Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛЕГАЛИЗАЦИЯ НЕЗАКОННЫХ ДЕНЕГ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ / ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ / ФАТФ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Есенова А.К., Желябовская М.В.

Сегодня в условиях глобализации легализация преступных доходов является преступлением мирового масштаба, которое оказывает негативное влияние на всю мировую экономическую систему. Почти каждое государство создает специализированный орган - «финансовая разведка», «силы» которого направлены на защиту финансовой системы от проникновения незаконных денег и обеспечение экономической безопасности. Не стоит забывать и о международном сотрудничестве, участие в группах по типу ФАТФ дает возможность не только создавать единую сеть подразделений финансовой разведки, но и возможность обмениваться опытом, новыми выявленными схемами, что в свою очередь ослабляет позиции мошенников. В статье рассмотрена международная практика построения национальной системы по противодействию незаконных финансовых операций таких государств, как: США, Королевство Великобритании, Израиль, Новая Зеландия и Испания. Сделан акцент на меры по совершенствованию национальной антиотмывочной системы на примере зарубежных государств в отечественной реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE IN BUILDING A NATIONAL SYSTEM TO COUNTERACT THE LEGALIZATION OF CRIMINAL PROCEEDS

Today, in the context of globalization, the legalization of criminal proceeds is a global crime that has a negative impact on the entire global economic system. Almost every state creates a specialized body - "financial intelligence", whose "forces" are aimed at protecting the financial system from the penetration of illegal money and ensuring economic security. Do not forget about international cooperation, participation in FATF-type groups makes it possible not only to create a unified network of financial intelligence units, but also the opportunity to exchange experience, new identified schemes, which in turn weakens the position of fraudsters. The article examines the international practice of building a national system to counteract illegal financial transactions of such states as the United States, the Kingdom of Great Britain, Israel, New Zealand and Spain. The emphasis is placed on measures to improve the national anti-washing system on the example of foreign countries in the domestic reality.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ»

населения. Данная ситуация позволяет говорить о возможном искажении принципа инициативного бюджетирования, который предполагает инициативу населения в вопросах распределения части бюджетных средств.

Для дальнейшего развития механизма инициативного бюджетирования необходимо усиление информационного сопровождения реализации инициативных проектов, транспарентность всех этапов реализации инициативных проектов, расширение направлений проектов с закреплением данных направлений в местном законодательстве и возможным увеличением сроков реализации проектов. Для дополнительного вовлечения населения перспективным может быть проработка системы налоговых вычетов по местным налогам в счет уплаченных средств на проекты инициативного бюджетирования.

Источники:

1. Вагин, В. В., Паксиваткина В.А. "Открытый бюджет: государственная политика и идеология гражданского участия" (по материалам международной экспертной онлайн панели) // Российские регионы: взгляд в будущее. 2022. Т. 9. № 1. С. 22-40.

2. Bittle, Benjii Bryan. Sharing Power to Improve Population Health: Participatory Budgeting and Policy Making. // Journal of public health management and practice. 2022. No.28(4), p.143-150. doi: 10.1097/PHH.0000000000001484.

3. Bender, K. Research-practice-collaborations in international sustainable development and knowledge production-Refections from a political-economic perspective. // European Journal of Development Research. 2022. 34(4):1-13.

4. Ostrom, E. Background on the institutional analysis and development framework. Policy Studies Journal. 2011. 39: 7-27.

5. Manahan, M.A., and M. Kumar. The Great Takeover. Mapping of Multistakeholderism in Global Governance. Amsterdam. 2022. NL: TNI

6. Близкий, Р. С., Данильченко, Т.С., Тимохина О. А. Инициативное бюджетирование и транспарентность в неоклассической парадигме экономической теории // Научный журнал Дискурс. 2019. N° 4(30).

7. Menendez-Blanco, M., Bj0rn,P. Designing Digital Participatory Budgeting Platforms: Urban Biking Activism in Madrid.// Computer Supported Cooperative Work (CSCW). 2022. No.31, p. 567-601.D0I: 10.1007/s10606-022-09443-6.

8. Segura-Tinoco, A., Holgado-Sánchez, A., Cantador, I. et al. A Conversational Agent for Argument-driven E-participation. ACM International Conference Proceeding Series. 2022. P.191-205. ISBN 978-145039749-0. DOI: 10.1145/3543434.3543447.

9. Доклад о лучших практиках развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Минфин РФ, 2022. Режим доступа: https://budget4me.ru/upload/medialibrary/8e9/8e991a0318c31498a6baba33d33292b9.pdf.

10. Кропотова, Н. В. Хаирова, С. И., Юдеева, Т. В. Инициативное бюджетирование как механизм вовлечения граждан в муниципальное управление // E-Scio. 2021. № 9(60). С. 229-233.

11. Официальный сайт министерства экономики и территориального развития свердловской области. Дата доступа 15.11.2012г. URL: http ://economy.midural .ru/content/2022-god-0.

12. Официальный сайт платформы гражданского участия «Активный гражданин» . URL:https://xn--80aerfcu6a5e.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/.

13. Дербенева, В. В. Захарчук, Е.А., Пасынков, А. Ф. Развитие инициативного бюджетирования в регионах РФ (на примере Свердловской области) // Финансовый журнал. 2020. Т. 12, № 3, С. 60-75. DOI 10.31107/2075-1990-2020-3-60-75.

14. Положение о реализации проектов инициативного бюджетирования на территории муниципального образования «город Екатеринбург» Приложение №1 к Постановлению Администрации города Екатеринбурга от 21.09.2018 N»2345.

15. Официальный сайт Министерства экономики и территориального развития Свердловской области. Дата доступа 30.11.2022. URL: http ://economy.midural .ru/content/podvedeny-itogi-regionalnogo-konkursnogo-otbora-proektov-iniciativnogo-byudzhetirovaniya-3.

16. Вагин В.В., Пинская М.Р. Фискальные эффекты применения методологии инициативного бюджетирования в сфере общественных финансов.// Финансы: теория и практика. 2022. 26(1):115-125. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2022-26-1-115-125.

EDN: ECDJMB

А.К. Есенова - доцент, департамента экономической безопасности и управления рисками, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия, AKEsenova@fa.ru;

A.K Yesenova - associate professor, department of economic security and risk management, Financial university under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia,

М.В. Желябовская - магистрант направления «Экономика», профиль «Финансовые расследования в организациях», Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия, planeta.zhelyabovskaya@bkru;

M.V. Zhelyabovskaya - master's degree in economics, profile "Financial Investigations in Organizations", Financial university under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ FOREIGN EXPERIENCE IN BUILDING A NATIONAL SYSTEM TO COUNTERACT THE LEGALIZATION OF CRIMINAL PROCEEDS

Аннотация. Сегодня в условиях глобализации легализация преступных доходов является преступлением мирового масштаба, которое оказывает негативное влияние на всю мировую экономическую систему. Почти каждое государство создает специализированный орган - «финансовая разведка», «силы» которого направлены на защиту финансовой системы от проникновения незаконных денег и обеспечение экономической безопасности. Не стоит забывать и о международном сотрудничестве, участие в группах по типу ФАТФ дает возможность не только создавать единую сеть подразделений финансовой разведки, но и возможность обмениваться опытом, новыми выявленными схемами, что в свою очередь ослабляет позиции мошенников.

В статье рассмотрена международная практика построения национальной системы по противодействию незаконных финансовых операций таких государств, как: США, Королевство Великобритании, Израиль, Новая Зеландия и Испания. Сделан акцент на меры по совершенствованию национальной антиотмывочной системы на примере зарубежных государств в отечественной реальности.

Abstract. Today, in the context of globalization, the legalization of criminal proceeds is a global crime that has a negative impact on the entire global economic system. Almost every state creates a specialized body - "financial intelligence", whose "forces" are aimed at protecting the financial system from the penetration of illegal money and ensuring economic security. Do not forget about international cooperation, participation in FATF-type groups makes it possible not only to create a unified network of financial intelligence units, but also the opportunity to exchange experience, new identified schemes, which in turn weakens the position of fraudsters.

The article examines the international practice of building a national system to counteract illegal financial transactions of such states as the United States, the Kingdom of Great Britain, Israel, New Zealand and Spain. The emphasis is placed on measures to improve the national anti-washing system on the example of foreign countries in the domestic reality.

Вестник Академии знаний № 53 (6), 2022

335

Ключевые слова: легализация незаконных денег, международный опыт, финансовый мониторинг, ФАТФ.

Keywords: legalization of illegal money, international experience, financial monitoring, FATF.

Введение

В международной системе ПОД/ФТ центральное место занимает Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FAFT). Стандарты ФАТФ - это своего рода правила которым должны соответствовать государства, для того чтобы не только соответствовать международным стандартам и иметь возможность в повышении «качества» национальной системы.

В настоящее время сложилась достаточно четкая и структурирования система международных документов в сфере противодействия незаконных финансовых операций, которые являются «фундаментом» по построению национальных антиотмывочных систем отдельных государств.

Стоит подчеркнуть, что что результативность политики в сфере ПОД/ФТ является важнейшим условием обеспечения экономической безопасности как на глобальном, так и на национальном уровнях, целостности финансовой системы, стабильности деловых связей и развития экономических отношений в целом [3].

Результаты исследования и их обсуждение

Перед тем, как будем рассматривать международную практику по построению национальной антиот-мывочной системы стоит отметить, что не существует идеальной «модели». Поскольку у каждого государства есть свои особенности, которые оказывают влияние на построение данной системы.

На рисунке 1 представлена сравнительная оценка эффективности национальной антиотмывочной системы США, Великобритания, Израиль, Новая Зеландия и Испания по методологии ФАТФ.

Immediate Outcomes США Великобри тания Израиль Новая Зеландия Испания

loi Money laundering and terrorist financing risks are understood and, where appropriate, actions co-ordinated domestically to combat money laundering and the financing of terrorism and proliferation SE HE SE SE SE

Ю2 International co-operation delivers appropriate information, financial intelligence, and evidence, and facilitates action against criminals and SE SE SE HE SE

юз Supervisors appropriately supervise, monitor and regulate financial institutions, DNFBPs and VASPs for compliance with AMUCFT ME ME ME ME SE

I04 Financial institutions, DNFBPs and VASPs adequately apply AML/CFT preventive measures commensurate with their risks, and report suspicious transactions. ME ME ME ME SE

I05 Legal persons and arrangements are prevented from misuse for money laundering or terrorist financing, and information on their beneficial ownership is available to competent authorities without impediments- LE SE SE ME SE

I06 Financial intelligence and all other relevant information are appropriately used by competent authorities for money laundering and SE ME HE SE HE

I07 Money laundering offences and activities are investigated and offenders are prosecuted and subject to effective, proportionate and SE SE SE SE SE

IOS Proceeds and instrumentalities of crime are confiscated. HE SE HE HE SE

Ю9 Terrorist financing offences and activities are investigated and persons who finance terrorism are prosecuted and subject to effective. HE HE HE SE SE

1010 Terrorists, terrorist organisations and terrorist financiers are prevented from raising, moving and using funds, and from abusing the NPO HE HE SE ME ME

Ю11 Persons and entities involved in the proliferation of weapons of mass destruction are prevented from raising, moving and using funds, consistent with the relevant UNSCRs HE HE ME ME SE

Рисунок 1 - Оценка эффективности национальных антиотмывочных систем США, Великобритании, Израиля, Новой Зеландии и Испании по методологии ФАТФ

Когда мы говорим о Соединенных Штатах возникает государство, которое является мировым финансовым центром. Тем не менее они являются привлекательным местом для незаконных доходов, полученных за пределами страны. FinCEN занимает центральное место в национальной системе ПОД/ФТ, который сотрудничает не только с госорганами внутри государства, но и с зарубежными подразделениями финансовой разведки различных государств. Особенностью системы финансового мониторинга является то, что она предназначена для обеспечения раннего предупреждения рисков на основе выявления потенциальных уязвимостей финансовой системы [5].

При этом наиболее сильной стороной США является центры обработки информации и местные рабочие группы, которые объединяют федеральные органы, власти штатов и др. Важно отметить, власти Штатов используют данные финансовой разведки и иную информацию из различных источников, что помогает найти «денежный след».

Рассматривая опыт Королевства Великобритании стоит отметить, что он примерно схож с опытом Соединенных Штатов Америки, т.е. в сфере обеспечения эффективности взаимодействия правоохранительных органов, где существует единая база данных, которая содержит информацию о подозрительных транзакциях, при этом доступ к ней имеет полиция. Что благотворно сказывается на «качестве» и оперативности расследований и выявлений противозаконных операций. Кроме того, в Великобритании за последние годы в Великобритании были введены новые инструменты и полномочия по расследованию ОД/ФТ. Эксперты ФАТФ проводя взаимную оценку в 2018 году подчеркнули, что данная юрисдикция отлично понимает риски в рамках ОД/ФТ, поэтому она считается лучшей по сравнению с США или любой другой Европейской страной [6].

Очень интересно рассмотреть опыт Израиля. Не смотря, на то, что он не является глобальным или региональным финансовым центром. Он также не является крупным экспортером и импортером финансовых услуг. Стоит отметить, что законодательство государства охватывает достаточно широкий круг вопросов в данной системе. При этом необходимо подчеркнуть, что Израиль стал членом ФАТФ в 2018 году [8].

Израильское управление по запрещению отмывания денег и финансирования терроризма является подразделением финансовой разведки. Эксперты ФАТФ в 2018 году проводили взаимную оценку национальной антиотмывочной системы в рамках 4-го раунда и подчеркнули, что Израиль является одной из ведущих стран

мира в борьбе с финансированием терроризма и отмыванием денег наравне с такими странами, как США и Великобритания.

Новая Зеландия обрела репутацию как юрисдикция с низким уровнем преступности и высоким уровнем добросовестности. Является членов ФАТФ с 1991 года. Так же стоит отметить, что очень сильно развита нормативно-правовая база данной системы. Национальная система финансового мониторинга государства характеризуется, как трехуровневой. Подразделение финансовой разведки (FIU) Новой Зеландии является подразделением структуры полиции и уполномочено оказывать помощь в выявлении и расследовании случаев отмывания денег, финансирования терроризма и других преступлений [7]. Несмотря на то, что эта юрисдикция казалось бы далеко расположена на карте мира, у нее достаточно хорошая база и с момента формирования успела добиться хороших результатов. Это говорит о том, что руководство государства прикладывает большие усилия для того, чтобы государство продолжало сохранять статус «высокой добросовестности».

Если рассматривать опыт построения антиотмывочной системы Испании, то сразу нужно отметить, что система взаимодействия правоохранительных органов и создание единой информационной базы являются схожими чертами с США и Великобритании [9]. В настоящее время ключевой субъект национальной системы ПОД/ФТ Испании - подведомственная Министерству экономических дел и цифровой трансформации Исполнительная служба Комиссии по предотвращению отмывания денег и финансовых преступлений. В целом, за последние 25 лет можно констатировать значительный прогресс в трансформационных процессах испанской системы ПОД/ФТ и ее соответствие общеевропейским регуляторным нормам в этой сфере [4]. Заключение

В ходе анализа международного опыта по построению национальной антиотмывочной системы по борьбе с теневыми финансовыми операциями можно выделить несколько общих черт, а именно взаимодействие между государственными органами внутри государства, международное сотрудничество по выявлению и пресечению преступных операций и законодательная база, которая должна постоянно обновляться и соответствовать тем тенденциям, которые сегодня происходят.

Источники

1. Авдийский В.И., Боташева Л.Х., Щербаков А.Н. Анализ зарубежного опыта выстраивания механизмов ПОД/ФТ на основе риск-ориентированного подхода // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2020. Том 10. №10А. С. 56-65. - http://elib.fa.ru/art2020/bv3550.pdf.

2. Морозов В.Г. Американский опыт борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. №3-2. С.32-35. - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37373186.

3. Сухова В.С. Международно-правовые основы противодействия легализации преступных доходов и финансирования терроризма и их влияние на отечественную правовую систему // Наукосфера. 2021. .№5(1). С. 316-324 - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46261917&.

4. Щеголева Н.Г., Мальсагова Р.Г. Международный опыт финансового мониторинга (на примере ЕС, США, Канады, Японии и Китая): основные модели и глобальные тренды // Проблемы теории и практики управления. 2020. №4. С.32-42. - https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=42895618.

5. FATF (2016), Anti-money laundering and counter-terrorist financing measures - United States, Fourth Round Mutual Evaluation Report, FATF, Paris www.fatf-gafi.org/publications/mutualevaluations/documents/mer-united-states-2016.html.

6. FATF (2018), Anti-money laundering and counter-terrorist financing measures - United Kingdom, Fourth Round Mutual Evaluation Report, FATF, Paris http://www.fatf-gafi.org/publications/mutualevaluations/documents/mer-united-kingdom-2018.html.

7. FATF (2021), Anti-money laundering and counter-terrorist financing measures - New Zealand, Fourth Round Mutual Evaluation Report, FATF, Paris http://www.fatf-gafi.org/publications/mutualevaluations/documents/mer-new-zealand-2021.html.

8. FATF-MONEYVAL (2018), Anti-money laundering and counter-terrorist financing measures - Israel, Fourth Round Mutual Evaluation Report, FATF, Paris http://www.fatf-gafi.org/publications/mutualevaluations/documents/mer-israel-2018.html.

9. FATF (2014), Anti-money laundering and counter-terrorist financing measures - Spain, Fourth Round Mutual Evaluation Report, FATF. www.fatf-gafi.org/topics/mutualevaluations/documents/mer-spain-2014.html.

EDN: FNQFPT

А.М. Кипкеева - к.э.н., доцент кафедры Прикладная информатика, Северо-Кавказская государственная академия, Черкесск, Россия, asya-Ki@yandex.ru,

A.M. Kipkeeva - candidate of economics, associate professor of the department of applied informatics, North Caucasian state academy, Cherkessk, Russia;

А.А. Урусов - студент, Северо-Кавказская государственная академия, Черкесск, Россия, a.urus@mail.ru, A.A. Urusov - student, North Caucasian state academy, Cherkessk, Russia.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ IT-ТЕХНОЛОГИЙ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ РОССИИ MODERN PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF IT TECHNOLOGIES IN THE BANKING SECTOR OF RUSSIA

Аннотация. Настоящая статья посвящается изучению современных проблем развития IT-технологий в банковской сфере. Автором выявлены современные угрозы, препятствующие развитию внедрения современных информационных технологий в финансовой сфере, вызванные на фоне продолжающейся специальной операции на Украине и западными санкциями со стороны стран НАТО по отношению к России. В ходе исследования автором выявлены ключевые проблемы развития IT-технологий, к которым следует отнести: частичное отключение от всемирной межбанковской системы платежей SWIFT, уход крупнейших поставщиков программного обеспечения Gisco, Oracle, Microsoft и SAP, блокировка счетов российских банков и ограничение доступа к IT-технологиям. Также автором были предложены мероприятия по импортозаме-щения для банковского сектора экономики.

Abstract. This article is devoted to the study of modern problems of the development of IT technologies in the banking sector. The author identifies modern threats that hinder the development of the introduction of modern information technologies in the financial sector, caused by the ongoing special operation in Ukraine and Western sanctions by NATO countries against Russia. In the course of the study, the author identified the key problems of the development of IT technologies, which should include: partial

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.