cialist in criminal procedure of Russia: monograph). Ufa : RITs BashGU, 2014.
10. Aminev F.G. Teoriya i praktika ispol'zovaniya spetsial'nykh znanii v rassledovanii prestuplenii, monografiya (Theory and practice of using specialized knowledge in crime investigation: monograph). Ufa. RITs BashGU, 2015.
11. Dyablova Yu.L. Modelirovanie prestupnika s pomoshch'yu sredstv sudebnoi ekspertizyi (Modeling the criminal with the help of forensic tools), Vostok-Zapad: partnerstvo v sudebnoi ekspertize. Ak-tual'nye voprosy teorii i praktiki sudebnoi ekspertizy, materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., g. Almaty, 6 noyabrya 2014 g. Astana, 2014. Pp. 135-137.
12. Zhdanov S.P. Uchastie spetsialista v sudoproizvodstve i operativno-rozysknoi deyatel'nosti: postanovka problem (Participation of a specialist in legal proceedings and operational search activity: statement of problems), preprint monografii. Moskva. Izd. dom Shumilovoi I.I., 2014.
13. Suslonov P.E. Vyyavlenie soderzhashchikhsya v audio-, video- i pechatnykh materialakh priznakov eks-tremizma: teoretiko-metodologicheskie i prakticheskie aspekty problem (Identification of the signs of extremism contained in audio, video and printed materials: theoretical, methodological and practical aspects of the problem), Problemy protivodeistviya ekstremizmu, materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, 15 oktyabrya 2009 g. Belgorod. BelYuI MVD Rossii, 2009. Pp. 37-44.
Дата поступления: 21.08.2017 Received: 21.08.2017
УДК 341.1
СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА В РАМКАХ ГРУППЫ РАЗРАБОТКИ ФИНАНСОВЫХ МЕР БОРЬБЫ С ОТМЫВАНИЕМ ДЕНЕГ
КАРИМОВ Рим Римович
кандидат юридических наук, доцент кафедры истории и теории государства и права Уфимского юридического института МВД России, г. Уфа, Россия. E-mail: [email protected]
КАРИМОВА Гузель Юрисовна
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права Уфимского юридического института МВД России, г. Уфа, Россия.
E-mail: [email protected]
Актуальной задачей мирового сообщества в настоящее время является пресечение финансирования терроризма. Государства проводят данную работу на уровне международных ор-
COOPERATION OF STATES ON COMBATING THE FINANCING OF TERRORISM IN THE FRAMEWORK OF DEVELOPING FINANCIAL ANTI-MONEY LAUNDERING MEASURES
KARIMOV Rim Rimovich
Candidate of Sciences (Law), Assistant Professor of the Department of History and Theory of State and Law of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Ufa, Russia. E-mail: [email protected]
KARIMOVA Guzel Yurisovna
Candidate of Sciences (Law), Assistant Professor of the Department of Constitutional Law of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Ufa, Russia. E-mail: karimova-guzel-80@mail. ru
Actually, the current task of the world community is to suppress the financing of terrorism. States carry out this work at the level of international organizations. The coordinator of this
ганизаций. Координатором данной работы выступила Организация Объединенных Наций, под эгидой которой были разработаны базовые международные документы в сфере противодействия финансированию терроризма. В связи с тем, что государства имеют разнообразные правовые, административные и оперативные рамки и различные финансовые системы возникла необходимость принятия универсальных мер по противодействию финансированию терроризма. Данные меры были выработаны Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). На сегодняшний день ФАТФ выработаны специальные Рекомендации по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, которые используются более 30 государствами мира, в том числе и Российской Федерацией.
work is the United Nations, under the aegis of which the basic international documents in the field of combating the financing of terrorism have been developed. Due to the fact that States have a variety of legal, administrative and operational frameworks and various financial systems, it is necessary to adopt universal measures to counter the financing of terrorism. These measures have been developed by the Financial Action Task Force on Money Laundering (FATF). To date, the FATF has developed special Recommendations on combating money laundering and the financing of terrorism, which are used by more than 30 countries of the world, including the Russian Federation.
Ключевые слова: сотрудничество государств, противодействие финансированию терроризма, ФАТФ, ООН.
Key words: cooperation of states, combating the financing of terrorism, the FATF, the UNO.
К сожалению, современные террористические организации давно поняли важность денежных средств для осуществления своих преступных замыслов. Крайняя важность получения непрерывных финансовых вливаний заставила террористов эффективно конспирировать источники своих доходов, а также каналы их получения. Мировое сообщество, осознав важность принятия срочных мер именно в деле борьбы с финансированием терроризма, незамедлительно активизировало свои усилия в этом направлении [2].
В качестве координатора данной работы особую роль играла Организация Объединенных Наций [3]. Практика борьбы с терроризмом показала международному сообществу, что меры, принимаемые государством в этой области, должны носить разноплановый характер и не должны сводиться только к наказанию исполнителей террористических актов и их организаторов. Важным аспектом этой борьбы является также наказание тех, кто направляет финансовые потоки лицам и организациям, занимающимся террористической деятельностью. Именно на это и нацелена принятая 9 декабря 1999 года Генеральной Ассамблеей ООН Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма [4, с. 16]. Данная Конвенция криминализирует оказание финансовой помощи для совершения действий, предусмотренных в конвенциях, указанных в приложении к ней.
В международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма отмечена связь с конвенциями, названными выше, относящимися к преступлениям международного характера в контексте ее применения к соответствующим деяниям, обозначенным в ст. 2 настоящей конвенции. По смыслу Конвенции любое лицо совершает преступление, если оно любыми методами, прямо или косвенно, незаконно и умышлено предоставляет средства или осуществляет их сбор с намерением их использования для совершения таких деяний.
Существенным моментом в данной конвенции является то, что государства-участники не могут отклонять просьбы о взаимной помощи, ссылаясь на банковскую тайну (п. 2 ст. 12). Государства-участники в рамках сотрудничества в области противодействия финансированию терроризма могут принимать различные меры, в частности изменение, при необходимо-
сти их внутреннего законодательства, для воспрепятствования подготовке в пределах их соответствующих территорий к совершению преступлений террористического характера (п. 1 ст. 18). Несмотря на достаточно строгие нормы Конвенции, государства-участники выполняют свои обязанности таким образом, чтобы это отвечало принципам суверенного равенства и территориальной целостности государств и принципу невмешательства во внутренние дела других государств (ст. 20).
Проблема противодействия финансированию терроризма была освещена в Резолюции Генеральной Ассамблеи Интерпола № AGN /68/RES/2 «Финансирование терроризма» от 12 ноября 1999 года. В ней говорилось, что Генеральная Ассамблея Интерпола снова призывает все государства - члены Интерпола воздержаться от финансирования, поддержки или какого-либо иного содействия террористической деятельности, где бы и кем она ни велась..., а так же рекомендует НЦБ государств-членов способствовать обмену информацией, касающейся финансирования терроризма. [1, с. 466-467].
Следует отметить, что большую работу по противодействию финансированию терроризма проводит Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). ФАТФ является межправительственным органом, созданным в 1989 году. Целями ФАТФ являются установление стандартов и содействие эффективному осуществлению правовых, нормативных и оперативных мер по борьбе с отмыванием денег, финансированием терроризма и другими связанными с ними угрозами целостности международной финансовой системы. Таким образом, ФАТФ является «директивным органом», который работает для обеспечения необходимой политической воли для проведения национальных законодательных и нормативных реформ в этих областях.
ФАТФ разработала ряд Рекомендаций, которые признаны международным стандартом борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма и распространением оружия массового уничтожения. Они составляют основу скоординированного ответа на эти угрозы на целостность финансовой системы и помогают обеспечить равные условия. Впервые выпущенные в 1990 году Рекомендации ФАТФ были пересмотрены в 1996, 2001, 2003 годах и в 2012 году, чтобы обеспечить их актуальность и универсальность.
ФАТФ отслеживает прогресс своих членов в осуществлении необходимых мер, рассматривает методы отмывания денег и финансирования терроризма и контрмеры, а также способствует принятию и осуществлению соответствующих мер на глобальном уровне. В сотрудничестве с другими международными заинтересованными сторонами ФАТФ работает над выявлением уязвимостей на национальном уровне в целях защиты международной финансовой системы от злоупотреблений.
В 2014 году ФАТФ приняла общую стратегию по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма, в которой изложены проблемы и приоритеты, стоящие перед ФАТФ на период 2014-2016 гг.
В стратегии были определены следующие инструменты, необходимые для борьбы с финансированием терроризма:
- выявлять, оценивать и понимать риски в рамках противодействия финансированию терроризма;
- всесторонне криминализовать финансирование терроризма как отдельное преступление;
- консолидировать усилия членов ФАТФ по борьбе с террористическим финансированием;
- осуществлять целевые финансовые санкции и замораживание террористических активов;
- оснастить правоохранительные органы и подразделения финансовой разведки (ПФР);
- выявлять и предотвращать незаконную трансграничную перевозку наличных денег;
- обеспечить быстрое и конструктивное международное и внутреннее сотрудничество;
- принять превентивные меры для защиты секторов, которые могут быть использованы неправильно (финансовые, нефинансовые, некоммерческие организации (НКО) [5].
Необходимо отметить, что Российская Федерация является членом ФАТФ с 2003 года и все это время находится в числе первых держав, борющихся как с самим терроризмом, так и с его финансированием.
Библиографические ссылки
1. Борьба с международным терроризмом: сборник документов / сост. К.А. Бекяшев, М.Р. Авясов; науч. ред. В.В. Устинов. М., 2005.
2. Каримов Р.Р. Генезис договорно-правового механизма сотрудничества государств в сфере противодействия терроризму в XX-XXI вв. : монография. Уфа : УЮИ МВД России, 2010.
3. Нигматуллин Р.В. Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера в XX веке и начале XXI столетия (историко-правовой аспект) : монография. М. : Юрист, 2006.
4. Савельев В.А. Об имплементации в российском законодательстве международных договоров Российской Федерации по борьбе с терроризмом // Международное публичное и частное право. 2002. № 2. С. 16-19.
5. Consolidated FATF strategy on combatting terrorist financing // http://www.fatf-gafi.org/media/fatf/documents/reports/FATF-Terrorist-Financing-Strategy.pdf.
References
1. Bor'ba s mezhdunarodnym terrorizmom: sbornik dokumentov (The fight against international terrorism: collection of documents), sost. K.A. Bekjashev, M.R. Avjasov; nauch. red. V.V. Ustinov. Moscow, 2005.
2. Karimov R.R. Genezis dogovorno-pravovogo mehanizma sotrudnichestva gosudarstv v sfere pro-tivodejstvija terrorizmu v XX-XXI vv. (Genesis of the contractual and legal mechanism of cooperation of states in the sphere of counteraction to terrorism in the XX-XXI centuries), monografija. Ufa, UJuI MVD Rossii, 2010.
3. Nigmatullin R.V. Sotrudnichestvo gosudarstv v bor'be s prestuplenijami mezhdunarodnogo harak-tera v XX veke i nachale XXI stoletija (istoriko-pravovoj aspekt) (Cooperation of states in combating crimes of an international character in the 20th century and the beginning of the 21st century (the historical and legal aspect)), monografija. Moscow, Jurist, 2006.
4. Savel'ev V.A. Ob implementacii v rossijskom zakonodatel'stve mezhdunarodnyh dogovorov Ros-sijskoj Federacii po bor'be s terrorizmom (On the implementation in the Russian legislation of the international treaties of the Russian Federation on combating terrorism), Mezhdunarodnoe publich-noe i chastnoe pravo, 2002, № 2, рр. 16-19.
5. Consolidated FATF strategy on combatting terrorist financing // http://www.fatf-gafi.org/media/fatf/documents/reports/FATF-Terrorist-Financing-Strategy.pdf.
Дата поступления: 15.07.2017 Received: 15.07.2017