиональное и высшее образование имеет устоявшиеся традиции и ориентировано на нужды и потребности государства. Но в национальной политике каждой страны по отношению к функционированию и развитию профессионального образования существуют свои особенности.
В рамках НИС Германии приоритетным направлением развития является система технического образования, которая сложилась еще в 19 веке. Ее уникальность состоит в том, что кроме педагогической деятельности она производит консультирование и переподготовку техников и инженеров, распространяя, тем самым, новые технологии среди населения.
Суть шведской модели заключается в обеспечении занятости трудоспособных граждан и всеобщего благосостояния, поэтому Швеция отличается самыми высокими показателями наукоемкости валового внутреннего продукта и уровнем жизни населения.
В реализации научно-технической политики, отмечает Н.Лапин, остаются традиционно сильные позиции частных корпораций Швеции. Задача Государства в наведении мостов, обеспечивающих
сотрудничество корпораций с мелким и средним бизнесом и университетами. Национальный совет по реализации технической политики (ЫЦТЕК) осуществляет мониторинг технического развития, содействует адаптации и диффузии новых технологий, предоставляет контракты на исследования и разработки [3].
Исследование мирового опыта по формированию политических и институциональных рамок для поддержки и стимулирования инноваций позволяет говорить о том, что подходы отдельных стран имеют общие черты и нацелены на удовлетворение определенных национальных потребностей.
Большое внимание в США уделяется политике стимулирования инноваций, благодаря чему в рейтинге технологической конкурентоспособности страна занимает лидирующую позицию. Кроме этого, в США за последние годы были разработаны и внедрены специальные программы, благодаря которым произошел переход производства к применению новых информационных услуг и технологий.
Ю.Н. Нестеренко, анализируя опыт США в формирования национальной инновационной системы, установила, что инновационная стратегия страны предусматривает значительные инвестиции в высшее образование, формирование центров исследований и разработок, создание различных технологических инкубаторов. [8].
НИС Южной Кореи характеризуется участием 30 финансово-промышленных групп (ФПГ) в реализации государственной инновационной политики.
Новый этап развития НИС стран ЕС заключается в их объединении в единую сеть. В марте 2000 г. в Лиссабоне на заседании Европейского совета была предложена программа, которая подразумевала создание инфраструктуры знаний, реформы образования, экономические реформы, активизацию инноваций.
Целью данной программы являлось построение динамичной и компетентной экономики, которая должна основываться на знаниях и обеспечить мировое лидерство Европейскому союзу. Формулирование данных подходов стало возможным благодаря созданию национальных инновационных систем, основывающихся на соответствующей государственной политике и законодательстве. Созданные НИС призваны обеспечивать развитие экономик европейских стран за счет наиболее эффективного использования имеющегося научно-технологического и интеллектуального потенциала путем своевремен-
ного создания современных технологий и организации предприятий, на базе которых незамедлительно будет осуществляться производство высокотехнологичной продукции (услуг) массового спроса.
Большое значение для изучения вопроса формирования НИС имеет инновационная политика Финляндии. В 1967 г. был создан национальный фонд «Ситра». Он является независимым общественным финансовым учреждением, находящимся в подчинении непосредственно Парламента Финляндии. Деятельность фонда направлена на развитие общества и создание условий для процветания страны в будущем, поэтому «Ситра» сосредоточивает свои усилия на определенных стратегических направлениях.
Фонд выполняет исследовательские и экспериментальные проекты по таким программным темам, как поиск новых способов повышения новаторства участников социально-производственных отношений, коммерциализации идей и знаний, новых видов хозяйственной деятельности. Фонд реорганизовали в 2004 г., усилия были сконцентрированы в таких программных областях, как реформирование национальной инновационной системы, развитие системы здравоохранения, охрана окружающей среды, развитие здорового образа жизни.
Об успешности национальной политики говорит устойчивое увеличение доли качественных продуктов в экспорте Финляндии, рост государственных и частных объемов финансирования в развитие науки и технологий. На данный момент сумма ассигнований в инновационное развитие государства составляет более 3,5% ВВП. Специалисты связывают данные достижения в инновационной составляющей страны с высоким уровнем правительственных обязательств, атмосферой сотрудничества и эффективной инновационной системой в целом.
Анализ зарубежного опыта показывает, что национальная инновационная система соответствует общественно-экономическим отношениям и уровню развития производительных сил государства, в котором она функционирует. Таким образом, НИС должна формироваться для каждой страны индивидуально, в зависимости от ее особенностей могут быть использованы определенные положительно зарекомендовавшие себя подходы и методы. В целом мировой опыт свидетельствует, что для успешного формирования национальной инновационной системы в первую очередь необходимо стремление и желание руководителей страны, опирающееся на
поддержку всех хозяйствующих субъектов государства.
Таким образом, для создания конкурентоспособной НИС в России вопросы осуществления разнообразных исследований и разработки современных технологий должны находиться в кругу внимания и государства, и частного сектора.
Практически все национальные инновационные системы на государственном уровне имеют хорошо отлаженные экономико-правовые механизмы взаимоотношений крупных, средних, малых предприятий и инвесторов, реализуемые через акции этих хозяйствующих субъектов, страхование технологических рисков и т.д.
Малые и средние предприятия (МСП) пользуются приоритетной государственной поддержкой в странах Европы, она несет в себе и социальную направленность - трудоустройство наиболее активных и талантливых научно-технических кадров, являющихся самой ценной частью кадровой компоненты национальной инновационной системы. Большинство МСП Европейских стран являются поставщиками отдельных видов наукоемкой продукции для комплектации крупных производств. Гибкость, которой характеризуются малые и средние предприятия, позволяет им оперативно реагировать на требования заказчиков и изменения рыночной ситуации.
Например, 12 июля 1999 г. во Франции был принят Закон «Об инновациях и исследованиях», призванный стимулировать трансфер результатов исследований, финансируемых из государственных источников, в промышленность и создание малых инновационных предприятий. Данный закон устанавливает определенную систему оплаты труда создателей МСП на начальном этапе работе, и тех сотрудников, которые включаются в стартовый состав организации. Он регламентирует отношения между предприятием и исследователями, результаты исследований и наработок которых предполагаются к использованию. Научные сотрудники учебных и исследовательских учреждений могут оказывать поддержку тем МСП, которые развивают и производят их исследовательские работы. Закон разрешает научным работникам принимать участие в распределении прибылей предприятий, которые используют результаты их исследований, при этом доля ученых может достигать порядка 15%. Кроме того, ученые и преподаватели-исследователи могут принимать активное участие в управлении предприятием.
Вместе с тем, приоритетная государственная
поддержка малого инновационного предпринимательства, отмечает Е.В. Моргунов, возможна лишь в условиях стабильно работающих крупных корпораций [6].
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
- изучение опыта построения национальных инновационных систем ряда ведущих стран мира позволяет сделать вывод об огромном значении инновационного развития;
- цели функционирования большинства рассмотренных национальных инновационных систем практически одинаковы и направлены на развитие и процветание всего государства, но в виду национальных особенностей каждая НИС отдельно взятого государства уникальна, поэтому и механизмы их работы отличаются;
- для построения НИС России не достаточно изучить и скопировать зарубежный опыт государств, которые имеют высокую технологическую конкурентоспособность, необходимо с учетом российской действительности разработать совершенную систему, в основе которой будет заложен инновационный процесс;
- роль руководства страны в формировании и развитии НИС является первостепенной, только в условиях активного участия государства будет достигнут желаемый экономический рост.
В заключении отметим, что практически все ведущие страны мира имеют продуманную научно-техническую стратегию, которая реализуется на практике и обеспечивается значительными финансовыми вложениями. Такие стратегии существуют в США, Германии, Японии, Великобритании, Китае, Бразилии и Индии. Основной упор в программах данных государств делается на увеличение инвестиций в НИОКР в приоритетных отраслях, стимулирование спроса на высокотехнологическую продукцию внутри страны, принятие комплекса мер по поощрению инновационной активности частного предпринимательства, особенно малого и среднего бизнеса, в также обучение квалифицированных научных и инженерно-технических кадров.
Литература
1. Брижань А.В. Национальная инновационная система как ключевой элемент развития экономики России: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Краснодар 2006.
2. Иванова Н.И. Национальные инновационные системы / Н.И. Иванова. - М.: Наука, 2002. - 344 с.
3. Лапин Н.И. Стратегия инновационного развития: национальная инновационная система // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - № 5. - С. 106-118.
4. Лундвалл Б.А. Вступительное слово к статье К. Фримена «Technological Infrastructure and International Competitiveness». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://redesist.ie.ufrj.br/ globelics/pdfs/GLOBELICS_0079_Freeman.pdf.
5. Мильнер Б.З., Румянцева З.П., Смирнова В.Г., Блинникова А.В. Управление знаниями в корпорациях, под ред. Б.З. Мильнера. - М.: Дело, 2006. -304 с.
6. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.economy.gov.ru.
7. Моргунов Е.В., Снегирев Г.В. Национальная (государственная) система: сущность и содержание // Собственность и рынок. - 2004. - №7. - С. 10-21.
8. Нестеренко Ю.Н. Мировой опыт формирования национальных инновационных систем и возможности России // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - № 1. - С. 85.
9. Харин А.А. Методология формирования инновационных интегрированных структур образования, науки и бизнеса: автореф. дис. ... докт. экон. наук. - Москва, 2011.