Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФАТФ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ УГРОЗАМ ГЛОБАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ'

ТЕНДЕНЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФАТФ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ УГРОЗАМ ГЛОБАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
951
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАТФ / рекомендации ФАТФ / взаимные оценки / юрисдикции высокого риска / риски финансирования терроризма / виртуальные активы / риск-ориентированный подход / FATF / FATF recommendations / mutual assessments / high-risk jurisdictions / terrorism financing risks / virtual assets / risk orientated approach

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергей Александрович Пузырев

Рассматривается роль ФАТФ в формировании глобальной стратегии по борьбе с отмыванием преступных доходов, финансированием терроризма и распространением оружия массового уничтожения. На конкретных примерах анализируются основные компоненты стратегии ФАТФ с учетом специфики и перспектив функционирования организации. Кроме того, в статье рассмотрены современные тенденции в деятельности ФАТФ в свете новых вызовов и угроз финансовым системам государств в глобализирующемся мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сергей Александрович Пузырев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE FATF’S EFFORTS TO COUNTER THREATS TO THE GLOBAL FINANCIAL SYSTEM

The article examines the role of the FATF in shaping a global strategy to combat money laundering, terrorist financing, and the proliferation of weapons of mass destruction. Using concrete examples, the main components of the FATF strategy are analyzed, taking into account the specifics and prospects of the organization’s functioning. In addition the article examines current trends in the FATF’s activities in the light of new challenges and threats to the financial systems of states in a globalizing world.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФАТФ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ УГРОЗАМ ГЛОБАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ»

УДК 336 ББК 65

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10205 © С.А. Пузырев, 2020

Научная специальность 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством

ТЕНДЕНЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФАТФ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ УГРОЗАМ ГЛОБАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ

Сергей Александрович Пузырев,

заместитель начальника кафедры экономической безопасности, финансов и экономического анализа,

кандидат экономических наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: centurio82@mail.ru

Аннотация. Рассматривается роль ФАТФ в формировании глобальной стратегии по борьбе с отмыванием преступных доходов, финансированием терроризма и распространением оружия массового уничтожения. На конкретных примерах анализируются основные компоненты стратегии ФАТФ с учетом специфики и перспектив функционирования организации. Кроме того, в статье рассмотрены современные тенденции в деятельности ФАТФ в свете новых вызовов и угроз финансовым системам государств в глобализирующемся мире.

Ключевые слова: ФАТФ, рекомендации ФАТФ, взаимные оценки, юрисдикции высокого риска, риски финансирования терроризма, виртуальные активы, риск-ориентированный подход.

TRENDS IN THE FATF'S EFFORTS TO COUNTER THREATS TO THE GLOBAL FINANCIAL SYSTEM

Sergey A. Puzyrev,

Deputy Head of the Department of Economic Security, Finance and Economic Analysis,

Candidate of Economic Sciences

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. The article examines the role of the FATF in shaping a global strategy to combat money laundering, terrorist financing, and the proliferation of weapons of mass destruction. Using concrete examples, the main components of the FATF strategy are analyzed, taking into account the specifics and prospects of the organization's functioning. In addition the article examines current trends in the FATF's activities in the light of new challenges and threats to the financial systems of states in a globalizing world.

Keywords: FATF, FATF recommendations, mutual assessments, high-risk jurisdictions, terrorism financing risks, virtual assets, risk orientated approach.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Пузырев С.А. Тенденции деятельности ФАТФ по противодействию угрозам глобальной финансовой системе. Вестник экономической безопасности. 2020;(3):302-6.

Группа разработки финансовых мер по борьбе мер по противодействию отмыванию преступных

с отмыванием денег - ФАТФ является независимой доходов. В апреле 1990 г. под эгидой Организации

межправительственной организацией, в чью ком- был выпущен всеобъемлющий план действий по

петенцию входит установление стандартов и со- борьбе с отмыванием денег, так называемые Сорок

действие эффективному осуществлению правовых, рекомендаций ФАТФ1, представляющие собой кон-

технических и организационных мер по борьбе с солидированный международный подход к борьбе

отмыванием денег, финансированием терроризма и с отмыванием денег и укреплению международно-

распространением оружия массового уничтожения, го сотрудничества в этой области. На следующий

а также связанными с ними иными транснациональ- год ФАТФ приступила к мониторингу выполнения

ными преступлениями. За свою более чем 30-лет- ее государствами-членами разработанных рекомен-

нюю деятельность ФАТФ зарекомендовала себя как даций, благодаря чему Группа стала одним из глав-

эффективный и значимый механизм в деле защиты ных межправительственных форумов не только по

глобальной финансовой системы от незаконных фи- установлению стандартов для защиты финансовых

нансовых капиталов и прочих преступных доходов. систем государств от экономических преступлений,

Изначально при создании ФАТФ в 1989 г. на

саммиге G-7 в Париже ее юрисдикция °граНИчИва- 1 The 40 Recommendations // Financial Action Task Force.

лась целями, связанными с изучением и разработкой URL: www.fatf-gafi.org/recommendations/40 (дата обращения:

15.03.2020).

но и органом по контролю за реализацией государствами базовых положений в ходе раундов взаимных оценок.

После террористических актов 11 сентября 2001 г. в США ФАТФ расширила свой мандат деятельности, приняв незамедлительные меры и разработав четкие стандарты по предотвращению финансирования терроризма, сопряженного с отмыванием преступных доходов. Государствам были представлены новые специальные рекомендации ФАТФ для эффективного отслеживания и перехвата активов террористов и преследования отдельных лиц (государств), причастных к финансированию такой деятельности. В итоге появились, так называемые, 40+9рекомендаций ФАТФ1.

В 2012 г. ФАТФ пересмотрела содержание разработанных рекомендаций и вновь расширила свой мандат в ответ на растущую угрозу распространения оружия массового уничтожения, исходящую из таких стран, как Иран и Северная Корея. В своей совокупности это привело закреплению более четкого набора эффективных стандартов по противодействию угрозам глобальной финансовой системе под эгидой ФАТФ2.

Таким образом, с момента своего создания тенденции развития ФАТФ позволили организации сформировать всестороннюю систему защиты и контроля как финансовых систем государств, так и глобальной финансовой системы от наиболее актуальных угроз в экономическом секторе.

Членский состав ФАТФ вырос с первоначальных 16 членов до нынешних 37 членов (включая Европейский союз и Совет сотрудничества стран Персидского залива) и сеть из девяти региональных организаций по типу ФАТФ, которые в своей совокупности образуют глобальную сеть ФАТФ из 205 стран3.

С момента своего создания ФАТФ работала с фиксированным сроком деятельности. Однако в апреле 2019 г. - в год 30-летия Группы - ру-

ководством организации был принят новый открытый мандат ФАТФ4. Как справедливо отметил Президент Организации Маршалл Биллингсли во время юбилейного заседания 12 апреля 2019 г. в Вашингтоне: «Новый мандат ФАТФ признает необходимость того, чтобы мы и дальше продолжали руководить решительными, скоординированными и эффективными глобальными действиями по противодействию угрозам злоупотребления финансовой системой преступниками и террористами, и укрепляли ее способность реагировать на эти угрозы, с которыми сталкиваются все страны»5.

Таким образом, спустя 30 лет после создания ФАТФ не потеряла свою актуальность в свете глобализирующих вызовов и угроз экономической, политической, социальной безопасности государств.

Ключевым механизмом работы ФАТФ являются взаимные оценки уровня выполнения государствами-членами организации разработанных рекомендаций. Эта процедура представляет собой коллегиальные обзоры, проводимые на основе специальной Методологии оценки соблюдения рекомендаций ФАТФ и эффективности противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма6.

Представители из разных государств оценивают отдельную страну с точки зрения анализа двух областей: эффективности и технического соответствия рекомендациям ФАТФ и работы внутригосударственной системы противодействия отмыванию денег и финансирования терроризма.

Акцент любой взаимной оценки делается на эффективности - установлении степени достижения национальной системой государства стандартов ФАТФ. На государстве лежит обязанность продемонстрировать, что в контексте рисков, которым она подвергается, она имеет эффективную основу для защиты финансовой системы от злоупотреблений.

1 40+9 Special Recommendations (SR) on Terrorist Financing (TF). FATF Recommendations // Financial Action Task Force. URL: http://www.fatf-gafi.org/dataoecd/8/17/34849466.pdf (дата обращения: 15.03.2020).

2 FATF Recommendations 2012. Adopted by the FATF plenary in February 2012/ As amended June 2019 // Financial Action Task Force. URL: https://www.fatf-gafi.org/media/fatf/recommendations/ pdfs/FATF.2012.pdf (дата обращения: 15.03.2020).

3 Members & Observers // Financial Action Task Force. URL: http://www.fatf-gafi.org/pages/0,3417,en. (дата обращения: 15.03.2020).

4 Mandate of the Financial Action Task Force. Approved by the Ministers and Representatives of the Financial Action Task Force. - Washington, DC, 12 April 2019. Р. 18.

5 Remarks by FATF President Marshall Billingslea. Washington DC, April 12 2019. FATF Ministerial Meeting // Financial Action Task Force. URL:https://www.fatf-gafi.org/ publications/fatfgeneral/documents/speech-fatf-ministerial.html (дата обращения: 15.03.2020).

6 FATF Methodology for assessing compliance with the FATF Recommendations and the effectiveness of AML/CFT systems // Financial Action Task Force. URL: https://www.fatf-gafi.org/ publications/mutualevaluations/documents/fatf-methodology.html (дата обращения: 15.03.2020).

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

В ходе оценки также определяется уровень выполнения государством всех технических требований каждой из 40+9 Рекомендаций ФАТФ в своих законах, подзаконных нормативных актах и других правовых документах в ключевых сферах специализации ФАТФ.

В 2019 г. прошла взаимная оценка Российской Федерации, по результатам которой был подготовлен отчет, содержащий анализ уровня соответствия российской системы ПОД/ФТ Рекомендациям ФАТФ, а также уровень ее эффективности. По результатам проведенного мониторинга Россия получила оценку «значительное соответствие» стандартам ФАТФ1.

Отметим, что действующая Методология оценки соблюдения рекомендаций ФАТФ и эффективности противодействия отмывания денег, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения принята 22 февраля 2013 г. и ежегодно обновляется с учетом выявления наилучших практик реализации Рекомендаций ФАТФ и появления новых угроз со стороны преступных групп в сфере методологии совершения преступлений. Последние обновления были внесены в октябре 2019 г. в отношении критериев выявления виртуальных активов и поставщиков таких виртуальных услуг при проведении различных транзакций, сопутствующих отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма2.

В настоящее время тенденции в деятельности ФАТФ сосредоточены на следующих приоритетных направлениях.

1. Выявление государственных юрисдикций со стратегическими недостатками и слабой системой в сфере борьбы с отмыванием денег, финансированием терроризма и распространением оружия массового уничтожения.

ФАТФ определяет юрисдикции со слабыми мерами по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма в двух публичных документах, которые выпускаются три раза в год:

- первый документ - заявление ФАТФ в отношении «Юрисдикций высокого риска» - так называемые страны «черного списка» с серьезными стратегическими недостатками по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. ФАТФ обязует всех своих членов применять усиленный контроль и вводить контрмеры для защиты международной финансовой системы при взаимодействии с такими государствами;

- второй документ - заявление ФАТФ в отношении «Юрисдикций под усиленным мониторингом» - так называемые страны «серого списка», которые активно работают с Группой для устранения стратегических недостатков в своих режимах по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения. Когда ФАТФ ставит юрисдикцию под усиленный контроль, это означает, что страна обязалась быстро устранить выявленные стратегические недостатки в согласованные сроки и подвергается усиленному мониторингу.

Отметим, что на протяжении всего периода своей работы процедуры ФАТФ по публичному составлению и обнародованию списка стран со слабыми режимами финансового контроля зарекомендовали себя весьма эффективным средством защиты глобальной финансовой системы от внешних угроз. По состоянию на февраль 2020 г. ФАТФ рассмотрела более 100 стран и юрисдикций и публично определила 18 из них в «серый список»3 (Албания, Камбоджа, Исландия, Сирия, Пакистан, Монголия и др.) и 2 государства в «черный список»4 (Корея, Иран).

Для исключения из мониторинга ФАТФ обозначенные государства должны провести ряд важных правовых, организационных и технических реформ в своей системе контроля финансового сектора и привести свою национальную систему в соответствие с требованиями по противодействию отмыванию доходов, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения.

1 Anti-money laundering and counter-terrorist financing measures in the Russian Federation. FATF-EAG-MONEVAL. 2019. // Financial Action Task Force. URL: https://www.fatf-gafi.org/ media/fatf/documents/reports/mer4/Mutual-Evaluation-Russian-Federation-2019.pdf (дата обращения: 15.03.2020).

2 См. подробнее: Information on updates made to the FATF Methodology // Financial Action Task Force. URL: https:// www.fatf-gafi.org/publications/mutualevaluations/documents/fatf-methodology.html (дата обращения: 15.03.2020).

3 Jurisdictions under Increased Monitoring - 21 February 2020 // Financial Action Task Force. URL: http://www.fatf-gafi.org/ publications/high-risk-and-monitored-jurisdictions/2020.html (дата обращения: 15.03.2020).

4 High-Risk Jurisdictions subject to a Call for Action -21 February 2020. // Financial Action Task Force. URL: http://www. fatf-gafi/publications/high-risk-and-other-monitored-jurisdictions/ documents2020.html (дата обращения: 15.03.2020).

За 2019 г. из системы мониторинга ФАТФ в связи с наращиванием потенциала систем финансового надзора и регулирования такие государства, как Сербия, Эфиопия, Шри-Ланка, Тунис, в 2020 г. -Тринидад и Тобаго.

2. Борьба с финансированием терроризма продолжает оставаться высшим приоритетом ФАТФ и ключевой частью целей Организации по укреплению целостности финансового сектора и обеспечению безопасности. С 2001 г. ФАТФ играет центральную роль в регулировании сотрудничества государств на универсальном и региональном уровнях, благодаря своей роли в установлении глобальных стандартов по борьбе с финансированием терроризма, оказанию помощи юрисдикциям в выполнении финансовых положений резолюций Совета Безопасности ООН по терроризму1 и оценке способности стран предотвращать, выявлять, расследовать и преследовать в судебном порядке финансирование терроризма.

Глобальная стратегия ФАТФ по борьбе с финансированием терроризма реализуется в своей совокупности по следующим направлениям:

- разработка комплекса стратегических документов, актуализирующих понимание рисков финансирования терроризма в свете динамических изменений угроз от террористических группировок в различных регионах мира, позволяющий странам распределять ресурсы для выявления или пресечения финансирования терроризма2;

- постоянный оперативный пересмотр рекомендаций ФАТФ с целями обеспечения основ для выявления и пресечения деятельности по финансированию терроризма. Так, например, в 2019 г. были внесены изменения, обязующие государства провести криминализацию такого деяния, как «финансирование поездок с целью совершения, планирования, подготовки или участия в террористических актах или предоставления или получения подготовки террористов»;

1 Резолюция 2462 (2019), принятая Советом Безопасности на его 8496-м заседании 28 марта 2019 г. // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL:https://undocs.org/ ru/S/RES/2462(2019) (дата обращения: 15.03.2020).

2 См. подробнее: Руководство по оценке риска финансирования терроризма 2019 г., Стратегии противодействия финансированию терроризма 2018 г., Финансирование вербовки для террористических целей 2018 г., Финансирование терроризма в Центральной и Западной Африке 2016 г. и др.

- обеспечение организационных и технических условий для того, чтобы государства надлежащим образом и эффективно применяли Стандарты ФАТФ для выявления и пресечения деятельности по финансированию терроризма посредством подготовки пошаговых инструкций и стратегических руководств для оказания помощи государственному и частному секторам по эффективной реализации инструментов3;

- содействие более эффективной внутренней координации и международному сотрудничеству в борьбе с финансированием терроризма с региональными органами ФАТФ и другими ключевыми партнерами, такими как ООН в отслеживании и эволюции тенденций, источников и методов финансирования терроризма;

- разработка стратегической методологии по своевременному обмену соответствующей оперативной информацией и данными финансовой разведки о действиях, перемещениях или схемах перемещения террористов или террористических сетей, включая иностранных боевиков-террористов (ИБТ) и возвращающихся и перемещающихся ИБТ4.

3. Третьим ключевым направлениям современной стратегии ФАТФ является проработка вопроса «виртуальных активов» и определения потенциальных угроз от них в ключевых сферах деятельности ФАТФ. Термин «виртуальный актив» относится к любому цифровому представлению стоимости, которое может быть продано в цифровом виде, передано или использовано для оплаты. Без надлежащего регулирования данная сфера рискует стать виртуальным пространством для финансовых операций преступников и террористов. Впервые данный вопрос вышел на повестку дня ФАТФ в 2014 г., когда Организация выпустила документ под названием «Виртуальные валюты: ключевые определения и потенциальные риски в сфере ПОД/ФТ» в ответ на появление виртуальных валют и связанных с ними платежных механизмов, обеспечивающих новые способы перевода ценностей в Интернете. В июне 2015 г. ФАТФ выпустила «Руководство по применению риск-ориентированного подхода в отношении виртуальных валют» в рамках поэтапного подхода к

3 См. подробнее: Руководство по криминализации финансирования терроризма 2015 г., ежегодные Отчеты о взаимной оценке.

4 Сводные стандарты по обмену информацией 2017 г., Обмен информацией в частном секторе 2017 г. и др.

снижению рисков отмывания денег и финансирования терроризма, связанных с платежными продуктами и услугами на основе виртуальной валюты.

Значительная работа в этом направлении была проведена в 2019 г. В частности, в июне 2019 г. ФАТФ приняла и выпустила пояснительную записку к Рекомендации 15 о новых технологиях с использованием виртуальных активов с целями предотвращения данных платежных систем для отмывания денег и финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения1 .

Кроме того в июне 2019 г. в ответ на растущее использование виртуальных активов для отмывания денег и финансирования терроризма было пересмотрено и опубликовано обновленное «Руководство по применению риск-ориентированного подхода в отношении виртуальных валют»2. Среди руководящих направлений содержатся обязательства государств по оценке и снижению своих рисков, связанных с финансовой деятельностью и поставщиками виртуальных активов; по лицензированию и регистрации поставщиков таких услуг, а также по надзору или мониторингу со стороны компетентных национальных органов за их деятельностью.

Стандарты обеспечивают применение к виртуальным активам тех же мер защиты, что и в финансовом секторе, поэтому на поставщиков таких услуг распространяются меры ФАТФ, применяемые к финансовым учреждениям.

Подводя итоги в данной статье, отметим, что в настоящее время ФАТФ является одним из главных межправительственных форумов не только по установлению стандартов для защиты финансовых систем государств от экономических преступлений, но и органом по контролю за реализацией государствами базовых положений в ходе раундов взаимных оценок. ФАТФ держит на контроле эволюцию методов отмывания денег и финансирования терроризма и постоянно совершенствует свои стандарты для устранения новых рисков.

1 Outcomes FATF Plenary, 16-21 June 2019 // Financial Action Task Force. URL:https://www.fatf-gafi.org/publications/fatfgeneral/ documents/ june-2019.html (дата обращения: 15.03.2020).

2 Guidance for a Risk-Based Approach to Virtual Assets and Virtual Asset Service Providers. JUNE 2019. // Financial Action Task Force. URL: https://www.fatf-gafi.org/publications/ fatfrecommendations/documents.html (дата обращения: 15.03.2020).

Литература

1. Кузнецова Е.И. Роль финансового мониторинга в системе обеспечения экономической безопасности платежной системы // Экономическая безопасность личности, общества, государства: проблемы и пути обеспечения Материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2018. С.150-153.

2. Пузырев С.А. Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег: основные принципы и современные механизмы функционирования // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2011. № 6 (20). С. 182-185.

3. Рекомендации ФАТФ. Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения / Пер. с англ. М.: Вече, 2012. 176 с.

4. Экономическая безопасность. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления под ред. С.С. Маиляна, Н.Д. Эриашвили. Издание 3-е, переработанное и дополненное. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 503 с.

5. Anti-money laundering and counter-terrorist financing measures in the Russian Federation. FATF-EAG-MONEVAL. 2019. // Financial Action Task Force. URL: https://www.fatf-gafi.org/media/fatf/ documents/reports/mer4/Mutual-Evaluation-Russian-Federation-2019.pdf (дата обращения: 15.03.2020).

6. Consolidated Processes and Procedures for Mutual Evaluations and Follow-Up: «Universal Procedures», October 2019. FATF. Paris, 2019. Р. 20.

7. FATF (2013-2019), Methodology for assessing compliance with the FATF Recommendations and the effectiveness of AML/CFT systems updated October 2019. FATF. Paris, 2019. Р. 196.

8. Guidance for a Risk-Based Approach to Virtual Assets and Virtual Asset Service Providers. FATF. Paris, 2019. Р. 59.

9. Methodology for assessing compliance with the FATF Recommendations and the effectiveness of AML/CFT systems. FATF. Paris, 2019. Р. 196.

10. Terrorist Financing Risk Assessment Guidance. FATF. Paris, 2019. Р. 66.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.