Раздел 6 СОЦИОЛОГИЯ
Ведущий эксперт раздела:
ЮРИЙ ЕФИМОВИЧ РАСТОВ - д-р социологических наук, профессор, действительный член Академии социальных наук, зам. председателя диссертационного совета по социологии при Алтайском Государственном университете (г. Барнаул)
УДК 316.354
Kabeshev R.V., Rykhtik M.I. PARADOXES OF MANAGEMENT OF THE NATIONAL INNOVATION SYSTEMS: FOREIGN EXPERIENCE. Foreign experience in carrying out cluster policy abroad is considered and generalized. The important role of the state in formation of effective innovative policy providing substantial improvement in the business climate and stimulating the priority development of high_tech fields is placed in strong relief.
Key words: innovations, national innovative systems, governance, clusters.
Р.В. Кабешев, д-р политич. наук, проф. ГОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара», E-mail: [email protected]; М.И. Рыхтик, д-р политич. наук, проф. НИУ ««Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», E-mail: [email protected]
ПАРАДОКСЫ УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫМИ ИННОВАЦИОННЫМИ СИСТЕМАМИ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ1
В центре внимания зарубежный опыт кластерного развития, управления инновационными процессами. Особое внимание уделяется роли государства в создании необходимого климата инновационного развития.
Ключевые слова: инновации, национальные инновационные системы, управление, инновационные кластеры.
Мир стоит на пороге нового научно-технологического прорыва. Скорость, объём и глубина инновационного процесса во многом определяют экономический и политический вес страны на мировой арене. В этой связи значительно возросла роль, которую играет национальная инновационная система государства.
Ежегодный оборот инновационных технологий и наукоемкой продукции на мировом рынке, по данным РАН составляет около трех трлн. долларов США. К 2015 году оборот рынка наукоемкой продукции может возрасти до 4 - 4,5 трлн. долларов. Таким образом, инновационный сектор выдвигается на одно из первых мест. Для стран, выбравших путь ускоренного развития, участие в инновационной деятельности становится обязательным. Кроме того, как показывает анализ глобального финансово-экономического кризиса, государства, ориентированные на инновации, имеют больше шансов выйти из кризиса с наименьшими потерями [1, с. 36].
«Национальная инновационная система (НИС) - это совокупность национальных государственных, частных и общественных организаций и механизмов их взаимодействия, в рамках которых осуществляется деятельность по созданию, хранению и распространению новых знаний и технологий» [1, с. 37]. НИС формирует такую систему взаимоотношений между наукой, промышленностью и обществом, когда инновации служат основой развития экономики и общества, а потребности инновационного развития, в свою очередь, во многом определяют и стимулируют развитие научной деятельности. В опоре на НИС государство осуществляет политику, нацеленную на достижение и поддержание высокого уровня национальной конкурентоспособности.
1980-е годы стали периодом формирования концептуальных основ национальных инновационных систем. Монография «Технический прогресс и экономическая теория» [2] явилась заметным явлением в развитии идей о принципах формирования национальных инновационных систем. Коллектив её авторов, в числе которых Б. Лундвалл - профессор университета г. Упсала, Швеция, К. Фримен, Центр изучения научной политики при Сассекс-ком университете - Великобритания, Р. Нельсон - профессор
Колумбийского университета, США сформулировали главные идеи концепции национальной инновационной системы, заключающейся в следующем:
1) идея о том, что главными факторами развития современной экономики формирующими конкуренцию являются инновации и научные исследования в интересах бизнеса;
2) идея о том, что институциональность является фактором, влияющим на содержание и структуру инновационной деятельности;
3) идея о том, что научное знание играет важную роль в развитии экономики.
Несмотря на общую идейную платформу, позиции исследователей в отношении НИС отличались и во многом определялись исследовательскими задачами. Базой для концепции Лундвалла послужили работы Ф. Листа и Фон Хиппеля. В фокусе исследований Лундвалла были проблемы взаимоотношения между производителями и потребителями инноваций в рамках одной страны. Согласно его концепции технологическое взаимодействие фирм в процессе разработки технологий значительно чаще реализуется внутри страны и определяется особенностями ее институциональной структуры, именно это позволяет инновационным процессам сохранять национальную специфику и связь с компаниями внутри страны, большую, чем с зарубежными партнерами.
Идеи Лундвалла продолжает К. Фримен, утверждавший, что НИС представляют собой институциональную сеть в государственном и частном секторах экономики, функционирование которой способствует распространению инновационных технологий. Причем задействованным оказывается не только институциональный уровень, но и управленческий вплоть до образа менеджериаль-ного мышления - образ действий, с помощью которого осуществляется организация и управление ресурсами на разных уровнях, вплоть до национального. Например, национальная инновационная система Японии копирует организационные новации в производстве, такие как тесные горизонтальные связи между подразделениями внутри фирмы, «just-in-time» в обрабатывающей про-
1 В статье использованы материалы, собранные в ходе выполнения гранта РГНФ 11-03-00069а «Международно-политические аспекты инновационного развития в России и за рубежом: проблемы взаимодействия»
мышленности, конкурентный инжиниринг. В то время как американская национальная инновационная система копирует организационные модели Форда и Тейлора с их вертикальным взаимодействием между исследовательскими и производственными элементами системы.
Особый интерес представляет сравнение стран Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг) и стран Латинской Америки в 1980-е - 1990-е годы. Позитивный опыт в первом случае и негативный во втором приводит исследователей к выводу о важности структурных характеристик складывающихся инновационных систем, а также внешних условий - экономических и социальных особенностей национального развития и получаемых в итоге их взаимодействия результатов.
Общим для основоположников концепции стало понимание НИС как процесса и результата интеграции разнородных по целям и задачам структур, занятых производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ (мелкие и крупные компании, университеты, научные институты), обеспечиваемых комплексом институтов правового, финансового и социального взаимодействия, имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности [3].
Наиболее яркой иллюстрацией развитой НИС является система в США, представляющая собой более 10000 научных центров, лабораторий внутри корпораций, исследовательских центров при университетах, государственных научно-исследовательских центров, генерирующих инновационные предложения для тысяч мелких наукоемких компаний. Все это формирует НИС США и отражает национальную специфику функционирования системы.
Глобальная конкуренция и экономический кризис последних лет требует от национальных экономик должного ответа на вызовы нового времени. В последнее время наиболее эффективным представляется кластерный подход, который является одним из инструментов в создании системы четкого взаимодействия государства, бизнеса, науки и образования. Использование кластерного подхода в бизнесе особенно целесообразно в период кризиса, когда традиционные методы диверсификации не продуктивны. Под диверсификацией производства понимается одновременное развитие многих не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий в рамках одного предприятия, концерна и т.п. Диверсификация применяется с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды и предотвращения банкротства2.
Кластерный подход - это новая управленческая технология, которая позволяет повысить конкурентоспособность как отдельного региона или отрасли, так и государства в целом. Впервые понятие «кластер» было введено в экономическую литературу Майклом Портером в 1990 году. По Портеру кластер это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем ведущих совместную работу [4]. Таким образом, в кластер входят взаимосвязанные между собой компании и организации, которые соседствуют между собой по географическому признаку, и организуют свою деятельность в определенной сфере.
Инновационные кластеры значительно отличаются от традиционных промышленных аналогов. Одной из существенных характеристик является тесная связь не только между фирмами, их поставщиками и клиентами, но и взаимодействие с крупными научно-исследовательскими центрами и университетами, которые генерируют инновационное знание и тем самым формируют высокий образовательный уровень региона. Таким образом, обеспечивается возможность согласования инвестиций в новую продукцию и ее реализация на рынке с использованием новых технологий. Специфика инновационных кластеров заключается так же в том, что их продукция в основном идет на экспорт, так как является конкурентоспособной на мировом рынке [5, с. 484-492].
В 1990-е годы кластеры специализировались на производстве потребительских товаров. Уже в начале нового тысячелетия проявляется инновационная ориентированность кластеров, что впоследствии стало их ключевой характеристикой, которая отве-
2 http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?REoNwxo(oqg.o9).
3 http://www.democrats.com/president-obamas-first-speech-to-congress.
чает за конкурентоспособность подобных образований. Хотелось бы подчеркнуть, что компаний инновационная активность в кластере выше, чем вне кластера.
Кластеризация - это процесс управленческий в отличие от процесса повышения конкуренции и процесса ускорения инновационной деятельности, относящиеся к бизнес сфере. Их объединение, взаимосвязь и взаимозависимость является новым феноменом, который отвечает вызовам времени и позволяет решать актуальные проблемы на национальном и региональном уровне, реагируя на негативное влияние глобализации и вызовы наднациональной конкуренции [5, с. 484-492].
Первопроходцами в применении кластерного подхода по общему мнению являются создатели Кремниевой долины в США. На ее территории располагаются порядка 87 тысяч компаний, несколько десятков исследовательских центров и несколько крупных университетов. Кремниевая долина это классический пример плодотворного взаимодействия академической среды и бизнеса и кадрового обмена между научными центрами и бизнес сектором. На территории Кремниевой долины оказывают услуги около 180 венчурных фирм и около 700 банков, которые финансируют деятельность отдельных компаний [6]. Как уже говорилось выше, кластерный подход позволяет регионам выходить на мировой рынок с конкурентоспособной продукцией. В подтверждение этого тезиса, Кремниевая долина является лидером национального экспорта, а многие развитые и развивающиеся государства пытаются копировать ее опыт [7]. Являясь первопроходцем в области кластерного подхода, Соединенные Штаты продолжают успешно его применять, создавая новые примеры его успешной реализации.
Неотъемлемой частью кластерной парадигмы является наличие внутри кластера организации - грантодержателей или гран-тообразующих фондов. Например, Национальный совет по конкурентоспособности в США и программа кооперации LINK в Великобритании [6]. Помимо фондов создаются специальные институты, призванные создавать сетевые структуры и интернационализировать бизнес процессы. В США за это отвечают: центры превосходства, консалтинговые, маркетингово-аналитические и брендинговые компании. Неотъемлемым элементом инновационного кластера являются бизнес-инкубаторы, особые экономические зоны, технопарки, которые способствуют появлению и динамичному развитию промышленных кластеров.
Описанный нами кластерный подход кардинально отличается от традиционной инвестиционной политики, поскольку кластерная политика является практикоориентированной и демонстрирует разнообразие подходов, используя весь арсенал политического инструментария. При кластерном подходе компетенции уравнены и вариативно распределяются между региональными и общегосударственными центрами.
В США инновационное кластерное развитие полностью передано на уровень штатов и федеральное правительство не может напрямую повлиять на процесс принятия решений, хотя оказывает финансовую поддержку, тем самым имеет некоторое влияние на развитие ситуации в регионах. Следует отметить, что за последнее десятилетие федеральное влияние в инновационной отрасли возросло с принятием программы центрального правительства, которая позволяет регулировать отдельные отрасли, деятельность университетов, грантовую поддержку инновационной активности.
Относительно новой формой институциолизации на уровне регионов в США являются «институты сотрудничества», в которые входят представители местных администраций, университетов, промышленных групп и исследовательских институтов. Основной задачей этих образований является поддержка и координация инновационного развития отдельного региона. Ведущая роль в этой связке (институт сотрудничества) отведена, согласно законодательству США, университетам, результаты научно-исследовательской деятельности которых внедряются в инновационное производство. Важным принципом взаимодействия внутри «институтов сотрудничества» является принцип сбалансированности интересов науки и бизнес сообщества, заключающийся в том, что с одной стороны финансирование университетов зависит напрямую от успеха научных исследований, а с другой стороны не мешает самостоятельному осуществлению образовательной функции университета [5, с. 484 - 492].
Знаменательно, что в первом же своем выступлении перед конгрессом Барак Обама подчеркнул необходимость использования кластерного подхода как инновационной стратегии для процветания нации. Особый акцент Барак Обама сделал на взаимо-
действии между научными центрами, университетами и бизнесом, видя в этом залог успешного развития регионов страны3. В качестве практического шага Барак Обама предложил выделить 100 млрд. долларов в 2010 году на инновационное развитие региональных кластеров с целью повышения конкурентоспособности США [8].
В США в рамках кластеров работает более половины предприятий, а доля ВВП, производимого в них, превысила 60% [4].
Инновационная политика Канады во многом коррелирует с вышеописанной моделью НИС Соединенных Штатов Америки. Так же как там, в Канаде основные инициативы по управлению инновациями переданы на региональный уровень. Федеральные же власти устанавливают общие для инновационной экономики правила. Аналогично США, кластерная стратегия является частью национальной инновационной политики страны. Высшим органом, координирующим инновационную деятельность в стране, является Национальный Исследовательский Совет, который формулирует инициативы в инновационных отраслях. Региональная сущность кластерного подхода проявляется в особом внимании к инновационному развитию провинций страны. Внутри регионального кластера инновационной политикой занимаются управляющие компании при правительстве провинций.
Основной формой поддержки инновационного развития является финансирование научных разработок, реализация образовательных программ, привлечение внешних инвестиций. Агентство национального развития реализуют кластерную политику на региональном уровне, решая вопросы различного характера от создания образовательных программ до формирования внутренней структуры региональных кластеров.
Европейская экономика 1990-х годов прошлого столетия внедряет кластерный подход как управленческое решение, способное повысить конкурентоспособность как отдельных европейских стран, так и формирующегося Евросоюза. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (UNIDO) с помощью Отделения по развитию частного сектора (Private Sector Development Branch) сформировала пакет рекомендательных мер, направленных на усиление взаимодействия правительств европейских стран и европейского бизнеса в разработке и внедрении программ развития региональных кластеров. Особого внимания заслуживает принятие в 2006 г. Евросоюзом «Манифеста кластеризации в странах ЕС». Через полтора года был представлен к утверждению «Европейский кластерный Меморандум», утвержденный в январе 2008 г. на Европейской президентской конференции по инновациям и кластерам в Швеции. Вопросы кластеризации европейских стран обсуждались на саммите ЕС «Восточное партнерство», состоявшийся в Праге 7-10 мая 2009 г.
Применение кластерного подхода в управлении инновационными процессами разнообразило формы кластерных объединений задействованных в реализации программ развития ев-
Библиографический список
ропейских стран. В аналитическом обзоре Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) 2008 г. «Повышение инновационного уровня фирм: выбор политики и практических инструментов» были выделены следующие основные характеристики кластеров:
- географическая концентрация (близко расположенных фирм привлекает возможность экономить на быстром производственном взаимодействии, обмене социальным капиталом и процессах обучения);
- специализация (кластеры концентрируются вокруг определенной сферы деятельности, к которой все участники или акторы имеют отношение);
- множественность экономических агентов (деятельность кластеров охватывает не только фирмы, входящие в них, но и общественные организации, академии, финансовых посредников, институты, способствующие кооперации и т.д.);
- конкуренция и сотрудничество (как основные виды взаимодействия между фирмами - членами кластера);
- достижение необходимой «критической массы» в размере кластера (для получения эффектов внутренней динамики и развития);
- жизнеспособность кластеров (рассчитаны на долгосрочную перспективу);
- вовлеченность в инновационный процесс (фирмы и предприятия, входящие в состав кластера, обычно включены в процессы технологических продуктовых, рыночных или организационных инноваций) [9].
В настоящее время в странах Европейского Союза уделяется значительное внимание кластерным стратегиям, как эффективному инструменту инновационного развития региона. В ЕС насчитывается свыше 2 тыс. кластеров, в которых занято 38% его рабочей силы [4].
За последние два десятилетия динамика формирования новых кластеров усилилась. На данный момент, по мнению экспертов, в развитых странах на кластеры приходится 50% всей экономики. Количество кластеров по странам распределяется следующим образом: Великобритания - 168, Нидерланды - 20, Германия - 32, США - 380, Дания - 34, Франция - 96, Италия - 206, Финляндия - 9, Индия - 106. Полностью охвачены кластеризацией датская, финская, норвежская и шведская промышленность [5, с. 484-492].
Повышение конкурентоспособности посредством кластерных инициатив становится базовым элементом стратегий развития подавляющего большинства стран. Анализ более 500 кластерных инициатив, реализованных за последние 10 лет в 20-ти странах, показывает, что высокая конкурентоспособность этих стран основана на сильных позициях отдельных кластеров, усиливающих конкурентоспособность и оптимизирующих управление инновационной экономикой.
1. НТР и мировая политика: учеб. пособие / под ред. А.В. Бирюкова, А.В. Крутских. - М., 2010.
2. Technical Change and Economic Theory, Pinter, 1988. // http://www.freemanchris.org/publications
3. Кондратьева, Е.В. Национальная инновационная система: теоретическая концепция [Э/р]. - Р/д: http://www.schumpeter.ru/
article.php?book=concept&id=8
4. Портер, М. Конкуренция. - М., 2003.
5. Lenchuk, E.B. and Vlaskin G.A. The cluster approach in the innovation development strategy of foreign countries // STUDIES ON RUSSIAN
ECONOMIC DEVELOPMENT. - 2010. - Vol. 21; № 5.
6. Грановеттер, М. Успех инновационного кластера основан на открытости, гибкости и свободе // The New Times. - 2010. - 6 апреля.
7. Пьер Дероше. Лекция. Возможна ли новая Кремниевая долина? [Э/р]. - Р/д: http://www.polit.ru/article/2011/04/08/deroche/
8. Jonathan Sallet and Ed Paisley. Innovation Clusters Create Competitive Communities // Huff Post Social News, 2009. - Sept. 21.
9. Synopsis of Policy Options for Creating a Supportive Environment for Innovative Development. ECE/CECI/2008/3, Geneva, 2008. - Sept. 9.
Bibliography
1. NTR i mirovaya politika: ucheb. posobie / pod red. A.V. Biryukova, A.V. Krutskikh. - M., 2010.
2. Technical Change and Economic Theory, Pinter, 1988. // http://www.freemanchris.org/publications
3. Kondratjeva, E.V. Nacionaljnaya innovacionnaya sistema: teoreticheskaya koncepciya [Eh/r]. - R/d: http://www.schumpeter.ru/
article.php?book=concept&id=8
4. Porter, M. Konkurenciya. - M., 2003.
5. Lenchuk, E.B. and Vlaskin G.A. The cluster approach in the innovation development strategy of foreign countries // STUDIES ON RUSSIAN
ECONOMIC DEVELOPMENT. - 2010. - Vol. 21; № 5.
6. Granovetter, M. Uspekh innovacionnogo klastera osnovan na otkrihtosti, gibkosti i svobode // The New Times. - 2010. - 6 aprelya.
7. Pjer Deroshe. Lekciya. Vozmozhna li novaya Kremnievaya dolina? [Eh/r]. - R/d: http://www.polit.ru/article/2011/04/08/deroche/
8. Jonathan Sallet and Ed Paisley. Innovation Clusters Create Competitive Communities // Huff Post Social News, 2009. - Sept. 21.
9. Synopsis of Policy Options for Creating a Supportive Environment for Innovative Development. ECE/CECI/2008/3, Geneva, 2008. - Sept. 9.
Статья поступила в редакцию 2.12.11